ПОТАЁННЫЕ ДОЛИНЫ В ГИМАЛАЯХ
Текст Сергей Волков
Выживание в суровых горных условиях на высоте свыше 4 тыс. метров среди продуваемой обширной каменистой пустоши малопривлекательно, казалось бы, местность мало пригодна для постоянного обитания, тем не менее на этом безлюдном плоскогорье, где нет никаких следов современной цивилизации всегда жили тибетские кочевники. Время в этих местах, как будто остановилось. Тибетцы до сих пор носят здесь тёплую одежду, самостоятельно изготовленную из козьей кожи, опасаются козней демонов и начинают день с молитвы. Поражает их сильная набожность, такую редко где можно наблюдать в других странах мира. Глубоко верующие люди, совершают издалека продолжительное и трудное паломничество к Кайласу, и проходят 52-километровую кору вокруг горы, отмеряя её простираниями[1] своего тела в полный рост.
Жизнь тибетских горцев полна лишений и ежедневных испытаний, поэтому, естественно, они мечтают о тёплом климате, пышных растениях с вкусными плодами и обильных урожаях на полях. Все эти мечты нашли своё отражение в тибетских легендах о потаённых райских долинах среди неприступных гор – чистой земле, со свойствами подобными буддийской Шамбале, попав в которые можно начать жить в довольстве и достатке.
Найти скрытые долины, как и путь в Шамбалу, могут лишь «глубоко верующие люди с чистой душой и помыслами, обладающие повышенным осознанием йога» (т.е. для людей с обычным зрением она будет невидимой). Такие долины существует в иной реальности, где нет смерти, болезней и страданий, – но при этом они расположены в нашем мире и не нужно умирать, чтобы попасть туда. Великий маг и чародей Падмасамбхава, запечатал подобные долины специальным заклятием до нужного времени, врата в них может открыть лишь одарённый лама, прочитав секретную мантру и хлопнув в ладоши, тогда горная дверь откроется и можно войти внутрь. Тибетцы верят, путь в эти райские долины будет открыт, когда бежать от невзгод и голода больше будет не куда. Чистая земля в тайных горных долинах, спрятанная Гуру Ринпоче Падмасамбхавой, – волшебное слово и единственная надежда на лучшую жизнь в сердцах тибетских пастухов и земледельцев.
Представления людей о скрытых горами чудодейственных долинах широко распространены среди народов, проживающих в горах. По многолетним наблюдениям жителей особые свойства местности в такой долине укрепляли здоровье, продлевали жизнь и способствовали успехам в медитации. Некоторые из подобных мифов распространились по всему миру и легли в основу написания многих сочинений. Приключенческий роман английского писателя Дж. Хилтона, удостоенный в 1934 г. британской премии как «Лучшее художественное произведение», о затерянном мире Шангри-Ла, скрытом неприступными горами Куньлуня от глаз людей, где люди живут многие десятилетия, не зная болезней и не старясь, послужил нарицательным названием для всех скрытых чудодейственных долин в гималайских горах. Особые свойства подобных горных долин могут объясняться, в частности, регулярным употреблением местными жителями воды, из уникальных по своим свойствам бьющих там минеральных источников, которые были известны под названием «воды долголетия» или «источники, которые дают долгую жизнь». Есть такая «Северная Шамбала» и в Восточном Саяне – чудодейственная долина ста источников на Шумаке, украшенная легендой о ненайденном до сих пор Золотом водопаде с богатой рудной золотой жилой под его струей. Сила лечебных вод шумакских аршанов столь велика и разнообразна, что даже безнадежно больные получают здесь шанс на выздоровление, незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях, уходит обратно без них. Так и закрепилось за долиной Шумака второе название – долина ста источников или источники от ста болезней.
Скрытые от людей места, изолированные от воздействия цивилизации горные долины, своеобразные природные резерваты, где сохраняется первозданная природа и чистый высокогорный воздух, оздоравливающе воздействуют на людей. В представлении людей подобные затерянные долины, где человек испытывает глубокое чувство умиротворенности и защищенности от бед внешнего мира, обладают свойствами райского сада, утраченного земного Эдема. Найти подобную, уединенную долину, как Шангри-Ла – мечта любого путешественника и ученого.
Описание сказочных затерянных долин с пышной тропической растительностью, куда нет дорог и чрезвычайно трудно пройти через заснеженные перевалы, можно услышать в Гималаях и Куньлуне. О том, что такие долины существуют в действительности, можно прочитать у многих путешествующих по гималайским горам. В поисках Шамбалы американец Э. Бернбаум в 1976 г. отправился по следам легенды в долину Кхембалунг – скрытую долину возле горы Эверест и обнаружил там, среди вечных снегов долину с красивым лесом из сосен и рододендронов, не похожую ни на одну из виденных им ранее в Гималаях. Он говорит: «Я никогда не ожидал найти место, столь совершенно соответствующее моей мечте о скрытой долине. Придя в это место, я коснулся скрытого источника внутри себя, я почувствовал, что это та скрытая долина, которую я искал». Другую долину с легендарным водопадом описывает английский исследователь И. Бакер в своей книге «Сердце мира», совершивший в 2004 г. путешествие в неизведанное сердце самого глубокого ущелья земли и открывшего водопад, как он считает – ворота к мистическому раю Шангри-Ла.
Английский писатель Дж. Хилтон в бестселлере «Потерянный горизонт» (1933 г.) описал идеализированную страну Шангри-Ла, расположенную в центре Азии, севернее горного Каракорума. По мотивам романа был снят фильм, получивший в прокате грандиозный успех во всём мире (фильм получил в 1938 г. два «Оскара» и был также номинирован в 6 категориях на эту премию). Сам Джеймс Хилтон в Гималаях никогда не бывал, но придуманное им название таинственной страны стало вскоре популярным названием для всех уединённых мест, сохранивших первозданную красоту. Зрители поверили в реальность описанной Шангри-Ла, которая впоследствии стала нарицательным именем мистической Шамбалы.
Джеймс Хилтон (1900–1954), с 1935 г. проживал в США. В своем популярном романе «Потерянный горизонт» он описывает историю английского дипломата Роберта Конвей, бегущего в 1935 г. из охваченного революцией Мао Цзэдуна, пылающего Пекина. Вместо эвакуации в Шанхай, во время полёта на самолёте, его похищают вместе с четырьмя случайными спутниками. Самолёт терпит катастрофу в труднодоступном высокогорном месте, пилот погибает, а оставшихся в живых пассажиров неожиданно встречают с комплектами тёплой одежды и спасают буддийские монахи. Через тайный подземный проход под непроходимым снежным перевалом монахи приводят их в сказочную страну Шангри-Ла (Небесная благодать). Эта райская долина скрыта от всего мира высокими горными перевалами. Местность обладает исключительными целительными свойствами – люди здесь не знают болезней, к тому же долина содержит многотонные залежи рудного золота, благодаря которому её жители не испытывают ни в чём недостатка. В Шангри-Ла нет правительства, страной правит закон добра и любви, все счастливы, царит красота и покой. Впоследствии Конвей становится преемником Высшего ламы Шангри-Ла. Рассказ о горной долине у подножия горы Каракал (Синяя луна), наполнен интересными подробностями.
Особенностью долины, где под руководством 50 посвященных лам проживает около 2000 жителей, являются чудесные свойства местности, благодаря которым, через пять лет пребывания в ней, начинается процесс задержки старения. Возраст не является беспокоящим фактором для жителей долины, человек перестает стариться и остается в активном возрасте, полный сил и энергии длительное время, иногда полстолетия, иногда 200 лет. Чрезвычайная долговечность жизни и умиротворенность в долине позволяет проживающим в ней ламам добиваться значительных духовных успехов в обретении мудрости и совершенствовании ясновидящей медитации. Однако, как только проживавшие в ней люди покидают долину, процесс старения активизируется и за очень короткое время человек стремительно достигает своего фактического физического возраста и умирает. В описании Дж. Хилтона долина Шангри-Ла располагается в окружении снежных вершин Куньлуня, ее название, по словам автора, в переводе с тибетского означает «Горный проход» в непосещаемую часть света. Целью Шангри-Ла, по объяснению Высшего ламы из романа Дж. Хилтона, является сохранение достижений духовной культуры западной и восточных цивилизаций. В тайном святилище Шангри-ла хранятся все сокровища, как материальные, так и духовные, накопленные человечеством за прошедшие тысячелетия, чтобы в назначенное время после всеобщего уничтожения в пламени глобальной войны, помочь человечеству восстать из руин прошлого и построить новый и лучший мир.
После ошеломительного успеха фильма, снятого по мотивам книги «Потерянный горизонт», Шангри-Ла стала символом «Земли обетованной». Правительственная резиденция, построенная по указанию американского президента Франклина Рузвельта в 1942 г. в Мериленде, была названа Шангри-Ла, чтобы символизировать процветание и мудрость. Сейчас эта резиденция американских президентов называется Кемп-Дэвид. Название Шангри-Ла в настоящее время использует также крупнейшая азиатская гостиничная сеть премиум-класса, принадлежащая малазийскому миллиардеру.
Популярность названия Шангри-Ла стала также основанием для переименования китайского города Чжундянь. За право стать легендарной Шангри-Ла боролись целых 12 китайских городов.
В 2001 году городок Гьялтанг (китайцы ранее называли его Чжундянь) на южной окраине Цинхай-Тибетского нагорья официально переименовали в Шангри-Ла для привлечения туристов. Теперь местные китайские гиды говорят, что долина Голубой Луны, описанная в популярной книге Дж. Хилтона «Затерянный горизонт», находится в живописной местности Балагезонг, где находится Гранд-каньоном Шангри-Ла. В китайских путеводителях так описывают эту местность: «Основные достопримечательности: Гранд-Каньон Шангри-Ла, Стеклянная дорога, пагода Шамбала, деревня Бала и другие. В тибетских священных писаниях говорится, что миллионы лет назад люди пыталась найти идеальное место без войн и страданий. После бесчисленных трудностей они, наконец, обосновались в деревне Бала, расположенной на высоте 3300 м. До сих пор это уединенный край с тибетскими деревянными домами сохраняет старинный облик. Ответвление Гранд-каньона Шангри-ла – ущелье Нанка Чжуоронг, название которого на тибетском языке означает ущелье, ведущее в рай. Поэтому его еще называют ущельем, ведущим в Небеса, или ущельем Тунтянь. На самом деле ущелье ведет к Снежной горе Балагезонг, священной горе. На северо-востоке снежной горы находится ступа Шангри-ла».
Американский писатель и фотограф Томас К. Шор в своей книге «В шаге от рая»[1] описал невероятную реальную историю, произошедшую не столь давно. Самое поразительное в этой истории, количество людей, распродавших полностью своё имущество и поверивших, что лама действительно отведёт их в потаённую райскую долину. В 1962 г. лама Тулшук Лингпа вместе с тремя сотнями последователей отправился на поиски потаенной долины, скрытой на склонах горы Канченджанга в Сиккиме. В Тибете существуют предания о Стране Бессмертия – скрытой на склонах горы Канченджанга. В описываемой истории лама Тулшук Лингпа с последователями не достигает скрытого райского места. Он наблюдает в момент восхождения благоприятные знаки – многоцветье ярких радуг в небе и четырёх белых голубей, кружащихся над его головой, ощущает близкие благовония чудесной долины, и в шаге от рая, погибает, попав в снежную лавину.
Скрытая долина Кхембалунг – «долина благовонных растений», в которую попадают, пройдя через протяжённую многокилометровую пещеру на склонах горы Канченджанга (третий по высоте восьмитысячник). Согласно тибетско-бирманским мифам, эта священная гора – место, откуда расселились все народы Гималаев. Проход в скрытую долину, как утверждают тибетцы, откроется «через трещину между мирами» в правильное время и может быть открыт особым тибетским ламой – тертоном (открывателем тайных духовных кладов).
В книге «Сердце Азии» Н.К. Рерих, который был знаком с легендами о скрытых долинах, пишет: «Лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: Там находится вход в священную страну Шамбалу. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».
В очерке «Сокровище снегов. Канченджанга», 1928 г.: «У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальность легенд, когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев, когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность».
В книгах Агни-йоги об этих скрытых долинах говорится: «Братство имеет во всех веках особые Ашрамы. Они могли перемещаться, но Средоточие прочно в скалистых башнях». В скрытые обители Шамбалы можно попасть через тайные проходы сквозь скалы. Этот мотив многократно повторяется в картинах Рериха («Хранитель входа», 1927 г., «Ашрам», 1931 г., «Сокровенное», 1933 г. и т.д.).
Широкую известность приобрела также история, рассказанная Н. Рерихом в очерке «Шамбала» о найденной чудесной долине китайским доктором Лаодзином в снежных горах Куньлуня – сказочной стране древнекитайской мифологии, стране Бессмертных, откуда берёт начало Жёлтая река. Найти первоисточник статьи из «Шанхай Таймс» (какой год и какой номер?) или попытаться узнать кто такой доктор Лаодзин мне не удалось. Практически на все поисковые запросы даются одинаковые по содержанию тексты со ссылкой на одну единственную газетную статью, в достоверности публикации которой невозможно убедиться.
В очерке «Шамбала» этой истории посвящён один абзац текста, Н. Рерих сообщает: «В «Шанхай Таймс», а затем во многих других газетах появилась длинная статья, подписанная д-ром Лаодзином, о его хождении в долину Шамбалы. Д-р Лаодзин рассказывает многие подробности своего замечательного путешествия, в сопровождении йога из Непала, через пустыни Монголии, по суровым нагорьям, в долину, где он нашёл поселение замечательных йогов, изучающих Высшую Мудрость. Он описывает библиотеки, лаборатории, хранилища, а также знаменитую башню. Эти описания поражающе совпадают с описаниями этого замечательного места из других, малодоступных источников. Д-р Лаодзин описывал замечательные научные опыты волевых посылок, телепатии на дальних расстояниях, применения магнитных токов и различных лучей. Было поучительно видеть, какой огромный интерес произвели эти сообщения в различных странах»[1].
Этот рассказ позднее был перепечатан многими другими газетами и журналами мира, и часто цитируется до сих пор. В различных современных публикациях пересказ этой истории о посещении Шамбалы обрастает всё новыми подробностями, однако следует отметить, что ни у одного автора нет ссылок откуда эти новые подробности появились. Так, например, теперь можно прочитать: «По свидетельству доктора Лаодзина, община Шамбалы находится в цветущей, плодородной долине северного Тибета, окруженной неприступными горами. Он застал там около двухсот мудрецов и их учеников, живущих в зданиях из базальта и гранита и принадлежащих к двадцати разным национальностям. Среди них преобладали тибетцы, индийцы и китайцы; было также шестеро русских, несколько иранцев и немцев, один француз, один бельгиец и один голландец. Доктору Лаодзину разрешено было прожить в долине Шамбалы три месяца. За это время он стал свидетелем необычных психоэнергетических феноменов. Он побывал в одном из книгохранилищ Братства, где его взору были представлены уникальные манускрипты на древнейших языках мира. С большинством этих рукописей он не смог познакомиться, так как владел только китайским, монгольским и русским языками». Насколько достоверен этот рассказ, и можно ли его отнести к историческим свидетельствам о посещении Шамбалы, неизвестно, никаких последующих комментариев о личности Лаодзина и достоверности этой истории найти мне не удалось.
С древних времен о горе Куньлунь родилось бесчисленное множество фантастических китайских мифов и легенд, образующих уникальную систему «Мифологии Куньлуня», вполне возможно, что и рассказ о Лаодзине вымышлен и относится к их числу.
Величественный Куньлунь считается в китайской мифологии местом обитания Бессмертных, которыми правила Си-ван-му – «Царица-мать Западного рая», проживающая на берегу Яшмового озера. Девятиэтажный дворец Си-ван-му описывается как построенный из чистого нефрита. Он окружен великолепным садом, в котором растет персиковое дерево бессмертия. В этом горном хребте есть прекрасная долина, полностью защищенная от холодных ветров. Буддисты говорят, что для того, кто достигает долины богини, колесо перерождения останавливается, и он входит в Нирвану. Древнекитайский философ Лао-цзы (VI – V вв. до н. э.), автор классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин», как утверждается покинул центральный Китай в конце своей жизни и отправился в страну Си-ван-му.
По мнению тибетских лам, подобные долины обладают невидимой силой. Свойства местности таковы: «говорят они, что если вы будете медитировать в этом месте, то достигните нирваны в этой жизни. Особые свойства местности слабеют, если всякий может прийти сюда. Только в закрытых для посещения, священных местах сохраняется связь с ясностью ума и успехами в медитации».
Легенды о скрытых долинах относятся к тибетским преданиям о терме, или скрытых сокровищах – хранилищах духовных учений. В скрытую долину невозможно попасть раньше срока – дорогу преграждают скалы и непроходимые высокие перевалы. Когда скрытую долину в назначенное время удается открыть, она становится видима другим, и те, у кого хорошая карма, могут туда отправиться. Но если в долине будет много посетителей, особые свойства местности теряются, и долина превращается в обычное место, доступное для всех желающих.
Из книги Джеффри Ходсон «Свидетельства об Учителях»: «Путь в Шангри-Ла долог и труден. И достичь Шангри-Ла очень и очень нелегко. Если бы Шангри-Ла окружали только неприступные горы, высокие вершины и голые скалы, преодолев которые, пусть и с неимоверным трудом, можно было бы попасть туда, то земные люди давным-давно туда бы проникли; но вся трудность в том, что Шангри-Ла как олицетворение высшей космической мудрости и знания невозможно достичь столь банальным способом. Единственный путь, ведущий туда, – это путь нравственного очищения, совершенствования и знаний»[2].
Из книги австралийского писателя Ле Пейдж В. «Шамбала. Поразительная истина, лежащая в основе мифа о Шангри-Ла»: «За тысячи лет накопилось множество сведений и слухов среди страноведов, предполагающих, что в Тибете, среди ледяных пиков гор и изолированных долин Центральной Азии есть недоступный рай, место универсальной Мудрости и невыразимого спокойствия, который зовется Шамбала. Это место также известно под другими названиями. Там живут представители каждой расы и культуры, духовная элита человечества, которая тайно направляет его развитие. В этом месте, как гласит легенда, мудрецы жили с самого начала человеческой истории. Это долина высшего блаженства, защищенная от ледяных арктических ветров, климат здесь всегда теплый и умеренный, всегда светит солнце, воздух свеж и благотворен, и повсюду растут цветы»[3].
В старом тибетском путеводителе упоминается местность с названием, созвучном Шамбале, – Se-ba-lung, то есть «долина роз». Дикая роза растет в Тибете также и на больших высотах. Может быть всё проще, чем кажется…
[1] Н.Рерих Шамбала. Сердце Азии. М., изд. ЭКСМО – 2010 г., с. 71.
[2] В. Спаров. Шамбала: Миф или реальность. М., 2007 г. – с. 282.
[3] Ле Пейдж В. Шамбала. Поразительная истина, лежащая в основе мифа о Шангри-Ла. ИГ «Весь», 1996 г. – с. 10.
[1] Томас К. Шор. В шаге от рая: Правдивая история путешествия тибетского ламы в Страну Бессмертия. М., 2017 г. (впервые издана на англ. яз в 2017 г.)
[1] Буддийская практика простираний – это мощный и эффективный способ очищения кармы и накопления благих заслуг.