ШАМАНСКИЙ МЫС. СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО БАЙКАЛА
Текст и фото Сергей Волков, за исключение с квадрокоптера
ШАМАНСКИЙ МЫС. СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО БАЙКАЛА
В южной оконечности Байкала между пос. Култук и Слюдянкой находится примечательный узкий серповидный скалистый Шаманский мыс, на полкилометра вдающийся в Байкал. Мыс протяжённостью около 640 м является вершиной гребня одного из отрогов Хамар-Дабана, уходящего далее вглубь озера. Байкаловед О.К. Гусев предложил считать Шаманский мыс символическим началом Байкала, обосновывая это тем, что на нём в старину делали остановку большинство купеческих караванов, следующие по Кругобайкальской дороге вокруг озера, для подношений духам Байкала. Гусев пишет: «Когда стоишь на его отвесном берегу, смотришь вдаль и стараешься представить лежащие впереди шестьсот с лишним километров водной плоти озера, тебя не покидает ощущение, что именно здесь, у мыса Шаманского, и берёт своё начало «Славное море».
Самая северная точка оконечности сибирского озера в месте впадения реки Верхняя Ангара в Байкал отмечена памятной стелой, в южной оконечности озера подобного памятного знака нет, а есть очень выразительный знаковый Шаманский мыс – памятник природы, ставший символом начала Байкала в южной оконечности озера. Отсюда часто стартуют различные экспедиции, планирующие пройти по льду озера от его южной оконечности до северной – 636 км.
Об особом уважительном почитании этого мыса сохранилось много преданий. Археологи открыли на нём древние погребения, и нашли древние рисунки на скалах. Западнее мыса, напротив устья реки Талая в начале прошлого века провалился под лёд серебряный обоз, монеты которого так и не были найдены и подняты на поверхность. Помимо занятных историй это место выделяется на смежном побережье своей красотой, сюда, где начинается Байкал, стоит приехать, чтобы полюбоваться открывающейся отсюда живописной панорамой.
Мыс выделяется на смежном пространстве побережья своим необычным протяжённым рельефом, высоко выступающими скалами из воды, особенно он живописен с высоты птичьего полёта, фотографии, сделанные с квадрокоптера, позволяют рассмотреть его с этого непривычного ракурса. Выступающий горб скалистого мыса зарос березами, и напоминает контур плывущей рыбы-кита из русской сказки «Конек-горбунок». Есть даже стихотворение, которое начинается словами: «Шаманский мыс, как рыба-кит, плывёт в байкальских водах». В прошлом мыс был местом для совершения религиозных обрядов. Буряты называли его Айха-Шулун – «страшный камень». Местные легенды повествуют о захоронении знаменитых шаманов на мысе, лики которых проступали на скалах мыса, если сосредоточенно и долго смотреть на мыс. В скалах имеются волноприбойные гроты. После похорон шамана в самом большом гроте на мысе стали проводить священные обряды. Делали жертвоприношения убитыми животными. Интересно отметить, что на упавшей каменной глыбе на входе в грот сохранился фрагмент половины контура рисунка мифической птицы-гаруды с распростёртыми крыльями. Похоже, что это природный рисунок, но именно подобным необычным рисункам, чудесным образом, повторяющим контуры животных, в древности и поклонялись шаманисты. Между вторым и третьим холмами Шаманского мыса находится дорожная выемка. Это знаменитый старинный Кругоморский гужевой тракт, по которому иркутские купцы возили чай и товары из Китая. До строительства Иркутской ГЭС, в заливе был песчаный берег, по которому проходила дорога. Купцы, проезжая мимо мыса, обязательно останавливались и преподносили духу шамана в священном месте деньги. Считалось, что такое подношение сулит удачу в торговых делах. Так и укоренилось за этим местом название – Шаманский мыс.
Существует также старинная Хамар-Дабанская дорога, построенная в правление Екатерины II в 1797–1805 гг. от Иркутска до Кяхты, называемая также Монгольским трактом. В 1826 г. первая партия ссыльных декабристов после прибытия в Иркутск проследовала дальше по Хамар-Дабанской дороге. Это событие достоверно отражено в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья», съемки эпизодов которого проходили в окрестностях Слюдянки. На старых картах отмечена Хамар-Дабанская дорога и почтовые станции, которые на пути от Байкала располагались на Казачьей поляне (здесь можно найти следы оснований многочисленных построек), на перевале Чертовы Ворота, на реке Утулик в устье реки Спусковой, в верховьях реки Шубутуя, в долине реки Снежной. Однако сейчас от этих станций не осталось следов, а по бывшей Хамар-Дабанской дороге теперь можно проехать, пожалуй, только верхом.
Шаманский мыс сложен мраморовидными известняками, которые сильно разрушаются прибойными волнами. После строительства Иркутской ГЭС и подъема уровня озера в среднем на 1 м прибрежные гроты в скалах Шаманского мыса были замыты галькой и стали недоступными. Сохранился вход только в одну из таких волноприбойных пещер, посетить которую удобнее всего зимой со льда. Волноприбойный грот находится на крайней оконечности мыса с восточной стороны и представляет собой полость 2×2 м и высотой около 3 м.
В 15 метрах правее этого грота на наклонной площадке скалы сохранились несколько едва различимых наскальных рисунков. Они были обнаружены в 1976 г. археологической экспедицией этнографического музея культуры и быта народов Забайкалья. На рисунках изображены олени. Самое крупное изображение оленя-самца имеет размер 54×64 см. Увидеть их зимой со льда невозможно, вся скала покрыта толстым слоем наплескового льда. Обнаруженные на Шаманском мысе древние петроглифы являются единственными известными на побережье южного Байкала. Кроме древних наскальных рисунков на скале мыса находится сделанная ссыльным ученым Б.И. Дыбовским засечка уровня воды Байкала. Найти ее в настоящее время не удалось. На старинных открытках на Шаманском мысе можно увидеть скалу со сквозным проемом, похожим на хобот. Существовало поверье, что достаточно протащить сквозь арку больного человека, как все болезни исчезают. Необычное творение природы не сохранилось до наших дней – волноприбойный процесс разрушил скалу-хобот. Разрушение перемычек мыса продолжается интенсивно в наши дни, в конце лета, когда уровень воды в Байкале подымается, низкая гравийная перемычка между возвышениями мыса покрывается водой и мыс превращается в остров.
Следы взрывных работ для добычи камня можно увидеть на южных склонах мыса. Во время постройки западного участка Кругобайкальской железной дороги здесь в 1901–1904 гг. добывался камень. Археологи нашли на мысе захоронения древних людей, обломки керамики, каменные орудия, наконечники стрел, рыбку-приманку из бивня мамонта. По заключению академика А.П. Окладникова найденные предметы относятся к предкам эвенков конца неолита. В 1988 г. был вскрыт древний могильник с остатками берестяного покрывала и перламутровыми бусинами. По костям погребенного, была получена радиоуглеродная датировка 3900+130 лет. В результате многолетних исследований здесь был выявлен целый комплекс разнотипных археологических памятников: поселение, могильники и петроглифы бронзового века и неолита. Шаманский мыс – любимое место отдыха жителей Слюдянского района. Рядом расположен песчаный пляж, на котором любят загорать и купаться дети. Температура воды летом на мелководье у Шаманского мыса более высокая, чем в других районах побережья, в августе она повышается до 17–19 °С.
Зимой у подножия Шаманского мыса с его восточной стороны можно увидеть ещё одну природную достопримечательность – незамерзающую всю зиму небольшую полынью во льду у кромки берега под скалами мыса. Местные жители считают, что под водой в этом месте бьёт источник, поэтому даже сильные морозы не могут сковать льдом эту полынью. В самом деле, удивительно, что даже 40-градусные морозы не смогли сковать льдом небольшую полынью на самой кромке воды у скал мыса, вода в ней не ледяная, а на камнях вокруг от испарений – обильный куржак. Подводный источник у скал мыса ещё одна из загадок этого места, не зря Шаманскому мысу посвящено столько преданий и легенд. В старых описаниях этого мыса можно найти упоминания о небольшом ключике, просачивающемся с юго-восточного склона, который протекал под скалой поперёк мыса, за водой которого специально приходили местные жители.
Чтобы попасть к песчаному пляжу у Шаманкого мыса и подъехать вплотную к его скалам, надо свернуть с трассы М-55 после 107 км перед мостом через р. Похабиха и проехать по грунтовой дороге вдоль левого берега реки до берега Байкала (1,5 км). Вдоль железнодорожного полотна по насыпи проложена накатанная дорога (1 км) до арки моста, через которую можно выехать к пляжу. Отсюда ещё 1,5 км по берегу до Шаманского мыса. Всего от сворота с трассы М-55 (мост через р. Похабиха) до Шаманского мыса – 4 км. Зимой можно сократить дорогу и проехать к проезду сквозь арку железнодорожного моста по льду замерзшего озера Слюдянское, где зимой катаются на лыжах и прицепленных санках за автомашинами.
На Слюдянских озерах, слева от железнодорожного полотна в илистом, хорошо прогреваемом, мелководном озере, можно увидеть заросли цветущих в июне-июле кувшинок чисто-белых с красивыми цветками до 12 см в диаметре, относящихся к исчезающим видам растений и занесенных в Красную книгу Республики Бурятия. Это единственное место их обитания на Байкале. Интересной особенностью цветущих кувшинок является их способность уходить под воду в пасмурные дни – цветки могут закрываться утром или вечером и погружаться в воду. В некоторые дни, в дождь, например, они вообще не появляются на поверхности. В русском фольклоре – именно это растение называли знаменитой «одолень-травой». Корневище, повешенное в доме, оберегало от разных напастей, а носимое с собой как талисман, помогало преодолевать различные жизненные трудности. В славянской мифологии русалки любят кувшинки и даже иногда превращаются в них, поэтому белую кувшинку часто называют «русалочьим» цветком. Озер два, они имеют почти круглую форму и соединены между собой протокой. Озера имеют два километра в длину, столько же в ширину, богаты рыбой.
УТОНУВШИЕ КОЖАНЫЕ МЕШКИ СЕРЕБРЯНОГО ОБОЗА
Западнее Шаманского мыса в Байкал впадает речка Талая, через которую был перекинут мостик, остатки которого до сих пор видны в воде. Именно эта речка стала виновницей трагедии, связанной с серебряным кладом в конце XIX в.Затонувших сокровищ на дне Байкала известно не так много. Одним из малоизвестных фактов остается случай 1867 г., когда под лед ушла почтовая повозка, доверху груженная кожаными мешками с серебряными монетами. Это произошло в канун Нового года (по современному календарю – с 13 на 14 января). В пос. Култук поздним вечером прибыл серебряный обоз – «тяжелая почта» из Иркутска на семи повозках. Кроме ямщиков ее сопровождали два вооруженных чиновника. Каждая повозка везла несколько больших кожаных мешков цилиндрической формы, в которых находились рублевые серебряные монеты, предназначавшиеся кяхтинским купцам. В каждом мешке хранилось по тысяче рублей. В Кяхте открывалась зимняя торговая ярмарка, на которую съехались не только российские купцы, но и китайские, и монгольские торговцы, охочие до серебряных монет. Кяхтинское купечество обещало большую премию за досрочную доставку из столичного монетного двора этого ценного груза. Поэтому сопровождавшие обоз чиновники, надеявшиеся получить эту премию, пренебрегли осторожностью и выехали на неокрепший лед. Первая повозка сразу же провалилась под лед. Погибли ямщик и лошади. Остальной обоз еще не успел отъехать от берега – это спасло жизнь другим.
По слухам, сокровища не смогли найти, и они остались на дне Байкала, их до сих пор никто не обнаружил. Подробности этого давнего события исследовал култукский краевед-геолог С. Снопков, который сообщает: «Случилась трагедия так, все население Култука уже начало праздновать Новый год, и среди жителей, казалось, не осталось ни одного трезвого человека. Неожиданно из Иркутска прибыла тяжелая почтовая повозка с огромной суммой денег, которые направлялись купцам Улан-Удэ. Дорога зимой проходила через Байкал, прямо по льду. Денег почтой перевозилось очень много. Каждую тысячу серебряных рублей помещали в крепкий кожаный мешок цилиндрической формы. Таких мешков в повозке насчитывалось более десятка. Чиновники, прибывшие из Иркутска в Култук, не захотели задерживаться в поселке и велели сразу же перезапрячь лошадей, чтобы отправиться дальше в путь по Байкалу. Не учли тогда почтовики, что лед на озере был еще слишком тонок. Ямщиков на столь ценный груз посадили тоже пьяных. Когда выехали на лед, сани с тяжелой поклажей серебра неловко занесло, лед проломился, и повозка шумно ушла под воду. Только через четыре месяца упорных поисков злосчастную повозку удалось обнаружить. Ее с трудом подняли со дна и вытащили на берег. Денег в ней не оказалось, вероятно, груз слетел с повозки и сейчас по-прежнему лежит где-то на дне».
По описаниям польского ученого Б.И. Дыбовского, проживавшего в начале ХХ в. в Култуке, повозка с серебром затонула в 100–200 метрах от провала у Шаманского мыса, что под Култуком. Глубина в тех местах несколько десятков метров. В своих дневниках Бенедикт Иванович писал: «...страшная трагедия буквально разорила култучан. Оставила всех без копейки, так как за потерянные деньги людям пришлось заплатить огромный штраф». После приключившейся трагедии казаки окружили охраной полынью и стояли над ней 4 месяца (январь – апрель), пока по их приказу култукские ямщики не обследовали дно крючьями на длинных веревках. В конце концов одна повозка с погибшими лошадьми была найдена и поднята на лед, однако имевшегося в ней ценного груза не оказалось. В сентябре 2008 года в этом месте произвёл погружение глубоководный аппарат «Мир», пройдя над подводным каньоном р. Талая и опустившись на глубину около 300 м. Выяснилось, что этот подводный каньон с обрывистыми глинистыми стенками высотой от 50 до 100 м, имеет на своих бортах следы, вероятно от закидываемых в прошлом железных крючьев на длинных верёвках, и имеет сильное подводное течение, способное снести утопленный груз обоза на глубины порядка 350–400 метров. Сам груз найти не удалось, тайна затопленного обоза с серебром остаётся по-прежнему скрытой на дне Байкала.