ОКАМЕНЕВШАЯ ДЕВА НА МЫСЕ ХОБОЙ

СЕВЕРНАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ОСТРОВА ОЛЬХОН

Текст и фото Сергей Волков

Хобой (в переводе с бурятского Хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах. Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ему. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили её в скалу. Место примечательно многоголосым звонким эхом, которое отражается от монолитной скалы.

Скала на мысе Хобой отражает многоголосое эхо

Встречаются здесь редкие и реликтовые травы, однако безжалостное уничтожение туристами привело к практически полному их исчезновению. В пик летнего сезона на мысе ежедневно бывает порядка 800–1200 экскурсантов. На травянистых склонах мыса Хобой в большом количестве произрастает чабрец (богородская трава), хорошо известное лечебное растение. Цветет он с июня по август. В скалах на уровне воды на мысе, имеются гроты длиной до22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда. Геологи находили в породах мыса вкрапления гранатов.

            Из-за большого количества посетителей и неправильного поведения туристов уникальной экосистеме мыса наносится непоправимый ущерб. Категорически нельзя выдирать камни из дерна и повреждать растительный покров, нельзя дерн с реликтовыми растениями складывать в каменные туры. По шаманской традиции – нельзя передвигать камни, тем более вырывать дерн с весьма сомнительными целями оставить след своего пребывания в этом святом месте, чтобы сложить из них каменные туры. Любые действия в святых местах приобретают силу в тысячу больше крат: благие и чистые мотивации приносят благо человеку, дурные поступки наносят вред человеческой карме.

Ниже на прилагаемых фото наглядные результаты работы по созданию современных смотровых площадок, там куда люди приезжают в надежде увидеть красоту сохранившихся на особо охраняемых территориях первозданных мест, без каких-либо следов цивилизации, а попадают на территорию парковых зон с безобразной и хаотичной застройкой разнобразными деревянными конструкциями. Десятки деревянных стендов, загородивших не только вид на памятник природы, но и на святое шаманское место с установленными ритуальными коновязными столбами – сэргэ. Зачем вообще установливать громоздкие стенды с надписью – «Прибайкальский национальный парк» возле каждой природной достопримечательности, то что мы въехали на территорию парка и так понятно, после проезда через шлагбаум и пропускной пункт. Зачем на компактной местности мыса Хобой 17 вкопанных в землю больших стендов, к тому же часто пустых? Почему они загородили сакральное место с установленными там ранее шаманскими сэргэ с цветными лентами, где обыкновенно буряты проводили обряды приношения духам? Разработчики концепции смотровых площадок, вероятно, не уважают шаманскую веру и сознательно нарушает табу?

Смотровые площадки возведены без скамек, фанерные стенды загораживают шаманские сэргэ, построена бессмысленная 800-метровая деревянная пешеходна дорожка с тысячами ступенек, вместо отсыпанной тропы. Зачем этот деревянный настил, испортивший девственную красоту природного ландшафта, теперь он виден дажэе на спутниковых фотографиях? Зачем он нужен, при наличии рядом удобной для ходьбы ровной автодороги, причём навечно закрытой для проезда транспортных средст деревянной изгородью?

Следы автомобильных дорог даже на крутых вершинах. На горизонте при прозрачной атмосфере на восточном побережье озера отчётливо виден контур полуострова Святой Нос

С узкого гребня мыса при густом тумане случается можно наблюдать редкое атмосферное явление, объемный мираж, известный под названием глория, когда увеличенный силуэт идущего по гребню мыса человека проецируется на плотный туман, как на экран с фильмом. Иногда вокруг силуэта тени на облаке образуется гало – цветной венец света. Подобные миражи видят очень редко в горах, при стечении определённых условий можно увидеть искажённого себя на довольно близком расстоянии. Объясняется это явление наличием в воздухе стоячих паров воды и отражением света границей между резко различными по плотности слоями воздуха Объемный мираж самого себя наблюдается на облаках тумана, расположенных прямо перед наблюдателем или ниже него, в точке, прямо противоположной местоположению солнца. Кроме миражей, периодически наблюдаемых туристами на мысе Хобой, есть свидетельства об ещё более редком зрелище – наблюдении ясной морозной ночью красных сполохов полярного сияния над Северным Байкалом.

Пешеходная экскурсия дает наглядное представление о происхождении острова. С мыса Хобой отчетливо видна перекошенная тектоническая глыба острова, отвесно обрывающаяся на восток 100–200-метровыми скалами и полого спускающаяся на запад в сторону Малого Моря. С обеих сторон мыса плещется синяя вода, иногда внизу над водой стелется плотный туман, а скальный перешеек мыса при этом освещен солнцем. Остров Ольхон представляет собой краевую зону фундамента Сибирской платформы, вздыбленную в мезойском периоде на краю байкальского рифтового разлома, в результате чего и образовался остров. От северной оконечности Ольхона до Ушканьих островов продолжается подводный Академический хребет, диагонально рассекающий котловину озера.

Вид на скалу с аркой в сторону Малого Моря с мыса Хобой

Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур единственного крупного полуострова на Байкале – Святой Нос (длина –53 км). Далее на север, надежно изолированный часто бушующими водами, находится девственный мир без троп и дорог. Одна магия названий способна заворожить любого путешественника – бухта Аяя, название которой возникло от возгласа охотника-эвенка: «Ай-аяя, какая красота!»; мыс Турали с поющей дюной песков, живописное озеро Фролиха, главное аномальное место на Байкале – загадочный сакральный мыс Рытый, горячие источники на курорте в Хакусах, на мысе Котельниковском, в бухте Змеиной в Чивыркуйском заливе; массовое лежбище нерпы на Ушканьих островах, бухта Сосновка с протяженным песчаным пляжем, речка Ледяная с мощной 4-метровой наледью, сохраняющейся до начала лета.

На противоположной стороне Малого Моря, напротив мыса Хобой расположен мыс Арал, в древности бывший островом. На вершине его сохранились остатки древнего курыканского сторожевого поста, обнесенного каменной стеной (VI–XI вв.). В1879 г. эту каменную стену исследовал И.Д. Черский и сделал заключение, что она самая древняя на побережье Малого Моря. Севернее мыса Арал, отделенный красивой обширной наносной луговой равниной, носящей название Зама, расположен примечательный мыс Халтыгей (с бур. хэлтэгэ – «наклонный косогор»). Халтыгей сложен самой древней на Малом Море породой – гранулитом, возрастом 1 млрд 880 тыс. лет. На Ольхоне, на мысе Хобой возраст пород составляет 460 млн лет.

С мыса Хобой очень удобно наблюдать восход солнца. Солнечный диск появляется из-за полуострова Святой Нос, и при прозрачной атмосфере это зрелище со стелющимися над водной поверхностью клочьями тумана очень живописно. На вершине восточного берега острова, вблизи мыса Хобой, есть рядом два грота, ориентированных выходами точно на восход солнца. Ровные сухие площадки гротов, засыпанные песком, удобны для ночлега, и восход можно наблюдать, не выбираясь из спальника. Ощущение одиночества и единства с силами природы полнее всего чувствуется в предрассветной тишине. На западной стороне оконечности острова находится наклонная площадка, где совершаются весной общеольхонские шаманские тайлаганы. Отсюда виден скальный клык мыса Хобой, и на этой площадке установлены деревянные сэргэ – столбы для коновязи. Севернее, непосредственно у скалы Хобой, можно сфотографировать сквозную арку с видом на западное побережье острова.

СОВРЕМЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО

            Легенды и предания о сверхъестественных и загадочных явлениях, целительных местностях и чудесах природы широко распространены в устном народном творчестве разных народов. Интерес к ним устойчиво сохраняется на протяжении всей истории человечества. Многие мифы и легенды остаются неразгаданными, содержание других подтверждается научными исследованиями. Силой коллективного человеческого воображения за многие века пересказов были созданы настоящие сказочные шедевры – красивые поэтические и живучие предания и легенды об исторических событиях и реальных людях. В названиях байкальских скальных мысов часто узнаются персонажи известных мифов, заколдованные и превратившиеся в камень – разлученные возлюбленные, наказанные за провинность братья или сестры, соперничающие шаманы. Необычные каменные изваяния получали в древности персональные имена и возле них проводились шаманские камлания. Усеченные вершины в старинных представлениях людей были наковальнями богатырей, красные скалы – застывшими пятнами крови, бугристая поверхность – следами борьбы. Любой выделяющийся своей необычностью природный объект, согласно шаманским воззрениям, одухотворялся и о нём сочинялся красивый рассказ. Традиция мифотворчества сохраняется и в наши дни, хотя со времен Карла Риттера, подробно пересказавшего в 1879 г. в «Землеведении Азии» известные к тому времени байкальские легенды, придумать новые оригинальные мифы так и не смогли. При отсутствии старинных преданий о каком-либо примечательном месте рождаются новые сказания, со временем их становится трудно отличить от старинных мифов. Современные предания переплетаются со старыми мифами, так происходит непрерывное обновление и сохранение местного мифотворчества.

Скала Любви, мыс Шунтэ-Левый

Рядом с Хобоем усилиями местных экскурсоводов-водителей[i] возникла новая достопримечательность – скала Любви (мыс Шунтэ-Левый, от бур. шэнэhэтэ – «лиственничный»), при определенной фантазии напоминающая раздвинутые и согнутые в коленях ноги женщины. К ней тоже теперь есть автомобильный проезд. Обычно при её посещении гиды рассказывают сочиненную ими же байку: «Если у бурят не получалось зачать ребенка, они приезжали на эту скалу, и у них все получалось. И сейчас это живет, если у кого не получается, можно сюда приезжать и пробовать. Если хочешь, чтобы родился мальчик – забирай влево от основной тропы, загадываешь девочку – вправо». Понятно, что после такой присказки туристы с удовольствием бегут на скалу испытать волшебную магию этого места. Со временем легенду доработали, особо не придавая значения смыслу пути правой и левой руки, и сейчас она звучит так: «Считается, что второе название мыса Шунтэ-Левый – Скала любви – возникло усилиями местных экскурсоводов-водителей, советующих семейным парам, не имеющим детей, бросить камень с одной из сторон скалы. «Если хотели девочку, то бросали с правой стороны, если мальчика, то с левой. Счастливцы, которые смогли услышать раздающееся многообразное эхо от упавшего камня, считали, что Байкал услышал их желание и мечта сбудется».

От бывшего летника Хобой находится крутой спуск с тропой на галечный пляж восточного берега острова. В хорошую погоду здесь можно останавливаться ночевать на катере. Глубина дна позволяет вплотную подойти к галечному пляжу и закрепить для ночной стоянки судно на растяжки. Утром здесь великолепная рыбалка. По тропе можно подняться на плато острова и за 2–4 часа совершить пешеходную экскурсию на мыс Хобой.

В1772 г. Георги исследовавший остров Ольхон отмечал: «Половина берега состоит из высоких отвесных скал, горы круты и неприступны; соседнее дно усеяно подводными камнями, и судно, гонимое бурею к этому скалистому берегу, считается погибшим. Из озера торчит множество скал, служащих местом отдыха на солнце для тюленей, которые водятся здесь в изобилии».

На восточном берегу острова есть живописная скала (N53°22,630 E107°46,755), около которой можно сфотографироваться. Прекрасные обнажения горных пород по берегам острова Ольхон издавна привлекали геологов. Их изучением занимались И.Д Черский, В.А, Обручев. Е.В Павловский. В.В. Ламакин, Н.А. Флоренсов. И.А. Логачев, В.Д Мац, А.А. Бухаров, А.Б. Иметхенов и др. На одной из белых скал вблизи мыса Шунтэ-Левый со стороны озера можно увидеть огромное коричневое изображение летучей мыши с распростертыми над озером крыльями. По преданию у Хан Хото-баабая, первоначально поселившегося на вершине горы Жима, было много слуг и помощников. Летучая мышь подбирала упавшие крошки и зернышки, следила за чистотой на острове. Наиболее усердные из помощников в благодарность за долгую службу были увековечены в каменной летописи на скалах мыса Ижимей и восточного берега Ольхона.

Изображение летучей мыши с распростертыми над озером крыльями

На отвесных скалах встречаются оригинальные узоры из разноцветных каменных пород, в которых угадываются контуры всевозможных мифических животных, странно, что до сих пор никто не сложил про эти удивительно точные природные рисунки зверей, красивую и сказочную легенду. Говорят, что на скалах мыса Ижимей есть даже лик хозяина острова, самого Хан Хото-баабая. Этот природный рисунок видел во время своих походов на гору Жиму школьный учитель Н. Ревякин, основавший музей в Хужире. Но после него увидеть и повторно найти лик хозяина острова никому не удавалось. О наблюдении ликов владык местности на скалах имеются также свидетельства от восходителей на гору Барагхан-Ула Баргузинского хребта (священная гора в Баргузинской долине, по преданию, охраняющая буддийское учение с севера).

МЕСТНОСТЬ УЗУРЫ

Восточный берег Ольхона, местность Узуры

Местность Узуры – это первая от мыса Хобой пологая падь, выходящая на восточный берег Ольхона, где автомобильная дорога спускается к воде в заливе Хага-Яман. Метеостанция в Узурах относится к числу старейших на Байкале. Она работает с1953 г. Совместно с метеостанциями, расположенными на Большом Ушканьем острове, в Давше, на мысе Солнечном и в Томпе она ведет мониторинг состояния погоды на Байкале. С1998 г. на метеостанции работает семья Усовых. В2007 г. они построили гостевой дом с русской печкой и могут принимать небольшие группы туристов. Наличие теплого ночлега для рыбаков зимой особенно ценно для этих мест. Ближайшие места ночлега – на Ушканьем острове и в Хужире. Зимой интересно приехать в Узуры по острову и прогуляться вдоль отвесных скал по льду в сторону Хобоя. При замерзании озера на скалах образуются многометровый красивый наплесковый лед и многочисленные ледяные украшения в виде сосулек и сталагмитов. Летом можно подняться на гору Раба, откуда открывается величественная круговая панорама Байкала, северной оконечности острова Ольхон и Малого Моря. Подниматься лучше сначала по тропе вдоль берега, а потом по скальному гребню. Когда он становится узким, надо обойти его с левой стороны по травянистому склону. Спускаться лучше через лес прямо к пади Узуры или к тропе на байкальском берегу. Пешеходная экскурсия занимает 2 часа.

С левой стороны пади Сенной в известковых породах есть небольшая пещера (5´1,5´2) и двухметровая изящная скалистая арка. Диковенные нерукотворные арки известны во многих местах побережья (скалы Хобот-1, Хобот-2 севернее бухты Песчаной), арка на мысе Курминском (Малое Море), сквозное отверстие в скале на мысе Хобой и т.д.

Чаще всего подобные арки встречаются в известковых, легко разрушающихся под атмосферными воздействиями породах. Скалистая арка в Узурах напоминает хобот слона, известковая порода которого обильно разукрашена красными накипными лишайниками. К пещере ведет тропа, и её вход виден с окраины поселка. В этой пещере были найдены нефритовые рыбки, свидетельствующие о проживании здесь рыбаков в древности. Местные жители также находили в окрестностях бухты фигурки рыбок, изготовленных из талька. Археологическое обследование впервые осуществлено Н.М. Ревякиным в 1953 году. Дальнейшее изучение пещеры проведено в 1956 году П.П. Хороших. В пещере обнаружено одиночное погребение (ориентировочно – неолит, IV– середина III тыс. до н.э.). Археологический материал составляют каменный наконечник стрелы, игла из кости, фрагменты керамики, остатки фауны и кострище. Н.М. Ревякиным было зафиксировано погребение человека. В сланцево-мраморных скалах геологами найден минерал – изумрудно-зеленый турмалин.

На картине иркутского художника Б. Лебединского изображён мыс Хобой (1952 г.), однако на официальной подписи ошибочно значится: "Вид на бухту Бабушка". Из собрания художественного музея им. М.М. Кожова Иркутского государственного университета


[i] Автор идеи – Литвинов Степан Петрович.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.