ГЛАВНАЯ ВЕРШИНА ВОСТОЧНОГО САЯНА – МУНКУ-САРДЫК
Текст и фото Сергей Волков, также часть фото других авторов
Горы обладают способностью притягивать взоры людей – их традиционно считают обителью богов и местом священной силы, им поклоняются, у подножия величественных гор многие поколения людей в уединении медитируют, достигая духовного просветления. У разных народов мира в каждой горной системе есть свои кумиры – знаковые горы, как магнит притягивающие паломников и людей издалека. В Тибете это священная гора Кайлас, в Греции – Олимп, на Кавказе – Эльбрус, в Восточном Саяне – Мунку-Сардык.
На границе России и Монголии расположен красивейший высотный хребет Мунку-Сардык, главная вершина которого достигает высоты 3491 м и является господствующей в Восточном Саяне. Вершина горы весь год покрыта ледником, поэтому монголы почтительно называют ее Серебряной горой, а русские – Вечно Белым Гольцом. Семь пиков Мунку-Сардыка названы монголами в честь семи сыновей Абай Гэсэра Богдо хана – эпического героя, сказания о котором широко распространены среди народов Центральной Азии. В зависимости от выбранного маршрута восхождения эти вершины квалифицируется от 2Б до 5Б категории сложности. Подъём на главную вершину хребта – г. Мунку-Сардык по наиболее простому маршруту (1Б) с российской стороны осуществляется по северо-западному гребню.
Горы – это особый высотный мир безжизненных скальных и труднодоступных снежных вершин с опасными лавинами и камнепадами, верхняя граница обитаемого мира человека, где трудно, а порою просто невозможно жить, где для каждого шага нужно рубить ступени и навешивать страховочные перила. Зачем люди наперекор всему с риском для жизни штурмуют вершины – извечный вопрос. Стоит лишь однажды «заболеть горами» и увидеть позолоченные рассветом вершины, чтобы стремиться к ним всю жизнь. В каждом из нас живёт детская мечта подняться выше облаков, найти утраченную тропу на небеса и сверху насладиться красотой нашего мира. Чем труднее и сложнее маршрут наверх, тем слаще упоительная победа и чувство глубокого ликования, недоступное где-либо в других условиях. Достигнув вершины, восходитель, прежде всего, обретает духовную победу над самим собой, возвышает себя и свою душу, ему открывается мир трансцендентальной красоты и опьяняющей эйфории. Один на один с вершиной, на пределе человеческих сил в крайне неблагоприятных внешних условиях человек испытывает себя до конца и в итоге обретает новую силу. Трудные восхождения, совершённые в молодости, становятся главными приключениями в жизни.
С главной вершины массива открывается красивая панорама: на юге отчётливо видны все заливы северной оконечности монгольского озера Хубсугул, водное зеркало которого теряется в дымке за горизонтом, на севере – частокол остроконечных скальных вершин Восточного Саяна.
В 90-е годы прошлого века была проложена дорога от Монд до Орлика, и к отправной точке восхождения стало возможным подъехать на автомобиле, так что покорение высочайшей вершины Восточного Саяна стало возможным за один день. С 2010 г. стал проводиться Межрегиональный горный фестиваль Мунку-Сардык с традиционным конкурсом бардовской песни. В это время у подошвы горы ежегодно собираются в палаточном лагере тысячи туристов из разных городов России. В выходные дни первомайского праздника сюда традиционно приезжают от 1,5–2 тыс. туристов. В прошлом году заявок на восхождение оказалось так много, что в узких местах при подъёме образовались заторы из альпинистов, а на вершине одновременно находилось несколько десятков человек, и … наряд пограничников, дежуривший в день массовых восхождений прямо на вершине. Из-за тяжёлого и крутого подъёма не все достигают вершины, в 2011 г из 643 зарегистрированных участников только 250 самых решительных восходителей достигли цели. Если в обычные дни любоваться горными видами можно в одиночестве, то в майские праздники, чтобы подняться на вершину, нужно отстоять очередь.
Традицией стало проведение в майские праздники соревнований по скоростному восхождению. Для восхождения на гору в обычном темпе потребуется около 10 часов. Спортсмены-марафонцы проходят этот маршрут в два раза быстрее. Трасса скоростного восхождения проходит по классическому маршруту: от слияния рек Белый Иркут и Мугувек, далее по каньону реки Мугувек, по его долине, с выходом к озеру Эхой у подножия г. Мунку-Сардык, далее подъем до вершины 3491м. и спуском к озеру Эхой к финишу. Старт происходит от судейского штаба в районе моста через Б. Иркут с интервалом времени в 1 минуту для каждого участника. Подтверждением взятия высоты служит фотография на фоне стелы и одного из флагов организаторов на вершине Мунка-Сарык. В 2009 г. лучшее время скоростного восхождения составило – 4 часа 50 мин., в 2011 – 3 часа 24 мин.
Горный узел Мунку-Сардык самая высотная часть Восточного Саяна расположен вблизи северной оконечности озера Хубсугул, он прекрасно виден из окрестностей Ханха и с акватории озера. При малой протяженности (около 14 км) он состоит из шести горных массивов, монголы называют главную вершину Хаан Мэнгэ Сарьдаг, на которой пребывает Мэнгэтэ – белый господин, хозяин Хубсугула и Монд. Дословный перевод монгольского названия Мэнгэ Сарьдаг – «Серебряная гора, покрытая вечным снегом». Серебряная гора упоминается во многих монгольских и бурятских преданиях и сказках. Традиционно многие сказки и предания начинаются присказкой: «Прежде-прежде, в прежнее счастливое время и богатое время жил, имеющий высокое небо отцом и широкую землю матерью, родившийся благодаря своей доброте, … (далее следует имя героя предания). Он жил на северном берегу синего моря у подошвы горы Мэнгэтэ-ула (по рус. – Мунку-Сардык). Он имел бело-серебряный дворец с многочисленными окнами и дверями. Пороги дверей были из серебра, а двери были перламутрово-серебряными; крыльцо было с серебряными ступеньками. Снаружи дворец был белее снега и высеребрен, внутри он был вызолочен и высеребрен, пол был сплошной серебряный. В углах были изображения богов, на стенках изображения царей. В юго-западном углу дворца стоял загнутый серебряный трон с двадцатью тремя ногами; в юго-восточном углу дворца стоял чисто серебряный трон с тринадцатью ногами. Хозяин дворцаимел множество подданных, живущих на южной и северной сторонах, а также имел множество разного скота, который пасся на южной и северной сторонах Мэнгэтэ-ула». Где располагался этот легендарный серебряный дворец правителя у подошвы Мунку-Сардыка современникам неизвестно, да и существовал ли он на самом деле тоже. От старинных преданий сохранилось только название – Серебряная гора.
Первое зарегистрированное восхождение на Мунку-Сардык совершил в июле 1858 г. по южному маршруту со стороны оз. Хубсугула руководитель экспедиции императорского Русского географического общества, немецкий ученый-натуралист Густав Радде. По его записям, от вершины его отделяло не больше 20 метровпо вертикали, лишь рыхлый и глубокий снег помешал ему подняться до конца. В 1897 году, на вершину, также с монгольской стороны, поднялся известный исследователь Восточных Саян С.П. Перетолчин.
Из четырёх возможных маршрутов восхождения к вершине самым сложным считается лобовое восхождение по северному ледовому склону, а самое легкое – по южному леднику от Хубсугула. С российской стороны восхождение начинается в долине Белого Иркута, от места его слияния с Черным Иркутом. Один из наиболее интересных участков маршрута – восьмикилометровое ущелье Муговека с узким двухкилометровым каньоном и множеством красивых ледяных водопадов и ступеней. В феврале река замерзает, и по всему ущелью образуется огромная наледь, которая держится до лета. Лёд равномерно закрывает все валуны, поэтому зимой по ущелью идти значительно легче. Уклон льда в ущелье в некоторых местах достигает 40º, поэтому при восхождении необходимы кошки, ледоруб или лыжные палки. На высоте 2613 м находится ледниковое озеро Эхой, где устраивают базовый лагерь спасатели. Обычно до него от стрелки идут около 2,5 часа. Зимой озеро занесено снегом, весной блистает бирюзовым круглым блюдцем льда, а летом на его берегу можно увидеть великолепную девственную песчаную косу, намытую впадающим в озеро ручьём.
От озера начинается крутой подъем на вершину, ещё 2–3 часа. Предвершинные скалы имеют крутизну около 50 градусов. Преодолеть его удается не всем: приходится часто останавливаться, чтобы восстановить дыхание, а если погода начинает портиться – обязательно нужно возвращаться назад. Взойти на вершину в непогоду, возможно, удастся, а вот спуститься вниз при переохлаждении и полной потере моральных и физических сил вряд ли. Многие альпинисты отмечают характерные сложные метеорологические условия и частые электрические бури, ветер до 40 м/с. Шквальный ветер со снегом и пронизывающий холод, когда буквально немеют руки и ноги от холода, отсутствие видимости и быстро занесённая снегом тропа – суровая реальность к которой надо быть готовым и правильно экипированным. Без кошек, ледоруба и страховки штурмовать вершину нельзя. В наиболее сложных местах по инициативе аварийно-спасательной службы установлены страховочные перила. Сильный ветер на гребне и на самой горе, фирн и «живые» камни усложняют путь восходителям. Сама вершина представляет собой плоскую площадку примерно 5 на 20 метров с небольшим уклоном. В 2011 г. на вершине установлен памятный знак, посвящённый 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Ранее там же был установлен памятный знак ГУВД по Иркутской области «Сотрудникам, погибшим при исполнении служебного долга».
Главная вершина – восточная, высотой 3491 м– самая высокая в Восточном Саяне. Склоны этой вершины круто обрываются на север, в долину Иркута, и более полого спускаются на юг, к озеру Хубсугул. На склонах Мунку-Сардыка известны четыре ледника. С северной стороны свисает основной ледник, толщиной до 85 м с трещинами шириной 25–30 см и глубиной до 6 м. По горному узлу Мунку-Сардык проходит российско-монгольская граница, поэтому восхождения на ее главную вершину одинаково возможны как с монгольской, так и с российской территории без визы в паспорте, но с регистрацией для посещения пограничной зоны.
Подъем с монгольской стороны на вершину значительно проще и легче чем с российской. Нет ни ледопадов, ни ледника, свойственных северной российской стороне. Восхождение с российской стороны оценивается как IБ. С монгольской стороны подъем еще проще – затяжной пологий склон с ровным протяженным снежником практически до самой вершины, длиной более 4 км. Склон идеально подходит для спусков на лыжах или дельтапланах. Снег лежит здесь до июля. В настоящее время монголами рассматривается проект создания совместно с российской стороной на этом склоне горнолыжной базы. Все вершины Мунку-Сардыка поднимаются выше снеговой линии. Многие восходители отмечают характерные для вершины сложные метеорологические условия и частые электрические бури.
Вершина находится в 12 км от северной оконечности озера Хубсугул в верховьях Баян-Гола, подняться на вершину и спуститься с нее можно за два дня от турбаз, расположенных в Ханхе, или за один день от базы «Долоон-Уул».
Вершина Мунку-Сардык сегодня является одной из самых популярных среди горных туристов. В настоящее время вершина Мунку-Сардыка популярна для восхождений с северной стороны среди российских альпинистов, особенно на майские праздники. В последние годы для массовых восхождений в начале мая сюда приезжает около 5000 туристов, из них на вершину поднимается примерно 800 человек. Из 4 возможных маршрутов восхождения на вершину самым сложным считается лобовое восхождение по северному ледовому склону, самое легкое – по южному леднику от Хубсугула. С российской стороны восхождение начинается по долине Белого Иркута от его слияния с Черным Иркутом. Популярным местом на маршруте восхождения является 8-километровое ущелье Муговека с 2-километровым узким каньоном с множеством красивых ледяных водопадов и наледей с ступенями. Уклон некоторых из наледей достигает 40º, поэтому при восхождении необходимы кошки, ледорубы, лыжные палки или трекеры. На высоте 2600 м находится ледниковое озеро Айхай, где устраиваются базовые лагеря восходителей. С вершины открывается прекрасная панорама южной части Хубсугула и горных хребтов Восточного Саяна.
Согласно рассказу старожила Ханха Шошийлога Омогта Дамбийванчигийна семь пиков массива Мунку-Сардык названы монголами в честь 7 сыновей Абай Гэсэра Богдо хана – эпического героя, сказания о котором широко распространены среди народов Центральной Азии. Названия пиков справа – налево, если смотреть с монгольской стороны от озера Хубсугул: Гэсэрт, Халхан, Хайлаан, Их Бошгот, Бага Бошгот, Жаргалант, Хэх Тувд.
На середине пути от Ханха к его южной оконечности, примерно в 8–9 км на побережье выделяется плоская вершина Баясгаланта, на которой имеется крупный керексур диаметром 10–12 м, рядом с котором на обрыве горы сооружено обо в виде шалаша из жердей. Вершина этой горы считается священной у местного населения и женщинам запрещается ее посещение. Этот загадочный керексур – самый северный в Хубсугульском аймаке появился так давно, что местные старожилы в настоящее время не могут вспомнить его истории, и назвать, кем он был сложен. Существование древнего керексура, подтверждается рассказом лам, которые в 1944 г. сложили здесь каменное обо.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ О ГОРЕ МЭНГЭТЭ-УЛА
Унгинские буряты рассказывают, когда в первый раз проводили границу между русским и китайским государствами, со стороны России был так называемый бурятами Гун-Сава[i], а со стороны китайцев Сэсэн-уган[ii]. Когда провели границу, гора Мэнгэтэ-Ула осталась за русским государством; Сэсэн-уган, желая взять гору Мэнгэтэ-Ула себе, придумал обмануть Гун-Саву. Он попросил Гун-Саву отдать ему участок земли величиною с кожу быка; Гун-Сава, не подозревая хитрости, согласился. Тогда Сэсэн-уган выбрал самую большую кожу быка, разрезал ее на тонкие ремни и обтянул ими всю гору Мунгэтэ-Ула, вследствие этого гора Мунгэтэ-Ула отошла в китайскую землю. Гора эта должна бы отойти к русской земле, так как по преданию на ней явилась печать русского государства; китайцы вытесывают гору, чтобы снять печать, но печать снова является».
Американский исследователь Э. Бернбаум в эссе «Священные горы» пишет, что неприступные, уединенные вершины, особенно те, которые выделяются необычной пирамидальной формой инеоспоримым величием над окружающей местностью, в представлении людей всегда олицетворяли могучие природные силы и связь с небесным миром. В индуистской традиции мироздание изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается полярная гора – Меру, через которую проходит ось мира, соединяющая мир людей с миром богов. Вершины гор, видимые со всех сторон, тем не менее, оставались скрытыми и неприступными для простых смертных, служили престолом могущественных Богов, где находились их призрачные дворцы. Горные вершины – обители Богов, в мифологии горных народов, нередко представляются божествами и предками народа, защищающими и охраняющими их земли. Божества гор призываются в свидетели при клятвах, становятся объектами поклонения в религиозных культах, а пещеры в горах – местом медитаций и духовных достижений для многих поколений
[i] Граф Савва Рагузинский
[ii] Вероятно, монгольский Цэцэн-хан