НА БАЙДАРКАХ ВОКРУГ БАЙКАЛА. ХРОНОЛОГИЯ
Для раздела «Первые на Байкале» в книге «Байкал» (см. по ссылке ниже стр. 54–67) в разработке находится текст «На байдарках вокруг Байкала», который будет дополняться по мере обнаружения новой информации и хронологических дат о значимых путешествиях вокруг озера на байдарках. Восстановить полную хронологию первых походов на байдарках по Байкалу сегодня уже проблематично, но путешествия, рассказы о которых были опубликованы в известных мне источниках, отражены в сводном тексте. Буду признателен за исправления и дополнения к этому материалу на почтовый ящик sergirk7@gmail.com
Можно считать, что первые регулярные сплавы на Байкале на байдарках относятся ко времени начала массового выпуска разборных каркасных байдарок второго поколения «Таймень» промышленностью СССР в конце 1970-х годов, хотя есть упоминания и о более ранних одиночных путешествиях по озеру на байдарках «Салют». Впервые байдарки типа «Салют» и сохранившиеся с довоенных времен «Колибри» использовались на Байкале и водохранилище с 1965 года, к тому же времени относится появление при Иркутском турклубе секции водного туризма, которую создал и возглавлял Владимир Кейко, первый мастер спорта по туризму в Иркутской области (1968), использовавший байдарки “Салют” не только для сплава по реке Иркут, но и в маршрутах Иркутск-Листвянка-бухта Песчаная, маршрутах популярных в летнее время, но достаточно опасных для этого типа байдарок. В 70-80 гг. XX века данная байдарка «Таймень-1» была единственной одноместной байдаркой, выпускаемой промышленностью СССР. Благодаря отличным мореходным качествам, байдарка, грузоподъёмностью 150 кг и длиной 4 м, могла идти со скоростью 7–8 км/час по спокойной воде, что позволяло за 1–2 выходных дня преодолевать в комфортном режиме расстояния в 40–70 км.
Стоит заметить, что задолго до этого по всему Байкалу уверенно ходили на весельных лодках. В XVIII веке гребные суда оставались единственно надежными и маневренными для исследовательских работ. В 1772–1773 гг. подштурман Алексей Пушкарев обошел весь Байкал на гребном дощанике и составил первую гидрографическую карту озера. 17 июня 1855 г. в Лиственичном член-корреспондент Российской Академии наук Густав Радде спустил на воду гребную лодку с экипажем в 5 человек, начав таким образом свой кругобайкальский круиз. В четырехлетних исследованиях байкальского побережья (1877–1880) известный ученый Ян Черский использовал лодку с нанятыми гребцами из местных.
1931 г. Одно из наиболее ранних свидетельств с фотографией о походе на байдарке вдоль западного побережья Байкала имеется в воспоминаниях иркутянки Анны Лавровой. Она пишет, что, командированный для работы в Иркутское телеграфное общество, датчанин Арнэ Хаммер любил рыбную ловлю и для переправы на Ангарские острова использовал байдарку. Её мама Валентина Вилисова совершила позже на ней поход вдоль побережья Байкала до бухты Песчаная, о чём свидетельствует, опубликованная в её книге «Усадьба на берегу Ангары» фотография с байдаркой на фоне этой бухты. Автор пишет: «Первую в Иркутске байдарку сделал собственными руками Михаил Константинович Вилисов, брат моей мамы Валентины Константиновны. Он обшил её брезентом, просмолил и покрасил. Мама моя ходила на байдарке по заливам Байкала. На фото – моя мама Валентина Константиновна Вилисова (в замужестве Лаврова). Датчанин Арнэ Хаммер, муж сестры моей мамы Татьяны Константиновны, ходил на этой байдарке по Ангаре на острова».
· 1959 г. Одно из первых свидетельств о походах на байдарках по Байкалу отражено в книге иркутского краеведа В.П. Брянского «Здравствуй Байкал» (Иркутск, 1989 г.): «Так, в августе 1959 г. восемь москвичей под руководством Юрия Павлова высадились с парохода «Комсомолец», курсировавшего по Байкалу, на Большом Ушканьем острове. Впереди неизвестность: в московском городском клубе туристов не оказалось ни одного отчета о путешествиях по Байкалу, ни одного пособия, которое отметило бы специфику плавания по нему. Используя самодельные паруса, туристы достигли Верхнего изголовья полуострова Святой Нос, бухты Змеиной в Чивыркуйском заливе, пересекли его в направлении бухты Крохалиной и завершили первую часть путешествия длиной в 160 км вдоль восточного побережья в центре Баргузинского заповедника – поселке Давше. Здесь вновь погрузили зачехленные суда на «Комсомолец» и выгрузили в Нижнеангарске, откуда начался 300-километровый «спуск» на юг, вдоль западного побережья. Закончилось увлекательное путешествие в Онгурёнах, куда москвичи вновь подгадали и приходу «Комсомольца». Стоит отметить, что, сами того не ведая, москвичи прошли свой маршрут с использованием главных течений Байкала».
· 1971 г. На трёх байдарках типа «Колибри» по Байкалу вдоль всего западного побережья от Нижнеангарска до Иркутска прошла команда иркутян из Иркутского машиностроительного завода под руководством В.В. Столярова. Средняя скорость передвижения 40–50 км в день.
1991 г. Экспедиция иркутян под руководством мастера спорта по водным сплавам А. Калихман совершает одно из первых обходов озера на каркасных байдарках типа «Таймень» в сопровождении двух катеров типа «Ярославец» (за сколько дней?). Письменных отчётов об этом путешествии в клубе туристов не сохранилось, но есть публикация в газете «Советская молодёжь» за 1991 г. в которой говорится:· «В 1991 году прошел первый этап советско-американо-канадской экспедиции «Superior-Baikal Connect» (Озеро Верхнее–Байкал соединяются), во время которой участники на байдарках обошли вокруг озера Байкал, познакомились с природой и ее состоянием, жизнью людей в городах и поселках. Экспедиция стартовала 22 июня от ледокола «Ангара» и закончилась 15 августа в Листвянке. За все время было 4 дня с большой волной и 2 штормовых дня. С советской стороны лидером команды был А. Калихман, а с американской Джон Андерсон (его имя можно найти среди спонсоров Байкальского музея на доске), инициатива экспедиции исходила от Д. Шпаро из московского «Клуба приключений», в Иркутске ее поддерживала газета «Советская молодежь» (Г. Сапронов), горсовет (В. Дормидонов) и горком комсомола (С. Дубровин)».
· 2001 г. 1 июня – 9 августа (продолжительность 70 дней, пройдено 2085 км)). Турист из Новосибирска В. Давыдов в возрасте 61 год совершает круговой обход озера против часовой стрелки на байдарке «Таймень». Вышел он из Слюдянки. От Усть–Баргузина до Малого Моря и от Большого Голоустного до Слюдянки шел с попутчиком, остальную часть пути – один. О своём путешествии он написал книгу «Байкальские истории». (Новосибирск, 2004 г., которая доступна по ссылке ниже). Одна из примечательных выдержек из его книги: «Обойдя мыс Орловый, наблюдали миражи над Ушканьими островами. Явление этих миражей очевидно объяснялось тем, что над Байкалом поднимались испарения и с нашей точки зрения, сидя в байдарке, виделось, что Ушканьи острова то вдруг высоко парили над водой, то вдруг на них виделись деревья огромной высоты. Ну, скажем, метров по 200, хотя трудно это представить тем более, что нас от Ушканьих островов отделяло не менее 10 км. Идём по волне. Покачивает, как в колыбели. Но у берега на камнях волна с шумом сворачивается и брызгами разбивается о камни. В такой ситуации выходить на берег крайне не желательно, так как может либо захлестнуть волной, либо пробить оболочку байдарки о камни. Поэтому при такой волне приходится идти метрах в ста от берега часами пока не попадётся небольшая бухточка, в которой можно укрыться от волны и спокойно выйти на берег».
· 2003 г. 1 июня – 9 августа (70 дней). Американские туристы, супруги из Сан-Франциско Хезер и Брандон Нельсон совершили на двух морских 17–ти футовых (5.2 м) каяках круговой поход против часовой стрелки вдоль всего побережья Байкала, обошли вокруг Ольхона и посетили Ушканьи острова. На сайте «Мир Байкала» есть перевод их путевого дневника, написанного эмоционально и выразительным слогом: «Мы придерживались нашего плана в части безопасности, следуя близко к гористой береговой линии. И постоянно были готовы выбраться на берег в случае возникновения опасности. Несмотря на быстрые изменения ветра, мы неизменно делаем 20 миль или около того в день и находим отличные уединенные места для стоянки. Здесь (восточный берег и дельта Селенги) буквально тучи кровососов, хотя лучше сказать — одна туча, растянутая на целых полторы недели. Эти прожорливые насекомые ползают и прилипают к чему угодно — к твердому, жидкому, газообразному. Дышать здесь, означает потреблять коктейль из одной части воздуха и двух частей летающих насекомых, затем откашливаться и выплевывать их, готовясь к следующему вдоху. Я не мог себе представить, что такая плотность насекомых возможна. А мы ведь только начали наше путешествие на север. …Нельзя прочитать даже абзац в книге о Байкале или поговорить с местными жителями без того, чтобы не столкнуться с рассказом о буйном нраве озера. В основе этих предупреждений список из тридцати ветров с названиями, напоминающими клички вооруженных бандитов: Горная, Култук, Верховик, Баргузин, Бережник и худший из них — Сарма, дующий со скоростью 100 миль в час (45 м/с). Этот зверь рождается в ущелье и сбрасывает крупный рогатый скот с прибрежных утесов вниз в ледяную воду».
· 2003 г. 2 июня – 15 июля (45 дней, 1750 км). Одиночное плавание от Большого Голоустного против часовой стрелки вдоль берега Байкала совершает немецкий биолог, житель города Бремена Детлев Хеншель. О своем путешествии он рассказывает в дневнике: «Очень трудно, очень холодно, очень красиво. Я поставил палатку в месте, где живут медведи, и когда ужинал, появился медведь. Пришлось спасаться на дереве со всей своей едой, а потом ночевать неподалеку от нерпы, наполовину съеденной медведем. Было очень холодно и страшно». Движение вдоль восточного берега Байкала сильно затруднили туманы и дым от лесных пожаров. В дельте Селенги немцу пришлось сойти с дистанции и перевозить свой каяк посуху: идти, едва различая нос лодки, было опасно. Как признался немец, пройти весь путь и остаться в живых ему помогло ежедневное уважительное отношение к Байкалу. Он искреннее удивился, почему на берегах Священного моря так много мусора и водочных бутылок. Через год Детлев Хеншель хотел бы повторить поход. Стартовать немец намерен на месяц позже, когда будет уже не «очень холодно», не так «трудно», но по-прежнему «очень красиво».
2012 г. (80 дней, 1765 км) Вокруг Байкала также против часовой стрелки совершают обход на двухместной байдарке туристы из Тюмени Ольга Болдырева и Андрей Горкавенко, их дневниковые записи и большое количество прекрасных фотографий доступны по ссылке
https://go-around.livejournal.com/
Из дневников: «Начали мы свой поход из Слюдянки. Одно из самых интересных и необычных мест на данном участке – дельта реки Селенги. Она представляет из себя лабиринт из проток и болотистых островков, шириной почти 40 километров. Со стороны Байкала обходить ее на байдарке сложно и опасно, т.к. все эти 70 км придется идти вдоль песчаных кос, перехлестываемых волнами, которые на мелководье любят подниматься и опасно изгибаться. Помимо борьбы с волнами придется думать и о месте под ночлег, которое вряд ли получится найти, а пройти 70 км за один световой день очень и очень тяжело. Поэтому Селенгу мы, как впрочем и все наши предшественники, обходили внутри: вначале поднимались против течения по одной из проток, а потом сплавлялись вниз, к заливу Провал. Из дневника Оли: «Очень устали руки, пальцы отказываются сгибаться и разгибаться. 15-40 км в день»
· 2013 г. 2 июля – 20 августа (47 дней, 1670 км). Команда «Большая байкальская кругосветка» из пяти человек – пенсионеров из Тольятти прошла на байдарках вокруг Байкала против часовой стрелки. Всего участвовали в проекте 21 человек из Тольятти, Димитровграда, Улан-Удэ, Иркутска и Санкт-Петербурга. Из дневников Байкальской кругосветки: «Я проходил ранее дельту Селенги вдоль берега, он проходим но опасен, при сильном ветре спрятаться негде...поэтому Селенгу пройдём как в 2009 году – вдоль левого (для нас – справа) берега вверх по течению, потом резкий поворот влево и вниз по течению правыми протоками до Провала. …Вокруг тишь да гладь. Солнце жарит нещадно, начал обгорать правой стороной лица, т.к. весь день преимущественно повернут к светилу этим боком».
2016 г.: Северо-западное побережье на каяке 2016 г. Смотреть фоторепортаж замечательного иркутского фотографа Алексея Колганова.
Из его дневника; «Нерпы перед мысом Котельниковский. Не пуганые и очень любопытные, легко подпускают метров на десять. Чуть позже, Настя обнаружила свежие медвежьи следы поверх наших в 3 метрах от палаток. Медведь был один, не большой. Видно, что ночной гость уткнулся в лагерь и обошел лесом. Остатки продуктов, особенно рыбу, нужно тщательно утилизировать. В лодке ничего из пахнущих продуктов на ночь не оставлять, иначе утром рискуете увидеть ее в разорванном в клочья виде. Места потрясающие! Это как оживший детский сон, то, что потом очень хотелось увидеть, но забылось. А сейчас эта картинка появилась из глубины памяти – и все на самом деле! Гладь синей воды, желтые скалы, сосны и над этим всем величественные горы. И вокруг немеряно живности – рыба, нерпы, утки и медведи. Все настоящее, дикое, нетронутое. Людей нет. Вечером надергали штук 20 хвостов, легко, быстро, хариус крупный. Пройдя на каяке полностью все западное побережье Байкала (а местами многократно) могу с уверенностью сказать, что север Байкала – это лучший его кусочек, не тронутый, почти девственный и не покусанный туристами. С потрясающими пляжами, мощными суровыми горами, настоящей дикой природой и полным уединением. Север безоговорочно стоит того, чтобы приехать издалека и потратить на него пару-тройку недель для отдыха».
Байкал. Северо-западное побережье на каяке - Походы и путешествия на морских каяках (sea-kayak.ru)
· 2017 г. (53 дня, 1883 км. Средняя дистанция в день – 36,6 км. Максимальная дистанция за день – 70 км. Средняя скорость движения – 6 км/ч.). Из интервью с путешественником из Зеленогорска Степаном Безвершук: «Идея путешествия по Байкалу пришла внезапно, когда я думал о том, куда отправиться летом. Мы часто забываем о красотах, которые нас окружают, и стремимся отправиться в путешествие куда-нибудь за тридевять земель. Именно так я и поступал последние два года: путешествовал на велосипеде то по Крыму, то по странам Юго-Восточной Азии. Неожиданно для себя я задумался о путешествии по воде и вспомнил про Байкал, до которого мне рукой подать. Лучшее средство передвижения, не требующее больших затрат, — это байдарка или морской каяк, у меня, правда, не было ни того, ни другого. И смелая мысль «почему бы не построить морской каяк самому?», казавшаяся неожиданным решением, еще больше вдохновила на предстоящее путешествие. По Байкалу на самодельном каяке – вот оно, Путешествие с большой буквы. Степан Безвершук самостоятельно смастерил каяк и сделал на нёмполный круг вокруг Байкала. Тут варианта два: по часовой стрелке или против. Решено было идти против часовой стрелки. Выбор направления обхода Байкала – против часовой стрелки – долгих раздумий также не требовал: во–первых, против часовой стрелки направлено среднее течение в Байкале, во–вторых, в этом случае самое неприятное место – обжитой и изувеченный «хозяйственной» деятельностью юго–восточный берег Байкала – мы пройдем в самом начале, а не оставим напоследок. Таким образом, обжитую часть Байкала я прошел в первую очередь и напоследок оставил все самое интересное. А интересным для меня был дикий Байкал, до которого цивилизация еще не добралась. Первые дни, осваивая технику гребли и выбирая наиболее удобное положение в кокпите (место гребца), я проходил по 30–40 километров за семь-восемь часов. Навсегда запомнится визит медведя темной ночью, когда нет ни души в радиусе десятков километров. Я уже готов был к концу. Запомнился случай, когда я внезапно оказался в 17 километрах от берега, огибая дельту Селенги. Три часа борьбы с боковым ветром и метровой волной изрядно потрепали мои нервы в тот раз. самые дикие места, куда попасть можно только по воде или по воздуху… Чистейшая вода, дикая природа, нерпы, медведи, суслики и прочие зверушки. Подо мной несколько десятков, а то и сотен метров глубины. Впереди две тысячи километров пути на весле, а из пищи только гречка, рис и пойманная рыба. Всё это – путешествие вокруг Байкала на самодельном каяке, о котором я буду рассказывать».
Об опасностях на Байкале Степан был наслышан, говорили, что здесь ветер порой переворачивает автомобили. «Я вспомнил эти рассказы, когда почувствовал силу ветра на себе. Моряки ведь всегда знают прогноз погоды, а мне приходилось чаще всего ориентироваться по облакам, - вспоминал он. - В тот день ничто не предвещало бурю. Вдруг налетел ветер силой не меньше 50 м/с. Он отрывал буруны от воды и нес по воздуху водяные облачка. Я находился метрах в 30-ти от берега на восточной стороне Ольхона. Боялся, что каяк опрокинется, а залезть на него в воде очень сложно. Я встал боком к ветру - положение осложнялось тем, что сбоку были скалы. У самого берега каяк порывом ветра перевернуло. Оказавшись под водой, я смог рукой достать до дна и только тогда понял, что в безопасности. Вытащил каяк на скалы. Палатку поставить было невозможно, поэтому, переодевшись в сухую одежду, ночевал под камнем. Задувало всю ночь. После этого я начал опасаться сильного ветра».
https://perito-burrito.com/posts/aroundbaikal
24 июня 2019 года Перевозников Виталий, студент исторического факультета ИГУ, отправился в одиночное путешествие вокруг Байкала на каяке. В пути он познакомился с путешественником из Кемерово Сергеем Щадрином, который тоже шёл вокруг. Вместе они прошли 31 день, а 8 дней Виталий шел один. 1 августа он финишировал на том же месте, откуда начинал - река Селенга, обойдя вокруг Байкала за 39 дней. Уже под конец путешествия догнал шторм и 3 дня Виталий просидел в 5 км от ст. Мысовой. Порывы ветра достигали 27 м/с. Поэтому пройти как Сергей за 36 дней не удалось. Максимальное расстояние пройденное за день – 70 км. Сергей Шадрин начал маршрут в Слюдянке и закончил там же, обойдя Байкал за 36 дней.
О встречах с медведями можно прочитать почти в каждом отчёте байдарочников, совершавших длительные путешествия вокруг Байкала. Медведей стало реально много, бывает, что они не дают возможности выйти на берег, загоняют туристов в воду или на деревья. Второй год подряд в июне-июле дирекция «Заповедного Прибайкалья» из-за медведей закрывает даже популярный пешеходный маршрут вдоль КБЖД, где регулярно ходят поезда и много населённых станций с людьми. На заповедном севере Байкала, где нет дорог и поселений, медведи ночью и ранним утром выходят систематически на береговой пляж семейными группами, мне доводилось одновременно снимать на видео пять взрослых медведей в одном месте, если оставить на ночь в байдарке на пляже открытыми продукты, то вполне вероятен сценарий, когда вместе с ними будет разорвана и помята от медвежьих лап и сама байдарка.