ШАМАНСКИЙ ПОРОГ НА АНГАРЕ

Статьи 9 янв. 2022 г.

Текст Сергей Волков

Иллюстрация в книге Избранта Идеса "Большой Шаманский порог" (1704)

ШАМАНСКИЙ ИЛИ КОЛДОВСКОЙ ПОРОГ

Река Ангара ранее в своем нижнем течении именовалась Верхней Тунгуской. В книге Избранта Идеса, изданнойв Амстердаме в 1704 году помещены 29 гравированных иллюстраций, среди которых есть рисунок Шаманского порога, о котором также упоминается в книге Н. Витсена (1692).

Из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария (1692): «На реке Енисей (в тексте – ошибка, речь идёт об Ангаре), прежде чем дойти до озера Байкал, есть порог или мель, который называют Шиманской или Шаманской переправой, где вода часто так мелка, что приходится разгружать суда и перетаскивать их разгруженными. Этот Шаманской, или Колдовской, порог простирается на полмили, и при тихой погоде можно слышать на расстоянии трех немецких миль, как вода падает через каменные утесы. Чтобы перетянуть суда, хотя и пустые, требуется иногда 8 дней. Здесь всегда освобождают их от груза и переносят сухим путем. Летом здесь мало воды, а зимой вода обычно прибывает. Нельзя переправить суда через порог без тунгусских лоцманов. Они или русские, или тунгусы. От кораблекрушений там часто погибают люди. За то, чтобы провести судно вверх по течению, платят 5 рублей, а вниз ­– 2 рубля. На берегах стоит много крестов, в знак того, что там утонули христиане».

Шаманский порог считался самым непроходимым на Ангаре, и отчасти именно этот труднопроходимый ангарский порог, вмести с девятью другими сложными порогами, замедлили в XVII веке продвижение русских к Байкалу из-за сложности преодоления бурного встречного течения реки. Об этом, сдерживающем освоение Сибири, природном факторе упоминает историк П.А.  Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» (1886): «Русские из Енисейска стали продвигаться по Ангаре на восток, встречая слабое сопротивление тунгусов. В 1630 году они заложили Илимский острог, но дальнейшее наступление замедлилось отчасти из-за природных условий, например, ангарских порогов, а главным образом из-за отчаянного сопротивления, оказанного «братскими людьми» – бурятами».

Карта Ангары 1888 г., составленная под руководством инженера М. Чернцова

Точно неизвестно авторство рисунка, как и то рисовался ли он с натуры или был выполнен художником по описанию в Амстердаме. В начале 1692 г. через Сибирь в Пекин русским правительством было направлено посольство для урегулирования вопросов по Нерчинскому договору. Исполнить роль нарочного поручили «иноземцу датской земли» Избранту Идесу, попутно поставив ему задачу составления карт по пути следования.  Во время своего путешествия Избрант вел дневник, который был издан меньше, чем через год по его возвращении в Москву, сначала в Германии, потом в Голландии. Этот дневник является очень важным источником для этнографии и географии Сибири. Впоследствии сам Избрант послал свои дневниковые записки Н. Витсену, который отредактировал их и приготовил к печати. В письме к X. Кюперу от 24 сент. 1709 г. Витсен вспоминал: «Описание путешествия Избранта в той форме, как оно издано, было редактировано мною по бумагам, которые он мне прислал и которые были написаны весьма запутано. Заглавие первого издания, напечатанного в Амстердаме в 1704 году, было: «Driejahrige Reize naar China, te Lande gedaen door den Moscovitischen Abgesant E. Isbrants Ides. Идес на основе собст­венных наблюдений и хорошо известной карты Тартарии Н. Витсена составил карту «Nova tabula Imperii Russici, ex omnium accuratissimis…». Эта карта была опубликована в путевых заметках Идеса, изданных в 1704 г. в Амстердаме. Опубликованные дневники о путешествии Идеса использовались впоследствии многими писателями XVIII в., его путевой дневник был одним из главных источников для второй части «Робинзона Крузо» Д. Дефо (1719), где описано путешествие Робинзона из Китая через Сибирь в Архангельск.

Из книги Избранта Идеса (1704): «Шаманская, или Заколдованная, долина, и почему она так называется. В нескольких днях пути отсюда находятся большие каменистые пороги, называемые Шаманскими, и Заколдованная долина, потому что там живет знаменитый шаман, или тунгусский жрец сатаны. Эти пороги встречаются на полмили по течению реки. По берегам тянутся высокие скалы, так что все ложе реки каменистое. На эти пороги страшно смотреть (почему мы и приводим изображение их для любопытного читателя), грозный, пугающий шум падающей воды слышен при тихой погоде за три немецкие мили.

Трудности и опасности для судов, проходящих по порогам. Чтобы суда или дощаники могли подняться вверх по реке через пороги, необходимо пять, шесть или семь дней; при этом забрасываются якоря и необходимы усилия многих людей, чтобы провести суда. В некоторых местах, где мелко, а камни торчат высоко, приходится целый день тащить суда на бечеве, чтобы подняться вверх на длину судна, и судно часто стоит с форштевнем в вертикальном положении.

Суда, которые подымают против течения или спускают по течению, всегда сначала разгружают, груз перевозят сушей и, как только суда минуют пороги, возвращают его на суда.

Как лоцманы проводят по этим порогам суда. Некоторые из них разбиваются на скалах в щепки. Я наблюдал своими глазами, как суда, спускавшиеся по порогам вниз, проделывали эти полмили в 12 минут, так стремительно здесь течение. Но мало таких, и русских и тунгусов, которые умеют провести суда по порогам вниз по течению. Суда снабжены рулями спереди и сзади и с обеих сторон веслами; лоцманы при помощи платка очень ловко подают знаки гребцам, как грести, так как крик не был бы слышен из-за ужасного шума бурно несущейся воды. Суда плотно конопатят, чтобы бешеные волны, нередко перехлестывающие через борта, не проникали внутрь и не потопили бы судна. И все-таки каждый год происходят здесь несчастья, в особенности если провести суда берутся неопытные лоцманы. Тогда суда разбиваются в щепки о скрытые камни. Людей же не удается спасти, так как они тут же разбиваются о камни или захлебываются в бурлящей воде, так что даже трупы их редко находят. Берега повсюду испещрены многими сотнями крестов, напоминающих о погибших и похороненных людях. Зимой вода в этой реке (а наносится она из Ледовитого океана) подымается так высоко, что становится примерно в уровень с порогами, и по ним можно проехать на санях; летом уровень той же воды очень низок, как мы уже рассказывали».

В описании Спафария о его путешествии в 1675 году об этом пороге говорится: «... в том месте зело быстро, и по всей реке лежат каменья великие, а вода бывает мелкая, и дощаник не проходит. И стоят недель по 8 и больше. А только есть посередь реки ворота, и в те места дощаники проводят великими канатами, а тянут воротами, и протянуть не могут никоими мерами. И для того недель по 8 и стоят и дожидаются парусного погодья. А как парусного погодья не будет, и в том месте зимуют. А как тянут канатами, и с канатов людей срывает. И утопают в том месте много. И ниже той шиверы поставлены крестов с 40, а иные многие от пожаров погорели. А та шивера на полверсты...»

Описания Шаманского порога можно найти и у других авторов. В летописи П.Ю. Пежемского «Панорама Иркутской губернии» ((1849 г: «Шаманский порог находится в 100 верстах от Долгого. Здесь ширина Ангары простирается более двух верст; длина же порога, состоящего из гранитных островов и утесов, не менее шести верст, при глубинах от 1 до 3 сажени. Так как при этом падение воды слишком высоко – около двадцати аршин, – то суда проплывают все пространство Шаманского порога в десять минут; а шум воды слышен даже за семь верст: здесь постоянно бьют волны, равные высоте судна».

В старинной лоцманской карте Ангарских порогов указывается, что «…в Падуне только 3 раза погружает лодку в волны и в 3 минуты выбрасывает ее с конца на тихую зыбь воды. В Шаманском бьет 19 минут и по крайней мере 30 раз окунает в волны, что при ветре составляет большую невыгоду. В Падуне ворота вдвое шире, глубже и прямее Шаманских, тогда как в последних они узки, мелки и изгибаются между камнями, и эти изгибы надобно угадать по знакам на утесах. Одно неудачное направление кормчих в один миг топит судно.Шаманский порог имеет общее падение 13 м. Группой островов река разбивается здесь на два рукава, по правому пролегает судовой ход, а левый мелкий и бурный. Порог растянулся на 6 км, продолжаясь ниже соединения протоков. Сильный «бой» из левого протока, большие скорости течения, разбросанные в русле камни и наличие крупного волнения делают Шаманский порог одним из самых опасных мест для судоходства на р. Ангаре. На 741 км своего течения Ангара входит в ущелье с почти отвесно спускающимися к реке скалами, река образует Долгий порог, растянувшийся на 6 км. Затем, ниже реки Седановой, она опять образует расширение (пузырь). Еще ниже начинаются Шаманские препятствия, растянувшиеся на 19 км, в число которых входят «Шаманская шивера», затем «Шаманский бык» и, наконец, «Шаманский порог».

В XIX в для преодоления Падунского порога суда разгружались, а грузы с них перевозились вдоль реки по обходной железной дороге. Ниже Братска Ангара несёт свои воды над гранитной донной грядой, на 300 километров ее русла приходилось девять порогов. Один из наиболее сложных для прохождения судов порогов в настоящее время скрыт – на месте Падунского порога была возведена Братская ГЭС. Наиболее трудные для судоходства пороги носили необычные названия – Пьяный, Похмельный, Падун, Долгий и Шаманский. Падунский порог один из немногих, который суда не могли преодолеть с грузом. Их в обязательном порядке разгружали, а потом заводили далеко вверх по течению и оттуда направляли в ворота. По выражению местных жителей, иногда «спускали одни доски». Все другие пороги по Ангаре до Енисея суда проходили, не разгружаясь. В 1897 г. инженеры предложили организовать доставку из Англии разобранного корпуса паром-ледокола «Байкал» по Енисею и Ангаре. Чтобы использовать водный путь, пришлось расчищать русло реки, а для преодоления непроходимого Падунского порога – построить в обход железнодорожный путь длиной около двух километров. На эту работу было потрачено 1,7 миллиона царских золотых рублей. После разборки все части ледокола были отправлены из Англии на пароходе в Петербург, куда прибыли 16 июля 1896 г., а оттуда – в Красноярск по железной дороге. Общий вес конструкций достигал 103 000 пудов, из этого количества 36 000 пудов зимой 1896–1897 гг. были переправлены по льду через Енисей, перевезены до Канска по железной дороге и дальше гужом до Лиственичного. Остальные части ледокола были переправлены в навигацию 1897 г. на баржах по Енисею и Ангаре силами казенного пароходства. В обход Падунского порога была сооружена железнодорожная ветка длиной в 2 версты с первоначальными пристанями на ее концах. В перевозке от Падунских порогов до Лиственичного участвовал, в частности, совершенно новый пароход, самый большой в то время на Байкале – «Граф Муравьев-Амурский», только что прибывший с Николаевского завода. Он был снабжен туером для подъема в порогах – Братском и Пьяном. В октябре 1897 г. этот пароход одним из рейсов приплавил на четырех баржах 21 пуд частей ледокола.

Из книги С.В. Обручева «В неизведанные края. Путешествия на Север 1917–1930 гг.»:

«Во время постройки Сибирской железной дороги для подвозки рельсов с запада было организовано пароходство по Ангape. До Шаманского порога пароходы доходили своим ходом, с трудом преодолевая нижележащие пороги и шиверы. Но для подъема по Шаманскому и Долгому порогам пришлось заложить по дну реки цепи, по которым поднимался специальный пароход – туер. Навертывая цепь на барабан, туер поднимал пароходы на буксире. Падун, вследствие его крутого падения, оказался непроходимым для пароходов. Грузы ниже порога выгружались и перевозились до Братска на лошадях.

«Подпорожица» Шаманского порога славилась на всю Ангару, как рыбный садок. Сюда к осени собиралась красная рыба – осетры и стерляди, чтобы зимовать в глубокой яме под порогом. И вот осенью вслед за рыбой к Шаманскому порогу устремлялись рыбаки со всего среднего течения Ангары, чтобы ловить рыбу самоловами. Самолов – очень своеобразная снасть: это длинная веревка, к которой на коротких веревочках навязаны большие острые крючки с пробками, но без всякой наживки. Красная рыба, проходя мимо самолова и играя пробкой, зацепляется боком за крючок.

На этот осенний лов, как мне рассказывали ангарские крестьяне, до революции собиралось до трехсот лодок, и поэтому был установлен строгий порядок ловли: промысел начинался в назначенный волостным начальством день; рано утром все лодки выстраивались вдоль берега, и старт им давался по сигналу. Вся флотилия тотчас бросалась вперед, чтобы занять лучшие места, лодки сталкивались, отталкивались веслами от соседей, опрокидывались.

Велико, очевидно, было стечение рыбы, если всем доставался изрядный улов. Этот хищнический промысел, который привел к истреблению красной рыбы по Ангаре, в советское время был запрещен».

Строительство Братской ГЭС на месте Падунского порога

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.