ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ТИБЕТА, СТАВШИЙ МИРОВОЙ СЕНСАЦИЕЙ

Статьи 26 июля 2024 г.

Текст Сергей Волков

Металлическая скульптура ламы из Тибета, впервые появившаяся на аукционе в 2007 г. в Вене, стала мировой сенсацией. Броские заголовки статей «Будда из космоса» приписывали ей инопланетное происхождение, связывали с нацисткой экспедицией Эрнста Шеффера в Тибет в 1938 г., и даже, возможно, с именем Николая Рериха и его Центрально-Азиатской экспедицей (1925–1932 гг.). В 2012 г. в немецком журнале «Meteoritics and Planetary Science» была опубликована заметка о необычной скульптуре, высеченной из цельного фрагмента метеоритного железа с высоким содержанием никеля. Предположительно её изготовление отнесли примерно к XI веке в Тибете, хотя никаких весомых оснований для этого не было.

            Скульптура «Железный человек» изображает сидящего мужчину в остроконечной шляпе, закрывающей полностью уши (неправильная форма шляпы лам), над головой расположен нимб – чатра (но традиционных буддийских надписей или рисунков на нём нет), с нетипичной для азиатского генотипа густой бородой и усами на лице (неазиатские черты, тибетцы не носят бороды), на нём, как на воине, изображена нательная защитная кираса – металлическая чешуйчатая кольчуга с бонской  свастикой на груди, и странное украшение в виде цепочки на шее (концы свастики обращены влево), на плечи накинут лёгкий короткий плащ, завязанный на груди толстым тройным узлом (ламы носили балахоны до пят), на ногах современная обувь, с отчётливо видимой подошвой (буддийские статуи обычно босые), и брюки с модными фигурными разрезами внизу (ламы никогда не носили брюк), а в мочке правого уха подвешана одна большая круглая серьга – металлическое кольцо (необычная деталь для буддийских статуй). Правая рука опущена ниже колена и развёрнута пустой ладонью к зрителю, по буддийскому канону (мудры рук) символизирующая жест даяния («дарование высшего»), в левой он держит нечто непонятное (к сожалению, на опубликованных фотографиях низкого разрешения, невозможно точно идентифицировать этот предмет), похоже, что это ваза-долгожитель со сферическим навершием, как у гриба (или чаша из черепа с крышкой?), и этот предмет точно не напоминает никакую буддийскую атрибутику. Статуэтка настолько нетипична для строгих канонов традиционной иконографии буддийских божеств, что искусствоведы предположили, что эта может быть подделка, изготовленная в Европе в начале ХХ века, так как не существует более ни одной даже отдалённо похожей по стилистике буддийской скульптуры. По словам профессора Элмара Бюхнера (Elmar Buchner) из Университета Штутгарта, который проводил исследования, статуэтка принадлежит культуре бон-по, вырезана в XI в., и изображает индийского бога войны Вайшравана (Vaisravana), обычно изображаемого, как царь-воин (страж севера) с зонтиком (нимбом) – чатрой за спиной. Чатра входит в перечень буддийских «восьми благих эмблем» и является атрибутом царской власти, символизирует защиту Дхармы (судьбы).

Самое интересное, что, по словам владельца этой статуи, она была привезена из Тибета нацисткой экспедицией под руководством Э. Шеффера в 1938 г. Оппоненты, однако, заявляют, что существует очень точный список приобретенных этой экспедицией предметов, включая дату, место и их стоимость, и в этом длинном списке предметов, привезенных в Германию немецкой экспедицией во главе с Э. Шеффером, нет никаких упоминаний о статуи железного человека. Никаких доказательств происхождения статуи так и не было представлено. Статуя хранилась в частной коллекции в Германии, пока в 2009 году не была продана, и стала недоступной для дальнейшего изучения. Дотошные исследователи отследили бывших владельцев статуи. Первоначально она, по сведениям из статьи Энгельхардта, «принадлежала россиянину Игоря Каледину, проживающему на момент написания статьи в Австралии.  В конце концов, в 2009 году статуя была куплена в частном порядке Геро Куратом, геологом из Венского музея естественной истории, поскольку она была слишком дорогой для музея – в надежде, что музей сможет приобрести статую в будущем, когда его финансовое положение улучшится. Это единственные проверенные факты, которые имеются на данный момент. В совокупности они указали на Россию, а не на тибетскую экспедицию в Тибет Э. Шеффера из Германии». Замечу, что в Австралии проживал также автор известной книги «Шамбала – оазис света» Андрей Павлович Томашевский, известный под литературным псевдонимом Эндрю Томас, считающий себя учеником Рериха и страстно увлечённый темой Шамбалы, и если рассматривать все возможные версии, то мотив изготовления Владыки Шамбалы по мотивам картины Рериха для личной коллекции у него мог быть…».

Члены немецкой экспедиции в Тибет в Лхасе, 1938 г. В центре Эрнст Шеффер. Кадр из китайского документального фильма

Материал статуи был исследован в лаборатории на геохимическое содержание, было установлено, что изготовлена она из редкого метеоритного железа с большим содержанием никеля из упавшего на Землю метеорита под названием Чинге (Chinga) в районе современной российско-монгольской границы (район Танну – Тыва) примерно 15 тысяч лет назад. Фрагменты этого метеорита, найденные в 1912 г., известны науке, поэтому позволили точно определить происхождение материала статуи. Но время её изготовления определить не удалось. Эта загадочная статуя высотой 24 см и весом 22 фунта (10 кг) – единственная в мире известная скульптура человеческой формы, вырезанная полностью из цельного метеорита – камней, упавших с неба, считавшихся у древних людей священными (упавшими Богами с неба). Особо примечателен в тибетской мифологии метеоритный черный камень Чинтамани, чудесный дар с Ориона, упавший с неба, о котором много писал Н. Рерих. Подробнее об чуть позже. У тибетцев также особо ценятся амулеты Тhogchags в виде рогатой гаруды, искусно сделанные из метеоритного железа или бронзы. Особенно много их найдено на территории бонского Шангшунга. Большая коллекция бронзовых талисманов в виде гаруд собрана американским исследователем Тибета Винсентом Беллецца. Фотографии этой коллекции можно посмотреть на его сайте Тибетская археология. Всё, что связано с метеоритным железом являлось особо почитаемым и священным.

Буддолог из Университета Донгук Ахим Байер опубликовал статью «Лама в брюках», в которой на основании изучения двенадцати стилистических характеристик статуи, сделал заключение, что статуя крайне маловероятно могла быть изготовлена в Тибете, слишком много у неё нарушений буддийской иконографии. Он оценил дату изготовления статуи возможным периодом между 1920–1970 гг. Её связь с Шефером маловероятна. Кроме того, он предположил, учитывая наличие свастики на груди, что «статуя была произведена в Германии либо для общего рынка антиквариата и сувениров, либо даже для прибыльного рынка нацистских памятных вещей».

Немецкий историк и тибетолог Исрун Энгельхардт (1941–2022) из Боннского университета обратила внимание на тождественность скульптуры изображению на картине Николая Рериха «Приказ Ригден Джапо» (1924 г.). Она опубликовала свое академическое эссе «Странный случай с Буддой из космоса» в 2017 г. в специализированном журнале The Revue d'Etudes Tibétaines и высказала предположение, что «статуя, могла быть изготовлена для эксцентричного русского востоковеда и художника Николая Рериха по его личному заказу. Рерих утверждал, что является воплощением Ригдена Джапо. (В иконографии Ваджраяны имя 25-го Калкина Rigs-ldan Drag-po принято переводить как: Рудрачакрин) Рерих даже назвал себя грядущим королем Шамбалы в письме Далай -ламе. Рерих планировал въехать в Тибет как Ригден Джапо, 25-й король Шамбалы… Левая рука и на эскизе, и на статуе, кажется, держит не мангуста и не вазу, а скорее знаменитый сияющий камень чинтамани, исполняющую желания драгоценность, падающую с неба, которую Рерих рисовал несколько раз. Исходя из этих аргументов, можно предположить, что статуя из метеорита изображает Николая Рериха как Ригдена Джапо, и, таким образом, главная загадка, по-видимому, разгадана. В 1926–1927 годах Рерихи провели в Урге шесть месяцев, ожидая разрешения продолжить путешествие в Тибет. Статую можно было изготовить в Урге во время шестимесячного пребывания Рерихов. И эскиз Ригден-Джапо, и картина, которая, вероятно, послужила источником создания статуи, были созданы в 1926 году в Урге, в то время, когда Рерих был особенно очарован этой темой». Хочу заметить, что статуя на самом деле не имеет никакого даже отдалённого сходства с русским художником, и глаза у неё выполнены в тибетской манере, роскосыми.

Можно эту интересную версию усилить, если добавить, что эту статую Н. Рерих мог заказать из камня Чинтамани, фрагмент которого он получил в загадочной посылке в 1923 году, когда Рерихи были в Париже. В посылке, по рассказу самого Рериха, якобы находился тот самый камень, якобы являвшийся фрагментом метеорита Чинтамани, который до сих пор не обнаружен. Эта частица чёрного камня Чинтамани, чудесный дар с Ориона, называемая «Сокровище Мира», как пишет Рерих, был передан ему от махатм, как избранному, и долгое время хранился у него в специальном ларце. Рерихи придавали этому метеоритному камню огромное значение. Куда пропал впоследствии ларец с камнем Чинтамани неизвестно, никаких упоминаний о его судьбе в книгах Рериха я не нашёл, но если предположить, что из него был по заказу Н. Рериха изготовлен «Железный Ригден Джапо», то легендарный Чинтамани возможно нашёлся. Нет также никаких упоминаний в письмах и книгах Рериха об изготовлении такой статуи в Урге, хотя о получении посылки с метеоритом в Париже записи существуют. В своих письмах Рерих обычно всегда писал о всех значимых событиях в свой жизни, и вряд бы удержался, чтобы не намекнуть о Великом замысле сделать из камня Чинтамани статую 25-го царя Шамбалы. В дневниковых записях, однако, упоминается, что чёрный камень после выхода из Урги в 1926 г. был целым. Ларец с этим камнем Рерих взял с собой в Центрально-Азиатскую экспедицию и собирался преподнести его в дар Далай-ламе в Лхасе, но туда он так и не попал.

Есть и другие существенные нюансы, вызывающие сомнение, в рассуждениях Энгельхардта о причастности Н. Рериха к этой истории с Железным человеком из Тибета, ведь по образцу с его картины заказать изготовление статуи мог после написания картины в 1926 г. кто угодно. С учётом русского следа – метеорит обнаружен русскими геологами на территории России, один из последних его владельцев также русский гражданин, поэтому логично предположить, что и статуэтка изготовлена также в России, а не в Германии или в Тибете. В середине XX века в России учение и картины Н. Рериха, миф о Шамбале сияющей, приобрели большую популярность, и кто-то вдохновлённый этими идеями мог заказать статуэтку царя Шамбалы для личной коллекции или для последующей продажи. Похоже, что делал её не тибетский мастер, поэтому у неё так много отличий от канонов буддийской иконографии. В иконографии Ваджраяны последний двадцать пятый Калки Шамбалы Рудрачакрин – «Гневный держатель колеса», которому предстоит возглавить воинство Шамбалы в войне с варварами, принято изоброжать в гневном виде с красным лицом, железным колесом и ваджрой в руках, одетым в кожанный панцырь и шёлковый халат с короткими рукавами. Этой отличительной символики у железной статуи нет. Цари Шамбалы никогда не изображались со свастиками на груди.

            Самое трудно объяснимое: на его груди помещена бонская свастика, а свастики на своих картинах, насколько мне известно, художник никогда не размещал. На картине «Приказ Ригден Джапо», которая могла послужить эскизом для копирования и изготовления скульптуры, на шапке Ригдена размещён рериховский символ, а не свастика. Рериховский круг с тремя точками символизирует три основных принципа, которые лежат в основе его учения: духовность, культура и наука. К тому же, если бы Рерих захотел изготовить свою статую в образе 25 короля Шамбалы для подарка правителям буддийской Лхасы, вряд бы на её груди стал бы размещать «неправильную» бонскую свастику (концы свастики обращены влево), противоположную буддийской свастике (концы свастики обращены вправо). Он планировал провозгласить себя главой западных буддистов, поэтому на статуе должна была бы стоять исключительно буддийская свастика. Похоже, что связь скульптуры «Железный человек» с именем Н. Рериха может быть ошибочной.

Когда, где и кто заказал изготовление железной статуи из Тибета, и почему на ней бонская свастика, до сих пор остаётся неизвестным.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.