ЗДАНИЕ, ГДЕ БЫЛ ОСНОВАН ЛЕГИОБАНК. ИРКУТСК, 1919 г.
Текст Сергей Волков
Одна из центральных и старейших улиц города, улица Российская расположена в Правобережном округе Иркутска, в историческом центре города, между улицами Чкалова и Свердлова, протянулась от берега Ангары до Тихвинской площади – от бульвара Гагарина до улицы Ленина. Прежние названия: Дегтеревская (Дехтевская), Доронина, Чехословацкая. Возникла улица в Иркутском посаде в XVIII веке, как позднее ответвление у самой древней иркутской улицы Луговая (Марата), по ней выгоняли скот на выпас.
В 1919 году улица стала именоваться Чехословацкой на непродолжительное время до освобождения города Красной Армией в феврале 1920 г. 8 июля 1919, в годовщину свержения советской власти чехословацкими войсками городская дума постановила переименовать улицу Дегтевскую в Чехословацкую, на этой улице находилось Финансковое управление чехословацкого корпуса. В ноябре 1919 г., на базе ранее существовавшей Военно-сберегательной кассы чехословацких легионеров, в большом двухэтажном кирпичном здании на этой улице (ныне это дом под номером – Российская, 16) по решению командования чехословацких легионов был создан финансово-экономический центр легионов – Банк чехословацких легионеров в Иркутске (Легиобанк), ставший в будущем важным финансовым фундаментом независимой Чехословацкой Республики. 28 октября 1918 года, Чешским национальным комитетом в Праге была провозглашена независимость от Австро-Венгрии (Austro-Hungarian Empire), а также объявлено об объединении Чехии и соседней Словакии в Республику Чехословакию.
Отождествить современное здание с местоположением чешского банка легионеров в Иркутске помогла карта, датированная 1919 г., из военного штаба главнокомандующего Чехословацким корпусом ген. Я. Сыровы, любезно присланная из Чехии внуком адъютанта генерала Г. Скацелем. Более ста лет она хранилась в семейном архиве деда. На ней красным карандашом отмечено 11 зданий в центре города, занимаемых под штабы и различные службы чехословацкими легионерами. Чехословацкие войска размещались в Иркутске на постоянной основе 1 год и 7 месяцев, в период с 12 июля 1918 г. по март 1920 г. Подробнее об этом можно прочитать в моей книге «Золото Колчака. Чехословацкие легионеры».
Большое двухэтажное красное кирпичное здание, известное краеведам, как дом Мейеровича (Российская, 16), построено в 1880 году. В начале XX века здесь находился Лазарет имени Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. В настоящее время располагается стационар клиники кожных заболеваний. В 1919 году помещения этого особняка занимало Финансовое управление чехословацких легионеров. В дома имеется очень большой подвал с галереями, которые идеально подходили для хранилищ банка. Здание удобно располагалось в самом центре Иркутска, недалеко от Тихвинской площади в пешей доступности от Здания городской думы, через два здания по ул. Чехословацкая от городской думы.
В августе 1919 года представитель чехословацкого правительства в Сибири писатель Ф.В. Крейчи посетил в Иркутске центральную сберкассу. Он писал: «На одной из широких иркутских улиц наше Финансовое управление занимает целый дом. В комнатах с голыми стенами у грубых столов тесно сидят легионеры-чиновники и выполняют утомительную, ответственную работу. Здесь принимали вклады от легионеров в Военную сберкассу, которая сохранит сбережения и выплатит их только на родине. Здесь куют далеко идущие планы построения нашей хозяйственной позиции в Сибири и в Банке Легио, который будет организован... Душой этого управления является подвижный и энергичный майор Ф. Шип».
Об истории основания Легиобанка в Иркутске, и о продолжительной предпринимательской деятельности военнослужащих чехословацких полков в городе пока нет никаких содержательных научных публикаций на русском языке. Из истории Иркутска полтора года их пребывания в нашем городе ушло в полное забвение. Даже в Музее города Иркутска об этой странице в истории нет совершенно ничего. Единственным напоминанием о чехах остались название улицы имени Ярослава Гашека и мемориальная доска в его честь на бывшем штабе Красной Армии (здание гост. Централь на ул. К. Маркса, где он работал в политотделе).
Первую попытку по теме, посвященной Банку Чехословацких Легионов и экономической деятельности легионеров в России, сделала Даниэла Брадлерова, сперва защитив диссертацию, а позже развив эту тему в своей монографии «Солдаты или бизнесмены? Хозяйственная и финансовая деятельность чехословацких легионов в период их анабасиса в России и Сибири» (Прага, 2019 г.). Она также прокомментировала некоторые спорные вопросы, которые до сих пор сопровождают деятельность легионов в Сибири. В предисловии книги она отмечает: «Операция чехословацких легионов в России практически с момента ее начала стала явлением, вызывавшим и вызывающим противоречивую реакцию. Его восприятие колеблется между двумя крайними полюсами — некритическим восхищением и чистой ненавистью. Любой, кто соприкасался с легионерским вопросом, сталкивался с целым рядом вопросов, ответы на которые сложны. Чехословацкие легионы в России нельзя понимать, как «стандартную» армию. Причины их создания и драматические военно-политические обстоятельства, в которых им пришлось действовать, сделали их совершенно уникальной армией. Главным отличительным элементом был тот факт, что их деятельность далеко выходила за рамки обычной военной деятельности и включала также политическую, экономическую и финансовую деятельность».
В книге Даниэла Брадлерова «Солдаты или бизнесмены? Хозяйственная и финансовая деятельность чехословацких легионов в период их анабасиса в России и Сибири» (Прага, 2019 г.) предпринята попытка представить как можно более полную картину хозяйственно -финансовой деятельности легионеров в России и Сибири в годы Первой мировой войны, поскольку эта тема до сих пор всесторонне не разработана.
Представленная публикация базируется, прежде всего, на источниках, хранящихся в чешских архивах, из которых подавляющее большинство авторов (особенно зарубежных), комментирующих эти обвинения, либо не приводили вообще, либо весьма выборочно. Другой деятельностью банка, вызвавшей немало спекуляций, стала торговля драгоценными металлами. В своем валовом балансе по состоянию на 30 апреля 1920 года BČL сообщила о золоте на сумму более 1,5 миллиона чешских крон, а к июлю из Сибири прибыло еще 133 кг золота. Золотые российские рубли закупались банком для ввоза на родину в качестве золотого государственного резерва. Центральная комиссия также покупала драгоценные металлы и валюту за золото и серебро. Покупки происходили посредством спекуляций на дальневосточных биржах со стороны частных лиц и компаний. Легиобанка привез в Чехословакию определенное количество драгоценных металлов, но они были получены в результате его хозяйственной деятельности (см. главу «Действия по сырью»). Драгоценные металлы ввозились в Чехословакию также Финансовым управлением, которое получало их от своей хозяйственной деятельности или от хозяйственной деятельности Технического департамента Чехии. войска и военные сберегательные кассы.
Теперь немного статистики. ЯРОСЛАВ АЛОИС СПЛИТЕК: Народно-хозяйственная деятельность чехословацких войск в Сибири, Прага, 1921 г., стр. 13 Сплитек утверждает, что в июле 1918 года чешский "Теход" управлял тремя заводами и одной шахтой; в январе 1919 г. действовало уже 77 заводов и 18 рудников, включавших ок. 150 филиалов. заводов.
Иркутск в 1919 г. являлся фактической белочешской столицей Восточной Сибири, где были сконцентрированы не только 16 тыс. воинский контингент чехословацких войск, но и их финансовые центры, типография, скульптурная мастерская, досуговые клубы.
Карту Иркутска из штаба ген. Я. Сыровы с указанием исторического местонахождения 11 зданий в центре города, занятых под штабы и учреждения чехословацкими легионерами, а также точные адреса иностранных генеральных консульств и военных миссий в Иркутске на конец 1919 г. опубликую позже, после обобщения и расшифровки всех надписей на карте.