НА ПРАВОЙ ПОЛОВИНЕ РЕКИ СИТА НАХОДИТСЯ ВЕЛИКАЯ ШАМБАЛА
Текст и фото Сергей Волков. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
НА ПРАВОЙ ПОЛОВИНЕ РЕКИ СИТА НАХОДИТСЯ ВЕЛИКАЯ ШАМБАЛА
Традиционно во всех публикациях на тему Шамбалы ссылаются на определения из авторитетных энциклопедий, в которых говорится, что местоположение реки Ситы неизвестно: «Шамбала находится севернее реки Сита (отождествляемой с Таримом, или с Амударьёй, или с Сырдарьёй)»[1]. Но это неверно, и противоречит найденным реальным указателям реки Ситы в средневековых текстах географов. Такое впечатление, что авторы научных статей даже не стремились к проверке своих публикуемых утверждений.
У Шамбалы есть только один точный указатель в «Путеводителе в Шамбалу»: «На правой половине реки Сита находится Великая Шамбала»[2]. Обращаю внимание читателя, что в оригинале исторического текста говорится, не «севернее реки Сита», а конкретно: «На правой половине реки Сита». Для точного определения местонахождения Шамбалы на исторической карте мира важно знать, какая из рек в прошлом именовалась Сита, ведь именно на этой реке «имелась Великая Шамбала». Помочь в разрешении этого вопроса могут средневековые географические тексты восточной литературы с описанием рек Индии, древние географические карты и анализ устных сказаний тибетцев, совершенно неизвестных исследователям и учёным ХХ века, и введённых в научный оборот в наше время – во втором десятилетии XXI века. В прошлом веке у востоковедов не было доступа к возможностям поиска с помощью ИИ по средневековым текстам, содержащих важные указатели точного местонахождения реки Сита, поэтому возникло так много ошибочных предположений – от тождества реки Сита рекам Тарим, Сырдарья и Брахмапутра.
Венгерский учёный Чома де Кёрёш, впервые упоминувший в 1833 году Шамбалу, считал, что река Сита – это Яксартес (Сырдарья). По первоначальной версии итальянского тибетолога Дж. Туччи – это река Тарим на севере пустыни Такла-Макан, в Китайском Туркестане, по версии российского учёного Б. Кузнецова – р. Сита, это река Брахмапутра, по мнению американца Эдвина Бернбаума, проанализировавшего все известные версии её возможного местонахождения, автора книги «Путь к Шамбале», под рекой Сита может подразумеваться Амударья или Сырдарья. Однако, все эти версии не выдержали проверку временем и сегодня можно утверждать с ссылками на первоисточники, что древнее название – река Сита, тождественно индо-тибетской реке Сатледж. К числу важных исторических документов, содержащих описание местонахождения реки Сита, относятся, опубликованные в 2013 г. тибетским учёным Намкай Норбу переводы дуньхуанских свитков и бонские тексты, относящиеся к истории Шангшунга, а также обнаруженный в 2004 г. в бонском монастыре Гуругьям оригинал карты Олмо, Крайний Шангшунг с указанием истока реки Сита из слоновьего источника у подножия Кайласа. Описание реки Сита с конкретной географической локализацией мне удалось обнаружить в средневековом геoграфическом трактате хорезмийского учёного Аль-Бируни, поэтому сегодня, можно уверенно констатировать, что мифическая река Сита, на которой располагалась Великая Шамбала – это современный Сатледж.
В ведический период Сатледж был известен индусам на санскрите как Sutudru, Sutudri, Sitadru, отсюда и сокращенное название реки Сита[3]. Ведические формы (Sutudru, Sutudri, Sitadru) зафиксированы в «Ригведе» (ок. 1200–900 гг. до н. э.) как имена одной из рек Пятиречья (Пенджаб). Это реальный гидроним, а не мифологический.
Не будем вспоминать ошибочные гипотезы, связанные с Сырдарьей и Таримом,
в средневековых рукописях есть конкретные указания, какая река в древности именовалась Ситой. Описания настолько ясные и точные, что не оставляют места другим версиям. По-прежнему не замечать этих сведений о реке Сита в первоисточниках, в которых указывается, что река берет начало из источника в виде пасти слона у подножия Кайласа, течет в широтном направлении на запад, вытекает из снежных Гималаев и впадает в Западное море уже невозможно.
Река Сита упоминается в фундаментальном труде «Индия» среднеазиатского ученого Абу Рейхана Бируни (973–1048), в котором говорится, что река Сита вытекает из Химаванта (Гималаев) и впадает в Западное море (Аравийское море), он пишет: «В Матсья-пуране говорится: Когда Ганг очутился на земле, он разделился на семь ответвлений, среднее из которых есть его главное русло, известное под этим названием, [то есть Ганг]. Три потекли по направлению к востоку, и их названия: Налини, Храдини, Павани; три потекли к западу, и их названия: Сита, Чакшу, Синдху.
Что касается реки Сита, то она, после того как вытекает из Химаванта, проходит страны: Салила, Карстуба, Чина, Варвара, Яваса, Баха, Пушкара, Кулата, Мангала, Кавара и Сангаванта, затем она впадает в Западное море.
Южнее Ситы [течет] река Чакшу, которая орошает страны Чина, Мару, Калика [?], Дхулика [?], Тукхара, Барбара, Кача [?], Палхава и Барванчат»[4]. Этому описанию соответствует тибетская река Сатледж. Древние индийцы именовали Западным – Аравийское море, Восточным – Бенгальский залив, Южным – Индийский океан. Абу Рейхан Бируни был родом из Хорезма, знал турецкий, персидский, санскрит, иврит и сирийский, и поддерживал контакты со всеми великими учеными своего времени. Астрономические и географические знания приблизили его к теории вращения Земли, он являлся выдающимся ученым средневековой географии и его свидетельство о местонахождении Ситы бесспорно является одним из самых авторитетных.
Долгое время доминировала версия венгерского ученого Чома де Кёрёш (1784–1842), согласно которому река Сита[5] отождествляется с рекой Яксартес[6], но первоисточник этих сведений неизвестен и обоснования ученого в пользу своей гипотезы тоже. Как известно Сырдарья не течет в широтном направлении, деля при этом Индию «на южную и северную часть прямо по середине». Также стоит принять во внимание, что территория Средней Азии в т.ч. долина реки Сырдарья была завоевана мусульманскими войсками и там распространился ислам, значительно раньше распространения легенд о буддийской земле Шамбалы.
О тождестве рек Сита и Сатледж говорит урожениц Тибета Намкай Норбу, цитируя в своей книге об истории Шангшунга древнюю тибетскую «Летопись министра». В ней содержится определение истока рекми Сита: «Миновав девять чёрных гор, [мы придём] к снежной горе Тисе, со стороны северного склона которой находится Ароматная гора благовоний. С четырёх её сторон – четыре лика разных жмвотных. Четыре большие реки стекают с четырёх её склонов… С северной стороны, из пасти льва, течёт река Сита [Сутледж]»[7].
Еще одним весомым аргументом является указание, что в ведический период Сатледж был известен индусам на санскрите как Sutudru, Sutudri, Sitadru, отсюда и сокращенное название реки Сита. Śutudrī (शुतुद्री), дважды упомянутая в индийской Ригведе, является названием самой восточной реки Пенджаба, современного Сатледжа (тиб. – Лангчен Канбаб, по тиб. означает «реку слона», кит. – Сянцюаньхэ). В Ригведа-самхите. в первой мантре этого гимна говорится, что «реки Випат и Сутудри быстро текут (объединяясь) с водами океана, как две кобылы с ослабленными поводьями, соревнующиеся друг с другом в скорости. Воды этих двух рек текут быстро, словно две прекрасные коровы, спешащие приласкать своих телят».
Лингвистический анализ географических названий современных рек указывает на единственную гималайскую реку Сатледж, в названии которой присутствуют буквенные знаки s t, как и в Сита Древние арии имели почти современное представление о реках, протекающих по их стране. Например, упоминаются четыре из пяти рек Пенджаба, которые дали ему это название – «Земля пяти рек». Это Сутудри (Sutudri), Парашини, Асик-ни и Витаста, названия которых с течением веков преобразовались в Сатледж, Рави, Ченаб и Джелам. Śutudrī («текущая в сотне каналов») – Сатледж очень значительно изменил свое русло в течение исторических времен.
В первом томе монографии Чогьял Намкай Норбу «Свет Кайлаша», посвящённого исследованию древней истории Тибета и Шангшунга, были впервые опубликованы в 1996 г. в Китае и в 2014 г. на русском языке прежде неизвестные бонские источники о древней истории Шангшунга. Священным центром её была хрустальная Великая Снежная гора Кайлас, от подножия которой берут начало четыре великих реки, несущих воды в четыре стороны света. В долине одной из этих рек – реки Сита (Сатледж) располагалась столица последних королей Шангшунга – Кьюнглунг Нулкар. Намкай Норбу является ведущим учёном по истории Шангшунга и религии бон, основателем Института Шанг-Шунг, уроженцем Восточного Тибета, хорошо знающим местные предания и бонские рукописные источники, поэтому его авторитетное заключение ставит точку в вопросе местонахождения реки Сита в древности.
В бонском тексте «gZer-mig» и «gZi-brjid» на видоизмененном языке Богов Свастики говорят о земле Олмолунгринг, тождественной Шамбале, расположенной вдоль по течению реки Сита на юго-западе от горы Тисе. Исток этой реки находится в окрестностях Кайласа. В 12 главе бонской летописи Mdo 'dus, наиболее древней биографии Тонпа Шенраба также упоминается близость реки Сита к Великой Снежной горе Тисе – она называется девятислойной (девятиэтажной горой свастик) – Юнгдрунг. Главные реки Азии берут здесь свое начало и расходятся в разные стороны, а каждая река, согласно мифам, имеет свой источник. Вот как описывает исток этих рек тибетец Ц. Шакабпа: «На западе четыре реки, имеющие описательные названия, берут свое начало недалеко от горы Кайлас. Сенге Кабаб («Из пасти льва») течет через Кашмир и становится Индом в Пакистане; Лангчен Канбаб («Из пасти слона») течет на юг и в Западной Индии становится Сутледжем; Мача Кабаб («Из клюва павлина») становится священным Гангом (хотя индусы считают, что Ганг берет начало в Гангори); Тачог Кабаб («Из пасти лошади») течет на восток и, сливаясь южнее Лхасы с рекой Кьичу, становится Брахмапутрой, которая, извиваясь, несет свои воды через Ассам и Бенгалию»[8].
У разных переводчиков «Путеводителя в Шамбалу» текст о реке Сита отличается по уровню литературной обработки, но смысл остаётся общим. Вот так он звучит в переводе Э. Бернбаума: «С этой заснеженной горы низвергается огромная река, и течёт на восток и на запад. Достигая равнины, она смешивается с тысячами ручьёв и так замедляется, что принимает вид неподвижного озера. По причине её белого цвета, она называется Сита, или Белая. Она течёт тысячи миль и впадает в ядовитые озёра на востоке и на западе. Шириной она в несколько миль, и её воды так холодны, что в ней не живут ни рыбы, ни птицы, ни крокодилы. Только адские существа обитают в ней. Поистине, она столь холодна, что пересиливает касание ветра и снега и никогда не замерзает – даже в середине зимы».
Подтверждаю, как очевидец, побывавший в её верховьях, в что река Сатледж в районе Кьюнглунга исключительно мутного и белого цвета, мало пригодная для питья, из-за большой концентрации растворённых лёсовых отложений песчаников и большого количества, впадающих в неё горячих серных и других минеральных источников.
Обратите внимание на определение, что река течет в широтном направлении по территории Джамбулина (Индийская плита) и впадает в Западное море, а название горы Великая Снежная современные исследователи отождествляют с горой Кайлас.
Бассейн реки Сянцюань (Ланцинь Цзанбо (река Слона) является важнейшим местом зарождения древней цивилизации в Западном Тибете. Знаменитое королевство Шанг-Шунг ( в китайских исторических книгах именуемое «Янтун» или «Нуго») и королевство Гуге создали блестящие и великолепные культуры, имея этот бассейн своим центром. В указе «Императорское эссе (указ) о географии и водных источниках» император Канси (1720) упоминает источник «рот слона». Воды обеих рек текут на запад в Сянцюан. «Лошадиная пасть», «Слоновья пасть», «Львиная пасть» и «Павлинья пасть», также известные как «Истоки четырёх рек», расположены в префектуре Нгари. Река Слоновья Пасть, также известная по-тибетски как «гланг чен кха, баб» и транслитерируемая как «лангчен кха, баб», вытекает из реки Сянцюань, течёт на запад через Гималаи и впадает в Инд. Тангуты называют горы Гангдисе корнем всех гор и вод, что соответствует буддийским текстам. К югу от пруда, из Пасти Золотого Слона, вытекает река Синду, ранее называвшаяся рекой Синду, но это ошибка. Она огибает пруд один раз и впадает в Юго-Западное море».
124-1 Маленькое 1/8 в половину столбца по ширине. Текст: Легендарная река Сита – современный Сатледж. В центре, на заднем плане видна вершина утеса Кьюнглунга с сложенным из камней обоо на его вершине
Названия Четырёх Великих Самовозникших Источников для Омовения в описании Олмолунгринг приводит, ссылаясь на бонские источники, исследователь бона Дж. Рейнольдс: «Страна разделена реками, главных из которых девять, и они текут в четырех направлениях. Четыре важнейшие реки берут начало у подножия священной горы от четырех ручьев, которые проистекают из четырех скал, имеющих форму символических животных. Река Нара проистекает из ручья в скале в форме льва и течет к востоку. Река Пакшу проистекает из ручья в скале в форме лошади и течет к северу. Река Кьим-шанг проистекает из ручья в скале в форме павлина и течет к западу. А река Синдху проистекает из ручья в скале в форме слона и течет к югу».
В 1915 г. немецкий тибетолог Альберт Грюнведель в Мюнхене опубликовал перевод «Путеводителя в Шамбалу», в котором говорится о реке Сита: «От того ледника (от горы Кайласа) дорога ведет в область, тянущуюся с востока на запад как совместный поток 80 000 рек (источников). Эти источники, насколько хватает глаз, представляют собой одну могучую реку, которая выглядит почти как озеро, поскольку нельзя заметить течения. На обеих сторонах, на востоке и на западе, она достигает моря; так как ее цвет совершенно белый – она полна белой пены, то называется она Сита, или «Белая». Что Хайдуб Чойки Гьялпо в своем большом комментарии на Калачакру-тантру и отмечает. Эта большая река Сита течет точно посередине между севером и югом Джамбудвипы (Индии), и она такая холодная, что вряд ли в ней могут обитать адские творения. Из-за сильного холода поверхность почвы продувается холодным ветром, поэтому там не образуется никакого льда. Погружение в реку хотя бы одной части тела невозможно выдержать; индийцы единогласно называют эту реку Бхаста. Земли, расположенные несколько восточнее и западнее от вышеописанной дороги, полны больших городов Млеччха. Они подчиняются Рум Шаму»[9].
124 маленькое 1/8. Текст: Узкий каньон Сатледжа ниже Кьюнглунг Нулкара. Немецкая группа на сплаве
Интересно сравнить это описание с современным текстом, составленным спортсменами-водниками на сплаве по Сатледжу в сентябре 2004 г.: «Плывем по каньону не менее 80 метров высотой. Средняя ширина русла 6–8 метров! Там, куда не достает солнце, висят сосульки. Дневная температура в тени – ниже нуля. Неимоверно мерзнут прихваченные пальцы. Пока дошли до стоянки – одну ногу не чувствую. Холод, как на горе… Места здесь абсолютно дикие. Иногда стены каньона сходятся до полутора метров. Идти по воде в этих местах можно, только пока светит солнце. С приходом сумерек температура воздуха падает до минус 20 градусов Цельсию»[10].
Очень похоже свое плавание по Сатледжу описывает австрийский путешественник Бруно Бауманн: «В течение многих часов мы следуем за изгибами каньона Сатледжа. Каньон становится все более узким. Обе стены каньона сближаются так близко, что мы можем только видеть крошечную полосу неба над нами. Каждый думает, что способен коснуться руками близких скал. Хотя солнце высоко, внизу каньона, где находимся мы, в тени очень холодно и наши руки буквально замораживаются».
Моё визуальное восприятие этой реки оказалось точно таким же, увидев её впервые в 2006 г. прежде всего я отметил её белый мутно-иловый цвет. В бонских текстах говорится о водах Ситы, несущих серебряный песок и взвесь из разных самоцветов. Река на своём пути размывает осадочные породы и несёт с собой большое количество растворённой суглинистой почвы с преимущественным содержанием глины и значительным количеством песка, что делает цвет воды практически белым. Мутная вода реки была в самом деле холодной и непригодной для заваривания чая, поэтому для приготовления еды мы брали воду только из впадающих в реку ручьёв и минеральных источников, расположенных вдоль реки, которых здесь оказалось множество. Это совпадает с описанием реки Сита в старинном дорожнике пути в Шамбалу, в котором упоминается 80 000 источников, от слияния вод которых образуется река Сита.
В названиях источников рек у подножия Кайласа существуют разночтения, в разных переводах реки выходят из источников с разными названиями, но при этом суть предания о четырех великих реках Азии, берущих начало от источников у подножия девятиэтажной горы свастик, остается неизменной. В действительности правильнее будет говорить, что реки берут начало в окрестностях Кайласа, так как начинаются они на удалении десятков километров от подножия горы, например, источник Инда определён в 44 км на северо-восток от горы Кайлас.
В одном из индийских преданий, говорится о выходе из таинственных пещер Кайласа четырёх божественных животных – льва, лошади, быка и слона, ставших символическими покровителями четырёх великих рек, берущих начало в окрестностях Кайласа. В книге индийского исследователя Тибета Свами Пранавананды, неоднократно посещавшего Кайлас в середине 1920-х гг., были собраны интересные тибетские мифы и географические сведения о территории Нгари, в частности указано индийское название реки Сатледж – Sutadra: «Вода в Сатледже (Sutadra) прохладная, вода в Карнали теплая, вода Брахмапутры холодная, а вода Инда горячая; говорят, что в Сатледже есть золотые пески, в Карнали – серебряные песчаники, в Брахмапутре – пески с кошачьим глазом, а в Инде – алмазные пески; и что те, кто пьет воду Сатледжа, станут сильными, как слоны, те, кто пьет воду Карнали, станут красивыми, как павлин, те, кто пьет воду Брахмапутры, станут крепкими, как лошадь, а те, кто пьет воду Инда, станут героическими, как лев. Также говорится, что эти четыре реки семь раз огибают Кайлас и Манасаровар, а затем берут свои пути на запад, юг, восток и север соответственно».
В результате своих 8 экспедиций в Тибет тибетолог Дж. Туччи в общей сложности привёз свыше 20 тыс. томов восточных рукописей, среди которых в тексте «Путеводителя к Кайласу» говорится: «Тибетцы называют Сатледж – «река, исходящая из слоновьей глотки». Они верят, что по четырём сторонам света, в пещерах вблизи озера Манасаровар скрыто четыре животных: слон, лев, бык и конь. Из глоток этих зверей вытекают величайшие реки Азии. Это одна из наиболее древнейших легенд Востока, возникшая среди индоарийцев в незапамятные времена»[11].
Вот еще несколько цитат об истоке реки Сита:
«Наиболее важные реки Азии берут свое начало у подножия горы Кайлас, расходясь в разные стороны, а каждая сторона горы имеет особый цвет:
южная сторона (цвета рубина): из источников «Клюв павлина» вытекает р. Синдху (Инд);
западная сторона (цвета топаза): из источника «Лошадиный рот» вытекает р. Пакшу;
северная сторона (цвета алмазов или горного хрусталя): из источника «Львиная пасть» вытекает р. Ганг;
восточная сторона (цвета аквамарина): из источника «Рот слона» вытекает р. Сита.
Таково одно из классических описаний (существуют разночтения в названиях животных), считается, что далее реки огибают гору и текут дальше. Реальное географическое направление течения рек таково: Инд идет на север, а затем поворачивает на запад и далее на юго-запад; Пакшу (Цангпо, Брахмапутра) – на восток, Ганг – на юг; Сатледж (Сита) – на запад»[12].
Река Sitadru (Сатледж) начинается из источника около Кайласа, который именуется «Из пасти слона». Подобные по содержанию мифы имеются и в текстах традиции бон, в которых говорится, что река Сита берет свое начало из источника «Из пасти слона».

Источник реки Ситы в виде головы слона можно увидеть и на бонской карте Олмо, Крайний Шангшунг, где в центре помещается девятиэтажная гора Юндрунг Гуцег, так бонцы именовали раньше священный пик Кайлас. Эту карту я имел возможность внимательно осмотреть и сфотографировать в бонском монастыре Гуругьям. Совпадает и описательная часть Шамбалы с географией современного Сатледжа, в верховьях которого много пещерных городов и разнообразных источников: «От той снежной горы (горы называемой «Великая Снежная», Кайлас) на востоке и западе в земле восемьдесят тысяч озёр (источников) полностью смешиваясь дают, возникшую от этого великую реку, подобную озеру, [которая] протекая «неявно» на западе и востоке впадает в море. Она совершенно белого цвета, и покрыта белой пеной, что называется она Сита, то есть «Белая» Со стороны южного берега той реки имеется гора, называемая «Цвета меди», имеющая многие тысячи пещер, где пребывают сиддхи».
От истока Сатледж течет на запад параллельно Гималайскому хребту, пока не находит место для его пересечения. примерно на расстоянии около 400 км по реке от истока. Наибольший интерес представляет узкая долина Сатледжа в его верховьях, где на протяжении около 200 км находятся многочисленные пещерные города, Кьюнглунг в 30 км ниже по течению от горячих источников Тиртхапури, ниже по течению реки от Кьюнглунга – Панха, Цапаранг, Тхолинг, Дунгкар в Гуге. Вся эта местность с пещерными комплексами именуется – «Великое место сиддхов, страна Шамбала». Рядом с Кьюнглунгом на берегах реки Сатледж находится также множество термальных источников. Тибетская легенда гласит, что место, где протекает река, богато золотыми приисками, а люди, пьющие из неё воду, сильны, как слоны.
Я стою на берегу Сатледжа у подвесного мостика, в начале тропы к Кьюнглунгу, и размышляю, на сколько это место совпадает с древними описаниями Шамбалы. Чуть выше на берегу находятся высохшие травертиновые ванны и действующие серные источники с ослепительно белым травертином. От поселка до подвесного мостика через Сатледж и начала тропы по правому берегу Сатледжа к Кьюнглунгу 1,5 км. Судя по всему, большого количества автомашин здесь не бывает. Это тоже странность Кьюнглунга, даже если бы рядом не было руин древнего города, травертиновые ванны с горячей минеральной водой должны были бы привлекать сюда много местных жителей. Но следов частых посещений людей и дороги в 2006 г. ещё не было (в конце 2010-х гг. сюда проложили асфальтированную дорогу). Белоснежные ванны, стояли наполненные кристально чистой бирюзовой термальной 30-градусной водой, нетронутые временем и людьми. Удивительное зрелище!
Ниже – систематизированный обзор ключевых источников, где прослеживается тождество рек Сита и Сатледж (с пояснениями и отсылками).
1. Древнеиндийские тексты (ведийская и постведийская традиция). «Ригведа» Упоминает реку под именами Sutudri / Śutudrī (шутудри, шутадру), текущую с гималайских высот – одно из древнейших названий Сатледжа.
«Махабхарата» (Ади Парва, «Чайтра‑Ратха Парва»). Рассказывает о реке Хаймавата, которая, приняв мудреца Васиштху, «растекается на сто русел» и получает имя Шатадру (śatadru — «река ста русел»). Это прямое этимологическое звено между ведийским Sutudri и позднейшим Сатледж (вариант: Шатдру, Шатледж).
Пураны (например, «Матсья‑пурана»). Описывают разделение Ганга на семь потоков; среди западных — река Сита. Уточняют: Сита течёт через ряд стран и впадает в Западное море (Аравийское море). Сопоставление с Сатледжем: маршрут и устье совпадают.
2. Тибетские и бонские источники «gZer‑mig» и «gZi‑brjid» (бонские тексты на «языке богов»). Называют землю Олмолунгринг (тождественную Шамбале) расположенной вдоль реки Сита к юго‑западу от горы Тисе (Кайлас). Исток Ситы связывается с «пастью слона» у подножия Кайласа – это тибетское наименование истока Сатледжа (Лангчен Канбаб).
Летопись Mdo 'dus (древнейшая биография Тонпа Шенраба). Упоминает близость реки Сита к Великой Снежной горе Тисе (Юнгдрунг). Подчёркивает, что от этой горы берут начало главные реки Азии. Карты и предания бонского монастыря Гуругьям
Изображают исток Ситы как бьющий из «глотки слона» у Кайласа – прямое соответствие тибетскому названию Сатледжа Лангчен Зангбо («Река слона»).
3. Средневековые мусульманские и персидские авторы
Абу Рейхан Бируни, «Индия» (XI в.). Цитирует «Матсья‑пурану» и описывает реку Сита, вытекающую из Химаванта (Гималаев) и впадающую в Западное море. Перечисляет страны, через которые течёт Сита; их локализация соответствует долине Сатледжа.
Авторство Бируни придаёт описанию высокую степень достоверности: он владел санскритом и сверял сведения с индийскими источниками.
4. Тибетские географические и мифологические описания
Труды тибетских летописцев (например, Ц. Шакабпа). Описывают четыре реки, берущие начало у Кайласа:
Сенге Кабаб («Из пасти льва») → Инд;
Лангчен Канбаб («Из пасти слона») → Сатледж (то есть Сита);
Мача Кабаб («Из клюва павлина») → Ганг;
Тачог Кабаб («Из пасти лошади») → Брахмапутра.
Явное отождествление Лангчен Канбаб с Сатледжем и, через него, с Ситой.
Миф о четырёх пещерах у Манасаровара
Говорит, что реки вытекают из пещер, где скрыты слон, лев, бык и конь.
«Слон» соотносится с Лангчен Канбаб / Сатледжем / Ситой.
5. Современные научные исследования и переводы
Работы Джузеппе Туччи (итальянский тибетолог). В исследованиях по бон и тибетской космографии связывает реку Сита с Сатледжем, опираясь на бонские тексты и карты.
Отмечает вариативность традиций (иногда Сита отождествляется с другими реками), но считает Сатледж наиболее вероятным прототипом.
Анализируют бонские источники и показывают, что Олмолунгринг (Шамбала) локализуется вдоль Ситы, а её исток – у Кайласа, то есть это Сатледж.
Геологические и гидрологические исследования. Подтверждают, что Сатледж берёт начало у озёр Манасаровар и Ракшастал (южный склон Кайласа) и течёт через регионы, упомянутые в древних описаниях Ситы. Указывают на исторические изменения русла, но сохраняют преемственность названия от Шутудри до Сатледж.
6. Лингвистические и этимологические сводки
Санскритские словари и этимологические труды. Фиксируют цепочку: Sutudri (Ригведа) → Śatadru (Махабхарата, пураны) → позднейшие формы (Шатледж, Сатледж).
Поясняют, что Śitā («белая») – эпитет, который мог прилагаться к реке из‑за пены или талой воды; в мифах он закрепился как имя Сита.
Тибетские глоссарии. Дают соответствия: Лангчен Зангбо / Лангчен Канбаб = Сатледж = Сита.
Важное замечание: в разных традициях могут встречаться вариации (например, отождествление Ситы с другими реками). Однако совокупность ведийских, пуранических, бонских и средневековых мусульманских источников устойчиво связывает Ситу с Сатледжем через: географию истока (Кайлас / Манасаровар);
маршрут и устье (впадение в Аравийское море); этимологию имён (Sutudri → Śatadru → Сатледж; Śitā как эпитет).
Одним из самых известных источников о Шамбале считается трактат панчен-ламы VI Лобсанг Палден Еше «Источник десяти миллионов чудес», составленный в 1775 г. в Тибете. Ценность текста заключается в том, что Лобсанг Палден Еше использовал в своей работе практически все имевшиеся к тому времени источники о Шамбале. В его знаменитом дорожнике, впервые переведённом на европейский язык Альбертом Грюнведелем в Мюнхене в 1915 г. говорится: «На горизонте к востоку и западу от Великой Снежной Горы, из слияния восьмидесяти тысяч озёр, течёт Великая река. Поверхность реки «неявная», как океан, её течение невидимо, и она впадает в море с обоих концов. Поскольку поверхность реки покрыта белой пеной, её цвет чист, как снег, слово «Сита» означает белый». Об этом говорится в комментарии к Калачакре, написанном Кхедрупом Дхарма Кингом[13]. Эта река Сита – первая крупная река, протекающая по центральной оси между севером и югом Джамбудвипы, деля Джамбулин на южную и северную часть прямо по середине. Поскольку её воды ледяные, здесь живут только те, кто низвергнут в ад. Река очень холодная, гораздо холоднее, чем ледяные ветры на поверхности, но на её поверхности не образуется лёд. Говорят, что любая часть человеческого тела, соприкоснувшаяся с водами этой реки, мгновенно замерзает, становясь твёрдой, как камень. Теперь индийцы обычно называют эту великую реку рекой Вастони (Бхаста), позади (севернее) Кайласы – сторона Сумеру, впереди (южнее) – сторона реки Сита. На ее (стороны реки Сита) правой части (половине) имеется великая страна Шамбала». На южном берегу реки находится гора под названием Сангидо (८, медного цвета). Тысячи пещер усеивают гору, все населенные сиддхами. На черной каменной плите изображена женщина-демон по имени Вспыхивающая Мать-молния Ракджума, хозяйка этой горы и ее вод. Говорят, что в качестве сырья для картины использовалась кровь различных диких зверей, включая гьяньев, харинов, диких желтых лесных коров и слонов. Эта кровь, по-видимому, принадлежит животным, убитым львами. Изображенная женщина-демон темна, как облако. В руке она держит деревянный пестик, пожирая целую тушу слона. Перед ней торма, сделанная из плоти этих животных. Здесь практикуют непревзойденную мощь божества»[14].
ВСПЫХИВАЮЩАЯ МАТЬ-МОЛНИЯ РАКДЖУМА – ХОЗЯЙКА КЬЮНГЛУНГА
Одной из самых удивительных наших находок в пещерах Кьюнглунга, на «горе медного цвета» стала каменная плита с изображением женщины-демона в белом одеянии с чёрным лицом, сильно схожим с описанием «Путеводителя в Шамбалу», первоначально названной нами дакиней, но лишь позже, после возвращения домой и консультаций с тибетолагами, удалось правильно интерпритировать это изображение. Эту плиту с нетипичным цветным рисунком мы нашли в удалённых от центра древнего города «небесных» пещерах, расположенных высоко на отвесном обрыве (ngam dang brag – «скалы с трещинами»), восточнее холма с королевским замком на его вершине. В этих пещерах была также обнаружена ещё одна раскрашенная плита с круглой мандалой и шестислоговой мантрой «Ом мани падме хум» (О, драгоценность в цветке лотоса), имеющая в верхней части над круглой шестилепестковой мандалой, раскрашенной в красный цвет, изображение ступ на фоне контура вершины, напоминающей своей формой Кайлас. На стенах у входа в пещеру сохранились размытые дождевыми потоками типичные следы буддийских надписей, выполненные оранжевой охрой, а в пещере на стенах были вырублены многочисленные углубления, в которые могли быть поставлены предметы культа, очевидно, что эти пещеры использовались не для проживания, а для религиозного поклонения местным и верховным богам.
Образ Ракджумы («Матери‑молнии», тиб. Rag‑‘joms‑ma или схожий вариант) в тибетской иконографии и фольклоре не стандартизирован так строго, как у классических буддийских божеств, поэтому её изображение на чёрной каменной плите может варьироваться в зависимости от локальной традиции, эпохи и намерений мастера. Однако по ключевым атрибутам и семантике можно реконструировать типичные черты такого образа: тёмный цвет тела, минималистичная контрастная белая одежда, вздыбленные, подобно молниям, волосы, на шее – ожерелья из костей, черепов. Сидящая поза (как указано): одна нога поджата, другая опущена; либо обе скрещены в «царском» стиле, но с напряжёнными мышцами. Правая рука поддерживает голову с угрожающим жестом (мудра «кхадья», растопыренные пальцы направлены вверх). Также – это может быть отсылкой к атрибуту капала (чаша из черепа), которую Ракджама иногда держит в правой руке. Левая рука прижата к животу (знак удержания энергии). Сидит с босыми ногами – распространённая поза для дакинь в тантрической иконографии, подчёркивающая свободу от условностей. Цвет: тёмно‑синий или чёрный (символизирует природу Ракджумы – чёрный цвет мощи, тайны, необузданной природной силы), но одеяния могут быть белыми. Вокруг головы – вздыбленные, подобно молниям, волосы («львиная голова»), символизирующие ореол из молний и мощь, справа и слева от головы изображены пятилепестковые круги – барабаны или бубны, символизирующие громовой раскат.
В разных регионах Тибета и Гималаев Ракджума может сливаться с образами
Лхамо (гневная женская бодхисатва) или местными горными духами-сабдагами. В тибетском буддизме есть божество Палдэн Лхамо (Palden Lhamo), которая является одной из главных защитниц учения. Она иногда изображается с темно-синей кожей и имеет функции синкретической богини-матери.
Находка этой каменной плиты с изображением Ракджумы – местного духа-защитника (тиб. – «сабдак») «горы медного цвета с тысячью пещер и прилегающих вод», описанной в «Путеводителе в Шамбалу» непосредственно в пещере Кьюнглунг Нулкара может свидетельствовать о его связи с местом на реке Сита, где располагалась Шамбала.

[1] Мифы народов мира. Энциклопедия. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000 г.
[2] Лобсанг Палден Еше. Путеводитель в Шамбалу. Перевод Ци Цзисяня и Ци Вэньсю. Серия «Культура Шангри-Ла», Пекин, 2018 г. (на кит. яз.).
[3] Shitadru в санскритском глоссарии Житадру (शितद्रु) – река Сутлей, Сатледж. Производные формы: śitadruḥ (शितद्रुः). Источник: DDSA: практический санскритско-английский словарь.
[4] Абу Рейхан Бируни. «Индия» или «Книга Абу-р-Райхана Мухаммада ибн Ахмада Ал-Бируни, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» М.,1995 г., стр. 243.
[5] Сита – в переводе с санскрита – в первом значении: «белый, светлый», во втором – «светлая (освещенная) половинка лунного месяца (полумесяц)».
[6] Одна из рек в бассейне Тарима.
[7] Норбу Намкхай. Драгоценное Зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета. М., 2008, стр. 28.
[8] Цепон В.Д. Шакабпа. Тибет: политическая история. СПб.,2003 г., с. 15.
[9] Сидоров С. «Буддизм: история, каноны, культура». М.,2005 г., с. 320.
[10] National Geographic Traveler №2,2005 г., с. 55.
[11] Дзузеппе Туччи. Святые и разбойники неизведанного Тибета. СПб., 204 г., с. 111.
[12] А. Костюшко. В окружении Шамбалы. Три мистических страны Тибета. М.,2005 г., с. 92.
[13] Кхедруп Дже (1385–1438) – один из основателей школы Гелуг, комментатор Калачакры
[14] Лобсанг Палден Еше. Путеводитель в Шамбалу. Перевод Ци Цзисяня и Ци Вэньсю. Серия «Культура Шангри-Ла», Пекин, 2018 г. (на кит. яз.).