ЛЕДОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ БАЙКАЛ (1904 г.)

Статьи 5 янв. 2022 г.

НА ПАРОВОЗЕ ПО ЛЬДУ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО

В связи с началом Русско­японской войны возросла необходимость в перевозке военных грузов. В особенно суровую зиму 1903/1904 г., когда ледоколам оказалось не под силу ломать мощный лед, между станциями Байкал и Танхой был уложен прямо по льду сорокаверстный рельсовый путь.

Через каждые 6 км ледового пути были сооружены бараки для обогрева пассажиров, а в 24 км от станции Байкал была построена на льду большая станция Середина. Вдоль железнодорожного пути была устроена телефонная связь, каждый стационарный пункт обогрева на льду имел колокол, чтобы в сильные метели, которые на Байкале не редкость, подавать звуковые сигналы для заблудившихся в метель при пешем переходе через Байкал.

Выставка "Проеодолевая лёд забвения"

Зимняя переправа по льду преподносила неожиданные сюрпризы. Попытка переправы первого паровоза закончилась его частичным проваливанием под лёд, а сильный ветер разгонял вагоны так, что приводил к авариям на льду. Так, в заметке из газеты «Восточное обозрение» № 65, 17 марта 1904 г. сообщается о случае повреждения двух вагонов по причине сильного ветра: «Бывшей вечером в субботу, 13 марта, на Байкале бурей причинена авария двух товарных вагонов, которые были переправлены конной тягой со ст. Байкал на ст. Танхой. Силой попутного ветра вагоны так сильно погнало вперед, что везшие их лошади не могли поспевать за ними, и ямщики принуждены были обрубить постромки. Один вагон от быстрого движения соскочил с рельс, а другой наскочил на него. Оба вагона совершенно разбиты».

Ледовая переправа действовала с 17 февраля по 17 марта 1904 г. Как сообщалось в местных газетах» «17 февраля, в 11 ч. дня. со ст. Байкал после молебствия, совершенного в присутствии г. министра путей сообщения князя М.И. Хилкова, отправился по железной дороге, проложенной по льду озера Байкала на ст. Танхой первый поезд в составе 25 вагонов, частью груженых; каждые 5 вагонов перевозятся совершенно свободно 8 лошадьми».

Вагоны перегонялись по ней поштучно конной тягой. По ледовой дороге перекатили 2402 единицы подвижного состава, из них 65 паровозов и 1612 крытых вагонов. В отдельные дни перекатывалось до 220 вагонов. Количество частных пассажиров, перевозимых гужевым транспортом, составило за время работы ледовой переправы от порта Байкал – 14 579 человек, от Танхоя – 11 660.

В газете «Восточное обозрение» в 1888 г. сообщали: «Мы слышали, что во время зимы на средине Байкала были выстроены три ресторации под названием «Московское подворье», «Сибирская гостиница» для ямщиков и проезжающих. Перегон в 60 верст по льду через Байкал требует отдыха, притом, принимая во внимание трещины и скачки чрез них, проезжающий здесь испытывает вдобавок сильные ощущения. И так винная торговля водворилась и на море. Не будет ли для некоторых теперь море по колено…».

Еженедельник «Всемирная иллюстрация» №684, 20 февраля 1882 г.

Сибирские виды, сцены и типы. Через Байкал зимой (К рисункам Н.Н. Кразина)

«Переезд через озеро Байкал, которое, впрочем, истые сибиряки всегда называют морем и никогда – озером, не принадлежит к числу, вообще, безопасных переездов. Ни летом, ни зимою путешественник никогда не может поручиться, что очутится на том берегу непременно здоровым и невредимым. Зимою, когда лёд сковывает капризные воды Байкала, опасности переезда не уменьшаются, они только видоизменяются. Уже установившийся санный путь, часто и, главное, совершенно неожиданно пересекается длинными трещинами, то узкими настолько, что их легко перешагнуть, то настолько широкими, что требуют длинного объезда или мостовых приспособлений. Кроме этих трещин, которых все-таки, хоть как-нибудь можно избежать, когда их заранее видишь, на открытой снежной равнине замерзшего Байкала гуляют на просторе сильные метели и вьюги – конечная гибель путешественников… На Байкале станций нет, и весь переезд надо сделать одним перегоном без кормёжки. Сильные и выносливые сибирские тройки выдерживают, положим, этот перегон легко, но беда, если кони ослабнут раньше цели путешествия, и ночь, да, пожалуй, ещё бурная ночь застанет путников на половине дороги. В таком случае уже лучше стоять на месте и не двигаться, терпеливо ожидая рассвета и затишья.

Завидя синеющую впереди трещину, пересекающую дорогу, ямщик-сибиряк в косматой дохе опытным глазом измеряет её ширину и прочность «молодяка», то-есть тонкой ледяной корки, ее покрывающей. Затем, он пускает возжи и во весь дух посылает свою тройку вперёд, рассчитывая скоростью одолеть препятствие – «взять с маху». У неопытного новичка-путешественника дух занимается при этом рискованном «salto mortale», а тройка, так уже дрессированная, вся разом делает отчаянный прыжок, и сани вскользь пролетают по тонкому льду, ломая его вдребезги, но уже за собою. Если при этом оборвётся пристяжная, это ещё не беда! Она кое-как выкарабкается хотя и поранит себе об лёд ноги; но если, Боже сохрани, оплошает коренник, то и под лёд нырнуть дело не мудрёное. Такой-то вот отчаянный перелёт через трещину и представлен на нашем рисунке».

Прибытие на Байкал министра путей сообщения и первая попытка перевезти через озеро паровоз («Восточное обозрение» № 26, 31 января 1904 г.)

«Министерский поезд прибыл на ст. Байкал в 2 часа пополудни 28 января в составе пяти служебных вагонов, 1 вагона–микста 1–2 класса и 1 вагона III класса.

…Ко времени приезда министра было уложено по льду более 2–х верст. В самом начале этого пути на небольшом тупике был поставлен паровоз, снятый с колес и отнятый от тендера. Паровоз этот в ночь с 27 на 28 января был установлен на особые сани, сооруженные по идее министра, дабы его перевезли по льду гужем в Танхой.

Ко времени прибытия министра в эти сани к длинным канатам были припряжены двадцать троек, дружным усилием которых и предполагалось везти паровоз. Но сани, простояв более 1/2 суток под таким грузом, вмёрзли в снег, покрывающий лед Байкала, чего технический надзор дороги не предусмотрел, и, несмотря на неоднократные понукания лошадей, так и не удалось тронуть паровоза с места в присутствии министра. Если бы сани были установлены на катках, трения было бы меньше, и первый натиск было бы сделать гораздо легче. Такие катки всегда устраиваются на месте погрузки больших колоколов при зимней перевозке их».

Экологические последствия переправы по льду Байкала («Восточное обозрение» № 99, 27 апреля 1904 г.)

«Наблюдая площадь льда у станции Байкал, сплошь покрытую плотным слоем навоза – делается страшно за участь служащих, живущих в Малом Баранчике и пади Щелке.

Площадь эта, протяжением до 3 верст и шириною до 400 саж., служила стоянкой в продолжение 3 месяцев от 1500 до 3000 лошадей ежедневно. Этого мало, весь мусор со дворов, помойных ям, больниц и отхожих мест, – все это свалено тут же. Как удобрительные туки – это чудный материал, но как составные части питьевой воды они далеко нежелательны; лед на Байкале тает медленно, из бухты его долго не будет относить, и все это попадает в воду у берегов».

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.