РЕТРИТ – ЖИЗНЬ В ПЕЩЕРЕ. СНЫ ОТШЕЛЬНИКА

Статьи 27 сент. 2024 г.

Текст и фото Сергей Волков

РЕТРИТ – ЖИЗНЬ В ПЕЩЕРЕ. СНЫ ОТШЕЛЬНИКА

Место моей ночёвки в пещере руин Кьюнглунг Нулкара, Тибет. Мы провели там в полном одиночестве 5 дней, 2006 г. Снимок из космоса

Базовый лагерь мы решили сделать в сердце пещерного города, у подножия главной цитадели – царской крепости. Подниматься к выбранному месту с тяжелыми рюкзаками было очень трудно, крутой склон и необходимость при подъеме протискиваться через узкие пещерные проемы, вынуждали нас часто останавливаться для отдыха, все-таки высота около 4300 м заметно ощущалась при увеличении физических нагрузок. Для ночлега я выбрал небольшую пещеру на отвесном утесе в самом центре пещерного города с большим 2-метровым входом, ориентированным на юго-запад, чтобы вечером солнце освещало внутренность пещеры, и ночью можно было бы лежа наблюдать звездное небо.

Перед поездкой я прочитал книгу йога Свами Рамы[1] о его духовном опыте уединения в пещере на 11 месяцев. Традиционный «ламский» ретрит для полного просветления, по заветам Будды Шакьямуни, должен длиться три года и три месяца. Позволить роскошь столь длительного отключения от мирской и деловой жизни могут, вероятно, лишь глубоко верующие люди. Если к этому добавить, что для правильного ретрита надо проводить месяцы и годы в уединённом затворничестве при полном отречении от благ цивилизации – без тепла, душа, общения и новостей, без движений, даже без света, в запечатанной снаружи камнями, совершенно тёмной пещере, концентрируя всё своё внимание на единственном крошечном солнечном отверстии в потолке пещеры, чтобы достичь духовной реализации и просветления – это безумная затея для людей с европейским типом мышления. Для европейцев, приезжающих в Тибет лишь на короткий отпуск, возможен лишь ограниченный опыт мини-ретрита с уединением в намоленной пещере максимум на одну-две недели. Считается, что святая пещера, где жили и практиковали мастера прошлого, способствует медитативной практике, так как подобные святые места пронизаны благословением и насыщены добродетелью. Ретритный ашрам должен иметь панораму с открытым небом, не заслоняемым ни деревьями, ни горами. На самом деле эффективно медитировать и видеть яркие сны можно не только в тёмной тибетской пещере, но и в любой первозданной местности, где нет следов человеческой деятельности, лучше, если ночевать в одиночестве на возвышении с прекрасным обзором местности, чтобы «третьим глазом (внутренним оком), узреть где падает цветок».

Будни экспедиционной жизни, на земле в постоянной пыли. Друзья расположились в соседней пещере

Мои друзья разместились рядом в более просторной пещере с огороженным из камней двориком перед входом. В моей пещере, как и во всех остальных, древние строители вырубили полки и ниши для вещей. В одной из осмотренных ранее пещер я насчитал 21 полку и нишу. Полки я использую по предназначению и раскладываю на них из рюкзака свои личные вещи: фонарик, блокнот, ручка – пещера приобретает обжитой вид. На одну из полок водружаю, найденную в другой пещере, старинную гипсовую цветную статуэтку Будды. Ради эксперимента, чтобы понять, насколько сложно было вырубать эти пещеры, с помощью своего ножа я углубляю один край пещеры на 10–15 см. Песчаник легко подается, в нем встречаются обрывки циновки, и я заканчиваю работу очень быстро, убеждаясь, что особых проблем и сложностей при вырубании подобных пещер нет. Небольшую пещеру можно в одиночку выдолбить в мягком песчанике за неполную неделю.

Большинство осмотренных нами пещер небольшие, обычно их площадь составляет от 10 до 20 м² с большим входным проёмом, что указывает на то, что в холодное время года их было нельзя использовать для постоянного проживания. Пещер, оборудованных стационарными очагами для обогрева – немного. Особенность таких пещер – арочные входные отверстия с прорезанной щелью и канавкой по потолку пещеры для эффективного выхода дыма наружу. Самая большая пещера имеет размеры 5 на 6 метров. Обычно на стене напротив входа располагается большое арочное углубление, куда можно поставить статую божества. О том, что пещеры могли использоваться не для проживания, а с религиозными целями, указывают сохранившаяся во многих пещерах фрагменты надписей красной охрой на стенах. Наверху, рядом с замком расположены пещеры комнатного типа квадратной формы с тщательно отштукатуренными стенами и гладким полом, залитым глинистым раствором, только в одной из них сохранились фрагменты настенных росписей. Есть многоэтажные пещеры в восемь этажей с большим количеством «спален». Буддийский храм в Кьюнглунге не сохранился, поэтому обилия фресок, в отличие от Цапаранга, Тхолинга или монастырей королевства Тубо практически нет, что тоже удивляет. Для всех буддийских центров, существовавших в разные века в гималайских королевствах, характерно роскошное художественное оформление всего храмового пространства. В Кьюнглунге подобных следов не сохранилось, хотя в записях более ранних посетителей этого места есть упоминания о рисунках, тханках на стенах и даже воинских доспехах в некоторых их пещер. Многие пещеры были врезаны в конгломератные образования из глины и гравия высоко от поверхности земли, подходы к ним больше не доступны из-за разрушения и интенсивной эрозии мягкой осадочной породы. Ряд высотных пещер сохранили следы линейных отверстий для крепления деревянных балконов. У значительного числа пещер были небольшие пристроенные здания, со стенами, сложенными из каменных плит и с деревянными перекрытиями. Так как раскопки здесь ещё не проводились, трудно сделать вывод о предназначении многих из этих полностью разрушенных строений.

Высота моего жилища над уровнем моря 4335 м. В этой пещере я провожу четыре ночи. Оказывается, жить в ней и спать на полу не настолько комфортно, как казалось на первый взгляд. Первая проблема эта песчаная пыль, которую задувает в пещеру ветер, все мои вещи становятся неприлично серого цвета, даже расстеленная на пол палатка не спасает положения, вторая – ночной холод, из-за большого наружного проема я сплю практически под открытым небом и это холоднее, чем в палатке. Поэтому пещеры часто имеют еще удаленные от входа полости с низким потолком – в них спать теплее. Мы ночевали в этих пещерах в мае, когда температура наружного воздуха положительная, думаю, что ночевать в них зимой, без обогрева, было бы невозможно из-за холода, а так как в большинстве пещер на потолках нет следов копоти, можно предположить, что эти пещеры использовались лишь в летнее время. Третье неудобство – это удалённость от источников воды, ходить до них далеко и поднимать ёмкости с водой высоко в гору тяжело.

            К 5 утра звезды гасли, а в 6 утра небо начинало стремительно розоветь. На сон в горах на свежем воздухе хватает 4–5 часов. Из пещеры удобно смотреть на звездное небо. Обычно через два–три сна в середине ночи я просыпался и наблюдал за звездным небом и к утру засыпал вновь. В первую ночевку, размышляя над мыслью: «Нам так и не довелось увидеть знаменитые блуждающие гималайские огни», статью из индийских газет я прочитал о них накануне своего отъезда, я внезапно увидел на противоположном склоне долины мерцающие огни: один, второй, третий. Такое впечатление, что в два часа ночи соревнуются в беге по отвесным скалам йоги-спортсмены с прожекторами на голове, их яркость временами становилась сильнее, тогда огни казались ближе. Они стремительно перемещались в полной темноте, двигаясь хаотично по немыслимому для пешехода рельефу, наперегонки друг с другом, по траекториям и в месте, не поддающимся моему пониманию и логике – люди не могли там пройти! Крутизна склонов этой горы, а я хорошо это помнил, так как перед сном долго рассматривал её безжизненные, изрытые оврагами, склоны, была явно непригодной для ночных переходов с фонарями. Эти блуждающие огни, напомнили мне тибетские рассказы о танцах небесных дакинь в воздухе, или плясках ночных демонов, вышедших на охоту. В литературе о Тибете встречаются упоминания о необычном природном явлении в виде парящих над землёй ярких сфер радужного света – многочисленных «плазмоидов», под названием «тигле» (тиб.), называемых в народе – духами, парящими в небе. Подобные светящиеся сферы радужного света традиционно изображаются в центре на тханках Шамбалы у подножия трона Калки. В религиозной литературе утверждается, что это материальное, видимое воплощение физических тел известных йогинов-практиков, реализовавших так называем «тело света». Их проявление в пространстве зафиксированы как в современное время, так и в прошлом, в частности, упоминаются в сочинении по истории буддизма в Тибете «Синяя летопись».

Не понимая природы происхождения пляски ярких мигающих огней, мне пришлось затаиться в пещере, и наблюдать, не привлекая их внимания. Версию о китайских военных с прожекторами на машинах, бросившихся внезапно через три дня догонять нас, причём в кромешной темноте глубокой ночи (света от Луны в эту ночь не было), я исключил сразу, никаких автодорог здесь не было, даже возможность пешего передвижения по этим отвесным обрывам вызывала сомнение. Подобные ночные огни, я наблюдал несколько лет назад в Нэмэгэтинской впадине в Гоби, но их происхождение мы логически смогли объяснить светом, исходящего от удалённых на 50 км электрических огней вышки посёлка. Необъяснимым для меня осталась продолжительность наблюдения хаотического движения (хоровод, «обгонялки», многократные приближения и удаления от меня, изменения яркости), а также, что показалось самым необычным, причина периодического возникновения и исчезновения панического страха при сближении с наблюдаемыми объектами, когда кожа буквально холодела и покрывалась мурашками, но стоило сделать несколько шагов назад и присесть на корточки в позу «призвании помощи Земли», как безотчетный страх полностью исчезал. Их необычное мерцание, удаление и приближение было вызвано дифракцией света в потоках разогретого воздуха – своеобразных оптических линзах, возникших над раскалёнными дневным зноем песками.

Единственное качественное фото, сделанное мной, радужной сферы непонятной природы из моего архива

            Из моего Гобийского дневника, описание блуждающих огней: «Я снова в Гоби, песках древней Шамо, к нашему несказанному удивлению, затопленных и залитых ливневыми водами, до такой степени что местами знакомая нам дорога, ранее проложенная среди безводных песков, ныне упирается в большие озера, объехать которые невозможно из-за размокших глинистых такыров протянувшихся на десятки километров. Ночь сегодня впервые прошла спокойно. Не было вчерашнего шквального ветра, хлопанья рвущегося брезента и ливневых потоков, заливающих пол внутри палатки. Вчера молнии сверкали так, что внутри палатки было светло, как днём, а от близких раскатов грома перехватывало дыхание. Впервые мы смогли просушить свои вещи и наслаждаться ярким звёздным небом на нагретом за день песке. Этот горячий песок, кстати, натолкнул нас на приближение к разгадке природы загадочных блуждающих огней, часто наблюдаемых в этой местности. Вероятнее всего от разогретого за день песка ночью неравномерно поднимается тёплый воздух и в его потоках возникает над поверхностью пустыни эффект отклонения света от прямолинейного направления распространения, так называемой дифракции света от удалённых огней сомона Гурвантэс. Создаётся иллюзия перемещения огней вдоль горизонта, а также вверх и вниз, их яркость значительно колеблется, что воспринимается в темноте как их приближение и удаление от наблюдателя, как будто они с ним играют. Думаю, что это наиболее правильное объяснение природы блуждающих огней в Гоби. Кроме блуждающих огней этой ночью наблюдали настоящий звездопад, из города, залитого электрическим светом такой красоты не увидишь. Отдельные росчерки сгорающих в атмосфере Земли метеоритов были очень зрелищными и продолжительными. Примерно после двадцатого звёздного росчерка мы сбились со счёта и в третьем часу ночи ушли спать по палаткам, так как в пять утра надо было вставать. Завтра предстоит наконец найти дорогу, без неё движение по бездорожью и песку у нас очень медленное. Пару дней мы будем в зоне молчания, но как появится связь напишу тебе снова».

Однако, здесь в горах Тибета и совершенно безлюдной местности, природа наблюдаемых мной передвигающихся огней над крутым горным склоном была совершенно необъяснимой. Подобные перемещающиеся ночью загадочные огни по гребню соседней вершины, на которой не было никаких восходителей, наблюдала также группа российских альпинистов при восхождении на Гурла-Мандхату, расположенную южнее озера Манасаровар. Это наблюдение зафиксировано в их отчёте. С этой группой альпинистов мы пересекались несколько раз по дороге к Кайласу, и на восхождении они были примерно в тоже время, когда мы ночевали в пещерах Кьюнга. Хаотическое перемещение и мерцание от двух до четырех неизвестных огней с иллюзией их приближения, я наблюдал около четверти часа, потом они также внезапно исчезли, как и появились. Всё это время злобные тибетские мастиффы из временного стойбища в долине Сатледжа непрерывно лаяли, как будто чуяли рядом чужих. Когда огни исчезли, собаки успокоились. Это было единственное, необъяснимое явление за время нашего пребывания в Тибете. В последующие ночи, повторно огни наблюдать не пришлось, сон, как специально, был глубоким и беспробудным.

Сон имеет особое значение у тибетцев и в религиозных практиках индуизма и буддизма. Впечатляющие видения, получения пророчеств от дакинь, сверхъестественное ясновидение, полёты в небесах и прочее традиционно приводится в пример в буддийской литературе, как реальный опыт познания. Ночуя в пещере, где вероятно в древние времена практиковали сиддхи, мне было интересно, изменятся ли мои сновидения и будет ли испытан какой-либо мистический опыт. Считается, что длительная медитация предшественников налагает отпечаток на местность, которая становится местом силы, поэтому священные места благоприятны для духовных практик. В подобных местах легче достичь просветления. Может быть, пещера была не той или ночей, проведенных в ней было недостаточно, но никакого просветления не последовало, каждую ночь я крепко спал до рассвета, наслаждаясь полётами во сне.

Вспомнилось описание в дневниках Н. Рериха чарующих звуков пустыни на заповедной границе с Шамбалой, о демонах пустыни, описанных Марко Поло, своими волшебными звуками сбивающих путников с пути. Под эту вспомнившуюся убаюкивающую космическую мелодию пришёл снова сладкий сон с необычайно ярким сновидением, отчётливо запомнившимся на всю жизнь. Я невесомо взмывал вертикально над землёй высоко в небо и парил, раскинув руки как крылья, ощущая себя непосредственным творцом фантастически красивой земли. Рельеф земли внизу непрерывно преображался, вырастали и изменялись всё новые и новые горы, одни из них меняли форму и увеличивались в размере, другие медленно оседали, частокол скалистых вершин колыхался, подобно океанским волнам, на склонах гор, пульсировали и изгибались, меняя высоту и форму, как при шквальных порывах ветра необычные цветущие деревья, цветы на которых меняли цвет и изменяли свои размеры. Удивительно, но все даже мелкие детали восприятия общей картины, вплоть до узора на каждом зелёном листке отчётливо фиксировалось сознанием, этот феерически ярко-многоцветный природный мир непрерывно и плавно перетекал из одной формы в другую, как цветомузыка, и его созерцание сопровождалось ощущением всеобъемлющего счастья и эйфории. Это был, вероятно, сон о Шамбале.

Запечатанная пещера на подходах к Кьюнглунг Нулкаре на горбатом гребне дракона

Уединение в пещерах в древние времена могло приобретать довольно суровые формы, особенно в школах кагью и ньингма, когда в запечатанную пещеру («темное убежище») даже не проникал луч солнечного света. В руководствах по ретриту (уединенному затворничеству) уделяется большое внимание выбору подходящего места для длительной медитации в незапечатанных пещерах: «Очень важно, чтобы ретритный дом находился в красивом и приятном месте. Это может быть лес, снежные горы, холмистая местность или святое место, где практиковали мастера прошлого. Лучше всего подойдет святое место, где жили великие мастера или даже сам Будда. В силу их духовной реализации эти места пронизаны благословением и насыщены добродетелью. В наши дни йогины могут получать благословение, просто практикуя в таком месте.

Наилучшее место затворничества для йогина или йогини абсолютной простоты – это либо горная пещера, либо впадина под нависшей скалой, либо яма в земле. Такие примитивные «объекты недвижимости» не требуют ухода или ремонта и поэтому не создают привязанностей.

Пещера, которую я выбрал для проживания скоро приобрела жилой вид

Ретритный дом должен располагаться на южном склоне горы. Ему не должны угрожать оползни ни сверху, ни снизу. Сам дом должен быть повернут к югу. Не стройте его на самой вершине горы, он должен располагаться на горном склоне, как будто на коленях медитирующего человека, чьи руки запечатаны по обе стороны невысокими грядами гор. Место должно освещаться солнцем весь день, причем лучше всего такое место, где солнце выходит рано и заходит поздно, – это считается самым благоприятным и удлиняет жизнь практикующего в затворничестве. Ретритный дом должен иметь панораму с открытым небом, не заслоняемым ни деревьями, ни горами»[2].

Среди прочитанных ещё в студенчестве книг особо запомнилась книга американского писателя Генри Торо «Уолден, или жизнь в лесу» о простой уединённой жизни среди природы на берегу лесного озера, засыпая в своей пещере, в сгущающейся черноте ночи, мне почему-то вспомнилась именно эта книга, звёздное небо становилось ярче и насыщенней и его было приятно наблюдать, ночуя в городской квартире у телевизора мы лишаем себя красоты этой звёздной беспредельности…

КЬЮНГЛУНГ В ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКАХ. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
История исследований Кьюнглунг Нулкара в книгах на иностр. языках. Джузеппе Туччи. Намкай Норбу. Брюно Бауманн. Винсент Беллецца. Чжан Цзяньлинь

Моя пещера полностью соответствовала требованиям к ретритному дому. В такой пещере отшельник мог провести в уединении 5–7 лет. Минимальный срок традиционного ретрита длится 3 года и 3 месяца. Запечатанные пещеры, куда даже не проникал луч света, обслуживал специально приставленный к нему слуга на протяжении всего времени заточения, раз в день, в полдень приносил ему пищу и воду. Через специальное, маленькое отверстие в стене, оборудованное поворачивающейся корзинкой, так что слуга не мог видеть даже рук созерцателя, пища передавалась внутрь пещеры. Если в течение трех дней отшельник не подавал признаков жизни, слуга призывал ламу, отвечающего за отшельника для закрытия кельи. Некоторые продвинутые аскеты сознательно полностью лишали себя на длительное время пищи и воды, их замуровывали без продовольственных запасов и отверстия в стене для передачи воды и пищи. По их убеждению, специальный тип йоги позволял им извлекать необходимое питание, созерцая сущность воды и сущность камня. Удивительно, но аскеты действительно могли длительное время обходиться горстью риса и мизерным запасом воды. Для нас, представителей современной цивилизации, уже на третий день серьезно встал вопрос, где брать пресную воду. Принесенная с собой вода в пластиковых бутылках быстро расходовалась. И я, наблюдая за звездами из своей незапечатанной пещеры, думал не о духовных практиках, а о том, где завтра искать родниковую воду, все близлежащие источники, которые нам удалось найти вблизи пещерного города, источали горячую воду с запахом серы.

Вид из проёма моей пещеры

На восходе из моей пещеры можно было наблюдать как первые лучи солнца сначала озаряют верхнюю часть разрушенной башни древнего города и постепенно наполняют солнечным светом всю долину Сатледжа, в этом месте река пробивает ущелье, подобно выпущенной стреле, точно с востока на запад. На рассвете, когда видно направление лучей солнечного света, становятся понятны слова: «Единственным доступом в волшебный Олмолунгринг является «путь стрелы»: перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход».

Для каждого человека в процессе его жизни выявляются индивидуальные места силы, в которых он испытывает благодатное воздействие природы. Такие места порой бывают сугубо персональными, как отпечатки пальцев, в которых другие люди не испытывают ничего необычного. Есть природные места, где красота и чистота окружающей природы, истории о святых, ранее длительное время проживающих и медитирующих в них, способствуют возникновению ауры намоленного места и проявлению необычного духовного воздействия. Для меня всегда было загадкой, почему из большого количества мест, где мне довелось побывать во время своих путешествий, только два из них стали для меня своеобразными местами силы, которые как магнит притягивают меня снова и снова. Одно из таких мест в безлюдных горах на Байкале, где в итоге я установил свой родовой онгон, другое слишком далеко, чтобы бывать там чаще – в Южной Гоби в урочище Хэрмэн-Цав. Оба места самым удивительным образом вошли в мою жизнь, заставляя меня многократно возвращаться к ним, примерно в одно и тоже время года. Таинственный Кьюнглунг Нулкар на далёкой от меня Крыше мира стал подобным притягательным объектом, с которым установилась незримая связь. Вряд ли на высоту 4300 м мне удастся вернуться снова, но адресное фото руин этого пещерного города для визуализации воспоминаний теперь занимает почётное место у меня в кабинете.

Большая часть пещер к настоящему времени уже многократно осматривалась до нас. Тем не менее, есть много пещер с глиняными буддийскими цацами. Особенно поражает одна, весь ее пол завален толстым слоем глиняных красных цаца с барельефами божеств – при осмотре насчитываем 8 разных видов цаца с вытесненными божествами: Гухьясамаджи, Тары и разнообразными многорукими, грозными божествами. Верующие считают, что изготовление подобных цаца – глиняных барельефов святых, ведет к накоплению благих заслуг и меняет карму живущего человека к лучшему уже в этой жизни, а не в последующем перерождении. В одной из пещер я нахожу тяжелую цветную гипсовою фигуру Будды с отбитой головой, в другой – множество каменных жерновов, в третьей – деревянное седло, железный чемодан, подкову и каменную плиту с 8-лепестковым изображением – сверху изображены небесные храмы, а каждый лепесток обозначен заглавной тибетской буквой. Все сектора мантры на плите, заглавные тибетские буквы и барельефы небесных храмов раскрашены цветными красками, подобное раскрашивание нам ни разу не встречалось среди скопления мани-камней. Изображение на камне сильно напоминает тханку Шамбалы, и несет в себе смысл, понятный только посвященным. Найти людей, способных объяснить содержание этой мантры мне так и не удалось. Шестилепестковые подобные мантры, вырезанные на камнях, тибетологи объясняют начальными буквами шести слоговой мантры «Ом Ма-ни Па-дме Хум», восьмилепестковую мантру с полустертыми тибетскими буквами прочитать пока не удалось. Около пещер встречаются также черепки керамики и масса других свидетельств о проживании здесь людей. Кирилл находит в одной из пещер плоский камень с цветным рисунком женщины, окрашенной в синий цвет, она грациозно изогнула руку, как нам показалось с жестом приглашения. Когда сделан рисунок и почему эта каменная картина была спрятана в пещере остаётся для нас неразрешимой загадкой. Китайские археологи недавно обнаружили здесь бронзовые добуддийские статуэтки, которые сейчас находятся в Лхасе, а на археологической конференции в Пекине сообщалось о находках шёлковой ткани с узорами и золотых погребальных масок в захоронениях Западного Тибета, датированным временем процветания Шангшунга – II–III вв. Все сенсационные находки ещё впереди и ждут ещё учёных. Многие из пещер труднодоступных пещерных городов до сих пор остаются не осмотренными. Они сохраняют артефакты и манускрипты, которые представляют историческую ценность. В 1935 г. Дж. Туччи, исследуя найденные пещеры, описывает «два придела, которые содержат фрески, относящиеся, возможно, к XVI веку, сотни пещер с фресками; многочисленные скульптуры, а также тханки школы Гуге. Одни развешаны по стенам, другие свернуты в свитки и разбросаны по углам пещер». Такого богатства в пещерах уже не осталось, но при старании кое-что перепадает и нам.

Самым ценным открытием, после вечерних шуток, что надо бы найти подземную библиотеку и искать надо возле основания башни, к нашему огромному удивлению становится обнаружение потайного помещения в пещере с большим количеством прекрасно сохранившихся благодаря сухому горному воздуху манускриптов. Все они вероятно были спешно перенесены сюда в плетеных корзинах, полусгнившие остатки которых находятся тоже здесь, а пещера была затем замурована. Поэтому манускрипты сохранились до наших дней. На некоторых из них видны цветные рисунки, странные астрологические диаграммы и разноцветная, ручная каллиграфическая вязь тибетских букв. Когда я читал дневники итальянского проф. Дж. Туччи, о том, как он ходит в пещере по метровому слою древних рукописей, я даже не представлял себе, что испытаю подобное чувство открывателя. В призрачном свете налобного фонарика, задыхаясь в пыли, поднятой с древних страниц, я с увлечением отбирал наиболее сохранившиеся листы древних пергаментов в надежде прочитать, что на них написано по возвращению домой. Эти тексты мне удалось показать специалистам из Бурятского научного центра. По их заключению на них – буддийские сутры, написанные на тибетском языке специальной китайской тушью, которая не расплывается от влаги. О древности пергаментов свидетельствует грубое растительное полотно, оно сохраняется лучше современной бумаги – полотно не боится сырости, сухости и стойко к внешним повреждениям. По традиции для сшивания страниц в центре листа с текстом оставляли пустое место, отмечаемое красным кружком, такие кружки можно встретить только на старинных листах, в современных рукописях их нет. На найденных нами листах такие красные кружки были. Среди них оказались два очень редких документа, написанных разноцветными чернилами – «письменами богов». Известно, что тибетский шрифт учен изобрел тхонми Самбхота в VII веке на основе индийского письма. до его широкого распространения у тибетцев уже существовал шрифт умэ, восходящий к письменности Шангшунга, мар, которую, по преданию, дал людям сам Тонпа Шенраб. На языке Шангшунга «мар» означает «божество», то есть письменность «мар» – это письмена богов. В настоящее время тибетцы используют оба вида письменности, умэ и учен. Большинство бонских текстов написано шрифтом умэ.

О тайниках в пещерах упоминается во многих тибетских преданиях, начиная с эпического цикла легенд о Гэсэре, в котором говорится о каменных архивах – пещерах, где спрятаны священные писания. Буддийские предания повествуют о многочисленных спрятанных рукописях легендарным в Тибете учителем Падмасамбхавой, предсказавшим что эти спрятанные рукописи должны будут вновь открыты и появятся в нужное время. Открывателей спрятанных текстов тибетцы именуют тертонами, т.е. теми, кто находит терма. Терма представляет собой рукопись на скрученных листах (отсюда название – thang yig, «скрученная рукопись, свиток»). Написаны они, как правило, либо на санскрите, либо на языке Уддияны, родном языке Падмасамбхавы. Традиция прятать важные сочинения восходит к учителю Падмасамбхаве, которого в школе ньингма почитают как второго Будду. Ему приписываются многие книги, сокрытые им и его учениками в тайниках монастырей и пещер, чтобы их нашли и распространили позже в более благоприятные времена.

Огромное количество истлевших страниц так и остается в темноте пещеры для будущих исследователей. Когда ворошишь листы при свете фонарика, покрытые вековой пылью в совсем небольшой пещере, даже марля на лице не предохраняет от специфического запаха старины и запустения. Еще больше текстов, чем в этой потайной пещере, хранится в бонском храме Гуругьям.

ШАНГШУНГ – САМАЯ ВЫСОТНАЯ ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Археологические находки древней цивилизации Шангшунг. Золотые маски из гробниц в Нгари, бусины Дзи, тибетские амулеты из бронзы, бонские шены


[1] Жизнь среди гималайских йогов. Духовный опыт Свами Рамы. М., 2002 г.

[2] Тулку Урьен Ринпоче. «Наставление по практике дзогчен в затворничестве» в книге «Откровения тибетских отшельников». М.,2006 г. стр. 97.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.