ПАРК ЛЕДОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ НА ОСТРОВЕ ОЛЬХОН - февраль 2024 г.
Фото Сергей Волков
Парк ледовой скульптуры на острове Ольхон по мотивам шаманских мифов и легенд, созданный совместным творчеством 13 скульпторов и 11 команд (список на фото ниже) на природном наплесковом льду на скалах острова поражает зрителей фантазией художников и оригинальностью замыслов. В символике ледовых композиций угадываются легендарные персонажи из бурятских мифов. Отдельные скульпторы при создании своих работ консультировались с работниками Хужирского краеведческого музея, чтобы правильно выстроить композицию. Жаль, что зрители не могут ничего об этом узнать. Информации о названиях работ и символике композиций в ледовом парке нет. Об этом можно лишь сожалеть и рекомендовать будущим устроителям этого парка скульптур разместить сопроводительные легенды с названием ледовых композиций, фамилиями их авторов и их портретами в виртуальной форме, указав QR-код ссылки. Не надо устанавливать никаких колышков с табличками у каждой скульптуры, достаточно приморозить ко льду маленький квадратик QR-кода, размером с пятикопеечную монету, чтобы не нарушать природной гармонии.
Фотографировать ледовые скульптуры лучше всего во второй половине дня, когда их освещают лучи солнца.
Вверху: Это 13 ледовых сэргэ в память о главных божествах бурятского народа. В древних бурятских преданиях рассказывается о 13 северных нойонах (Арын 13 Ноед) - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей, страдающих от болезней и голода, вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Самый главный из них, старший и могущественный Хан Гхото-нойон (Хото-баабай) (на фото он с рогом на груди, как символом могущества и власти), у кудинских бурят (булагатов) он относится к восточным хатам, является братом Эрлен-хана – владыки царства мёртвых и верховного судьи в загробном мире, избрал местом пребывания остров Ольхон в центре Байкала.
Легенда. Ты сними меня фотограф, я буду птицей. Легенда дивной ледяной композиции-сказки «Передача шаманского дара избранной девочке» (работа скульптора Александра Парфёнова, г. Барнаул), составленная автором - скульптором при помощи Мушинской Юлии, директора Хужирского краеведческого музея им. Н.М. Ревякина: На фото девушка позирует фотографу перед входом в сказочный ледяной грот, ещё не зная, что стала избранницей шаманских духов. Дух давно умершей Шаманки выбрал для передачи утхэ /шаманского корня/ свою прапраправнучку, девочку-подростка с острова Ольхон. На наплесковом льду проявился образ шаманки, которая восседает на льду справа от ледяного грота – символического входа в Нижний подземный мир. В руках у Шаманки мы видим шаманский жезл в виде лестницы-змеи. С помощью этой лестницы Шаманка опускается на дно Байкала, а змея служит ей надежным защитником от злых духов и проводником в потусторонние Миры. Она передаёт избраннице знание о Трёх Мирах, обучает как правильно спускаться в подземно-подводный мир и как спасать души людей, вытаскивая их из нижнего мира, подставив для них лестницу – своего духа-помощника, змею, и отправлять их обратно в верхний мир. Духами-покровителями Шаманки были обитатели подводного мира Байкала. Главным духом-помощником девочки станет также байкальская рыба, которая будет во всем помогать своей хозяйке. На наплесковом льду образ девочки, принимающий форму рыбу, изображён слева от входа в пещеру. И когда девочка сама станет шаманкой, то будет обращаться в рыбу и опускаться в воды Байкала для выполнения своей шаманской миссии. Но девушка, которая позирует фотографу, никак не может об этом узнать, поэтому хочет стать птицей, а не рыбой.
+ Жаль, что зрители не могут ничего об этом узнать. Никакой пояснительной информации о названиях работ и символике композиций в ледовом парке нет. Об этом можно лишь сожалеть и рекомендовать будущим организаторам парка скульптур разместить сопроводительные легенды с названием ледовых композиций, фамилиями их авторов, хотя бы на официальном сайте мероприятия. Зрители не могут ознакомиться с этой легендой композиции, поэтому шаманку именуют русалкой, не видят в её руках змею, и не воспринимают целиком замысел художника, рассматривая ледовые скульптуры шаманки и девочки на рыбе независимо друг от друга.