ЛЕДОКОЛ АНГАРА
Текст и современные фото Сергей Волков
ЛЕДОКОЛ «АНГАРА»
В 1900 г. на помощь «Байкалу» пришел второй ледокол – «Ангара», перевозивший 160 пассажиров и около 250 т груза. Он использовался главным образом для перевозки через озеро пассажиров и предназначался для вспомогательных функций при совместном плавании с паромомледоколом «Байкал». Ледокол «Ангара» дожил до наших дней: решением Иркутского обкома ВЛКСМ было предложено поставить его на вечную стоянку в Иркутском водохранилище и создать на нем музей боевой и революционной славы. 5 ноября 1990 г. отреставрированное судно встало на почетную вечную стоянку у специального пирса в микрорайоне Солнечный в Иркутске. Ледокол «Ангара» – единственный из первых судов ледокольного типа, сохранившихся в России до наших дней. Заказ на постройку судна по типу одного из американских ледоколов, работающих на озере Эри, был оформлен российским правительством в конце 1898 г. на английской корабельной фирме «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и К°» в Ньюкасле.
Ледокол в разобранном виде был доставлен в пос. Лиственничное, где в период с 18 июля 1899 г. по 25 июля 1900 г. производилась его сборка. Технические данные корабля: длина – 60 м, ширина – 10,5 м, высота от киля до палубы в центре – 7,5 м, водоизмещение – 1400 т. «Ангара» могла перевозить 160 человек и 10 вагонов груза. Во время Русско-японской войны ледокол перевозил до 1000 человек за один рейс. Для пассажиров 1го и 2го классов были оборудованы каюты на 60 мест. Помещение 3го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола. Для размещения груза и багажа имелись два трюма емкостью 653 м3 и грузоподъемностью 250 т. Корпус ледокола – стальной, клепаный, толщина ледового пояса – 25 мм.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги в 1905 г. «Ангара» вместе с паромомледоколом «Байкал» ежедневно совершала по 2 рейса через Байкал. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. Как показала первая зима эксплуатации паромной железнодорожной переправы через Байкал, ледоколы оказались способны пробивать байкальский лед только в первые дни после ледостава. В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал осуществлялась по льду на лошадях. В состав железнодорожной переправы, кроме ледоколов, входил также колесный пароход «Лейтенант Шмидт» с грузовым трюмом на 40 т. Построен он был в Англии и доставлен на Байкал через Енисей и Ангару в собранном виде. Четвертым судном железнодорожной переправы был пароход «Кругобайкалец», построенный в Финляндии в городе Або и доставленный в с. Лиственничное в разобранном виде.
История ледокола «Ангара» драматична. С 1907 до 1917 г. он стоял на приколе, паром «Байкал» работал один. В 1918 г. ледокол был вооружен двумя 6дюймовыми пушками и 4 пулеметами и принял участие в сражениях с белочехами.
Позднее «Ангара» была вооружена четырьмя морскими дальнобойными орудиями и стала флагманом Байкальского отряда боевых судов в 1918–1922 гг. Первый раз ледокол «Ангара» тонул в декабре 1928 г., сев на банку мыса Орлова между полуостровом Святой Нос и Ушканьими островами и получив серьезную 6метровую пробоину в корпусе. Котельное отделение было затоплено, котлы погасли. Вода попала также в кормовой и носовой трюмы, находиться можно было только в верхних пассажирских помещениях и салоне, все нижние помещения оказались залитыми водой. На помощь полузатопленному судну был вызван пароход «Кругобайкалец» с опытными водолазами на борту. Пробоину заделали клиньями, откачали воду и отбуксировали ледокол «Ангара» в Чивыркуйский залив, где она осталась зимовать. Пробоину за зиму надежно зацементировали, и с этой заделанной пробоиной ледокол ходил еще две навигации. Капитально отремонтировать корпус судна и надежно заварить эту пробоину удалось только зимой 1931–1932 гг. Еще один капитальный ремонт был произведен в 1959–1960 гг. С 1963 г. судно перестало использоваться и в 1967 г. было заведено на стоянку в Иркутское водохранилище. Второй и третий раз ледокол тонул в 70–80х гг. в Иркутском водохранилище, оставшись без хозяина и без присмотра. В затопленном состоянии он находился до 1988 г.
В 1987 г. было принято решение Иркутского облисполкома о создании на судне музея, но лишь в 1988 г. начались работы по его подъему и реставрации. В 1991 г. на ледоколе, навечно пришвартованном у причала в микрорайоне Солнечный г. Иркутска, была открыта экспозиция об истории «Ангары». В 2000 г. судно передано в бессрочное пользование Иркутскому отделению всероссийского общества по охране памятников истории и культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ СТАТЬЯ из сборника Краеведческие записки / Иркут. обл. краев. музей. – Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2005. – Вып. 12. –170 с. с илл.
П.И.Тугарина ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛЕДОКОЛА "АНГАРА": ПОСВЯЩАЕТСЯ 105-ЛЕТИЮ ЛЕДОКОЛА "АНГАРА" Ледокол "Ангара" - уникальное судно ледокольного типа, сохранившееся до наших дней. Был построен в Англии, в городе Ньюкасле на реке Тайне. В разобранном виде доставлен в с. Лиственичное и собран в специально отстроенном доке. 25 июля 1900 г. ледокол "Ангара" был спущен на воду и проработал на озере Байкал до 1963 г. За 63 года работы на Байкале ледоколу "Ангара" пришлось пережить будни Байкальской железнодорожной переправы, участие в огненных событиях гражданской войны, терпеть крушения, перевозить грузы, пассажиров и даже сплавлять плоты с лесом. В 1997 г. в сборнике "Краеведческие записки" ИОКМ была опубликована моя статья "Россия - родина ледоколов", в которой рассказывалось об истории ледокола "Ангара" с момента его постройки до 1991 г. В данной статье кратко излагается тема реставрации ледокола. За последние годы был собран значительный документальный фонд об истории ледокола с момента его списания: воспоминания Г.В.Лазо, капитана ледокола "Ангара", В.Н.Брянцева, автора подъема и реставрации ледокола. Кроме того, были собраны материалы об участниках подъема и реставрации ледокола "Ангара". Собранный документальный фонд позволил написать данную статью, подробно рассказывающую о судьбе ледокола с 1963 г. по 2001 г.(1). В 1963 г. по технико-экономическим показателям ледокол "Ангара" был выведен на отстой в порт Байкал. В 1967 г. по просьбе областного комитета ДОСААФ передан на его баланс по распоряжению Совета Министров РСФСР от 1 марта 1967 г. № 451-Р, приказом Министра речного флота РСФСР от 10 марта 1967 г. № КМ70/517. В этом же году было принято решение перевести ледокол в Иркутское водохранилище и установить его на 21 км. Промерив исток реки Ангары, установили, что его глубина 290 см. Осадка ледокола - 400 см. Было решено снять 6 шлюпок, балласт, запасные части и др., чтобы осадка ледокола стала меньше. К.А. Андрулайтис, старейший капитан Восточно-Сибирского управления речного пароходства, предложил поднять ледокол с помощью лихтеров "Н.Крупская" и "Р.Люксембург", грузоподъемностью каждого 1000 т. 52 Ледокол поставили между лихтерами, у которых закачали водой все четыре трюма. Под "Ангару" с лихтеров подвели 15 концов троса диаметром 39 см. Концы набили талями и закрепили. Затем подвели 10 концов троса под оба лихтера и ледокол, закрепили с внешней стороны лихтеров, чтобы лихтеры при подъеме не кренились. Всего под ледокол "Ангара" было подано 25 концов троса. Откачали воду с лихтеров, и подняли ледокол почти на метр, осадка в корме под "пяткой" была 290 см. Никакого запаса воды не получилось. Решили вести ледокол с данной осадкой. Буксировку ледокола производил пароход "Суворов" под руководством капитана К.М. Зыкова. В декабре 1966 г. пароход "Суворов", с ледоколом "Ангара" между лихтерами, отошел из порта Байкал. Проходя исток реки Ангары, ледокол два раза задел дно. Но проводка завершилась благополучно, ни один трос не лопнул. Провожать ледокол в последний путь вышли почти все жители пади Молчановой, Деминой и шли за ним до пади Змеиной, где его оставили зимовать до весны. Лихтеры и пароход "Суворов" вернулись в порт Байкал.(2). Весной 1967 г., когда в Иркутском водохранилище растаял лед, Г.В. Лазо, бывшему капитану ледокола "Ангара", поручили отбуксировать его на 21 км Иркутского водохранилища и установить кормой в берег в специально вырытый для ледокола канал. Здесь ледокол двумя швартовыми закрепили за берег и двумя якорями с носовой части - за дно. Затем, представителям ДОСААФ по акту передали ледокол. На ледоколе ДОСААФ организовал "Морской клуб", для подготовки будущих моряков для службы в армии, проводил соревнования, принимал гостей.(3). В 1977 г. горисполком г. Иркутска принял решение о переоборудовании судна под музей Октябрьской революции и Гражданской войны Прибайкалья.(4). Восточно-Сибирскому управлению речного пароходства поручили перевести "Ангару" в залив водохранилища микрорайона «Солнечный» г. Иркутска, где для его установки прорыли канал к берегу. Пароходство поручило эту работу капитану-наставнику А.Ф. Наумову. С порта Байкал для проводки "Ангары" послали теплоход "Минин" под командованием А.А. Игнатенко. Решили якоря, на которых стоял ледокол, не выбирать, их утопили на 21 км, как об этом пишет в своих воспоминаниях Г.В. Лазо. Летом 1977 г. ледокол двумя швартовыми прикрепили к берегу в г. Иркутске. Здесь, никто "Ангару" не охранял, никто за ней не следил, неоднократно на ледоколе случались пожары. Сгорела вся деревянная надстройка. Затем, как вспоминают иркутяне, ледокол сильным ветром оторвало от берега и стало носить по 53 Иркутскому водохранилищу. Носило до тех пор, пока носом не вынесло на плотину Иркутской ГЭС. Здесь "Ангара" и замерзла. К весне уровень воды у плотины стал падать, носовая часть ледокола осталась на мели, кормовая - в воде. Через иллюминаторы вода стала поступать в корпус и корма ушла под воду. В таком состоянии "Ангара" простояла много лет.(2). Пока ледокол носило по Иркутскому водохранилищу, конструкторское бюро пароходства разрабатывало проект по переоборудованию внутренних помещений судна под музей. После завершения работы проект в кальках был передан в Иркутский горисполком. Параллельно комсомольцы города работали на субботниках, воскресниках, а в 1979 г. каждый день, по специально составленному графику штаба Иркутского горкома комсомола. Но собранных денег оказалось недостаточно, кроме того, энтузиазм постепенно угас.(5). Ледокол по-прежнему продолжал ржаветь. В 1980 г. по решению Иркутского облисполкома за № 294 от 24.06.80 г. ледокол "Ангара" был поставлен на госохрану, как памятник истории, науки и техники местного значения.(6). Но и это не помогло несчастному ледоколу: он продолжал превращаться в груду металлолома. Летом 1983 г. была сделана попытка поднять ледокол со дна залива. В 1984 г. работы были продолжены и завершились летом 1985 г. Хабаровский экспедиционный участок Главречподводстроя осуществил подъем ледокола "Ангара" в июне 1985 г. Для стоянки был сделан временный причал. Вопрос о реставрации остался открытым: не был определен четкий объем предстоящих работ, материальнотехническое обеспечение и источник финансирования. Пока решался вопрос о реставрации, ледокол опять сменил место стоянки. На этот раз его ночью увели в залив Мельничный Иркутского водохранилища, "с глаз долой" (9). Н.Ф. Салацкий, заместитель председателя Иркутского отделения ВООПИК, рассказывал: "Никто из нас не знал, кто и зачем это сделал. Можно только догадываться, что он (ледокол) так "намозолил" глаза городским властям и вызвал такую болезненную реакцию иркутян, что его решили спрятать". В 1986 г. ледокол был установлен в 30 метрах от берега в заливе Мельничный и закреплен с носовой части тросами диаметром 36 см к мертвякам на берегу; с кормы - с помощью якоря системы Холла весом 1000 кг. Сильным ветром ледокол прижало к берегу, сорвав носовой швартовый, опрокинув на грунт правым бортом под углом 45 градусов на глубину. 54 В очередной раз ледокол затонул и простоял в таком положении до 1988 г. В июле 1988 г. по решению Иркутского облисполкома и отделения ВООПИК была создана комиссия для рассмотрения вариантов подъема ледокола "Ангара". Один из них был предложен специалистами Подводречфота и КБ ВСУРПа. Для выполнения данного проекта требовалось: вырубка леса в пределах 1,5 гектара, строительство дороги для автотранспорта, приобретение и установка мощных лебедок, проведение землечерпальных работ, монтаж на берегу временной электростанции. Другой вариант подъема ледокола предложил В.Н. Брянцев, механик-наставник ВСУРП, заслуженный рационализатор РСФСР. Он предложил проект подъема ледокола "Ангара" путем применения плавучего дока, обладающего подъемной силой в 250 тонн. Очень сложными были вопросы заделки тросов на доке, исключающие его деформацию и повреждение башен. И все же проект В.Н. Брянцева был более экономичен и принят в работу. Детально была проработана система учалки тросов с корпусом судна, которую предстояло выполнить водолазам. Учитывая, что проникновение водолаза во внутрь корпуса ледокола связано с большим риском, была разработана схема заделки тросов через иллюминаторы снаружи. При этом участие водолаза сводилось до минимума, т.к. все подготовительные работы выполнялись на доке (12). 14 августа 1988 г. док под руководством опытного капитананаставника пароходства Г.М. Чепогузова был отбуксирован из порта Байкал в залив Мельничный, к месту затопления ледокола. В подготовке и подъеме "Ангары" участвовала команда дока во главе с докмейстером. С.В. Фокиным, водолазом В.Н. Волокитиным, электросварщиком В.А. Мироновым и сторожем В.С. Егоровым, бывшим механиком ледокола. 21 августа 1988 г. был произведен пробный подъем ледокола и неудачно. Тросы, разрывная нагрузка которых составляла 360 т., лопнули в местах сгибов, как веревки. При следующем подъеме, рабочая башня дока напоминала уже кружево из стальных канатов. Тысячу с лишним тонн (сухой вес ледокола 1250 т.) они могли удержать. Но вода не хотела отдавать добычу, так беспечно брошенную ей. В окончательном варианте, корпус ледокола был учален с доком 26 концами тросов диаметром 28 мм, и двумя жесткими связями диаметром 60 мм. 6 и 7 сентября 1988 г. производилось затопление дока, обтяжка тросовых связей и другие подготовительные работы. По косвенному определению, док затапливался на глубину пять метров. 55 7 сентября 1988 г. в 14 часов 45 минут начался последний подъем ледокола "Ангара". За 15 минут могучий док смог вытянуть судно почти до нижней кромки иллюминаторов. Эти считанные минуты - итог трех недель тяжелейшей работы. Но это было еще не все. Хотя палуба полностью вышла из воды, главная задача - подъем на поверхность иллюминаторов - не была выполнена, до заданного рубежа оставалось семьдесят сантиметров. Остановка произошла, т.к. возникла реальная опасность, что носовые тросы не выдержат возросшей нагрузки. И еще полтора часа шла подводка дополнительных креплений. В этом случае рисковать было недопустимо: лопни хоть один трос, вся работа пошла бы прахом. Последний этап подъема проходил с 16 часов 30 минут до 17 часов 40 минут. "В эти минуты все делалось предельно осторожно, по сантиметрам поднималась над кромкой воды палуба. Трещал деревянный настил, гулко ухало железо во внутренностях ледокола. Все смотрели с тревогой на связки тросов, выдержат ли они. С нетерпением ждали, когда покажутся иллюминаторы. И этот момент настал!" (11). После подъема ледокола "Ангара" команда разделилась на 2 группы. Часть спустилась вниз, остальные с главной палубы подавали шланги, насосы. Вскоре откачиваемая вода (500 кубометров в час) полилась из трюмов за борт. Ледокол всплыл и обрел свой ход. Его отбуксировали в Чертугеевский залив Иркутского водохранилища и приступили к реставрации. На этот раз были учтены ошибки прошлых лет: четко был определен весь объем работ, материально-техническое обеспечение и источник финансирования. Реставрацией ледокола "Ангара" занималось творческопроизводственное объединение "Лад" под руководством А.Н. Панова при Иркутском отделении ВООПИК, который возглавлял Н.Ф. Салацкий, почетный гражданин города Иркутска, по проекту В.Н. Брянцева. Общее руководство осуществлял старший прораб И.С. Преймак, ветеран речного флота, его помощником был Б.С. Егоров, который в 60-е годы XX в. работал главным механиком ледокола. Контроль над работами осуществляли главный инженер Д.С. Пономарь и В.Н. Брянцев механик-наставник Управления ВосточноСибирского речного пароходства. Для реставрации было сформировано несколько бригад из ветеранов речного флота. Бригада А.М.Матвеева, высококвалифицированного механика, мастера золотые руки, в короткий срок произвела очистку, ошкрябку корпуса и механизмов в машинно-котельном отделении. После грунтовки и покраски 56 помещений, произвела ремонт паровой машины, мощностью в 1250 л.с., которая работает, по сей день. В течение двух с половиной месяцев бригада Ю.В. Бархокова произвела сварочные работы, заменила 2 палубы, полностью изготовила и установила рулевую рубку, произвела смену дверей и др. Бригада МЖК релейного завода во главе с бригадиром Дерябиной очистила и покрасила корпус ледокола изнутри и снаружи. Основной объем обстроенных работ производила бригада П.Н. Николаева. С отделкой внутренних помещений великолепно справились мастера - маляры братья Матраевы из СНРПМ. Работы по электроосвещению и отоплению выполнила бригада Ю.Н. Базанова. Материально-техническим обеспечением занимался М.А. Копаровский. Благодаря усилиям этих бригад и Н.Ф. Салацкого все работы по реставрации ледокола "Ангара" были закончены к 20 августа 1990 г. Ледокол был отбуксирован на место стоянки в микрорайон Солнечный г. Иркутска. К концу реставрации встал вопрос о балансовой принадлежности ледокола. В облисполкоме проводились совещания. Заместитель председателя ВООПИК Н.Ф.Салацкий настаивал на передаче ледокола Иркутскому областному краеведческому музею. Директор ИОКМ В.Я.Кожевников заявил, что он сможет содержать только музей на ледоколе, обеспечение плавучести судна должно взять на себя Восточно-Сибирское речное пароходство. Начальник ВСРП Шафиров категорически отказался принимать судно на баланс, мотивируя это тем, что однажды, с большим трудом, ледокол был списан, и нецелесообразно вновь брать на себя такую ответственность. В итоге было принято решение оставить ледокол на балансовом содержании ВООПИК. Президиум ВООПИК решил создать на ледоколе культурно-экологический центр, состоящий из экспозиций двух музеев и экологической студии. 30 марта 1991 г. состоялось торжественное открытие музея "Ледокол "Ангара". Были представлены - экспозиция Иркутского областного краеведческого музея по теме "История судоходства на озере Байкал", и экспозиция "Музей сибирской фотографии" И.И. Козлова. В 1993 г. культурно-экологический центр свою деятельность прекратил. "Музей сибирской фотографии" с ледокола съехал, т.к. не смог заплатить арендную плату Иркутскому отделению ВООПИК, владельцу ледокола. Экспозиция Иркутского областного краеведческого музея по распоряжению ВООПИК была перенесена с 57 носовой части ледокола на корму. Четыре зала в носовой части, каюткомпанию и капитанскую рубку ВООПИК сдал в аренду, чтобы иметь средства на содержание ледокола и вахтенной команды. По данному вопросу прошло несколько совещаний с администрацией музея и управлением культуры Иркутской области. В то время я работала заведующей отделом на ледоколе "Ангара". Мне было поручено найти средства на перестройку экспозиции, и ее содержание на ледоколе. В противном случае музей мог прекратить работу на ледоколе. Благодаря помощи председателя Октябрьского района г. Иркутска Н.Хиценко средства были получены от ООО "Коробейники". С 1993 г. по 1997 г. освободившиеся помещения арендовала редакция газеты "Номер 1", которая полностью оплачивала содержание ледокола. С сентября 1997 г., большую часть арендной платы, на которую содержалась вахтенная команда и экспозиция, оплачивал Иркутский областной краеведческий музей. В 2002 г. ИОКМ расторг договор с ВООПИК и вывез свои экспонаты с ледокола "Ангара".
Список литературы 1. Тугарина П.И. Россия - родина ледоколов // Краевед. записки. Вып. 4 – Иркутск, 1997. – С.4-24. 2. Воспоминания Г.В. Лазо, капитана ледокола "Ангара". Фонд ИОКМ ВС 8191. 3. Приемо-сдаточный акт. Фонд ИОКМ ВС 5748 - 7. 4. Решение горисполкома г. Иркутска о создании музея на ледоколе "Ангара". № 18/178 от 4.04.1977 г. Фонд ИОКМ ВС 5906 - 5. 5. Протокол заседания бюро городского комитета ВЛКСМ г. Иркутска. № 27 от 2.03. 1979 г. ГАНИИО. Ф. 20. Оп. 16. Д. 53. 6. Решение облисполкома г. Иркутска. № 294 от 24.06.1980 г. 7. Письмо главного инженера ВСУРП Д.С. Пономарь в редакцию журнала "Смена". Фонд ИОКМ ВС 7084 - 26. 8. Письмо начальника ВСУРП В.Д. Скупова № ж-1061 от 26.02.1986. Фонд ИОКМ ВС 7084 - 45. 9. Ходий В. С глаз долой// Советская Россия. № 138. 14.06. 1987. 10. Волович Г. Спасти "Ангару"//Труд. 31.10.87. ВС 7084-35. 11. Андреев А. Газета "Ударная вахта". № 36. 14.09.1988. Фонды ИОКМ. ОС 13951-1.