КАМЕНЬ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ЖЕЛАНИЯ. ИСТОКИ МИФА

Статьи 12 мар. 2024 г.

Текст и фото Сергей Волков

1 октября 2023 г., нехарактерный для ночи в городской квартире в центре города, непрерывный лай собаки снова разбудил меня до восхода солнца в 5-00. На это рядовое событие я вряд бы обратил внимание, если бы неожиданно не сопоставил его с цепочкой предшествующих событий и аналогичным лаем собак, также в такое же время ночи, во время двух ночёвок в палатке в разных местах на берегу Малого Моря. По шаманским представлениям все случайные события складываются в мозаику символов, которые поразмыслив, поддаются расшифровке. Одной из запланированных целей нашей поездки было наблюдение ожидаемого полярного сияния над акваторией Байкала в ночь с 29 на 30 октября, но по факту случайных событий она прошла под звёздным небом, с начертанными знаками бурятского предсказателя Барнашки. Пока схематично о цепи наблюдаемых событий. Это предварительный текст с расширением, версии 1,1 (исходная версия было 1,0). По мере развития темы и получения новых сведений я буду изменять сам текст и менять номер опубликованной версии. На написание первой версии у меня мало времени, всего минут 40. В семь часов мне надо возвращаться на берег Байкала снова. Сейчас я опубликую только фото с надписями на камне. Прошу читателей, располагающих подсказками написать мне на электронный адрес. Почему станет понятно позже.

28 сентября волею случая мы остановились в полдень напротив сэргэ в память о бурятском предсказателе Барнашке (очерк о его предсказаниях смотрите ниже) точно в тот момент, когда достопочтимые буддийские ламы проводили обряд вложения святынь внутрь нового субургана, открытие которого произойдёт 1 октября. С их вежливого согласия я провёл фотосъёмку обряда. Через час мы остановились перед ущельем реки Сарма, и в этот момент в небе возникла радуга – благоприятный знак, врата открылись, можно следовать дальше.

Церемония закладки святынь. Бережно и почтительно наверх передаются, покрытые золотой краской, пирамидальные ца-ца, символизирующую гору Меру. На переднем плане коробка с семейными реликвиями, переданные для вложения в ступу от прихожан
Небесные врата открылись, в пути будет удача. Радуга над ущельем в реке Сарма

На первый ночлег мы встали прямо на галечной косе Тонкого мыса, почти вплотную к кромке воды. 29-го в пять утра начался шторм. Шум волн и непрекращающийся 1,5 часовой лай собак с 5 часов утра не позволил спать дальше, и я стал вспоминать пророчества Барнашки. Одним из которых было пророчество о золотых письменах на его костях, когда найдут его могилу в 2024 г., ровно через 100 лет после его смерти. Где она до сих пор неизвестно.

30-го в пять утра наш мастифф Бондик неистово начал лаять прямо у моего изголовья снаружи палатки, буквально в метре от неё, также в пять утра. Было ещё темно. После того, как земля загудела от бега табуна вплотную к лагерю, ещё неизвестных нам копытных животных, подумали, что это олени, но утром оказался табун лошадей, пришлось вставать и лучить ярким фонариком периметр нашего лагеря. Первые ассоциации – это табун, вестники Апокалипсиса. Затем днём нам грязную trophy-дорогу перегородила огромная чёрная свинья, она накануне опоросилась и вела себя агрессивно, пришлось отказаться от ночёвки и ехать на другое место. Нашу машину 13 км сопровождала стая из пяти бегущих следом громко тявкающих лаек, которые никак не хотели отставать, что тоже показалось удивительным. Затем на священной горе Сахюрта к нам пришла лиса, а ранним утром на следующий день мы наблюдали взлёт белоснежного лебедя в совершенно для нас неожиданном месте, из небольшого болота, там, где ранее они никогда не замечались. Появление такого количества животных по шаманским представлениям совсем неслучайно и должно носить какую-то важную смысловую информацию. Но мы были на верном пути.

Рождение и формирование новых мифов происходит и в наше время. Расскажу о недавно появившемся современном мифе о чудодейственном камне в безлюдной тажеранской степи, исполняющим желания просителей. Этот пример интересен тем, что возникновение этого мифа удалось просследить до его истоков и найти его автора. Но сначала предыстория.

Во время очередной поездки по Тажеранской степи, при стандартном опросе случайных местных жителей, один из них внезапно заговорил о чудодейственном писанном камне, исполняющим желания. Из его рассказа явствовало, что весь камень, напоминающий священный лингам, с округлым навершием покрыт неразборчивыми, трудночитаемыми старинными надписями на старославянской кириллице. Будто бы камень обладает целительной силой, и в ответ на просьбы помогает вернуть способность к оплодотворению и обзавестись потомством, излечивает от мужских болезней, а женщинам помогает скорее повстречаться со своим избранником и завести детей. Эта информация оказалась для меня новой, слышал я об этом впервые, и нам очень захотелось найти и увидеть этот сказочный камень своими глазами. Информатор сообщил в общих чертах, что камень находится в Тажеранской степи, в 8 км на юг по прямой от старого Кутульского кладбища, затем 800 метров влево по грунтовой дороге от асфальтированного шоссе, и ещё немного надо пройти пешком вправо.

30-го сентября 2023 г. в полдень мы с первой попытки, как будто точно знали куда ехать, нашли в степи тот самый белый камень, исполняющий желания, на который нас вывел предшествующий лай собак и случайности разного уровня. Это очень примечательный камень, похожий на могильный памятник, а также на детородный фаллосс с типичным ободком, на нём неразборчивые надписи, сплошь по всей поверхности, как те самые обещанные предсказания знаменитого бурятского Нострадамуса – Барнашки, которые ещё предстоит найти на его костях или над его могилой и расшифровать в 2024 г. Как он обещал, его могильный памятник и его захоронение найдут ровно через 100 лет после его смерти. Дата его смерти известна точно – 1924 г., поэтому первой версией стала связь этого памятника с его именем. При беглом осмотре отчётливо видны лишь отдельные сочетания букв: От, орго…, огому Ба…лы, Ба…ы…ну, сложить из которых полные слова сейчас весьма проблематично и затруднительно. Рассказывают, что ещё в 2017 г. фамилию на этом камне можно было прочитать. Был ли он изначально на этом месте или его перевезли сюда с старого Кутульского кладбища пока установить не удаётся. Возможно если его почисть или откопать появятся новые слова. Кому был поставлен этот памятник, и почему он стал почитаться как целительный на тот момент было совершенно непонятно. Смутное предположение, основанное лишь на совпадении двух читаемых слогов «Ба» с именем бурятского предсказателя Барнашки Балтханова, для установления истины было недостаточным. Вверху памятника читаются также две начальные буквы «Ба…», почти полностью, возможно, слово «Байка…л», последняя буква выходит на кольцевую канавку и трудночитаема. Часть уже расплывшихся от времени строк, начертаны, как и обещал Барнашка золотистой краской. Может и понимать надо его предсказание не дословно «о новых пророчествах, которые обнаружат через 100 лет после его смерти на его костях», а возможно на камне, который был над его могилой, над его костями?

Первым делом для уточнения я связался со своим старым знакомым ольхонским шаманом Валентином Хагдаевым, и спросил его, что он слышал о писанном камне в Тажеране. Я не смог точно описать его местонахождение, но Валентин сразу отождествил этот камень с известным ему памятником на могиле главному родоначальнику (тайши) Ольхонской Степной Думы Григорию…, добавив, что памятники у шаманистов имели закруглённый вверх с округлой канавкой. Смутно вспомнилось, что где-то я уже раньше встречал словосочетание: «Родоначальнику Ольхонской Степной Думы».

Памятник на могиле родоначальнику Ольхонской Степной Думы Григорию Иннокентьевичу Муравьёву

В 2004 году в местности Кутул, где в 1876 г. насчитывалось 20 дворов в улусе Кутул, был открыт памятный знак, посвященный 180-летию со дня образования Ольхонской степной Думы. Выше этой мраморной стелы находится старое кладбище. В моём фотоархиве нашлись фото памятников с этих погребений, расположенных на горе с установленным там крестом, справа от автодороги на 107 км, на последнем перевале перед спуском к Малому Морю. На одной из фото был памятник с надписью: «Под симъ камнемъ покоится тело усопшаго раба Божия Григория Иннокентьевича Муравьёва бывъ.глав.родоначальника Ольхонской Степной Думы. Родивш. 20 сент. 1848 скончав. 3 июля 1908 г.». Значит в Тажеранской степи находится памятник другому человеку.

Следующим шагом стал телефонный разговор с хозяином фермерского хозяйства, рядом с которым находится огороженный деревянной оградкой писанный, пока безымянный камень. Дополнительно удалось узнать следующее. Раньше на этом месте была бурятская деревня, следы которой совсем не сохранились. Буряты оставили в голой степи в память о проживании в этом месте единственный, хорошо отполированный белый камень с надписями, а сами уехали. Со временем письмена на нём стали трудночитаемы, а сам камень приобрёл новые свойства. Кому был поставлен памятник он не знает, но к этому писанному камню стали постоянно приезжать буряты. Иногда они обходят его по кругу, иногда прыгают над ним. Если это точно, то как объяснить, мягко говоря, совсем неуместные прыжки над могильным памятником, приходящих к этому памятнику страждущих излечения? Чьи целительные мощи покоятся под этим памятником? Вопрос оставался без ответа и поиски разгадки продолжились.

В 2017 г. силами фермерского хозяйства памятник с неразборчивыми надписями огородили деревянной оградкой, внутри которых для посетителей соорудили массивный деревянный стол с скамейками. Внутри оградки сложили небольшой очаг из камней, в котором в момент нашего посещения было много целых сигарет-подношений от просителей, когда их накопится много, их сжигают, и запах табака становится доступен духам. Остаётся выяснить как назывался раньше бурятский улус на этом месте, и кому был поставлен памятник. Возможно об этом могут рассказать его посетители, но как их найти? По всей видимости это должен быть памятник очень почитаемому предку бурятского народа, память о котором сохранилась, несмотря на полностью стёртые временем на нём надписи. Как прочитать эти полустёртые письмена на камне?

Наконец в марте 2024 г., через полгода поисков, уже когда предыдущий текст был опубликован в «Легендах Ольхона» при очередной встрече с ольхонским шаманом Валентином Хагдаевым всплыли новые подробности. По свидетельству Валентина в том месте, где стоит памятник очень давно был старинный бурятский улус с красивым бурятским названием Загалмайки, название которого происходит от созвучия с именем волшебной птицы с оленьей головой, которая появляется в час гибели Вселенной. Ещё он вспомнил бурятску старинную присказку: «Самые умные, где живут? В Загалмайке! Самые глупые где живут? В Загалмайке!». Улус был очень старым, где по шаманской традиции умерших не хоронили, а сжигали. Единственное каменное надгробие, которое осталось после полного исчезновения улуса принадлежит Даши Ибенэ (сын Банэ) из рода Бельдуевых, один из них был писарем у главы Кутульской думы. Никаких других следов бурятского улуса на этом месте не сохранилось. Письменных свидетельств также нет, всё это, из выше рассказанного, Валентину известно лишь со слов и воспоминаниям старожилов из этой местности.

Лет десять назад, примерно в 2014 г. к ольхонскому шаману приезжала группа молодых женщин из Москвы, интересующихся шаманскими практиками и ролью женщины в бурятской семье. Они жили в доме у ольхонского шамана и ездили с ним на экскурсии по Тажеранской степи. В одну из таких поездок, после обряда очистительного купания нагишом в Большом тажеранском озере, он привёз их к этому камню и рассказал историю об индуистком символе божественной производящей силе – лингаме, точь-в-точь напоминающим своими очертаниями «священный» фаллос. В древнеиндийской мифологии женщины совершали ритуальные обряды в паре с таким камнем в надежде вернуть способность к оплодотворению и наконец-таки обзавестись долгожданным ребенком, конечно лучше мальчиком. Считалось, если совершить подобную процедуру или даже попрыгать над лингамом, это поспособствует деторождению. Сколько девушек из той группы впервые попрыгали над тажеранским «лингамом» доподлинно неизвестно, но вернувшись в Москву, а все они были молоды, привлекательны и красивы, они вскоре нашли своих избранников и естественно обзавелись детьми. Так родился новый миф о чудодейственном камне-лингаме в Тажеранской степи.

1-го октября. На въезде в Еланцы открыли субурган (фото прилагаю). Буддийский лама, сказал, что они пытаются разгадать загадку пророчества Барнашки о скором обнаружении его могилы в 2024 году. Текст продолжу, если удастся найти новые подробности.

ПРИОЛЬХОНСКИЙ НОСТРАДАМУС – ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ БАРНАШКА

У разных народов прославились своими предсказаниями провидцы будущего. У бурят самым известным небуддийским предсказателем считается Барнашка (в бурятском произношении – Барнашхэ Балтханов или по документам Барнашка Бутуханов) – родом из улуса Шулута, располагавшегося ранее рядом с посёлком Еланцы. От этого улуса сейчас не осталось никаких следов. В память о легендарном предсказателе на въезде в Еланцы, в распадке, где стоял его дом, установлено сэргэ и при реконструкции автомобильного спуска к пос. Еланцы от с. Петрова фирмой «Агродорспецстрой» в2000 г. обустроена площадка у святого места. 1 октября 2023 г. ламами Дуйнхор дугана возведён и освящён субурган – буддийская ступа просветления в память о Великом сыне бурятского народа, прорицателе Барнашка Тообэ. Расположенная рядом гора прозвана в народе Барнашкой. Умер он в1924 г. в 94-летнем возрасте. Родом из крестьян, в школу не ходил и грамотой не владел. У Барнашки было двое детей: дочка и сын. Правнуки его живы и со слов своих родителей, запомнили рассказы об удивительных предсказаниях своего деда, при жизни которого на них мало кто обращал внимание, но после его смерти, когда предсказания стали сбываться, Барнашка прославился среди бурят как предсказатель. Никаких записей, подобных знаменитым катренам Нострадамуса, бурятский провидец не вел. Содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению в устной форме, при этом зачастую обогащалось и редактировалось последующими пересказчиками его пророчеств, поэтому точно определить какие из приписываемых ему предсказаний подлинные, а какая их часть сочинена в новейшее время, уже не представляется возможным. Кроме него прославился своими предсказаниями бурятский лама, ширетуй (настоятель) Баргузинского дацана Цыден Содоев (1846–1916), проживавший в тоже время, что и Барнашка, на противоположном восточном берегу Байкала в Баргузинской долине. Соодой-лама в течение 5 лет обучался в крупнейшем тибетском монастыре Брайбун, совершил паломничество в Индию, Непал, Цейлон, Бутан, в1896 г. присутствовал в Санкт-Петербурге на церемонии коронации императора Николая II, ездил с наследником Цесаревичем на Дальний Восток, на Сахалине встречался с Чеховым, слыл образованным для своего времени человеком. Он сумел точно, без лабораторных исследований воды, определить от каких болезней излечивают большинство минеральных источников в Баргузинской долине. Соодой-лама предсказывал скорые гонения и «репрессии против шаманов, новыми людьми у власти, которые будут носить кожаные куртки», что все дацаны будут разрушены и на их месте будут скотные дворы, буряты перестанут кочевать, дрова и сэргэ станут ненужными, многолетнюю войну, из которой Россия выйдет победителем, появление поездов, спутников и радио. Он предсказал, что в 1961 году, «в год белой Мыши белый дракон взлетит»[i] (в апреле1961 г. был запущен первый космический корабль с человеком на борту – белоснежный «Восток», однако, надо заметить, что белоснежные ракеты с собаками на борту выводились на орбиту Земли с1957 г.). Известно также его пророчество о наступлении для бурят трудных времен, когда они будут вынуждены покинуть свои родные земли. В народном фольклоре пророчества этих двух бурятских провидцев, оставшиеся незаписанными на бумагу, при передаче их в устной форме, слились в единый массив предсказаний, так что теперь трудно определить, кому из них принадлежат, отдельные наиболее часто повторяющиеся примеры их видений будущего.

О жизни предсказателя Барнашки известно мало. Не сохранилось ни одной его фотографии, личной вещи, документа или записи. Исследователи его жизни расходятся даже в правописании его фамилии (Балтханов, Бартагаев, Арганов) и даты его рождения (по мнению С.Д. Бабуева даты его жизни 1860–1924 гг.). По мнению ольхонского шамана В. Хагдаева, известна лишь дата его смерти и предсказание своей внучке Айхэ, что она проживет столько же сколько он. Айхэ умерла в 94-летнем возрасте, из чего заключают, что Барнашка умер в 94 года. По рассказу шамана Валентина Хагдаева, у деда Барнашки было две внучки: «Старшая – Дэндэ жила своей жизнью, а младшая – Айхэ ухаживала за дожившим до глубокой древности вещим старцем: готовила ему и кормила постаревшего предсказателя. Он говорил о том, что придёт другое время, и Айхэ проживёт ровно столько же, сколько он сам, – 94 года».

В молодые годы Барнашка 19 лет провел в скитаниях, переходя из одного бурятского улуса в другой. Таким образом, он обошёл все улусы Приольхонья, затем по льду перешёл в Баргузинскую долину, оттуда – в Вехнеудинск (современное Улан–Удэ). В своих скитаниях доходил до Хубсугула и Дархадской котловины (Монголия). Вернувшись через Тункинскую долину в Приольхонье, Барнашка поселился на постоянное местожительство в улусе Шулута. О его предсказаниях рассказывали в середине 50-х гг. прошлого столетия уважаемые старейшины села Черноруд, пос. Еланцы и ольхонские буряты. Ему приписывают предсказания о падении власти государя с черными волосами, битве бедных и богатых, четырехлетней войне, о появлении электричества, радио, автомобилей, уходе бурят с берегов Байкала, великой огненной войне и последующих мировых катаклизмах. Он говорил, что «люди на 70 лет забудут Бога, но Бог снова придёт, человек должен любить природу. Придет время, когда люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи и котлы. Люди будут брать огонь с потолка, со стен. Люди перестанут ездить на лошадях, телегах. Появятся железные кони, которые не будут нуждаться в траве и сене. Будут ездить на одних колесах. В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но говорящие и поющие, через стены будут слушать голоса». К некоторым из предсказаний, например, таким как рост цены на бензин, что все будут ездить на иностранных машинах, изменение климата или появление космических кораблей можно, вероятно, относиться со здоровым скепсисом, как формам проявления современного народного мифотворчества, так как слов бензин и космические аппараты в то время просто не было, и о подобных предсказаниях странным образом вспомнили лишь в последние годы. Ему приписывают следующие слова: «Царская власть падёт, законом будет вершить человек-каторжанин. Царскую семью убьют. Погибнут высокопоставленные деятели. К власти придёт человек с чёрными волосами, его сменит правитель с белыми волосами, и он развалит государство. Новая власть не удержится 70 лет, падёт (действительно, СССР просуществовало 74 года, 1917–1991 гг.). Не завидуйте богатым людям, они обеднеют, а бедняки – разбогатеют»[ii]. «Зря богатеете, скоро всего лишитесь. Нынешние богачи (первых десятилетий ХХ века) разводят хозяйство, строят и накапливают деньги, но все их богатство пропадет, сами они попадут в трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не останется, кроме двух–трех столбов»[iii]. Люди смогут регулировать рождение детей, кто захочет мальчика – родится мальчик, кто захочет девочку – родится девочка.

О Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: «Четырёхлетняя война начнётся на западе, а закончится она на юго-востоке. Из 10 человек домой вернутся 5–6 человек. После этой войны надолго установится мир» (окончилась война, в самом деле, в Юго-Восточной Азии после разгрома Японии). После четырёхлетней войны, «если будет новая война, то человек не будет держать ружьё в руках, а просто придёт большая вода» (цунами).

Со слов старика Бааная, который хорошо знал Барнашку, известно, что предсказывать он начал после двадцати лет, в середине XIX в. Он ходил по домам и рассказывал о будущем, говорил много, временами безостановочно. Обычно он начинал пророчествовать с закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке. Память у него была хорошая, он все держал в голове, никогда никто за ним ничего не записывал, а сам он писать не умел. В то время, когда жил Барнашка чистое поле с отдельными строениями протянулись от его улуса Шулута до улуса Зукуй и современного посёлка Еланцы ещё не было. Он говорил, что «в Еланцах развернётся строительство, поднимутся новые дома от Шулуты на западе и до Зукуя на северо-востоке», от их деревни, останется только один его дом, что незачем накапливать богатство – все отнимут. Ему не верили, иногда даже за подобные неприятные предсказания избивали и забрасывали камнями. Будущее, о котором он говорил, пугало людей и часто воспринималось, как личное оскорбление. Но когда после его смерти предсказания стали одно за другим сбываться, о нем заговорили с уважением. От улуса Шулута действительно остался только его единственный дом, который возможно сохранился бы до наших дней, если бы его невеста сына, наперекор, его советам не трогать дом, не вывезла старый дом в местность Анга, где он и сгорел. Поселок Еланцы в самом деле вырос, как и предсказывал Барнашка, соединив бывшие улусы Шулута и Зукуй. Невеста его сына, считавшая его при жизни сумасшедшим, выдумывающим всякие небылицы, и нарушившая его предсмертный завет (не переносить дом и не закапывать его в землю) вскоре полностью ослепла, что местным населением было воспринято как кара Барнашки.

Вставка 016-3. Предсказание Барнашки в конце XIX в. об исходе бурят с берегов Байкала

Широко распространено среди местного населения его предсказание, что придет время, когда буряты снимутся с насиженных мест, их вытеснят с берегов Байкала иноземцы – народы других национальностей, пришедшие из-за океана, и буряты будут вынуждены скрыться в тайной долине, вход в которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в Монголии. По предсказаниям Барнашки, происходить это будет трижды. Ушедшие в первый раз – будут жить хорошо, во второй раз – жить будут средне, а последним – будет очень трудно. «Буряты переселятся в Монголию. Первым переселенцам там помогут материально. Вторые переселенцы уедут без проблем, третьи переселенцы уедут с трудом, опираясь на трости и держась за коровьи хвосты». После третьего раза, может случиться в будущем ещё одна «страшная 40-дневная огненная война, когда на земле возникнут катастрофические огненные смерчи», после которой люди станут меньше ростом и разбредутся по всему свету, их останется так мало, что они будут вынуждены искать себе подобных. К этому времени, по предсказанию Барнашки, территория Прибайкалья преобразится до неузнаваемости: «землю опутают железные змеи» (вероятно, можно понимать – железные дороги, телеграфные линии и ЛЭП), со дна Байкала будут добывать «чёрное золото», а всю воду из озера перекачают в искусственную котловину. Возможно, следует понимать – современное Иркутское и Братское водохранилище, или прогноз будущего, когда питьевая байкальская вода по трубопроводам будет перекачиваться в искусственные резервуары, в страны, где будет ощущаться её недостаток. Толкование пророчеств, сродни средневековому врачеванию с диагностикой больного по звездам и дате его рождения. Любой читатель может дать собственную интерпретацию описываемых предсказаний, но что из них было верно предсказано, а что лишь интерпретировано в желаемом содержании исследователем «задним числом» при сравнении с уже происшедшими событиями, остается вечной загадкой и интригой для людей. Сам Барнашка, говорил о 40-дневной огненной войне, что «лучше, если её не будет» (т.е. может быть её не будет вообще). Запутанные фразы, в которых трудно разгадать конкретные события будущего, порождают лишь интерес к туманным пророчествам и дают неисчерпаемую тему для написания новых книг. Предсказания будущего, всегда звучат неопределенно, их зачастую домысливают согласно современным знаниям и происшедшим историческим событиям. Особенно много всевозможных комментариев опубликовано на основе многотомной хроники, катренов – записанных пророчеств Нострадамуса, в отличие от которого бурятские предсказатели Барнашка и лама Цыден Содоев не оставили после себя никаких письменных записей, всё что мы сегодня знаем сохранилось лишь в устной форме в народном фольклоре, непрерывно обогащаемом и обновляемым современными сказителями.

В словах Барнашки нет уверенности, что «огненная война неизбежна»: «Будущая сорокадневная война будет тяжелей, чем четырёхлетняя война, а если этой войны не будет, то человечеству грозят болезни, эпидемии, возрастёт смертность, в сознании людей будет больше негативного». Хочется надеяться, что человечество избежало страшного сценария «сорокадневной войны» и уже прошло сквозь предсказанные эпидемии (сперва атипичной пневмонии – птичьего гриппа, затем свиного гриппа, коронавирусной инфекции (COVID-19) и т. д.) и впереди грядет для всех новая эра всеобщего благополучия.

Его правнуки утверждают, что Барнашка в сложные моменты жизни до сих пор является своим родственникам во снах и предупреждает их об опасностях. Умирая, он сказал, чтобы его тело не хоронили в земле, а оставили на помосте, на его костях должны были проявиться все предсказания, которые он говорил при жизни и новые. Однако могила его утеряна. В 1950-е гг. учёные во главе с академиком А.П. Окладниковым искали могилу прорицателя, но местные жители не захотели указать место его захоронения. Его правнуки рассказывают о том, что Барнашка перед смертью предсказал, что через 100 лет после его смерти могилу найдут и на его правой лопатке будут золотыми письменами написаны новые пророчества.


[i] Лама Цыден Содоев. К 150-летию со дня рождения великого йогина. Курумкан,1996 г.

[ii] Бабуев С.Д. Ольхонский предсказатель Барнашка Арганов. В книге «Социогенез в Северной Азии». Ч. 2,2005 г.

[iii] Дамдинов Д.Г. Легенды и предания этнической Бурятии. Агинское,2007 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.