В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ ПРЕДКОВ. ЗАГАДКА МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ БАРГУДЖИН-ТОКУМ
Текст и фото Сергей Волков, обновлён 12.08.2025 г.
В ПОИСКАХ СТРАНЫ ПРЕДКОВ. БАРГУДЖИН-ТОКУМ

У бурят сохранилась легенда о том, что в Баргузинской долине на восточном берегу Байкала находятся могилы знатных монгольских нойонов и их предков. В летописи всех монгольских ханов «Золотой свод» и в «Сокровенном сказании монголов» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» (внутреннее море). В научном комментарии к переводу текста разъясняется, что под этим названием, по мнению переводчика текста С.А. Козина, надо понимать «переплыв море Каспийское», или возможно – Байкал, в переводе монголоведа А. Мелёхина – «переправившись через воды реки Тенгис» в Монголии, т.е. мы видим, что у переводчиков текста нет единства, какой географический объект может быть тождественнен названию Тенгис. Тюркско-монгольское словосочетание «тенгис-далай» (море-океан) в комментариях лингвистов вмещает не только понятие большой воды, но и понятие безграничности. На основании всего одного единственного упоминания в тексте монгольской летописи географического названия Тенгис, неизвестно где под этим именем в действительности находился водоём (никаких указаний на этот счёт в летописи нет), многие приняли на веру предположение, что это море – Байкал, именуемый ранее тюрским словом Тэнгис (Тенгис). Но верно ли это на самом деле? В настоящее время получило распространение мнение, что «переправившись через Тенгис, прародители Чингисхана достигли земли Баргучжинской» (предпологают, что это может быть – долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала – изначальная земля предков, Баргуджин-Токум. Однако в исторических документах есть конкретные указания о её местонахождении в XIII веке совершенно в другом месте, далеко на западе от Байкала – в Барабинской степи между реками Иртыш и Енисей. Эти явные противоречия вызывают интерес и требуют комментария.
Важнейший исторический источник «Сокровенное сказания монголов», написанный в 1240 г., в академическом переводе с подробными текстологическими комментариями был осуществлён ведущим советским учёным-ориенталистом С.А. Козиным в 1941 г., и начинается со слов: «Родословная и детство Темучина. Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган»[1]. Однако в более поздних современных переводах, в частности монголоведа А. Мелёхина, вместо «переплыв внутреннее море Тенгис» появляется перевод: «Прародитель Чингисхана, рожденный по благовению Неба, – Бортэ чоно и его жена Хоо марал – переправились через воды реки Тэнгэс (находится в Дархадской котловине западнее озера Хубсугул), пошли и сели в окрестностях горы Бурхан-халдун, что в верховьях реки Онон»[2]. Путь перекочёвки проходил от Алтая и саянских гор в верховья реки Онон.
У Рашид ад-Дина записано: «Тюркские сказители историй рассказывают, что Буртэ-чинэ, супруг Алан-Гоа, пожелали уйти из своего становища [ма уам] и местности в другие области. Между был рукав реки. Они собрали множество хвороста и из него связали [нечто] вроде плота, сели на него и, переправившись через реку, вступили в другие области»[3]. Где на самом деле находилось море или река Тенгис, а также земля предков Баргуджин-Токум, из которой они ушли остаётся обсуждаемой темой у историков. Легендарная земля Баргуджин-Токум, изначально локализуемая в XI–XIII вв. севернее Алтына (Алтая) в Западной Сибири, к началу XXI века усилиями комментаторов старинных летописей расширилась сначала до Байкала, а затем и до Баргузинской долины восточнее Байкала. Правильно расшифровать географические названия и этнические имена проживающих там народов тысячелетней давности сложно. Не все географические названия в старинных текстах можно точно соотнести с современными названиями на карте, поэтому новейшие исследования лингвистов и историков могут менять устоявшиеся представления об истории края, размерах и местоположении Баргуджин-Токум. Уже в 1692 г. Н. Витсен в своём труде о Северной и Восточной Тартарии, хотя и упоминает о Баргу, отмечает её полное забвение: «Да, целые области и народы, известные из древнейших описаний земли, теперь не обнаруживаются под их старыми названиями. Унг или Гог, Сиорза, Кавона, Байда, Баргу и бесчисленное множество других, можно видеть на старых картах и в описаниях. Я не указываю на них, так как я пытался показывать современное, а не прошлое».
[1] Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Москва,2002 г.
[2] Сокровенное сказание монголов. Редакция текста, подготовленная монгольскими учеными в2004 г., в книге «Чингисиана. Свод свидетельств современников». Москва,2009 г.
[3] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Книга вторая. Повествование о супруге Алан-Гоа. М., 1952 г. – с. 9.


Карта Тартарии (Сибири) Абрахама Ортелиуса 1570 г.
В средневековых текстах удивительно мало, практически отсутствуют, упоминания об озере, похожем на Байкал, что очень странно, если принять на веру легенды о посещении озера Чингисханом, а его воинами острова Ольхон.
На тюркском и монгольском языке «тэнгис» означает море, но местное байкальское население именовало озеро всегда иначе. В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему величали озеро. Байгаал (якутск. – «море»), Байгаал-далай (бурят-монголы – «большое море»), Ламу (эвенк. – «море»). Сомнение в тождественности названия Тенгис современному Байкалу вносит также отсутствие каких-либо иных, кроме источника «Сокровенное сказание монголов», исторических летописей, в которых бы под этим именем упоминалось наше сибирское озеро. В тексте нет никаких явных указаний, что под внутренним морем Тенгис следует понимать озеро Байкал.
В нартском эпосе и в персидских географических текстах Каспийское море называлось внутренним морем Хазар-тенгиз, Черное море – Кара-тенгиз. Имя собственное Тенгиз, также имеет широкое распространение среди народов Кавказа. Под этим именем в прикаспийских степях известны такие именитые личности, как хунский князь, сын Атиллы – Денгизих, предводитель племени ойратов – Тэнгис-гургэн.
Познания о Сибири, как отмечает историк Л.Н. Гумилёв, у тюрок были невелики. Они знали только племена и народы, жившие на границе со степью: кыргызов в Западных Саянах, карлуков на Верхнем Иртыше, курыканов, в то время живущих в верхнем течении Ангары и около Байкала, но детальных географических представлений о сибирском озере не имели. У местного байкальского населения тюркское слово Тенгис практически не распространено в именах собственных, не встречается и среди географических названий нашего края. В топонимическом словаре С.А. Гурулёва рассмотрено около 8 тыс. географических названий Иркутской области, среди которых нет ни одного с именем Тенгиз.
В отличие от Прибайкалья, где нет следов этого имени, например, в Казахстане, где это слово имело распространение, лингвистических следов его использования множество. Получается заколдованный круг, лишь на основании упоминания названия Тенгис в «Сокровенном сказании» утверждают, что так в древнее время именовался Байкал, но в каких других источниках об этом можно прочитать? Точно такая же картина с китайским названием «Бэйхай», ставшим синонимом Байкала во многих туристических путеводителях. Историки, ссылаясь на древнекитайский источник «Каталог гор и морей», датированный IV– I вв. до н. э., где на самом деле под этим именем упоминается не Байкал, а совершенно другие водоёмы на севере Китая.
[i] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 151.

В вышедшей в 2015 г. книге «Географические названия Иркутской области»[1] топонимиста, заслуженного деятеля науки Бурятской АССР С.А. Гурулёва дан комментарий более 8000 географических названий, в их числе 4795 водных объектов, 723 элемента рельефа, 1054 населенных пункта. Среди рассматриваемых географических названий нет ни одного с словом Тенгиз (Тенгис). За этот многолетний научный труд и другие многочисленные исследования Станислав Гурулёв был удостоен в 2015 г. первой в истории Иркутского отделения Русского географического общества золотой медали.
Под названием «Ламу», озеро часто упоминается в эвенкийских преданиях, и под этим именем впервые стало известно русским казакам. Эвенкийское название озера – Ламу на первых порах было более употребительным среди русских землепроходцев Сибири. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал». При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к» – Байкал. Происхождение названия «Байкал» точно не установлено. Название Байгал впервые встречается в монгольской летописи первой половины XVII в. «Шара туджи» («Желтая летопись»).
В эпоху Чингисхана у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. В работе монгольского учёного Сайшияла «Сказание о Чингисхане» ставится знак равенства Баргужин = Баргу, и под этой территорией понимается земля восточнее Байкала: «Баргудай. Под этим названием объединены пять племен: баргужин (еще называют баргу), хул баргужин, хори, тухэлэс, буряты. Аймак баргудай, по преданию, одного происхождения с туметами, в китайской истории их называют еще белыми татарами. Они живут в Баргужин Тукуме вдоль левого берега реки Селенги. Но за последнее время их больше называют баргу бурятами, название баргудай почти не употребляется»[2]. Однако, изначально земля Баргуджинская была описана, как протяжённая земля «в сорок дней пути», расположенная значительно западнее Байкала. В описании Рашид ад-дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, и непонятно почему к XXI веку, она внезапно переместилась на восток за Байкал и сузилась до размеров небольшой Баргузинской долины, размером в 2 дня пути.
[1] Гурурулёв С.А. Географические названия Иркутской области: топонимический словарь. Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. – 575 с.
[2] Сайшиял. Сказание о Чингисхане. Улан-Удэ, 2006 г. – с. 222.
[i] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 150
В средневековых сторических текстах, можно прочитать, что Баргуджин-Токум не соприкасалась с Байкалом и располагалась севернее гор Алтая, это обширная территория, заселённая большим количеством лесных племен, со множеством оленей, на которых они ездят, протянулась на 40 дней пути, достигает на севере океана и страны мрака. Из старинных географических описаний Баргуджин-Токум можно выделить следующие её главные характеристики:
- Баргуджин-Токум на востоке граничит с страной киргизов. Область «Кыргыз» занимала Минусинскую котловину. В летописях персидского историка Рашид ад-Дина локализация страны Баргуджин-Тукум точно указана в понятных и сейчас географических названиях – находится к северу за Минусинской котловиной, протянулась на восток до Восьмиречья [Секиз–мурэн] – долина реки Ангара с восемью притоками саянских рек.
- Её протяжённость в 40 дней пути. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны, что совершенно не соответствует реалиям Баргузинской долины, протяжённостью в 2 дня пути, и заселённой до прихода бурят исключительно одними эвенками.
- На её обширной территории, по свидетельству Рашид ад-Дина, проживает большое количество племен (такое количество племен невозможно расселить в Баргузинской долине, протяжённостью лишь 200 км), а именно «кори, баргу, тумат, байаут, баргут, ойрат, булагачин, курамчин, урянкат и другие племёна». Племена баргутов, туматов и хори кочевали в районах, соответствующих современным Приангарью и Прибайкалью.
- В 1218 г. сын Чингисхана Джучи совершил поход для покорения лесных племен, сидевших в Баргуджин-Токуме. Историки установили, что он прошёл по льду реки Кэм-Кэмджиут (Енисей). Войско Джучи совершило поход в Минусинскую котловину, а не в Баргузинскую долину на востоке Байкала. Монголы с боями прошли по Туве, Алтаю, потратив на подчинение «лесных племен» около месяца.
- В знаменитой книге Марко Поло «Книга чудес света» (1292 г.) под страной Баргу подразумевает Барабинскую степь, расстилающуюся между Иртышем и Енисеем, – владения северного татарского князя Канчи и страны мрака, где шаманов больше всего.
- Перевод надписи с латыни на западноевропейской карте Даниэля Целлариуса (Келлера) 1590 г.: «Протяженность плато Баргу – около 40 дней пути. Жители этой области подчиняются Великому Хаму». Местность Баргу помещена севернее Алтая между реками Обь и Иртыш.
- В географическом описании Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария» (1692 г.) земля Баргу, известная из древних описаний народов, локализуется в местности между Томском и страной Алтын, находящейся в южной части реки Обь[1]. Николаас Витсен считал, что «Буряты татарского происхождения, имеют происхождение от лесных племён Баргуджин-Тукума, живут большей частью между реками Енисей и Ангара, до Байкала».
- Бурятский ученый Доржи Банзаров в XIX в. пишет: Ойраты до Чингисхана, живя в Баргучжин-Тукуме, принадлежали к лесным народам. Таким образом, вероятно, они жили в лесах Южной Сибири»[2]. Это мнение разделяют учёные: известный русский географ, академик Петербургской академии наук А.Ф. Миддендорф, Г.Е. Грумм-Гржимайло.
- С землёй предков связано предание о легендарном прародителе бурятского народа Баргу-баторе. Бурятский этнограф М.Н. Хангалов записал в 1881 г. легенду о Баргу-баторе, который жил прежде у реки Тобол, затем с тремя сыновьями перекочевал в Тункинскую долину, откуда с младшим сыном Хоредоем откочевал на Лену. Согласно легендам хоринских бурят прародитель бурят Баргу-батор первоначально проживал в местности у реки Тобол (левый приток Иртыша).
Далее появляются нестыковки в истории незапамятных времён. Усилиями бурятских и буддийских летописцев в XVIII веке история младшего сына прародителя бурят Баргу-батора – Хоредоя (варианты: Хоредой, Хоридай, Хоридой-мэргэн) переносится с реки Лена на территорию Баргузинской долины, и объединяется с образом героя монгольской летописи «Сокровенное сказание» Хорилартай-мергэном – одним из дальних предков Чингисхана, так возникли нужные исправления о связи истории хори-бурят с монгольскими ханами. В новой версии мифа, появившейся в XVIII веке – хоринский родоначальник Хоредой, а не монгольский герой Хорилартай мэргэн, женится в Баргузинской долине на дочери вождя одного из племён баргутов. Этим вождём был Баргудай-мэргэн, его дочь носила имя – Баргуджин-Гоа. У них родилась в местности Арих Усун (Ариг Ус) дочь Алан-Гоа (944 г.), ставшая прародительницей монгольских правителей из рода борджигин.
В разных источниках упоминаются разные версии этого мифа, но можно определить время исторических вставок и изменений в первоначальное содержание предания. Так, в сочинении бурятского летописца Аюуши Саагиева (Сахьяев) от 1844 года «Легенда о монгольских правителях», похоже была впервые придумана связь истории хори-бурят с монгольскими ханами, Хоридой-мэргэн приравнивается к Хорилартай-мэргену из «Сокровенного сказания», однако в более ранних историческаих текстах, нет однозначного ответа на вопрос, являются ли Хорилартай-Мэргэн и Хоридой одной и той же исторической личностью.
Несмотря на эти понятные географические указатели, единого мнения историков о точной локализации Баргуджин-Тукума нет до сих пор, одни и те же летописи трактуются ими по разному, так существует распространённое мнение, ограничивающее расположение легендарной Баргуджин-Токум исключительно пределами долины р. Баргузин. Так, например, ссылаются на Сокровенное сказание, где говорится о бегстве разгромленных меркитов вниз по р. Селенге в «страну Баргужинскую»: «Токта-беки бежал в местность, называемую Баргуджин, а эта местность расположена выше реки Селенги, на востоке Монголии, – к одному из монгольских племен, которое называют баргут. Это имя им присвоили вследствие того, что они живут в той [местности] Баргу-джин. Под этим именем они известны до настоящего времени. И все!» (Рассказ о походе Чингисхана против Токта в 1197–1198 гг.)[1]. При этом игнорируются другие сведения о расположении Баргуджин-Токум в Западной Сибири, граничащей на востоке с землями киргизов.
[1] Сокровенное сказание монголов. М. – с. 111.
[1] Витсен Н. Северная и Восточная Тартария. Амстердам, 2010 г., т. 2 – с. 978.
[2] Банзаров Доржи. Об ойратах и уйгурах. Собрание сочинений. Улан-Удэ,1997 г.
[3] Сокровенное сказание монголов. М. – с. 111.



Баргузинская долина (от «барга», на некоторых бурятских диалектах означает «глушь», «глухомань», «окраина», в монг. источниках: Баргу – «область близкая к границе отдаленнейшей обитаемости»). Если продолжать подобные рассуждения, исходя лишь из созвучия названий, то можно прийти к неверному заключению, что Баргуджин-Токум сейчас находится в Хулун-Буирском аймаке на северо-востоке Китая, именно туда в XVII в. переселились баргуты из Баргузинской долины, оставив загадочную запись о причине своего переселения: «начала произростать белая береза, пришёл белый олень». Географ К. Риттер по этому поводу записал: «Предание говорит, что этому Баргутскому народу было известно искусство предузнавать неприятельския нападения по наростам на березах; по крайней мере, известно, что все эти Баргуты удалились отсюда до вторжения сюда Тунгусов».
К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактически самостоятельных княжества, номинально входящих в одно владение. В летописях Рашид ад-Дина написано: «Киргиз и Кэм-кэмджиут – две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут – большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурен, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны»[1]. Там же: «Спустя двенадцать лет, в следующем 1218 г., в год барса, когда восстало одно [из] племен тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке, для его покорения [монголы], из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско [чарик]; те не дали и восстали. Чингиз-хан послал к ним своего сына Джучи с войском… Когда подоспел Джучи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад». Джучи-хан прошел по землям «племен (урасут, теленгут, куш- теми), страна которых «была расположена по ту сторону киргизов, (на расстоянии) около одного месяца пути», он «также захватил и те племена». Очевидно, что войско Джучи совершило поход в Минусинскую котловину и с боями прошли по Туве, Алтаю, потратив на подчинение «лесных племен» около месяца.
Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний Енисей) и Кемчик и соответствует Туве. Область «Кыргыз» занимала Минусинскую котловину. Через нее протекала «большая река Кэм-Кэмджиут» (Енисей), сливаясь с «Анкарой-мурэн» (Ангарой) доходя до «области Ибир-Сибир» (таежной Сибири).
В стране Баргуджин-Токум, которую называют также Баргу «холод бывает чрезмерным, в этой стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, в этих пределах бывают частые грозы, там безмерное количество шаманов, в ней сидело множество племён: «…племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-токум, также близки к этой области (т. е. к Кэм-Кэмджиуту) …баргут, ойрат, булагачин, курамчин, урянкат и других племён, в этой местности кочевники многочисленны»[2], т.е. под этой страной понимается обширная территория, способная разместить десятки племён, а не долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала, ограниченная протяжённостью всего 240 км.
Описание страны Баргу, владения северного татарского князя Канчи и страны мрака, где шаманов больше всего, можно найти в книге Марко Поло (1292 г.). Под этим названием сам Марко Поло подразумевает Барабинскую степь, расстилающуюся между Иртышем и Енисеем. Марко Поло, основываясь на слухах и расспросах, сообщает: «Живут они как звери. Всякой дичины тут много, живут в местах диких и непроходимых, никакая лошадь не пройдет, это страна, где много озер и ручейков, тут большой лед, трясины и грязь». Далее Марко описывает белых медведей, дорогие шубы из горностаев, собачьи упряжки с санями, покрытые медвежьими шкурами и другие характерные для севера Сибири детали быта. На старинных картах страна Баргу помещается на самой северной окраине – побережье северного моря. Вряд ли эта «равнина в 40 дней пути, простирающаяся до океана» может быть соотнесена с современной долиной р. Баргузин на восточном берегу Байкала, шириной всего в 4–6 км, из конца в конец которой можно проехать всего за 3–4 дня на конях и ограниченной с севера высоким Баргузинским хребтом. Весной 1647 года десятник Костька Иванов Москвитин впервые попав в долину Баргузина, густо заселённую тунгусами, в донесении воеводе сообщал: «А по Баргузинской степи конной ход ехать из конца в конец четыре дня»[3].
[1] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 151.
[2] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 150.
[3] Баргузинская долина. Коллективная монография Бурятский научный центр, Улан-Удэ, 1993 г. – с. 17.


В атласе «Карты всей Империи Российской и Сибири», выполненным шведским офицером Страленбергом в 1730 г. земля Баргу обозначена западнее Байкала в верховьях Енисея – campus Bargu
Бурятский ученый Доржи Банзаров в XIX в. пишет: «Мусульманские и китайские летописцы упоминают об одной части Монголии, называвшейся Баргучжин-Тукум, это название можно перевести «Западная область», китайцы переводят «ущелье Ба-р-ху-чжень». Марко Поло также упоминает о равнине Баргу, лежащей на север от монгольской столицы Хара-Хорум и простирающийся до океана… Ойраты до Чингисхана, живя в Баргучжин-Тукуме, принадлежали к лесным народам. Таким образом, вероятно, они жили в лесах Южной Сибири»[1].
В конце XIV – начале XV вв. ойратские племена переселились из лесов и стали кочевать в степях и горных местах Алтая. Основная масса ойратов, называемых в русских документах калмыками, в 1604–1605 гг. сосредоточилась вблизи крепости Тара. Как считает академик В.В. Бартольд, «ойраты занимали верховья Енисея (область «Секиз-мурэн», то есть «Восьмиречье»). Подчинение северных территорий Прибайкалья не нашло адекватного отражения в письменных источниках».
На карте фламандского картографа Абрахама Ортелия «Тартария, или царство Великого хана», изданной в Антверпене в 1570 г., а также на карте из атласа "Описание Северных земель, 1595 г.» фламандского картографа и географа Герарда Меркатора страна Баргу обозначена на берегу Скифского океана (Северный Ледовитый океан) и заселена Mecrito rom horda (ордой Мекритов). На карте нанесены пояснения: «В северных частях Bargu есть острова, как говорит Марко Поло венецианский, которые так далеко на севере, что Северный полюс по отношению к ним лежит южнее. Равнина Баргу, жители которой именуются Мекриты».
На сегментах карты Винченцо Мария Коронелли в его «Книги Глобусов», вышедшей в Венеции в 1693 г. вся северная часть Евразии, вплоть до земли Самойеда на западе, именуется Долиной Баргу. В атласе «Карты всей Империи Российской и Сибири», выполненным шведским офицером Страленбергом в 1730 г. земля Баргу обозначена западнее Байкала в верховьях Енисея – campus Bargu (лат. campus – «поле, открытое пространство»).
Перевод надписи с латыни на западноевропейской карте Даниэля Целлариуса (Келлера) 1590 г.: «Протяженность плато Баргу – около 40 дней пути. Жители этой области подчиняются Великому Хаму. Ни вина у них нет ни пшеницы, зато есть различные игры». Местность Баргу помещена севернее Алтая между реками Обь и Иртыш.
В летописях Рашид ад-Дина среди основных племен, проживающих в местности Баргуджин-Тукум, указываются племена киргиз и хори, восточной границей расселения которых было так называемое Восьмиречье, низовья бассейна реки Анкара-мурэн (современная р. Ангара). В Бурятских летописях (1868 г.) говорится: «На землях к западу от Байкала, согласно христианскому календарю, в1200 г. располагалось владение Киргизского (хакасского) ханства». Из этого описания ясно что киргизы никогда не проживали в Баргузинской долине, следовательно, местность Баргуджин-Токум не может быть соотнесена с этой долиной.
Лингвисты, также обоснованно указывают, что «прямое отождествление страны Баргу с районом р. Баргузин, невозможно, хотя бы по одному тому, что эта страна, судя по всем сообщаемым о ней сведениям, представляется обширнее, чем сравнительно небольшая площадь, занимаемая бассейном р. Баргузин; не говоря уже о том, что самое название Баргуджин, является женским образованием и встречается в качестве названия других местностей, не имеющих прямого отношения к р. Баргузин (мужское образование слова).
Известный русский географ, академик Петербургской академии наук А.Ф. Миддендорф пишет: «Марко Поло под именем равнины Баргу во всяком случае разумел по преимуществу страну по р. Оби. Которую нельзя не узнать в его метком описании».
Анализ опубликованных исторических источников заставляет усомниться, что предки Чингисхана, переплыв Байкал, стали жить в Баргузинской долине. На самом деле Сибирь и страна Баргу в XIII в. располагалась в среднем течении Иртыша, где проживало племя Сыбыр, а долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала, в свете вышеизложенного, не может быть соотнесена с легендарной землёй предков Баргуджин-Токум, которая как указано в средневековых текстах протянулась на 40 дней пути и располагалась на обширной таёжной территории между реками Иртыш и Енисей
[1] Банзаров Доржи. Об ойратах и уйгурах. Собрание сочинений. Улан-Удэ,1997 г.
КАКИЕ ЛЕСНЫЕ НАРОДЫ ПОКОРИЛ ДЖУЧИ
Для меня так и осталось загадкой, на основании каких летописей утверждается, что монголы во главе с Джучи по льду перешли Байкал, покорили лесные народы и оставили железный чан на острове Ольхон. Анализ исторических источников заставляет усомниться, что история о покорении лесных народов имеет отношение к берегам Байкала. На самом деле Сибирь в XIII в. локализовалась в среднем течении Иртыша, где проживало племя Сыбыр, а озеро Байкал никаким образом даже не упоминается в старинных монгольских летописях. В «Сокровенном сказании монголов» (§ 239) сказано: «В год Зайца (1207) Чжучи был послан с войском Правой руки к «лесным народам». Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуга-беки со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжучи. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввел в Шижпит». Это описываемое историческое событие относится к верховьям Енисея, Саяно-Алтайскому плоскогорью и местностям в стране ойратов. Маршрут движения орды Джучи в кыргызские степи, как установлено учеными, проходил по льду замерзшего Енисея и Иртышу и никакого отношения к территории современного Прибайкалья не имел. Лесные народы, о которых говорится в монгольском «Сокровенном сказании» это не народы вокруг Байкала, а племена среднего течения Иртыша, удаленные от Байкала и острова Ольхон почти на две тысячи километров, поэтому вряд ли Джучи с монгольскими воинами побывал на острове Ольхон. Байкальская легенда, упомянутая в классическом труде академика Г. Миллера «История Сибири» о походе монголов на Ольхон – весьма спорный и дискуссионный вопрос.

Монгольская летопись XVII в. «Шара Туджи» рассказывает, что ойратский князь Хутуга-бэки за выражение покорности удостоился особых почестей. Двое его сыновей получили в жены принцесс из ханского «Золотого рода» и стали ханскими зятьями. Старшему сыну Хутуга-бэки, которого звали Торэлчи, была пожалована дочь Чингисхана царевна Чэчэйгэн (Чичиган), а второму сыну по имени Иналчи – его внучка Олуйхан (Холуйхан), которая была дочерью Джучи. В улус Джучи входила территория Южной Сибири. Джучи имел ставку на верхнем Иртыше. В исторических письменных источниках о походах монголов на Байкал и на остров Ольхон ничего не говорится, поэтому легенда, записанная академиком Г. Миллером, о дошедших монгольских воинах до Ольхона остается сомнительным мифом, возможно, выдуманном в позднейшее время. Единственным косвенным доказательством легенды о посещении острова монгольским войском может служить найденный на острове металлический нагрудный знак монгольского воина, который сейчас находится в экспозиции хужирского краеведческого музея.


Справа: Нагрудный знак воина Чингисхана в музее пос. Хужир, найденный на Ольхоне
В конце XIV – начале XV вв. ойратские племена переселились из лесов и стали кочевать в степях и горных местах Алтая. Основная масса ойратов, называемых в русских документах калмыками, в 1604–1605 гг. сосредоточилась вблизи крепости Тара. Как считает академик В.В. Бартольд, «ойраты занимали верховья Енисея (область «Секиз-мурэн», то есть «восьмиречье»). Подчинение северных территорий Прибайкалья не нашло адекватного отражения в письменных источниках».


Топоним Сибирь произошел от названия одной из этнических групп «сыбыр, сабир» – предков древних угров, населявших в древности лесостепи на юге Западной Сибири. В преданиях тобольских татар говорится о народе сыбыр, проживавшем в землях по среднему течению Иртыша. По имени населявших эти места племен было названо основанное в XI–XII вв. местными хантыйскими племенами селение Сыбыр, а позднее и столица Сибирского ханства. В конце XV в. в результате распада Золотой Орды на юге Западной Сибири образовалось Сибирское ханство, столицей которого в XVI в. был город с татарским названием Кышлак, именовавшийся в древности Искер (Сибирь). Город находится недалеко от современного Тобольска.
Татарский ученый М.З. Закиев, доктор филологических наук, профессор, академик АН РФ, пишет: «С III в. до н. э. до III в. н. э. получают распространение этнонимы: сармат, алан, булгар, сабир и др. Господствующими среди тюркских племен были субары, от их этнонима именовалась земля севернее Багдада – Субарту. Субары, как древнейшие тюркские племена, в течение нескольких тысячелетий широко распространились по многим регионам, они проживали в Передней Азии, на Кавказе, в Урало-Поволжье, в Западной Сибири, и в разных языковых окружениях этноним «субар» имел много фонетических вариантов: субар/суар/сумер/шумер/сабир/савир/самар/сибир и т. д. По общему мнению историков, и слово «Сибирь» исторически восходит к этнониму субар/сабир/сибир. На тюркском языке суб – «вода, река», ар – «люди, мужчины». Первичный этноним ар>ас – «люди, мужчины, воины» с определением служит для обозначения разных племен и народов: татар – «чужие люди», хазар – «люди скалистых гор», булгар – «речные люди», мишар – «лесные люди», суар – «водные люди»[iv].
Откуда возникло название Сибирь, и где она находилась раньше – увлекательный исторический детектив. Ведь, если под Сибирью в XIII в. понимали территорию среднего Иртыша, то и монгольские войска, ведомые сыном Чингисхана – Джучи на покорение лесных племен были не на острове Ольхон на Байкале, а на Иртыше.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИБИРИ
В современной географии в природном отношении выделяют Западную Сибирь, занимающую территорию от Урала до бассейна Енисея, и Восточную Сибирь – от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Однако раньше, в Средние века, вплоть до XV в., Сибирью называлась значительно меньшая локальная территория, которая располагалась сначала на юге Урала, а затем на северо-востоке Скифии в среднем течение Иртыша. Неизведанные земли, расположенные за Уралом, на средневековых картах именовались сначала Скифией, Азиатской Сарматией, а позже Тартарией.


Карта Махмуда Кашгари, XI в. Справа; иллюстрация из книги Марко Поло
Впервые слово «Сибирь» появляется в русских летописях в 1406 г. в связи с кончиной хана Тохтамыша. В конце XV в. татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу объединились в Сибирское ханство со столицей в Кашлыке (Искер, или Сибирь). В 1582 г. Ермак с дружиной казаков овладел Искером – столицей Сибирского ханства. Продвижение русских казаков на восток отмечено на географической карте строительством острогов: на Иртыше – Тюмень (1586), Тобольск (1587), на Оби – Сургут (1594), на Томи – Томская крепость (1604), на Ангаре – Илимский острог (1630), Братский острог (1631), Иркутский острог (1661). По мере освоения новых земель название Сибирь распространилось на всю ранее неизвестную европейцам территорию.
Первые достоверные сведения о внутренних районах Северной Азии появились лишь в XVI–XVII вв., после прихода сюда русских казаков. До этого времени представления европейских и восточных народов о землях в глубинных областях Северной Азии сводились лишь к сказочным мифам. Цивилизованный мир не знал ни озера Байкал, ни лесных народов, проживавших на сибирских просторах.


Античные авторы были знакомы с дорогой в Скифию, куда за пушниной ходили греческие купцы из колоний на северном берегу Черного моря, но все, что находилось от нее дальше на север и восток, оставалось сказочной территорией, населенной вымышленными чудовищами. Геродот, описавший в своей «Истории» Скифию в V в. до н. э., рассказывает, что «за высокими неприступными Рифейскими (Урал) горами, через которые никто не переходит» на востоке, обитают «одноглазые плешивые, необычные люди с лицом на груди, употребляющие свой особенный язык. Что находится выше этого плешивого народа, о том никто ничего ясного сказать не может. Путь туда пресечен высокими горами, через которые никто не силах перейти. Плешивцы рассказывают, чему я, впрочем, не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, гипербореи, простирающиеся до моря, которые спят шесть месяцев в году... Вся описанная страна отличается столь суровым климатом, что в продолжение восьми месяцев там стоят нестерпимые холода».
Первые достоверные сведения о восточных землях в Европе появились в 1247 г., после возвращения европейской миссии во главе с Плано Карпини от Великого монгольского хана, посланной к нему Папой Иннокентием IV. Плано Карпини, за несколько десятилетий до Марко Поло посетивший Центральную Азию, составил первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. Это подробное описание всего увиденного в пути наряду с достоверными фактами содержало также услышанные им фантастические рассказы о мифических северных обитателях: «В земле над Океаном (на севере) проживают некие чудовища, имеющие человеческий облик, но концы ног у них были как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо – как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили». Подобные фантастические представления о северных землях Азии сохранялись вплоть до середины Средних веков.
В средневековых исторических текстах удивительно мало, практически отсутствуют, упоминания об озере, похожем на Байкал. Ни в арабских, ни в ранних средневековых монгольских источниках, ни в знаменитых летописях Рашид ад-Дина нет описаний сибирского озера, восточной границей описываемого мира являются низовья реки Ангара, где в местности Восьмиречье проживали киргизы и хори. Географические представления в летописях о территории современной Сибири чрезвычайно скупы и в основном ограничены описанием северо-восточных земель Скифии и легендами о «стране мрака», расположенной на дальнем севере. В IX–X вв. арабские географы составляют описания пути на берега Иртыша и на Алтай. Однако земли восточнее Иртыша остаются им совершенно неизвестными. Попытки историков найти в арабских и персидских источниках сведения о внутренних северных районах Азии оказались безуспешными. Судя по всему, в Средние века арабы не имели никаких представлений о территории современной Восточной Сибири и озере Байкал, их географические познания ограничивались бассейном Иртыша, древним Булгаром и Алтаем. Все, что находилось севернее 49-го градуса 30 минут с. ш., относилось к седьмому «иклиму» (климату) со сказочными землями и описывалось лишь по фантастическим слухам.


Озеро Байкал со спутника и на чертёжной карте Ремезова. XVII в.
В связи с этим вызывает большое сомнение правомерность многократной перепечатки в разных изданиях спорной цитаты из статьи историка Ю. Мальцева (Душанбе), опубликованной в 1973 году в газете «За науку в Сибири», из непереведённого на русский язык и не прокомментированного учёными, малоизвестно труда «Диковины сотворённого» (XIIв.), где, по мнению переводчика, Байкал назван Бахр-ал-Бака, что в переводе означает «море, рождающее много слез», или, «море ужаса» и о нёмсообщается следующее: «Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда, и будет стонать вплоть до судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве». Следует заметить, что древние люди, из-за громадной площади озера и непроходимости его таёжных берегов, вряд ли могли представлять Байкал в «форме двух рогов, соединённых вместе», спутниковых фотографий в раннем средневековье не было и представить форму большого озера было невозможно, например, одно из первых картографических изображений Байкала на карте тобольского воеводы П. Годунова в 1667 г. настолько приблизительно, что представляет озеро аморфной кляксой. На этой первой карте форма озера была отражена совсем неправильно. Цитата о «море ужаса» историка Мальцева вырванная из неизвестного контекста, перевода всего оригинального текста и научного комментария к нему нет, поэтому эта фраза на самом деле может относиться к любому другому озеру Средней Азии, академическая наука подчеркивает, что описаний озера, похожего на Байкал, нет ни в одном из известных науке средневековом источнике, в т.ч. в персидских географических и космографических летописях. Правильнее будет, сделать вывод о том, что Байкал находился в настолько удалённой области, что был совершенно неизвестен арабам. По мнению академика В.В. Бартольда, серьёзно изучавшего все доступные средневековые арабские источники по расселению киргизов, единственное упоминание о пути к киргизам можно встретить лишь в сочинении персидского историка и географа Гардизи, написанном в XI в., где приводятся только краткие сведения о народе, проживавшем на крайнем северо-востоке.

Нет никаких упоминаний о море похожем на озеро Байкал ни в арабских, ни в китайских источниках раннего средневековья. Если кто-либо из историков или читателей сможет процитировать фрагмент с описанием Байкала хотя бы из одного достоверного раннего средневекового источника я буду рад изменить свое мнение. А пока закончу крылатой фразой императора Цян-Луня (XVIII в.): «Дело не соответствует истине, не заслуживает передачи на веру» и ещё добавлю от себя – любую приведённую выше цитату можно сверить с первоисточником и проверить выводы сочинителя, поэтому в действительности «страшное место и море ужаса» не имеет к Байкалу никакого отношения.
РУССКИЕ ПОХОДЫ В СИБИРЬ
Уже в середине XV в. Москва предпринимает ряд походов на вогуличей, югричей и остяков; наиболее важные из них относятся к 1465, 1483 и 1499 гг. Поход 1483 г. приводил московское войско уже к низовьям Оби. Через несколько десятков лет р. Обь стала уже фигурировать на европейских картах: она изображена первый раз на карте сенатора Антония Вида, составленной между 1537–1544 гг.


В XVI в вглубь дремучих лесов, двигаемые жаждой наживы, на восток устремляются малочисленные отряды казацких дружин, по определению историка Карамзина – «три купца и беглый Атаман Волжских разбойников дерзнули, без Царского повеления, именем Иоанна завоевать Сибирь».
Дружина Ермака Тимофеевича в количестве 800 казаков выступила с Урала в поход 1 сентября 1581 г. и через год пути, 26 октября 1582 г. захватила столицу царя Кучума в Сибирском ханстве – самого большого из ханств Золотой Орды (г. Искер (Сибирь), находился в 17 км от современного Тобольска). Передвигалась дружина Ермака на судах по притокам великих сибирских рек, перетаскивая небольшие суда волоком из одной речной долины в другую по звериным тропам. Первые тропы на восток с затесами на деревьях, прозванные «Сибирским тесом», ставшие вскоре вьючными гужевыми дорогами, стали возникать только с XVI в. До этого времени непроходимая лесная чащоба была препятствием для установления пути в Сибирь.
Первый контакт русских казаков с бурятами произошел в начале XVIIв. на реке Оке. Балаганские буряты передают следующую легенду: «Некоторые шаманы узнали о приходе русских, которые плыли по Ангаре, и уговорились между собой, что они истребят всех русских пришельцев. Несколько шаманов собрались и стали шаманить. Во время камлания они таинственным образом, при посредстве злых духов, съели души русских казаков (по понятию бурят, без души люди не могут жить), и казаки умерли. Тогда все шаманы пришли на то место, где умерли русские, развели большой огонь и начали сжигать умерших, чтобы они не воскресли. Эти шаманы заметили ружья русских, о которых они не имели никакого понятия, и назвали их пустым железом (хундэ темер). Шаманы собрали ружья и бросили их в огонь, а сами встали вокруг огня и начали греться. В это время порох в ружьях загорелся, и произошло несколько выстрелов. По несчастью, пули попали в нескольких шаманов, которых уложило на месте, остальные шаманы убежали, кто куда мог. Потом они не подходили близко к огню, боясь быть убитыми, как и товарищи. Когда дрова совершенно сгорели, и огонь потух, тогда все шаманы собрались и подошли осторожно на место сожжения, взяли все ружья и говорили: «Если они без хозяев нас убивают, то с хозяевами могли убить нас всех». С этими словами шаманы утащили ружья к Ангаре и бросили их в нее».
У кудинских бурят есть предание, как бы шаман Холон Бардаев с богатырем Хашки встретили русских казаков на реке Лене и поднесли тогда им на конце шеста одну черную белку и бычий ремень длиною около сажени и, таким образом, принял подданство русского царя пушниной.
Слух о богатой Тартарии, названной Сибирью, манит крестьян в необжитые земли и уже скоро в Сибири возникают первые русские поселения. О тех первых временах сохранились истории, когда «сибирячки соболей били коромыслами», а от свирепых морозов с неба падали замерзшие на лету птицы, волков и медведей было множество, так что они часто воровали скот прямо с подворья, рыбы, разной ягоды и орехов было в избытке.
НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИБИРИ

Книга «Северная и Восточная Тартария» голландского картографа Николааса Витсена (1692 г.) и его подробная карта «Владения Московии или России» были наиболее ценными из всех трудов о Сибири, появившихся за границей в XVII в. Выдающийся историк Сибири акад. Г. Ф. Миллер (1761) писал: «Сей картой начинается новый период в землеописании и истории ландкарт в России», так как Витсен «первый изобразил на ней все от Енисея к востоку лежащие страны, хотя не в совершенной подлинности, однако гораздо точнее, нежели все его предки. » Прежде всего Н.К. Витсен использовал различные сибирские географические чертежи .«Особенно полезной была, - писал он, - небольшая, резанная по дереву карта Сибири, сделанная по приказу царя Алексея Михайловича заботами сибирского воеводы Петра Ивановича Годунова» (Чертеж Сибири, 1667 г.).
В 1675 г. Спафарий, посланник от русского царя, по пути в Китае пересекает реку Байкал и обратную связь о нем литературных данных: «Байкальское море неведомое есть ни у старых, ни у нынешних землеописателей, потому что другие мелкие озера и болота местности, а про Байкал, которая толикая пучина есть никакое воспоминание нет ».
Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1696 г. Указом Петра I, которому было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову (1642–1720) составить географический атлас Сибири. С.У. Ремезов - выходец из служивых людей Тобольска является одним из первых сибирских историков и картографов, написавший «Историю сибирскую» (Ремезовская летопись)




Плодом долговременного путешествия с 1733 по 1743 гг. историка Г.Ф. Миллера стал его знаменитый классический труд «История Сибири», опубликованный впервые на русском языке в 1750 г., в первом параграфе своего сочинения, «отец сибирской истории» пишет: «Сибирь стала известна России, не говоря уже о других европейских странах, не более 200 лет тому назад. Жители Сибири с древнейших времен больше старались прославить себя оружием, нежели описанием своих деяний. В ней не процветали ни науки, ни искусства, да и умение писать большей частью было мало распространено. Поэтому легко рассудить, что о древнейших событиях этой громадной азиатской страны трудно рассказать много достоверного или основанного на проверенных фактах.
Вообще думают, что Сибирь является татарским названием местности и означает не что иное, как главный город – крепость Сибир (Искер). Если же спросить об этом тобольских татар, то такое значение является для них совершенно неизвестным. Они называют это место Искером, который тоже, кажется не является собственным именем, потому, что Шарден под этим самым названием упоминает один город в Грузии. Название «Сибирь», кажется, возникло в России и происходит, по всей вероятности, из языка того народа, который дал первые сведения об этой стране; я имею в виду пермяков или зырян, и от них оно перешло к русским. В последующем изложении мы увидим, что земли по Иртышу, Тоболу и Туре, задолго до русского завоевания, были известны под названием Сибири, которое затем и было присвоено в особенности названному татарскому городу».

[i] Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Москва, 2002 г.
[ii] Сокровенное сказание монголов. Редакция текста, подготовленная монгольскими учеными в 2004 г., в книге «Чингисиана. Свод свидетельств современников ». Москва, 2009 г.
[iii] Банзаров Доржи. Об ойратах и уйгурах. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1997 г.
[iv] Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003 г.