А.Г. Новиков, О.И. Горюнова Наскальная живопись р. Анга
Аннотация. Предлагаемая ниже статья из журнала "Известия Иркутского государственного университета" (серия "Геоархеология") является продолжением серии публикаций по мониторингу наскальных рисунков Приольхонья. Исследование посвящено обобщению разрозненных данных по петроглифам долины р. Анги (западное побережье оз. Байкал), уточнению их географической привязки и определению их современного состояния.
Фотографии и текст в преамбуле к статье - Сергей Волков
Величественная гора Сахюртэ расположена, по левому берегу р. Анги, против улуса Хурай-Нур (Улан-Анга), в 5 кмна север от с. Еланцы. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Рядом расположено небольшое озеро Хурай-Нур, по преданию, в нем обитали священные лебеди, считающиеся прародителями всех хори-бурят. По старинным шаманским преданиям ангинских бурят, супружеская чета Сарма саган нойона опустилась на остров Ольхон. В поисках удобного места для проживания они пришли на гору Сахюртэ в долине реки Анги, место им понравилось. Они сделали свои изображения на скалах и остались здесь жить. Среди шести человеческих фигур есть одни с большим животом – Сахюрша саган хатана (Кремнистая Белая госпожа). Местное население верит, что хозяин Сахюртэ может скрыть рисунки, если пришедшие на них посмотреть не угодят ему. Наскальные изображения на горе Сахюртэ находятся в четырех местах на гладкой поверхности выступов белого, серого и розового мраморовидного известняка. Размер рисунков – от 10 до 50 см. По данным археологической экспедиции Иркутского государственного университета под руководством краеведа П. Хороших, давность наскальных рисунков различна.
Первая, наиболее древняя, группа рисунков находится на скале, сложенной из белого мраморовидного известняка, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины, на высоте более 100 м над уровнем р. Анги. Рисунки занимают площадь более 8 м2 и сделаны глубоким сплошным высеканием фигур. Центральное место занимает сцена охоты на коз, маралов и лосей. Охотники вооружены луками со стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Возраст рисунков – более 2000 лет. В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица – гагара. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVIII в. На левой половине скалы нарисованы небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные.
Вторая группа расположена в 150 м на северо-запад от первой группы на гладкой поверхности серого мраморовидного известняка. Рисунки изображают всадников, стреляющих из луков косуль, яка, сцену встречи охотничьей собаки с медведем. Эта группа относится примерно к VI–X вв.
Третья расположена в 160 м на северо-восток от первой. Рисунки нанесены легкой резьбой на небольшом выступе серого мраморовидного известняка и изображают условный знак в виде неправильного шестиугольника с линиями внутри.
Четвертая группа рисунков сохранилась на гладкой поверхности большой плиты, упавшей со скалы и сейчас расположенной у самой подошвы горы Сахюртэ. На ней высечены фигуры сохатых, коз, маралов, лошадей и быков.
На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и основание сторожевой сигнальной вышки.
Бухта Ая находится на западном берегу Байкала, в 2,5 км к северу от устья р. Анги, впадающей в озеро, и в 12 кмот поселка Еланцы (проезд с 88 км). Ая в переводе с эвенкийского означает «хорошая, красивая, удобная». Хорошо защищенная от ветров бухта – идеальное место для отстоя во время шторма у пирса. Ая вдается в материк на 800 м, ширина ее – 600 м. С юга и севера бухта защищена высокими мысами с отвесными скалами, а на западе в глубине ее пологий берег образует песчаный пляж в форме полукруга, на котором в жаркие летние дни останавливается с палатками большое количество отдыхающих.
На северном берегу бухты Ая, практически в створе бухты, на высоте около 20 м над уровнем воды сохранились древние наскальные рисунки, возраст их, по мнению ученых, около 2500 лет. Эта цифра определена на основании датировки раскопанного в бухте Ая могильника.
К рисункам можно подняться по тропе от берега Байкала, если приплыть на лодке, или спуститься с плато. Найти рисунки без проводника трудно. Они занимают небольшую площадь (2,5´1,5 м) на ровной скальной поверхности под каменным козырьком. На скале имеются изображения человеческих фигур, оленей, быка, рыбы и овцы. Центральное место в композиции занимает скелетная фигура шамана и тамга в виде квадрата с вписанными внутри двумя гантелеобразными изображениями. Современные вандалы поверх древних рисунков увековечили свои имена. По гипотезе бурятского профессора Д.С. Дугарова, у подножия этой скалы могли совершаться жертвоприношения во время праздника у горы Ехе Ёрдо. Однако никаких археологических подтверждений и преданий на этот счет не найдено. По рассказам местных жителей, это родовое святилище бурят, проживавших ранее в бухте Ая, и оно не относится к общебурятским святилищам.
Б.Э. Петри в 1916 г. сообщал: «Эжину ангинского камня (писаницы на горе Сахюртэ) и камня в бухте Ая ежегодно устраивают жертвоприношения». По свидетельству ангинских бурят, обряд с жертвоприношением выполнялся здесь местными родами только в засушливое время года. Считалось, что эжин этой скалы Счастливое Белое божество (Эргэл саган нойон) является покровителем населения ближайших улусов и родов. Жители отдаленных улусов могли не приезжать для этого в бухту Ая. Они на родовых святилищах вблизи своих жилищ обращались лицом в сторону бухты Ая и призывали духа – хозяина скалы Ая.
Шаманские обряды местным населением проводятся в этом месте до сих пор. Вплотную к скале с рисунками примыкает продолговатая мраморная плита, которая служит жертвенным алтарем во время шаманских обрядов. На нее кладут жертвенные приношения, возжигают травы и ее окропляют водкой.
Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах. Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м.
Фигуры людей и животных изображены различными способами (сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры). Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей – 25´45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-Заба, есть они также на скалах в Кудинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты и на многих скалах Приангарья.
Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают людей, стреляющих из лука с колена. Размер их – 7´10 см. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 см. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы лебедь (1,0´16 см), осетр (7´30 см), нерпа (5´23 см) и лось. В одной фигуре, расположенной внизу слева, художник, возможно, пытался изобразить верблюда. На этой же скале между древними глубоко высеченными рисунками сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных. Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, знаки эмблем или тавро – родовые знаки собственности.
Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 мнад озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана – 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древних бурятских рисунков.
Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились еще в нескольких местах. Чтобы найти эти рисунки надо потратить много времени. Находятся они примерно в 80 м от основной группы рисунков по направлению вглубь бухты, ближе к пляжу, на высоте около 2 м над уровнем воды, на выступе мраморовидной скалы. На рисунке изображен плохо различимый 10-сантиметровый шаман с бубном, около которого высечен лук со стрелой.
Кроме этого родового святилища в бухте Ая в окрестностях горы Ехэ Ёрдо имеется еще несколько священных мест, отмеченных большим количеством наскальных рисунков. Интересны рисунки на левом берегу р. Анги, напротив горы Ехэ Ёрдо (0,6 км севернее). О возрасте этих рисунков свидетельствует тот факт, что самые нижние из них засыпаны осадочными породами. Группа рисунков включает в себя изображения бегущих оленей и отдельных фигур рогатых людей. В 2000 г. возле них не существовало никакого святилища, сейчас появились на каменной плите-алтаре многочисленные жертвенные монеты.
Кроме широко известных рисунков в долине р. Анги существуют и другие, о которых рассказывают местные жители. Интересно, что описания этих рисунков нет в краеведческой литературе, и, по рассказам местных жителей, они остались не осмотренными академиком А.П. Окладниковым во время его пребывания в этих местах. Примерно в 3 кмна запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде. Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 км на юг от устья р. Анги вблизи улуса Бирхин. Они остаются в стороне от туристических экскурсий и ещё ожидают научного комментария.
Для просмотра статьи в формате PDF кликните по изображению первой страницы: