В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ ПРЕДКОВ. БАРГУДЖИН-ТОКУМ

Статьи 14 мар. 2023 г.

Текст и фото Сергей Волков

В ПОИСКАХ СТРАНЫ ПРЕДКОВ. БАРГУДЖИН-ТОКУМ

Карта Тартарии (Сибири) Абрахама Ортелиуса 1570 г.

У бурят сохранилась легенда о том, что в Баргузинской долине на восточном берегу Байкала находятся могилы знатных монгольских нойонов и их предков. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании монголов» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» (внутреннее море), как предполагают некоторые читатели этого текста, этот водоём может быть озером Байкал, хотя в научном комментарии к переводу текста говорится, что под этим названием, возможно, надо понимать «переплыв море Каспийское», или «переправившись через воды реки Тенгис» в Монголии. На основании всего одного единственного упоминания в тексте монгольской летописи географического названия Тенгис, неизвестно где под этим именем в действительности находился водоём, никаких указаний на этот счёт в летописи нет, многие комментаторы перевода делают «научный» вывод, что, возможно, это море – Байкал, а затем другие историки, ссылаясь на их исключительно предположительный комментарий, начинают утверждать, что Байкал ранее именовали тюрским словом Тенгис. Но верно ли это на самом деле? Согласно распространяемому ныне бурятами современному варианту мифа: «Переправившись через Тенгис, они достигли земли Баргучжинской (долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала)», которую современные бурятские историки, неизвестно на каком основании, соотносят с легендарной землёй Баргуджин-Токум, в то время как в исторических источниках говорится о её местонахождении в Барабинской степи между реками Иртыш и Енисей. Эти явные противоречия требуют комментария для установления истины.

«Сокровенное сказание монголов» достаточно подробно сообщает историю жизни Чингисхана, однако далеко не все географические названия в тексте можно точно соотнести с современными названиями на карте. Спорным является интерпретация уже первого предложения, содержащего наименование внутреннего моря Тенгис (Тенгиз), которое татары отождествляют с Каспийским морем, буряты – с Байкалом, монголы – с небольшой рекой Тэнгэс в Дархадской котловине, расположенной западнее озера Хубсугул. В тексте нет никаких явных указаний, что под внутренним морем Тенгис следует понимать озеро Байкал. Под этим названием он не упоминается ни в одной из известных исторических летописей на монгольском и китайском языках, нет вообще никаких оснований утверждать, что ранее Байкал мог именоваться тюрским именем Тенгис. Фразу «переплыв Тенгис», а в другом варианте перевода «переправившись через реку» можно интерпретировать – от озер Каспия или Байкала, до монгольской реки Тэнгэс в Дархаадской котловине, или по другой версии – реке, вытекающей из озера Далай-Нуур. Самого Чингисхана переводчики «Сокровенного сказания» в зависимости от политических установок представляют, или синеоким со светлыми волосами (летописи Рашид-ад-дина), или с серыми глазами и с черными волосами (монгольская версия). Если к этому добавить, что в большом количестве старинных рукописей, говорится о местоположении древней столицы Чингисхана и гробниц всех великих царей Тартарии у подножия чрезвычайно высоких гор на Алтае, а не в Монголии, а описываемые этнические признаки Чингисхана не соответствуют монгольскому типу, можно вполне обоснованно усомниться и в связи названий Тэнгис и Баргуджин-Токум с побережьем современного Байкала. От того, какой водоём переплывали предки Чингисхана, будет во многом зависеть вывод, где находилась земля Баргуджин-Тукум, и куда на самом деле в 1207 г. ходил старший сын Чингисхана Джучи с монгольскими воинами покорять лесные народы. Следует также учесть, что есть свидетельства средневековых авторов, в т.ч. в фундаментальном труде Рашид-ад-дина, поэтому можно достаточно точно установить местонахождение в древности легендарной земли предков, и она не будет тождественна современной долине реки Баргузин на восточном берегу Байкала, как об этом часто пишут бурятские историки.

В средневековых текстах удивительно мало, практически отсутствуют, упоминания об озере, похожем на Байкал. Ни в арабских, ни в монгольских источниках, ни в знаменитых летописях Рашид ад-Дина нет описаний сибирского озера, что очень странно, если принять на веру легенды о посещении озера Чингисханом, а его воинами острова Ольхон. На тюркском и монгольском языке «тэнгис»означает море, но местное байкальское население именовало озеро всегда иначе. В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему называли имя озера. Байгаал (якутск. – «море»), Байгаал-далай (бурят-монголы – «большой водоем»), Ламу (эвенк. – «море»). Переводчик «Сокровенного сказания» С.А. Козин высказал две версии возможного отождествления наименования Тенгис, по первой версии с Каспием, по второй – с Байкалом. Однако в современном переводе монголоведа А. Мелехина, Тенгис – это река в Монголии, а в комментариях под знаком вопроса указано также монгольское озеро Далай-Нуур. Сомнение в тождественности названия Тенгис современному Байкалу вносит также отсутствие каких-либо иных, кроме источника «Сокровенное сказание монголов», исторических летописей, в которых бы под этим именем упоминалось наше сибирское озеро. В пользу того, что под именем Тенгис подразумевается Каспий, а не Байкал свидетельствуют именование Каспийского моря во всех средневековых источниках внутренним морем. В нартском эпосе и в персидских географических текстах Каспийское море называлось Хазар-тенгиз, Черное море – Кара-тенгиз. Бурят-монголы именовали Байкал именем «Байгаал-далай» – «большой водоем». Имя собственное Тенгиз, также имеет широкое распространение среди народов Кавказа. Под этим именем в прикаспийских степях известны такие именитые личности, как хунский князь, сын Атиллы – Денгизих, предводитель племени ойратов – Тэнгис-гургэн. У местного байкальского населения тюрское слово тенгис практически не распрастранено в именах собственных, не встречается и среди географических названий нашего края, а в Казахстане, например, где это слово имело распрастранение, лингвистических следов его использования множество. Получается заколдованный круг, лишь на основании сомнительного разового упоминания названия Тенгис в «Сокровенном сказании», которое неизвестно с чем соотносить, авторы публикаций на тему «Что в имени твоём Байкал» запускают в научный оборот совершенно необоснованную версию возможного наименования Байкала именем Тенгис, но в каких других источниках, кроме перевода «Сокровенного сказания» со спорным отождествлением местонахождения Тенгиса, об этом можно прочитать? Таких письменных источников просто нет. Точно такая же картина с китайским названием «Бэйхай» – синонимом Байкала, историки его ошибочно приписали Байкалу и до сих пор об этом китайском варианте названия упоминают. Байкал никогда не именовался тюркским именем Тенгис и китайским Бэйхай – это названия совершенно других водоёмов.

В «Сокровенном сказании» написано: «Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган»[i]. В монгольской редакции этот абзац записан иначе: «Прародитель Чингисхана, рожденный по благовению Неба, – Бортэ чоно и его жена Хоо марал – переправились через воды реки Тэнгэс, пошли и сели в окрестностях горы Бурхан-халдун, что в верховьях реки Онон»[ii].

Под названием «Ламу», озеро часто упоминается в эвенкийских преданиях, и под этим именем впервые стало известно русским казакам. Эвенкийское название озера – Ламу на первых порах было более употребительным среди русских землепроходцев Сибири. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал». При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к» – Байкал. Происхождение названия «Байкал» точно не установлено. Название Байгал впервые встречается в монгольской летописи первой половины XVII в. «Шара туджи» («Желтая летопись»).

В эпоху Чингисхана у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская, описана в исходных исторических текстах, как протяжённая земля «в сорок дней пути», расположенная значительно западнее Байкала. В описании Рашид-ад-дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, и непонятно почему у бурятских современных краеведов, она внезапно переместилась на восток за Байкал и сузилась до размеров небольшой Баргузинской долины в 2 дня пути. Однако, если обратиться к средневековым текстам, то окажется что Баргуджин-Токум не соприкасалась с Байкалом и локализуется севернее гор Алтая, это обширная территория, заселённая большим количеством лесных племен, со множеством оленей, на которых они ездят, протянулась на 40 дней пути, достигает на севере океана и страны мрака. Ни о территории современной Бурятии, ни тем более о землях Забайкалья в средневековых текстах нет никаких упоминаний.

Хотя в «Сокровенном сказании» и нет на этот счет никаких убедительных ссылок, ряд историков ошибочно утверждают, исходя исключительно из созвучия имён, что Баргуджин-Тукум это Баргузинская долина на восточном побережье Байкала (от «барга», на некоторых бурятских диалектах означает «глушь», «глухомань», «окраина», в монг. источниках: Баргу – «область близкая к границе отдаленнейшей обитаемости»). Это достаточно спорное утверждение, так как описание в исторических текстах легендарной земли совершенно не соответствует реалиям Баргузинской долины. В летописях персидского историка Рашид-ад-дина локализация страны Баргуджин-Тукум достаточнго точно и конкретно указана в понятных и сейчас географических названиях – находится к северу за Минусинской котловиной, протянулась на восток до Восьмиречья [Секиз–мурэн] – долина реки Ангара с восемью притоками саянских рек.

К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактически самостоятельных княжества, номинально входящих в одно владение. В летописях Рашид-ад-дин написано: «Киргиз и Кэм-кэмджиут – две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут – большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурен, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны»[i]. Там же: «Спустя двенадцать лет, в следующем 1218 г., в год барса, когда восстало одно [из] племен тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке, для его покорения [монголы], из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско [чарик]; те не дали и восстали. Чингиз-хан послал к ним своего сына Джочи с войском… Когда подоспел Джочи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад». Джучи-хан прошел по землям «племен (урасут, теленгут, куш- теми), страна которых «была расположена по ту сторону киргизов, (на расстоянии) около одного месяца пути», он «также захватил и те племена». Очевидно, что войско Джучи совершило поход в Минусинскую котловину и с боями прошли по Туве, Алтаю, потратив на подчинение «лесных племен» около месяца.

Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний Енисей) и Кемчик и соответствует Туве. Область «Кыргыз» занимала Минусинскую котловину. Через нее протекала «большая река Кэм-Кэмджиут» (Енисей), сливаясь с «Анкарой-мурэн» (Ангарой) доходя до «области Ибир-Сибир» (таежной Сибири).


[i] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 151.

Фрагмент карты Герарда Меркатора «Описание Северных земель», 1595 г. Север – внизу, на нем отмечена страна – Баргу

В стране Баргуджин-Токум, которую называют также Баргу «холод бывает чрезмерным, в этой стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, в этих пределах бывают частые грозы, там безмерное количество шаманов, в ней сидело множество племён: «…племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-токум, также близки к этой области (т. е. к Кэм-Кэмджиуту) …баргут, ойрат, булагачин, курамчин, урянкат и других племён, в этой местности кочевники многочисленны[i]», т.е. под этой страной понимается обширная территория, способная разместить десятки племён, а не долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала, ограниченная протяжённостью всего 240 км.



[i] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., 2002 г. Книга 1, т.1, с. 150

Описание страны Баргу, владения северного татарского князя Канчи и страны мрака, можно найти в описании Марко Поло (1292 г.). Под этим названием сам Марко Поло подразумевает Барабинскую степь, расстилающуюся между Иртышем и Енисеем. Марко Поло, основываясь на слухах и расспросах, сообщает: «Равнина эта на север граничит с морем Океаном. Живут они как звери. Всякой дичины тут много, живут в местах диких и непроходимых, никакая лошадь не пройдет, это страна, где много озер и ручейков, тут большой лед, трясины и грязь. Много у них оленей; на оленях, скажу вам, они ездят». Далее Марко Поло описывает белых медведей, дорогие шубы из горностаев, собачьи упряжки с санями, покрытые медвежьими шкурами и другие характерные для севера Сибири детали быта. На старинных картах страна Баргу помещается на самой северной окраине – побережье северного моря. Вряд ли эта «равнина в 40 дней пути, простирающаяся до океана» может быть соотнесена с современной долиной р. Баргузин на восточном берегу Байкала, шириной всего в 4–6 км, из конца в конец которой можно проехать на конях всего за 2–3 дня, и ограниченной с севера высоким Баргузинским хребтом.

Перевод надписи с латыни на западноевропейской карте Даниэля Целлариуса (Келлера) 1590 г.: «Протяженность плато Баргу – около 40 дней пути. Жители этой области подчиняются Великому Хаму. Ни вина у них нет ни пшеницы, зато есть различные игры». Местность Баргу помещена свернее Алтая между реками Обь и Иртыш

На карте фламандского картографа Абрахама Ортелия «Тартария, или царство Великого хана», изданной в Антверпене в 1570 г., а также на карте из атласа "Описание Северных земель, 1595 г.» фламандского картографа и географа Герарда Меркатора страна Баргу обозначена на берегу Скифского океана (Северный Ледовитый океан) и заселена Mecrito rom horda (ордой Мекритов). На карте нанесены пояснения: «В северных частях Bargu есть острова, как говорит Марко Поло венецианский, которые так далеко на севере, что Северный полюс по отношению к ним лежит южнее. Равнина Баргу, жители которой именуются Мекриты».

На сегментах карты Винченцо Мария Коронелли в его «Книги Глобусов», вышедшей в Венеции в 1693 г. вся северная часть Евразии, вплоть до земли Самойеда на западе, именуется Долиной Баргу. В атласе «Карты всей Империи Российской и Сибири», выполненным шведским офицером Страленбергом в 1730 г. земля Баргу обозначена западнее Байкала в верховьях Енисея – campus Bargu(лат. campus – «поле, открытое пространство»).

В летописях Рашид ад-Дина среди основных племен, проживающих в местности Баргудзин-Тукум, указываются племена киргиз и хори, восточной границей расселения которых было так называемое Восьмиречье, низовья бассейна реки Анкара-мурэн (современная р. Ангара). В Бурятских летописях (1868 г.) говорится: «На землях к западу от Байкала, согласно христианскому календарю, в 1200 г. располагалось владение Киргизского (хакасского) ханства». Из этих цитат ясно что киргизы никогда не проживали в Баргузинской долине, а следовательно, местность Баргудзин-Тукум не может быть соотнесена с этой долиной.

Лингвисты, также обоснованно указывают, что «прямое отождествление страны Баргу с районом р. Баргузин, невозможно, хотя бы по одному тому, что эта страна, судя по всем сообщаемым о ней сведениям, представляется обширнее, чем сравнительно небольшая площадь, занимаемая бассейном р. Баргузин; не говоря уже о том, что самое название Баргуджин, является женским образованием и встречается в качестве названия других местностей, не имеющих прямого отношения к р. Баргузин (мужское образование слова).

Бурятский ученый Доржи Банзаров в XIX в. пишет: «Мусульманские и китайские летописцы упоминают об одной части Монголии, называвшейся Баргуджин-Тукум, это название можно перевести «Западная область», китайцы переводят «ущелье Ба-р-ху-чжень». Марко Поло также упоминает о равнине Баргу, лежащей на север от гор Алтая и монгольской столицы Хара-Хорум и простирающийся до океана… Ойраты до Чингисхана, живя в Баргуджин-Тукуме, принадлежали к лесным народам. Таким образом, вероятно, они жили в лесах Южной Сибири»[iii].

Известный русский географ, академик Петербургской академии наук А.Ф. Миддендорф пишет: «М. Поло под именем равнины Баргу во всяком случае разумел по преимуществу страну по р. Оби. Которую нельзя не узнать в его метком описании».

Анализ опубликованных исторических источников заставляет усомниться, что история о покорении лесных народов имеет отношение к берегам Байкала, а предки Чингисхана, переплыв Байкал, стали жить в Баргузинской долине. На самом деле Сибирь в XIII в. локализовалась в среднем течении Иртыша, где проживало племя Сыбыр, а долина реки Баргузин на восточном побережье Байкала, в свете вышеизложенного, не может быть соотнесена с местностью Баргуджин-Токум, которая как указано в средневековых текстах протянулась на 40 дней пути и располагалась на обширной таёжной территории между реками Иртыш и Енисей.

КАКИЕ ЛЕСНЫЕ НАРОДЫ ПОКОРИЛ ДЖУЧИ

Для меня так и осталось загадкой, на основании каких летописей утверждается, что монголы во главе с Джучи по льду перешли Байкал, покорили лесные народы и оставили железный чан на острове Ольхон. Анализ исторических источников заставляет усомниться, что история о покорении лесных народов имеет отношение к берегам Байкала. На самом деле Сибирь в XIII в. локализовалась в среднем течении Иртыша, где проживало племя Сыбыр, а озеро Байкал никаким образом даже не упоминается в старинных монгольских летописях. В «Сокровенном сказании монголов» (§ 239) сказано: «В год Зайца (1207) Чжучи был послан с войском Правой руки к «лесным народам». Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуга-беки со своими тумен-ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжучи. Проводил его к своим тумен-ойратам и ввел в Шижпит». Это описываемое историческое событие относится к верховьям Енисея, Саяно-Алтайскому плоскогорью и местностям в стране ойратов. Маршрут движения орды Джучи в кыргызские степи, как установлено учеными, проходил по льду замерзшего Енисея и Иртышу и никакого отношения к территории современного Прибайкалья не имел. Лесные народы, о которых говорится в монгольском «Сокровенном сказании» это не народы вокруг Байкала, а племена среднего течения Иртыша, удаленные от Байкала и острова Ольхон почти на две тысячи километров, поэтому вряд ли Джучи с монгольскими воинами побывал на острове Ольхон. Байкальская легенда, упомянутая в классическом труде академика Г. Миллера «История Сибири» о походе монголов на Ольхон – весьма спорный и дискуссионный вопрос.

Монгольская летопись XVII в. «Шара Туджи» рассказывает, что ойратский князь Хутуга-бэки за выражение покорности удостоился особых почестей. Двое его сыновей получили в жены принцесс из ханского «Золотого рода» и стали ханскими зятьями. Старшему сыну Хутуга-бэки, которого звали Торэлчи, была пожалована дочь Чингисхана царевна Чэчэйгэн (Чичиган), а второму сыну по имени Иналчи – его внучка Олуйхан (Холуйхан), которая была дочерью Джучи. В улус Джучи входила территория Южной Сибири. Джучи имел ставку на верхнем Иртыше. В исторических письменных источниках о походах монголов на Байкал и на остров Ольхон ничего не говорится, поэтому легенда, записанная академиком Г. Миллером, о дошедших монгольских воинах до Ольхона остается сомнительным мифом, возможно, выдуманном в позднейшее время. Единственным косвенным доказательством легенды о посещении острова монгольским войском может служить найденный на острове металлический нагрудный знак монгольского воина, который сейчас находится в экспозиции хужирского краеведческого музея.

В конце XIV – начале XV вв. ойратские племена переселились из лесов и стали кочевать в степях и горных местах Алтая. Основная масса ойратов, называемых в русских документах калмыками, в 1604–1605 гг. сосредоточилась вблизи крепости Тара. Как считает академик В.В. Бартольд, «ойраты занимали верховья Енисея (область «Секиз-мурэн», то есть «восьмиречье»). Подчинение северных территорий Прибайкалья не нашло адекватного отражения в письменных источниках».

Топоним Сибирь произошел от названия одной из этнических групп «сыбыр, сабир» – предков древних угров, населявших в древности лесостепи на юге Западной Сибири. В преданиях тобольских татар говорится о народе сыбыр, проживавшем в землях по среднему течению Иртыша. По имени населявших эти места племен было названо основанное в XI–XII вв. местными хантыйскими племенами селение Сыбыр, а позднее и столица Сибирского ханства. В конце XV в. в результате распада Золотой Орды на юге Западной Сибири образовалось Сибирское ханство, столицей которого в XVI в. был город с татарским названием Кышлак, именовавшийся в древности Искер (Сибирь). Город находится недалеко от современного Тобольска.

Татарский ученый М.З. Закиев, доктор филологических наук, профессор, академик АН РФ, пишет: «С III в. до н. э. до III в. н. э. получают распространение этнонимы: сармат, алан, булгар, сабир и др. Господствующими среди тюркских племен были субары, от их этнонима именовалась земля севернее Багдада – Субарту. Субары, как древнейшие тюркские племена, в течение нескольких тысячелетий широко распространились по многим регионам, они проживали в Передней Азии, на Кавказе, в Урало-Поволжье, в Западной Сибири, и в разных языковых окружениях этноним «субар» имел много фонетических вариантов: субар/суар/сумер/шумер/сабир/савир/самар/сибир и т. д. По общему мнению историков, и слово «Сибирь» исторически восходит к этнониму субар/сабир/сибир. На тюркском языке суб – «вода, река», ар – «люди, мужчины». Первичный этноним ар>ас – «люди, мужчины, воины» с определением служит для обозначения разных племен и народов: татар – «чужие люди», хазар – «люди скалистых гор», булгар – «речные люди», мишар – «лесные люди», суар – «водные люди»[iv].

Откуда возникло название Сибирь, и где она находилась раньше – увлекательный исторический детектив. Ведь, если под Сибирью в XIII в. понимали территорию среднего Иртыша, то и монгольские войска, ведомые сыном Чингисхана – Джучи на покорение лесных племен были не на острове Ольхон на Байкале, а на Иртыше.

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИБИРИ

В современной географии в природном отношении выделяют Западную Сибирь, занимающую территорию от Урала до бассейна Енисея, и Восточную Сибирь – от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Однако раньше, в Средние века, вплоть до XV в., Сибирью называлась значительно меньшая локальная территория, которая располагалась сначала на юге Урала, а затем на северо-востоке Скифии в среднем течение Иртыша. Неизведанные земли, расположенные за Уралом, на средневековых картах именовались сначала Скифией, Азиатской Сарматией, а позже Тартарией.

Впервые слово «Сибирь» появляется в русских летописях в 1406 г. в связи с кончиной хана Тохтамыша. В конце XV в. татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу объединились в Сибирское ханство со столицей в Кашлыке (Искер, или Сибирь). В 1582 г. Ермак с дружиной казаков овладел Искером – столицей Сибирского ханства. Продвижение русских казаков на восток отмечено на географической карте строительством острогов: на Иртыше – Тюмень (1586), Тобольск (1587), на Оби – Сургут (1594), на Томи – Томская крепость (1604), на Ангаре – Илимский острог (1630), Братский острог (1631), Иркутский острог (1661). По мере освоения новых земель название Сибирь распространилось на всю ранее неизвестную европейцам территорию.

Первые достоверные сведения о внутренних районах Северной Азии появились лишь в XVI–XVII вв., после прихода сюда русских казаков. До этого времени представления европейских и восточных народов о землях в глубинных областях Северной Азии сводились лишь к сказочным мифам. Цивилизованный мир не знал ни озера Байкал, ни лесных народов, проживавших на сибирских просторах.

Античные авторы были знакомы с дорогой в Скифию, куда за пушниной ходили греческие купцы из колоний на северном берегу Черного моря, но все, что находилось от нее дальше на север и восток, оставалось сказочной территорией, населенной вымышленными чудовищами. Геродот, описавший в своей «Истории» Скифию в V в. до н. э., рассказывает, что «за высокими неприступными Рифейскими (Урал) горами, через которые никто не переходит» на востоке, обитают «одноглазые плешивые, необычные люди с лицом на груди, употребляющие свой особенный язык. Что находится выше этого плешивого народа, о том никто ничего ясного сказать не может. Путь туда пресечен высокими горами, через которые никто не силах перейти. Плешивцы рассказывают, чему я, впрочем, не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, гипербореи, простирающиеся до моря, которые спят шесть месяцев в году... Вся описанная страна отличается столь суровым климатом, что в продолжение восьми месяцев там стоят нестерпимые холода».

Первые достоверные сведения о восточных землях в Европе появились в 1247 г., после возвращения европейской миссии во главе с Плано Карпини от Великого монгольского хана, посланной к нему Папой Иннокентием IV. Плано Карпини, за несколько десятилетий до Марко Поло посетивший Центральную Азию, составил первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. Это подробное описание всего увиденного в пути наряду с достоверными фактами содержало также услышанные им фантастические рассказы о мифических северных обитателях: «В земле над Океаном (на севере) проживают некие чудовища, имеющие человеческий облик, но концы ног у них были как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо – как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили». Подобные фантастические представления о северных землях Азии сохранялись вплоть до середины Средних веков.

В средневековых исторических текстах удивительно мало, практически отсутствуют, упоминания об озере, похожем на Байкал. Ни в арабских, ни в ранних средневековых монгольских источниках, ни в знаменитых летописях Рашид ад-Дина нет описаний сибирского озера, восточной границей описываемого мира являются низовья реки Ангара, где в местности Восьмиречье проживали киргизы и хори. Географические представления в летописях о территории современной Сибири чрезвычайно скупы и в основном ограничены описанием северо-восточных земель Скифии и легендами о «стране мрака», расположенной на дальнем севере. В IX–X вв. арабские географы составляют описания пути на берега Иртыша и на Алтай. Однако земли восточнее Иртыша остаются им совершенно неизвестными. Попытки историков найти в арабских и персидских источниках сведения о внутренних северных районах Азии оказались безуспешными. Судя по всему, в Средние века арабы не имели никаких представлений о территории современной Восточной Сибири и озере Байкал, их географические познания ограничивались бассейном Иртыша, древним Булгаром и Алтаем. Все, что находилось севернее 49-го градуса 30 минут с. ш., относилось к седьмому «иклиму» (климату) со сказочными землями и описывалось лишь по фантастическим слухам.

В связи с этим вызывает большое сомнение правомерность многократной перепечатки в разных изданиях спорной цитаты из статьи историка Ю. Мальцева (Душанбе), опубликованной в 1973 году в газете «За науку в Сибири», из непереведённого на русский язык и не прокомментированного учёными, малоизвестно труда «Диковины сотворённого» (XIIв.), где, по мнению переводчика, Байкал назван Бахр-ал-Бака, что в переводе озна­чает «море, рождающее много слез», или, «море ужаса» и о нёмсообщается следующее: «Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, со­единенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда, и будет стонать вплоть до судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве». Следует заметить, что древние люди, из-за громадной площади озера и непроходимости его таёжных берегов, вряд ли могли представлять Байкал в «форме двух рогов, соединённых вместе», спутниковых фотографий в раннем средневековье не было и представить форму большого озера было невозможно, например, одно из первых картографических изображений Байкала на карте тобольского воеводы П. Годунова в 1667 г. настолько приблизительно, что представляет озеро аморфной кляксой. На этой первой карте форма озера была отражена совсем неправильно. Цитата о «море ужаса» историка Мальцева вырванная из неизвестного контекста, перевода всего оригинального текста и научного комментария к нему нет, поэтому эта фраза на самом деле может относиться к любому другому озеру Средней Азии, академическая наука подчеркивает, что описаний озера, похожего на Байкал, нет ни в одном из известных науке средневековом источнике, в т.ч. в персидских географических и космографических летописях. Правильнее будет, сделать вывод о том, что Байкал находился в настолько удалённой области, что был совершенно неизвестен арабам. По мнению академика В.В. Бартольда, серьёзно изучавшего все доступные средневековые арабские источники по расселению киргизов, единственное упоминание о пути к киргизам можно встретить лишь в сочинении персидского историка и географа Гардизи, написанном в XI в., где приводятся только краткие сведения о народе, проживавшем на крайнем северо-востоке.

Карта воеводы П.И. Годунова, 1667 г.

Нет никаких упоминаний о море похожем на озеро Байкал ни в арабских, ни в китайских источниках раннего средневековья. Если кто-либо из историков или читателей сможет процитировать фрагмент с описанием Байкала хотя бы из одного достоверного раннего средневекового источника я буду рад изменить свое мнение. А пока закончу крылатой фразой императора Цян-Луня (XVIII в.): «Дело не соответствует истине, не заслуживает передачи на веру» и ещё добавлю от себя – любую приведённую выше цитату можно сверить с первоисточником и проверить выводы сочинителя, поэтому в действительности «страшное место и море ужаса» не имеет к Байкалу никакого отношения.

РУССКИЕ ПОХОДЫ В СИБИРЬ

Уже в середине XV в. Москва предпринимает ряд походов на вогуличей, югричей и остяков; наиболее важные из них относятся к 1465, 1483 и 1499 гг. Поход 1483 г. приводил московское войско уже к низовьям Оби. Через несколько десятков лет р. Обь стала уже фигурировать на европейских картах: она изображена первый раз на карте сенатора Антония Вида, составленной между 1537–1544 гг.

В XVI в вглубь дремучих лесов, двигаемые жаждой наживы, на восток устремляются малочисленные отряды казацких дружин, по определению историка Карамзина – «три купца и беглый Атаман Волжских разбойников дерзнули, без Царского повеления, именем Иоанна завоевать Сибирь».

Дружина Ермака Тимофеевича в количестве 800 казаков выступила с Урала в поход 1 сентября 1581 г. и через год пути, 26 октября 1582 г. захватила столицу царя Кучума в Сибирском ханстве – самого большого из ханств Золотой Орды (г. Искер (Сибирь), находился в 17 км от современного Тобольска). Передвигалась дружина Ермака на судах по притокам великих сибирских рек, перетаскивая небольшие суда волоком из одной речной долины в другую по звериным тропам. Первые тропы на восток с затесами на деревьях, прозванные «Сибирским тесом», ставшие вскоре вьючными гужевыми дорогами, стали возникать только с XVI в. До этого времени непроходимая лесная чащоба была препятствием для установления пути в Сибирь.

Первый контакт русских казаков с бурятами произошел в начале XVIIв. на реке Оке. Балаганские буряты передают следующую легенду: «Некоторые ша­маны узнали о приходе русских, которые плыли по Ангаре, и угово­рились между собой, что они истребят всех русских пришельцев. Не­сколько шаманов собрались и стали шаманить. Во время камлания они таинственным образом, при посредстве злых духов, съели души русских казаков (по понятию бурят, без души люди не могут жить), и казаки умерли. Тогда все шаманы пришли на то место, где умерли русские, развели большой огонь и начали сжигать умерших, чтобы они не воскресли. Эти шаманы заметили ружья русских, о которых они не имели никакого понятия, и назвали их пустым железом (хундэ темер). Шаманы собрали ружья и бросили их в огонь, а сами встали вокруг огня и начали греться. В это время порох в ружьях загорелся, и произошло несколько выстрелов. По несчастью, пули попали в не­скольких шаманов, которых уложило на месте, остальные шаманы убежали, кто куда мог. Потом они не подходили близко к огню, боясь быть убитыми, как и товарищи. Когда дрова совершенно сгорели, и огонь потух, тогда все шаманы собрались и подошли осторожно на место сожжения, взяли все ружья и говорили: «Если они без хозяев нас убивают, то с хозяевами могли убить нас всех». С этими словами шаманы утащили ружья к Ангаре и бросили их в нее».

У кудинских бурят есть предание, как бы шаман Холон Бардаев с богатырем Хашки встретили русских казаков на реке Лене и поднесли тогда им на конце шеста одну черную белку и бычий ремень длиною около сажени и, таким образом, принял подданство русского царя пушниной.

Слух о богатой Тартарии, названной Сибирью, манит крестьян в необжитые земли и уже скоро в Сибири возникают первые русские поселения. О тех первых временах сохранились истории, когда «сибирячки соболей били коромыслами», а от свирепых морозов с неба падали замерзшие на лету птицы, волков и медведей было множество, так что они часто воровали скот прямо с подворья, рыбы, разной ягоды и орехов было в избытке.

НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИБИРИ

Фрагмент карты «Владения Московии или России» с озером Байкал из книги «Северная и Восточная Тартария» голландского картографа Николааса Витсена (1692 г.)

Книга «Северная и Восточная Тартария» голландского картографа Николааса Витсена (1692 г.) и его подробная карта «Владения Московии или России» были наиболее ценными из всех трудов о Сибири, появившихся за границей в XVII в. Выдающийся историк Сибири акад. Г. Ф. Миллер (1761) писал: «Сей картой начинается новый период в землеописании и истории ландкарт в России», так как Витсен «первый изобразил на ней все от Енисея к востоку лежащие страны, хотя не в совершенной подлинности, однако гораздо точнее, нежели все его предки. » Прежде всего Н.К. Витсен использовал различные сибирские географические чертежи .«Особенно полезной была, - писал он, - небольшая, резанная по дереву карта Сибири, сделанная по приказу царя Алексея Михайловича заботами сибирского воеводы Петра Ивановича Годунова» (Чертеж Сибири, 1667 г.).

В 1675 г. Спафарий, посланник от русского царя, по пути в Китае пересекает реку Байкал и обратную связь о нем литературных данных: «Байкальское море неведомое есть ни у старых, ни у нынешних землеописателей, потому что другие мелкие озера и болота местности, а про Байкал, которая толикая пучина есть никакое воспоминание нет ».

Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1696 г. Указом Петра I, которому было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову (1642–1720) составить географический атлас Сибири. С.У. Ремезов - выходец из служивых людей Тобольска является одним из первых сибирских историков и картографов, написавший «Историю сибирскую» (Ремезовская летопись)

Плодом долговременного путешествия с 1733 по 1743 гг. историка Г.Ф. Миллера стал его знаменитый классический труд «История Сибири», опубликованный впервые на русском языке в 1750 г., в первом параграфе своего сочинения, «отец сибирской истории» пишет: «Сибирь стала известна России, не говоря уже о других европейских странах, не более 200 лет тому назад. Жители Сибири с древнейших времен больше старались прославить себя оружием, нежели описанием своих деяний. В ней не процветали ни науки, ни искусства, да и умение писать большей частью было мало распространено. Поэтому легко рассудить, что о древнейших событиях этой громадной азиатской страны трудно рассказать много достоверного или основанного на проверенных фактах.

Вообще думают, что Сибирь является татарским названием местности и означает не что иное, как главный город – крепость Сибир (Искер). Если же спросить об этом тобольских татар, то такое значение является для них совершенно неизвестным. Они называют это место Искером, который тоже, кажется не является собственным именем, потому, что Шарден под этим самым названием упоминает один город в Грузии. Название «Сибирь», кажется, возникло в России и происходит, по всей вероятности, из языка того народа, который дал первые сведения об этой стране; я имею в виду пермяков или зырян, и от них оно перешло к русским. В последующем изложении мы увидим, что земли по Иртышу, Тоболу и Туре, задолго до русского завоевания, были известны под названием Сибири, которое затем и было присвоено в особенности названному татарскому городу».


[i] Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина. Москва, 2002 г.

[ii] Сокровенное сказание монголов. Редакция текста, подготовленная монгольскими учеными в 2004 г., в книге «Чингисиана. Свод свидетельств современников ». Москва, 2009 г.

[iii] Банзаров Доржи. Об ойратах и ​​уйгурах. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1997 г.

[iv] Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003 г.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.