НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ ДАШИ-ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Статьи 16 февр. 2022 г.

Текст и фото Сергей Волков, за исключением  фото мумии

Иволгинский дпцан, Бурятия

БУДДИЗМ В БУРЯТИИ

К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 77,7 тыс. бурят (по переписи 2021 г.), к востоку от него (Бурятия) – 286,8 тыс. бурят, Забайкальском крае – 73,9 тыс. чел.  Численность бурят в Российской Федерации составляла 461,4 тыс. Буряты живут также на севере Монголии (около 100 тыс. чел.) и северо-востоке Китая (около 6–7 тыс. чел.), общая численность бурят в мире – 520 тыс. человек. Буряты (самоназвание – буряад) – наиболее северный монгольский народ, говорящий на бурятском языке, исторически сложившийся в районе оз. Байкал. Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А.П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить, как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживавших в Прибайкалье.

До конца XVII в. в Прибайкалье не было государственных границ. Ко времени прихода русских в Сибирь в Прибайкалье проживали четыре основные племенные группы: булагаты, эхириты, хонгодоры и хори. Кроме этого на территории проживали многочисленные и разобщенные родоплеменные группы монголов, племена тюркского и тунгусского происхождения, известные их современникам под общим именем «лесные народы». Первые русские летописи называли «брацкими» народами. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби.

В XVIII–XIX вв. все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 г. в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.

Распространение ламаизма происходило одновременно с уничтожением исконной религии бурят – шаманизма. Организовывались гонения на служителей шаманского культа, разрушались и уничтожались шаманистские культовые вещи и капища. Наибольший успех сторонникам буддизма принесло включение в ламаистскую систему бурятских шаманистских культов. Бурятские божества объявлялись тождественными буддийским божествам. Культ родоплеменных обо был подвергнут ламаизации. Шаманские эжины получали новые тибетские имена – сабдаки.

После Октябрьской революции в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 г. старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. — русской. С 1927 по 1938 г. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 г. не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 км к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 г. к двум действующим добавились еще 10 вновь открывшихся дацанов.

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН. В 35 км от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в 1947 г. Экскурсия в дацан из Улан-Удэ обычно занимает 4 часа. На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального духовного управления буддистов России и его главы Бандидо-хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построено и освящено в 1972 г. Внутри центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды в позе, призывающей землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой (Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуи Будды находятся портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто не имеет права сидеть.

На территории дацана находится также малый храм, субурганы – ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Основная часть старых книг – на тибетском языке.

Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета – это праздник Майдари. На праздник Майдари-хурал (бодхисаттва Майтрея) собирается значительное количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков – хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб – ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодхисаттва Майтрея символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается, что Майтрея, как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего после последней битвы войска Шамбалы с силами тьмы и невежества на земле (иноверцами – «лало»).

О празднике Майдари подробно пишет А. Позднеев: «Из числа торжественных годовых хуралов, отличающихся особой церемониальностью, у монголов известны главным образом два: церемония круговращения Майдари и церемония, носящая название «цам». Обе эти церемонии одинаково совершаются только в главнейших, более обширных и многолюдных монастырях, но при том церемония круговращения Майдари является гораздо более распространенной у монголов, чем церемония цама. По рассказам лам, церемония круговращения Майдари введена в круг буддийских обрядов во время Цзонхавы. Сам Цзонхава впервые совершил церемонию круговращения Майдари в 1409 г.»[1].

Поклонение будущему правителю мира ежегодно проходит в буддийских монастырях Монголии и Бурятии, праздники цам в настоящее время в монастырях не проводятся.

Прежде всего заботятся о колеснице с впряженной в нее зеленой лошадью. Каждый год ее красят и полируют. К дню круговращения телегу украшают разноцветной шелковой материей. Открывает шествие хамбо-лама. Из храма выносится статуя Майтреи и ставится на телегу. Вслед за ними в порядке старшинства следуют ламы и несут пять томов священных книг учения о Майтреи. Человек шесть лам тянут эту колесницу, а за ними следует высшее монастырское духовенство. Торжественная процессия с колесницей выходит из ворот и обходит монастырь снаружи по ходу движения солнца. Раньше, согласно установленной церемонии, праздничный кортеж останавливался на всех четырех углах храма для прочтения молитв. При этом колесница каждый раз поворачивалась к разным сторонам света. Движение церемонии предписывалось производить медленно, «походкою слона». В настоящее время церемония движется вокруг монастырских стен без остановок на молитвы.

НЕТЛЕННОЕ ТЕЛО ХАМБО-ЛАМЫ ДАШИ-ДОРЖО ИТИГЭЛОВА

Для верующих людей обнаружение мумии ламы Итигэлова в Иволгинском дацане стало феноменом, демонстрирую­щим истинность учения Будды и возмож­ность буддийских йогинов. Об этом много писали, называя чудом хорошую сохранность мумии, однако на самом деле подобных мумий в мире найдено очень много.

Интерес к теме жизни после смерти занимает человечество с древних времен. Археологи повсеместно находят хорошо сохранившиеся мумифицированные тела людей, пролежавшие в земле тысячелетия. Некоторые найденные мумии поражают своей прекрасной сохранностью, естественная мумификация расценивается как признак святости человека и провозглашается чудом. Только великие учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации – самадхи и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время – так считают буддисты. Одним из таких нетленных тел провозглашена мумия ламы Итигэлова.

Когда на Манежной площади Москвы вскрыли кладбище бывшего Моисеевского монастыря, где в гробницах лежали мумифицированные тела, их просто перезахоронили. В обычаях людей не принято разрывать могилы своих предков и затем выставлять естественно мумифицированное тело на обозрение, поэтому нет никакой статистики, сколько тел умерших, остаются нетленными до сегодняшнего дня. Находки археологов прекрасно сохранившихся мумий подтверждают, что это явление не редкое в практике захоронений людей. В торфяных болотах Европы находят сотни мумий, у которых ткани так хорошо сохранились, что можно брать отпечатки пальцев, черты лица, даже прическа на голове сохраняют индивидуальность, будто человек умер вчера, суставы сохраняют подвижность, т. е. мумии имеют такие же особенности, как и те, которые для верующих объявлены чудом. В отличие от святых, это были простые люди, среди найденных мумий есть человек, задушенный кожаным шнурком и брошенный в болото 2300 лет назад! Его мумия сохранилась лучше любого из известных нетленных тел буддийского мира, в его кишечнике остались даже злаки.

Мумии обнаружены по всему миру. Наибольших успехов в искусственной мумификации умерших достигли египтяне, оставившие потомкам сотни тысяч забальзамированных мумий. Египтяне веровали, что, если сохранить тело нетленным, дух умершего сможет обмануть смерть и навсегда остаться в живых. Его дух будет жив, пока мумия остается нетленной. Для этого в течение тысячелетий египтяне совершенствовали практику бальзамирования, в процессе которой из тела покойника извлекали внутренности, брюшную полость обрабатывали солью и заполняли высушенными ароматическими травами, затем туго обертывали мумию тканью, пропитанной специальными жидкостями. Тысячи египетских мумий стали в XIX в. топливом для паровозов. В самом засушливом месте на планете, в чилийской пустыне Атакама, обнаружены сотни мумифицированных тел, их возраст – около 7 тыс. лет. Более 100 мумий, которым 2–4 тыс. лет, было найдено в самой засушливой и просоленной части Центральной Азии – пустыне Такла-Макан Китайского Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), в окрестностях городов Черчен и Лоулань. Эти тела сохранились лучше, чем мумии египетских фараонов: благодаря исключительно сухому воздуху, а также тому обстоятельству, что могилы были вырыты в соляной почве, которая ускоряет процесс высушивания и убивает микроорганизмы. Мумификация в Урумчи произошла 4 тысячи лет назад совершенно случайно. Те тела, которые хоронили в песчаной пустыне в зимнее время, замерзали, а затем высушивались до того, как начинали разлагаться. Умерших людей помещали в гробы без днища и крышки, и благодаря свободной циркуляции воздуха останки избежали тлена. Особенность этих мумий – естественное мумифицирование в сухих условиях пустыни. Науке известно также свыше 1000 болотных мумий с сохранившейся кожей, их возраст – около 2 тыс. лет. Древнейшей замороженной мумией считается альпийский ледяной человек.

Монгольский ученый Ч. Далай в монографии «Краткая история монгольского шаманизма» описывает мумии озера Хубсугул: «До недавнего времени в нашей стране, в дархадских землях, практиковалась мумификация умерших шаманов и шаманок и последующее хранение мумий дома». Подобные мумии хранились до 3 лет, прежде чем хоронились.

Приведенные примеры свидетельствуют, что естественная мумификация тел – распространенное явление в мире, а при особых условиях сохранение нетленности тела доступно для любого человека, например, для вождей народа в мавзолеях, шаманов в пещерах Прихубсугулья или случайных путников, утонувших в торфяных болотах Европы.

В буддийских странах, расположенных ближе к экватору, в условиях высокой влажности естественное мумифицирование наблюдается значительно реже, поэтому немногие случаи достижения нетленности тела были объявлены чудом. Буддисты считают, что тела самых продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя у всех прочих смертных разложение тела неизбежно и от них, в лучшем случае остаются только скелеты. Для всех верующих появление нетленного тела святого – большое благо. В буддийском мире раньше было известно только три случая достижения нетленности тела – в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во время трагических событий в Тибете в 1959 г. монастырь Гандэн Сэрдун был варварски разрушен, и нетленное тело Цзонхавы исчезло. Во Вьетнаме подобное тело находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции Далай-ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай – нетленное тело Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, обнаруженное в прекрасном состоянии в Бурятии через 75 лет после захоронения. Для нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова был выстроен специальный храм Диважийн-дуган на территории Иволгинского дацана, согласно буддийской традиции, к телу не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается фото- и видеосъемка. Пальцы рук и локтевые суставы мумии имеют подвижность, на височной части головы хорошо сохранился короткий свежий черный пушок волос, выросший как будто вчера.

11 сентября 2002 г. в Иволгинском дацане в Бурятии состоялось вскрытие саркофага (бухмана) в местности Хухэ-Зурхэн, согласно завещанию Даши-Доржо Итигэлова (1852–1927), в котором он говорил своим ученикам: «Вы навестите меня и посмотрите мое тело через 30 лет». Спустя 75 лет после захоронения тело ламы сохраняет все свои признаки: кожный покров, находятся на месте нос, уши, закрытые глаза. Присутствующие при вскрытии бухмана руководство Буддийской традиционной сангхи России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела захороненному 75 лет назад Итигэлову. Он узнаваем и сидит по-прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.

Даши-Доржо Итигэлов в 16 лет отправился на учебу в Агинский дацан. Там он провел около 20 лет, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. 24 марта 1911 года его выдвинули на пост Пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой иркутского губернатора от 11 апреля 1911 года его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. В 1913 г. Пандито Хамбо-лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге. Ушел из этой жизни Хамбо-лама в 1927 г. как настоящий буддийский практик, читая молитву перед учениками и медитируя в позе лотоса. В этой же позе, в которой Хамбо-лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг в бухмане в местности Хухэ-Зурхэн.

В 1955 г. группа лам во главе с Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым втайне от властей вскрыла саркофаг, осмотрев тело, убедилась в хорошей его сохранности и вернула обратно, засыпав бухман крупными кусками природной соли. В те годы не могло быть и речи о возвращении тела в дацан. Три последних года буддийские священнослужители уговаривали действующего Хамбо-ламу Доржиева повторно вскрыть саркофаг. «В уме я все время держал мысль, что нынешнему поколению буддийских священнослужителей необходимо вновь найти саркофаг Хамбо-ламы и проверить состояние его тела, – рассказывает лама Бимба Доржиев. – Даже во сне я видел, как мы открываем саркофаг, и еще больше утвердился в вере, что если сделать нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова объектом почитания верующих, то это станет большим благом. Но это большая ответственность за дальнейшую судьбу этого драгоценного для нас тела». Центральным духовным управлением Сангхи России решено соорудить специальный саркофаг из стеклопакета и создать все условия для дальнейшей сохранности драгоценной реликвии, которая будет выноситься в храм к верующим только один раз в году.

Природу состояния некоторых мумий современная наука сегодня не в состоянии объяснить. С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Сохранение кожного покрова, волос, подвижности суставов наблюдается у большинства найденных мумий, а вот сохранение белковых клеток в теле Итигэлова было обнаружено впервые в мире. Единственное исследование тела было проведено в 2004 г., зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Виктор Звягин, заслуженный врач РФ, профессор, сделал следующие заключение: «Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого». Правда, объективности ради надо заметить, что данных для сравнения с другими подобными мумиями нет – таких исследований раньше в мире просто не проводили.

О загадке нетленности бурятского ламы, феномене Хамбо ламы Итигэлова опубликовано большое количество статей, изданы специальные книги и проводятся международные конференции, однако чудо мумификации тела Итигэлова можно объяснить и естественными процессами, не зря ведь монахи дважды тайно вскрывали его саркофаг в 1955 и 1973 гг., заматывали голову бинтами и засыпали тело крупной солью, которая, как известно, ускоряет процесс высушивания и убивает микроорганизмы. Кроме этого результаты исследования показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже (превышение нормы в 40 раз), что способствовало сохранению (самобальзимированию) тела после смерти. Примером подобной мумификации являются мумии в просоленной почве пустыни Такла-Макана.

На фотографиях, сделанных во время вскрытия саркофага, отчетливо видны веревочные растяжки для фиксации головы и туловища, для мумификации тела в позе медитации, тело полностью засыпано крупными кристаллами соли. Тело ламы Итигэлова было помещено в вентилируемый кедровый саркофаг, заполненный кристаллической солью, что способствует защите любого тела от тления, а древесина кедра к тому же, как известно, обладает особыми бактерицидными свойствами. Подобные мумифицированные тела животных и людей часто находят в сухих продуваемых пещерах. Известен случай естественной мумификации тела американского моряка, обнаруженного через несколько лет после его смерти в вентиляционной шахте авианосца. Этот случай уникален тем, что в его кармане была обнаружена записка, подтверждающая факт его самоубийства, а это по религиозным догматам никак не может способствовать сохранению тела от разложения и тления.

Кроме соли прекрасным консервантом для тел является лед. Будет ли чудом для верующих нетленное тело не монаха, а солдата? Главнокомандующий Белой армией Каппель умер 26 января 1920 г. на разъезде Утай, неподалеку от ст. Зима. Преклоняясь перед его мужеством, чтобы захоронить с воинскими почестями, каппелевцы, невзирая на неимоверные трудности отступления, в течение месяца везли тело своего командующего на санях по морозу в Читу. Почти через год, когда Чита, где был похоронен Каппель, должна была быть оставлена под натиском красных войск, каппелевцы перевезли прах генерала в Харбин. При этом, когда на панихиде была открыта крышка гроба, оказалось, что тело покойника за этот год ни­сколько не изменилось, оно совершенно не подверглось тлену. Лицо было таким же свежим, как после пере­хода каппелевцев через Байкал. В Чите могила Каппеля была глубиной более 8 футов, в слое вечной мерзлоты, почему замороженное тело так хорошо и сохранилось.

Иволгинский дацан

[1] А. Позднеев. «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства Монголии». 1887 г., стр. 384.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.