БОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГУРУГЬЯМ. ЗАГАДКА РУИН ХАРДОНГА

Статьи 26 сент. 2024 г.

Текст Сергей Волков. Некоторые изображения взяты из Интернета, если есть какие-либо нарушения авторских прав, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы удалить его.

Бонский монастырь Гуругьям, 2006 г.

БОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГУРУГЬЯМ. ЗАГАДКА РУИН ХАРДОНГА

            Бонский монастырь Гуругьям (Gurugyam) – в переводе «прибежище учителя» был основан в XI в., неразрывно связан с именем прославленного бонского мастера Дренпа Намка, принца Шангшунга, отказавшегося от царского титула ради практики бон. За время своей долгой истории монастырь неоднократно полностью разрушался и восстанавливался. Он находится[1] примерно в 12 км от Кьюнглунг Нулкара, в 6 км от горячих источников Тиртхапури и 70 км юго-западнее Кайласа. Это единственный действующий храм бон в округе Нгари, деревня Мэнси с постоянно проживающими в нём десятью монахами. Храм Гуругьям расположен у подножия горы с местным названием Сянсюн Цюнцинь Бенгба, на верху которой были обнаружены едва заметные следы каменных построек древнего большого города, отнесённого археологами ко времени Шангшунга. Он расположен на вершине холма, на высоте около 4300 метров над уровнем моря. Общая площадь крупномасштабного поселения составляет около 130 000 квадратных метров. Результаты датировки относятся к IV – VII векам нашей эры, что соответствует позднему периоду Шангшунга. Учёные назвали это древнее поселение Хардонг, и из-за его большой площади выдвинули гипотезу, что это и есть столичный город Кьюнглунг Нулкар. Жаркие дебаты историков, какой город считать столицей Шангшунга – Кьюнглунг Нулкар в долине Гаруды или на вершине сопки рядом с деревней Мэнси продолжаются до сих пор.

Статуя Дренпа Намка в монастыре Гуругьям. Фото с китайских источников

            Согласно бонским летописям, храмы бон были построены по всему Тибетскому нагорью в период существования Шангшунга примерно со II века до н.э. по IV век нашей эры. В 1936 году эту священную землю, забытую почти на 11 веков, открыл Цюнчжуй Пумейнанга Кьюнгтрул Ринпоче (Khyungtrul Rinpoche), мастер бон, родившийся в регионе Хор в восточном Тибете. Стремясь восстановить религию бон в этом регионе, Кьюнгтрул основал в 1936 г. бонский монастырь Гуругьям рядом с пещерой, связанной с именем бонского мастера VIII века Дренпа Намка, недалеко от того места, где, как он считал, находился мифический Кьюнглунг Нулкар, столица Шангшунга. В 1948 г. строительство нового храма было окончательно завершено. Построенный им храм был разрушен во времена культурной революции Мао Цзэдуна в 1966–1976 гг., но затем заново отстроен в 1983 году.

Исторические рукописи и свитки, в момент нашего посещения в 2006 г., занимали всю левую половину центра храма, стеллажи с ними высятся до потолка. Говорят, что в этой библиотеке насчитывается более 20 000 существующих классических произведений, из которых около 50% являются оригинальными писаниями бон, а остальные включают важные классические произведения гелуг, кагью, ньингма и других сект тибетского буддизма. Что в них содержится мало кто из посетителей интересуется, большинство текстов не переведены и доступны для ознакомления только людям, знающими языки этих летописей. Без переводчика очень многие вопросы, на которые здесь можно было бы получить исчерпывающие ответы, остаются без комментариев, но несмотря на проблемы языкового общения, с помощью жестов и картинок удаётся выяснить главное. У меня с собой были фотографии пещерного города Кьюнглунга и тханок Шамбалы, которые я показал настоятелю храма. Он уверенно называет тханку Шамбалы – Чуньлунем (Кьюнглунгом) и показывает рукой на висящую под потолком на входе в храм карту Олмолунгринга, в бонской традиции – это синоним Шамбалы. Где находилась Шамбала в древности для него не загадка, она всегда была рядом, недалеко от бонского монастыря, в местности, известной сейчас под названием Долина Гаруды.

В 2006 г. в пещере рядом с монастырём, постоянно проживал Великий медицинский лама Западного Тибета 85-летний Тенцинг Вандра. На вопрос где была Шамбала, он без раздумий ответил – в Чуньлуне (Кьюнглунг). Его десятиметровая, жилая пещера выбита в скале примерно на высоте пятидесяти метров. Внутри скалы прорублен вертикальный тоннель с лестницей. Предания рассказывают о том, что эта пещера была специально вырублена в VIII веке для великих лам, занимавшихся целительством, и с тех пор свыше тысячи лет ее предназначение для проживания лам – лекарей и именитых учителей оставалось неизменным, поэтому считается, что это место зарождения тибетской медицины.

Рядом с этим монастырём располагается исторические развалины мощной цитадели, которую археологи из-за её масштабов выдвигают на роль одной из столиц Шангшунга.

Свами Пранавананда, побывавший здесь в начале 1930-х гг., упоминает развалины Хардонга: «На окружающих горах есть несколько разрушенных колонн зданий, которые, как говорят, были королевскими особняками королей Хардонга. Один лама Кхампа из секты Пембо приехал сюда в 1930 году и начал жить под выступом скалы (керн). Он очень скоро прославился и построил хорошо спланированный монастырь на обширных равнинах у подножия своей горной обители. Поэтому это место стало известно, как Гуру-кем или Гуру-джем. Монастырь был почти готов в 1934 году, хотя последние штрихи были нанесены позже. Лама потратил тысячи рупий на эту гомпу и сделал ее «центром внимания» соседнего глаза… Из-за чрезмерной веры ламы в эффективность его мантр-тантры, казахи осаждали эту гомпу в течение двух дней в 1941 году, полностью ободрали все ценное в монастыре и унесли ткани на тысячи рупий, принадлежавшей торговцам Джохари. Во время боя погибли два монаха монастыря и семь казахов, а ламу отпустили совершенно голым».

В дневниках Джузеппе Туччи (1935 г.) упоминаются древние развалины мегалитических строений, не типичных для Западного Тибета: «Приблизительно в 2 километрах к востоку от Кьюнглунга мое внимание привлекли гигантские развалины замков и крупных зданий, материалом для их сооружения послужили не обычные кирпичи, а огромные, поставленные друг на друга, каменные блоки. Речь идет о самых настоящих мегалитических конструкциях, которые, насколько мне известно, до сих пор не были найдены нигде в Западном Тибете и свидетельствуют о древности здешней цивилизации»[2].

Основными источниками новостей о результатах исследований этого района являются китайские публикации, как правило не переведённые на европейские языки. У учёных нет единого мнения был ли Хардонг единственной и последней столицей могущественного Шангшунга, или столицами, провозглашались и другие города, где в разное время проживали короли правящей династии. В бонских текстах упоминаются восемнадцать царей Шангшунг, проживавших в десяти разных местах. Дискуссия среди учёных, какой город считать последней столицей Шангшунга не утихает последние десять лет. Среди кандидатов – пещерный комплекс Кьюнглунг Нулкар в долине Гаруды, более подходящий своим внешним видом на древние описания, и следы полностью разрушенных каменных построек в местности Хардонг, расположенные примерно в 12 км от Кьюнга выше бонского монастыря Гуругьям. Рядом с Хардонгом найдены богатые княжеские гробницы, что свидетельствует о высоком статусе этого места, но сама природная местность, где располагались каменные жилища, хотя они и занимают большую территорию, совершенно не соответствует описанию царской резиденции – Серебряному дворцу Гаруды.

Согласно литературным источникам бон, в окрестностях Кьюнглунга было три мощных цитадели Шангшунга. Одна из них, известная сейчас под названием Хардонг (Mkhar-gdong) выделяется своими значимыми масштабами, что выдвигает её на роль возможного кандидата столицы времён величия Шангшунга. Участок Хардонг расположен на вершине холма, на высоте около 4300 метров над уровнем моря вдоль реки Сянцюаньхэ в поселке Мэнши, префектура Нгари. Общая площадь следов строений города составляет около 130 000 квадратных метров. Результаты датировки археологических находок относятся к IV–VII вв. нашей эры, что соответствует позднему периоду Шангшунг. Эти масштабные руины являются напоминанием о древней истории региона, и легко понять, почему местные жители относятся к ним с таким почтением. Находятся остатки каменных руин на вершине горы вблизи бонского монастыря Гуругьям на расстоянии около одного километра и пока мало привлекает туристов. Здесь нет скопления пещер, живописных фресок и сказочной живописности рельефа, как в долине Гаруды, – одни камни, хаотично разбросанные на земле, необычные на взгляд профессиональных археологов для этой местности.

Кьюнглунг Нулкар в долине Гаруды. Фото: китайские источник

Согласно местным преданиям первая столица Шангшунга, относящая к её раннему историческому периоду, находилась в долине Гаруды (Кьюнглунг Нулкар). Логично предположить, раз была первая столица, то была возможно вторая и третья столица в разные периоды процветания Шангшунга. Функции столичного центра могли переноситься в зависимости от места проживания нового правителя, ведь династия 18 посвящённых царей-жрецов (rigs-ldan) Шангшунга занимает в истории длительный период – почти восемь столетий и проживали в восьми разных местах.

Тибетский учёный, основатель института Шанг-Шунг Чогьял Намкай Норбу говорит: «Вообще в истории Тибета существует много важных мест, связанных с древним царством Шанг-Шунг, потому что цари Шанг-Шунга жили в разных местах, таких, например, как Гуге, Кьюнг, и многих других. Но мы считаем Кьюнглунг чуть более интересным, потому что это место, где жил последний царь Шанг-Шунга».

            О цивилизации Шангшунга известно до сих пор очень мало. Возможно, были зимние и летние резиденции царей, летом они могли проживать в кочевых юртах, а зимой в более защищенных от 40 градусных морозов каменных домах, оборудованных печками. На роль такой столицы, по мнению американского исследователя Тибета Винсента Беллеццы, претендует мощная цитадель Хардонг, расположенная в отличие от пещерного города Кьюнглунг в стратегически важном месте на перекрёстке оживлённых древних караванных путей. Для неё характерна плотная застройка каменными строениями, которые имели крытые помещения. Раскопки в Хардонге выявили заселение людьми, датируемое 500 г. до н. э. – 900 г. н. э. Археологи также обратили внимание, что эти развалины находятся в непосредственной близости от Чунака, крупнейшего могильника, обнаруженного на сегодняшний день в Западном Тибете. В этом могильнике были вскрыты богатые захоронения II–III вв. с хорошо сохранившимися шёлковыми тканями, была найдена маленькая антропоморфная статуя из медного сплава, что указывает на высокий социальный статус погребённых. Данные о датировке фрагментов дерева, раскопанных на кладбище Гуругьям, относятся к 2725–2170 годам назад.

            В 2005 году группа бонских монахов из монастыря Гуругьям случайно обнаружила древнюю гробницу и обратилась к китайским археологам, которых координировала группа из Сычуаньского университета под руководством проф. Хо Вэя, декана факультета истории и культуры. Грузовик, перевозивший товары в монастырь Гуругьям, перевернулся у входа в храм, и его задние колеса провалились в яму. Тогда люди обнаружили, что под ямой была большая подземная полость. Любопытный монах спустился в яму и увидел человеческие кости, деревянные и медные чаши, керамику, шелк и другие предметы. В китайских СМИ было опубликовано следующее сообщение об этой находке: «На фрагментах шелка можно увидеть узоры птиц и животных, а также китайский иероглиф «Принц», который можно определить, как парчу с центральных равнин или юга Китая во времена династий Хань и Цзинь. Найденный фрагмент шёлка с надписью послужил основанием назвать найденную гробницу «Князья». Официальные раскопки на кладбище были начаты в 2012 году. Совместная группа Института археологии Китайской академии общественных наук и Института защиты культурных реликвий Тибетского автономного района продолжала раскопки перед храмом Гуругьям в течение трех лет и обнаружила в общей сложности одиннадцать гробниц. Все эти гробницы имеют форму вертикальных пещер и каменных комнат глубиной от 4 до 6 метров. Они большие по размеру. Это самые глубокие и сконцентрированные гробницы в районе Нгари, и они чрезвычайно редки во всем Тибете. Культурные реликвии, обнаруженные в гробницах, включают керамику, изделия из дерева, железные и бронзовые изделия, шелковые ткани, золотые монеты с человеческими лицами, различную деревянную утварь (например, деревянные гребни в форме подковы, прямоугольные деревянные ящики, деревянные ящики, плетеная из соломы утварь, бронзовые и позолоченные серебряные изделия и т. д. Раскопанные реликвии включали шелк, золотые маски, бронзу, узор парчи с надписью «Князь», маленькие золотые маски и большое количество бронзовых сосудов указывают на наличие гробниц высокого уровня. Культурные особенности четырёх из раскопанных гробниц указывают на их принадлежность к периоду до Тубо, их возраст был определен как I–II в. В гробнице были обнаружены частицы шелка Парча с надписью «Принц» и анималистичными узорами и второй по древности образец чая, датируемый II веком. Это самый ранний шелк, обнаруженный на Цинхай-Тибетском нагорье. Было проведено датирование костей владельца гробницы с помощью ускорительного масс-спектрометра C14, их датировали III веком или началом IV века, что очень соответствует возрасту шелка. Эта находка стала первым конкретным доказательством того, что ветка Шелкового пути пересекала Тибетское нагорье во II веке, и подтвердила утверждения Ринпоче о том, что Шангшунг некогда был важным центром культуры и торговли»[3].

         Одной из самых ценных находок стала очень маленькая золотая маска, обнаруженная в гробнице Гуругьям в 2012 г. Сотрудник Института археологии Китайской академии общественных наук Тонг Тао, так описал эту маску: «Она небольшого размера, около 4 квадратных сантиметров. Черты лица, зубы и борода обведены черной и красной краской. Вокруг нее имеется ряд маленьких отверстий для пришивания к другим мягким материалам. Вокруг того места, где они были найдены, также были обнаружены стеклянные бусины, которые, возможно, использовались вместе с маской».

            Размер маски настолько мал, что она не может закрыть лицо человека. По аналогии с шаманскими костюмами, можно предположить, что она была пришита к одежде и символизировала духа-покровителя. Пример подобной маски-личины из меди, изображение духа-покровителя Борто, можно увидеть на шаманском костюме из Забайкалья, Нерчинский уезд (конец XIX в.), в коллекции Иркутского краеведческого музея. На золотой маске, найденной в Гуругьяме, также можно увидеть сохранившуюся пришитую ткань к краям маски. Предназначение маленькой маски точно не определено, возможно, она связана с погребальным обрядом или была изначально пришита к одежде.

В перечне археологических находок в этих гробницах также перечислено: «21 бронзовых сосудов, бронзовое зеркало с ручкой, две золотых маски, медный таз и набор медных бус, всего 277 штук, которые могут быть украшением одежды, 2 комплекта медных брелоков, изготовленных из разных видов медных бусин. Имеются два комплекта медных украшений общим количеством 67 штук, которые могут быть пуговицами. Есть четыре медных колокольчиков, одно медное украшение для волос, пять медных браслетов, одна медная пуговица».

Во время раскопок в 2004 году археологи обнаружили в руинах Хардонга двустороннюю бронзовую статую. Она имела странную форму, с обнаженной верхней частью тела и выступающей грудью. Она изображает человека, стоявшего на коленях и положившего одну руку на колено, в другой руке зажат непонятный предмет. По обеим сторонам головы расположены лица с грубыми чертами и свирепым лицом, которые имеют отличительные черты добуддийских статуй западного Тибета, возможно, что этот стиль происходит от бон, первоначальной религиозной веры в Тибете до появления буддизма.

Фото с китайских источников

            Богатство и разнообразие находок в гробницах на соседнем с Хардонгом кладбище свидетельствует о высоком статусе погребённых и его важности в истории Шангшунга. Археологических доказательств, что Хардонг мог являться столицей Шангшунга пока недостаточно, и его историческую роль и значение ещё предстоит выяснить.

 

СТАТУЯ ДРЕНПА НАМКА

 В 30-х годах ХХ века на горе рядом с монастырём Гуругьям известным бонским ламой Кьюнгтрулом Джигме Намка Дордже (1897–1956) был обнаружен хорошо сохранившийся торс большой каменной статуи святого с тремя глазами на лице и выбитой свастикой на затылке, выполненный по оценке искусствоведов в характерном шангшунгском стиле. По мнению ламы Намка Дордже каменная статуя, вероятно, датируется началом VII века нашей эры. На затылке головы статуи было обнаружено отчётливо заметное большое изображение свастики. Третий глаз (внутреннее око) на голове статуи, обычно изображаемый на середине лба, в буддизме символизирует достижение просветления, которое достигается посредством глубокой медитации. Хотя на найденной каменной статуи нет никаких надписей и дат, им была высказано предположение, что это лик почитаемого святого учителя бон Дренпа Намка (Dran-pa Nam-mkha).

Дренпа Намка. Тибет, 1400–1499, Бонская родословная. Металлические. Коллекция Художественного музея Рубина, Нью-Йорк.

В соответствии с бонскими источниками, Дренпа Намка родился в восьмом столетии в Кьюнглунг Нулкар и считается вторым по известности и значимости своих деяний прославленным учителем бон. Он медитировал в одной из пещер этой местности, отказался от престола короля Шангшунга и посвятил свою жизнь изучению и распространению бон. Он изучил более 10 языков и перевёл тексты бон на 6 языков. В настоящее время эта статуя отреставрирована, к оригинальному торсу присоединили новые ноги и руки, придав ей классический образ медитирующего святого, и установили её для поклонения верующим в бонском монастыре Гуругьям. На плечи статуи сейчас наброшена синяя ткань – характерная черта для одежды монахов бон. Синий представляет цвет неба, символизирует традиционное поклонение природе в религии Бон, а также представляет заповеди религии Бон, передаваемые с древних времен. Правая рука статуи, опущенная ниже колена, теперь держит особый символ Учения Бон «Юндрунг Чакшин» (g.yung drung chag shing) – свастичный жезл с двумя свастиками на его навершиях, скрепляющий Вселенные и поколения жрецов-шенов. Три составляющих части жезла – центральный стержень и две свастики символизируют три раздела Учения Бон: Тантру, Сутру и Дзогчен. Мне неизвестно был ли этот бонский жезл у статуи изначально или появился после реставрации.

Оккультно-мистические видения в сновидениях рассматриваются тибетцами как реальный способ познания, поэтому они верят, что полученная во сне информация правдивая. На основании сновидения делаются соответствующие утверждения. Например, Чогьял Намкай Норбу Ринпоче в своей книге «Йога сновидений и практика естественного света» приводит пример того, как сновидение связано с чем-то конкретным: «В этом месте (монастырь Гуругьям) у меня было интересное сновидение. Там был очень красивый храм с четырьмя дверями, обращенными на все стороны света. Я вошел через восточные ворота, внутри была статуя йога с тремя глазами. В его правой руке был гьян-сен, флаг победы. В его левой руке была капала, чаша из черепа. Я подошел очень близко к статуе и заметил тибетскую надпись под статуей йога. Она гласила «Темпа Намка», Темпа Намка был известный мастер Бонпо из Шан-Шунга». На основании этого сна делается вывод, что найдена статуя бонского святого Дренпа Намка, хотя на ней нет никаких надписей, подтверждающих это предположение. Точно также принимается за неоспоримое доказательство сновидение, ставшее хрестоматийным примером, ламы Гардже Кхамтрула о его путешествии в Шамбалу. Для людей с западным образом мышления, воспитанных на материалистическом мировоззрении, подобные мистические доказательства, полученные из сновидения, не кажутся столь убедительными, как для тибетцев. Христианские Святые Отцы также предостерегают, что сны лживы и снам не надо придавать значения: «Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но, для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву»[4]. Тем не менее, за отсутствием других предположений, сейчас эта статуя официально именуется, как лик почитаемого святого учителя бон Дренпа Намка.            Следы каменных мегалитических построек, на вершине холма рядом с монастырём Гуругьям, уникальны для всего Тибета. Замкоподобные циклопические руины из больших камней, в отличие от обычно применяющихся при постройке глиняных кирпичей, нигде больше в Тибете не встречаются. Американский тибетолог Винсент Беллецца отмечает: «В последние годы большая крепость, которую я определил, как вероятную столицу королевства Шанг Шунг, была частично раскопана двумя различными группами китайских археологов. Одна команда, возглавляемая Ли Юнсянем и Хо Вэй, обнаружила, что структурные остатки строений намного обширнее, чем я мог наблюдать на поверхности. Другая группа, возглавляемая Тонг Тао, исследовала близлежащие кладбища, получая доказательства существования широкого спектра сельскохозяйственных культур и домашних животных и стратификации раннего общества. Образцы с местности, подвергнутые радиоуглеродному анализу этими двумя группами археологов, а также мной, показывают, что место было обитаемым и особенно активным со II по V века н.э.».

        Кроме Хардонга на космоснимках вблизи Кьюнга можно отчётливо рассмотреть и другие квадратные цитадели, расположенные на вершинах гор. К ним нет автодорог, что указывает на то, что это давно заброшенные древние строения.

МИСТИЧЕСКИЙ КАЙЛАС. ИНОСТРАНЦЫ НА КОРЕ
Мистический Кайлас. Паломничество к святым местам. Количество иностранных туристов на коре. Места силы и версии их влияния на паломника

[1] 31°7'47"N 80°38'24"E

[2] Дж. Туччи. Святые и разбойники неизведанного Тибета. СПб.,2004 г., стр. 123.

[3] Проф. Хо Вэй, директор, профессор и научный руководитель Института китайской тибетологии Сычуаньского университета. «Китайская тибетология», выпуск 2, 2021 г., на кит. яз.

[4] Блаженной памяти Паисий Святогорец. Духовная борьба. М., 2010 – с. 158.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.