ДРЕВНЯЯ КАРТА ШАМБАЛЫ В БОНСКОМ МОНАСТЫРЕ ГУРУГЬЯМ

Статьи 23 сент. 2024 г.

Текст Сергей Волков, 2024 г.

ДРЕВНЯЯ КАРТА ШАМБАЛЫ В БОНСКОМ МОНАСТЫРЕ ГУРУГЬЯМ

Бонское изображение Шамбалы с девятиэтажной горой в центре. Китайский рисунок

 

В конце 90-х годов ХХ столетия в средствах массовой информации появилась сенсация – обнаружена древняя карта Шамбалы. Казалось бы, что доказательство реальности страны Шамбала в древности найдено. Но, содержание публикаций быстро изменилось. Совсем скоро объявленную карту Шамбалы – «Карта Олмо, Крайний Шангшунг», стали осторожно называть «Картой Передней Азии», а название «Шамбала» из названия карты убрали. Эта карта Чистой земли Олмолунгринг была впервые опубликована в «Девяти путях Бон» в 1967 году. Рисованная карта была привезена из Индии Лобпоном Тензином Намдаком. На изображении страна Олмо, бонский эквивалент Шамбалы, окружена квадратом снежных гор. В центре возвышается девятиярусная гора, символизирующая девять путей религии бон.

Карта Олмо (Шамбалы) из Тибетско-шангшунгского словаря 1842 г.

Подпись внизу даёт разные названия Олмо, по мнению русских учёных Л.Н. Гумилёва и Б.И. Кузнецова, взявшихся за расшифровку этой карты, включая и Шамбалу. Наличие непонятных древних названий по версии переводчиков относит географические представления, отражённые на карте, к эпохе правления в Северном Эламе Кира II Великого (558–530 до н. э.), и карта, поэтому могла быть, предположительно, составлена более двух тысяч лет назад. Где оригинал карты, история и время её изготовления в настоящее время неизвестны. Было бы крайне интересно узнать научную датировку хотя бы бумаги карты Олмо, находящуюся сейчас в бонском монастыре Гуругьям, точный перевод надписей на карте и историю её появления в монастыре. Мне показалось странным, что наряду с непонятными древними названиями, на карте присутствуют современное название слоновьей реки Лангчен, а не древнее – Сита. В разных источниках даже название этой карты переводится по-разному. Не понятно даже, есть ли в заглавии карты название Шамбала? Почему-то учёные изучают только копии этой карты из тибето-шангшунского словаря, не упоминая о наличие более подробной аналогичной карты Олмо из бонского монастыря Гуругьям. На фотографиях этой карты, которые я сделал в бонском монастыре в заглавии карты нет названия Шамбала. Правильно ли расшифрована «Карта Олмо, крайний Шангшунг» из тибетско-шангшунгского словаря?

К расшифровке копии с этой карты приступили известные российские ученые востоковеды Л. Гумилев и Б. Кузнецов. Первым появился очерк Л. Гумилева «Страна Шамбала в легенде и в истории», а в 1999 г. книга Б. Кузнецова «Древний Иран и Тибет» о его варианте расшифровки карты. Появление более подробной карты в 2004 г., обнаруженной в бонском монастыре Гуругьям в Западном Тибете прошло незамеченным, хотя на ней были отчетливо видны детали, ставящие под сомнения выводы авторитетных ученых.

            Перевод и расшифровка древней тибетской карты из тибетско-шангшунгского словаря 1842 г. известным ученым-тибетологом Б. Кузнецовым[1] и его выводы о тождественности Ирана легендарной Шамбале не стали общепринятыми. Трудно оспаривать выводы известного ученого, но не все востоковеды соглашаются, что страна Олмолунгринг, которая вынесена в название тибетской карты, тождественна Ирану, а Иран тождественен Шамбале, как это обосновывает в своем труде историк-востоковед Б. Кузнецов. Если принять во внимание названия гор на карте, местонахождение которых сегодня определяется в Тибете, то выводы будут совершенно иными.

            Исходная предпосылка в рассуждениях ученого Б. Кузнецова сформулирована им в следующей редакции: «В центре карты находится город или, может быть, дворец, замок, словом, населенный пункт под названием Bar-po-sobrgyad. Это одна из столиц Персидской империи – Pasargady (550 г. до н.э.). В центре карты девятиэтажная гробница Кира Великого – основателя Персидской монархии» (???). Название священной горы непонятно, но, судя по слову юн-друн[2], гора имела отношение к культу света».

            Окончательный вывод ученого: рассматриваемая карта отождествляется с Ираном (?) и отражает время III–II вв. до н.э. Olmo lungring /земля Олмо Длинная долина/ тождественна Ирану (?), а древняя тибетская религия бон «имеет вполне определённое и не вызывающее сомнений тождество с древними иранскими религиями». Однако всё это было написано ученым в период, когда ещё наука не открыла и не признала цивилизацию Шангшунг колыбелью духовной культуры древнего Тибета, девятиэтажную гору Юндрунг Гуцег не отождествили с Кайласом, а «определённое и не вызывающее сомнений тождество бона» нашли не только в иранских религиях, но и в шаманизме всех северных народов Азии, возможно теперь его выводы стали бы иными.

Географические представления тибетцев на рубеже I тысячелетия не имели такого масштаба, как в наше время, и ограничивались значительно меньшей территорией своего проживания, и весьма туманным описанием близких соседних стран. Тибет во все времена своей истории, вёл изолированный образ жизни, он оставался закрытым для посещения иностранцами вплоть до середины ХХ века. В центре карты изображён Кайлас, и это точно не Иран. Тибетская вершина Кайлас удалена на восток от центра древнего Элама почти на 3000 км.

В настоящее время учёными признаётся, что земля Олмолунгринг располагалась в Западном Тибете (Верхний Шангшунг) и не была синонимом Ирана. Само название карты «Карта Олмо, Крайнего Шангшунга» определяет место как Крайний Шангшунг (Верхний), т.е. Западный Тибет, где располагалась земля Олмолунгринг. В самом переводе названия этой страны уже содержится противоречие версии Кузнецова – это не широкая низменность на побережье Персидского залива, где располагался древний Элам, а узкая долина среди высоких гор с сверкающими высокими снежными вершинами. Если расшифровку карты начать не с предполагаемого местоположения города Bar-po-sobrgyad (Б. Кузнецов отождествляет его с городом парсов Пасаргадом, совершенно непонятно на основании чего, кроме сомнительного созвучая), а с названия священной девятиэтажной горы свастики горы Юндрунг Гуцег, расположенной на карте в центре, то локация карты в действительности будет соответствовать Западному Тибету, а не Ирану. Название Юндрунг Гуцег, которое указано на карте, Б. Кузнецов перевел как «Страна, где упорядочили свастику». На самом деле это название переводится тибетцами как «Девятиэтажная гора свастики» и, соответствует по бонским источникам священной горе Кайлас. Рядом с центром карты расположена также узнаваемая тибетская «Святая вершина Шампо», название которой сохранилдось до сих пор в Тибете. Согласно бонскому тексту «Солнечная сущность»: «Шампо Лхаце (sham po lha rtse) находится в Олмолунгринге во [Внутреннем Шангшунге]». Снежные склоны пика Шампо (Шамбу) были известным местом для гималайских йогов, ищущих просветления. Название этой горы неоднократно повторяется в тибетской книге «Синяя летопись»: «Пред снегами Шамбу (1331 г., стр. 270). Шераб Гёнпо жил в Шамбу – уединенной обители (1423 г., стр. 367). Гьялва Тэннэ спрятал несколько книг в горах Шамбу (1271 г., стр. 491). Ганна Муен оставался на снежном пике Шамбу (стр. 517). Его сын Ганна Лхандуб провел 9 лет в Шамбу в созерцании, скрытый от людских взоров (стр. 518)». Название вершины Шамбу, местности Шамбуган происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Местопребыванием Шивы по тибетской традиции называется гора Тисэ (Кайлас), известная также под названием горы Юндрунг Гуцег из бонских текстов.

Другая священная вершина Ярлха Шампо (5850 м), куда, согласно мифам, спускались на землю с небес мифические тибетские цари находится в южной части долины Ярлунг, и хорошо знакома тибетцам, именно в долине Ярлунг, колыбели тибетского народа, многие тибетские племена и роды были приведены к единой власти.

Однако в переводе топонимов Б. Кузнецова совсем другая версия: «Вершина Шамбу – слово Shampo значит Сирия, поэтому возможно перевод этого названия «сирийская небесная вершина». Очевидно, это связано с сирийским божеством, обозначает сирийский двор, может быть проживающий в Иране» (?). «Название священной горы, – пишет Б. Кузнецов, – непонятно, но, судя по слову юндрунг, гора имела отношение к культу света. Правда, если считать, что тибетское название является калькой с какого-то другого языка, то можно его перевести как «бонская свастика девятиэтажная». Таким образом реально существующая тибетская вершина Шампо в переводе Б. Кузнецова становится Сирией, а вершина Юндрунг Гуцег (Кайлас) – гробницей Кира в Эламе. Комментировать дальше просто нечего, ошибка учёных сегодня вполне очевидна.

Расшифровка древней карты потребовала длительных усилий. О сложности такой работы свидетельствует тщательный анализ древней географической карты. Тибетская географическая карта совершенно не походит на современные карты, на ней в необычной для нас проекции отражено представление древних картографов об окружающем мире. На карте изображен квадрат, в который вписаны многочисленные прямоугольники с древнетибетскими надписями внутри. После расшифровки надписей и отождествления их с местами, хорошо известными из древней истории и географии, историком Б. Кузнецовым была высказана гипотеза, что это карта Передней Азии в первой половине VI в. до н.э. Ключом к раскрытию карты, по мнению Б. Кузнецова, является столица древнего Ирана, которая помещена в самом центре карты и называется Пасаргад. На восточной границе карты обозначена Пустыня страданий (Такла-Макан), на западе – Страна демонов, крадущих людей (Египет). На карте обозначены египетские пирамиды: «храмы серые, очень блестящие». В списке стран и городов расшифрованной карты нет названия Шамбалы. «Символ мистической страны Шамбала расположен где-то в потустороннем мире», делает заключение автор.

В книге тибетолога Б. Кузнецова написано: «На юг от священной горы Юндрунг Гуцег находился дворец Bar-po-so-brgyad, около которого было пять гор, главных святилищ – местопребывание самых почитаемых Богов. Царская резиденция располагалась поблизости от города Янпачан. В этих местах находились также шестнадцать гробниц. В тибетских буддийских книгах Янпачан является переводом на тибетский названия древнего индийского города Вайшали»[3]. Обычай строить в Тибете гробницы для умерших царей был введен в глубокой древности. Гробница строилась четырехугольной и представляла собой сооружение из камней с плоской крышей. Из других тибетских источников известно, что царская резиденция к югу от священной горы Юндрунг Гуцег представляла собой «дворец из восьми сортов драгоценностей, каждая сторона его в четыре гян-грага (около 2,5 км). За ним последовательно находился великий и неизменный город под названием Янпачан, где родился основатель религии бон Учитель Шенраб».

Карта Олмо из бонского монастыря Гуругьям

Базируясь на анализе одной и той же карты, опубликованной в тибетско-шангшунгском словаре 1842 г., и сопоставив её с более подробным оригиналом из бонского монастыря Гуругьям, можно сделать прямо противоположные выводы. Если в центре карты находится девятиэтажная вершина Кайлас, а восточнее гималайская вершина Шамбу, то карта никак не может быть картой древнего Элама, лежащего в низменности на равнине в трёх тысячах километрах западнеее этого места. Внимательный читатель обратит внимание и на несоответствие в описании Элама и Олмо, судя по тексту, они не могут являться одной и той же страной. Олмо это «длинная долина среди гор», она лучше сочетается с долиной Сатледжа, чем с низменностями Ирана. Государство Элам располагалось в древности в низовьях Тигра на низменности, где нет никаких, чрезвычайно высоких гор, вечно покрытых снегом, а земля Олмолунгринг, согласно летописным указаниям, находилась в окружении снежных гор, у истоков четырех великих рек. Исток этих великих рек хорошо известен со времени индоариев. Четыре великих реки, это: Инд, Сатледж, Цангпо (Брахмапутра) и Карнали начинаются в районе священной горы Кайлас. Также следует обратить внимание, что «Страна Богов» (Уддияна) располагается на карте на западе. На западе она может располагаться, если в центре будет находиться гора Кайлас, а не столица Персидской империи (?), как это заявляет Б. Кузнецов.

В работе американца Э. Бернбаума была опубликована тибетская тханка Шамбалы. В центре карты изображена идентичная девятиэтажная гора, определяемая исследователями, как Кайлас. Логичнее, исходить при расшифровке карты из предпосылки: распространенный символ центра в древности – мировая гора, но никак ни гробница, тем более что из гробницы, не могут брать начало четыре Великих реки Азии, исток которых изображён на этой карте.

Homeland_of_Tonpa_Shenrab_Miwo_Olmo_Lungring._Tibet,_19th_century,_Rubin_Museum_of_Art

Подобное традиционное изображение Чистой земли можно увидеть также на гималайских тханка под название «Олмолунгринг» (Тибет XV–XIX в), которые представляют страну, лежащую в долине у подножия высоких гор. На ней нарисованы источники рек, берущие своё начало от горы Великая Снежная (Кайлас). В центре картины помещён храм, который также располагается на девяти ступенчатом возвышении. Снежные горы по краю долины, никак не похожи на невысокие холмы вокруг столицы Персидской империи. В центре находится гора Девяти уложенных свастик, окруженная четырьмя большими садами отдыха, из основания которой бьют источники четырёх Великих рек. За её пределами располагаются области с многочисленными заселёнными и процветающими городами. Вверху находятся Пять Небесных Просветленных.

Новые переводы тибетских летописей[4], ставшие доступными в последние годы на русском языке, содержат большое количество названий географических объектов и позволяют проверить высказанные ранее гипотезы. Остается проблема противоречивой транслитерации географических названий, исторических имен в различных публикациях и правильность последующего авторского отождествления древних названий с современными. Переводы географических названий на русский язык зачастую становятся еще менее понятными, и чтобы разобраться о каком месте идет речь необходимо возвращаться к языку оригинала.

Любопытная информация, заставляющая задаться вопросом о датировке этой «древней тибетской карты», помещена в книге Л. Шапошниковой «Великое путешествие». Прежде всего, вызывает недоумение тот факт, что Шапошникова рассказывает о том, как эта карта, известная сейчас под именем карта «Шан-шун бу так-зик-ол-мо лун рин» (карта из тибетско-шангшунгского словаря, 1842 г.) на ее глазах составлялась по памяти в 1967 г. в обычном гараже ламами бона, бежавшими из Тибета в Индию. Кстати, и в публикациях Б. Кузнецова и Л. Гумилева вопрос датировки изготовления этой карты обойден молчанием.

Об авторе ещё одного варианта более поздней тибето-иранской карты Б.И. Кузнецов сообщает: «Карта выполнена современным тибетским художником Тензином Намдаком, который богато ее иллюстрировал изображениями тибетских храмов, озер, рек, гор и разными животными. Рисунки на карте занимают главное место, так как для тибетского художника это была уже не карта древнего мира или Ирана (?), а символ мистической страны Шамбалы, расположенной где-то в потустороннем мире»[5].

В своей книге Л. Шапошникова пишет: «Карта Шамбалы, составлена жрецами-ламами последователями бона, по указаниям и деталям из старинных рукописей бона, содержащих древнюю традицию Заповедной страны, где обитали люди, равные богам. В центре карты стояла девятиэтажная башня, похожая на многоступенчатую пирамиду. Башня – это самое главное, что есть на нашей планете – сказал Ринпоче. – Ей много сотен тысяч лет, а может даже миллион. В башне живет тайна. Только великие жрецы бон – сиддхи могли входить в неё. В древности на этой территории (район, расположенный между Западными Индийскими Гималаями, Лхасой и Трансгималаями) располагалась страна Шангшунг, которая делилась на три части: внутренняя часть называлась Шанг-Шунг-бу, средняя – Шанг-Шунг-пар, и внешняя – Шанг-Шунг-го. Регион Шанг-Шунг-го простирался на северо-восток от Кайласа и доходил до монастыря бон Чун-по, Шанг-Шунг-пар располагалось от Кайласа на запад и достигало Афганистана. Шанг-Шунг-бу являлась священной Ол-мо-лун-рин, или Шамбалой.

- А теперь, сказал Ринпоче. Попробуем разобраться с картой Шанг-Шунг-бу.

Но, то что лежало перед нами, картой можно было назвать весьма условно. Скорее это был план какого-то неизвестного города. Сходство с таким планом усиливалось тем, что на карте были нарисованы дворцы с изогнутыми ярусами крыш, храмы, ступы, скалы, деревья и цветы. В центре стояла девятиэтажная башня, похожая на многоступенчатую деревянную пирамиду. Шанг-Шунг-бу так-зик-ол-мо-лун-рин» – гласила надпись.

- «Тайная страна», – перевел коротко Ринпоче, – или Шамбала. – И добавил: На пути к этой стране много снежных гор, и поэтому немало опасностей и трудностей подстерегает путника…

…Один из знаков, указывающих на близость «Тайной страны», – дерево с красными цветами, называемое Пе-ми-дум-по. Между деревом и скалами расположено большое озеро, на рисунке его не видно. Ибо художник был неискусен. Когда мы рисовали эту карту в гараже Локеша Чандры, с нами не было настоящего художника. Поэтому озеро не получилось, оно не вместилось в рисунок. Вот здесь, – палец Ринпоче двинулся от дерева к северу, к вершинам схематично изображенных гор, – есть проход. Видите, он помечен знаком свастики. Через него наш учитель Шенраб шел из Тайной страны в Тибет по дороге, идущей на запад. Место, где растет дерево и стоят скалы, называется Ме-лха. Там обитает грозный бог огня Ме»[6].

К такому же выводу независимо пришел Аурель Стейн, помещая Шамбалу около Кайласа и отождествляя ее со страной Олмолунгринг.

Монастырь Гуругьям. На карте нет общего названия карты Шамбала. Это один из достаточно новых нарисованных листов. Фото Сергей Балалев

К моему сожалению мне так и не удалось найти точной датировки возраста самой подробной из этих карт, находящейся в бонском монастыре Гуругьям, хотя она описывается в научных статьях разных авторов. Судя по хорошему состоянию бумаги это довольно новая карта, нарисованная в XIX – начале XX вв. В публикации научного сотрудника Института религии Китайского исследовательского центра тибетских исследований Цайрантай, опубликованной в 2023 г. под названием «Повторное изучение древней цивилизации Шанг Шунг. Карта Олмо» говорится: «Хотя письменные описания страны Олмо существовали на протяжении тысячелетий и постоянно совершенствовались, имеющаяся информация, похоже, превратила их в визуальные образы только в XIX веке. Ньима Жаба (1853 – ?) нарисовал карту Олмо в своем «Китайско-шангшунгском словаре». Западный рай буддизма является конечным идеальным местом назначения для буддистов, но никто не подтвердил его конкретное географическое положение в этом реальном мире, поскольку его существование имеет практическое значение только для набожных буддистов, а для небуддистов сказано, что это может быть только духовный мир, которого невозможно достичь. Однако горы и многие окружающие их географические единицы, которые игнорировали учёные, пытавшиеся расшифровать эту карту, также можно найти в реальном мире. В Центральной Азии в центре находится большая гора, рядом с которой расположены озера, а вокруг нее расположены четыре реки. Такие географические особенности имеются в горах Гангдисе, Великая Снежная – Кайлас, озере Манасаровар и окружающих реках Ганг, Инд, Васту и Сита, могут соответствовать поразительному сходству между такой особой формой рельефа и описанием на карте Олмолунгринга. Доктор Кальме Сангмутан, известный эксперт по исследованиям учения бон, считает, что в настоящее время недостаточно документов или надписей, подтверждающих, что географическая концепция Олмолунгринга существовала до 10 века».

Перевод названий карты Олмолунгринг в публикации научного сотрудника Института религии Китайского исследовательского центра тибетских исследований Цайрантай, 2023 г. Под номером 14 западнее Кайласа значится область Кьюнглунг, что соответствует реальному физическому расположению Кьюнглунг Нулкара, а если он был столицей Шангшунга, то должен быть отмечен на этой карте

Исходя из выше изложенного, когда в центре карты помещена тибетская священная вершина Юндрунг Гуцег (Кайлас), удалённая на восток от территории древнего Элама и берега Персидского залива на 3000 км, можно уверенно утверждать, что это не гробница Кира в Эламе. Российские ученые, проигнорировав названия тибетских вершин на карте, сильно ошиблись в версиях своих переводов и привязки их к современной местности. Иран и Сирия не имеют никакого отношения к центру изображения на этой исторической карте. В центре находится священная гора Кайлас, рядом с которой расположены озера, а вокруг нее расположены четыре реки. Такие особые географические формы рельефа. Встречается только в горах Гангдисе, озере Манасаровар и окружающих реках Ганг, Инд, Васту и Сита.

У меня с собой была фотография карты Шамбалы, сделанная российским проф. Ю. Захаровым в 2004 г. внутри самого крупного бонского монастыря в Западном Тибете – Гуругьяме. Это более подробная карта, чем копия, которая была опубликована в тибетско-шангшунгском словаре 1842 г., попытку расшифровки которой предпринял известный ученый-тибетолог Б. Кузнецов. Этот монастырь находится в 15 км от пос. Менси и в 10 км от Кьюнглунга, как раз по дороге, где мы проезжали. Попасть в бонский храм, и увидеть эту карту было одним из обязательных программных задач экспедиции. Дело в том, что я сильно сомневаюсь в правильности ее расшифровки и убежден, что ступенчатая пирамида в центре карты не гробница Кира, а тибетская гора Юндрунг Гуцег (Кайлас). Многочисленные подтверждения этому мне удалось собрать еще до поездки.

Первая попытка попасть внутрь бонского храма, по дороге в Кьюнглунг, не увенчалась успехом. Храм был закрыт, и мы смогли лишь довольствоваться созерцанием его внешнего вида со свастикой на крыше и информацией, что рядом расположена самая ранняя пещера для практики бона в Тибете «Пещера Юнчжун Ренцин», которая имеет историю, насчитывающую более 2900 лет. Посещение монастыря отложили на время обратной дороги из Кьюнглунга. Однако и вторая попытка попасть внутрь через пять дней с ходу не удалась. Храм был опять закрыт, а главный настоятель с ключом находился где-то на соседнем холме, среди каменных развалин Хардонга. Увидеть оригинал карты своими глазами, и при возможности сфотографировать, для меня было крайне важно. Лама, которого я убеждаю помочь на языке жестов и с помощью моей фотографии карты из их храма, в конце концов, садится на мотоцикл и уезжает в горы за ключом, при этом он произносит загадочную фразу, что подлинный Кьюнглунг Нулкар находится именно на соседней вершине. Может быть, он имеет в виду недавно обнаруженную археологами из Сычуаньского университета в 2001 замкоподобную структуру, раскопки которой должны пролить свет на историю Шангшунга? Без переводчика я лишаю себя возможности задавать вопросы и получать ответы. От этого становится грустно. Было бы так полезно, расспросить ламу о возрасте этой карты и трактовке названий на ней. Наверное, среди книг библиотеки в их храме есть и еще какая-нибудь информация о Кьюнглунге. Проходит томительных двадцать минут.

Удастся ли попасть в храм? – думаю я с надеждой.

Наконец на тарахтящем мотоцикле возвращается лама и победно показывает ключ. Желанная дверь храма распахивается, и сразу слева от входа высоко под потолком я вижу карту Олмо, известную в нашей стране больше под названием как карта Шамбалы. Название карты зашторено, чтобы не привлекать внимания случайных посетителей, ведь на ней указан путь в тайную страну. Чтобы рассмотреть ее в сумраке арочного прохода, нужна лестница, которой нет в храме. Почтительно пожертвовав храму 20 юаней, я устремляюсь наружу в поисках чего-нибудь, чтобы иметь возможность подняться к потолку храма и к карте. Мой взгляд падает на полутораметровое толстое бревно, которое если поставить на торец можно использовать как лестницу, чтобы стоять выше. Я немедленно взваливаю его на плечо и под удивленные взгляды лам возвращаюсь с ним снова в привходовую часть храма. Все происходит настолько стремительно, что никто не успевает меня остановить. За считанные секунды я успеваю уговорить своих друзей поддержать шаткую конструкцию – бревна и меня, едва влезшего и раскачивающегося в полный рост на торце вертикального стоящего бревна с фотоаппаратом в руках. Мне удается сохранять равновесие и несколько раз сфотографировать карту с близкого расстояния. Эта затея оправдала себя, уже по возвращению домой, рассматривая укрупненное изображение, я нашел неопровержимые доказательства соответствия центральной горы Кайласу, но никак не гробнице Кира, как на этом настаивал Б. Кузнецов. В центре карты изображена девятиэтажная гора со свастиками и на ней и нарисованы источники четырех гималайских рек, вытекающие соответственно, как говорится в бонских легендах из пасти слона (р. Сита), лошади (р. Брахмапутра) и льва (р. Инд), на рисунке не хватало только источника с головой павлина (р. Ганг), но зато были соответствующие надписи источников и рек на тибетском языке! Эти четыре источника названы по имени четырех сверхъестественных животных в раю – лошади, льва, слона и павлина.

Общаться без переводчика с ламой после операции с бревном очень трудно, а так бы хотелось задать ему больше вопросов, тем более что внутри храма целая библиотека старинных манускриптов. Я показываю ему на центральное изображение на карте – девятиэтажную гору со свастиками и вопросительно спрашиваю: «Kangrinboqe», так в Тибете называют Кайлас. Лама утвердительно качает головой. – «Юндрунг Гуцег» (это бонское название Кайласа), снова, указывая в центр карты, повторяю вопрос. Лама, также утвердительно качает головой. Самое интересное было, когда я стал показывать ему фотографии с тханками Шамбалы, на одной из них, это репродукция из музея Цюриха, изображен остров Шамбала. Лама посмотрел и произнес: «Чуньлунь», так по-китайски звучит Кьюнглунг. В самом деле, сходство поразительное, посмотрите внимательно на сделанную мной сверху фотографию руин Кьюнглунга и на изображение древней тханки Шамбалы – идентичный по форме холм со следами эрозии по бортам, башня на вершине и река, огибающая основание города.

128-2 в половину колонки, чтобы читался источник. Текст: Фрагмент центральной части бонской карты. В центре карты изображена девятиэтажная гора свастик Юндрунг Гуцег (Кайлас) с указанием четырех источников рек у ее подножия. Слева – из пасти слона вытекает река Сита (Сатледж).

Переводом названий карты я занялся с помощью носителя тибетского языка уже по возвращению домой. Начали мы с перевода названий источников и рек и первым делом сравнили карту из бонского монастыря Гуругьям с картой в книге Б. Кузнецова. На обоих картах были идентичные структуры изображений с одинаковым количеством надписей в овалах (около 64 надписей). Только на карте из бонского монастыря было больше деталей. Так на карте из тибетско-шангшунгского словаря, которую расшифровывал Б. Кузнецов, были только квадраты с тибетскими надписями, на оригинале карты из бонского монастыря Гуругьям можно было увидеть дополнительные подробности и рассмотреть кроме тибетских надписей в овалах, изображения храмов и дворцов, отличающиеся друг от друга количеством крыш, картинки священных ступ и деревьев, а самое главное прочитать надписи источников и рек, которых нет на копии из тибето-шангшунгского словаря. Все названия источников совпадают с названиями в бонских текстах, и имеют отчётливые подписи. На восток из источника в виде пасти лошади вытекает Пакшу, на юг из пасти льва – Сенге, из пасти слона – Лангчен. Судя по прорисовке рек и их названиям, которые удалось перевести, на карте отображено расположение и название стран, через которые протекают эти четыре реки. В центре карты девятиступенчатая гора – вокруг нее весь известный тибетцам в древности мир. Подтверждение этому можно найти в тексте средневекового тибетского географа: «Если взять в рассуждение, что протекающие реки по странам, окружающих Тибет, по большей части получают свое начало и происхождение в Тибете, то он есть середина и центр мира». Девятиэтажная гора свастик Юндрунг Гуцег (Кайлас) – «центр земли Шангшунг».

Основной довод в пользу того, что Кьюнглунг связан с Шамбалой находится в бонских текстах «gZer-mig» и «gZi-brjid», в них объясняется, что скрытая земля Олмолунгринг физически – часть нашего мира, а не воображаемая святая земля или чистый небесный мир, наподобие Сукхавати или Девачан Будды Амитабхи. В них говорится, что Олмолунгринг, тоже что и Шамбала. Анализ этих текстов затруднен из-за отсутствия переводов на русский язык.

Пещерный ритод гуру Падмасамбхавы напротив монастыря Гуругьям

Директор Института по изучению бон Дж. Рейнольдс, пишет: «Некоторые современные исследователи пытаются отождествить Олмолунгринг с областью возле горы Кайлас в Западном Тибете, в древности известной как Шангшунг, и заявляют, что девятиступенчатая священная гора в центре Олмолунгринга есть в действительности гора Кайлас. Они также утверждают, что Олмо – довольно обычное место, подобно другим долинам Тибета, и что название Олмолунгринг означает просто «длинная долина Олмо». А также, что священная гора Юндрунг Гуцег в центе Олмолунгринга называется хрустальным монолитом, потому что эта в прочих отношениях обычная гора увенчана ледником. Поэтому, скорее всего она представляет собой гору Кайлас, где, как считается, берут начало четыре великие реки Азии. Из того, что Шангшунг являлся важным центром раннего бона, эти исследователи заключают, что Олмолунгринг и был этим регионом, поэтому Олмолунгринг вовсе не является мистической страной, существующей на духовном уровне. Более того, они полагают, что Тонпа Шенраб был лишь кем-то типа жреца, присутствовавшего на похоронах, и жил в седьмом веке или незадолго до того. Он родился здесь, в Западном Тибете, был исконно тибетским жрецом или магом, а не иранским принцем, и, соответственно, представлял собой личность совершенно обычную и прозаическую. В тибетских текстах до X века Олмолунгринг не упоминается. Приход учителей буддизма в Тибет в XI веке вдохновил бонских лам на описывание или даже приписывание Бону его древней традиции. Так как эти учения не могли бы хорошо восприниматься как возникшие в Тибете, который является довольно реальным и обычным местом на земле, они поместили рождение Тонпы Шенраба в отдаленный Таджиг, сказочную страну легенд, которая напоминала Персидскую империю, так восхищавшую тибетцев в седьмом столетии. Олмолунгринг на санскрите была известна как Шамбала – да, и по сей день именуется так многими приверженцами тибетского буддизма».

ОЛМОЛУНГРИНГ (ШАМБАЛА) – ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СВЯТОЕ МЕСТО

Автор книги «Тибетская цивилизация», изданной в Париже в 1962 г., А. Стейн считает, что Олмолунгринг (Ol-mo lung-ring, Олмо Длинная долина) принадлежал Шангшунгу: «Основатель бона – святой Шенраб Миво, человек из рода шенов, родился в Олмолунгринге, местности, которая локализуется в Шангшунге. Слово – Шангшунг переводится, как «чужая страна». Шамбала – это страна Олмолунгринг, вблизи горы Кайлас, в Западном Тибете».

В биографии Шенраба «Зермиг», дошедшей до наших дней в редакции IX в.: «Расширились и умножались страны мира и у истоков четырех великих рек в стране в западной части мира между горами и скалами было государство Олмо Длинная долина. Был там город Bar-po-sobrgyad». Для последователей древней тибетской религии бон гора Кайлас и, лежащее у подножия, озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился бон. Это одна из самых священных земель на всем Востоке.

Итальянский проф. Дж. Туччи – мировой авторитет в области истории Тибета, определяет центр Олмо и бонской веры в районе священного для тибетцев озера Манасаровар в Западном Тибете (страна Шангшунг). Это озеро расположено в долине к югу от вершины Кайласа. К такому окончательному выводу он пришел во время своей экспедиции в Тибет в 1935 г.

Тибетский учитель дзогчена, основатель института по изучению Шангшунга Намкай Норбу: «Поблизости от горы Тисэ (Кайласа) есть место, называемое Кьюнглунг, «долина птицы кюн», где в свое время располагалась столица царей Шангшунга»[7]. Слово шун соответствует тибетскому кьюн (орел-гаруда).

Ю.Н. Рерих: «Шанг-Шунг-ги-юл находится в Западном Тибете. В тексте «Шамбала-лам-йиг», сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами»[8].

Тханка Олмолунгринг. Тибет, XIX в. Из частной коллекции Д. Рубина, сайт «Гималайское искусство»

Директор Института по изучению бон Дж. М. Рейнольдс: «Согласно традиции бонпо, учения и практики бон-осуществления пришли в Тибет не с юга, из Индии, а из страны Шангшунг, что к западу от Тибета, куда в свою очередь, в более отдаленные времена они пришли из страны Тазиг, или из Иранской Центральной Азии. Древнее царство Шангшунг было расположено в окрестностях легендарной горы Кайлас, или Гангчен Тисэ, в Западном Тибете и до VIII в. это была независимая страна…            Олмолунгринг на санскрите была известна как Шамбала – да, и по сей день именуется так многими приверженцами тибетского буддизма… Бонское представление о скрытой земле Олмолунгринг находится в текстах «gZer-mig» и «gZi-brjid». Там объясняется, что Олмолунгринг физически – часть нашего мира, а не воображаемая святая земля или чистый небесный мир, наподобие Сукхавати или Девачан Будды Амитабхи. Символически Олмолунгринг являет собой географический, физический и духовный центр нашего мира Джамбудвипы, и в центре ее высится священная гора девяти ступеней, известная как Юндрунг Гуцег. Эта гора связывает небо и землю, являя собой мировую ось, соединяющую три плана существования: небесные миры, земные и преисподние… Олмолунгринг или Шамбала – нерушимая священная земля и духовный центр мира – существовала на Земле с самого начала человеческой расы. Она была тем местом, где небесные боги Ясного Света спустились на землю.

В религии последователей бона, Шамбала известна как Олмолунгринг, и ее традиционно изображали на площади квадрата вместо круга, как это позже было принято на буддийских тханках. По определению бона Шамбала – «центр, где желание Бога известно. Шамбала – центр счастья и место цели. Это – цель, которая не может быть понята, пока План не проявится. Здесь находится ключ».

В тибетских и бонских текстах часто упоминается священная земля Олмолунгринг, расположенная «перед снежной горой Тисе (Кайлас), рядом с бирюзовым озером Манханг (Манасаровар)». Приход учителей буддизма в Тибет в ХI веке вдохновил бонских лам на приписывание бону более древней традиции. Так как это учение не могло бы хорошо восприниматься как возникшие в Тибете, который является довольно реальным и обычным местом на земле, они поместили рождение Тонпы Шенраба в отдаленный Таджиг, сказочную страну легенд, которая напоминала Персидскую империю, так восхищавшую тибетцев в седьмом столетии. Эта земля превратилась в первоисточник Юндрунг Бон, и в последующие времена мудрецы Тибета часто отправлялись в Олмолунгринг в поисках драгоценных учений. Они отправлялись на северо-запад от горы Кайласа в Шангшунге и проходили в два раза дальше, чем расстояние от Шигадзе в Центральном Тибете до Кайласа. Следуя географии, этот маршрут в точности привел бы их за Памир в Согдиану. Хотя никакие бонские путеводители по Олмолунгринг до наших дней не дошли, таковые существуют среди тибетских буддийских текстов, например, знаменитый дорожник в Шамбалу панчен-ламы VI. Вплоть до 1959 года бонцы еще отправлялись на поиски легендарной страны, хотя никто из них не возвращался назад: они проходили через врата в иной мир. Тем не менее, благочестивые бонпо до сих пор молятся о перерождении в этой таинственной срединной стране.

            По бонским пророчествам, через 1200 лет, когда духовные ценности будут в упадке, а религия почти полностью угаснет во внешнем мире, из Олмолунгринга придет король и учитель, чтобы возродить в мире духовные учения Юндрунг Бон. Хотя текст «gZi-brjid» особо подчеркивает идентичность Олмолунгринга и Шамбалы, ни в «gZi-brjid», ни в «gZer-mig» нигде не содержится упоминания об Армагеддоне или переломной битве между силами Млекхас (Mlecchas) с Запада и силами Шамбалы под предводительством Калки Рудрачакрина (Kulika Rudrachakrin), каковая описывается в буддийской редакции «Калачакра-тантры». Бонский канон также обладает вариантом редакции Калачакры, но он считается неполным и классифицируется скорей как Крийя-тантра, а не Ануттара-тантра, как в буддийской системе»[9].

            Традиция бона гласит: «У подножия горы Юндрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился основатель бона Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юндрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмолунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним – цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмолунгринг является «путь стрелы»: перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход. Однажды Тонпа Шенраб, тогда уже авторитетный учитель доктрины бона, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям»[10].

В бонских текстах говорится, что «страна Олмолунгринг делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю (nang gling), промежуточную (bar gling), внешнюю (phyi gling) и пограничную (mtha1 gling). Внутренняя и промежуточная области состоят из двенадцати районов или островов, внешняя – из шестнадцати, а пограничная – из двенадцати. Эти области и районы разделяются реками, озерами и внутренними морями. Сокровенная внутренняя область географически имеет форму восьми лепесткового цветка лотоса, а небо над ней имеет форму колеса или чакры из восьми спиц. В самом центре этой сокровенной земли высится священная девяти ступенчатая гора свастики Юндрунг Гуцег, хрустальный монолит в форме пирамиды. Эти девять ступеней (или уровней) священной горы означают Девять путей бон, на которые подразделяются учения, ведущие к освобождению и просветлению. В космологической системе бонпо число девять имеет особо важное значение[11]. В символике мандалы, оно представляет собой центр и восемь направлений, главных и промежуточных. От поверхности земли вверх поднимаются девять ступеней или уровней небес, населяемых небесными богами, а вниз идут девять следующих друг за другом преисподних, населенных нагами и другими демоническими существами. Срединная мир-гора связывает вместе эти три уровня существования: небеса, землю и преисподнюю. Находясь на ней, адепт может свободно передвигаться, поднимаясь вверх или опускаясь вниз к другим мирам и измерениям. Эту космологию разделяет и североазиатский шаманизм. Свастика или юндрунг в символизме бонпо соответствует ваджре или алмазу («король камней») в системе индийского буддизма. Оба символа указывают на качества вечности, нерушимости и чистоты. Как имя прилагательное или как наречие «юндрунг» означает извечный, непреходящий, беспрерывный. В качестве оси мира, эта священная срединная гора является нерушимой и нетленной»[12].

Традиция разделения западных земель на три области сохраняется у тибетцев до сегодняшнего дня. Земли западнее Кайласа – высокие три области Нгари, включают Пуранг, Гуге и Марьюл.

Автор книги «Расвет Тибета», американский исследователь Винсент Беллеца считает, что: «Олмолунгринг, мифический рай, где на протяжении веков жили богоподобные существа, описывается как страна, имеющая симметричную планировку с горой в центре, образованную девятью наложенными друг на друга свастиками. Местоположение этой утопии и то, основана ли она на реальной земле, является предметом многочисленных споров среди ученых. Многие учёные считают Олмолунгринг – это крайний западный Тибет. По мнению выдающегося тибетского ученого Самтена Г. Кармая, вполне вероятно, что территория вокруг горы Кайлас, сердце Шанг Шунга, является географическим источником Олмолунгринга, связанного с Шамбалой и Калачакрой. Он предполагает, что после Х века Вечный Бон начал приписывать Олмолунгринг Тадзику (Ирану), чтобы придать ему необыкновенную значимость и духовную силу».


[1] Б. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. История религии Бон. СПб.,1998 г.

[2] Юн-друн — бонская свастика, лучи которой изгибаются влево и идут против движения часовой стрелки.

[3] Б.И. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. История религии Бон. СПб.,1998 г., стр. 32.

[4] Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя Летопись. История буддизма в Тибете. СПб.,2001 г.

[5] Б.И. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. История религии бон. СПб.,1998 г., стр. 47.

[6] Л. Шапошникова. Великое путешествие. Книга вторая. По маршруту мастера. М.,2000 г., стр. 242.

[7] Н. Норбу. Друнг, Дэу и Бон. Традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. М.,1998 г., стр. 17.

[8] Ю.Н. Рерих. По тропам Срединной Азии. Самара,1993 г., стр. 137.

[9] Дж. Рейнольдс. Олмолунгринг: нерушимая страна. http://bon.newz.ru/olmolungring.htm

[10] www.asnravel.ru /geo/

[11] Согласно системе lho-gter (Южное Сокровище) эти Девять Путей таковы:

1. Чашен тэгпа (Phywa-gshen theg-pa) – Путь Шен Предсказания, описывает четыре различных пути предсказания: гадание (mo), астрология (rtsis), ритуал (gto) и исследование причин (dphyad).

2. Нангшен тэгпа (sNang-gshen theg-pa) – Путь Шен Видимого Проявления, разъясняет происхождение и природу богов и демонов, живущих в этом мире, различные методы изгнания духов и выкупа.

3. Трÿлшен тэгпа (`Phrul-gshen theg-pa) – Путь Шен Магической Силы, объясняет ритуалы избавления от вредоносных энергий.

4. Сишен тэгпа (Srid-gshen theg-pa) – Путь Шен Бытия, имеет дело с состоянием после смерти и с методами для сопровождения сознающих существ к освобождению или, по крайней мере, к лучшему перерождению.

5. Гэньен тэгпа (dGe-snyen theg-pa) – Путь Добродетельных Практиков-Мирян, ведёт тех, кто применяет десять добродетелей и десять совершенств.

6. Дрангсонг тэгпа (Drang-srong theg-pa) – Путь Мудрецов, содержит правила монашеской дисциплины.

7. А-кар тэгпа (A-dkar theg-pa) – Путь Белого A, объясняет методы и ритуалы высших тантр.

8. Ешен тэгпа (Ye-gshen theg-pa) – Путь Изначального Шен, акцент на необходимости подходящих учителя, места и возможности для Тантрических практик, в больших деталях объясняет мандалу, так же, как и инструкции по медитации на божества.

9. Ламэ тэгпа (bLa-med theg-pa) – Непревзойдённый Путь, связанный с наивысшим достижением посредством пути Великого Совершенства.

[12] Дж. Рейнольдс. Олмолунгринг: нерушимая священная земля. http://bon.newz.ru/olmolungring.htm

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.