СТУПА ПРОСВЕТЛЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ОГОЙ
СТУПА ПРОСВЕТЛЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ОГОЙ
Текст и фото Сергей Волков и московского Дхарма-центра Трома Нагмо
Остров Огой (старое название – Угунгой, в переводе с бурятского языка – «безводный») самый крупный из островов в Малом Море, расположен напротив мыса Хоргой. Он вытянулся узким контуром с севера на юг, его западный берег скалист и при замерзании озера подвержен свирепому натиску волн, что превращает его в самый сказочно обледенелый до самого верха скал остров на Байкале, будто именно в этом месте скопище оживших различных чёрных сил, языческих демонов, шулмусов, шайтанов, мифических Бурхан-баабаев каждой осенью яростно борются друг с другом за обладание этой узкой островной полоской суши. На вершине острова раньше находился маяк, теперь на его месте отчетливо видна белая буддийская ступа, возведенная летом 2005 г. вопреки протестам ольхонских шаманов. Официально она именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд Единственной Матери Трома Нагмо. Другими словами, эта ступа относится к типу ступ просветления, в которую вложены различные буддийские реликвии и бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд. Откуда она здесь появилась и для чего?
На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму. В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии, однако новая «жёлтая вера» не смогла закрепиться и получить распространения на исконно шаманской земле, по мнению ольхонских шаманов «сонмы бесчисленных духов, обитающих на острове, воспрепятствовали проникновению сюда буддизма, и в Приольхонье сохранилась вера предков – боо-мургэл». Из истории известно, что в 1910–1920 гг. на территорию кудинских и ольхонских бурят прибыли из Забайкалья десятки лам и было построено пять дацанов и дуганов. На острове Ольхон два бумхана – ламаисткие часовни были построены вблизи улусов Харанцы и Улан-Хужир. Примечательно, что молитвенный дом в улусе Харанцинском был построен на личные средства Агвана Доржиева – прославленного бурятского общественно-политического деятеля, наставника Далай-ламы XIV, об этом он сообщает в своей автобиографии следующее: «быстро маленький сумэ построил. Освятил для тысячи верующих». Впоследствии в 1923 г. возле Харанцов был построен дуган, в котором постоянно несли службу пять лам. В период проникновения на Ольхон ламаизма у Скалы-Шаманки, переименованной ламами в Бурхан-мыс, совершали специальные молебствия, на которые обычно по зимнику через Байкал из дацанов Забайкалья единовременно приезжало свыше сотни лам. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться. В английском документальном фильме «Голубое око планеты» есть уникальные старинные кадры кинохроники – верующие с ламами шествуют на берегу Байкала, неся на носилках скульптуру языческого прародителя Будды – Белого слона. Ламаисткие центры просуществовали на острове недолго – до 1930 г. Затем были заброшены и использовались уже шаманистами. Монгольские ламы успели ламаизировать культ хозяина острова. Эжин острова Ольхон – Хан Хутэ-баабай, почитаемый всеми бурятами-шаманистами, был переименован в ламаистское божество Жамцаран. Однако ламаизм не получил распространения и постепенно был забыт островитянами.
Из истории известно, что насильственное распространение ламаизма поддерживалось царской администрацией, на служителей шаманского культа было организовано гонение, шаманские капища уничтожались, а предметы культа сжигались. Архиепископ Иркутский Нил в 1858 г. сообщает: «Бедные шаманисты были всюду преследуемыми. Ни леса, ни горы не укрывали их от мести лам, целыми стадами рыскавших по всему Забайкалью и даже в окрестностях Иркутска».
С прибытием в Забайкалье в начале XVIII в. монгольских и тибетских лам усилилось распространение «желтой веры». Были построены десятки монастырей, в которых ламской вере стали обучать местное население. Последователи «желтой веры» в начале её распространения были осторожны, но со временем, усилившись, стали придерживаться точки зрения монгольского духовенства по отношению к шаманам и их вере, выраженной словами Зая-пандиты: «Сжигайте онгоны, бубны и плащи шаманские, изгоняйте шаманов, арестовывайте их...». Так постепенно шаманская религия на восточном берегу Байкала была вытеснена новой «желтой верой», поддерживаемой к тому же официально русским правительством.
По архитектурному исполнению известные в мире ступы принято классифицировать на восемь типов, посвященных соответственно восьми деяниям Будды. Наиболее распространенным типом и важнейшей формой среди них является Ступа Просветления, или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые она была возведена королем Бимбисарой в Бодхгайя (индийский штат Бихар) на месте, где Будда обрел просветление, принесшее ему знание и видение истоков мировой скорби, способов её устранения и пути, ведущего к прекращению этих страданий. Ступа в современной интерпретации символизирует цель буддийского пути – узнавание собственного ума, полное Просветление. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где сооружены, и приносят пользу людям, особенно тем, кто посещает их осознанно. Подобная ступа сооружена и на острове Огой в Малом Море.
Слово «ступа» в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка». Большинство исследователей считает, что прототипом ступы являются древние могильные курганы, строительство которых было связано с почитанием умерших. Первоначально ступа (монг. – субурган, тиб. – чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или реликвии, связанные с его жизнью. Со временем она преобразовалась в высокие монументы со шпилями, устанавливавшиеся над мощами святых, внутри которых замуровывались священные буддийские реликвии и субстанции. По буддийской космологии, ступа символизирует собой мировую гору Меру, через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо и связующая человечество с божественными мирами. В архитектуре ступы всегда соблюдается символика пяти составляющих её частей, соответствующих пяти первоэлементам: основание – земля, лестница (ступени) – вода, купол (полушарие) – огонь, шпиль – ветер, навершие – пространство.
Место для строительства ступы хотя и выбиралось спонтанно, без каких-либо определенных причин, в итоге оказалось глубоко символичным. Остров Огой, протянувшийся узкой извивающейся полоской суши с юга на север на 2 км, с воздуха сильно напоминает танцующую дакиню с распростертыми руками, устремленную на север: отчетливо угадывается контур головы с плечами в северной части острова и разведенные в стороны и согнутые в локтях руки. Контур острова можно еще сравнить с образом сказочного джинна, высвобождаемого из лампы Аладдина, когда появляется извилистая змейка дыма, расширяющаяся вверху до контура головы. Ступа, сооруженная на самой высокой отметке острова (512 м), на высоте 60 м над уровнем Байкала, оказалась расположенной как раз в области груди, на месте сердца, контура острова. Огой своими вытянутыми очертаниями напоминает Ольхон, который, в свою очередь, походит на серповидный контур Байкала. Остров Ольхон находится в центре Байкала, остров Огой – в центре Малого Моря. В поэтических образах Байкал называют голубым сердцем Сибири, остров Ольхон – живым сердцем Байкала, а остров Огой, вероятно, может стать почитаемым как «мать-остров». Ярко выраженная символика тройного подобия на сакральном языке означает, что выбранное место благодатно для возведения буддийской ступы. К этому следует добавить, что Огой, в отличие от расположенного рядом острова Замогой, на который отселялись в прошлом больные проказой, во все времена оставался чистым. На нем, кроме постоянно гнездующихся чаек, никогда не проживал человек, т. е. эта местность свободна от негативных энергий прошлых деяний людей и может считаться «чистой землей».
На острове ежегодно гнездится 30–100 пар серебристой чайки. Орнитологи говорят, что несколько лет назад здесь гнездилось больше чаек, но после того как на остров по льду весной повадилась заходить лисица и разорять гнезда, остались гнездовья только на недоступных скальных обрывах. По каким-то причинам Огой не вошел в территорию Прибайкальского национального парка и не имеет статуса особо охраняемой зоны. Ученые отмечают очень уязвимый биоценоз острова, т. е. совокупность трав и животных. На Огое сохранились реликтовые травы, в т. ч. занесенный в Красную Книгу, обитает единственный в Прибайкалье эндемичный вид млекопитающих – ольхонская полевка, проживают жаворонки и суслики. Появление ступы и как следствие – многочисленных туристов оказалось губительным для легко ранимого растительного и животного мира острова – вокруг ступы растительность уже вытоптана. Местные ольхонские шаманы были против возведения буддийской ступы на изначально шаманской земле, тем более что буддизм здесь никогда не имел широкого распространения, резонно замечая, что они не едут в Тибет возводить свои шаманские обо на их земле. Против нарушения уникального природного биоценоза острова выступали и иркутские ученые. Тем не менее, несмотря на существующий запрет – нахождение людей на легко ранимых островах Малого Моря с маломощным растительным покровом, буддийская ступа была сооружена и сейчас стала популярным туристическим объектом на Малом Море.
Инициатива возведения ступы на Байкале исходила от московского Дхарма-центра Трома Нагмо. Этот центр практикует редкий культ дакини Трома Нагмо из тибетского учения Ваджраяны[i].
Ступа возведена за счет частных пожертвований. Основанием для выбора места под строительство на Байкале послужило предсказание тибетского учителя Ринпоче Падмасамбхавы о том, что в будущем учение дзогчен будет практиковаться на севере. Благословение на строительство ступы и святые субстанции дхармы даровали такие ламы, как Его Святейшество Тулшик Ринпоче, Его Святейшество Таклунг Цетрул Ринпоче, Его Святейшество Минлинг Тричен Ринпоче, Кьябдже Гарчен Ринпоче и др.
В период возведения ступы я несколько раз специально приезжал на Ольхон в лагерь строителей, чтобы получить изначальную и полную информацию об этом объекте. В строительстве ступы принимали участие волонтеры из разных мест: из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска, Нью-Йорка, Лондона и Лиссабона. Они, сменяя друг друга, в течение трех летних месяцев 2005 г. возводили ступу на острове. Все необходимое для строительства перебрасывали на катерах и потом вручную поднимали на вершину острова, а наиболее тяжелые грузы переносились с помощью вертолетов. Для сооружения ступы шириной 5,8 м и высотой 6,35 м было перенесено по воздуху на вертолетах с Ольхона на остров Огой 350 т цемента и песка. Проект был разработан иркутскими архитекторами с учетом местных особенностей: частых туманов, сильных ветров и сезонных перепадов температур. По их рекомендации при строительстве был использован особо прочный материал: железобетон, изготовленный на месте из специального влагостойкого цемента, применяющегося для заливки тела плотин гидроэлектростанций, и мраморный песок для внутреннего заполнения ступы, который был специально доставлен с мраморного карьера из Слюдянки. Построенная ступа была покрыта специальной светоотражающей и влагозащитной краской, и теперь белоснежная ступа видна на значительном расстоянии со всех близлежащих островов и берега Малого Моря.
Строительством руководил лама из Бутана. На его счету уже более 40 буддийских ступ в разных странах мира, в т. ч. огромная ступа в Бутане, построенная по заказу бутанского короля. Ступа на острове Огой сооружена с соблюдением всех необходимых правил и с выполнением всех ритуалов и практик во время строительства. Возведение её предварял ритуал «Покорение Земли», проведенный под руководством непальского ламы Рангригом Ринпоче. Проводившиеся обряды, по свидетельству очевидцев, сопровождались благоприятными чудодейственными знаками, так, при призывании водных нагов над Ольхоном начался сильнейший ливень, в результате которого из-за размокшей дороги временно прервалось автомобильное сообщение между пос. Хужиром и северной оконечностью острова, что случается крайне редко. В процессе строительства над ступой неоднократно фиксировались яркие радуги, причем одна из них возникла на глазах строителей из основания ступы и другим концом соединила остров Огой с Ольхоном.
Реликвии, помещаемые в Ступы Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. На примере построенной буддийской ступы на острове Огой (Байкал) можно узнать о классическом буддийском вложении в нее. Впервые в России в одном месте была собрана и вложена в ступу для сохранения и продолжения буддийского учения столь обширная библиотека (общим весом около 750 кг) оригинальных буддийских текстов, присланных специально из разных стран. Наряду с традиционным перечнем обязательного для закладки во все ступы: полного собрания канонических текстов Ганджура – поучения, составленные из слов самого Будды, содержащие 1046 трактатов в 108 томах, и Данджура – комментарии индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам (содержат 3683 трактата в 225 томах) – были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Большая часть этих уникальных документов до этого времени не была доступна европейским ученым и была впервые прислана тибетскими учителями специально для закладки в ступу на Байкале. Все тексты перед закладкой были просканированы, постепенно будут переводиться учеными на европейские языки и станут доступными для изучения. Вместе с оригиналами буддийских текстов в ступу вложены для потомков их электронные версии на СD-дисках. Кроме старинных манускриптов в нее вошло в общей сложности 2,5 тыс. разнообразных мантр, а также священные буддийские реликвии и субстанции. Среди них находятся священные субстанции Будды Шакьямуни (частицы волос и крови), присланные от пяти тибетских и непальских учителей; мощи 40 боннских тертонов, частицы их одежды и волос; различные минералы, раковины из океанов; святые земли Иерусалима, Иордании, Египта, Мексики, а также из различных христианских мест севера России и Подмосковья; вода из всех океанов, ржавые корпуса авиационных бомб времен Первой и Второй мировых войн, пшено, зерно, гречка, колющие орудия: вилы, коса, кайло, щипцы, топор, пила, сабля, а также центральное вложение – бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, которой посвящена эта ступа.
Трома Нагмо – самая гневная из известных дакинь, представляет персонификацию особых интеллектуальных энергий, присутствует и действует в тонких измерениях трехмерной Вселенной. Верующие считают, что Трома Нагмо обладает милосердным характером, она может благословить, а может и наказать. её культ распространен на Западном Тибете вокруг священной горы Кайлас. Тибетская дакиня Трома Нагмо тождественна индусской богине Кдхари-Кали – божественной супруге Шивы, разрушительной Шакти. Богиня Кали в индусской мифологии считается покровительницей нынешней эпохи – эпохи торжества Мирового зла, именуемой Кали-югой. В тибетском учении ваджраяны дакини известны как безжалостные защитники Дхармы (буддийского учения), не гнушающиеся убивать и казнить врагов учения, упиваясь их страхом, болью и кровью. Считается, что она подавляет все негативные проявления в мире. Внешний облик ее, как и всех дакинь, непосвященным кажется ужасным. Демоническое существо в женском облике с пылающими волосами танцует на трупах людей, на её голом теле – ожерелья из человеческих костей и черепов, в руках – чаша с кровью младенцев. Только подлинно посвященный может объяснить символику изображений, чтобы черная и угрожающая дакиня при ближайшем рассмотрении засияла всеми цветами радуги: трупы символизируют разные виды чувственной и умственной деятельности, танец на трупе – победу над эгоцентричными устремлениями, огненный нимб вокруг головы – огонь мудрости, пожирающий неведение и карму, и т. д. Для правильного восприятия образа необходимо глубокое овладение тантрической терминологией и буддийскими понятиями, публичное обсуждение которых по традиции не приветствуется, а тайный эзотерический смысл передается только в процессе обучения от учителя ученику в устной форме. Тайные учения не подлежат разглашению в силу их особого эзотерического характера и опасности превратного толкования. Символы иконографии поэтому понятны только практикам тантры. Считается, что дакини способны оказывать помощь сторонникам буддизма, они могут даже посвящать человека в глубочайшие тайны дхармы, но в то же время яростно выступают против всего, что связано с продлением существования сансары. По академическому определению, дакини (санскр. dakini – «женщина-демон»; происходит, возможно, от санскритского корня di – «летать») в тибетском буддизме и индусской мифологии – жестокие и свирепые (обитающие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом) демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали.
Буддисты верят, что обход святых мест (священных горных вершин, буддийских храмов и ступ) сулит накопление благих заслуг, чем большее количество раз совершается обход, тем больше вероятность, что загаданное благое пожелание при обходе святого места будет услышано богами и обязательно сбудется в этой жизни. Первый круг нужно идти с просьбой о прощении, второй круг с благодарностью за все, что у вас есть, а третий круг следует идти, задумав свое самое заветное желание. Наиболее ревностные верующие стремятся обойти святыни 108 раз, что, как считается, гарантирует освобождение и очищение.
Какие основные правила надо соблюдать при посещении пунджи ступы? Можно ли приносить с собой спиртное, брызгать им как на шаманском обо, оставлять и разбивать пустые бутылки у подножия ступы? Приносить жертвы бараном? Перекладывать камни?
На эти вопросы ламы обычно отвечают: «Совершенно однозначно – никаких жертвоприношений, это абсолютно исключено, запрещено. Также не принято на этой ступе совершать подношение алкоголем и сигаретами. Это не принято. Главное – любое действие, вредит это кому-либо или нет. Если просто сложили камни в тур, в этом ничего плохого нет, если рядом бить бутылки, мусорить, складывать дерн, разрушая растительный покров, пользы это им не принесет, это принесет им вред, и этот вред может проявиться. Самое главное – около ступы сохранять чистые мотивации и чистые мысли, вот это самое трудное и самое важное. Если человек сохранит хорошие мысли, то ему в голову не придет мусорить, если у него мысли неправильные – жалко такого человека, он вредит сам себе, не надо мусорить в любых местах, но просто около ступы любые действия приобретают силу в тысячу больше крат. Не очень важно, во что верите, но очень важно, чтобы вы сохранили добрые мысли, если есть благие мысли на благо всех, эти мысли обязательно принесут благие результаты, если не в этой жизни, то в следующей».
Известный итальянский востоковед Дж. Туччи также отмечает: «Из множества действий человека два особенно раздражают божеств: это перенос или перемещение камней – раздражает сабдаков, владык местности, и копание в земле – раздражает нагов, управляющих подземным царством. Представляя собой прямое вторжение в сферу сил подземного мира, эти действия опасны для тех, кто их проводит», поэтому ходить нужно только по специальным тропинкам вокруг ступы, чтобы не навредить хрупкой природе острова, тогда все Ваши заветные желания наверняка исполнятся.
[i] Ваджраяна – «Колесница Ваджры. Молниеподобная колесница. Алмазная колесница. Алмазный путь» – третье направление в буддизме, в котором духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, мифологией и ритуалами.