ХАЛХИНГОЛЬСКАЯ ВОЙНА. ИРКУТСКИЙ КОМСОМОЛ

Статьи 6 нояб. 2024 г.

Текст и фото Сергей Волков

29 октября отмечается День комсомола. Сейчас этой мощной молодёжной организации, активно участвующей в конце ХХ века в строительстве БАМа и на других комсомольско-молодёжных ударных стройках в Сибири, в стране больше нет. Есть история, которой можно гордиться. Это было время славных дел, а главное мы были молоды и полны энергии.

29 октября 2024 г. в Музее истории Иркутска прошла конференция ветеранов Иркутской комсомольской организации, ставшая поводом вспомнить, время молодости и комсомольской активности, когда формировались строительные отряды, успешно проводились в Иркутске крупные молодёжные культурные мероприятия XI Встреча американской и российской молодёжи, Международный фестиваль дружбы народов Монголия - СССР в 1981 г., отправлялись молодёжные поисковые отряды по местам боевой славы в Халхингольской войне 1939 г. Последнее из перечисленных в богатой событиями истории Иркутского комсомола стало поводом для награждения большой группы комсомольских работников, участвующих раньше в организации различного рода мероприятий по развитию дружественных связей с молодёжными организациями Монголии, памятными знаками "85 ЛЕТ ПОБЕДЫ СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКИХ ВОЙСК В СРАЖЕНИИ НА р. ХАЛХИН-ГОЛ".

Готовится к печати объёмная монография История Иркутского комсомола. Постараемся договориться об её публикации в цифровом формате на этом сайте в следующем году. Ниже краткий экскурс о поездке по местам боёв на Халхин-Голе и немного исторических фотографий из жизни Иркутского обкома ВЛКСМ в конце 1980-х гг.

ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ НА ХАЛХИН-ГОЛЕ

Дорнод аймак находится на востоке Монголии. Большую часть аймака занимает Восточно-Монгольская равнина с ровной степью и многочисленными солончаками. Степь практически мало чем отличается от степных пейзажей Даурского заповедника в Забайкалье. Чтобы посетить эти удалённые места и берег Халхин-Гола мы проехали из Иркутска через Читу 4193 км, из них по Монголии - 2145 км. Берег реки оказался со слабо накатанной степной дорогой без следов стоянок туристов и с редкими стойбищами монголов. Самое крупное озеро аймака находится на границе с Китаем – оз. Буйр-Нуур, в которое впадает Халхин-Гол. На юге Восточного аймака в приграничных районах с Китаем находится Восточно-Монгольский заповедник, организованный в1992 г. (570,4 тыс. га) с горой Цагаан-Уул (1099 м). В районе Дариганга насчитывается до 220 потухших вулканов. Наиболее высокий из них — Шилийн-Богд-Уул (1778 м).

Река Халхин-Гол протекает в Монголии и Китае. 233 км, площадь бассейна 17 тыс. км2. Начинается в Б. Хянгане, впадает двумя рукавами в оз. Буйр нуур и р. Оршуун гол. В долине этой реки в 1939 г. произошла Халхингольская война с японскими войсками.

11 мая 1939 г. – этот день в истории отмечен, как день начала Халхингольской битвы. В долине Халхин-Гола еще несколько десятилетий назад были видны следы знаменитых боев в мае, июле и августе 1939 года, когда японо-маньчжурские войска вторглись в Монгольскую Народную Республику, имевшей союзный договор с СССР, были окружены и разбиты монгольскими войсками и частями Красной Армии, пришедшими на помощь Монгольской народно-революционной армии. Первый бой произошел на бархане Байтаг (Байтаг манхан), когда японско-маньчжурский отряд численностью 500 кавалеристов и 250 пеших воинов проникли на глубину 15 км от границы на территорию Монголии и напал на заставу. Особенно крупные бои происходили в августе между 6-й японской армией и советской 1-й армейской группой (командующий – Г.К. Жуков). В воздушных боях одновременно участвовало до 215 боевых самолетов. Потери с обеих сторон исчислялись десятками самолетов. В боях на Халхин-Голе в июне 1939 г. только 11-я танковая бригада Красной Армии потеряла 84 БТ-5, еще 82 танка было подбито. Долгое время покореженные военные машины можно было увидеть на месте боев. Японская 6-я армия имела 75 тыс. солдат, более 1000 пулеметов, 400 пушек, около 120 танков, 450 боевых самолетов. В августе 1939 г., когда началось наступление советских танковых войск и монгольской кавалерии, 150 советских бомбардировщиков нанесли массированный удар по позициям японским войск. С 20 по 27 августа было уничтожено 164 самолета противника. На рассвете 31 августа 6-я японская армия была полностью разбита и признала свое поражение. По официальным советским данным, потери японо-маньчжурских войск за время боёв с мая по сентябрь 1939 года составили более 61 тыс. чел. убитыми, раненными и попавшими в плен, в том числе около 25 000 убитыми (из них около 20 тыс. — собственно японские потери).

В честь 45-летнего юбилея победы в Халх-Голе 1 мая 1984 г. был открыт мемориал Победы. У основания стелы высотой 54 м с пятиконечной звездой наверху, плечом к плечу стоят монгольский и советский воины. На памятнике нанесена мемориальная надпись: «В честь победы советских и монгольских войск над японскими агрессорами в районе реки Халхин-Гол в 1939 г.». Над воинами развиваются 20-метровые металлические полотнища, украшенные скульптурными горельефами танков, пушек, самолётов и бойцов с оружием в руках, устремлённых в бой с агрессором. Общий вес металлической конструкции памятника составляет 110 т. Статуя Победы является важной достопримечательностью в Дорнод аймаке, она видна на большом расстоянии, на соседней горе можно увидеть большое количество сохранившихся до наших дней круглых бетонных военных дотов.

ДИКИЕ ГАЗЕЛИ ВОСТОЧНО-МОНГОЛЬСКОЙ РАВНИНЫ

Табуны стройных антилоп, газелей джейран, быстрых и выносливых животных, приспособленных к жизни в безводной пустыне, способных развивать скорость свыше 65 км в час, ещё недавно в большом количестве населяли дикие степи Восточно-Монгольской равнины. Монгольские старожилы этих мест ещё помнят встречи с огромными табунами этих красивых парнокопытных в тысячу голов, которые свободно перемещались по степи. С появлением в этих местах пять лет назад нефтяников и асфальтированных дорог с обширными нефтяными полями с многочисленными выкачивающими нефть установками, с каждым годом количество этих животных стремительно уменьшается. В прошлом джейран был излюбленным объектом охоты. Он представлял собой один из основных источников мяса для монгольских номадов. В настоящее время охота на джейрана повсеместно запрещена. Он включён в Красную книгу МСОП как редкое и исчезающее животное. Теперь можно пересечь от края до края всю протяжённую восточномонгольскую равнину, так ни разу и не увидев этих грациозных газелей. Но нам повезло, совсем неожиданно мы буквально въехали за очередной небольшой возвышенностью в большой табун газелей-джейранов численностью около 200–250 голов, который разбился на пять отдельных групп, каждая по 30–50 животных и разбежался врассыпную по степи впереди и позади машин. У газелей есть странная спортивная привычка обгонять идущие на скорости машины и затем пересекать им путь. В этот раз мы также наблюдали подобную картину. Бегущие джейраны окружили нас со всех сторон. На скорости около 55 км в час они, поднимая облака густой пыли, устроили с нами гонки, стремительно несясь параллельно нашему движению и выпрыгивая вверх из высокой степной колосящейся ковыли, их вожак обогнал нашу переднюю машину и повёл свою группу наперерез нашему движению. В итоге последние из бегущих цепочкой джейранов этой группы оказались так близко к бамперу передней машины, что нам пришлось резко притормаживать, чтобы не столкнуться с бегущими животными. Они были так близко от нас, что можно было отчётливо рассмотреть зрачки их испуганных глаз. Этот выразительный момент для фотографирования был упущен. Мой фотоаппарат был под застёгнутой молнией в кофре, который к тому же хранился на заднем сиденье, спрятанный от пыли, под надёжной защитой брезента. Тем не менее, так как бегущих вокруг нас джейранов было такое множество, времени хватило, чтобы на ходу достать фотоаппарат с сделать десяток спусков затвора фотоаппарата. Одна из групп перебежала дорогу позади нас впереди идущей следом за нами второй автомашиной. К сожалению этот самый проходной кадр, табун бегущих антилоп впереди автомашины, в такой спешке получился не резким, но факт встречи с большим стадом диких газелей подтверждает.

РАВНИНА МЭНЭНГИЙН-ТАЛ

К западу от озера Буйр располагается одна из самых больших равнин в Монголии. Травянистая степь с душистыми травами и высоким колосящимся на ветру ковылём раскинулась на 90 км в длину и 60 км в ширину. Это удивительно ровная поверхность с минимальными возвышениями на километр пути – практически готовая природная взлётно-посадочная поверхность для самолётов. Местные монголы поведали о старинном поверье, что если путник остановится на ночёвку при пересечении этой цветущей степи, то утром он, надышавшим сильным ароматом трав, не сможет вспомнить своего имени и куда идёт, поэтому они пересекают этот участок степи без остановок. Нам несмотря на предупреждение пришлось заночевать в этой степи возле одного из соляных озер с резким запахом сероводорода, поэтому мы отъехали от озера на ночёвку далеко в степь. Как только солнце стало садиться из травы поднялись тучи атакующих комаров, ни разу за все предыдущие поездки на юг Монголии мы не встречались с таким количеством жужжащих кровопийц, когда находиться на открытом воздухе без накомарника очень некомфортно.

Священное место отправления культа Дархан хаан горы Сухбаатар сум

На карте живописных мест Монголии восточнее Сухбаатар сума отмечена гора Дархан хан – это единственный заметный издалека природный объект в этой местности, способный привлечь взор путника за время многодневного путешествия среди однообразия плоской поверхности степи. На сотни километров восточнее расстилается совершенно ровное необъятное степное пространство, со знаменитой, идеально гладкой как тысяча аэродромов, Мэнэнгийской степью с колыхающейся до самого горизонта безбрежной ковылью. Гора Дархан хан, у подножия которого раскинулось большое озеро, в силу своей исключительности в этой местности, а также по распространённому среди монголов обычаю возводить обоо на вершинах гор стала для местного населения священным местом для отправления культа. В монгольской традиции на вершинах гор приносятся жертвы Небу и покровителям данной местности. На каждом перевале и вблизи каждого монастыря или поселения людей на возвышенностях возводятся обоо, где регулярно проводятся обряды. По легенде каменное обоо на горе Дархан хан сложено в честь бывшего владельца горы, имеющего девять братьев и девять белых лошадей, защитившего местное население от маньчжурского войска. В 1863 г. ему был дарован титул Дархан хан, а гора стала почитаться как защитник местности. Ежегодно в первых числах начала лета здесь проводится большой молебен с добродетельными ритуалами и организацией трёх мужских праздников – стрельба из лука, классическая борьба и скачки на конях.

С древних времен культ почитания обоо широко распространен на территориях: Монголии, Тибета, Алтая и Сибири. Центральноазиатские народы сохранили до наших дней изначальную религию человечества – обожествление природы и веру в духов, пребывающих везде и всюду. Обоо часто возникает в местах поклонения духам на перевалах, где проходят караванные тропы, или вершинах почитаемых гор, в святых местах и вблизи буддийских храмов. Пирамидальные груды камней на перевалах часто являются единственным ориентиром для путешественников в пустынной местности. Каждый бурятский и монгольский род, каждый монгольский сомон и каждый буддийский монастырь имели свое обоо.

 НЕФТЬ В МОНГОЛИИ

Нефть в Монголии была обнаружена в 30-е годы. Месторождение Дзун-Баян в монгольской пустыне Гоби (южнее города Сайншад) было разведано с помощью советских специалистов в 1940 году. Тогда же в сороковые годы прошлого века был основан государственный трест «Монголнефть», а в 1950 году СССР завершил строительство в Дзун-Баяне нефтеперегонного завода небольшой (300 тыс. баррелей в год) мощности. Однако в 70-е годы добычу нефти в Монголии прекратили, и все свои потребности в нефтепродуктах страна удовлетворяла за счет импорта из СССР. В последние годы на месторождении Дзун-Баян пробурено 100 новых скважин глубиной до 3 км, еще 100 скважин восстановлено. Добытая нефть (550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку.

Пять лет назад начались работы по освоению месторождения нефти на востоке Монголии (Дорнод аймак). Как раз через эту степную местность Тамсагийн-Холой пролегал наш автомобильный маршрут. Мы предполагали двигаться по слабо накатанным дорогам среди дикой цветущей степи, наблюдая за пасущимися, как нам рассказывали, здесь многочисленными табунами джейранов. Но реальность оказалась иной – большей частью мы ехали в густой пыли по отсыпанным новым гравийным дорогам и новенькому асфальту среди бесконечных нефтяных полей с уходящими до горизонта качающими нефть насосами. Адресной картинкой этих мест, вместо табунов диких газелей, стали стада коров на фоне голубых китайских нефтяных вышек-качалок, вся нефть с этого месторождения перекачивается в Китай (около 1 млн т нефти в год). По данным монгольского агентства «Монцамэ в местности Тамсагийн-Холой были обнаружены запасы нефти в 119,2 млн. тонн. «По объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем ста нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40–50 лет. По подсчётам экспертов, в месторождении Тамсаг запасы нефти, которые могут быть извлечены из недр с наименьшими затратами, составляют 13 миллионов тонн, что равняется потребностям страны на период до 10 лет. Суточный объём добычи нефти в Монголии в I кв. 2017 г. составил 2721 т, совокупные достоверные запасы нефти в Монголии оцениваются объемом 1,6 млрд. тонн, что составляет три объема всей мировой добычи нефти в год».

  • Из истории Иркутского ОК ВЛКСМ некоторые фото из личного архива

Работники отдела рабоче-сельской молодёжи Иркутского обкома ВЛКСМ в рабочей поездки в Братске

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.