Николаас Витсен «Северная и Восточная Тартария», 1692 г.

Статьи 9 янв. 2022 г.

Текст Сергей Волков

НАРОДЫ СИБИРИ В ИЗВЕСТИЯХ ПЕРВЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ (XIII–XVIII вв.)

Первые свидетельства о народах, населявших обширную территорию за Каменным поясом Земли Русской (Урал) в ранних средневековых трудах фантастичны и скудны, что свидетельствует о слабой осведомлённости западноевропейских авторов об этой удалённой и малоизвестной восточной территории. И только в XVI–XVII вв. в известиях первых западноевропейских путешественников появляются более достоверные сведения о её коренных обитателях. Количество этнографических гравюр и рисунков, выполненных как самими авторами, так и профессиональными художниками, специально включаемыми для зарисовок с натуры в состав экспедиций, к сожалению, не столь многочисленно, и поэтому имеют для нас особую ценность. Ниже извлечения из исторических трудов интересных географических описаний и рисунков коренных народов Сибири, дающих наглядное представление о быте и традиционной национальной одежде.

Николаас Витсен «Северная и Восточная Тартария», 1692 г.


В 1692 году бургомистр Амстердама Николаас Витсен опубликовал внушительный сводный труд своих многолетних географических и этнографических изысканий «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии» объёмом в 660 страниц, ставший для европейцев первым подробным источником сведений о неизвестных ранее удалённых восточных землях. Новое, переработанное, издание этого обширного труда насчитывало уже тысячу страниц и вышло в двух томах в 1705 году. Особенностью издания является компиляция разнообразных фактов о географии, обычаях и нравах местного населения, собранных автором в течении длительного времени для составления на их основе первой карты Тартарии. Сам Витсен за Урал в Сибирь никогда не путешествовал, сведения получал из различных источников, от корреспондентов и людей, побывавших в тех местах, поэтому книга не представляет собой последовательного описания, разнообразные сообщения сгруппированы по темам и вносились в текст по мере их поступления, иногда они комментируются небольшими авторскими ремарками. Подобная структура книги осложняет чтение, но собранный им огромный массив фактов является сегодня ценнейшим источником исторической информации – первым подробным исследованием Сибири, Монголии и Центральной Азии. В предисловии своей книги Витсен пишет: «Уже в древности описание различных стран считалось нужным и важным делом. Ученые люди признавали такие познания необходимыми. Я считаю, что, внося свою долю в описание земель, принесу пользу и не напрасно потрачу свое время. Я избрал [для описания] северные и восточные части Азии и Европы, как наименее изученные. Знания о них настолько смутные, что границы Тартарии едва известны в Европе по названию и местоположению.

Еще в 1666 г. я посетил северные страны, где собирал материалы о далеких северо-восточных областях Европы и Азии, намереваясь составить карту, так как [уже] имевшиеся карты были неверны и не соответствовали действительности».

Единственный экземпляр этой книги в Иркутске доступен в библиотеке Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук скачать:http://history-fiction.ru/books/all_1/section_1_1/book_5515/

Летом 2010 года в амстердамском издательстве Pegasus вышел русский перевод полного текста книги «Северная и Восточная Тартария» с оригинальными иллюстрациями издания 1705 года. Книга опубликована в двух томах. Третий том издания содержит вводные статьи и указатели: именной, географический, предметный и указатель этнонимов. Изданный в Амстердаме на русском языке трёхтомник не поступал в продажу, а распространялся в качестве дара от Нидерландов по отдельным российским библиотекам. Один из них получила также библиотека Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.

В молодости Витсен в 1664–1665 гг. посетил Москву в качестве «дворянина государства» в составе посольства Якоба Борейля (Jacob Bo. Собирать сведения о малоизвестных в то время восточных землях он начал после пребывания в Москве. Николаас Витсен в 1669 г. был избран одним из четырех правящих бургомистров Амстердама, а в 1693 г. избирается одним из управляющих Ост-Индской компании. Весной 1697 года произошла личная встреча Витсена и русского царя Петра I, заложившая основы для последующих дружеских отношений и переписки. 24-летний русский царь Пётр I в составе так называемого Великого Посольства прибыл в Европу под видом простого дворянина Петра Михайлова с целью получения знаний и новых навыков. В Амстердаме его инкогнито быстро раскрывается, заботы об его пребывании принимает на себя бургомистр Николаас Витсен, через него русский царь получает разрешение работать на верфях голландской Ост-Индской компании, где специально для него заложили фрегат «Пётр и Павел».

Витсен, используя своё высокое положение в политических и коммерческих кругах, на протяжении нескольких десятилетий собирал сведения о северных и восточных землях Азии и вёл переписку с людьми, совершившими длительные путешествия на восток. Чем был вызван его научный интерес к неизвестным землям на востоке однозначно сказать трудно, склонностью к географическим исследованиям и картографированию, страстью к коллекционированию или другими мотивами, но Витсен скрупулёзно продолжал систематический сбор географических сведений о внутренних землях Азии на протяжении всей жизни, при этом не спешил публиковать свои картографические изыскания. Биографы Витсена, объясняют его интерес к восточным землям, в которых он никогда не бывал, поставленной целью создать карту для прокладывания торговых путей в Китай, в.ч. по Северо-Восточному морскому пути. Он был состоятельным человеком, увлекался коллекционированием фактов и древностей, охотно покупал рукописные описания путешествий и различные сибирские раритеты от окаменелых костей до старинных золотых изделий. Собирание научных коллекций в Нидерландах в XVII–начале XVIII вв. было модным и распространённым явлением и для состоятельного Николааса Витсена коллекционирование превратилось в любимое занятие. В коллекции сибирских редкостей Н. Витсена хранились уникальные предметы, присланные ему из России: одежда, обувь и оружие мужчины, найденного мертвым в каяке в Северном Ледовитом океане в 1705 г., а также сам каяк (или его изображение) и его оснащение. Эти предметы были изображены на гравюре «Оснащение охотника, управляющего каяком» в третьем издании книги «Северная и Восточная Тартария» (1785).

Кабинет редкостей Витсена содержал[1]:

•собрание римских, греческих, македонских, сирийских, персидских монет из золота, серебра, бронзы; памятные медали;

•античные барельефы, урны и сосуды; раритеты (идолы, домашняя утварь) из Японии, Китая, Индии, Индонезии; китайские, японские и индийские миниатюры; портреты; оружие; математические инструменты;

•собрание карт и атласов;

•минералы, драгоценные камни;

•растения, насекомые, окаменелости, собрание животных из «Восточной и Западной Индий», окаменелые зубы слона, зубы и челюсти мамонтов, найденные в Сибири и т. д.

Значительное место в собрании Витсена занимали сибирские раритеты. Он активно разыскивал предметы, происходившие с территории «Тартарии» и покупал их. В письмах к бургомистру г. Девентера Г. Куперу Витсен писал, что ему приходится платить за них больше их реальной стоимости, однако даже предложение столь высокой цены не всегда спасало раритеты от переплавки. По его собственным словам, он потратил на коллекционирование много тысяч гульденов. В предисловии к своей книге он пишет: «С большими трудностями достал я деревянные карты, сделанные в Сибири, многое нам прояснившие. Особенно полезна была небольшая, резанная по дереву карта Сибири, сделанная по приказу царя Алексея Михайловича и изданная заботами сибирского воеводы Петра Ивановича Лиондунова. Карта охватывает северные области от Новой Земли до Сины». В его коллекции был уникальный анонимный древнерусский список «Описания Сибири» – перевод сочинения на голландский язык списка, который сохранился в русском оригинале всего в двух документах. Обобщив накопленные свидетельства, Витсен составил, подробную первую научную карту Тартарии, где впервые показал российские владения в Азии. Для издания чертёж был выгравирован на медной доске размером 127 х 116 см. В верхней части гравюры имелось заглавие: «Новая географическая карта Северной и Восточной части Азии и Европы, простирающейся от Новой Земли до Китая. После тщательного исследования в продолжение более двадцати лет была нарисована, описана и изучена Николаасом Витсеном в 1687 году». Эту карту использовал в своём путешествии в 1692 г. Избрант Идес. Он внёс в неё исправления и издал в 1704 г.

Из книги Витсена, отдельные извлечения о Байкале (1692):

Большое озеро Байкал находится целиком на территории Их Царского Величества. Многие считают, что требуется 10 дней, чтобы пересечь озеро вдоль берега и два дня, или по крайней мере день, – поперек. Его глубина неизмерима, вода пресная. То, что озеро не имеет дна, неправдоподобно, но оно измерено недостаточно длинными веревками. На озере есть большой остров Ольхон. Вокруг озера очень высокие горы и бесчисленные реки впадают в него. Одна большая река под названием Ангара берет свое начало в Байкале. В нем очень много крупных тюленей и рыб. Оно очень похоже на море, если бы не пресная вода. О водовороте с. 852 т.2 Озеро Байкал, по сообщению некоторых очевидцев, около Удинской имеет в ширину около 6 русских миль (каждая миля до 5 верст). При хорошей погоде туманно видны высокие горы. Но к востоку оно много шире. В нем находятся разные рыбы и тюлени. Есть такие места, где не достают дна с помощью веревок длиной в 300-400 саженей. Говорят, что в середине к востоку находится водоворот, во всяком случае, близживущие язычники не смеют ездить туда. Зимой, если они пересекают озеро, кто-нибудь всегда ложится ухом на лед, так как имеется место, где вода не замерзает. Через это незамерзающее озеро иногда проходит ветер и лед поднимается в воздух и опускается, и вскоре после этого вода снова замерзает. Люди тогда расходятся, чтобы не оказаться в воде. Но, не зная этого, многие погибают и тонут. Высокие горы вокруг Байкала днем издают такое сильное испарение, что утром и вечером оно висит, как дым. Заросшие деревьями вершины этих гор в основном недоступны. В озере Байкал ловят много осетров.

Река Селенга, которая впадает в Байкал, глубокая и быстрая. Народы, живущие на ее берегах, называют обычно братскими мугалами.

После тунгусов, вниз по течению, почти у начала реки Енисей встречаются браты. Это скотоводческий народ, они хорошие наездники и стрелки из лука. У них большие стада овец и лошадей. Браты разделены на орды и объединения, охватывающие много тысяч людей. Они находятся под своими тайшами, или корольками. Буряты не обрабатывают землю и живут охотой с помощью лука. Обучают своих сыновей (как только они достигнут 4-5-летнего возраста) сидеть уверенно на коне, для чего они связывают таким детям ноги под животом [лошади]. Таким образом привязанного ребенка заставляют ехать в сопровождении мужчин. Один мужчина едет рядом, подгоняя кнутом лошадь, на которой сидит мальчик. Из-за таких упражнений все дети привыкают ездить, как и взрослые. Мужчины, когда они достигают 11–13-летнего возраста, их обучают (так, чтобы московитские чиновники не видели) уклоняться от стрел. Для этого они ставят мальчика на коне в степи, и несколько человек на быстрых конях стреляют из лука. Мальчик должен увертываться и уклоняться от стрел. При этих упражнениях стрелы сделаны из такого материала и такой формы, что не ранят. Некоторое время мальчикам не дают пищи, пока они не научатся стрелять в цель. Они учатся еще и пешими уклоняться от стрел. Как мне рассказывали очевидцы, иногда случается, что при таких упражнениях бывают несчастья и кого-нибудь из участников подстреливают, если он недостаточно быстро нагибался и увертывался. Смерть в таком случае выкупается у родственников за 300 лошадей, и 50 [лошадей] – русскому воеводе, под [властью] которого они находились. Московиты запретили эти опасные упражнения, потому что, хотя стрелы своей формой и материалом не так уж опасны, все же случаются несчастья, потому что стрелы иногда слишком крепки и недостаточно хорошо сделаны.

Летом они носят кафтаны из низкосортного красного сукна. Эти люди никогда не моют лицо, руки и тело и выглядят очень некрасиво. Никогда не срезают ногти на руках и ногах, а когда они мешают, то их грубо обламывают; девушки носят косы вокруг головы, у замужних женщин две косы свисают с каждой стороны. Когда человек умирает, его хоронят в лучшей одежде и, если это мужчина, кладут рядом стрелу и лук. Они поклоняются солнцу и луне, опускаясь на колени со сложенными руками и склоняя голову, не молятся и не произносят слов. Они ничего не хотят знать об иноземной вере. У них есть несколько попов, которых они иногда убивают и хоронят в одежде и с деньгами, считая, что выгодно посылать таких людей вперед, чтобы они на том свете молились за них. Они не хотят и после смерти нуждаться в деньгах и одежде. Когда они произносят клятву, то отправляются к священной горе около Байкала, где и клянутся. Они считают, что произносящий ложную клятву оттуда не возвратится. Там же они приносят в жертву разный скот. Буряты, или браты, богаты скотом: верблюдами и овцами. Живут они в низких деревянных хижинах, покрытых землей, с отверстием в середине, через которое выходит дым, так как огонь разводят в центре помещения. Они не знакомы с земледелием и разведением фруктовых садов. Дома расположены у реки. Эти люди не кочуют, как их соседи тунгусы. Перед жилищем стоят жерди, на них шкура лошади, иногда овцы или козы. Их почитают и боготворят, опуская голову и падая ниц. Весной этот народ обычно устраивает общую охоту, называемую облавой, для чего собираются целыми селениями, верхом окружают дичь, загоняют ее и убивают стрелами. Так они добывают много оленей, диких овец, козлов и других животных. Странно, что после окончания охоты и использования всех стрел, каждый может узнать свою стрелу. Они сдирают шкуру с добытых зверей, срезают мясо с костей, сушат его на солнце и питаются этим, пока все не кончится, а потом снова идут на охоту. Там встречаются тысячи диких овец, много волов, но мало пушных зверей. Верблюдов можно приобрести в обмен на товар, ибо денег они не требуют. Они предпочитают серого соболя, тазы, медь, шкуры выдры, персидский шелк-сырец.

От Байкала идет Каменный пояс до истока Лены и дальше до моря на большом, еще точно неизвестном расстоянии (как было сказано выше). Там, где он очень широк, вряд ли можно его пересечь. Говорят, около мели, называемой Ангарский порог, в начале Ангары впадает в нее река Баун из озера Баун, которые мне не известны.

Из озера Байкал можно, как было сказано, выйти в даурскую реку Амур небольшими судами, которые местами волочат через небольшие мели и дамбы, так как между озером и рекой нет водной связи.

Когда озеро Байкал и другие озера поблизости от Мугалии замерзают, и верблюды могут перейти их, им надевают железные башмаки, чтобы более твердо могли ступать. Изображение такого башмака у меня хранится.

Пока Сибирь не была присоединена к московской короне, она не была так густо заселена и количество тайшей, или князей, не было так велико, так как многие сибиряки, как говорят, туда переселились.

Мугалы и тунгусы носят кожаные или шелковые сумки с водкой из лошадиного молока для постоянного употребления. Лошадиное молоко для них самое приятное питье и пища, как мне рассказывал человек, который там гостил. Тунгусы, соседи мугал, едят рыбу и мясо тоже в сыром виде, особенно зимой, когда она замерзает, как мне рассказал некий немецкий путешественник, который ел вместе с ними, и сырая рыба ему не казалась безвкусной. Мугалы едят и падаль лошадей. Тунгусские шаманы, или жрецы и заклинатели, живущие вблизи мугалов, собираются делать предсказания или колдуют по-своему: они громко кричат и шумят, держа в руке стрелу - один конец ее на земле, другой перед ртом или носом,  у каждой семьи дома имеется самодельный шайтан – идол из дерева, желтой меди или олова, в зависимости от состоятельности семьи. Они обвешивают его тряпками, мехами, даже соболями. Когда они ему оказывают почести и обращаются к нему, то вместо того, чтобы молиться, что-то пищат и опускают голову. Всякий раз, когда они собираются есть, они ставят перед идолом что-нибудь из своей пищи. Рядом с идолом висит клок человеческих или конских волос и стоит деревянная чашка или чаша. В нее ежедневно кладут пищу, обычно из молочной каши. Ложкой суют ее в неподвижный рот, откуда она вытекает и течет вдоль туловища. Это делают и тунгусы. Когда они поклоняются своим идолам или оказывают им почести, они стоят прямо и опускают, и поднимают голову, не сгибая спины. При этом посвистывают и издают звук, как будто приманивают собаку. В виде почета некоторые завешивают этих идолов соболями и черными лисами

Все эти народы: синцы, калмаки и мугалы – имеют почти одну веру, и они несколько грубее синцев, признают только Создателя, живущего на небе. Они называют его Тенгри Ханом, поэтому и гром у них называется тенгри, как бы его голос, а их идолы называются бурханы, большие и маленькие, и они их высоко чтут.

О золотой бабе. «В области Обдория, около устья реки Обь, находится некий древний идол из камня – Золота, или Злата Баба, что значит «золотая старуха»; у нее при себе двое детей, один на коленях, а другого она держит за руку. Говорят, это ее близкие. Обдорцы, любрисцы, волнинцы и другие окружающие народы поклоняются этой статуе. Ей жертвуют самые ценные меха – соболя и другую пушнину. Для нее режут самых жирных оленей. Мажут руки и ноги богини их кровью; потроха жертв они съедают в сыром виде. Во время жертвоприношения жрец просит у статуи совета, что следует делать или не делать, переезжать им и поселиться ли в другом месте, или нет, и если статуя отвечает «да», то говорят, будто в окружающих рощах и горах слышен звук, как от колоколов или труб, произведенный этой статуей, хотя, по всей вероятности, этот звук происходит от подземных ветров». И здесь заканчивается сообщение упомянутого писателя".

Николаас Витсен. Северная и Восточная Тартария (1705 г.)
Книга «Северная и Восточная Тартария» голландского учёного Николааса Витсена иего подробная карта «Владения Московии или России» были наиболее ценными из всехтрудов о Сибири, появившихся за границей в XVII в. В 1687 году Витсен составилна основе этой информации первую подробную настенную карту, к…

[1] А.Н. Копаева. Собиратель фактов и редкостей. Журнал «Наука из первых рук», 2010 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.