БЕЛЫЙ ОСТРОВ В ПЕСКАХ ГОБИ

Статьи 5 дек. 2025 г.

Текст Сергей Волков, Иркутск. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)

БЕЛЫЙ ОСТРОВ В ПЕСКАХ ГОБИ

            Швета-двипа (Белый остров, остров Света) – мифический остров из древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Согласно легенде, остров находится в Молочном море, к северу от горы Меру. Это земля избранных, святых и «блаженных», где правят сатья-йуга – золотой век истины, гармонии и духовного просветления. Остров населён святыми, чьи тела, будто бы, излучают внутренний свет. Эти существа не знают болезней, старения и страданий. В «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» Швета-двипа описывается как идеальное пространство, где царит вечная весна, а деревья приносят плоды круглый год. Центр острова занимает гигантское дерево калиндра, корни которого проникают в землю, а крона достигает небес. Вокруг него собраны семь концентрических океанов и материков, образуя сложную космологическую структуру, символизирующую уровни бытия.

            Различные исследователи предполагали, что Швета-двипа может находиться севернее Ирландии, а также на территории Урала, Белого моря, бассейнов рек Северной Двины и Печоры, Волго-Окского междуречья. Эти гипотезы основываются на схожести названий (например, «Белое море»), а также на археологических находках древних культов, связанных с поклонением свету, солнцу и полярным мифам.

            Наиболее оригинальную версию его возможного местонахождения озвучила основательница Теософского общества Е.П. Блаватская. В книге «Тайная доктрина» она определила Швета-двипу на месте бывшего внутреннего моря Азии, на территории современной пустыни Гоби. По её утверждению, это был центр Расы Мудрецов, духовной цивилизации, предшествовавшей современной. Она связывала его с легендарной Шамбалой – мистическим центром высшего знания, махатмы которого, как она утверждала, руководят развитием человечества.

            Интересно отметить, что этой версии о местонахождении центра древних мудрецов в Гоби придерживался и знаменитый американский ясновидящий Эдгар Кейси, связав их с выходцами из Атлантиды. По его пророчествам, часть атлантов после гибели континента мигрировала в Центральную Азию и основала духовные центры, включая Шамбалу и Швета-двипу, чтобы сохранить знания для будущих поколений.

Знаменитый американский ясновидящий Эванс Кейси, наряду с широко известными сообщениями об Атлантиде, оставил также загадочные указания на существование древней цивилизации на земле современных монголов. Искателей сокровищ может вдохновить следующая информация.

«В то время данный индивидуум использовал в своей работе металл, известный нам как железо, а также такой сплав железа и меди, который с тех пор людьми не применялся. Этот сплав меди с небольшой примесью железа делал медь закаленной. Такая медь использовалась в Египте, Перу и некоторых районах халдейской земли. Предметы из этого сплава можно будет найти в индокитайском городе, который пока еще не обнаружен («чтение» 470-22).

В стране Гоби эта индивидуальность была жрицей в Золотом Храме, который еще предстоит раскопать (2402-2).

Эта индивидуальность жила на земле Монголии, или Гоби, и была одной из принцесс. Статуэтку с ее изображением, изготовленную из чистого золота, можно найти в Золотом Храме (1167-2)»[1].

По его «чтениям», когда атланты за 10,5 тыс. лет до н.э. переселились в Египет и Центральную Америку, существовала страна Гоби, в которую направлялись посланники атлантов. В его чтениях встречаются фразы: «во время первых пяти проявлений[2] пустыня в Монголии была тогда плодородной землей. Может быть, это по может вам хоть как-то понять, что представляла со бой земля в то время». «Он был переводчиком с языков атлантов и Гоби… Он готовил посланников в страну Гоби» («чтения» 1847-1 и 3420-1). Пророчество Эванс Кейси (1167-2): «В стране Гоби, на земле современной Монголии, предстоит раскопать город с Золотым Храмом, где будет найдена женская статуэтка из чистого золота и предметы из такого сплава железа и меди, который с тех пор людьми не применялся». «Эта индивидуальность жила на земле Монголии, или Гоби, и была одной из принцесс. Статуэтку с ее изображением, изготовленную из чистого золота, можно найти в Золотом Храме.» (1167-2). Пророчество Эванса Кейса еще не сбылось. Раскопки археологов подтвердили существование на территории современной Монголии в III–II тыс. до н.э. крупного центра по производству меди и бронзы. Найденные древние золотые предметы поражают ювелиров своей филигранной обработкой и утонченным золотым узором толщиной в человеческий волос, секрет изготовления которого утерян во времени веков, но найти следов так часто упоминавшейся «гобийской цивилизации», пока никому не удалось.

            Официальная наука не разделяет этих взглядов, относя их полностью к антинаучным и мифическим. Однако символическое значение Швета-двипы остаётся актуальным: это архетип утраченного рая, места, где человек живёт в единстве с космосом, природой и божественным разумом.

            Миф о Белом острове, как это не странно, оказался известен даже в малопосещаемых местах на юге Монголии, что очень меня удивило. Монгольское Гоби мне хорошо знакомо и особо полюбилось, в маршрутах по Гоби я осуществил более 20 экспедиций[3]. Именно там, в охранительной изоляции песков, под звёздным небом у ярко горящего костра, я впервые от монгольского проводника услышал о Белом острове и его возможной локализации на безжизненных каменных вершинах монгольских гор, зубчатый частокол которых, как мираж, характерен для горизонта и ландшафта пустыни Гоби.

            Очевидное сходство свойств священных земель буддийского мифа о Шамбале с индоарийским мифом о Швета-двипе (Белом острове) удивляет. Оба – земли избранных, надёжно скрытые от непрошенных гостей чрезвычайно высокими снежными горами или непроходимыми песками, доступные лишь тем, кто чист сердцем, и тем, кого позовёт звезда судьбы. Ни одна географическая карта не отметит их координат, ни один космический спутник не засечёт их след – ведь это не географические, а метафизические реальности, существующие в сфере сознания, где время течёт иначе, а пространство насыщено духовным светом. Кратко теософскую легенду о Белом острове можно изложить так: «Это было во времена, когда на месте современной пустыни Шамо (Гоби) цвели сады и плескалась вода Внутреннего Моря, а материки выглядели иначе, и север был в другом месте, здесь существовала высокоразвитая цивилизация. После катастрофических изменений на земле, незадолго до последней катастрофы в Атлантиде, уничтожившей все живое, последние сыны атлантов были водворены в Гоби. «Высокая Гобийская цивилизация» основала для избранных обладателей знания центр Бессмертных и хранилище знаний – «капсулу времени» в искусственной системе пещер на Белом острове, в местности, известной сейчас под названием пустыня Гоби. Впоследствии эти прямые наследники «солнечной династии» стали прародителями всех людей, живущих в нынешнюю эпоху».

Хранители знаний Белого острова, после глобальной катастрофы, полностью изменивший мир, длительное время оставались в полной изоляции, и в одиночестве боролись за выживание и сохранение человечества на планете. С течением времени, согласно древним легендам, они разделились на две общины, которые избрали различные пути дальнейшего развития. Эти общины впоследствии стали основой двух различных царств: наземного царства Шамбала (путь левой руки – материальное развитие, управление стихиями и человечеством) и подземной страны Агарти (путь правой руки – созерцание, духовное развитие и невмешательство в дела человечества).

Пустыня Гоби образовалась около 40 млн лет назад и ландшафт ее все это время остается безводным

О самом Белом острове – колыбели человечества, мудрецы которого, согласно легендам, основали царство Шамбалу и подземную страну Агарти, – известно не так много. Большинство исследователей соотносят его местонахождение с полярной областью – не столько как конкретную точку на карте, сколько как символический Север, духовный полюс мира. В этом смысле Белый остров – не столько райская Земля, сколько ось мира, вокруг которой вращаются легенды. Согласно текстам, Е.П. Блаватской остров находился на Северном море, которое некогда омывало горы Тибета – на месте современной пустыни Гоби. Если, принять это допущение, то время существования моря на месте современной пустыни Гоби следует отнести ко времени существования динозавров. Современная геология подтверждает: крупные водоёмы Центральной Азии исчезли около 41 миллиона лет назад в результате тектонического подъёма Тибетского нагорья. С тех пор территория Гоби осталась безводной. То есть, гипотеза о существовании здесь цветущего острова относится к доантропогеновому периоду – задолго до появления человека.

Однако существует и другая, более древняя и широко распространённая версия: Белый остров расположен в Заполярье. Эта гипотеза имеет множество сторонников и опору в исторических, мифологических и даже лингвистических источниках.

По данным исследователей древней космологии, Швета-двипа – «Белый остров» – считался одним из четырёх материков, окружающих полярную гору Меру, которая в ведийской традиции воспринимается как мировая ось, расположенная вблизи Северного полюса. Об этом свидетельствует и текст «Махабхараты»: «На севере Молочного моря есть светозарный Швета-двипа. Этот остров – обитель сиянья»[4]. Анализ фразы «Молочное море» и описания светозарного острова позволяет предположить, что речь идёт о полярном сиянии и ледяных просторах Севера, отражающих свет. Многие учёные считают, что «Молочное море» – это аллегория Ледовитого океана, покрытого льдами, сияющими под северным солнцем. Подтверждение северной версии находится и в славянской традиции. В 1919 году был обнаружен текст, известный как «Книга Велеса» – серия буковых дощечек с резными письменами, датируемых IX веком (хотя содержание относится к более древним событиям). В нём упоминается исход ариев с севера в южные земли в V тысячелетии до н.э.: «Поселенцы живут в глубине окияна-моря, место, называемое Беловодье, и озеров много и семьдесят островов. Острова есть по 600 верст и между их горы. А проход их был от Зосима и Савватия соловецких кораблями через Ледское море»[5].

Здесь «Ледское море» и «Беловодье» – прямые аналоги «Молочного моря» и «Швета-двипы». А топоним «молочный» в древнерусских текстах действительно часто обозначал заснеженные, сияющие пространства – отсюда и топоним «Белое море».

              О Высокой Гобийской цивилизации более всего упоминается в теософских трудах. В них говорится о существовании в древности на месте современной пустыни Гоби внутреннего моря, на острове которого – Белом острове – спаслись избранные представители таинственной исчезнувшей цивилизации. Это была, по легенде, единственная на Земле колония уцелевших мудрецов, давшая начало нынешнему человечеству.

            Несмотря на несовпадение локализации Белого острова в различных источниках – в одних он находится в Заполярье, в Молочном море Северного Ледовитого океана, в других – на месте внутреннего моря севернее Тибета, на территории современной Гоби, – все традиции сходятся в одном: этот остров – священная прародина древних ариев, прародителей всего человечества.

            Согласно индийским Курма-пуранам, некогда на Северном море, омывавшем нынешний Тибет, существовал остров под названием Швета-двипа, или Белый остров, где жили Бессмертные. В этом святилище физический мир соединялся с обителью богов. Те, кто там обитал, жили одновременно в двух реальностях: в объективном мире материи и в высшем духовном измерении.

«Предполагается, что Бессмертные обладают способностью путешествовать по своему желанию по всей вселенной, из одного мира в другой и даже жить на отдаленных звездах»[6]. По тибетскому преданию, Белый остров – единственная местность, которая избегает судьбы всех других земель. Он не может быть уничтожена ни огнем, ни водой, ни временем. Он – «Вечная Земля», неподвластная законам разрушения.

            В своём труде «Разоблаченной Изиде» Е.П. Блаватская, основательница Теософского общества, приводит легенду о «сынах бога» и «священном острове», источником которой, по её словам, является древнейшая книга «Книга Дзиан». Она утверждала, что это одно из самых древних писаний мира, чьи корни теряются в доисторических временах. Однако до публикации Блаватской никаких упоминаний о «Книге Дзиан» не было найдено ни в одной восточной библиотеке, ни в одном монастырском архиве. Сам оригинал так и не был представлен миру. В 1888 году группа индийских и тибетских учёных – знатоков вед и буддизма – обвинила Блаватскую в шарлатанстве, заявив, что тексты, на которые она ссылается, не имеют подлинных источников. После этого скандала она покинула Индию и больше никогда туда не возвращалась.

            «Строфы Дзиан», якобы найденные ею в подземелье гималайского монастыря, никто больше не видел. Ни один европейский исследователь, ни один восточный лама не подтвердил их существование. Это породило сомнения: была ли «Книга Дзиан» реальностью – или литературной конструкцией, призванной придать авторитет новой доктрине?

Как отмечает в своих комментариях российский исследователь Н.Ф. Жиров: «Тщательный анализ оккультного предания об Атлантиде и выявление истинных источников его произвел Колеман. Он показал, что источниками трудов Е.П. Блаватской и ее окружения (А. Безант и др.) являлись: перевод «Вишну-пурана», произведенный Вильсоном, «Жизнь Земли», или «Сравнительная геология» Уинчела, труд Доннелли «Атлантида: допотопный мир» и другие современные ей научные и оккультные труды. Эти труды были интерпретированы и переделаны Е.П. Блаватской в своих целях (для обоснования теософии), причем она показала незаурядный литературный талант и эрудицию, но использовала их тенденциозно, создавая целостную, но мифологизированную картину мира. Так называемая «Книга Дзиан» является переделкой «Гимна о творении» из Риг-Веды»[7].

            Современные исследователи склонны считать, что «Книга Дзиан» – это не древний текст, а вдохновённая реконструкция отрывков из «Гимна о творении» (Насадия-сукта) Риг-веды, дополненная элементами христианского мистицизма, платонизма и викторианской науки.

 В своем знаменитом объемном труде «Тайная доктрина» Е. Блаватская утверждала, что в пустыне Гоби еще существуют потомки древних атлантов: «Предания гласят и рекорды Великой Книги («Книги Дзиан») поясняют, что задолго до дней Адама и его любознательной жены Евы там, где сейчас встречаются соленые озера и безлюдные и бесплодные пустыни, находилось обширное внутреннее море, простирающееся через Срединную Азию к северу от горделивой Гималайской гряды и её западных отрогов. И на нем остров, который в своей несравненной красоте не имел соперника во всем мире, и был, обитаем последними остатками Расы, предшествовавшей нашей. Они были «Сынами Бога», кто передал людям самые чудесные тайны Природы и открыл им неизреченное и ныне утерянное слово.

Не существовало сообщения морем с прекрасным островом, но подземные проходы, известные лишь Главам, сообщались с ним по всем направлениям.

Остров этот, по преданию, существует и посейчас, как оазис, окруженный страшным безлюдьем пустыни Гоби – пески, которые не были попраны ногой человека на памяти людей.

Избранные спаслись на Священном острове (ныне «баснословная» Шамбала в пустыне Гоби[8].

049 Больше ½ стр., ниже рядом маленькое 1/8 изображение 050. как на стр. 7 «Чистая земля Шамбалы». Между ними текст: В теософских трудах местонахождение Шамбалы указывается в пределах пустыни Гоби. Никаких следов Шамбалы здесь до сих пор не найдено

В статье «Ошибочные мифы о Шамбале» (2003) английский проф. Александр Берзин пишет: «В 1888 г. Блаватская упомянула Шамбалу в ее главной работе «Тайная Доктрина» для которой учения, как она говорила, были получены телепатически от ее учителей-махатм в Тибете. Блаватская познакомилась с тибетским буддизмом, в то время, когда европейские ученые востоковеды пребывали в младенчестве и лишь несколько переводов или описаний буддизма были им доступны. У г-жи Блаватской была возможность выучить лишь разъединенные фрагменты их обширных учений. В ее личных письмах, она пишет, что из-за того, что западная публика того времени имела мало знакомства с тибетским буддизмом, она решила перевести и объяснить основные термины в более известных популярных концепциях из индуизма и оккультизма. Для примера, она произвольно перевела три из четырех островов-миров (четыре континента – «двипа») вокруг горы Меру, как затонувшие утерянные острова Гипербореи, Лемурии, и Атлантиды. Схожим образом, она представила четыре человеческие расы, упомянутые в абхидхарме и учениях Калачакры (рожденные от трансформации, влаги и жары, из яиц и из матки), как расы этих островов-миров. Ее вера в то, что эзотерические учения всех мировых религий формируют одно тело оккультного знания, усилило ее решение перевода в этой манере, и [она] взялась продемонстрировать это в своих литературных произведениях. Помимо этого, она писала, что, когда Лемурия затонула, часть ее людей выжила в Атлантиде, тогда как часть ее избранников мигрировала на священный остров Шамбала в пустыне Гоби. Ни литература Калачакры, ни Вишну-пурана, так или иначе, не имеет какого-либо упоминания об Атлантиде, Лемурии, Майтрее или Сосиоше. Ассоциация Шамбалы с ними, между тем, поддерживаются среди последователей Блаватской. Размещение Блаватской Шамбалы в пустыне Гоби не удивительно, тогда как монголы, включая бурят в Сибири, и калмык в регионе Волги, были сильными последователями тибетского буддизма, в особенности одного из его учений – Калачакры. На протяжении веков, монголы верили, что Монголия – это северная страна Шамбалы, и Блаватская, без сомнения, была знакома с поверьями бурят и калмык в России».

Шамбала в пустыне — миф под песками 

Об острове Шамбала, некогда существовавшем на месте современной пустыни Гоби, упоминает и махатма Кут-Хуми в одном из своих писем А. П. Синнету — ключевому популяризатору теософии: «Великое событие – торжество наших «Сынов Света», жителей Шамбалы (тогда еще остров в Центрально-Азиатском море) над эгоистичными и порочными магами Посейдониса – случилось ровно 11 446 лет тому назад»[9].

Эта дата – не просто оккультная метка. Она отсчитывает момент катастрофы, разделившей свет и тьму. По теософской логике, именно тогда избранные ушли в укрытие – на Белый остров, где продолжили хранить знания, недоступные остальному человечеству.

В книге английского писателя Лобсанг Рампы «Третий глаз» содержится интересное свидетельство: «Древние тибетские легенды повествуют о том, что тысячи лет назад море омывало многие части Тибета. Это подтверждается наличием скелетов морских рыб и других морских животных, найденных при раскопках. Китайцы разделяют это мнение. Табличка Ю, найденная на пике Ку-Лу горы Хингана в провинции Ху-Пей, гласит, что великий Ю здесь нашел убежище (в 2278 году до рождества Христа) после спада потопа. Потоп захватил весь Китай, за исключением самых высоких мест»[10].

            Легенды о потопах, морях в горах, уцелевших мудрецах – не уникальны для Тибета. Они повторяются по всему Евразийскому континенту. Но в случае с Гоби у них есть неожиданная геологическая подоплёка.

            На основании современных исследований действительно можно утверждать: пустыня Гоби – это дно древнего моря. А нынешний массив высоких гор в центре региона – возможно, останки того самого «острова», вокруг которого плелись мифы.

Палеоландшафт Гоби: что говорят камни

              Мне неоднократно приходилось бывать в самых удалённых уголках Гоби, бродить по дну глубоких безлюдных ущелий, исследовать гобийские пещеры, подниматься на вершины каменных гор. За двадцать экспедиций по пустыне я не нашёл ни одного намёка на существование Белого острова – ни руин, ни артефактов, ни местных легенд. Только ветер, песок и окаменелые кости вымерших диназавров.

            Но наука подтвердила хотя бы часть легенды. Комплексные исследования Советско-Монгольской экспедиции АН СССР и МНР (1967–1977 гг.) позволили восстановить палеоландшафт, предшествовавший образованию пустыни. Изучение южной части Монголии убедительно доказало: в период 70–40 миллионов лет назад здесь существовали обширные внутренние водоёмы, окружённые хвойной тайгой. Климат был умеренно влажным и тёплым, как в современных субтропиках.

Некоторые из этих морей достигали значительных глубин, а вода в них была слегка солоноватой – признак замкнутых бассейнов. Многочисленные ископаемые остатки морских рыб, моллюсков и даже крокодилов подтверждают: Гоби когда-то был затопленным, цветущим миром. Крушение мира произошло 40 миллионов лет назад.

            Около 41 миллиона лет назад началось тектоническое поднятие Тибетского нагорья и Монгольского плато. Это грандиозное событие изменило лицо Азии. Водоёмы начали пересыхать, реки меняли русла, леса вымирали. К периоду 30–25 млн лет назад большая часть региона превратилась в сухие степи и предпустыни.

То есть, Северное море, о котором говорят теософы, действительно существовало – но задолго до появления человека. Его исчезновение – не результат катастрофы «последних атлантов», а естественный этап геологической эволюции.

Наиболее древние вещественные доказательства существования человека на этой территории датируются 2–2,5 млн лет назад. Первые следы оседлых поселений – около 3000 лет до н.э. Это – научно установленные факты.

 А вот теософская хронология утверждает, что процветающая колония мудрецов существовала в центре Гоби ещё в неолите – 10 000 лет до н.э., а начало человечества вообще относит к 18 миллионам лет назад. Это – невозможный хронологический разрыв.

По современным данным генетики и палеоантропологии, возраст человека разумного (Homo sapiens)  180–200 тысяч лет. Даже самые древние следы архантропов в Азии не превышают 2 млн лет. То есть, люди не могли жить на берегах «Северного моря», когда оно было полно водой.

Теософы имеют свои, отличные от принятых в мировой науке, представления об эволюции человечества. Их источник – священные тексты, в первую очередь Веды, и учение о семи коренных расах человечества. Согласно этой модели, нынешняя, пятая раса, – лишь одна из многих. Первая возникла 18 млн лет назад, четвёртая – атланты – погибла в катастрофе, а пятая – это наша, находится на этапе эволюции к ИИ.

Но даже если условно принять эту точку отсчёта, остаётся неразрешимая геологическая проблема: как могла существовать Шамбала как остров в море в эпоху, когда моря уже не было? Вывод: Белый остров находится за гранью времени, его образ мифологичен и отражает чаяния людей о блаженной земле и об утраченной гармонии.

В текстах Платона об Атлантиде, ни в самых известных обобщающих трудах по проблемам атлантологии (И. Доннели, Н.Ф. Жиров) нет никаких упоминаний на исход представителей атлантов в Центральную Азию (обитель мудрецов в Гоби). Сведения о спасении части атлантов на реактивных кораблях, перелетевших в Америку и Африку, в т.ч. в Гоби кроме ясновидящего Эдгара Кейси появляются в трудах теософов в XIX в. (Е. Блаватская, Р. Штейнер, Скотт-Эллиот, А. Безант), доверять которым в свете современных знаний уже нет смысла, хотя некоторые совпадения наводят на размышления. Например, теософы говорят, что первый катаклизм в Атлантиде произошел 800 тыс. лет назад (?), до недавнего времени это считалось псевдонаучной хронологической датой. Однако в 2005 г. проф. Франс Ван дер Ховен из голландского университета Дельфта выступил с докладом на конгрессе Международного географического союза, где объявил о сенсационном открытии: «под ледяным щитом Антарктиды скрыты многочисленные кратеры, огромные – как на Луне. Лунная область занимает существенную часть континента – ее поперечник более 2 тыс. тыс. км. Многочисленные кратеры были созданы при падении астероидов или комет, а также – их обломков, возникших при разрушении больших тел в атмосфере. Некоторые из упавших объектов были размером в 5–11 км и не уступали тому астероиду, который убил динозавров 65 млн. лет назад. Все эти удары по ледяному континенту произошли примерно 780 тыс. лет назад, во время ледникового периода. Крупные «падающие горы» легко пробивали ледяной щит и наносили мощную рану самой земной коре».

По теософским источникам, свидетельствам Платона, Нострадамуса. Эдгара Кейси[11], примечательна дата 10500 лет назад до нашей эры – время возможного всемирного катаклизма, это время окончательной гибели атлантической цивилизации – затопление последнего острова Посейдонис и исхода атлантов в Египет, на Пиренеи и на полуостров Юкатан. Говорится, что часть представителей атлантов была направлена в местность, известную сейчас под названием: пустыня Гоби. Американский ясновидящий Эдгар Кейси говорит о существовании в то время страны Гоби, в которую были направлены представители атлантов незадолго до последней катастрофы. Остается непонятным, почему для исхода уцелевших атлантов была выбрана столь удаленная точка в центре Азиатского материка, рельеф которой уже в то время соответствовал современной пустыне. Это была пустынная местность с исчезнувшим крупным внутренним водоемом и островами.

На основе данных геологии, изучения природы дна северной Атлантики, палеоботаники и палеоклимата учёные сделали вывод: «Нам кажется, что есть некоторые основания предполагать, что это было основное опускание Атлантиды, которое, вероятно, произошло в два этапа. Первое, по-видимому, имело место между 13 тыс. и 10 тыс. гг. до н.э., а второе, самое значительное, – между 9000 и 8000 гг. до н.э. В общем, основное опускание Атлантиды заняло в совокупности не более 5000 лет, но конечное опускание имело характер быстрого катаклизма. Кажется, весьма вероятным, что и после основного опускания оставались еще небольшие остатки погибшего материка, которые, быть может, окончательно погрузились на севере, на широте Азорских островов (севернее и южнее их), около 1300–1200 гг. до н.э. Самые же южные остатки, в экваториальной области, окончательно опустились, по-видимому, еще позже – уже в VI в до н.э. Однако все эти позднейшие датировки требуют дальнейших подтверждений»[12].

Вторая примечательная дата – 3100–3000 лет назад до н.э. – также связана с серией локальных потопов, оставивших след в климатических и культурных слоях древнего мира. По свидетельству учёных, климат в регионе Гоби в тот период был значительно мягче современного. Во многих местах росли леса, встречались небольшие пресные озёра, а рельеф позволял существование небольших поселений в укрытых долинах и у подножий гор. Именно к этому времени, по данным китайских летописей, относится упоминание о святой земле Бессмертных – «стране, где не стареют и не болеют» – расположенной в пустыне Шамо, то есть на территории современной Гоби. «Там, за семью песчаными стенами, живут мудрецы, что помнят начало времён. Они не выходят, но видят всё». Это не просто поэтическая метафора. Это – повторение архетипа: священная обитель, скрытая от мира, где хранится знание, способное изменить судьбу человечества. К тому же времени – тридцать–сорок веков назад – восходят и мифические свидетельства о гибели Высокой Гобийской цивилизации, известной как «страна Гоби». Эта легенда, долгое время остававшаяся в тени, была подхвачена в XX веке, в частности, германским «Обществом Туле», о чём мы поговорим позже. Но уже сейчас ясно: миф о падении цивилизации и спасении избранных – не уникальная история, а универсальный сценарий, повторяющийся в разных культурах.

Основатель антропософии Рудольф Штейнер[13] в своих лекциях о древних эпохах человечества даёт поразительно чёткую географическую и хронологическую карту: «В последней трети атлантической эры образовалась изолированная колония эмигрантов. Все они были собраны в одном местеМы также знаем, что когда древняя Атлантида приблизилась к своему закату и хлынули воды потопа, погубившие Атлантический континент, то немногочисленную горстку людей, которым предстояло составить основу новой – нашей – расы, Ману повел к центру Азии, в пустыню Гоби, или Шамо… Там (на месте сегодняшней пустыни Гоби) находилось пресноводное внутреннее море, а его 12 островов стали сокровенным местопребыванием 12 Учителей мудрости. Здесь они сбереглись от соприкосновения с деградировавшим народонаселением – уцелевшими атлантидянами и лемурийцами. Сами мы происходим от упомянутой горстки людей, из которой и развилась пятая коренная раса»[14].

            В обширной литературе, посвящённой тайнам исчезнувших цивилизаций, можно встретить самые разные гипотезы: о затонувшей Атлантиде в Атлантическом океане, о полярной прародине Гиперборее или острове Туле в Северном Ледовитом океане, о древнем континенте Му в Тихом океане. Но при всём разнообразии локаций – сюжет всегда один и тот же – Высокая цивилизация гибнет в результате космической катастрофы, и небольшая группа избранных спасается в сакральном месте, от них начинается новая эпоха человечества. С Атлантиды – спасённые уходят в Египет, Мексику, Перу, на Тибет и в Гоби. С Гипербореи – уцелевшие мудрецы уходят на юг, в горы и пустыни Азии. С затонувшего континента Му – легенды говорят о переселении в Индию, Тибет и Монголию. Во всех случаях – центр Азии становится, местом, где знание не теряется, а сохраняется.

 Во всех мифах об этих легендарных землях существует общий сюжет о размещении в тайной обители, мифологическом – сердце мира, в центре азиатского материка, лучших представителей господствующей расы, для сохранения накопленных знаний и управления развитием человечества.

Письма махатмы, XXI (1882 г.): «Пятая раса – наша – началась в Азии миллион лет назад».

Английский теософ Анни Безант[15]: «Пятая, или Арийская раса, которая стоит ныне во главе человеческой эволюции, произошла от пятой подрасы атлантов, наиболее выдающиеся семьи, которой были выделены и водворены в Центральной Азии, причем новый расовый тип развивался под непосредственным наблюдением Высокого Существа, технически называемого Ману»[16].

Представления о Шамбале содержатся также в индуисткой культуре. В индуизме Шамбала фигурирует в сюжетах «Махабхараты» и ряде пуран («Калки-пурана», «Вишну-пурана», «Бгхаввата-пурана», «Агни-пурана»). В этих текстах (время Нового завета) говорится об острове Шамбале – святой земле, которая находится на озере из нектара.

Священный Белый остров на месте современной пустыни Шамо (Гоби) называли «Лучезарная земля», «Святая земля», «Местопребывание Бессмертных», «Святилище Бессмертных». Возможно эпитет «белого», связан с почитанием белого цвета у центральноазиатских народов, для которых этот цвет считался чистым и священным и не относится к характеристике северного расположения острова.

Китайские летописи рассказывают о Бессмертных, как о существах полных мудрости и мощи. Они имеют совершенные тела, которые не стареют и не умирают. Их описывают, как имеющих плотное видимое тело, которое, тем не менее, не имеет ни кожи, ни крови. Они обладают способностью путешествовать по своему желанию по всей Вселенной, из одного мира в другой и даже жить на звездах.

В средние века в Азии было распространено много легенд о человекоподобных существах и о бессмертии. Одну из таких легенд приводит в своих записях посланник Гильом Рубрук[17], направленный Людовиком Святым к монголам, и опубликовавший впоследствии в книге «Путешествие в восточные страны» первые верные географические и этнографические представления о глубинных областях Азии: «Рассказывают также за истину, что за Катайей (Китаем) есть некая область, имеющая такое свойство: в каком бы возрасте человек не вошел в нее, он и остается в таком возрасте, в котором вошел»[18]. Любопытно, что запись относится к пути его следования от Харо-Хото к Каракоруму, т.е. примерно к той же местности, известной многим путешественникам под именем «охраненных мест в пределах Хангая и Гоби». В древней китайской легенде о «стране бессмертных» говорится: «На востоке Зыбучих песков, у Черной реки высится гора, называемая горой Бессмертия. На ее вершине растет много деревьев Бессмертия. У них круглые листья и красные ветви, желтые цветы и красные плоды. Съешь их и не будешь ощущать голода. Оттуда берет начало река Бессмертия (Даньшуй). Она течет на запад и впадает в озеро Проса. Там много белого нефрита, имеется ключ нефритового нектара». Согласно сведениям древнекитайского историка Сыма Цяня, эликсир бессмертия находился на трех священных горах в море Бохай. «Те, кто когда-то достигал этих гор, рассказывали, что там находятся небожители и эликсир, дарующий бессмертие, и что все предметы, все птицы и звери на островах белого цвета, а дворцы и башни сделаны из золота и серебра. Те же, кто достигал гор, видели их подобно облакам; когда же они подходили ближе, то эти три священные горы уходили под воду. Когда приплывали на то место, то ветер внезапно увлекал корабль прочь, и в конце концов корабль так и не мог добраться до цели. Среди правителей, однако не было такого, кто не желал бы достичь этих гор»[19].

Острова гор в Гоби

В одной из старых китайских легенд говорится о странном астрономическом явлении, произошедшем около трех тысяч лет до нашей эры, падении огромной звезды на остров Цветов в пустыне Гоби[20]. Не исключено, что эта легенда связана также с широко распространенным сказанием о Даре Ориона (легенда о Сокровище Мира, камне Чинтамани), которая говорит: «В незапамятные времена с далекой звезды упал чудесный камень. На том месте, где он появился, была основана Шамбала – Твердыня Света. И по сей день хранится этот Камень здесь же, на башне Ригден-Джапо в особом помещении»[21]. Камню приписывают магические свойства управлять силами природы и излучать энергию, способствующую образованию новых центров цивилизации и изменять сознание. Говорят, что когда камень темнеет, то скапливаются тучи, если он становится тяжелым, то проливается кровь. Когда он дает вспышки огня – мир на грани катаклизма, но, когда над ним сияет звезда – близки мир и процветание[22].

ОСТРОВ БУЯН, АЛАТЫРЬ, ГИПЕРБОРЕЯ И СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ВЕДЫ

У других народов также существуют легенды о священных камнях – «аэролитах», упавших на священный центр Земли. В русском фольклоре известен подобный сюжет из средневековых русских былин. Согласно реконструированным языческим преданиям, Алатырь – «белый камень», упал с неба на священный центр Земли, расположенный на море-океане, на острове Буяне. На упавшем камне были начертаны законы небесного бога Сварога. Согласно славяно-арийским ведам остров Буян находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири. В «Книге света» высказана гипотеза, что это земля и является Беловодьем[23].

Повторение одинаковых сюжетов в мифах народов, значительно удаленных друг от указывает на единый источник этих сведений. Мифические черты блаженной земли повторяются в традициях разных культур и имеют одинаковые характеристики. Сегодня трудно выделить оригинальные черты, присущие только острову Шамбала, все они имеют аналоги в более ранних рассказах о легендарной цивилизации гипербореев, о мировой горе Меру, Алатырь-горе, о лучезарном Швета-двипа /Белом острове/.

Согласно преданиям Европы, в давние времена на Севере, или «Край-земле», находилось волшебное царство – блаженные, арктические острова, населенные богами и богоподобными людьми – первыми прародителями людей. В этой блаженной стране никто не старился. До наступления холодов жизнь на этих островах была счастливой и беззаботной: цвели сада, и скот быстро нагуливал вес. В «Книге Велеса» говорится о том, что «две тьмы лет назад (т.е. 20 000 лет) древние арии – предки славян ушли с Севера, ведомые богом Сурья-Яром, из-за наступления великой стужи, ибо наступили холода, которые вызвал Черный Идол. Согласно легендам, изложенным в «Книге Велеса», приблизительно еще в III тысячелетии до н.э. земли от Финского залива до устья Оби были родиной ариев. По одной из версий, древняя священная земля ариев находилась где-то в устье реки Обь. Именно здесь, на Белом острове, легенды «Книги Коляды» помещают древнейший храм, бывший прообразом первого храма у священной Алатырь-горы. Любопытно, что на современной карте до сих пор имеется такой остров с названием Белый. Он расположен западнее Обской губы, севернее полуострова Ямал. «В мифах ненцев, населяющих тундру от Архангельска до Северного Урала и Енисея, описан этот Ледяной или Белый остров. На нем правит Ледяной хозяин Сэр-я-Тэта, т.е. царь Тэт. На Белом острове стоит железный чум, и все жители острова носят железную одежду, сапоги с железными когтями. На Белом острове пасется тысяча быков»[24]. По преданию Белый остров поглотило море, так что остался торчать над водой только верх железного чума…

В «Книге Велеса» об исходе ариев с севера пишется так: «Пришла великая стужа. Праотцы были Яром уведены в Край Русский, ибо, оставаясь, они претерпели бы многое от ранних холодов… Мы – арьи, пришли из Земли Арийской в Край Иньский. Сыновья Яруны: Кий, Щек и Хорив разделились на роды и пошли на юг и на запад… После другой тьмы был великий холод, и мы отправились на полдень, потому что там места злачные. Мы шли из Края Иньского мимо Земли Фарсейской».

В настоящее время приобрела популярность гипотеза о возможном существовании в более теплые древние времена острова (ныне подводный хребет Ломоносова в Северно-Ледовитом океане), ставшего прообразом «обители богов». Это была «Страна Живых», обитатели которой не знали ни болезней, ни смерти.

В сообщениях древних авторов часто упоминается цивилизация гипербореев, существовавшая якобы некогда на Крайнем Севере и ставшая прародительницей древних ариев. Местоположение Гипербореи весьма туманно, никаких археологических следов ее до сих пор не обнаружено. Большинство современных исследователей предполагают, что Гиперборея могла располагаться где-то на русском севере. Однако древнегреческий автор Диодор Сицилийский, живший в I веке до н.э., со ссылкой на некие древние предания сообщает в своем труде «Историческая библиотека»: «…На Океане, напротив страны кельтов, находится остров, величиной не меньше Сицилии. Этот остров лежит на севере и населен гипербореями… остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды… Есть на острове прекрасная роща, посвященная Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный многими приношениями; есть также город, посвященный этому богу…»[25]. Если принять во внимание общепринятое утверждение историков, что кельты проживали в древности на месте современной Германии и Франции, то напротив страны кельтов будет расположен современный остров Великобритания.

Представления древних людей об окружающем мире не распространялись далеко от центра их проживания. В мифотворчестве разных народов «Земля Богов» – общее название для всех земель, расположенных далеко за горами на севере или там, где восходит солнце, находилась, как правило, за пределами их досягаемости простыми смертными. Для древних греков Белый остров, располагался на Черном море (Понте Эвксинском), близ устья Дуная, практически на краю земли. Греческие географы называли гиперборейцами все народы, жившие выше Понта Эвксинского, Истра и Адриатического моря. Для древних шумеров это был земной рай в Дилмуне, по их версии – «остров блаженных» – это современный остров Бархейн в Персидском заливе, он же «остров мертвых» для египтян. В индоарийском мифах «лучезарный остров», прародина ариев, располагался севернее горы Меру в заполярной области мрака, где солнце встает только один раз в году. Именно оттуда, как сообщается в древнеиндийских эпических произведениях «Махабхарате» и «Рамаяне», арии переселились после похолодания в южные области. В представлении тибетцев «светозарная Шамбала» размещалась также на недоступном расстоянии где-то на севере, рядом с горой Меру.

            Вопрос о происхождении и расселении арийских племен – прародителей нынешних людей, говорящих на индоевропейской группе языков, и европейской цивилизации остается по-прежнему открытым. Многие ученые считают, что арии были отдельной расой, самостоятельным этническим образованием, и их прародина находилась за Северным полярным кругом. Традиционные теории северного расположения колыбели ариев вызывают острые дискуссии, содержание которых изменяется после новых открытий и вызывает жаркие споры среди ученых. Точно локализовать предполагаемую родину ариев из-за недостатка научных фактов пока не удается. Достоверно известно только примерное время прихода ариев в Месопотамию и Индию (середина II тысячелетия до н.э), но откуда они пришли, остается загадкой до сих пор.

Мировой сенсацией стали открытия последних двух десятилетий археологами в южном Зауралье более двадцати городов рубежа III–II тыс. до н.э.: Аркаима (открыт в 1987 г.), Сарым-Саклы, Синташты, Устья, Аландского и др., названных «Страной городов». Методом радиоуглеродного анализа было получено две группы дат, определяющих возраст Аркаима: XVIII–XVI и XXI–XX вв. до н.э. По одной из рабочих гипотез ученых – это возможная прародина древних индоиранцев – ариев, которую длительное время не могут определить историки и языковеды. Однако, доказать по найденным артефактам, кому эти города на самом деле принадлежали, очень трудно. Поэтому, на роль истинной родины ариев претендует еще целый ряд мест. Среди выводов археологов, сделанных по результатам раскопок последних лет появилась и новая гипотеза о том, что ариями могли быть так называемые андроновцы – скотоводы и земледельцы бронзового века, которые обитали на юге Сибири и в Казахстане во II тысячелетии до нашей эры. По мнению доктора исторических наук А. Матвеева прародина загадочных ариев – Ингальская долина, расположенная на юге Тюменской области, между реками Исетью и Тоболом – притоком Иртыша.

В 1999 г. на берегу озера Орог-Нуур в Монголии я был крайне удивлен, услышав подтверждение легенды от местного жителя, который не только слышал о Белом острове, но и уверенно показал на современной карте его местоположение: «на 300-метровом выступе, находящемся в степи, примерно, в 70–90 км северо-западнее озера Орог-Нуур». Горный массив Баян-Цааган-Уул высотой 3452 метра – весьма подходящий объект для того, чтобы спрятать не только маленькую общину, но и целый город. Именно здесь путешественники неоднократно встречали необычно высоких людей с длинными волосами и продолговатым лицом, избегающих каких-либо контактов. Белая гора и ближайшие горы Алтайского Алтая известны многочисленными находками, свидетельствующими о проживании здесь человека 700 тыс. лет назад. Проводимые в этом районе исследования с 1995 г. российско-американо-монгольской археологической экспедиции выявили зоны, которые представляются ученым ключевыми для решения проблемы первоначального освоения человеком центральных областей Азии.

История Центральной Азии наиболее подробно отражена в классических трудах русских востоковедов Н.Я. Бичурина, Л.Н. Гумилева, Г.Е. Грумм-Гржимайло и др. В их научных работах, остающихся наиболее авторитетными источниками информации о древней Азии, прослежена вся известная на сегодня история кочевых племен, взлет и падение этносов, рождение и распад могущественных империй. Среди большого количества народностей, населявших поочередно на протяжении веков степные пространства Гоби, учеными выделена загадочная древняя белая раса европеоидного облика, происхождение которой до сих пор неясно. Китайские летописи III тыс. до н.э. сообщают о древних народах ди и динлины, живших с незапамятных времен в Центральной Азии. Их отличительной особенностью были европейские черты лица: продолговатое лицо, белый цвет кожи, светлые глаза, белокурые волосы. В генеалогическом древе азиатских народностей динлины размещены у его основания, от них затем появились народы китайцы-ся, сяньби, хунны, тюрки и т.д. Родиной загадочных племен динлинов и ди китайские летописцы называют «песчаную страну Шасай», так в древности называли современную пустыню Гоби. В те времена Гоби не была так безводна и пустынна, в ней было больше степных участков и оазисов с озерами и лесом. О динлинах китайские хроники дают чрезвычайно скудные сведения. Из древнего китайского указания «Бэй-шы» известно, что народное название ди изменилось на динлин при переходе их на северную сторону Гобийской пустыни и переселении на юг Сибири. Впоследствии Саянские горы китайцы назвали в своих летописях «Динлин».

В последние годы появились новые свидетельства и гипотезы о динлинах[26]. Динлины европеоидного облика упоминаются в летописях с конца III в. до н.э., они проживают между верхним Енисеем и «северным морем» (Байкалом). То есть, кроме неназванного китайцами населения таримских оазисов, известного грекам под именем серов, на северных границах Китая существовало и другое европеоидное население, это усуни (асиане) и юежчи (ятии).

Существует ли какая-либо связь древней белокурой расы, родиной которой является Гоби, с мифическим Белым островом или таинственным Духовным центром в Гоби неизвестно.

Вряд ли удастся восстановить реальную картину «первых времен» и точно отождествить древние мифологические названия с современными координатами на географической карте. Привязка гипотетичных святых земель к современным местам весьма условна и их определение на современной карте из-за отсутствия точных свидетельств в большинстве случаев остается спорной. В исторических летописях и сказаниях Белый остров размещали за Северным полярным кругом, считается, что откуда пришли древние арии – предки белых людей.

И если геологически Гоби – это пустыня, то мифологически до сих пор – это сердце мира, где невидимое непосвящённым внутреннее море до сих пор омывает острова мудрецов, где 12 Учителей ждут часа, когда человечество снова будет готово услышать слово, утерянное с незапамятных времён.

Кому же на самом деле принадлежат эти слова?

«Может быть, Шамбала – это не то, что нужно найти.
            Может быть, это то, что должно вспомнить.
            И тогда пустыня заговорит, а море – снова поднимется.

Может быть, Шамбала – это не место, а состояние, в котором прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно.
            И тот, кто прошёл пустыню, уже не нуждается в карте.

Здесь – Шамбала. Но Шамбала – не только цель.
            Она – результат. Она – то, что остаётся, когда все мифы сходятся в одной точке

            И если все легенды сходятся в одной точке, значит, эта точка – важна.

            Даже если она – не на карте. Даже если она – внутри».

ПО МОНГОЛИИ
Смотреть PDF По Монголии. Гобийские экспедиции, Иркутск, 2017 г., - 344 с.


[1] Эдгар Эванс Кейси. Великий ясновидящий Эдгар Кейси об Атлантиде. М.,2002 г., с. 159.

[2] Там же, речь идет об одновременном появлении людей в пяти регионах.

[3] Подробне в моей книге С. Волков «По Монголии. Гобийские экспедиции». Иркутск, 2017 г. – с. 344.

[4] Махабхарата. Ашхабат,1984 г., с. 59.

[5] В. Демин. Шамбала – северный исток всесветной мудрости.

[6] Э. Томас. Шамбала – оазис света. М.,1992 г., с. 16.

[7] Н.Ф. Жиров. Основные проблемы атлантологии. М.,2004 г., с. 168.

[8] Е.П. Блаватская. «Тайная доктрина». Санкт-Петербург,1991 г., с. 268, с. 391.

[9] Письма Махатм, 92.

[10] Лобсанг Рампа. «Третий глаз». Издательство «София»,2000 г., с. 164.

[11] Эдгар Кейси (1877–1945) – знаменитый американский ясновидящий, оставивший свыше 15 000 стенографических отчетов о своих видениях, среди которых наиболее загадочны «чтения» о минувшей жизни в Атлантиде

[12] Н.Ф. Жиров. Основные проблемы атлантологии. М.,2004 г., с. 446.

[13] Рудольф Штайнер (1861–1925) – философ и ученый, родившийся в Австро-Венгрии, основатель антропософской науки о духе.

[14] Рудольф Штайнер. «Из области духовного знания». Москва,1997 г., с. 448–449.

[15] Анни Безант (1847–1933) – знаменитая сподвижница Е. Блаватской. Родилась в Англии. Написала классический труд по теософии «Древняя мудрость» в конце XIX в.

[16] Анни Безант. «Древняя мудрость». Новосибирск,1994 г., с. 212.

[17] Гильом де Рубрук – посланник Людовика Святого к Великому Монгольскому хану, совершил в 1253–1256 гг. путешествие к Великому Монгольскому хану в Каракорум в Монголию, опубликовавший в своей книге «Путешествие в восточные страны» первые географические и этнографические представления о глубинных областях Азии.

[18] Гильом де Рубрук. «Путешествия в восточные страны»1257 г. (М.,1997 г., с. 151).

[19] А. Юрченко. Империя и космос. СПб.,2002 г., с. 92.

[20] «Азия и Африка сегодня», 11,1974 г.

[21] Космические легенды Востока. Древние легенды. М.,1997 г., с. 181.

[22] Э. Томас. «Шамбала – оазис света». М.,1992 г., с. 47.

[23] Славяно-Арийские веды. Книга света. Омск-Асгард,1999 г., с. 129.

[24] А. Асов. Священные прародины славян. М.,2002 г., с. 101.

[25] Игорь Емец. В поисках затерянных городов. М.,2002 г., с. 195.

[26] Динлины отнесены к таштыкской культуре Минусинской котловины.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.