ПОКЛОНЕНИЕ СВЯЩЕННЫМ ДЕРЕВЬЯМ
Текст и фото Сергей Волков
ПОКЛОНЕНИЕ СВЯЩЕННЫМ ДЕРЕВЬЯМ – СТАРЕЙШИМ ЛИСТВЕННИЦАМ
Могучие и старые деревья, выбираемые для почитания местным населением в прошлом, как мать-дерево, по поверьям людей обладают большей жизненной силой, в них живут лесные феи и заключен древесный дух, поклоняясь которому можно улучшить свою жизнь. В мифологии эвенков и бурят лиственница – шаманское дерево, в которое после обучения в других мирах возвращалась в средний мир и поселялась звериная душа шамана – главный дух-помощник в его камланиях. Она символизирует мировое дерево, по которому шаманы или их молитвы, как по лестнице, восходят на небо.
Каждый шаман в Сибири, имел свое особое дерево, с которым связана его сила – дерево мудрости, ведовства, на котором росли для него шаманские принадлежности. Из отщепа той лиственницы, в которой при его жизни находилась его звериная душа, изготовлялась обечайка шаманского бубна. У якутов для обечайки бубна использовали «Почтенную Листвень» (Ытык-Тиит), отмеченную поражением молнии. Эвенки верили, что души шаманов пребывают в лиственнице, от которой он получал силу, если такое дерево падало, то шаман умирал. Причём душа шамана продолжала находиться даже в полностью засохшем на корню дереве, поэтому сухие деревья продолжали почитаться также, как живые. У лиственницы, отмеченной задабривающими подношениями – лоскутами цветной материи, ни в коем случае нельзя было отламывать сухие ветки этих деревьев. Накладывалось табу на крики, смех, любые громкие звуки, способные потревожить, а значит, и рассердить хозяев леса.
О рождении души шамана в гнездах-яйцах в ветвях почтенной лиственницы говорится в легендах эвенков, записанных этнографом Г.В. Ксенофонтовым: «Шаманы зарождаются далеко на севере, у корня мерзких заболеваний. Там бывает лиственница, на ветвях которой имеются гнезда на разной высоте. Самые большие шаманы воспитываются на верхушке дерева, средние – на середине, а малые шаманы у нижних ветвей. Рассказывают, что сначала прилетает на это дерево большая птица, похожая на орла, с железными перьями; садится на гнездо и сносит яйцо. Потом эта птица высиживает яйцо; если должен выйти самый большой шаман – в продолжение трех лет, а маленький шаман – в течение года. Эта птица называется матерью-зверем, который появляется всего три раза: первый раз – когда рожает, вторично – когда завершается становление шамана рассеканием его тела, и в третий раз – когда шаман умирает»[i].
У монгол-бурятских народов особым почитанием отмечены густо ветвистые у основания комля могучие лиственницы, что считалось признаком их особой плодовитости, также священное дерево – «дерево с пустым нутром», лиственница с большим дуплом. Лесное моление лесным духам, производилось у лиственниц, на которых наблюдалось ненормальное расположение ветвей, как бы приподнятых ветром и перепутанных друг с другом, так называемое – «вихревое гнездо». Обычно это была лиственница, а иногда и кедр. Древние люди считали, что особые деревья начинали свою жизнь во времена «первых людей». У комля священного дерева обычно стояла вкопанная в землю антропоморфная фигура, вырезанная из дерева, у эвенков иногда – мугдэннэ (шаманское изображение человека-предка из дерева). Возле подобных деревьев сооружали обоо и специально приходили к таким деревьям почитать и просить одарить потомством. Считалось, что прикосновение к стволу такого дерева способно даровать здоровье, а сон под деревом может полностью восстановить силы и вылечить человека. Располагаясь на ночлег под деревом, охотник должен был попросить у него разрешения, иначе добычи не будет. Особенно много таких священных лиственниц, которым и сегодня поклоняются местные жители, можно встретить на севере Монголии. Такие деревья, имеют на ветвях, подвешанные синие хадаки, а у комля жертвенный алтарь в виде плоского камня для подношения.
Среди ольхонского леса известны священные деревья – это старые лиственницы, в представлении бурят эти деревья связаны с жизненностью (хулдэ) человека. Буряты раньше верили, что дух дерева делает плодовитым скот и наделяет потомством женщин, если во время бури было сломано много деревьев – много людей уйдет из жизни в ближайшее время. В шаманской мифологии эвенков и бурят особо почиталась лиственница, считающаяся шаманским деревом, через которое осуществлялась связь между мирами. Самое старое и почтенное в округе дерево называли мать-дерево, чем мощнее и толще его ствол, тем больше ему поклонялись. Деревья своими корнями связаны с матушкой землей, поэтому посредством обряда, человек в видении может слиться с духом дерева и получить от него приток естественной жизненной силы. Бездетные женщины ходили к такому дереву молиться, просили ниспослать детородие, прикасались к дереву руками и лбами, мазали ствол маслом, брызгали ему молоком и тарасуном. Обращались к сильной и крепкой лиственнице, моля о детях, долголетии, здоровье, обвязывали ее ствол лентой, зажигали лампаду и, обходя несколько раз вокруг дерева, просили о желаемом. Живительный процесс обмена жизненными энергиями проходит при продолжительном контакте со стволом священного дерева, для этого обычно, человек после разговора с духом дерева, усевшись между его корней, должен прислониться к стволу спиной. Если человек в этом положении засыпает, сновидения становятся легкими и приятными. Многим людям знакома сладкая полудрёма под деревом, подобный опыт убеждает людей, что деревья способны восстанавливать силы утомленного человека и даже исцелять его. Считается, что древесные духи помогают лишь тем, кто верит в них, и тем, кто не вредит природе. Подобные богато ветвистые от комля лиственницы (родовое древо) отмечаются до сих пор подношением синих хадаков, поэтому их легко отличить от других деревьев. На грудах камней, сложенных под деревьями, этим духам приносят в жертву детские игрушки, монеты, сигареты, конфеты. На Ольхоне нет обычая, украшать почитаемое дерево синими матерчатыми хадаками, как в Монголии, хотя во время проведения шаманского обряда иногда ствол такого дерева обвязывают разноцветными ленточками – залаа.
Старые и могучие лиственницы с впечатляющей толщиной ствола, густой ветвистостью близко от земли произрастают в Харанцах и на берегу Улан-Хушинского залива. Ствол отдельных лиственниц, в три–четыре обхвата руками, достигает в диаметре 160–250 см, это означает, что возраст такого дерева свыше 500 лет. Трёхразвильчатая от основания, старая лиственница в три обхвата толщиной, по преданию охраняющая людей от злых шулмасов (духов), растет в харанцинском лесу напротив здания аэропорта, и напоминает лесного великана с распростертыми при заклинании вверх руками. Несмотря на почтенный возраст и свой священный статус дерево не избежало варварства со стороны туристов, выжегших огнем костра основание ствола этого шаманского дерева. Другая соседняя старая лиственница была спилена на дрова, и от почитаемой некогда рощи харанцинских древесных великанов сегодня осталось лишь две могучих лиственницы старше 530 лет, хотя в старину у бурят строго запрещается рубить какое бы то ни было дерево в шаманской роще.
Самые старейшие деревья в Байкальском регионе получили имена собственные, так одна из самых старых лиственниц – патриарх «Страж Ольхона», имеет почтенный возраст 780 лет (по данным 2023 г., это самое старое живое дерево в России). Находится она в северной части острова Ольхон у деревни Халгай. Местность эта имеет также название Улан-Хушин, что в переводе с бурятского означает Красный мыс. Московские дендрологи, участвующие во всероссийской программе «Деревья – памятники живой природы», обследовали «Стража Ольхона» в 2018 году и определили возраст дерева.
Всего на острове Ольхон было обследовано более двух десятков деревьев из списка «Байкальские раритетные деревья», но «Страж Ольхона» оказался самым старшим. Количество прожитых им лет было подсчитано экспертами двух экспедиций: всероссийской программы «Деревья памятники живой природы» и местной «Древо Байкала». Об этом в Национальном реестре старовозрастных деревьев России есть соответствующая запись за № 821 от 27.06.2019.
Лиственница-патриарх «Страж Ольхона» 1243 г. р., высотой 9 метров, имеет прямостоящий ствол, оканчивающийся длинной сухой верхушкой. Первые нижние ветви располагаются на высоте 150 см. В нижней части ствола имеется большое дупло. Дерево вполне можно назвать уникальным ботаническим объектом: несколько крупных его ветвей спустились и укоренились, сформировав три дочерние особи разного возраста. Подобная форма верхушки у дерева является важным признаком, указывающим на значительный возраст особи и на общее состояние дерева.
Сосна «Одинокий воин», произрастающая неподалёку от Стража, также вошла в рейтинг старейших деревьев России, разместившись на третьем месте, её возраст 606 лет (2018 г.).
Возраст старейшей сосны (1553 г. р., высотой 19 м), произростающей на песчаных дюнах в глубине Сарайского залива рядом с пос. Хужир, составляет 470 лет (2023 г.)
В конце 1980-х гг. на острове учеными производилось изучение годовых колец лиственниц, под руководством директора Лимнологического института Г. Галазия был определен возраст одной из них – 535 лет. По годовым кольцам на срезе ствола можно точно определить его возраст, а также получить информацию о климате острова в прошлом. Подобные вековые лиственницы растут также на материке в местности Енхок напротив Хужира, где встречаются настоящие исполины, обхватить которые могут только три взрослых человека. Их возраст превышает 600 лет.
Возле двух старых и могучих лиственниц на опушке леса в Харанцах до сих пор проводятся шаманские обряды, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Такие обряды необходимо проводить по предсказанию или после подсказки во сне. Для этого приглашается шаман, который приносит жертвоприношение духу дерева тарасуном или водкой, проводит обряд. В представлении шаманистов могучие, вековые деревья – символ мирового дерева, соединяющего три мира и дарующего жизнь, обладают большой жизненной силой и духом, который при определенных обрядах почитания может защитить человека и помочь ему преодолеть невзгоды.
Примером культа поклонения деревьям является знаменитый кедр возле горы Баян Уула Иволгинского района. Могучий кедр, со стволом в три обхвата руками взрослых мужчин, имеет название «Обоо сагаан хуша» и растет в дебрях тайги, однако к нему проложена пешеходная тропинка по болотам и непроходимым местам. Местные жители регулярно посещают этот кедр и поклоняются ему.
У бурят существует поверья, связанные с определёнными растениями и деревьями. Божественное происхождение приписывают багульнику и пихте, которые как считается выросли там, где проходил прародитель бурят Буха-нойон. Таёжные народы питают суеверный страх к деревьям искривленным, с сильно пригнутыми к земле вершинами. Подобные сильно искривлённые деревья они стараются обойти в стороне, не останавливаясь и не задерживаясь рядом с ними, пройти под таким деревом считается грехом. Мифический хозяин черного коня и владыка реки Лена – Ажирай-бухэ, согласно преданиям, пройдя под таким изогнутым над землёй деревом, сделался невидимым и был взят живым на небо. Культовые действия лесных народов выражались в том, что при прохождении в лесу мест, где встречались аномально изогнутые деревья, они не останавливались, не разбивали стойбищ, не жгли костров, не охотились, не рубили лес, молча и достаточно быстро старались миновать гиблое место.
До сих пор монгольские и бурятские шаманы используют дупла лиственниц для устройства тайных шаманских святилищ, в которых прячут от посторонних глаз предметы шаманского культа. В дархадских землях и на озере Хубсугул в Монголии в дуплах лиственниц запечатывали прах шаманов. При смерти шамана полагалось рассечь шаманский бубен крест на крест, уложить в него шаманские онгоны, одежду и культовые предметы хозяина, и унести их в скрытное сухое место в противоположном направление от захоронения шамана. Эти вещи полагалось хранить три года. Если не соблюсти ритуал захоронения духа шаманского снаряжения, то это будет равносильно тому, как если бы шамана захоронили заживо. Спустя три года после смерти шамана совершался обряд вознесения на небо. Местные охотники рассказывают о находках ими в глухой тайге Прихубсугулья подвешенных шаманских бубнов с одеждой на лиственницах или, хранящихся в специальных домиках из жердей, поднятых над поверхностью земли на высоту около полуметра. К местам подобных шаманских закладок монголы не приближаются и избегают прикасаться к вещам умершего шамана, боясь шаманских заклятий.
На острове Ольхон часто хозяйничают ветры ужасающей силы, препятствующие росту деревьев. Особенностью леса на Ольхоне является опушка из ветроустойчивых лиственниц с мощной корневой системой, широким поясом охватывающая сосновый лес. Высота отдельных лиственниц достигает 25–30 м. Ярко-желтые огненные кроны особенно эффектны на фоне синего озера осенью. Лиственница – единственный род хвойных деревьев, у которого хвоя опадает на зиму, как листва. На Ольхоне преобладают сосновые леса, лиственница растет преимущественно на опушке леса и по берегам острова. Интересно отметить, что лиственницы Ольхона растут в полосе соприкосновения ареалов сибирской и даурской лиственниц, что отражается на форме их шишек, которая изменяется от типичной «сибирской» до типичной «даурской».
У бурят особо почитаются белые «спустившиеся камни», метеориты, одиночные, растущие в необычных местах, деревья, рощи возле родников и сами источники, дарующие целительную воду. Белый цвет для бурят священен, он олицетворяет чистоту, поэтому чаще всего священными деревьями становятся берёзы, жертвенное брызганье проводят белым молоком, шаман при проведении обряда посвящения должен залезать на вершину белой берёзы, что символизирует восхождение на небо. Попасть на небо в шаманской традиции можно было различными путями, так исследователь архаических техник экстаза Мирчи Элиаде в своей мографии отмечает: «На Небо можно попасть с помощью огня или дыма, взбираясь на дерево или на гору, поднимаясь по веревке или по лиане, по радуге или даже по солнечному лучу и т.д»[ii]. У тонтинских бурят в Тажеранской степи родовым деревом почитается необычная берёза, выросшая на вершине каменного останца в степи. Этому дереву ежегодно весною приносятся жертвоприношения, и проводится обряд его почитания – эта берёза воспринимается тонтинцами как дух – покровитель их рода.
Обычай русских крестьян приносить из леса и устанавливать в день Троицы на площади в деревне украшенную лентами молодую берёзку, вокруг которой с пением танцевали все жители, связан с поверьем, что древесные духи пробуждались весной, поклоняясь им можно привлечь благодеяния, изобилие и хороший урожай. На празднике молились о хорошей погоде, обильном урожае, о земном и небесном счастье.
Осина, с серой древесиной, наоборот считается нечистой, поэтому шаманы этим деревом никогда не топили огонь, боясь стать нечистыми, а черных шаманов, перед духами которых испытывали страх, хоронили в осиновых гробах, пригвождали осиновыми кольями к земле и придавливали гроб осиной, чтобы их дух стал нечистым и навсегда оставался под землей.
Примечательные ходульные деревья растут на подвижных эоловых песках, им приходится бороться за свое выживание под напором сильных ветров, который ломает, закручивает и наклоняет стволы и ветки деревьев, обнажает их корневую систему, поэтому деревья часто приобретают причудливые формы. На кромке леса в урочище Песчаная на острове Ольхон, там, где пески обрываются, можно встретить ходульные деревья, поднявшиеся на 30–40 см на своих корнях. Есть ходульные сосны и на восточном берегу Байкала в местности Пески вблизи пос. Турка. Высота их обнаженных корней значительно меньше, чем у знаменитых ходульных деревьев в бухте Песчаной. По дороге к озеру Шара-Нур можно увидеть с обнаженными корнями лиственницу, продолжающую расти в наклонном положении и опирающуюся на засыпанные песком ветви. По местным преданиям, это дерево вырвал с корнями и воткнул ветками вниз легендарный бурятский приольхонский силач Хашхай-бухэ (Ханшэ-бухэ). Он обладал могучей силой, подобно русскому сказочному богатырю Илье Муромцу, легко передвигал огромные камни, поэтому многие необычные большие камни в степи, в частности появление Трёх камней в Приольхонье, бугристую поверхность на мысе Рытом и оползни на мысе Саса, как следствие его борьбы и богатырских забав, приписывают знакам его силы. Существуют отголоски древнего предания, что свой богатырский меч он спрятал на горе Зундук и перед смертью завещал, что его сила перейдёт к тому, кто станет хозяином меча.
На сосне, ели и особенно лиственнице встречаются наросты, так называемые капы или сувели. Эти наросты представляют собой превосходный материал для изготовления художественных предметов домашнего обихода. Древесина лиственницы очень красива – обладает рыжеватым оттенком. Годичные слои ярко выражены, хорошо просматриваются на всех поперечных срезах и придают простроганным поверхностям красивую структуру, подобно структуре красного дуба. Стоимость изделий из лиственницы выше, чем из сосны, но они и значительно долговечнее. Особенно много лиственниц с наростами встречается по пути в падь Ташкиней.
Сторукое дерево шаманов. В Прихубсугулье в Монголии в 6 кмот Цагаан-Уурэ по дороге к пещере Даян-Дээрхийн расположено священное дерево шаманов, особенностью которого является удивительная ветвистость от самого комля у земли. Сейчас эта низкорослая лиственница особо почитается как «дерево-шаманка», перед ней находится жертвенное место, а все нижние части ветвей обвязаны синими хадаками – жертвенными приношениями посетителей. По преданию в этом месте шаманка зарыла свой послед после рождения ребенка. Считается, что, преклоняясь в этом месте, можно способствовать деторождению – беременные женщины приходят к этому дереву, обхватывая его руками, и прижимая к нему живот, просят послать здорового ребенка и благополучное деторождение. Также, существует местное поверье, что мужчины, которые не имеют сыновей, чтобы жена родила им наследника, могут осуществив традиционный ритуал способствовать рождению сына. На каменной плите, водруженной на святилище у подножия дерева, выбито изображение зеленой Тары – у нее просят послать сына.
Густо разросшееся с переплетенными ветками хвойное дерево называется у халхасцев удган мод, т.е. «дерево-шаманка». У хара-дархатов, уйгуров существует боо модон, т.е. «дерево-шаман». Шаманская часть этого дерева – место, где ветви переплетаются и скручиваются в узлы. Если такое место располагается в верхней части дерева, то говорят, что это дерево высшего тэва (область обитания), если на середине ствола – среднего тэва, а если узел веток находится совсем низко, то это признак принадлежности к низшему тэву. Считается, поскольку ветви низшего тэва очень близко подходят к земле, то дух этого дерева особо свиреп и силен.
Подобные деревья с закрученными ветками и отмеченные местным населением голубыми хадаками можно встретить в окрестностях пос. Харанцы на Ольхоне, а также на в заметно большем количестве в Прихубсугулье.
[i] Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов // Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1928–1929). Якутск, 1992. – с. 41–61.
[ii] Элиаде М. Шаманизм и архаические техники экстаза. М., 2015 г. – с. 373.