МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ РЕКИ СИТА, ГДЕ БЫЛА ШАМБАЛА
Текст и фотографии Сергей Волков, подробнее в книге "Чистая земля Шамбалы. Тибет. На крыше мира", Иркутск, 2020 г. Доступна для заказа на Авито
Для большинства людей Шамбала по-прежнему остается символом духовных исканий, до сих пор не найденным мифическим царством просветленных мудрецов, расположенным где-то за пределами нашего физического мира, достигнуть которого могут только чистые помыслами и сердцем. В действительности все это не совсем правильно – реальные следы древней Шамбалы с прекрасно сохранившими пещерными городами, просто на время затерялась среди множества придуманных людьми мифов, все это время терпеливо ожидая своих исследователей в тайной высокогорной долине в Западном Тибете. Чтобы убедиться в правильности исторических описаний и своих выводов, а попутно опровергнуть еще одно утверждение, что Шамбала не может быть найдена на этой планете, я сложил рюкзак, сел в самолет и с двумя знакомыми вылетел в Китай, чтобы проникнуть в Тибет и посетить легендарную землю. С большими приключениями, совсем несвойственными XXI в., без китайского пропуска – пермита мы тайно проникли в Тибет, где были вынуждены заплатить штраф за нелегальное проникновение, и получили вожделенные пропуска в Кьюнглунг Нулкар, до которого оказывается можно доехать на обычном рейсовом автобусе…
Большинство письменных источников связанных с Шамбалой являются тибетоязычными, поэтому и больший след о ней оставлен в гималайском искусстве, бонских летописях и в буддийских текстах. Сейчас многие из этих текстов стали доступными для ознакомления на русском языке в переводе с китайского с помощью нейронных сетей. Большой массив, ставших недавно известных фактов, указывает на тождество названий рек Сита = Сатледж, земель Олмолунгринг (внутренняя часть Шагшунга с горой Кайлас в центре) = легендарной стране буддийских мудрецов Шамбала. На протяжении всей истории человечества прослеживается отчетливая взаимосвязь – если событие или явление существовало, то его отражение можно найти в искусстве. Легенда о стране Шамбале имеет четкое и многоплановое отражение в буддийской иконографии. В Тибете, Непале, Индии, Монголии, Бурятии можно встретить разнообразные танки Шамбалы, картины и скульптуры ее многочисленных правителей, живописные полотна с изображением грядущей шамбалинской войны или дворца в столице Шамбалы. Никакая другая священная страна, даже такая известная, как «Страна дакинь» – Уддияна в долине реки Сват, не удостоились такой чести, и не сохранила свой образ на живописных полотнах для потомков в таком разнообразии.
На живописных буддийских танках Шамбала практически всегда изображается в виде круглой сферы, парящей над поверхностью земли, на бонских – изображается в виде квадрата. Внутренняя часть сферы, совпадает по своей форме с Колесом учения (санскр. Dharmacakra – одна из восьми благих эмблем, представляет собой единство всех вещей) – мандалой, состоящей из восьми спиц и поделенной на восемь симметричных секторов.
В космологической модели земного мира, описанной на древнем языке – санскрите, описано восемь сторон света, кроме севера, юга, востока и запада есть ещё и северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Таким образом, 8-ми лепестковые танки и карты Шамбалы, совсем не обязательно, как это утверждают специалисты по иконографии, отражают геометрию божественного лотоса, который, кстати, далеко не всегда имеет восемь лепестков, а указывают в пространстве расположение по сторонам света соседних городов и поселений.
Местоположение Шамбалы четко описано в древних текстах, нанесено на древние карты и остается только удивляться, сколько ещё будет утверждаться, что её место на карте мира неизвестно.
Свидетельства об ее местоположении в древности имеются в боннских и буддийских текстах, карты этой страны до сих пор висят на стене боннского монастыря Гуругьям, точно известно, что находилось это царство в правой части реки Ситы. Описание этой страны на реке Сита, совпадающее с местностью южнее Кайласа в долине Гаруды (верховья Сатледжа), приводится в знаменитом дорожнике в Шамбалу Еше Елоя. Правильно определив местонахождение реки Ситы, можно уверенно обозначить расположение Шамбалы в древности. Не берусь утверждать на основе каких источников и умозаключений в умах исследователей возникли версии о тождестве легендарной Ситы современных рекам - Тариму и Сырдарье, мне таких подтверждений найти нигде и не удалось. А вот о гималайской реке Сите свидетельства в исторических летописях есть многочисленные, и их долго искать не пришлось. В ведический период Сатледж был известен индусам на санскрите как Sutudru, Sutudri, Sitadru, отсюда и сокращенное название реки Сита. Древние арии имели почти coвременное представление о реках, протекающих по их стране. Например, упоминаются четыре из пяти рек Пенджаба, которые дали ему это название – «Земля пяти рек». Это Ситадру (Sitadru), Парашини, Асик-ни и Витаста, названия которых с течением веков преобразовались в Сатледж, Рави, Ченаб и Джелам.
Sutudri
Śutudrī (शुतुद्री), дважды упомянутая в Ṛgveda, является названием самой восточной реки Пенджаба, современного Сатледжа, Зарадроса Птолемея и Арриана. В постведический период название этой реки, по-видимому, трансформировалось в Śatadru («текущая в сотне каналов»). Сатледж очень значительно изменил свое русло в течение исторических времен. Река Шата-дру или Сатледж, [Риг-веда] (см. śata-dru ) (Глоссарий https://www.wisdomlib.org/definition/shutudri )
DDSA: Практический санскритско-английский словарь
Сутудри (शुतुद्रि).— ж. Река Сатледж; ср. Шатадру ( шатадру ) .
Производные формы: śutudriḥ (शुतुद्रिः).
Река Випат и Сутудри в Ригведа-самхите:
В первой мантре этого гимна говорится, что реки Випат и Сутудри быстро текут (объединяясь) с водами океана, как две кобылы с ослабленными поводьями, соревнующиеся друг с другом в скорости. Воды этих двух рек текут быстро, словно две прекрасные коровы, спешащие приласкать своих телят
Реки Древней Индии (исследование китайского учёного)
Арчана Сарма | 2019 | 49 356 слов
Сатледж ( Śutudri ) берет начало в озерах Манасаровар - Ракаш около перевала Дарма в западном Тибете на высоте 4570 м в 80 км от истока Инда . Как и Инд, он течет на северо-запад до Шипки Ла на границе Тибета и Химачал-Прадеша. Здесь река течет на высоте около 3000 м над уровнем моря. Она прорезает глубокие ущелья, где проникает в Великие Гималаи и другие гималайские хребты. В провинции Нари Хорсан в Тибете она создала необычайное ущелье, сравнимое с Большой долиной Колорадо; глубина русла здесь составляет 900 м.
В верховьях реки Сита (Сатледж) располагалась Шамбала (Олмолунгринг, центральная часть Шангшунга с Великой Снежной (Кайлас), на бонской карте Олмо гора размещена в центре)
Шестой панчен-лама точно указывает, что:
«К северу от Индии лежит легендарная Шамбала,
С драгоценным камнем – городом Калапой – в центре».
В «Синей летописи» (1478 г.) царство Шамбала описывается как реальное земное государство, в одном ряду со страной Уддияной. Название Юндрунг Гуцег присутствует на карте, оригинал которой я сфотографировал в тибетском монастыре Гуругьям, это название в одном из своих вариантов перевода Б. Кузнецов перевел как «Страна, где упорядочили свастику». Название этой горы переводится тибетцами как «Девятиэтажная гора свастики» и, соответствует по тибетским источникам священной горе Кайлас. Следует обратить внимание, что «Страна Богов» (Уддияна) располагается на карте на западе. На западе она может располагаться, если в центре будет находиться гора Кайлас, а не столица Персидской империи с девятиэтажной гробницей Кира (?), как это заявляет Б. Кузнецов. На оригинале карты отчётливо видны источники рек, которых не было на копии карты, вероятно, поэтому учёный ошибочно предположил, что в центре карты гробница, а не гималайская вершина с истоками четырёх гималайских рек. Древнее местонахождение Шамбалы – не секрет для бонцев, ее карта до сих пор висит на почетном месте в боннском храмов Гуругьям. В центре карты изображена девятиэтажная гора Юндрунг-Гуцег (так в боннских источниках именуется Кайлас) с источниками четырех рек. Это не гробница Кира, расположенная в Иране, как это предположил при расшифровке копии карты из тибето-шаншунгского словаря тибетолог Б.Кузнецов, а реальная вершина в Западном Тибете – Кайлас. На подлиннике карты, находящемся в боннском монастыре, видно больше подробностей, чем на копии из словаря, который расшифровывали наши ученые, и самое главное обозначены истоки рек от подножия вершины. Одна из этих рек, вытекающая из источника «Из пасти слона» в древности именовалась Ситадру, сейчас эта река известна под именем Сатледж.
Для правильных поисков местонахождения Шамбалы важно точно знать, какая из современных рек в древности именовалась р. Сита, ведь именно на этой реке – «в правой части реки Сита» – располагалась легендарная Шамбала. Помочь в разрешении этого вопроса могут древние географические тексты с описанием рек и карта Олмо (Шамбалы).
В знаменитом дорожнике Лобсан Балдан Ешея, описывающем путь в Шамбалу, говорится: «…Она совершенно белого цвета и покрыта белой пеной. Эта большая река Сита протекает, деля Джамбулин на южную и северную часть прямо по середине. …Сейчас жители Индии называют эту реку Бхаста, позади (севернее) Кайласы – сторона Сумеру, впереди – сторона реки Сита. На ее (стороны реки Сита) правой части (половине) имеется великая страна Шамбала», т.е река протекает в широтном направлении.
Подтверждаю, что река Сатледж в районе Кьюнглунга исключительно мутного и белого цвета, мало пригодная для питья, из-за большой концентрации растворённых лёсовых отложений песчаников и большого количества, впадающих в неё горячих серных и других минеральных источников.
Река Сита упоминается в фундаментальном труде «Индия» среднеазиатского ученого Абу Рейхана Бируни (973–1048), в котором говорится, что река Сита вытекает из Химаванта (Гималаев) и впадает в Западное море (Аравийское море), он пишет: «Что касается реки Сита, то она, после того как вытекает из Химаванта, проходит страны: Салила, Карстуба, Чина, Варвара, Яваса, Баха, Пушкара, Кулата, Мангала, Кавара и Сангаванта, затем она впадает в Западное море». Этому описанию соответствует единственная река – тибетская река Сатледж. Древние индийцы именовали Западным – Аравийское море, Восточным – Бенгальский залив, Южным – Индийский океан.
Что касается реки Сита, то она, после того как вытекает из Химаванта, проходит страны: Салила, Карстуба, Чина, Варвара, Яваса, Баха, Пушкара, Кулата, Мангала, Кавара и Сангаванта, затем она впадает в западное море»[1]. Этому описанию соответствует тибетская река Сатледж. Древние индийцы именовали Западным – Аравийское море, Восточным – Бенгальский залив, Южным – Индийский океан. Абу Рейхан Бируни был родом из Хорезма, знал турецкий, персидский, санскрит, иврит и сирийский, и поддерживал контакты со всеми великими учеными своего времени. Астрономические и географические знания приблизили его к теории вращения Земли, он являлся выдающимся ученым средневековой географии и его свидетельство о местонахождении Ситы бесспорно является одним из самых авторитетных. Перечень подобных цитат можно продолжать и дальше. Источник реки Ситы на Кайласе в виде пасти слона упоминается в боннских текстах.
В боннском тексте «gZer-mig» и «gZi-brjid» местоположение Шамбалы указано точно - по течению реки Сита (Sita) на юго-западе от Кайласа. Одним из самых авторитетных документов о Шамбале считается трактат панчен-ламы VI Лобсан Балдан Ешея «Источник десяти миллионов чудес», составленный в последней четверти XVIII столетия в Тибете. В нем говорится: «река Сита протекает, деля Джамбулин на южную и северную часть прямо по середине.Сейчас жители Индии называют эту реку Бхаста, позади (севернее) Кайласы – сторона Сумеру, впереди (южнее) – сторона реки Сита. На ее (стороны реки Сита) правой части (половине) имеется великая страна Шамбала».
Источник реки Ситы в виде головы слона можно увидеть и на древней боннской карте Шамбалы, где в центре помещается девятиэтажная гора Юндрунг Гуцег, так бонцы именовали раньше священный пик Кайлас. Эту карту я имел возможность внимательно осмотреть и сфотографировать в боннском монастыре Гуругьям. Совокупность всех этих древних указаний неоспоримо указывает, что Сита (Sitadru) – это Сатледж. Совпадает и описательная часть Шамбалы с географией современного Сатледжа, в верховьях которого много пещерных городов и разнообразных источников: «От той снежной горы (горы называемой «Великая Снежная», Кайлас) на востоке и западе в земле восемьдесят тысяч источников полностью смешиваясь дают возникшую от этого великую реку, подобную озеру, [которая] протекая «неявно» на западе и востоке впадает в море. Она совершенно белого цвета, и покрыта белой пеной, что называется она Сита, то есть «Белая» Со стороны южного берега той реки имеется гора, называемая «Цветы меда», имеющая многие тысячи пещер, где пребывают сиддхи».
Шамбала (тиб. SHAM-BHA-LA, Шамбхала) в переводе с санскрита означает «Хранимая Источником Счастья». В исторической летописи XV в. «Джагфар тарих», составленной Бахши Иманом говорится: «Имя «Джам» или «Шам» также восходит к древнему слову «Йяма» (Бог и вся вселенная) и слово «Шам» означает «Отмеченный или Хранимый Богом». Среди ученых-лингвистов существует также версия перевода слова Шамбала, в смысле как «Страна, хранимая Шивой» («Страна (которая) держалась Шивой»). «Шамбу» происходит от имени тибетского бога Шампо (тибетский эпитет Шивы). Из всех приведенных вариантов перевода наиболее часто в текстах о Шамбале встречается сокращенный перевод с санскрита – «Источник счастья», хотя в полном варианте перевода правильное звучание – «Хранимая Источником Счастья», т.е. хранимая Богом, Шивой. В этой связи уместно обратить внимание на то, что местопребыванием Шивы считается гора Кайлас, а значит и земля «хранимая Шивой» расположена рядом.
[1] Абу Рейхан Бируни. «Индия» или «Книга Абу-р-Райхана Мухаммада ибн Ахмада Ал-Бируни, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» М., 1995 г., стр. 243.
Река Sitadru(Сатледж) начинается из источника около Кайласа, который именуется «Из пасти слона». Его отчетливо видно на старинной карте из тибетского монастыря Гуругьям. Подобные по содержанию мифы имеются и в текстах традиции бон, в которых говорится, что река Сита берет свое начало из источника «Из пасти слона».
Древнее местонахождение Шамбалы – не секрет для бонцев, ее карта до сих пор висит на почетном месте в боннском храме Гуругьям. В центре карты изображена девятиэтажная гора Юндрунг-Гуцег (так в боннских источниках именуется Кайлас) с источниками четырех рек. Это не гробница Кира, расположенная в Иране, как это предположил при расшифровке копии карты из тибето-шаншунгского словаря тибетолог Б.Кузнецов, а реальная вершина в Западном Тибете – Кайлас. На подлиннике карты, находящемся в боннском монастыре, видно больше подробностей, чем на копии из словаря, который расшифровывали наши ученые, и самое главное обозначены истоки рек от подножия вершины. Одна из этих рек, вытекающая из источника «Из пасти слона» в древности именовалась Ситадру, сейчас эта река известна под именем Сатледж.
Совокупность всех этих древних указаний неоспоримо указывает, что Сита (Sitadru) – это Сатледж. Совпадает и описательная часть Шамбалы с географией современного Сатледжа, в верховьях которого много пещерных городов и разнообразных источников: «От той снежной горы (горы называемой «Великая Снежная», Кайлас) на востоке и западе в земле восемьдесят тысяч источников полностью смешиваясь дают возникшую от этого великую реку, подобную озеру, [которая] протекая «неявно» на западе и востоке впадает в море. Она совершенно белого цвета, и покрыта белой пеной, что называется она Сита, то есть «Белая» Со стороны южного берега той реки имеется гора, называемая «Цветы меда», имеющая многие тысячи пещер, где пребывают сиддхи».
От истока Сатледж течет на северо-запад параллельно Гималайскому хребту, пока не находит место для его пересечения. Это место находится на расстоянии около 400 км по реке от истока. Наибольший интерес представляет узкая долина Сатледжа в его верховьях, где на протяжении около 200 км находятся многочисленные пещерные города, Кьюнглунг Нулкар в 30 км ниже по течению от горячих источников Тиртхапури, Панха в 20 км ниже Кьюнглунга, Цапаранг и Тхолинг в Гуге. Рядом с Кьюнглунгом на берегах реки Сатледж находится также множество источников.
Считается что, восприятие чистых земель возможно только для истинно верующих, полностью очистивших свою карму благими делами и помыслами. К чистым землям относились и некоторые земные страны, среди которых называют на первом месте страну Богов – Уддияну и на втором месте Шамбалу – хранительницу комментариев на сутры калачакры. Первую страну – Уддияну, ученые в настоящее время единодушно определяют в средней части долины реки Сват (Пакистан), Шамбалу – в верхнем течение реки Сатледж, южнее Кайласа.