"А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?" (БАРГУДЖИН-ТОКУМ)
«А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?»
Текст Сергей Волков
Устная передача знаний позволяет умышлено её исказить в интересах сказителя. Когда я встречаю в современных книгах информацию с ссылками типа «все бурятские бөө знают, что в этой истории речь идет о Байкале» – исключительно на голословные сообщения от уважаемых бөө – хранителей исторической памяти своего народа, и она не вписывается в современную парадигму знаний, а иногда целиком ей противоречит, возникает закономерный вопрос: «Где историческая истина?». К числу подобных дискуссионных вопросов относятся спорные моменты об именовании озера Байкал в древности именами Бэйхэй и Тенгиз, тождества Баргузинской долины с легендарной страной – Баргуджин-Токум, о местонахождении прародины героев Сокровенного сказания монголов – Бортэ чоно и прародительницы монголов Алан-Гоа (местность Эргэнэ-кун). В этом ряду показателен пример Баргузинской долины, которая усилиями бурятских сказителей и буддийских лам к началу XXI века внезапно стала центром Баргуджин-Токум, а заодно и местом постоянного проживания первопредков бурят – Баргу-батора и его младшего сына Хоредоя, местом кочевий прародителя монголов Бортэ чоно и местом рождения прародительницы золотого рода борджигинов – легендарной принцессы Алан Гоа. А теперь информаторы в Баргузинской долине, ссылаясь на устные традиции, также стали рассказывать, что Чингисхан похоронен на Бархан-Ууле, а баргуты покинули Баргузинскую долину, потому, что здесь был провозглашён Их Хориг. Правда они не уточняют, почему баргуты тянули с уходом из Их Хориг после мнимого захоронения Чингисхана якобы на горе Бархан Уула ещё свыше 300 лет (исход баргутов из долины произошёл в XV–XVI вв.). В 2015 году участники III Международного баргутского фестиваля решили установить монумент праматери Чингисхана Алан-Гоа в северной части Баргузинской долины – Курумканском районе, однако реализация проекта затянулась и на момент 2025 года он ещё не установлен. Аналогичный проект сакрально-туристического комплекса в Бурятии, посвящённый прародительнице золотого рода Борджигин был начат в 2016 г. в местности Хоймор Тункинской долины, которая в свою очередь стала тоже претендовать на место рождения легендарной Алан-Гоа. Этот проект также не был завершён до настоящего времени. Можно понять желание баргузинских бурят возвеличить свои святыни и обосновать их значимость, но за всем этим возникает сомнение: «А был ли мальчик?».
Я в этом не уверен. Есть следующие контраргументы (предполагаю, что их количество будет в дальнейшем увеличиваться):
В средневековых текстах, можно прочитать, что Баргуджин-Токум не соприкасалась с Байкалом и располагалась севернее гор Алтая, это обширная территория, заселённая большим количеством лесных племен, со множеством оленей, на которых они ездят, протянулась на 40 дней пути, достигает на севере океана и страны мрака. Из старинных географических описаний Баргуджин-Токум можно выделить следующие её главные характеристики:
1. Баргуджин-Токум на востоке граничит с страной киргизов. Область «Кыргыз» занимала Минусинскую котловину. В летописях персидского историка Рашид ад-Дина локализация страны Баргуджин-Тукум точно указана в понятных и сейчас географических названиях – находится к северу за Минусинской котловиной, протянулась на восток до Восьмиречья [Секиз–мурэн] – долина реки Ангара с восемью притоками саянских рек.
2. Её протяжённость в 40 дней пути. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны, что совершенно не соответствует географическим реалиям Баргузинской долины, протяжённостью в 2 дня пути, и малозаселённой до прихода бурят исключительно одними эвенками.
3. На её обширной территории, по свидетельству Рашид ад-Дина, проживает большое количество племен (такое количество племен невозможно расселить в Баргузинской долине, протяжённостью лишь 200 км), а именно «кори, баргу, тумат, байаут, баргут, ойрат, булагачин, курамчин, урянкат и другие племёна». Племена баргутов, туматов и хори кочевали в районах, соответствующих современным Приангарью и Прибайкалью.
4. В 1218 г. сын Чингисхана Джучи совершил поход для покорения лесных племен, сидевших в Баргуджин-Токуме. Историки установили, что он прошёл по льду реки Кэм-Кэмджиут (Енисей). Войско Джучи совершило поход в Минусинскую котловину, а не в Баргузинскую долину на востоке Байкала. Монголы с боями прошли по Туве, Алтаю, потратив на подчинение «лесных племен» около месяца.
5. В обновлённой версии мифа, появившимся в Баргузинской долине в XVIII веке – родоначальник бурят Хоредой, а не Хорилартай-мергэн женится в Баргузинской долине на дочери вождя одного из племён баргутов. Однако, в Сокровенном сказании монголов в § 8 говорится, что этим вождём был Баргудай-мэргэн, его дочь носила имя – Баргуджин-Гоа. У них родилась в Хори-Туматской земле в местности Арих Усун (Ариг Ус) дочь Алан-Гоа (944 г.), ставшая прародительницей монгольских правителей из рода борджигин. Большинство учёных отождествляют Хори-Туматскую землю (местность Арих Усун) с северным районом на восточной стороне Хубсугула – бывшей территории горских хори-туматов, но не с территорией Баргузинской долины.
6. В знаменитой книге Марко Поло «Книга чудес света» (1292 г.) под страной Баргу подразумевает Барабинскую степь, расстилающуюся между Иртышем и Енисеем, – владения северного татарского князя Канчи и страны мрака, где шаманов больше всего.
7. Перевод надписи с латыни на западноевропейской карте Даниэля Целлариуса (Келлера) 1590 г.: «Протяженность плато Баргу – около 40 дней пути. Жители этой области подчиняются Великому Хаму». Местность Баргу помещена севернее Алтая между реками Обь и Иртыш.
8. В географическом описании Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария» (1692 г.) земля Баргу, известная из древних описаний народов, локализуется в местности между Томском и страной Алтын, находящейся в южной части реки Обь[1]. Николаас Витсен считал, что «Буряты татарского происхождения, имеют происхождение от лесных племён Баргуджин-Тукума, живут большей частью между реками Енисей и Ангара, до Байкала».
9. Бурятский ученый Доржи Банзаров в XIX в. пишет: Ойраты до Чингисхана, живя в Баргучжин-Тукуме, принадлежали к лесным народам. Таким образом, вероятно, они жили в лесах Южной Сибири»[2]. Это мнение разделяют учёные: известный русский географ, академик Петербургской академии наук А.Ф. Миддендорф, Г.Е. Грумм-Гржимайло.
10. С землёй предков связано предание о легендарном прародителе бурятского народа Баргу-баторе. Бурятский этнограф М.Н. Хангалов записал в 1881 г. легенду о Баргу-баторе, который жил прежде у реки Тобол, затем с тремя сыновьями перекочевал в Тункинскую долину, откуда с младшим сыном Хоредоем откочевал на Лену. Согласно легендам хоринских бурят прародитель бурят Баргу-батор первоначально проживал в местности у реки Тобол (левый приток Иртыша).
11. Гора Бархан-Уула упоминается как северный хранитель буддийского учения в древних тибетских текстах. В действительности в Древнем Тибете ничего не знали о Байкале и этой горе, никаких древних тибетских текстов с упоминанием этой горы не существует (даже неизвестно как она называлась раньше). Хранителем буддийского учения эжин Бархан-Уула провозглашён прибывшими в долину буддийскими ламами, этот миф мог возникнуть только после прихода буддизма на эту территорию, когда ламы подвергли буддизации местные шаманские культы, т.е. после проведения в 1807 году первого буддийского ритуала на баргузинской земле.
12. В завершение – козырный туз: Тенгиз – это не внутреннее море, а река в Монголии. Кроме, чаще всего цитируемого, перевода «Сокровенного сказания монголов» А.С. Козина («переплыв внутренне море Тенгиз») существует ещё минимум пять переводов других авторов, в т.ч. классический, оригинальный текст перевода, подготовленный монгольскими учёными в 2004 г. («переправились через воды реки Тэнгэс»). Результаты современного текстологического изучения памятника и его переводов отражены в работах А. Мелехина, Г. Ярославцева[3]. По последней академической версии перевода монгольским учёным Ч. Далем, древние предки монголов покинули местность Эргэнэ-кун, располагающую в Саянах, миновали озеро Хубсугул, переправились через речку Тэнгэс и дошли до верховья реки Онон, где и осели. Этот перевод полностью исключает Байкал и Баргузинскую долину из истории прародителей Чингисхана, прародитель Чингисхана Бортэ чоно не посещал Баргузинскую долину и «не кропил в воды Байкала молоком ста белых кобылиц, когда молился Вечно Синему Небу», как это «присочинили» в устной традиции баргузинских бөө. К числу подобных басен относятся также рассказы баргузинских информаторов о захоронении Чингисхана на Бархан-Ууле и лам Курумчинского дацана о стойбище родоначальника бурят Баргу-батора и его сына Хоредоя на плато Тэптээхэй на горе Бархан-Уула (Баргу-батор и его младший сын Хоредой не посещали Баргузинскую долину, они достигли реки Лены, где Хоредой остался, а Баргу-батор возвратился на остров Ольхон, где умер).
Несмотря на эти понятные географические указатели, единого мнения историков о точной локализации Баргуджин-Тукума нет до сих пор, одни и те же летописи трактуются ими по-разному.
[1] Витсен Н. Северная и Восточная Тартария. Амстердам, 2010 г., т. 2 – с. 978.
[2] Банзаров Доржи. Об ойратах и уйгурах. Собрание сочинений. Улан-Удэ,1997 г.
[3] Опубликованы в книгах «Чингисхан Верховный властитель Великой степи». М., 2023 г., «Чингисхан. Сокровенное сказание». Серия «Великие правители», М.: Эксмо, 2016 г., «Чингисиана. Свод свидетельств современников», М.: Эксмо, 2009 г.