ГЕРМАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СС В ТИБЕТ
Текст Сергей Волков
ГЕРМАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СС В ТИБЕТ

О немецкой экспедиции в Тибет в 1939 г., организованной институтом Аненербе при непосредственной поддержке рейхсфюрером СС Гиммлером, написано огромное число статей и книг в разных странах. Неясные цели экспедиции и засекреченные по ней материалы породили различные слухи и сенсационные версии журналистов. Наиболее распространенным стал миф, об якобы тайных поисках нацистами древнего центра могущества – Шамбалы на Крыше мира, для заключения союза с ее неведомыми силами и установления с его помощью немецкого господства на планете. Занимался ли поисками Шамбалы на государственном уровне Третий рейх вопрос на самом деле открытый. В опубликованных дневниках руководителя этой экспедиции Э. Шеффера слово Шамбала вообще ни разу не упоминается. В первом отчёте о немецкой экспедиции Эрнста Шефера на Тибет 1938-1939 гг. под патронажем Рейхсфюрера СС говорится исключительно о научных целях экспедиции: «Нашей же целью должны были стать исследования закулисья этой чудесной страны. Мы должны были собрать о ней новые сведения… Предметами наших исследований были земля, растения, животные и люди». В письме от тибетского правительства, запечатанном пятью печатями, полученным Э. Шеффером с официальным разрешением посетить Лхасу в канун его похода в Тибет содержится следующие формулировки: «Для ознакомления передать немецкому господину, доктору Шеферу, мастеру ста наук. … Мы понимаем, что Вашей истинной целью является желание увидеть нашу святую страну, познакомиться с ее религиозными учреждениями, а также укрепить дружбу. Для ознакомления с ней мы даем Вам разрешение посетить Лхасу и оставаться там в течение 14 дней. Разумеется, это делается при условии, что Вы обязуетесь не причинять горя тибетскому населению, не убивать никаких птиц и животных, что могло бы в высшей мере оскорбить религиозные чувства тибетцев, причем не только духовенства, но и обычных граждан». Члены экспедиции Э. Шефера стали первыми немцами, которые получили разрешение посетить «запретный город».




Призрачные стены и укрепления у входа на равнину Гьянце. Из коллекции Федерального Архива Германии. Эрнст Шеффер – оберштурман СС, руководитель немецкой экспедиции в Тибет. Автор фото: Эрнст Шефер.
В фильме, отснятом немцами во время экспедиции, и в книгах руководителя немецкой экспедиции в Тибет Э. Шеффера «Праздник белых шарфов: исследовательская экспедиция через Тибет в Лхасу, святой город божественной страны» (1950) – о поисках Шамбалы нет ни слова. Участниками экспедиции было сделано 20 000 черно-белых и 2000 цветных фотоснимков, а также отснято почти 18 000 метров кинопленки, на основе которых по возвращении домой был сделан «официальный» документальный фильм. В опубликованных архивных документах о целях немецкой экспедиции 1939 г. говорится о комплексных научных задачах, среди которых главная цель – научное обоснование расовой теории господ и рабов, поиски наследия древней расы господ – германских арийцев. Поиск мистической Шамбалы и установление с ней связи официально среди целей экспедиции в архивных документах не значатся. Однако остаются неясные ссылки на содержание секретного совещания перед началом экспедиции, на которых шеф СС Гиммлер устно, без протокола ставил дополнительные задачи для тибетской экспедиции, подробности которых не подлежали разглашению. О чем было совещание, несмотря на все усилия историков узнать так и не удалось. По личному приказанию Гиммлера протокола совещания не велось. Этот факт, если он в самом деле имел место, породил в журналистских публикациях после окончания Второй мировой войны разнообразие домыслов и фантазий, теорий сокрытия «истинных целей и характере экспедиции нацистов в Тибет», не имеющих никаких обоснований в детальной и неискажённой информацими из первых рук, от непосредственных участников экспедиции. Участник экспедиции Бруно Бегер, отмечая это современное мифотворчество перед своей смертью в 2009 г. подытожил: «Об этой экспедиции было сказано и написано много бессмыслицы».
В 30-х гг. ХХ в Тибет был труднодоступен, и информация в Европе о нем отсутствовала. Он казался далеким и загадочным. Начиная с 1938 г. все раскопки в III Рейхе проводились под контролем института Аненербе. Ученые Аненербе пытались доказать, что германская цивилизация является более древней, чем даже египетская цивилизация. Тибет, представлялся тем местом, где могли сохраниться следы древних германцев – ариев. Рейхсфюрер СС Гиммлер хотел получить научное обоснование расовой теории о превосходстве немцев среди других рас. В Тибете немцы рассчитывали найти биологические следы расы господ арийцев, они предполагали, что в Тибете можно найти остатки высокой культуры затонувшей Атлантиды, праарийцев со светлыми волосами и с голубыми глазами, которым приписывались сверхчеловеческие способности. Версия о возможных поисках Шамбалы немцами в Тибете в 1939 г. была озвучена журналистами в послевоенные годы, но возникает вопрос – на основе каких архивных документов сделано подобное утверждение о поисках нацистами Шамбалы? Документальные источники не дают никакого подтверждения этой журналистской гипотезе. Впервые о такой связи заговорили французские журналисты, ученик Гурджиева – Луи Повель (1920–1997) и Жак Бержье (1912–1978) в книге «Утро магов», вышедшей в 1954 г., выводы которых хотя и не всегда убедительны, но цитировать их стали часто. Они пишут: «Идея господствующей расы, наделенной мистическими силами и сверхъестественными возможностями, оказалась крайне привлекательной для нацистов. Как только нацистское движение начало располагать крупными финансовыми средствами, оно организовало многочисленные экспедиции в Тибет (1931–1932 гг., 1934–1936 гг., 1939 г.) следовавшие одна за другой практически непрерывно вплоть до 1943 г. В день, когда русские закончили битву за Берлин, они среди трупов последних защитников нацизма обнаружили около тысячи тел добровольцев – смертников, людей азиатского вида в немецкой форме. Внешняя и внутренняя охрана ставки Гитлера осуществлялась самыми преданными частями СС. Какое отношение могли иметь азиаты к самой загадочной и зловещей организации III Рейха так и осталось без ответа. Факт защиты в мае 1945 года Рейхсканцелярии азиатами в форме СС подтвержден данными советских военных архивов: «Тибетцы бились до последнего патрона, своих раненых пристреливали, в плен не сдавались. Ни одного живого тибетца в форме СС не осталось». Однако по другой версии – всего вероятнее это были калмыки, а не тибетцы.
В Советском Союзе высказывались различные предположения, кем могли быть эти загадочные азиаты. Руководство СССР считало, что это были калмыки, перешедшие на сторону Германии. Доктор исторических наук, проф. С. Лузянин, исследовавший эту загадку, говорит: «Да, действительно, после Гражданской войны часть калмыков уехала за границу, осев в Европе. В начале II Мировой войны в ведении министерства Розенберга на восточной территории был организован калмыцкий корпус, но в 1945 г. калмыцкий корпус был в полном составе переведен в Хорватию, где большая часть корпуса погибла, а оставшиеся были взяты в плен частями советской армии. Это означает. Что трупы людей азиатской внешности в Берлине не могли принадлежать калмыкам»[1].
Из упомянутых французскими журналистами, многочисленных экспедиций нацистов в Тибет была только одна, которую провел институт Аненербе в 1939 г. Экспедиции 1931–1932 гг., 1934–1936 гг. были американскими, в которых принимал участие немецкий биолог Э. Шеффер. Он участвовал в американских экспедициях для проведения зоологических и ботанических исследований. Результаты его исследований оказались успешными, Э. Шеффер открыл тибетскую голубую овцу, доказал, что существует только одна разновидность тибетского медведя, стал первым европейцем, увидевшим и описавшим панду – бамбукового медведя, открыл много реликтовых растений, неизвестных европейским ботаникам. В 1937 г. Шеффер на основе материалов, привезенных из двух экспедиций по Тибету, защитил диссертацию. Учитывая его научные заслуги и опыт участия в предшествующих американских экспедициях в Тибете, в 1939 г он был назначен руководителем чисто немецкой экспедиции в Лхасу. Эта была единственная немецкая экспедиция на Крышу мира. Получается, что далеко не все в тексте французских журналистов верно.
Канадский историк Михаэл Катер, изучающий историю Аненербе, говорит о списке из 20 стран, представляющих интерес для института Аненербе. Из числа намечаемых экспедиций были осуществлены только экспедиции Г. Вирта в Скандинавию в 1935 и 1936 гг., Ф. Альтхейма и Э. Траутманн на Ближний Восток в 1938 г, и экспедиция Э. Шеффера в Тибет в 1938–1939 гг., проведению других помешала начавшаяся война. Не состоялась и планируемая вторая немецкая экспедиция Э. Шеффера в Тибет в 1940 г. Первую немецкую экспедицию в Тибет 1939 г. спонсировали промышленники Германии, на проект экспедиции Эрнсту Шефферу удалось собрать 112 тыс. рейхсмарок. В ней были специалисты по биологии, антропологии, географии, геологии, этнографии, геофизики и кинооператор, с лучшей для тех времен портативной камерой. Предполагалось, что экспедиция в Тибет станет сенсационной и продемонстрирует всему миру превосходство немцев.
Немецкой экспедиции Э. Шеффера удалось обойти запрет англичан, проникнуть в закрытые районы и достичь столицы Тибета. Немецкий исследователь Ганс-Ультрих фон Кранц, специализирующийся на изучении секретов института Аненэрбэ убежден, что экспедиция Э. Шеффера провела неделю у подножия Канченджанги с неясными целями и совершила восхождение на вершину для установки на ней автоматических передатчиков, прежде чем достигла Лхасы. Подтверждения этого факта в других источниках найти не удалось, поэтому до сих пор не ясно искали ли на самом деле немцы вход в Шамбалу. Регент Тибета Квотухту, официально пригласивший немцев в Лхасу, радушно принял немцев, до этого времени всего несколько раз европейцев видели в Лхасе. Экспедиция пробыла в Тибете свыше двух месяцев и посетила священное место Тибета – Ярлинг. В Лхасе экспедиция находилась 40 дней. Находясь в Лхасе, Шеффер часто встречался с регентом, и у них установились добрые взаимоотношения. На официальных встречах с высшим духовенством Тибета был провозглашен лозунг: «Встреча западной и восточных свастик – во благо процветания двух стран». Кадры немецкой кинохроники запечатлели помимо строений Лхасы и Ярлинга многочисленные ритуалы и религиозные практики, магические танцы в ритуальных масках, бонские обряды вызывания духов. Интересно, что немцев интересовал не столько буддизм, сколько религия бон. В фильме присутствует эпизод антропологических измерений голов тибетцев. Доктор Бруно Бегер проводил снятие гипсовых масок и антропологические измерения черепов местного населения на предмет «изучения остатков нордических примесей среди аристократов Внутренней Азии». Бегер исследовал физическое строение тела и черепа более чем у 300 тибетцев. Программа исследований антрополога Бруно Бегера была сформулирована следующими словами: «Изучение останков нордических переселенцев в Тибет на предмет выявления остаточных признаков нордических черт, определение полноценных рас, смешанных и неполноценных, а также исследование влияния климата на психику и физиологию людей». Немцы были убеждены, что господствующая арийская раса распалась в итоге скрещивания с низшими расами, но ее выжившие представители (древние германцы) могли быть обнаружены среди таинственных мудрецов Тибета. Была составлена гипсовая коллекция тибетских лиц для определения сходных с арийцами черт. По итогам своих исследований Бегер сделал вывод, что тибетцы занимают промежуточное положение между монгольскими и европейскими расами, с европейскими элементами, явно проявляющимися среди представителей аристократии.
У Шеффера программа исследований была общебиологической. Он продолжил работы по поиску и изучению реликтовых растений, насекомых и животных, начатые им во время предшествующих американских экспедициях в Тибет. Результаты немецкой экспедиции 1939 г. были признаны блестящими. Эрнст Шеффер был награжден знаком элитной части СС «Мертвая голова», а также мечом, украшенным эсэсовскими символами. В 1942 г. он был назначен руководителем Имперского института исследований Центральной Азии. В 1944 г. в Германии началась пропагандистская компания под девизом: «Дружественный и таинственный Тибет».
Шведский путешественник Свен Гедин в своих мемуарах пишет о застольных беседах с рейхсфюрером СС Гиммлером, в частности в них есть упоминания и об экспедиции молодого офицера СС Эрнста Шеффера в южные районы Тибета. В мемуарах Гедин утверждал, что экспедиции покровительствовал сам Гиммлер, и то, что рейхсфюрер СС питал весьма живой интерес к так называемой Стране снегов в северной части Гималаев. Очень быстро детали этой экспедиции оказались засекречены, позднее хорошо осведомленный в берлинских делах шеф бюро Ассошиэйтед Пресс в столице рейха Луис Лочнер сообщил, что среди редакторов немецких газет было распространено следующее предупреждение: «Рейхсфюрер СС требует, чтобы сообщений о его экспедиции в Тибет больше не было до тех пор, пока он сам не даст распоряжения. Основная задача Тибетской экспедиции была политического характера и имела мало общего с решением научных проблем. Подробности не подлежат разглашению»[2].
Когда Берлин пал в руки русских войск попали материалы института Аненербе. В 25 железнодорожных вагонах секретные материалы исследований института Аненербе были вывезены в СССР. Судьба этих архивов и их содержание не известны до сих пор. При отсутствии доступа к подлинным архивным документам и секретности вокруг результатов немецкой экспедиции в Тибет в послевоенное время стали возникать различные домыслы, в том числе о связях нацистов с Шамбалой. Опровергнуть или подтвердить эти журналистские «сенсации» без рассекречивания документов института Аненербе сегодня не представляется возможным. Единственно, известно точно из отчетов руководителя немецкой экспедиции в Тибет Э. Шеффера, что о Шамбале в них нет ни слова. Весьма, похоже, что никаких задач о поиске Шамбалы перед ней и не ставилось – основная цель была Лхаса и политические переговоры с регентом Тибета. Узнать правду удастся не скоро. Правительства Германии, США и Великобритании объявили о дате рассекречивания архивов III Рейха – в 2044 г. Возможно в этих документах будут ответы на вопросы об истинных целях экспедиции нацистов в Тибете.

По версии французских журналистов Луи Повеля и Жака Бержье одной из задач немецких экспедиций в Тибет был поиск хранилища неведомых сил и союз с древним центром могущества – Шамбалой (следует заметить, что источник этих сведений французскими журналистами не указывается, он сомнителен, и больше похож на журналистскую выдумку-сенсацию для привлечения внимния читателей). Немцы свято верили, что именно арийская раса может заключить договор с Шамбалой и стать хозяином планеты. Известно, что Гитлер был убежден в своей избранности, и верил, что на Востоке есть страна, где властвует высшая сила – Король Ужаса или Повелитель Мира, и эта высшая сила помогает ему в видениях и «голосах». «Подписание пакта с высшими силами изменит на тысячелетия жизнь на земле и даст смысл ныне бесцельному уделу человечества». Карл Хаусхофер: «заключив союз с Королем Ужаса можно преобразовать Землю. Гитлер верил в Шамбалу – город насилия и мощи, который управляет стихиями, человеческими судьбами и готовит человечество к «Повороту времени». Заключив договор с Шамбалой с приношением массовых человеческих жертв можно было получить власть над миром». Комментируя статью французских авторов Л. Повеля и Ж. Бержье «Какому богу поклонялся Гитлер», историк Лев Н. Гумилев пишет: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала – центр могущества и насилия, управляющий стихиями и массами. Маги – водители народов, якобы, могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «могуществ» – сил мрака, побуждали их к помощи жертвователям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган, что в этом руководители нацизма якобы видели глубокий магический смысл. Они обосновывали свои злодеяния верой в «силы мрака», но легенда, на которой они будто бы базировались, была плодом и последствием глубокого невежества европейского обывателя ХХ века»[3].
Из опубликованных «Дневников Гесса» (Рудольф Гесс, член Тайного кабинета и заместитель Гитлера в нацистской партии, посвященный из ближайшего окружения Гитлера, член общества «Туле»): «Поход Германии на Восток, по сути, был санкционирован Центром космического контакта на Земле, так называемой Шамбалой. Махатмы не только подсказали Гитлеру необходимость разгромить источник пролетарского зла, захватившего территорию Россию, но и направили в генштаб рейха своих специалистов. Воины Шамбалы /тибетцы/ оказались не только в личной охране фюрера, но и в центре стратегического планирования. Именно они называли день, и даже час нападения. Беда в том, что Адольф был наполовину сумасшедшим и наполовину гением, и первое взяло верх над вторым: он отдал приказ уничтожить под корень все сущее на пространствах противниках. Это полностью изменило отношение махатм к нему. И хотя посланники Шамбалы оставались при Гитлере до его последнего часа и лишь позднее были перебиты русскими, энергетическая поддержка Шамбалы исчезла. Уже к середине 1942 года мы были обречены на полное поражение»[4].
Михаил Демиденко, автор книги «По следам СС в Тибет» опубликовал документы архива СС, в котором хранились материалы об экспедициях СС в Тибет для установления прямой радиосвязи с магическим центром в Лхасе для общения фюрера с Высшими Непознанными силами, для победы в борьбе за мировое господство. Документы экспедиции нацистов в Тибет в 1939 г. под руководством Э. Шеффера в количестве 12 человек, свидетельствуют, что была налажена радиосвязь между Берлином и Лхасой. Западный исследователь Брондер утверждает, что связь между Гитлером и тайной сектой лам в Лхасе имела «сверхъестественную дьявольскую силу»[5]. Эрнст Шеффер привез Гитлеру «документы такой важности, что он держал их в сейфе»[6]. Также известно, что экспедиция СС привезла «Ганджур» на тибетском языке, свод буддийских священных текстов в ста восьми томах, которых до тех пор в Германии были неизвестны.
Интересно письмо, которое Квотухту, тибетский регент, написал Гитлеру: «Глубокоуважаемый господин король Гитлер, правитель Германии. Да прибудет с Вами здоровье, радость Покоя и Добродетели! Сейчас вы трудитесь над созданием обширного государства на расовой основе. Поэтому прибывший ныне руководитель немецкой экспедиции сахиб Шеффер не имел никаких трудность в пути по Тибету. (…..) Примите, Ваша Светлость, король Гитлер, наши заверения в дальнейшей дружбе! Написано 18 числа первого тибетского месяца, года Земляного зайца (1939)».
Позднее была установлена радиосвязь Лхаса–Берлин.
Вот как комментирует экспедиции нацистов в Тибет английский проф. А. Берзин в своей статье «Ошибочные мифы о Шамбале»: «Единственной официально санкционированной германским институтом Аненербе была – третья тибетская экспедиция (1938–1939 гг.) Эрнста Шеффера, имевшая совершенно иные, хотя и также оккультные замыслы. Ее главным назначением было исследование черепов тибетцев, дабы определить, были ли они источником происхождения арийцев и переходной расой между арийцами и японцами. Во время экспедиции антрополог Бруно Бегер обмерил черепа множества тибетцев и пришел к выводу, что они были переходной расой между арийцами и монголами и могут служить звеном для германо-японского альянса».


[1] Тайные экспедиции СС в Тибет. Видеоприложение к журналу GEO.2006 г.
[2] В. Хозиков. Забытый кумир Гитлера. Жизнь Свена Гедина. М.,2004 г., стр. 634.
[3] Л.Н. Гумилев. Страна Шамбала в легенде и истории. В книге «Древний Тибет». М.,1993 г., стр. 298.
[4] М. Демиденко. По следам СС в Тибет. СПб.,2003 г., стр. 6.
[5] М. Демиденко. По следам СС в Тибет. СПб.,2003 г., стр. 180.
[6] Н. Непомнящий. Тайны оккультного рейха. М..2003 г., стр. 18.