ОЛМОЛУНГРИНГ – ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СВЯТОЕ МЕСТО

Статьи 29 окт. 2025 г.

Текст Сергей Волков из новой книги "Здесь была Шамбала. Западный Тибет. Кайлас. Долина Гаруды" (2026 г.)

ОЛМОЛУНГРИНГ – ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СВЯТОЕ МЕСТО

Автор книги «Тибетская цивилизация», изданной в Париже в 1962 г., А. Стейн считает, что Олмолунгринг (Ol-mo lung-ring, Олмо Длиннная долина) принадлежал Шангшунгу: «Основатель бона – святой Шенраб Миво, человек из рода шенов, родился в Олмолунгринге, местности, которая локализуется в Шангшунге. Слово – Шангшунг переводится, как «чужая страна». Шамбала – это страна Олмолунгринг, вблизи горы Кайлас, в Западном Тибете».

В биографии легендарного основателя и реформатора тибетской религиозной традиции бон Тонпа Шенраба «Зермиг», дошедшей до наших дней в редакции IX в., говорится: «Расширились и умножались страны мира и у истоков четырех великих рек в стране в западной части мира между горами и скалами было государство Олмо Длинная долина. Был там город Bar-po-sobrgyad». Для последователей древней тибетской религии бон гора Кайлас и, лежащее у подножия, озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился бон. Это одна из самых священных земель на всем Востоке.

Итальянский проф. Дж. Туччи – мировой авторитет в области истории Тибета, определяет центр Олмо и бонской веры в районе священного для тибетцев озера Манасаровар в Западном Тибете (страна Шангшунг). Это озеро расположено в долине к югу от вершины Кайласа. К такому окончательному выводу он пришел во время своей экспедиции в Тибет в 1935 г.

Тибетский учитель дзогчена, основатель института по изучению Шангшунга Намкай Норбу: «Поблизости от горы Тисэ (Кайласа) есть место, называемое Кьюнглунг, «долина птицы кюн», где в свое время располагалась столица царей Шангшунга»[1].

Ю.Н. Рерих: «Шанг-Шунг-ги-юл находится в Западном Тибете. В тексте «Шамбала-лам-йиг», сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами»[2]. Под это определение больше всего подходит обширное нагорье на высотах около 4500 м в Западном Тибете, протянувшееся с северо-запада на юго-восток на растояние около 1600 км паралельно на юге – Гималаям, на севере – горной системе Гандисышань (Трансгималаи). На фотографиях, сделанных из космоса, обращает на себя внимание, полностью защищённая по периметру высокими горами межгорная котловина с озёрами Манасаровар и Ракшас, расположенных между вершинами Кайлас и Гурла-Мандхата и долина реки Сатледж. Не случайно именно сюда с древних времён идут паломники для почитания святых мест.

021 Крупнее на ½ стр. Тескт: Тханка Олмолунгринг. Тибет, XIX в. Из частной коллекции Д. Рубина, сайт «Гималайское искусство»

Директор Института по изучению бон Дж. М. Рейнольдс: «Согласно традиции бонпо, учения и практики бон-осуществления пришли в Тибет не с юга, из Индии, а из страны Шангшунг, что к западу от Тибета, куда в свою очередь, в более отдаленные времена они пришли из страны Тазиг, или из Иранской Центральной Азии. Древнее царство Шангшунг было расположено в окрестностях легендарной горы Кайлас, или Гангчен Тисэ, в Западном Тибете и до VIII в. это была независимая страна…            Олмолунгринг на санскрите была известна как Шамбала – да, и по сей день именуется так многими приверженцами тибетского буддизма… Бонское представление о скрытой земле Олмолунгринг находится в текстах «gZer-mig» и «gZi-brjid». Там объясняется, что Олмолунгринг физически – часть нашего мира, а не воображаемая святая земля или чистый небесный мир, наподобие Сукхавати или Девачан Будды Амитабхи. Символически Олмолунгринг являет собой географический, физический и духовный центр нашего мира Джамбудвипы, и в центре ее высится священная гора девяти ступеней, известная как Юндрунг Гуцег. Эта гора связывает небо и землю, являя собой мировую ось, соединяющую три плана существования: небесные миры, земные и преисподние… Олмолунгринг или Шамбала – нерушимая священная земля и духовный центр мира – существовала на Земле с самого начала человеческой расы. Она была тем местом, где небесные боги Ясного Света спустились на землю.

В религии последователей бона, Шамбала известна как Олмолунгринг, и ее традиционно изображали на площади квадрата вместо круга, как это позже было принято на буддийских тханках. По определению бона Шамбала – «центр, где желание Бога известно. Шамбала – центр счастья и место цели. Это – цель, которая не может быть понята, пока План не проявится. Здесь находится ключ».

В эссе «Олмолунгринг, изначальное святое место», его автор Дэн Мартин цитирует из ранних бонских текстов первые упоминания о Шамбале: «Название Bde-ba-can (как и Шамбала) вообще не встречается в раннем бонском тексте Moo-'ous. Первый известный нам пример содержится в труде XIV века «Stag-tsha»: «Чтобы дать названия этому высшему месту, его называют страной Оl-mo-lung rings, западным раем Bde-ba-can (Шэбачан, в переводе с тибетского – «Обитель богов»)». «В том месте, что составляет одну треть острова Джамбу, поле Ше-ба-чан, место зарождения бон Ол-мо-лунгринг, [имеющее форму плечевой кости], великое высшее святое место Шамбалы». «Центральная страна религии Бон – это северная Шамбала. Индийцы называют её северной Шамбалой. Народ орджьян называет её западной Bde-ba-can, а тибетцы – Ol-mo-lungling»[3]. Эти отрывки из бонских текстов XIV и XVII вв. отождествляют Олмолунгринг с Шамбалой.

            В тибетских и бонских текстах часто упоминается священная земля Олмолунгринг – место рождения Шенраба, расположенная «к югу перед снежной горой Тисе (Кайлас), рядом с бирюзовым озером Манханг (Манасаровар)». Эта земля превратилась в первоисточник Юндрунг Бон, и в последующие времена паломники часто отправлялись в Олмолунгринг в поисках драгоценных учений. Они шли на северо-запад от горы Кайласа Никакие бонские путеводители в страну Олмо до наших дней не дошли, и дискуссии где она могла находиться продолжаются до сих пор. Вплоть до 1959 года последователи бона еще отправлялись на поиски этой чистой земли. Благочестивые бонпо до сих пор молятся о перерождении в этой срединной стране, убеждённые, что таким образом «снова родятся в бесформенном мире долгоживущих богов – в чистой стране Ол-мо-лунг-ринг, не рождаясь более в циклической форме дурного бренного тела».

            По бонским пророчествам, через 1200 лет, когда духовные ценности будут в упадке, а религия почти полностью угаснет во внешнем мире, из Олмолунгринга придет король и учитель, чтобы возродить в мире духовные учения Юндрунг Бон. Хотя текст «gZi-brjid» особо подчеркивает идентичность Олмолунгринга и Шамбалы, ни в «gZi-brjid», ни в «gZer-mig» нигде не содержится упоминания об Армагеддоне или переломной битве между силами Млекхас (Mlecchas) с Запада и силами Шамбалы под предводительством Калки Рудрачакрина (Kulika Rudrachakrin), каковая описывается в буддийской редакции «Калачакра-тантры». Бонский канон также обладает вариантом редакции Калачакры, но он считается неполным и классифицируется скорей как Крийя-тантра, а не Ануттара-тантра, как в буддийской системе»[4].

            Традиция бона гласит: «У подножия горы Юндрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился основатель бона Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юндрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмолунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним – цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмолунгринг является «путь стрелы»: перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход. Однажды Тонпа Шенраб, тогда уже авторитетный учитель доктрины бона, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям»[5].

В бонских текстах говорится, что «страна Олмолунгринг делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю (nang gling), промежуточную (bar gling), внешнюю (phyi gling) и пограничную (mtha1 gling). Внутренняя и промежуточная области состоят из двенадцати районов или островов, внешняя – из шестнадцати, а пограничная – из двенадцати. Эти области и районы разделяются реками, озерами и внутренними морями. Сокровенная внутренняя область географически имеет форму восьми лепесткового цветка лотоса, а небо над ней имеет форму колеса или чакры из восьми спиц. В самом центре этой сокровенной земли высится священная девяти ступенчатая гора свастики Юндрунг Гуцег, хрустальный монолит в форме пирамиды. Эти девять ступеней (или уровней) священной горы означают Девять путей бон, на которые подразделяются учения, ведущие к освобождению и просветлению. В символике мандалы, оно представляет собой центр и восемь направлений, главных и промежуточных. От поверхности земли вверх поднимаются девять ступеней или уровней небес, населяемых небесными богами, а вниз идут девять следующих друг за другом преисподних, населенных нагами и другими демоническими существами. Срединная мир-гора связывает вместе эти три уровня существования: небеса, землю и преисподнюю. Находясь на ней, адепт может свободно передвигаться, поднимаясь вверх или опускаясь вниз к другим мирам и измерениям. Эту космологию разделяет и североазиатский шаманизм. Свастика или юндрунг в символизме бонпо соответствует ваджре или алмазу («король камней») в системе индийского буддизма. Оба символа указывают на качества вечности, нерушимости и чистоты. Как имя прилагательное или как наречие «юндрунг» означает извечный, непреходящий, беспрерывный. В качестве оси мира, эта священная срединная гора является нерушимой и нетленной»[6].

Традиция разделения западных земель на три области сохраняется у тибетцев до сегодняшнего дня. Земли западнее Кайласа – высокие три области Нгари, включают Пуранг, Гуге и Марьюл.

Автор книги «Расвет Тибета», американский тибетолог Винсент Беллеца считает, что: «Олмолунгринг, мифический рай, где на протяжении веков жили богоподобные существа, описывается как страна, имеющая симметричную планировку с горой в центре, образованную девятью наложенными друг на друга свастиками. Местоположение этой утопии и то, основана ли она на реальной земле, является предметом многочисленных споров среди ученых. Многие учёные считают Олмолунгринг – это крайний западный Тибет. По мнению выдающегося тибетского ученого Самтена Г. Кармая, вполне вероятно, что территория вокруг горы Кайлас, сердце Шангшунга, является географическим источником Олмолунгринга, связанного с Шамбалой и Калачакрой. Он предполагает, что после Х века Вечный Бон начал приписывать Олмолунгринг Тагзигу (Ирану), чтобы придать ему необыкновенную значимость и духовную силу».

Описание Олмолунгринга менялось в традиции бон у разных авторов в зависимости от их знаний и убеждений на протяжении всей истории бон, что сбивает с толку учёных. В центре Олмолунгринга по бонским описаниям располагается девятиэтажная гора свастик – Владыка гор (Кайлас) с указанием истока четырёх известных рек. Это не гробница Кира, как это считал профессор Б. Кузнецов, не древний Элам, и не далёкая мифическая страна Тагзиг. Это хорошо узнаваемая по характерным уникальным географическим особенностям гора Кайлас, что противоречит выводам известных российских ученых востоковедов Л.Н. Гумилева и Б.И. Кузнецова, расшифровавших карту «Олмо, Крайний Шангшунг». Их выводы были впервые опубликованы в 1969 году в очерке «Страна Шамбала в легенде и в истории», после чего появилось множество публикаций, цитирующих авторитетное заключение российских учёных, что Олмолунгринг следует отождествлять с Персидской империей и ее данниками, простирающимися, по словам Кузнецова, от Памира до Египта. Но это утверждение не стало общепринятым в научном мире, было подвергнуто критике и впоследствии полностью опровергнуто (подробнее об этом в главе «Древняя карта Шамбалы»).

В вопросе о правильном историческом местоположении изначальной родины основоположника бона – легендарного Тонпа Шенраба существуют противоречия. Так В 12 главе Mdo 'dus, наиболее древней биографии Тонпа Шенраба, на которую ссылаются приверженцы удалённой от Тибета легендарной земли Олмо, ясно написано следующее: མདོ་འདུས་ལེའུ་གཉིས་པ་ནས། དེ་ཡང་ཁྱད་པར་འཛམ་གླིང་དབུས། །རི་བོ་གངས་ཅན་ཏི་སེ་ནི། །གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས་རི་ཞེས་བྱ། །ཆུ་ཞེང་དཔག་ཚད་ལྔ་བརྒྱའོ། །རི་ནི་སྤོས་རི་ངད་ལྡན་དང༌། །བར་ན་མཚོ་ནི་མ་དྲོས་པ། །ཆུ་ཞེང་དཔག་ཚད་ལྔ་བཅུ་པ། །ཕྱོགས་བཞིར་མཚོ་བཞི་ཡོད་པ་ནི། །སོགས་དང༌། དེ་ཡི་ནུབ་བྱང་གཤེན་ཡུལ་འོལ་མོ་གླིང༌། །དཔག་ཚད་སྟོང་ཕྲག་བཞི་གནས་ཡོད། །ཆུ་བོ་པག་ཤུ་སི་ཏིས་བར་བཅད་དོ། །རི་ནག་པོ་དགུས་བཅད་པའོ། Где: ། དེ་ཡི་ནུབ་བྱང་གཤེན་ཡུལ་འོལ་མོ་གླིང༌། །དཔག་ཚད་སྟོང་ཕྲག་བཞི་གནས་ཡོད། །ཆུ་བོ་པག་ཤུ་སི་ཏིས་བར་བཅད་དོ། །རི་ནག་པོ་དགུས་བཅད་པའོ། ясно объясняет, что: «Страна Шена, Волмолинг, находится на северо-запад от Тисэ, на расстоянии 4 тысячи пагтсе (~ от 4000 до 9000 миль) от р. Сита до Черных Гор, т.е. на огромном расстоянии на северо-западе от р. Сита, а не по течению р. Сита»[7].

            Из второй главы сутры (перевод): «В центре мира располагается Снежная гора Тисе – она называется девятислойной горой Юнгдрунг. Над уровнем воды высотой пятьсот метров. Это – благоухающая гора. Море посередине не теплое. В четырех направлениях от горы есть четыре озера. Страна Шена, Волмолинг, находится на северо-запад от Тисэ, на расстоянии 4 тысячи пагтсе. Река разделяется на Пакшу и Сита. Девять черных гор рассекаются».

            Можно ли доверять фантастическим цифрам в древних бонских текстах, так не думаю. Пожалуйста, измерьте расстояние по карте и проанализируйте его. Примерно в 5000 км к северо-западу от горы Кайлас находится центр России, а если быть точнее, то в этой области находятся сибирские регионы, включая Алтай, Красноярский край и обширная равнина Западной Сибири, где нет совершенно никаких, характерных для описания Олмолунгринга, чрезвычайно высоких гор с вечным снегом, и центральной вершины с истоками четырёх рек, текущими по четырём направлениям света. Единственная гора с этими характерными особенностями находится в Западном Тибете, это – Кайлас. Напрашивается очевидный вывод: страна Олмо в мифическом Тагзиге создана усилиями бонских лам и полностью эта концепция сформировалась примерно в XI веке. Более достоверной выглядит версия, что Олмолунгринг это долина Сатледжа, родина изначального бона, место рождения мастера Дренпа Намкха, принца Шангшунга, отказавшегося от царского титула ради практики Юндрунг Бон – государственной религии Шангшунга. На бонской карте Олмо, Крайний Шангшунг, в центре находилась священная гора Юндрунг Гуцек («Девятиэтажная Гора Свастики»), символизировавшая «Девять Путей Бон».

            Таким образом, Тагзиг остаётся мифологическим понятием, связанным с происхождением бонской традиции, и его реальное географическое положение до сих пор не установлено однозначно. Учёные могут лишь приблизительно определить, использую текстовую историческую географию, что возможно страна Олмо располагалась в районе между Ладакхом (Кашмиром) и рекой Оксус (Амударья) – на чрезвычайно обширной территории, протянувшуюся от Ирана до современного Таджикистана, настолько обширную, что сейчас никто из историков не может указать, где конкретно могла находиться гора с истоком четырёх великих рек, находящаяся к тому же в окружении чрезвычайно высоких гор с вечным снегом. Подобных мест просто нет ни в Иране, ни в каком-либо другом месте, кроме единственного места на Земле с этими характерными географическими особенностями, находящимся в Западном Тибете, у подножия горы Кайлас. Описание Олмолунгринг, размещённое в биографии Тонпы Шенраба имеет поразительное сходство с местностью вокруг горы Тисе и озера Манасаровар в Западном Тибете. Любопытно также отметить, что попытка найти ссылки на конкретную научную информацию о Тагджике с помощью современного поиска нейронных сетей оказалась безуспешной. Попробуйте, например, задать нейросети Алисе AI примерно такой вопрос:

«Какие археологические находки связаны с Тагзигом?»

Содержимое ответа: «Не удалось найти прямые упоминания археологических находок, непосредственно связанных с Тагзигом – мифической страной, упоминаемой в бонской традиции. Тагзиг остаётся скорее мифологическим понятием, чем конкретным историческим регионом с подтверждёнными археологическими свидетельствами».

Ключевое изначальное святое место Олмолунгринг, как место зарождения бон, неотделимо от своего центра – бонской девятиэтажной горы свастик Юндрунг Гуцег (Кайлас), и реки Сита (Сатледж), протекающей по её территории, поэтому к мифическому бонскому «Тагзигу» (Персия – совр. Иран) вряд ли имеет отношение. Анализ истороических источников указывает на близость страны Олмо к Кайласу. В бонских текстах до XI в. исследователи не находят упоминаний о происхождении религии бон за пределами Тибета, поэтому заключают, что приписывание происхождения бона в далёком Тагзиге в традиции бон произошло позднее XII века. Самтен Кармай, современный тибетский ученый, бонский лама и знаток бон, отмечает, что название места Олмо-ру (Олмолунгринг) могло появиться только в X в[8]. Дальнейшее изучение исторической географии позволит подтвердить или опровергуть существование мифической страны Олмо.

Из Шангшунга распространилось высшее учение – бон, известное как юндрунг-бон – традиция вечной мудрости, привнесенная как откровение Буддой по имени Тонпа Шенраб Миво, родившегося задолго до Будды Шакьямуни. Согласно бонской традиции, Тонпа Шенраб, ставший первым королём Шангшунга, родился в 16 017 г. до н.э., т.е. когда ещё не существовало ни одной мировой религии. Столь древняя дата его рождения не согласуется с периодом возникновения Шангшунга (примерно от 3,5 до 5,5 тысяч лет назад).

            Существует путаница в определении даты и места рождения основателя/учителя бонпо Шенраба. Тибетский учёный Намкай Норбу пишет, что в 1857 году до н.э.[1] в местности Олмолунгринг Шангшунга, напротив горы Кайлас и озера Манасаровар родился учитель Шенраб Миво.

Считается, что основатель бон религии, Тонпа Шенраб, появился на свет и приземлился на горе Кайлас с неба. «Тонпа Шенраб спустился на венчике восьмилепесткового хрустального лотоса, появившегося на вершине горы Тисе. Оставаясь в состоянии глубокой медитации, сияние тела, речи и ума Тонпа Шенраба охватило все Тибетское нагорье и восемнадцать окружающих стран. Земля дрожала, горы тряслись, а океан пенился и пенился. Радуги и облака покрыли землю, а цветы падали дождем. Затем началась битва. Первыми, кто бросил вызов Тонпе Шенрабу, были местные божества Тибетского нагорья. Они быстро собрали свои силы и жаждали боя. Тогда эманация тела победителя Шенраба проявилась в форме «Великого Свирепого Тайного Победителя Демонов»… Поскольку жители Трома и Гэсэра (страны в Средней Азии), Монголии, китайско-тибетского пограничья, а также краснолицые тибетцы и часть демонов не могли противостоять ему, они собрались вокруг Тонпы, склонив головы. Согласно мифологии Вечного Бона, после обучения богов Тонпа Шенраб передал учение своим восьми сыновьям в стране Олмолунгринг»[2].


[1] Для сравнения: основатель буддизма Будда Шакьямуни родился около 560 г. до н.э. Учёные не могут подтвердить (не обнаружено никаких свидетельств, независимых от бонских текстов) историчность персонажа Тонпа Шенраба, даты его жизни и подлинность огромного количества книг, приписываемых ему. Его образ, как калька, копирует этапы жизни Будды Шакьямути: в возрасте 31 год он (принц) отказался от царской жизни, умер в 82 года. В академических исследованиях его фигура часто рассматривается как мифологическая. Самые ранние упоминания о нём датируются IX веком (свитки из Дуньхуана). Это вызывает сомнения в его исторической достоверности.

[2] Винсент Беллеца. «Рассвет Тибета: Древняя цивилизация на крыше мира». 2014 г., на англ. яз.

            Но уже сейчас в современных работах учёных звучат обоснованные сомнения: «Место зарождения Юндрунг Бон противоречит анализу сакральной географии бон и отражает невероятную изобретательность более поздних переписываний тибетских исторических традиций, где вся путаница имён и дат тщательно перестраивается, чтобы придать им больше смысла. Нам следует быть осторожными и не смешивать более позднюю литературу о воображаемых священных ландшафтах с более ранними упоминаниями о государстве с таким названием. Самые ранние дуньхуанские источники не содержат свидетельств того, что Шенраб считался основателем традиции, называемой бон, и нет убедительных упоминаний о бон как о самостоятельной религиозной традиции. Это период раннего буддийского пхьи дар, в котором бонским жрецам нужно было придумать подходящего основателя бон, который мог бы затмить исторического Будду. Название «Ол мо лунг ринг» мне пока не удалось найти в индексированных дуньхуанских источниках. Гипотетический общий источник этих историй может восходить к Х–XI вв. н.э. Основателя бона гораздо сложнее определить в пространстве и времени, и он может оказаться вымышленным персонажем»[9].


[1] Н. Норбу. Друнг, Дэу и Бон. Традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. М.,1998 г., стр. 17.

[2] Ю.Н. Рерих. По тропам Срединной Азии. Самара,1993 г., стр. 137.

[3] Священные места и места силы в тибетской культуре. Сборник эссе. Библиотека тибетских трудов и архивов, 1999 г. Статья «0л-молунг-ринг, изначальное святое место», Дэн Мартин (на англ.яз.)

[4] Дж. Рейнольдс. Олмолунгринг: нерушимая страна. http://bon.newz.ru/olmolungring.htm

[5] www.asnravel.ru /geo/

[6] Дж. Рейнольдс. Олмолунгринг: нерушимая священная земля. http://bon.newz.ru/olmolungring.htm

[7] Доклад Дмитрия Ермакова, Фонд сохранения Юнгдрунг Бон, Великобритания, на 5-й Международной конференции по феномену священной горы Кайлас, Гамбургский университет, 25 марта 2022 г.

 

[8] Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета. С древнейших времён до наших дней. М., 2005 г. – с. 26. [Каrmat Samten, 1975, р. 174].

[9] Хэнк Блезер. В поисках сердца бона. (Blezer 2008, Six Marriages)

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.