БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАЛАЧАКРА-ТАНТРА О ШАМБАЛЕ

Статьи 25 нояб. 2025 г.

Текст Сергей Волков из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КАЛАЧАКРА-ТАНТРА О ШАМБАЛЕ

            Согласно буддийским источникам, Будда даровал учение Калачакры царю Шамбалы Сучандре более чем 2800 лет назад у ступы Дханьякатака (современный штат Андхра-Прадеш) в Южной Индии. Сидхартха Гаутама, позднее прозванный Буддой Шакьямуни родился около 560 г. до н.э. В возрасте 35 лет (около 525 г. до н.э.) под деревом бодхи в местечке, ныне известном как Бодхгая, он достиг полного просветления, т.е. исходя из этих дат, передача тантры Калачакры царю Сучандре состоялась примерно в начале V века до н.э.

Царь Шамбалы Сучандра, считающийся воплощением Ваджрапани, был главным учеником на первом посвящении Калачакры. Он записал на своём собственном языке полученное учение в форме «Коренной тантры Калачакры» (12 000 строф) и комментария к ней (60 000 строф). Эти тексты хранились в Шамбале и передавались из поколения в поколение среди представителей своего царского рода в полной тайне от других людей. За Сучандрой последовали шесть поколений царей вплоть до Манджушри-яшаса, который унаследовал трон Шамбалы, став первым из линии двадцати пяти правителей Калки, или Хранителей касты. Он составил «Краткую тантру Калачакры», в то время как его сын и наследник Пундарика написал комментарий «Вималапрабха» на нее под названием «Незамутненный свет». Это и есть два базовых текста Калачакры, которые были перенесены в Индию двумя провидцами Чилупой и Калачакрападой Старшим, которые, согласно легенде, получили посвящение в Шамбале. Согласно истории распространения Калачакры, эти два индийских учителя в десятом веке независимо друг от друга попробовали достичь Шамбалы. На пути каждый из них испытал чистое видение этой земли, в котором и получил передачу посвящения Калачакры и весь свод материала[1].

            Имеет ли история Калачакры на самом деле столь древнее происхождение? Современные исследования указывают на то, что первые сутры Калачакра-тантры появились в Индии (Кашмир, Уддияна) в период с VII по XI века н.э. Это подтверждается датировкой сохранившихся санскритских текстов и их влиянием на другие индийские религиозные системы, например, индуизм. В Тибет учение проникло в 1027 году, а его формирование в известном нам виде произошло в X–XI веках. 
 Выбор этих временных границ сделан на базе известных датировок санскритских письменных памятников индийской ваджраяны. Традиционная версия подчёркивает древность и сакральность учения, тогда как научные исследования указывают на более позднее его формирование. Возможно, истина лежит где-то посередине: ядро учения могло иметь древние корни, но его текстовая фиксация и распространение произошли в X–XI веках.

            В 2018 г. опубликован перевод с тибетского на русский язык одного из наиболее важных в буддийской культуре священного текста «Калачакра-тантра», входящего в состав Буддийского Канона, в его основной свод – Канджур. Первая книга Калачакра-тантра – «Блистательная Калачакра-тантра, посвящённая появлению Адибудды, или Изначального Будды» посвящена космическим процессам на ранней стадии формирования Солнечной системы и является главной среди других, обнародованных Буддой Шакьямуни учением Калачакры. Начинается она следующими словами: «Почтительно приветствуем великолепную Калачакра-тантру. Всезнающее тело мудрости и тело, освещённое солнечным светом, обладающее очами цветка лотоса, лепестки которого широко распустились; Будда, восседающий на львином троне, и все высшие боги! Почтительно кланяемся и простираемся на земле перед Вами».

            Из содержания дальнейшего текста мы узнаём, как из пустого пространства времени возникают первоэлементы, планеты, боги и четыре вида живых существ, гора Меру, континенты, девять богов Тибета и прославленная Шамбала, где продолжительность жизни просветлённых царей составляла шестьсот лет. При знакомстве с этим текстом, описывающим зарождение и строение всей Вселенной, где в большей части повествования рассказывается о созвездиях и планетах, обращают на себя упоминания 14 раз конкретной тибетской горы – её современное название – Кайлас, в книге, состоящей всего из 54 страниц, что указывает на географическую близость и особую роль этой Великой Снежной горы для авторов этого священного текста. Значимость упоминания: 14 раз на 54 страницах – явный признак сакрализации места. Это не случайная деталь, а систематический маркер центра мироздания в данной космологии. Текст прямо связывает Шамбалу с окрестностями Кайласа.

            Гора Кайлас в этом тексте представлена, как центр зарождения человечества: «Царь – хозяин горы (Кайлас, обитель Шивы) перенёс все живые существа на северную сторону горы для проживания, превратив их в людей, ролангов (волшебных мертвецов) и прета (голодных духов). В самом лучшем месте возвели город, а особенно превосходные части территории отвели представителям богатого крыла. Они вместе заняли все лучшие стороны Великой Снежной горы и разместились в самом центре участка горы Кайласа, на земле племени килаша. Таким образом, Снежная гора, вместе со всем имеющимся на ней окружением, составила одну треть запаса времени [отданной знаменитой и прославленной Шамбале]… Построенный [там] город стал в особенности связан со страной, а его жители составили территории, где проживало 100 000 человек… В так называемой стране Шамбхале с прославленной столицей Калапа правил благородный царь, представитель благородного Шакьянского рода, по имени Ньяма Гашик – седьмой просветлённый земной царь из восьми прославленных и знаменитых правителей, и наивысшие боги-правители постановили избрать его также царём всех людей… В то время особенно представители диких племён из нижней страны были успешно обращены в буддийскую веру… Жители же верхней сферы земли, проживающие на границе со страной варваров, оказались обиженными и уязвлёнными всем происходящим и также стали вооружаться. Собрав собственную армию, состоящую из четырёх видом войск, они захватили город богов, распоряжавшихся священной горой Кайласа, и уничтожили время с его периодами… Варвары в массе своей были перебиты, но возраст людей разного круга со ста лет сократился вдвое, и в итоге срок жизни людей составил пятьдесят лет. Аристократы стали сиддхами, достигшими совершенства в магии и знании, а боги-правители возвели высокий чертог позади горы Кайласа… Так завершается первая глава, повествующая об окончательном устроении вселенной, начиная с появления в мире Изначального Будды, или Адибудды, и заканчивая возникновением астрологической системы Колесо Времени или блистательной Калачакры»[2]. Полностью текст первой книги Калачакра доступен на русском языке в переводе В.С. Дылыковой-Парфионович. Из вышеприведённой выборки цитат можно сделать важный вывод – в изначальном тексте Калачакра-тантра, сформировавшимся в X–XI вв. указано точное местонахождение Шамбалы – оно находится в окрестностях горы Кайлас, а сам текст с историей Шамбалы по анализу его содержания, когда из 18 главных, утвердившихся на Земле гор, именно тибетская гора Кайлас в книге о строении вселенной оказывается в центре её повествования и часто упоминается, указывает на то, что текст был составлен людьми хорошо знакомыми с окрестностями этой священной горы и проживающими где-то недалеко от неё на территории древнего Шангшунга (Западный Тибет). В тексте говорится, что «в то время особенно представители диких племён из нижней страны были успешно обращены в буддийскую веру», что по исторической хронологии соотносится с научными данными о времени проникновения и распространения буддийского учения на землях древнего Тибета в X–XI вв.

            Вывод: в вышеприведённом фрагменте текста «Блистательная Калачакра-тантра, посвящённая появлению Адибудды, или Изначального Будды» Шамбала не абстрактный мифический край, а конкретная территория, привязанная к реальному ландшафту Западного Тибета.

              О версии места последней битвы согласно Панчен-ламе (см. Sham bha la'i lam yig, л. 46. Версию Кхамтрула Ринпоче см. K'am-trul Binpoche, «Geography and History of Shambhala,» с. 10). Согласно тибетскому переводу Калачакратантрараджи, «на краю времени, выйдет из своего царства, из горы Кайласа, из города, устроенного богами придёт воинство Вселенского Царя [санскр. – чакравартин, т.е. Рудрачакрин] ..." (Vira and Chandra, Kalacakra-Tantra and Other Texts, с. 96). Кхамтрул Ринпоче, будучи авторитетным ламой, опирался на личный духовный опыт, что придаёт его версии особую значимость в буддийской традиции.

            В китайских источниках Рудрачакрин придет на гору Кангринпоче (Кайлас) и выведит свое войско из города, построенного «богом» внутри горы. Рудрачакрин сам явится, чтобы победить их в великой битве южнее реки Сита. Согласно Кхамтрулу Ринпоче, у которого был сон о путешествии в Шамбалу, последняя битва произойдёт на берегах самой Ситы. Главный текст Калачакры указывает место битвы, из него следует, что для борьбы с варварами Рудрачакрин и его армия выйдут из своего царства – из горы Кайлас.

            Частые отсылки к Кайласу и деталям ландшафта указывают на авторов, хорошо знакомых с регионом. Это согласуется с гипотезой о создании текста в Шангшунге — древнем царстве, чьё ядро располагалось в районе Кайласа.

КЬЮНГЛУНГ НУЛКАР - СТОЛИЦА ШАМБАЛЫ
Пещерный город Кьюнглунг Нулкар - найденная столица Олмо (Шамбалы) в верховьях Сатледжа, он был открыт для посещения туристам в 2004 г.


[1] А. Берзин. Принятие посвящения Калачакры. СПб, 2002, с. 40, 55.

[2] Калачакра-тантра. 1 книга. Вселенная. Пер. В.С. Дылыковой-Парфионович. М., 2018.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.