ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОДА АРШАНОВ
Текст и фотографии Сергей Волков
ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОДА АРШАНОВ
Местные охотники с давних пор называли минеральные источники, расположенные в наших краях, аршанами, вода в них - «водой долголетия, дарующей долгую жизнь». Старики сказывали: «Удивительная вещь - горячая вода из-под земли круглый год бьющая. В одном источнике на берегу моря вода горячая, что все, что бросишь в нее, сварится, чтобы в воду войти и не ошпариться, ее холодной водой разбавлять надо. Если неделю в горячей воде по утрам купаться, все болезни проходят. Нет в мире удивительнее той горячей воды. Она помогает при глухоте и хронических заболеваниях. В другом источнике рядом на расстоянии вытянутой руки - вода такая холодная, что сразу не выпьешь и глотка, зубы стынут ».В местных народных преданиях о целебных водах в разных местах повторяется один и тот же похожий сюжет, как однажды преследующий много дней по тайге раненого сохатого или оленя, настигает его полностью восстановившие свои силы и чудесным образом залечившие кровоточащие раны, так известные целебные свойства источников. В другом предании об открытии целебных свойств аршана говорится, что очень давно охотник, у которого долгое время болели глаза, и он плохо видел, когда остановился для отдыха в этом месте и несколько раз умывал в источнике глаза. Через некоторое время люди узнают о том, что происходит через некоторое время. так стали известны целебные свойства источников.В другом предании об открытии целебных свойств аршана говорится, что очень давно охотник, у которого долгое время болели глаза, и он плохо видел, когда остановился для отдыха в этом месте и несколько раз умывал в источнике глаза. Через некоторое время люди узнают о том, что происходит через некоторое время. так стали известны целебные свойства источников. В другом предании об открытии целебных свойств аршана говорится, что очень давно охотник, у которого долгое время болели глаза, и он плохо видел, когда остановился для отдыха в этом месте и несколько раз умывал в источнике глаза. Через некоторое время люди узнают о том, что происходит через некоторое время.
Схожие по сюжету легенды о том, как раненые животные шлиечивать свои кровоточащие раны к живительной воде, известны на восточном берегу Байкала (Горячинск). Алтайская легенда рассказывает об старике, который бессмертие, нечаянно наткнувшись на ключ, когда промышлял около горы Джал-Монку на Алтае. Он ранил марала. Раненый зверь пошел на этот гору, а охотник за ним. Вдруг марал остановился и стал жадно пить воду, выходящую из плоского камня. Когда напился, вдруг окреп и быстро скрылся. Охотник тоже напился этой воды и стал жить, не старея.
Народное предание приписывает открытие источника в Горячинске на восточном берегу Байкала безвестному охотнику. В одной из таежных схваток с диким зверем его собака была сильно изувечена. Оставив ее около горячего источника, охотник продолжил промысел. А когда вернулся, собака уже была совершенно здорова. Ее следы, уходящие в воду, навели охотника на мысль о целебности источника. Тогда он сам залез в горячий ключ, и тяжкий недуг, долго мучивший его, как рукой сняло. Весть об этом быстро разнеслась по тайге.
Одна из сойотских легенд рассказывает об удивительном случае, когда охотник из племени сойотов, преследуя несколько дней раненного им стрелой оленя, наконец настиг его в горной долине. Он ожидал увидеть обессиленного от раны и непрерывного преследования зверя, но увидел оленя, встающего из грязи, совершенно здоровым, полным сил и мощи. Заинтересованная эта грязи, обратил внимание на источники, расположенные вблизи этого места, вода стекала в небольшом озерке с грязью на берегах. Охотник понял, что эти источники помогли излечить раненого зверя. Так появилось первое свидетельство о целебной силе Шумака. К лечебным средством потянулись охотники, местные жители. Случаи исцеления и прилива сил были настолько наглядными,что уже вскоре чудодейственная Шумакская долина у местного населения приобрела статус священной, туда стали ходить не только лечиться, но и молиться о здоровье и благополучии рода, совершать обряды. Рассказывают, что очень давно в долине было летнее поселение сойотов.
Легенды о скрытых горами благоденственных долинах широко распространены среди народов, проживающих в различных регионах мира. Как считается, особые условия в такой долине укрепляют здоровье, продлевают жизнь и способствуют успехам в медитации. Например, легенда о таинственной тибетской долине Шангри-Ла, скрытая неприступными горами Гималаев и заболевших глазными людьми, где ее жители проживают свой век, не зная болезнь и совершенно не старясь, распространилась по всему миру и приобрела необычную популярность. Особые свойства подобных горных долин могут объясняться, в частности, регулярным употреблением их уникальной лечебной воды из бьющих там источников, которые известны местному населению под названием «источники живой воды, дарующие долгую жизнь».
Во времена, когда не было никаких лечащих врачей и эффективных лекарств, надежным способом поправить и укрепить здоровье было поездка на минеральные воды. С тех пор остаются неизменными мудрость и строгие правила их посещения, выработанные за столетие народной мудростью. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений. Как правило, обряды просительно-благодарственного характера (угощение эжина аршана вином, привязывание ленточек) совершаются дважды: по случаю приезда - с просьбой дать здоровье, освободиться от недуга и по случаю отъезда - в знак благодарности.
Из истории известны имена людей, точно предугадавших лечебные свойства многих источников. Например, уроженец Баргузинской долины Содой-лама (Цыден Содоев, 1846-1916), имеет необычные способности, и по неуловимым оттенкам вкуса воды может определить ее лечебный эффект. Современный лабораторный анализ проб воды подтвердил его выводы.
Холодные и горячие минеральные источники в большом количестве встречаются на побережье Байкала, в Баргузинской и Тункинской долинах, в Восточном Саяне, где Шумакская долина известна также под именем Чудодейственная долина ста источников. Наибольшее количество целебных минеральных источников и выходов горячих подземных вод сконцентрировано на побережье Северного Байкала (мыс Котельниковский, курорт Хакусы, пос. Давша). Родники и источники есть на берегу Малого Моря и на острове Ольхон. На восточном побережье популярен курорт Горячинск, в Чивыркуйском заливе - источник Змеиный.
Наши предки определили, как следует для эффективности лечения вести себя на целительных водах. Строгие правила предписывают всем, посещающим источники, даже пальцем не трогать лунки источников. Воду аккуратно черпали из лунок ложками, не углубляя дна. Для каждого источника делали специально берестяной туясок и оставляли его рядом, чтобы люди пили только из чистой тары. Черпать грязной посудой или руками из аршана считалось грехом (это совершенно правильно, т. К. Источники малый дебет менее 0,1 л / сек). Считается крайне бережно относиться к источнику, если осквернить целебный источник, он потеряет свои свойства. Поэтому у источников нельзя было передвигать камни, ломать и рубить деревья, рубить деревья и деревья, категорически запрещается мусорить и использовать мыло, стричь ногти, постригаться и бриться - никакая своя грязь не должна быть в священном месте. Здесь запрещено шуметь, ссориться и сквернословить, предписывалось думать только о хороших помыслах, чтобы ничем не обидеть местных духов - хозяев источников. Детям запрещается поздно вечером шуметь и играть на улице, когда вечерело, маленьких детей уводили в зимовья, чтобы шумными играми они не тревожили покой местных духов. По этой же причине на аршанах допускаются люди, накануне участвующие в похоронных обрядах, а женщинам в критические дни принимались запрещать источники и приниматы.На камнях у источников были сделаны надписи на старомонгольском языке об их предназначении: «сердце», «зубы», «желудок», «почки», «глаза». Как людям в древности, без лабораторных анализов удавалось точно определить свойства воды остаётся загадкой. Есть просто фантастические легенды, например, найденных рядом с аршаном камня в форме сердца, почек, исходя из формы камней, люди, якобы, определяли свойства источниками.
Бережное и разумное отношение к лечебным источникам источников было естественным, а их источник - бесспорна, выросших среди природы и воспитанных на заповедях шаманизма, среди основных - не навреди природы, они оказались мудрее современников, вырубающих лесов в непосредственной близости от источников. Ещё в 50–60-х гг. В прошлом столетии буряты строго соблюдали заповеди оттуда, кто нарушал запрет и заходил с лошадьми на лошадей целебных вод мог на кругу публично выпороть. Современные туристы по своему невежеству иногда оставляют на камнях источники медных монет, окислы, которые после дождя также могут засорять, делать эти подношения металлическими монетами, передвигать камни и складывать из них пирамиды - не следует.
Народный опыт воды показывает, что для получения оптимального рекомендуется пить минеральную той местности, где человек живет. При правильном употреблении минеральной воды она оказывает воздействие на здоровье человека, укрепляет иммунную систему. Надо только знать из каких источников, когда и как часто пить. Рассказывает, что раньше буряты реагируют нужным для себя следующим образом. Пить сверх меры из всех источников не рекомендуется - это всё-таки минеральная вода с повышенным уровнем солей и редких элементов . Такая передозировка может стать причиной скрытых заболеваний. Местное население считает, что вода воздействует наиболее эффективно, когда пьют ее непосредственно из источника, понемногу, но регулярно.Максимальный эффект от лечения достигается, если исключить вредные привычки - употреблять спиртное и рекомендовать от курения, врачи рекомендуют щадящий режим диетического питания. Местное население считает, что вода воздействует наиболее эффективно, когда пьют ее непосредственно из источника, понемногу, но регулярно. Максимальный эффект от лечения достигается, если исключить вредные привычки - употреблять спиртное и рекомендовать от курения, врачи рекомендуют щадящий режим диетического питания. Местное население считает, что вода воздействует наиболее эффективно, когда пьют ее непосредственно из источника, понемногу, но регулярно.Максимальный эффект от лечения достигается, если исключить вредные привычки - употреблять спиртное и рекомендовать от курения, врачи рекомендуют щадящий режим диетического питания.
По старым бурятским обычным, местные жители приезжают на источники для лечения по нечетным дням, выбирают оптимальную своего приезда по лунному календарю, по фазам луны. Проводят здесь обычно 14 дней: 7 дней принимают ванны, затем 7 дней отдыхают (по старому правилу - сколько дней принимают ванны, столько дней и отдыхают). В первый день приезда обязательно брызгают и делают приношение местным духам.
Если человек здоров, рекомендуется принимать воду из источников за 30–45 мин до еды, пить ее следует не торопясь, принимать небольшими глотками. Наибольший эффект лечения достигается, когда известно заболевание и персональная врачебная рекомендация больному, за какое время до еды лучше минеральная вода. Время приёма воды назначается индивидуально в зависимости от болезней и функций организма человека, поэтому на курортных водолечебницах лечение проходит под контролем врача. Например, при гастрите с пониженной секрецией пьют воду перед едой, при язвенной болезни - после еды, причём время рекомендованного приема может изменяться в широких пределах от 30 мин до 1,5 часов до еды или после еды.Насколько правильно будет подобран режим водолечения, зависит конечный эффект оздоровления организма. Воду пьют небольшими порциями 3 раза в день (утром натощак, перед обедом и перед ужином). Разовая доза воды должна колебаться в пределах от 100 до 250 мл., Или 3–4 мл на 1 кг массы тела (вес 60 кг, объем воды 180 мл.). Начинают прием минеральной воды с минимальной дозой, повышенная, и к 3–4 дню достигают полной дозы. При таком дозировании воды определяется ее переносимость. Длительность приема минеральной воды равна 4 неделям, но у больных, трудно поддающихся лечению, может быть до полутора месяцев.Считается, что применение лечебной эффективности более длительно нецелесообразно из-за наступления привыкания к ней и нежелательности длительной солевой нагрузки воды для организма. В лечении должен быть перерыв 4–6 месяцев. Также медики что указывает, не всегда оправдана методика, по которой, зачастую,
Вода, набираемая для хранения в бутылках, теряет свои лечебные свойства. Считается, что воду нельзя увозить и продавать, если её начать продавать она потеряет свою лечебную силу. Экспериментально установлено, что целебные свойства воды сохраняются дольше, если герметичные бутылки с минеральной водой хранятся в лежачем положении при температуре от 5º до 15º С. Не стоит долго хранить минеральную воду в открытой посуде - в ее составе происходит денатурация, теряется температура и газы, соль оседают, вода мутнеет и теряет свой вкус, а также многие лечебные свойства.
Из источника нельзя черпать глаз рукой, чтобы не занести туда с рук грязь. По этой же причине водой из ладоней, как обычно моют утром лицо, не промывают глаза. Старожилы системы рекомендуют для глазных процедур использовать стерильную тару с завинчивающейся крышкой и широким горлышком, чтобы полная емкость с водой плотно прилегала к глазу. У кого нет с собой подобных фляжек, використовуйте чистые кружки. Наполненную доверху водой из источника кружку прислоняют к глазу и немного наклоняют, чтобы вода попадала в моргающий глаз, таким образом, контакт с руками полностью исключается. Соответственно, чтобы не загрязнять источник промывку глаз надо проводить в удалении от источника.
АРШАНЫ В МИРОВОЗРЕНИИ БУРЯТ (Из национального парка «Тункинский»)
«Существует множество бурятских легенд о происхождении аршанов (минеральной воды), многие из которых соотносятся с деятельностью эпического героя Абай Гэсэра. Одна из них - «Гэсэр стегает воду своим ременным кнутом», чтобы разлетевшиеся четыре стороны превратились в аршанные родники - «булаг бэрэ аршан» (Бурчина, 1990). В другом случае Абай Гэсэр освобождает воду, заключенную под слоем земли, с помощью черного отцовского копья.
В цикле преданий о возникновении целебных источников питания факт возникновения аршана от мочи божества или святого. В генеалогическом предании о предке булагатов сообщается, что тункинские аршаны появляются там, где помочился небесный бык Буха-нойон.
Часть легенд о происхождении аршанов связывается с горой (горами) Мундарга, на вершине которой находится вода бессмертия. С одной из них ворон, единственная птица несет в клюве вечную воду и несколько капель роняет на землю. Там, где упали капли, возникли целебные родники. По монгольским мифологическим версиям, ворон является птицей, специально назначенной бурханом, которая должна была спустить аршан, приготовленный Богом на землю.
Целебное свойство вод аршанов наделялось сакральной силой, в связи с этим вода родников именовалась хара уhан - «черная вода». Эпитет «хара» содержание «сила, мощь». Нередко по определению «хара» примыкает и другое - «мүнхэ» (бессмертный), поскольку вода аршанов, по религиозным воззрениям, могла даровать бессмертие, выступая аналогом живой воды в русской культуре. По преданиям бурят, вода бессмертия находится на вершине гольцов г. Мундарга, и только ворон способен долететь до вершин этих гор. Помимо такого собирательного образа гольцов, существует и реальный орографический объект - гора Мундарга в Тункинской долине. Эта гора помещения духа горы Моон нойона. Там и находится, согласно воззрениям бурят бессмертная вода.
Существует ряд правил и требований в период лечения целебными источниками. Не рекомендуется отправляться на источник без опытного проводника. Обычно такими людьми были пожилые мужчины, поскольку в недавнем прошлом женщинам воспрещалось посещать гороскопы в прошлом.
Прибывшие на лечение, прежде всего, заболевания, они намерены избавиться. Важное значение придавалось времени принятия процедуры. Например, пить целебную воду необходимо было в ранний предрассветный час (летом - в 3 часа ночи), когда еще спят птицы. Это правило обусловлено верой в то, что аршан из которого утром напились птицы, теряет свою лечебную силу. В связи с этим и следовало пить целебную воду до того, как ее попробует птица. Такие представления современные толкование более древнего предания, связанного с конкретными птицами - вороном. Ворон пьет аршан, поэтому бывает долговечен. Географ В.Н. Потанин, путешествуя по Восточной Сибири в 1883 г. записал местное предание: «Из аршана, чтобы вода имела силу,Ворон рано прилетает пить. Оттого он получает бессмертие».
Приступая к лечению, гадали о пользе силы источника для конкретного человека. Для этого искали вблизи источника небольшой камень, в «чистом» месте, где люди не ходили. Затем нашёптывали свой вопрос и бросали его в воду аршана. Если вода источник должна была принести пользу больному, камень гадающего покрывался зелеными водорослями. В том случае, если болезнь не поддавалась полному излечению и требовалось повторное лечение, водоросли покрывали поверхность камня частично. Если лечение водами аршана не подходило больному, водоросли не прилипали к камню, а плавали над ним. Более того, подобный признак указывать на скорую смерть больного.
По народной традиции на один и тот же источник следовало выезжать нечетное количество раз, количество приема воды или ванн также ложно быть нечетным (Чжуд - ши, 1989) ».
ГОРЯЧИЙ БАССЕЙН. ИСТОЧНИК КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ
Берега Северного Байкала славятся горячими минеральными источниками, которые свидетельствуют о продолжающихся тектонических процессах в Байкальском рифте. Самым горячим выходом подземных вод на Байкале является источник на мысе Котельниковском (80 км южнее от Северобайкальска), стабильно сохраняющий + 81ºС на выходе из недр круглый год на протяжении всего наблюдаемого времени (выход - 10 л / с).
Источник упомянутым географом К. Риттером в «Землеведении Азии»: «Неподключение от р. Котельниковой, на мысе, прилегающем к полуострову, поросшему лиственничным и сосновым лесом, на открытом месте, возвышающемся только на 5 футов над поверхностью озера, находятся горячие ключи. Главный источник был обложен камнем, углублен и защищен кровлею в 1769 г. Сибиряковым, начальником Нерчинских рудников; Вода для всей окружающей среды. на всей этой местности никогда не бывает снега. самым горячим из всех известных на берегу Байкала издаёт заметный запах сернистого водорода и покрывает серебряную монету чёрной плёнкой сернистого соединения;кусок свежей и сырой рыбы, брошенной Черским в источник, побелел уже спустя 3 минуты, а после 19 минут мясо её свободно отделялось от кости и не теряло белого цвета даже после охлаждения. Окружающая местность отличается болотистым характером и на расстоянии до того нагрета, что снег тает здесь даже зимой и некоторая прилегающая часть Байкала вовсе не замерзает; охлаждается только верхняя галька, а слой, лежащий непосредственно под ним, всегда тёплый. Главный источник обведён разрушающимся уже впрочем срубом; вблизи от него стоит так-же ветхий крест, в некотором отдалении остов бывшей здесь некогда тунгусской юрты ».
Термальная вода этого источника не имеет аналогов в байкальском рифте, нельзя употреблять внутрь, но зато купаться в такой горячей воде, особенно зимой. . Вода помогает при болезнях суставов, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваниях и т. д., но для эффективности лечения надо по несколько раз в день купаться на протяжении минимум недели.
В 1990 гг. в этом месте на берегу бродили медведи, а на горячем одном источнике стояло только одно бревенчатое зимовье. Чтобы принять ванны, горячую воду из источников, нужно было разбавлять холодную воду из Байкала. Для этого холодную байкальскую воду носили ведрами и выливали в углубление среди камней с природной горячей водой. В сентябре 2007 г. на этом источнике строителями сдан в эксплуатации санаторий-профилакторий Управления строительства АО «Бамтоннельстрой». Он рассчитан всего на 32 человека и имеет статус ведомственной лечебницы. На огороженной территории построено двухэтажное здание гостиницы, современный теннисный корт, и два бассейна, облицованные цветной мозаикой.В одном из них температура воды составляет + 40º С, в другом + 32º С. Купаться в горячей воде рекомендуют не больше 5 минут. После того как в 1987 г. теперь можно только помыть руки в неглубоких ямах среди валунов пляжа, температура в которых превратится + 20º С.
Кроме этого горячего источника в окрестностях Северобайкальска популярные термальные источники Дзелинда, расположенные в долине Верхние Ангары, в 92 км от Северобайкальска, источник Гоуджекит в 25 км от Северобайкальска, источник Хакусы на восточном берегу Байкала. На каждом из них построены туристические базы и сооружены водолечебницы с бассейнами.
ГИДРОТЕРМАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ГОУДЖЕКИТ. Расположен в 25 км от Северобайкальска. Открыт в 1989 г., вода по своему составу близка к типу «Дилижанский». Источник представлен выходами гидротерм в пойме реки Гоуджекит из пробуренной скважины в гранитных породах по тектоническому разлому. На территории источника имеется гостиничный комплекс. Вода полезна как для внутреннего применения в качестве питьевой лечебно-столовой, так и для наружного использования. Вода фтористо-гидрокарбонатная с температурой 43–50º С используется наружно при заболеваниях костно-мышечной и нервной системы, кожных и гинекологических заболеваний. Зимой (с ноября по апрель) функционируют лыжная трасса и 200-метровый учебный склон с бугельными подъемниками.
ТЕРМАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ДЗЕЛИНДА находится в долине реки Верхней Ангары, в 92 км от Северобайкальска. Проезд поездом № 616 Северобайкальск - Уоян (время в пути - 2 часа). Отдых и лечение на базе отдыха круглогодичные. Температура воды - 44,5º С. Вода сульфатно-гидрокарбонатно-натриевая. Оказывает лечебное действие благодаря наличию в воде фтора и кремнекислоты, а также радона. На территории источника имеется гостиничный комплекс.
ИСТОЧНИК ХАКУСЫ . Водолечебница Хакусы основана в 1953 г. общими усилиями рыболовецких артелей: имени Ленина, «Победа» и Забайкальского госрыбтреста. Губа Хакусы вдается в берег между мысами Хакусы и Хаманкит. В губе Хакусы материк, густо поросший сосной, кедром, пихтой и березой, окаймлен 4-километровым песчаным пляжем, который упирается на юге в скальные гранитные столбы мыса Хаманкит. Вдоль пляжа, окаймляющего берега северной части губы, тянется песчаный яр. Недалеко от устья речки (в 700 м от берега) с правого берега в нее стекает ручей, берущий начало в Хакуском горячем минеральном источнике. Название Хакусы происходит от эвенкийского слова, означающего «жара», «горячий».В Хакусах находится самый мощный на Байкале горячий источник. Здесь на поверхности выходят два горячих источника, по составу воды они очень близки к известному минеральному источнику Пятигорска. Выход воды составляет 40–50 л / с. Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая с минерализацией воды 0,3 г / л. Температура воды в источнике +42 - + 46 ° С. Рекомендуется для лечения кожных заболеваний (дерматозы, экземы, псориаз), болезни суставов и опорно-двигательный аппарат, хронический гинекологические заболевания. Аналогами по свойствам воды считаются курорты Горячинск в Прибайкальском районе Республики Бурятии и курорт Кульдур в Хабаровском крае.
Термальные источники с температурой воды в некоторых из них из них выше 70 ° имеются также в долинах рек Баргузинского заповедника: Еловка, Большая, Таламуш и Давша.
ИСТОЧНИК ЗМЕИНЫЙ В ЧИВЫРКУЙСКОМ ЗАЛИВЕ
Бухта Змеиная (8 км от пос. Курбулика) славится горячими источниками, изливается в нескольких местах побережья - на суше и под водой. Свое название источник получил от популяции обыкновенного. Популяция местных ужей реликтовая, она выживает здесь только благодаря особому микроклимату термальных источников. На месте выхода воды со слабым запахом сероводорода построено два деревянных сруба для купания. Дебит источника стабилен на многих десятилетий и составляет 0,2–0,3 л / с, или около 20 м 3 / сутки, температура воды от +38,5 до + 45 ° С в зависимости от времени года.Рядом с основным каптированным деревянным срубом имеются еще 4 грифона среди галечных донных отложений, температура воды в которых колеблется от +28 до + 34 ° С, поэтому нельзя в этом месте подъезжать зимой по льду близко к берегу. Термальный источник, находящийся в бухте Змеиной рядом с мысом Горячинский, относится к аллинскому типу (Фролихинский, Большереченский). Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая, общая минерализация - 0,5 г / л, с запахом и привкусом сероводорода, с содержанием фтора от 10 до 23 мг / л. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно -двигательная система.
Кроме Змеиного на территории находятся еще два термальных источника –Нечаевский, в долине реки Б. Чивыркуй, и источники Кулиных болот. Все три связаны с региональным тектоническим разломом, тянущимся вдоль северо-восточного побережья Байкала. Нечаевский источник относится к гидротермам горячинского типа (Хакусы, Давша). Он имеет 2 воронки, отстоящие на 5 кмдруг от друга. Термальная вода проходит через песчанно-валунные отложения, струи ее разбавляются и в различной степени охлаждаются грунтовыми водами, поэтому температура колеблется от 24 ° С до 38,5 ° С. Вода чистая, без запаха. Дебит ручейка 0,1–0,4 л / с. Вода по составу относится к типу сульфатно-натриевых.
Источники Кулиных болот расположены в северной части Чивыркуйского перешейка. Здесь в обширной заболоченности встречаются озерки и ямки, на которых бьют более 100 грифонов термальной воды (20 ° С-65 ° С). Судя по большому количеству выходов, здесь сосредоточены большие ресурсы термальных вод. Состав гидрокарбанатно-натриевый, с повышенной концентрацией хлора и фтора.
В бухту Змеиную можно попасть пешком по промаркированной тропе из Монахово. Тропа проходит вдоль северного побережья Чивыркуйского залива через поселки Катунь и Курбулик (20 км). Преимущественно она идет по горам среди смешанного и соснового леса. На побережье на этом маршруте встречается множество различных удобных бухт с песчаными пляжами, предлагаемые для отдыха и стоянок. От пос. Курбулик до пляжа Кресты в бухте Зинойме - 2–3 часа ходьбы, до источников - 4–5 часов.
ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ДОЛИНА СТА ИСТОЧНИКОВ [1]
На северном склоне Тункинских Гольцов в долине р. Шумак находятся целительные источники, которые являются древними временами известны охотникам и местному населению под названием «воды» или «источники, которые дают долгую жизнь». Это благодатное место, богатое уникальным сочетанием природных щедрот: целебными живительными водами, кедровыми лесами, обилием ягод и животных. Попасть сюда можно только по горной тропе, преодолеть за 2 дня пути трудный перевал Шумак, или по воздуху на вертолете. Сила лечебных вод шумакских аршанов поражает ученых. Живая природная вода хорошо структурирована и обладает животворной энергией. Ее лечебные объясняются очень редким разнообразным сочетанием микроэлементов, в водах разных селен, радон, свойства кремний.Практически все элементы периодической таблицы есть в водах Шумака, по химическому и газовому составу каждый из этих источников уникален. Особенно поразительно, что вода отличается по своему химическому составу даже в источнике, состоящем из нескольких сантиметров друг от друга. Задолго до появления современных методик исследований местных знахари и лекари-ламы правильно определили методы распространения информации. На старомонгольском языке они сделали пояснительные надписи на камнях и деревянных табличках - от какой болезни лечит каждый источник. Ученые подтвердили правильность их рекомендаций, и старинные монгольские надписи обновили на русском языке.Задолго до появления современных методик исследований местных знахари и лекари-ламы правильно определили методы распространения информации. На старомонгольском языке они сделали пояснительные надписи на камнях и деревянных табличках - от какой болезни лечит каждый источник. Ученые подтвердили правильность их рекомендаций, и старинные монгольские надписи обновили на русском языке. Задолго до появления современных методик исследований местных знахари и лекари-ламы правильно определили методы распространения информации. На старомонгольском языке они сделали пояснительные надписи на камнях и деревянных табличках - от какой болезни лечит каждый источник. Ученые подтвердили правильность их рекомендаций, и старинные монгольские надписи обновили на русском языке.
Маломинерализованные родниковые воды, насыщенные полезными для человеческого организма редкими микроэлементами, способны излечить от множества болезней. В лечебных источниках Шумакской долины сконцентрированы все лучшие свойства минеральных вод Кисловодска и Пятигорска, Цхалтубо и Нафтуси. Такое благоприятное сочетание очень ценных свойств минеральной воды на территории Восточной Сибири, да и во всей России, - большая редкость. Основными лечебными факторами являются углекислые газы, ионы, гидрокарбонатов, магния, кальция и микроэлементы - стронций, медь. В истории Шумака зафиксированы реальные случаи, безнадежно больные на выздоровление: незрячий начинал видеть, а пришедший на косты уходил обратно без них.Так и закрепилось за долиной Шумака второе название - долина источников от ста болезней.
Долина с чудодейственными источниками среди саянских гор с давних португальцев была известна охотникам. Одна из сойотских легенд рассказывает об удивительном случае, когда охотник из племени сойотов, преследуя несколько дней раненного им стрелой оленя, наконец, настиг его в горной долине. Он ожидал увидеть обессиленного от раны и непрерывного преследования зверя, но увидел оленя, встающего из грязи, совершенно здоровым, полным сил и мощи. Заинтересованная эта грязи, обратил внимание на источники, расположенные вблизи этого места, вода стекала в небольшом озерке с грязью на берегах. Охотник понял, что эти источники помогли излечить раненого зверя. Так появилось первое свидетельство о целебной силе Шумака.К лечебным средством потянулись охотники, местные жители. Случаи исцеления и прилива сил наглядными, что уже вскоре Шумакская долина у местного населения приобрела статус священной, туда стали ходить только лечиться, но и молиться о здоровье и благополучии рода, совершать обряды. Уникальные Шумакские источники получили статус особо охраняемой природной территории. 7 декабря 2009 года президентом Бурятии было подписано постановление правительства РБ №454 «Об образовании природного парка« Шумак ».
Сейчас на Шумак приезжают лечиться со всей России. В 1997–1998 гг. здесь был построен дацан, ставший религиозных обрядов в долине. Небольшой дуган существовал здесь ранее, но в конце 30-х гг. прошлого века его сожгли. Рядом с источниками постепенно были обустроены десятки таежных зимовий и бревенчатых пансионатов с печками, их насчитывается 43 единицы. В 2006 г. на Шумаке была построена с соблюдением экологических норм единственная в этой долине туристическая база «Ока-Шумак», строения которой точно вписаны в таежный ландшафт и соединяются между собой приподнятыми над растительным покровом деревянными тротуарами, чтобы мхи и лишайники оставались в своем первозданном виде.Благодаря этой территории турбазы рядом с отдыхающими туристами проживают почти ручные дружелюбные бурундуки и белки. Через р. Шумак в 2008 г.
Зимние месяцы выделяются в долине реки Шумак окружающих заснеженных пространств с обширными участками земли с растворами на ней снегом. Зимой, когда перевалы засыпаны 1,5-метровым слоем снега, их скальные гребни с нависшими снежными карнизами становятся опасными и непроходимыми, сообщение с Шумакской долиной на долгие 8 месяцев в году прерывается. Очень редко одиночные группы лыжников-спортсменов осмеливаются на зимний поход на Шумак. В летние месяцы, наоборот, долина с новыми оживляются и наполняется множеством отдыхающих, проживающих на курортеми.
Источники в долине бьют из-под земли у подножия гор на обоих берегах реки. На максиме количество источников находится на левом берегу. Вода из всех источников стекает в одно русло (суммарный расход всех источников около 10 литров в секунду, для сравнения: в Горячинске - больше 20, в Хакусах - до 50 литров). При ее охлаждении избыток солей выделяется в виде кальцита, образует в русле ручья ступенчатые террасы из белого ноздреватого известкового туфа - травертина. Сквозь прозрачную воду на дне можно увидеть окаменелые листья деревьев. Ручей с минеральной водой ниже туфовых террас грязевой ванной. В эту естественную ванну стекает минеральная вода от 42 источников.Редкие вещества и химические микроэлементы аккумулируются в грязевых отложениях водоема, лечебные свойства грязи, образовавшейся за длительный период времени, изучены слабо, но обмазаться этой лечебной чудо-грязью предлагает большинство посетителей курорта. Главное - не переусердствовать и не перегрузить сердце длительностью процедур, обилие активных микроэлементов может сильно воздействовать на организм.
В знак благодарности за исцеление люди вырезают деревянные скульптуры, очищают территорию и очищают источники. И так почти у каждого источника. На многих ручейках крутятся игрушечные деревянные мельницы, вращают молитвенные барабаны или игрушечные фигурки зверей с приводом от самодельных мельниц-турбинок. Местность вокруг систем, благодаря усилиям людей, превратилась в музейную экспозицию даров. Почерневшие, деревянные даровницы, естественно вписываются в ландшафт и добавить ауре этого места больше местной экзотики. Трогать чужие подношения руками можно, а вот забирать с собой не рекомендуется - иначе можно унести чужие болезни и проблемы.
Самое ценное в водех Шумака - это радон, содержание его в «главном Аршане», над которым построен домик (температура воды - чуть выше 30 градусов повышенная радиоактивность (до 350 эман (Е)) - внесистемная единица качества радиоактивных веществ (для сравнения: знаменитая Нилова Пустынь - до 80-90 эман). 1Е содержит радиоактивного вещества, имеющего активность 10 -10 кюри на 1 л раствор).
Термальные углекислые воды Шумака выходят на поверхность тремя группами. Первая группа, насчитывающая 42 источника протяженность 70 м, имеет температуру от +10 до + 35 ° С, содержание углекислоты от 264 до 989 мг / л. Суммарный дебит всех родников этой группы равенство 5,3 л / с. Концентрация радона в водах не превышает 20 эман. Вторая группа протяженностью 175 м имеет 50 выходов. Вода при этой же температуре содержит до 35 эман радона и до 300 мг / л свободной углекислоты. Термальные источники третьей группы на правом берегу р. Шумака тянутся на 120 м. Они имеют 16 грифонов с температурой от +28 до + 34 ° С. Содержание радона колеблется от 288 до 550 эман, а содержание свободной углекислоты достигает 380 мг / л.Радиометрическое исследование на территории источников выявило аномалию в районе главного источника и радоновой ванны (до 87 мкр / ч,
Мощный паводок 7-9 июля 2001 года спрямил русло, и сместившаяся река замыла с десяток второй нижних, особо ценных ключей, средней линии грифонов, разрушив часть туфовых ступенек, образовавшихся за долгое время. Назвать точное количество действующих систем сейчас трудно. Последние комплексные научные работы, в т.ч. и паспортизация всех источников проводилась до катастрофического паводка, в 1998 г. было насчитано - 108 источников, в 2001 г. - до 70 выходов, однако на камнях до сих пор можно встретить порядковые номера 107, 117.
Теплые воды источников второй группы сравнивают с водами курорта Цхалтубо, которые отличаются от шумакских повышенным содержанием сульфатов. А воды третьей группы по наличию в них биологически активных компонентов, являющихся аналогом теплого нарзана Пятигорска, водокурихи на Алтае и Ямкуна в Читинской области.
КУРОРТ АРШАН В ТУНКИНСКОЙ ДОЛИНЕ
Тункинская долина является продолжением байкальской впадины и уникальна своими целебными источниками и альпийскими лугами. Она протянулась на 200 км, постепенно поднимаясь от 550 до 1200 м над уровнем моря и сужаясь от 30 до 20 км. Самый известный и посещаемый в Тункинской долине курорт Аршанрасположен в 28 кмот А-164 (210 км от Иркутска) у подножия Тункинских дорог Гольцов на высоте 893 м над уровнем моря. Первое письменное сообщение о минеральных источниках (аршанах) относится к 1894 г. Курорт Аршан основан в 1920 г.Тункинская долина богата минеральными источниками, всего их больше 200, каждый из них отличается от других по температуре, минерализации, вкусу воды и уровня содержания в ней углекислоты и радона, однако из них официально зарегистрированы около 20 целебных источников. Можно заехать испить воды из целебных источников Аршана, принять горячий душ в Жемчуге или горячую радоновую ванну в Ниловой Пустыни. Минеральные воды курорта Аршан популярный диапазон температур: от холодных (11–13 ° С) до горячих (45 ° С). По химическому составу минеральные воды Аршана, по классификации В.А. Александрова, являясь углекислыми с высоким газосодержанием.Аршанские минеральные воды имеют сложный состав и богаты микроэлементами по физико-химическим свойствам, которые являются аналогом кисловодского нарзана, но превосходят его по минерализации. Химический состав сохраняется сохранным уже более 100 лет. Вода используется в лечебных целях для питья, ванн и душа. Показания для лечения: болезни органов пищеварения и органов кровообращения, кардиология, пульмонология, нефрология, неврология.
Минеральная вода каптирована скважинами (985 м 3 / сутки) и подается по трубопроводам на питьевые бюветы и в ванный корпус. Имеются два бювета минеральной воды - теплая и холодная. Естественный выход минеральной воды сохранился только в одном месте - это, так называемый глазной источник, его легко найти, на его расположение указывает священная роща. Вода глазного источника содержит железо, до 600 мг / л. В 2014 г. у глазного источника была установлена скульптура почитаемого бурятами с добуддийских времён хозяина местности - эжина, покровителя здоровья и долголетия Сагаан Убгэна (Белый старец).
Из числа числа в окрестностях Аршана можно сказать чашу Девственниц. Каменная чаша с водой в русле реки, находящаяся в верховьях реки Бухота, протекающей в 3 км от пос. Аршан. Удивительное по красоте место, наполненное энергией и энергией. По местным бурятским обычаям в этой чаше перед свадьбой купается невеста. Обычно бурятские свадьбы справляются летом или ранней осенью в период полнолуния или новолуния. Бытовало поверье, что начало семейной жизни, приуроченное к полнолунию или новолунию, сулит счастье и удачливую и богатую жизнь в дальнейшем. Большая роль отводилась предсвадебным обрядам. Девичник, или обряд проводов невесты, широко отмечался по всей Бурятии.Проводы девушки-невесты длились 2–3 дня и собирали много молодых из разных улусов. В последнюю ночь перед свадьбой невеста с подружками уходили в тайное место и совершали обряд омовения и подношения семейным духам - онгонам рода. Около Аршана подобный обряд проходил в верховьях р. Бухота. Невеста ночью купалась в каменной чаше, если она была чиста в своих помыслах и обряд проходил благополучно, считалось, что духи рода благословляли ее на брак.
Вблизи курорта (500 м вверх по тропе) находится каньон р. Кынгарга («кынгарга» - в переводе «барабан»), недоступный летом, но по нему можно совершить увлекательную экскурсию по замерзшей реке обледенелых скал. Сквозь лед видна стремительно текущая вода. Длина реки от истоков до устья более 27 км. Дно каньона выстлано отполированным водой мрамором розового и желтого цветов. Чуть выше (1 км по широкой тропе) - мощный водопад высотой 5–6 м, перед падением которого перекинут мост, сюда легко совершить короткую экскурсию. В начале тропы к водопаду находится священная роща с глазным объектом. Вокруг источника стволы сосновой рощи по бурятскому обычаю обвязаны хадаками - жертвенными лентами материи.Ко второму водопаду надо забираться дальше по скалам, по узкой и небезопасной для маленьких детей тропе, метров 300. Второй водопад - это широкий каскад из нескольких каменистых ступеней, наибольшая из не длин 3 м. Всего на Кынгарге насчитывается 12 водопадов, к ним можно пройти по тропе вдоль реки (11 км). Самые высокие водопады имеют падение около 10 м.
[1] Подробнее в книге С. Волкова «Тайна золотой жилы Демина. Шумакские источники », Иркутск, 2012 г.