АГАРТИ - "НЕУЯЗВИМАЯ СТРАНА"
Текст Сергей Волков, Иркутск. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
АГАРТИ – «НЕУЯЗВИМАЯ СТРАНА»
Из трех мифических названий: Белый остров, Агарти, Шамбала – европейскому читателю наиболее известна Шамбала. Мифы об Агарти или Агартха (санскрит – «недоступный», «неуязвимый») подобны мифам о Шамбале, но гораздо менее популярны, упоминаются реже чем миф об Атлантиде, и почти не изучено их происхождение. Распространению сведений о подземной стране Агарти способствовали публикации французского маркиза Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия Индии» (написана в 1866 г., издана посмертно в 1910 г.)[1], и увлекательно написанная приключенческая книга Ф. Оссендовского «И звери, и люди и боги» (1922 г.) о его скитаниях в Монголии в годы Гражданской войны в России, в которой он подробно рассказывал о мифической подземной стране Агартхе. Описанию таинственной подземной страны посвящена целая глава под названием «Тайна тайн – царь мира». Этот пещерный центр – «самое тайное святилище Земли», хранящий в своих подземных тайниках летописи человечества за все время его эволюции, записанные на каменные скрижали. Книга стала мировым бестселером – только в начале 1920-х годов вышло 142 издания на 19 языках.


Слева: Фердинанд Антоний Оссендовский (1878-1945). Фото 1904 г.
До этих публикаций в Европе не было ни одного упоминания об Агарти. Многочисленным комментаторам этих текстов и исследователям восточных традиций впоследствии так и не удалось обнаружить никаких ссылок об Агарти ни в буддийских, ни в исторических документах, а известный шведский исследователь Центральной Азии Свен Гедин подверг резкой критике книгу Оссендовского, заявив в своей книге «Оссендовский и правда» (1925), что рассказ об Агарти Ф. Оссендовский полностью заимствовал из книги д`Альвейдра и подробности выдумал сам. В конце XX столетия в энциклопедических справочниках, однако, уже значилось, что в мифологии монгольских буддистов, Агарти – таинственная подземная страна, где живут древние посвященные, тайно руководящие ходом мировых событий. Это «сокровенный мистический центр Земли», «наследие солнечной династии», «местонахождение Царя Мира», после получивших популярность литературных мемуаров Ф. Оссендовского на долгое время стал связанным в представлении современников с территорией Монголии. Единственная и существенная деталь – в самой Монголии ни историки, ни ламы, ни местные кочевники никогда ничего не слышали о подобной стране. Возможно, по простой причине книга Ф. Оссендовского на монгольский язык ни разу не переводилась, а русского издания на момент написания этого текста в 2010 –х гг. не было в каталоге центральной библиотеки Улан-Батора. Нет никаких следов этого мифа и в монголо-тибетском искусстве, и как уже, неоднократно доказывалось, – нет следов, нет и самого события…
Единственными и до сих пор неподтвержденным источниками информации о таинственной Агарти остаются схожие по описанию этого центра публикация польского писателя Ф. Оссендовского, бывшего члена Совета Министров в правительстве Колчака, занимавшего в период гражданской войны в Сибирском правительстве пост директора Кредитной канцелярии[2], и бежавшего в 1920 г. из Красноярска через горную систему Восточный Саян в Монголию, и, опубликованная двенадцатью годами ранее, работа Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия Индии». Оба автора утверждают о существовании подземного мира – духовного центра, который имеет нечеловеческое происхождение, и хранит Изначальную мудрость, передавая ее сквозь века от поколения к поколению тайными обществами. Жители подземного мира намного превосходят в своем техническом развитии человечество, овладели неведомыми энергиями и по подземным проходам связаны со всеми континентами. Сравнительный анализ версий мифа об Агарти выполнил в своей работе «Царь Мира» французский ученый Рене Генон: «Если действительно существуют две версии этой истории, происходящие из источников, весьма удаленных друг от друга, то было интересно их отыскать и провести тщательное сравнение».
Французский мыслитель-эзотерист, маркиз Сент-Ива д`Альвейдр (1842–1909) оставил заметный след в истории, написав книги об оккультной древней истории[3] и сформулировав новый универсальный закон истории и человеческого общества, который назвал «Синархия». Идеи нового мирового порядка, изложенные в учении Сент-Ива «Синархия», привлекли внимание будущих руководителей национально-социалистической партии в Германии. По версии Сент-Ива все сведения об Агартхе получены им «от афганского принца Харджи Шарифа, посланника Всемирного Оккультного Правительства» и центр Агартхи расположен в районе Гималаев. Это целый пещерный центр с населением 20 млн человек – «самое тайное святилище Земли», хранящий в своих недрах летописи человечества за все время его эволюции на этой земле в течение 556 веков, записанные на каменные скрижали. Хронологию человечества и давность учения Сент-Ив, опираясь на индийские источники, возводит к эпохе прародителя человечества легендарному Ману, т.е. 55 647 лет тому назад. В своем литературном труде, ориентированном, как он писал, «для людей образованных, наиболее просвещенных светских людей и государственных деятелей», Сент-Ив подробно и убедительно описывает государственное устройство Агарти и приводит достаточно оригинальные подробности, например, такие как:
· «Современное мистическое имя Святилища Цикла Рамы было дано ему приблизительно 5100 лет тому назад, после раскола Иршу. Это имя есть «Агарта», что означает: «недоступный для насилия», «недостижимый для Анархии». Моим читателям достаточно знать, что в некоторых областях Гималаев, среди 22 храмов, изображающих 22 аркана Гермеса и 22 буквы некоторых священных алфавитов, Агарта составляет мистический Нуль (0). «Ненаходимое».
· «В Агарте не применяется ни одна из наших ужасных систем наказания, и отсутствуют тюрьмы. Не существует смертной казни. Совершенно неведомы в Агарти нищенство, проституция, пьянство, жестокий индивидуализм. Неизвестно деление на касты».
· «Среди племен, изгнанных из великого Университета (Агарты) есть одно бродячее племя, которое, начиная с XV века, показывает всей Европе свои странные опыты. Таково истинное происхождение цыган (Bohami, санскр. – «Отойди от меня»).
· Агарта может следить за Душами на всех восходящих ступенях миров вплоть до крайних пределов нашей солнечной системы. В некоторые космические периоды можно видеть и говорить с умершими. Такова одна из тайн древнего Культа Предков».
· Мудрецы Агарты «проверили на нашей Планете границы последнего потопа и определили возможную исходную точку его возобновления через тринадцать или четырнадцать веков».
· «Основатель буддизма Шакьямуни получил посвящение в Святилище Агарты, но он не смог вынести из Агарты свои записи и впоследствии диктовал своим первым ученикам лишь то, что была способна удержать его память».
· «Ни один посвященный не может унести из Агарты подлинных текстов ее научных трудов, ибо, как я уже говорил, они выгравированы на камне в виде непонятных для толпы знаков. Порог Святилища является недоступным без воли ученика. Подвальный этаж его выстроен магически, различными способами, в которых Божественное слово играет роль, как во всех древних храмах».
· «Священные тексты, вследствие политических условий, были всюду систематически изменены, за исключением только одной Агарты, где сохранены все потерянные тайны еврейско-египетского текста наших собственных Священных Писаний и ключи к их мистериям»[4].
Сент-Ив не дает ответа на вопрос где находится Агарта, в тексте есть только одно косвенное указание, что символически головой Агарта соприкасается с Афганистаном, а ногами, т.е. своим подножием опирается на Бирманию. Эта территория соответствует области Гималайских гор, малоисследованных в то время. Поразительное описание самого тайного святилища на Земле, располагающего утраченными древними знаниями впоследствии вдохновила на поиски этого тайного святилища в Тибете, как различных ученых и авантюристов, так и государственных деятелей разных стран, направивших экспедиции в малоисследованные районы Центральной Азии, в частности и для установления союза с могущественными силами Центра мира.
Польский писатель Ф. Оссендовский (1876–1945) оставил большое литературное наследие, написав только о своих путешествиях по Северной Африке около 20 книг, однако наибольший успех выпал книге, повествующей о его героическом одиночном путешествии в годы гражданской войны по Туве и Монголии, в которой он приводит интересные подробности о подземной стране Агарти и Царе Мира. В рассказе Ф. Оссендовского, основанного на монгольских источниках, это загадочное государство именуется названием Agharti и вход в это царство, при поверхностном прочтении его книги, кажется, что находится в Монголии. Так, и посчитали последующие исследователи, пересказывающие этот миф. С течением времени укоренилось убеждение, что Агарти относится к мифологии Монголии и соответственно загадочная подземная страна, будто бы расположена в самом сердце азиатского материка.
Долгое время я также был убежден, что Агарти нужно искать в Монголии, там, где проходил конный маршрут Ф. Оссендовского. Во время своих экспедиций по Монголии вопросы об Агарти я задавал многим историкам и представителям духовенства, но никто из них ничего не знал об этой мифической подземной стране. Однажды я даже осуществил специальную зимнюю экспедицию в санях по хубсугульскому участку маршрута Ф. Оссендовского вдоль восточного побережья озера с малоисследованным горным хребтом Улдзий-Хашийн-Нуру, где как сообщалось могли находиться неизвестные пещеры. Здесь, в Прихубсугулье располагается самое крупное в Монголии крупное поле залегания карбонатных пород (более 16 500 км2). В древних легендах рассказывается о целой системе гобийских тоннелей и пещер протяженностью свыше 100 км. В местных преданиях жителей, проживающих на побережье озера Хубсугул, рассказывается о шаманском пещерном некрополе, где хранятся тела сотен мумифицированных умерших шаманов. Но обнаружить их пока не удается. Сегодня средневековые легенды о таинственных центрах мудрецов в поземельях Центральной Азии воспринимаются как сказки, но до сих пор на берегах Хубсугула можно столкнуться с отголосками легенды о существовании протяжённых подземных проходов, по которым можно было незаметно пройти от озера Хубсугул – из Монголии в Россию.
В настоящее время пещеры в Монголии исследуются слабо, большинство монголов избегают их посещений, веря в то, что там обитают злые духи. Институт географии АН Монголии в конце ХХ века обследовал более 100 пещер из числа около 500 известных. Самая протяженная из них Цагаан-Дэлийн-Агуй расположена в Восточной Гоби и имеет длину 607 м. Все пещеры, которые довелось осмотреть нам, не такие обширные, чтобы их связывать с многокилометровыми тоннелями или подземной страной Агарти. Но в некоторых местах Гоби шаман, тонко чувствующий энергетику места, замирает с почтением и сегодня. Ищите в песках затерянные входы в подземелья…
По маршруту Ф. Оссендовского, восточное побережье озера Хубсугул
Мерно цокали подковами по льду лошади, наш санный караван монотонно и не спеша день за днём приближался всё ближе и ближе к решению этой адресной загадки. Время в полудрёме на стоге сена в санях, стало медленным и безмятежным, как чистый синий небосвод над головой, достав потрёпанную книгу Оссендовского, я ещё раз пробежал глазами уже знакомый текст и зацепился взглядом за географическое название озера Ноган-Куль. Нет в Монголии – подумал я, – никогда не было озера Ноган-Куль, рядом с которым по свидетельству Оссендовского располагался вход в подземное царство. Монголы, на расспросы об этом озере, обоснованно замечали, что Ноган-Куль – это тюркское название, в Монголии озера имеют приставку «нуур». После длительных поисков по картам, мне удалось обнаружить это озеро в Западном Саяне, в горах на юге Сибири, через которые проходил маршрут бегства Ф. Оссендовского из Красноярска.
Вот как первоначальная информация звучит в тексте Ф. Оссендовского: «Старики, живущие на Амыле, рассказывали мне древнюю легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от ига Чингисхана, скрылось в подземную страну. Потом неподалеку от озера Ноган-Куль один сойот показал мне закоптелые ворота, ведущие, по его словам, в то самое царство Агарти. Когда-то через эти ворота попал в подземное царство один охотник. По возвращению оттуда он начал было рассказывать о виденном, но ламы отрезали ему язык, чтобы охотник не мог раскрыть мистерию мистерий. Состарившись, он вернулся к входу в пещеру, привлеченный старыми воспоминаниями, и исчез в подземном царстве»[5]. Река Амыл, является притоком р. Туба, которая впадает в Енисей и находится севернее Кызыла в Западном Саяне, где исконно проживали сойоты. На географических картах можно легко найти перевал Ноган-Холь (2А, 3460 м), который находится в южной части хребта Музур-Тайга между вершинами Ак-Оюк и Бельды и соединяет верховья р. Онгулук-Оюк (бассейн р. Шуй) и долину р. Чинге-Хем. В долине левого истока р. Онгулук-Оюк находится два озера. Именно к этим местам относится описание Ф. Оссендовского о входе в загадочное царство Агарти. Удалось найти современное описание этой местности для туристов: «Поднявшись на зеленые травянистые холмы, выходите к озеру. От границы леса до него 1 час хода. Продолжая подъем по луговинам, через 1,5 часа выходите ко второму озеру Ноган-Куль, которое находится у черных скальных стен цирка и по размерам значительно больше первого. Перед этим озером надо перейти по камням через реку на правый берег и подняться на бараньи лбы слева по ходу. Обходя по крупнокаменистой осыпи и снежникам боковые отроги хребта, выйти на конечную морену ледника Бельды. От верхнего озера сюда 50 минут хода». Через эти места уходил из Красноярска в Монголию, поднимаясь по долинам рек Енисея и Амыла и перевалив хребет Западного Саяна через Алжиакский переход, Ф. Оссендовский. Именно, здесь в Туве, он впервые услышал от сойота рассказ об Агарти.
Остается добавить, что барон Р.Ф. Унгерн в 1921 г., с четырьмя полками казаков освободив Ургу от китайских войск, посылал верных людей в Тибет на поиски подземной страны Агарти, в которой, как он верил, спят трехметровые великаны и Князь Тьмы. Вторая экспедиция не вернулась. Почему барон Р.Ф. Унгерн послал людей в Тибет, а не в Западный Саян остается загадкой.
В дневниках знаменитых путешественников по Центральной Азии миф об Агарти не упоминается ни одним из исследователей. Об Агарти ничего не сообщает в своих работах Е. Блаватская. Среди легенд и исторических преданий, собранных Г.Н. Потаниным во время его путешествия 1884–1886 гг. по Монголии, нет упоминания Агарти. Не удалось найти и каких-либо подтверждений по этой теме у современных монгольских историков и у лам в монгольских монастырях. Тем не менее, в последние годы, появляются все новые журналистские публикации, пересказывающие на свой лад сведения Ф. Оссендовского об Агарти. С каждой новой публикацией подземное святилище Агарти в шкале ценностей добро-зло, превозносится все выше Шамбалы и наделяется все большей человечностью, добротой и мудростью.
053 Маленькое 1/8. Текст: Одна из самых крупных пещер Монголии Хойд Цэнхэрийн агуй в Монгольском Алтае
Миф об Агарти стал популярным из-за рассказа о Царе Мира. Сент-Ив говорит о верховном главе Агарти в качестве «Верховного жреца», а не «Царя Мира». По Сент-Иву высший глава Агарти носит титул Brahatma и может говорить непосредственно с Богом. В его описании центр Агарти: «собрал наследие древней Солнечной династии (Surya-vansha), которая некогда обитала в Ayodhya, и ведет свое происхождение от Vaivaswata, Manu настоящего цикла»[6]. Ф. Оссендовский приводит подробные сведения о таинственной подземной стране Агарти и Царе Мира, упоминает о разговоре с Дже-ламой, который сказал ему: «Только один человек из всех живущих знает священное имя Царя Мира, только один из всех посетил Агарти. Этот человек – я». Древняя легенда рассказывает о подземной стране, известной еще во времена Чингисхана, вход в которую расположен неподалеку от озера Ноган-Куль в Туве, Западном Саяне. «Более шестидесяти тысяч лет тому назад некий святой скрылся со своим племенем под землей, и никто их больше не видел. В подземном царстве побывали многие – среди них Шакья-Муни, Ундур-гэгэн, Паспа, султан Бабер и другие. Ныне же никто не знает, где находится это царство. Кто говорит – в Афганистане, кто – в Индии. Люди там не ведают зла, в царстве не бывает преступлений. Там мирно развиваются науки, и погибель ничему не грозит. Подземный народ достиг необыкновенных высот знаний. Теперь это большое царство с многомиллионным населением, которым мудро управляет Царь Мира. Ему ведомы все скрытые пружины мироздания, он постигает душу каждого человеческого существа и читает великую книгу судеб. Он тайно управляет поведением восьмисот миллионов человек на земле, все они исполняют его волю. Это царство называется Агарти. Оно тянется под землей по всей планете. В Агарти просвещенные пандиты записывают на каменных скрижалях все знания нашей планеты и других миров»[7]. В послесловии своих заметок о скитаниях по Монголии Оссендовский несколько подробней еще раз уточняет, что впервые столкнулся с первыми свидетельствами об подземной стране Агарти в горах Улан-Тайгши в Туве и дополняет свой предшествующий рассказ новыми подробностями, такими как: «Народы, давно исчезнувшие с лица земли, нашли убежище в Агарти. Среди них племена Атлантиды, Гондваны, Лемурии, Лелирции и других мифологических континентов, информация о которых находится в буддийских монастырях… Народ, доселе неведомый никому выйдет на поверхность земли, когда земля опустеет, когда на земле воцарится мрак и смерть, когда из десяти тысяч выживет лишь один», благодаря генофонду человечества, сохраняемого в подземельях Агарти, будет суждено возродить на земле новую жизнь.
К сожалению, источники происхождения мифа об Агарти так и не были установлены. Исходя из анализа идентичных пересказов Сент-Ива д`Альвейдра и Ф. Оссендовского знаменитый «исследователь Традиции» Рене Генон делает вывод, что «Агартха является единственным подлинным центром эзотерического Посвящения, который противостоит демонической псевдо-духовности Шамбалы, питающий идеологию теософов, оккультистов и спиритов»[8].
По сведениям Ф. Оссендовского подземная страна Агарти, система пещер и тоннелей, простирается под всеми континентами планеты. В сказаниях о Шамбале также часто присутствует рассказ о протяженных подземных проходах, часто заканчивающихся каменной дверью, «никем никогда не открытой». Проходы защищены перед непрошеными гостями умерщвляющими газами и силовыми полями. Н. Рерих пишет: «За каменной дверью в пещере скрыты тайны для будущего, но сроки им еще не пришли. …Много говорят монгольские проводники про подземные ходы. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья. Вход в них очень узок, но затем он расширяется и приводит в целый подземный город. …Бурятский лама сообщает, что когда он шел в Шамбалу, то его вели подземным ходом. Ход иногда так сужался, что с трудом могли протолкнуть племенного барана, которого вели в заповедное место»[9].
В «Сокровенном сказании монголов» можно прочитать о походе Чингисхана к горам Куньлунь – «стране Бессмертных», во время которого они встретили людей, живущих в обширных пещерных системах. Этот же факт отражен в сочинении Плано Карпини 1247 г., за несколько десятилетий до Марко Поло посетившего Центральную Азию, и составившего первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений. В своих письменных свидетельствах он пишет: «Прежде чем дойти до гор, войска Чингисхана шли более месяца по обширной пустыне. Они прошли по большой степи и добрались до некоей земли, где, как нам передавали за вполне достоверное, они видели наезженные дороги, но не смогли найти ни одного человека; но они так усиленно искали по земле, что нашли одного человека с его женой, которых привели пред Чингисхана; и, когда он их спросил, где находятся люди этой страны, те ответили, что они живут в земле, под горами»[10].
Интересное упоминание об Агарти есть в книгах «Агни-йоги», составленных Е. Рерих: «В каждой легенде есть часть истины. Говорят, о подземном народе Агарта, – такого народа нет. Но основание сказания зародилось около Нашей Обители. Ходы подземные не существуют в таком размере, как указано в легенде, но все-таки у нас имеются подземные ходы довольно распространенные. В других сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, – оба сказания имеют отношение к Нашей Обители. Было бы неразумно отринуть все сказания, не вдумываясь в их смысл. Каждое из них хранит самое точное указание, часто намеренно прикрытое. Нередко мы сами ограждаем смысл легенды, ибо иначе познавание местных жителей может раскрыть многое». Е.И. Рерих в одном из своих писем писала: «Также не следует считать труд Сент-Ива д'Альвейдера «Агарта» замечательным и правдивым рекордом. В действительности, он посещал Агарту своего собственного воображения и нагромождений тонкого мира. Сент-Ив был типичным психиком и медиумом. Потому описания его так расходятся с истиной. Именно, его Агарта ничего общего с Белым Братством не имеет. Обманчива область психизма. В тонком мире много любителей персонифицировать Великие Образы. Книги Сент-Ива д'Альвейдера, книги Шюре – яркие примеры медиумистического творчества, и базироваться на них невозможно. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите биографию Сент-Ива д'Альвейдера, и многое станет понятным».
В заключительной главе своей книги Ф. Оссендовский отступает от документального описания своих скитаний и приводит удивительные сведения о Царе Мира, управляющим подземной страной Агарти. От первоначальной ссылки на первых страницах книги на рассказ сойота о входе в подземное царство Агарти около озера Ноган-Куль в Туве в последней главе рождается миф на тему полой земли с протяженными подземными ходами между всеми континентами Земли, подобный сюжетам из приключенческих романов Жюль Верна. После публикации сочинения Ф. Оссендовского в 1922 г., за последующие 80 лет ни одному исследователю древних традиций, даже такому серьезному мыслителю, как Рене Геному, не удалось найти никаких дополнительных сведений в исторических документах или в дошедших до нас мифах, подтверждающих рассказ Ф. Оссендовского о Царе Мира и подземном царстве Агарти. Почти идентичные фантастические пересказы сведений об Агарти в сочинениях Сент-Ива и Ф. Оссендовского остались единственными в истории человечества.
В послесловии своих заметок о скитаниях по Монголии Оссендовский несколько подробней еще раз уточняет, что впервые столкнулся с первыми свидетельствами об подземной стране Агарти в горах Улан-Тайгши в Туве и дополняет свой предшествующий рассказ новыми подробностями, такими как: «Народы, давно исчезнувшие с лица земли, нашли убежище в Агарти. Среди них племена Атлантиды, Гондваны, Лемурии, Лелирции и других мифологических континентов, информация о которых находится в буддийских монастырях… Народ, доселе неведомый никому выйдет на поверхность земли, когда земля опустеет, когда на земле воцарится мрак и смерть, когда из десяти тысяч выживет лишь один», благодаря генофонду человечества, сохраняемого в подземельях Агарти, будет суждено возродить на земле новую жизнь.
А может быть прообразом для подземной страны, стали имеющие широкое распространение в средние века огромные пещерные города и монастырские комплексы, типичные для Афганистана, Индии и Тибета?
Пещеры всегда привлекали внимание людей. Большинство природных пещер не пригодны для постоянного проживания человека: в них сыро, темно и проникнуть внутрь можно лишь через узкие проходы ползком или с помощью веревок через входные колодцы. В некоторых из сухих и удобных для проживания пещер в течение продолжительного времени постоянно жили древние люди. Отдельным пещерам особо поклонялись, приписывая им особые мистические свойства, и проводили в них шаманские обряды, вокруг других сложено множество легенд о таинственных и бесконечных подземных ходах, ведущих в неизвестность, спрятанных там сокровищах и обитающих в них злых духах. Пещеры становились кратковременными прибежищами первобытного человека и местом совершения религиозных обрядов. В пещерах находят редкие статуэтки из кости мамонта и фигурки мраморных приманок для рыбной ловли жителей неолита, в других до наших дней прекрасно сохранились образцы настенной живописи древнего человека и целые библиотеки старинных манускриптов. Пещеры, живые свидетели прошедших эпох, предоставляют уникальную возможность ученым определить по слоистым отложениям условия палеоклимата на земле, археологические и палеонтологические свидетельства пещерных стоянок позволяют узнать о древних обитателях. Встречаются древние рисунки и в пещерах. Классический пример случайного обнаружения удивительных разноцветных наскальных рисунков в пещере близ Лако во Франции сейчас отражен во всех научных изданиях по искусству древнего человека. Пещерная галерея Лако стала знаменита благодаря необычайному качеству реалистичных рисунков животных, выполненных углем и охрой, которые относят к верхнему палеолиту – времени между 16-м и 17-м тысячелетием до н.э.
В мире известны протяженные пещерные системы, так самая длинная пещера Флинт-Мамонтова в США (Кентукки) имеет протяженность ходов свыше 600 км. О наличии гобийской системы пещер свидетельствует Е. Блаватская, которая пишет о существовании гобийских пещер с тоннелями протяженностью свыше 100 км. Однако каких-либо обширных подземелий на территории Монголии до сих пор не обнаружено, самая протяженная, известная в настоящее время пещера в Гоби, имеет общую длину ходов 607 метров.

В мифологии разных народов встречаются рассказы о подземном мире, имеющем по описанию много общих черт с царством Агарти. В индусской мифологии – подземный мир, где живут сверхъестественные существа (наги), противостоящие небесным богам известен под именем – Питала. В отличие от преисподней, Питала, описывается как прекраснейшее место, своего рода подземный рай из золота и драгоценных камней, где правит мудрый и бессмертный царь наго Васька. Считается, что именно здесь хранился священный текст буддизма Махаяны – сутра «Праджняпарамита», которую вынес на поверхность земли древний мудрец Нагарджуна.
В русском фольклоре есть сюжет о Китеж-граде, скрывшемся под землей и ушедшем под воду, ставшим невидимым на глазах татаро-монгольских войск Батыя. С этим преданием связывают небольшое озеро Светлояр на южном Урале, длиной 210 метров и шириной 175 метров. Согласно легенде люди, избежавшие плена у Батыя, остались живы, и живут до сих пор в священном граде Китеже, который скрылся в пучинах озера Светлояр. Аналогично, сюжету о Шамбале, только люди с чистой душой могут увидеть сокровенный Китеж и уйти в него навек. Древняя история Светлояра записана в священной языческой книге славян, известной под названием «Голубинная книга». Град Ярсалим, град бога Яра, издавна считается сокровенным Китежем.
Русские историки давно спорят о таинственном народе – «чудь белоглазая», упоминаемого в «Лаврентьевской летописи». В «Сибирских летописях» говорится о народе чудь, проживающего до XIV в. по реке Иртыш. По северным легендам этот народ погрузился вместе с городами под воду и стал жить под водой и под землей, только периодически выходя на поверхность земли.
В 1879 г. Е. Блаватская, после тяжелого тридцати двух дневного плавания из Ливерпуля высадилась в Бомбее и осталась в Индии на пять лет. Среди ее опубликованных впечатлениях о путешествиях по стране, есть примечательный рассказ о подземном городе Асгарде, посещение которого Е. Блаватская отнесла к «самому интересному событию нашего путешествия – вероятно, вследствие его необычайной таинственности».
В семи километрах от Канпура (Северная Индия), на скалистом, правом берегу Ганга находятся легендарные развалины двух древних городов. В «Письмах из пещер и дебрей Индостана» Е. Блаватская пишет о посещении этих развалин: «В темном и почти дремучем лесу, находятся замечательные руины (на 16 миль в квадрате). То остатки нескольких огромных древних городов, построенных один на развалинах другого. От последнего, остались лишь колоссальные куски стен, бойниц, храмов, да развалины когда-то величественных дворцов… Развалины тянутся на много миль. Об этих городах история (англичан) умалчивает, отвергая предания летописей Индии, что Джаджмоу стоит на месте родной сестры и соперницы своей Асгарты – города солнца. Асгарта, по словам, древней летописи в пуранах, построена сынами солнца, два века спустя по взятию царем Рамою острова Ланки, то есть за 5000 лет до Р.Х. по летоисчислению браминов. А прошлое Джаджмоу, несколько раз разоренного набегами из-за Гималайских гор, совершенно неизвестно европейским историкам. Раз только упоминается этот таинственный, ныне «не помнящий родства», город, – это в автобиографии могульского императора Бабура, жившего в начале XVI в.
У самой опушки леса протекает Ганг, и на правом его берегу еще доселе виднеются гигантские остатки мраморных ступеней, ширина коих как бы предназначалась, во времена оных, для великанов. Весь песчаный берег на протяжении многих миль, весь лес покрыты глубоко осевшими в землю обломками колонн, разбитыми резной работы пьедесталами, идолами и барельефами. Рисунок резьбы, архитектурные остатки, самый размер развалин представляют нечто грандиозное, неожиданное даже для тех, кто побывал в Пальмире и в египетском Мемфисе. Непонятно, почему эти развалины никем еще не описаны, тем более что они под самыми стенами Канпура».
Самое примечательное в рассказе это подробное описание посещения через тайные подземные ходы, с искусно запирающими секретными каменными дверьми в скальных стенах, подземного города Асгарты. В описании Е. Блаватской приводятся характеристики ходов: 140 футов под землей, есть коридоры длиной верст в пять или шесть, множество боковых без дверных отверстий, ведущих в подземные квадратные, жилые помещения, вырубленные в скальном грунте. В центре подземного лабиринта находится «огромная природная пещера с небольшим озером в центре и искусственными вырубленными из скал скамьями вокруг бассейна. В воде, посреди озерка, стоял высокий гранитный столб, с пирамидальною верхушкой и толстой заржавленной цепью, обмотанной вокруг него».
055 и 056 скомпоновать на развороте маленькие 1/8. Текст 055: Пещера в королевстве Гуге, Западный Тибет Текст 056: Типичная искусственная пещера, вырубленная в мягких осадочных породах, Цапаранг
О древнем городе Асгарте и его печальном конце пураны рассказывают следующую легенду. «Когда Агасти (великий царь-воин Асгарты) был на войне в Ланке (Цейлоне), его ранее побежденный соперник царь Гиманата, воспользовавшись его отсутствием с войсками, сделал набег на Асгарту. В отсутствии мужчин царством управляла махарани (великая царица), бывшая некогда кумирикой (Девой Солнца) во храме Сурья-Нури (Солнца-Природы). Царица защищала город с храбростью отчаяния, но наконец он был взят приступом. Тогда, собрав всех «дев Сурьи» из храмов, жен и дочерей своих подданных, всего 69 000 женщин, царица заперлась с ними в громадных подземельях храма Сурьи-Нари и, приказав построить священные костры вдоль всего подземелья, сожглась на них вместе с другими женщинами и всеми сокровищами города, предоставляя в распоряжение победителей лишь пустые здания. Вернувшийся на пепелище своего города царь Агасти с войском бросился догонять армию противника. Настигнув ее, он разбил ее и захватил вместе с царем 11 000 пленных.
Вернувшись к развалинам Асгарты, он заставил пленных выстроить на пепелище погибшего города новый еще более богатый город и затем, когда он был окончен, соорудить посреди города, пред храмом Нари костер, способный вместить в себе 11 000 человек. На нем и гималайский царь, и его воины, среди проклятий и поруганий со стороны всего народа Асгарты, были сожжены живыми в отмщение за погибшую царицу и женщин Асгарты»[11].
Описание этого пещерного города весьма типично для поселений в средние века в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Самые обширные подземные укрепленные города, из тех, что когда-либо создавались людьми, обнаружены турецкими и немецкими археологами на территории Турции. В местности Каппадокия открыто свыше 30 подземных городов, вырубленных в разное время от бронзового века до VI–XI вв. в сплошном пласте вулканического туфа, некоторые из них имеют по 5 и 8 подземных ярусов, специальные пещеры-хранилища для воды и обширные галереи с огромными каменными вращающимися дверьми и кельями для проживания. На протяжении веков их расширяли и совершенствовали. В мягком туфе вырубались подземные кельи и часовни, лестницы и порталы, хоры и скамьи, и даже кресты на стенах, появлялись молельни, трапезные, спальни, на отвесных стенах располагались маленькие кельи отшельников. В самом крупном из таких подземных городов, 7-ярусном пещерном городе Джералти-Шехри, раскинувшегося на глубине до 100 м под землей на площади 6 км2, возле г. Авалоса, по оценке исследователей могло проживать до 60 тыс. человек. Вентиляционные шахты стометровой глубины обслуживали семь ярусов. Жилые помещения, специальные хранилища для воды, даже конюшни и кладбища располагались под землей, так что при нападении неприятельских войск жители вместе со своими животными могли спрятаться и долго отсиживаться под землей. Подземные ярусы соединялись узкими переходами, которые легко перекрывались круглыми плоскими камнями, похожими на жернова – вроде тех, что известны и по христианским пещерным церквям, но гораздо более массивными. Недавно в Турции открыты новые впечатляющие пещерные поселения – пятиярусный Каймакли и 8-ярусный Дериакью. Характерной чертой всех подземных поселений и храмов являются цветные росписи на стенах. В Капподокии это сцены из жизни Христа и рисунки на тему христианской религии, в пещерных городах Тибета – из жизни Будды и буддийская иконография.
Пещерные поселения и монастыри известны на Балканском полуострове, в Крыму, Грузии, Средней Азии, Афганистане, Тибете. Однако все эти искусственные пещерные города и храмовые комплексы Средней Азии не столь обширны, чтобы могли вместить большое количество народа и стать прообразами мифических подземелий Агарти. Единственный раз образ Шамбалы появился самым неожиданным образом в современной трактовке о священной горе Алханае (Читинская область). Во время полевых исследований редактору Ле Пти Фюте К. Скоробогатько местные жители рассказали, что из каменной арки, которая служит воротами в Шамбалу, расположенной на горе Алханае, должно выйти воинство Шамбалы, тех кто будет в страхе от него убегать, воины убьют, тех кто не испугается, останется стоять на месте и станет смотреть в глаза воинам – оставят в живых. Откуда и когда возникло это поверье сказать сложно, вероятней всего, это из современного народного фольклора, но это свидетельствует о продолжении широкого распространения буддийской легенды о Шамбале. Аналогичные представления о пещерном входе в Шамбалу можно встретить у сойотов в Восточном Саяне, озеро Ноган-Куль и у северных алтайцев – в Горном Алтае, г. Белуха. А современных претендентов на ворота в Шамбалу хоть отбавляй, они есть и на Кольском полуострове, и за полярным кругом, для газетной публикации авторы статей запросто сочинят со ссылкой на «местные предания» красивый рассказ об очередной пещере с входом в Шамбалу.
Пещерные поселения Тибета и на Великом шелковом пути в Китае также не отличаются обширными пещерными полостями и представляют собой множество вырубленных келий в одном месте, наподобие сот пчелиного улья.
Особенно много крупных пещерных поселений и храмов с кельями для проживания буддийских монахов было в Индии, Афганистане и в Китае, поэтому легенды о подземных городах и народах, ушедших жить под землю имели под собой вполне реальные факты и могли относиться к этим странам. Например, знаменитый город Бамиан в Афганистане, до арабского завоевания в VII в. являлся крупнейшим буддийским центром, в котором насчитывалось свыше 2000 пещер, украшенных росписями, резьбой, статуями Будды. В легендах о Шамбале и Агарте, скрытых под землей, где хранятся «записанные и сокрытые для безопасного хранения на каменных скрижалях» накопленные древние знания, вполне возможно отражаются реальные пещерные поселения с огромными библиотеками древних манускриптов, скрытыми в монастырских пещерах.

[1] Весь изданный в1886 г. тираж «Миссии в Индию» Сент-Ив собственноручно уничтожил по неустановленной причине. Сохранился только один экземпляр (ныне хранится в Лионской муниципальной библиотеке), с которго в1910 г., уже после кончины Сент-Ива была переиздана «Миссия в Индию».
[2] Ф.Оссендовский, вспоминая тот период, писал, что «был приглашен в правление Колчака на должность помощника секретаря, управляющего делами по займам и кредитам».
[3] Сент-Ив д`Альвейдр: «Миссия суверенов», «Миссия рабочих» (1883), Миссия евреев» (1884), «Миссия Индии в Европе» (1886), «Миссия французов» (1887).
[4] Сент-Ив д`Альвейдр. Миссия Индии в Европе. М.,2005 г.
[5] Ф. Оссендовский. И звери, и люди, и боги. М.,1994 г., с. 309.
[6] Рене Генон. «Царь Мира», Изд. Коломна,1993 г.
[7] Ф. Оссендовский. «И звери, и люди, и боги»,1994 г., с. 310.
[8] Энциклопедия мистических терминов. М.,1998 г., с. 14.
[9] Н. Рерих «Алтай-Гималаи», М.,1974 г., с. 78.
[10] Плано Карпини «История Монгалов»,1247 г. М.,1997 г., с. 47.
[11] Е. Блаватская. Из пещер и дебрей Индостана. М.2001 г., с. 332.