КАЙЛАС. ЗАПРЕТНАЯ ВЕРШИНА И ИНОСТРАНЦЫ НА КОРЕ
Текст Сергей Волков
Гора Кайлас – самая священная гора в Тибете и одно из самых известных мест паломничества во всей Азии, окутана мистическими легендами. По преданию, человека, который увидит обитель Шивы, ждет смерть. У альпинистов горы пирамидальной формы пользуются недоброй славой, считается, что они приносят несчастья. По мнению йогов, треугольные склоны концентрируют отрицательную энергию. По религиозным соображениям все восхождения на Кайлас официально запрещены и о фактах зарегистрированных восхождений на него ничего неизвестно. За исключением Тонпа Шенраба, который сошел с небес на вершину Кайласа, и Миларепы, который волшебным способом достиг вершины, ухватившись за первый утренний луч солнца, никто никогда не ступал на вершину этой горы.
В журналистских публикациях о священной Кайласе есть сомнительные сообщения о восхождении на него и последующей смерти четырех альпинистов через некоторое время после восхождения на Кайлас. Но, в пересказах этого случая, не указывается, ни в каком это было году, ни их фамилии и национальность. Найти какие-либо документальные подтверждения этой истории, и официальные подтверждения о восхождениях на Кайлас так и не удалось, что похоже на мистификацию этого рассказа. В книгах о Тибете, без ссылок на источники, можно прочитать об «якобы» имевших место восхождениях на Кайлас. Так в книге Е.Н. Молодцовой «Тибет, Тибет» сообщается, что «многие неверующие европейцы пытались совершить восхождение на гору Юндрунг Гуцег, но все они терпели неудачу в этом предприятии, никто не достиг ее вершины. По возвращению же святотатцы немедленно умирали ужасной смертью. Возможно, виной тому особые энергетические вибрации этого священного места»[1]. Учитывая, как ревностно верующие оберегают свои святыни трудно представить, что кто-либо посмел бы нарушить запрет и тайно покорил вершину.
Показателен пример, описанный английским альпинистом Эвансом о получении разрешения для восхождения на подобную священную вершину – Канченджанг: «Эвансу прежде нужно было побывать в Гангтоке, столице Сиккима, чтобы получить разрешение властей Сиккима, возражающих против любых попыток штурма вершины Канченджанга («Пять сокровищ больших снегов»), считающейся священной горой страны. Только после долгих и трудных переговоров пришли к компромиссному решению: английские альпинисты обязуются при достижении вершины – если они вообще туда поднимутся – не осквернять святое место, то есть не вступать на высшую точку горы. Очень обрадованный таким решением Эванс вернулся на главную квартиру экспедиции в Дарджилинге. Эти 6,1 м по горизонтали и 1,52 м по вертикали, отделяющие их от высшей точки, не имеют для нас какого-либо значения. Разве только – в зависимости от настроения – они могут быть восприняты как красивый жест или курьез, ничего не меняющие в первовосхождении».

Однажды, беседуя с непальским ламой Рангригом Ринпоче, я поинтересовался у него известно ли ему о фактах восхождения на Кайлас. Он ответил: «Буддистам не разрешается восходить на Кайлас, но чудесным образом туда летал Миларепа. Те, кто бывали вверху, кто 13 раз обошел Кайлас, совершил кору, имеют право подниматься на внутреннюю кору, дальше никак физически невозможно подниматься».
В середине 1980-х годов китайские власти предоставили итальянскому альпинисту Райнхольду Месснеру возможность подняться на гору. Но, как сообщается, он отказался, сказав: «Если мы покорим эту гору, то мы развенчаем что-то важное в душах людей. Я бы предпочёл пойти и подняться на что-нибудь посложнее».
В 2000-м году испанские альпинисты за достаточно большую сумму получили у китайских властей разрешение на покорение Кайласа. Была снаряжена специальная экспедиция, которая установила базовый лагерь у подножия горы. Однако множество верующих, общественные организации, а также ряд известных альпинистов высказались против этого шага, и испанцам пришлось отступить. О планах взойти в 2002 г. на вершину сообщал испанец Хесус Мартинес Новас, но его восхождение из-за протестов верующих так и не состоялось. По состоянию на 2024 год успешных восхождений на гору не зарегистрировано. В целях сохранения святости Кайласа восхождение на священную гору Кайлас строго запрещено китайскими властями.
Попытку восхождения на вершину Кайлас с юго-восточной стороны до высоты 6200 – 6400 м (?) без разрешения властей предприняла в сентябре 2004 г. российская группа в составе москвича Ю. Захарова со своим сыном, однако в их рассказах о восхождении обнаруживается масса противоречий. Вернувшись в Москву Ю. Захаров неоднократно заявлял, что Кайлас им покорён, хотя никаких фотографий самого восхождения на вершину и схемы маршрута подъёма на гору опубликовано не было, и фактически до вершины он с сыном не дошёл. В своих книгах он пишет: «Восхождение на южный гребень, а точнее заползание, составило около трёх часов. Честно говоря, на вершине уже ничего не хотелось, ужасала только мысль, что необходимо ещё и спускаться. Кругом ничего не видно… Видимость нулевая[2]». В этих же книгах опубликована, противоречащая его рассказу, фотография о восхождении на гору. На фото его сын стоит с развёрнутым флагом, подпись под ней: «Кайлас покорён!», но он стоит на камнях без снега, в то время как вершина Кайласа полностью закрыта снежной шапкой и эта фотография сделана не в пургу с нулевой видимостью, а в ясный день. В отснятом фильме имеется следующий титр: «Первое в мире восхождение на священный Кайлас выполнено авторами этого фильма в 2004 г.». В последующих изданиях в рассказе о восхождении появилась гранитная (!) стена, в то время как тело Кайласа сложено из обломочного слоистого материала – конгломерата и вблизи, кто до него доходит, это отчётливо видно. Эта стена, по их рассказам, преградила восходителям путь наверх в первой редакции воспоминаний на высоте 5700–5800 м, в последующих книгах на высоте 6200 м, в более позднем авторском фильме – на 6400 м. Для справки: в том месте, на высоте 5793 м на отвесной стене вырублен карниз, на котором установлены 13 буддийских чортенов Дригунг Кагью.
Об этом восхождении его участники рассказывают: «До настоящего времени, по религиозным соображениям никто не предпринимал подобной попытки. Мы не только взошли на Кайлас, но и совершили так называемую «внутреннюю кору» (обход против часовой стрелки священного места) в стиле традиции бонпо. Судя по всем имеющимся данным, до сих пор ни один человек не ступал на ее вершину. Таким образом, Кайлас до сих пор остается непокоренным, никто так и не знает, какие же загадки таит в себе его вершина.
На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло – действительно, каждые три – пять секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки похожие на изображаемые тибетцами в иконографии «тигле» – светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч. Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения – днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен… свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за чтобы не поверил. В общем, это единственные, необычные явления происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения»[3].

О высотных галлюцинациях сообщают многие восходители, одно из наиболее ярких описаний принадлежит Морису Эрцогу, руководителю французской экспедиции в 1950 г, впервые покоривший восьмитысячник на планете – Аннапурну (8091 м): «На пределе физических возможностей человека иллюзорные картины, возникающие в сознании, помогают отключиться от нечеловеческих испытаний и в полузабытьи продолжать механическое движение, иногда отчетливо, удивительным образом, наблюдая себя со стороны. Каждое движение требует героических усилий. Каждый шаг – победа воли и разума. Разум оцепенел. Каждая мысль сопряжена с усилием. Мы не произносим ни слова.
Каждый из нас сейчас живет в своем собственном, обособленном мире. Я опасаюсь за свое мышление. Сознание сильно затуманено, я прекрасно понимаю, насколько неполноценен сейчас мой разум. Проще и вернее придерживаться какой-нибудь навязчивой идеи. Я чувствую вокруг себя какую-то новую, необычную атмосферу. Все ощущения очень яркие, странные, которые никогда прежде мне не доводилось испытывать в горах.
Есть что-то нереальное в моем восприятии окружающего нас мира… Я наблюдаю извне, как я проделываю одни и те же движения, и улыбаюсь про себя при виде жалких результатов наших усилий. Но напряжение исчезло, как будто исчезла сила тяжести. Это призрачное видение, этот бесценный дар – не моя вершина. Это вершина моих грез. Меня охватывает неясная, непонятная радость. Все это настолько необычно и настолько ново.
Я отрезан от всей Вселенной. Я живу в ином мире: суровом, пустынном, безжизненном. Это фантастический мир, где присутствие человека непредвиденно и, может быть, нежелательно. Мы нарушаем запрет, мы преступаем границу, и все же мы поднимаемся без боязни. Сердце сжимается от полноты чувств… Меня душит волнение. Никогда еще я не испытывал столь сильной и чистой радости. Я сижу на снегу. Мало-помалу сознание затуманивается. В мозгу возникают видения: тенистые склоны, мирные тропинки… запах смолы… Как хорошо! Я умираю в своих горах… И ничего не чувствую, все во мне замерзло…»
046-2 маленькое 1/8. Текст: Участник нашей российской экспедиции Кирилл Павлов на внутренней коре у подножия Кайласа
Для верующих людей характерна вера в сверхъестественные свойства Кайласа, на вершине которой, как считается, находится призрачный дворец бога Шивы, увидеть которого, смертному человеку не дано. Во многих древних текстах повторяются бытовавшие в древние времена представления, что: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги. Тот, кто увидит лики богов, должен умереть»[4]. Вероятно, из этой веры исходят многочисленные упоминания о смертельных болезнях альпинистов, осмелившихся приблизиться к священной вершине и дому Шивы. Вместе с тем, показательны слова знаменитого шерпа Тенцинга Норгея, покорившего в 1953 г. вместе с новозеландцем Э. Хиллари высочайшую вершину планеты гору Эверест: «После взятия Эвереста мне задавали множество вопросов, и не одни только политические. Вопросы восточных людей часто касались дел религиозных и сверхъестественных. «Увидел ли ты бога Будду на вершине?» – спрашивали меня. Или: «Видел ли ты бога Шиву?» Многие верующие всячески пытались заставить меня объявить, будто на вершине мне явилось видение или на меня снизошло откровение. Но и тут, хотя это может разочаровать людей, я должен говорить только правду, а правда заключается в том, что на Эвересте я не увидел ничего сверхъестественного и не ощутил ничего сверхчеловеческого. Я ощутил большую близость к богу, и это было мне достаточно…»[5].
После попытки восхождения на Кайлас в сентябре 2004 г. российский проф. Ю. Захаров написал: «Вообще, если сравнить Кайлас с соседними, даже удаленными горам, трудно не заметить строгое одинаковое строение слоев и собственно материала. Главным образом это окаменелая вулканическая лава. Само собой разумеется, что абсурдные предположения г-на Мулдашева по поводу рукотворной природы данных гор, да еще и придание им пирамидальной формы, не выдерживают никакой критики, оно и понятно, офтальмолог мог видеть Кайлас и соседние горы на очень большом расстоянии внешней коры, откуда даже при наличии очень хорошей оптики может показаться все что угодно, но учитывая еще более абсурдные заявления, в ранее вышедших книгах, по поводу храмов и пещер в долине Катманду становится ясен мотив – обычная фальсификация. Ну, нет в долине Катманду таких пещер! Даже те, кто организовывал г-ну Мулдашеву его путешествия по Непалу многозначительно отказывались комментировать его работы, говоря лишь одно: бред. Во избежании недоразумений мы специально подошли к самой горе и сфотографировали все досконально, смотрите сами».
Американский исследователь Э. Бернбаум в эссе «Священные горы» пишет, что неприступные, уединенные вершины, особенно те, которые выделяются необычной пирамидальной формой и неоспоримым величием над окружающей местностью, в представлении людей всегда олицетворяли могучие природные силы и связь с небесным миром. В индусткой традиции, мироздание изображается в форме лотоса, из центра которого возвышается полярная гора – Меру, через которую проходит ось мира, соединяющая мир людей с миром богов. Вершины гор, видимые со всех сторон, тем не менее, оставались скрытыми и неприступными для простых смертных, служили престолом могущественных Богов, где находились их призрачные дворцы. Горные вершины – обители Богов, в мифологии горных народов, нередко представляются божествами и предками народа, защищающими и охраняющими их земли. Божества гор призываются в свидетели при клятвах, становятся объектами поклонения в религиозных культах, а пещеры в горах – местом медитаций и духовных достижений для многих поколений.
Божественные горы могут являться в разных обличьях, на тибетских тханках их изображают в виде диких животных или всадников определенного цвета – для каждого горного божества свой цвет. В Тибете самый известный образ горы – белый всадник Ньенчен Танглха, одна из девяти божественных гор, связанных по преданиям с происхождением тибетского народа. Это гора с плоской вершиной. В мифе рассказывается, что эта гора была обезглавлена божеством другой горы. Истоки этого мифа скрыты в глубине веков и, вероятно, отражают захват местной территории тибетскими племенами.
Лама Анагарика Говинда, западный практик тибетского буддизма, о священных горах пишет: «Власть такой горы так велика и в то же время так тонка, что без принуждения людей тянет к ней из близка и из далека, как бы силой какого-то невидимого магнита; и они согласны подвергнуться несказанным трудностям и лишениям в своем необъяснимом стремлении подойти к центру этой священной силы и поклониться ему. Никто не придавал титула священности такой горе, и все же каждый признает его; никто не должен защищать ее право, потому что никто не сомневается в нем; никто не должен организовывать поклонения ему, потому что люди ошеломлены простым присутствием такой горы и не могут выразить своих чувств по-другому, чем почитанием»[6].
[1] Е.Н. Молодцова. Тибет, Тибет. М.,2001 г., стр. 48.
[2] Ю. Захаров. Тайное знание Тибета. М., 2004 г., стр. 150.
[3] Ю. Захаров. Тайное знание Тибета. М.,2004 г., стр. 150.
[4] Эпос Гильгамеша, созданный шумерами, 15 табличка.
[5] Тенцинг Норгей. Тигр снегов. М.1988 г., стр. 219.
[6] Lama Anagarika Govinda. The Way of the White Clouds (Berkeley: Shambhala,1970 г.), стр. 197.
Многие желают совершить кору вокруг Кайласа. Если есть намерение – мечта обязательно сбудется, но важно правильно подготовиться, в т.ч. разработать правильный график высотного набора, чтобы избежать горной болезни. Считается что местность вокруг Кайласа, освящённая присутствием мистических сил, является проходом, ведущим в 108 великих священных мест, приближаться к которым необходимо с твёрдым намерением обрести просветление и сосредоточенным в медитации сознанием. Просто обойти гору без глубоких созерцательных практик – бессмысленная трата времени и денег. Горное паломничество – это религиозное и духовное внутреннее путешествие, которое позволяет людям размышлять и очищаться во время коры. Такой опыт паломничества может также принести нам, обычным туристам, глубокие и уникальные впечатления.
Мне потребовались долгие усилия, чтобы найти официальную китайскую статистику о ежегодном количестве паломников на коре вокруг Кайласа. Первоначально этот регион был закрыт для паломников извне, и в период с 1949 по 1980 год в него не допускались иностранцы. Сезон паломничества на Кайлас – Манасаровар начинается в апреле и длится до октября.

Согласно отчёту Института географических наук и исследований природных ресурсов Китайской академии наук (2010 г.), ежегодно регион Кайласа посещают до ста тысяч паломников, из них около 60 тыс. человек совершают кору, в т.ч. иностранные туристы, ежегодно их количество колеблется от 2 до 10 тыс. В китайской публикации Новости CCTV (репортер Ван Цзиньюань) «Полицейский участок у подножия горы Кайлас: спасают сотни людей в день»[1] от 24 апреля 2023 г. говорится: «Директор полицейского участка Пасанг Пунцок сообщил, что до эпидемии ежегодно на Кайлас с целью паломничества и туризма приезжало в среднем около 60 000 отечественных и иностранных туристов, а количество спасаемых только за год людей составляло от 700 до 800. Самое большее количество спасённых было зафиксировано в октябре 2022 г. – 1200 человек были спасены всего за один день. Они часто сталкиваются с туристами, погибающими из-за высотной болезни, низкой температуры и других причин… В 2 часа ночи ветер усилился, видимость составила всего 1 метр, а соматосенсорная температура опустилась до минус 30–40 градусов. Полицейские-спасатели также один за другим страдали от высотной болезни, и всю дорогу падали. Передвигаться было чрезвычайно трудно. Через 26 часов 3 человека были успешно спасены, а двое других потеряли жизненные показатели в процессе эвакуации и, к сожалению, погибли».






В китайском сегменте Интернета новостной информации о Кайласе всех больше и она точнее
Кора вокруг Кайласа – один из старейших маршрутов паломничества, который существует уже более тысячи лет. В 1907–1908 г. шведский исследователь доктор Свен Гедин провел более двух месяцев на Священном Манасароваре. Он был первым европейским человеком, обогнувшим Манас, Ракшас и Кайлас. В 1925 году итальянский профессор востоковедения Джузеппе Туччи посетил этот регион через перевал Липу Лекх и вернулся через Гарток и Ладакх. Он был вторым белым человеком, который совершил путешествие вокруг Кайласа и Манасаровару, после Свена Хедина.


Книга Свена Гедина "Транс-Гималаи" с картой Манасаровара-Кайлас, 1909 г.
Паломничество к горе увеличилось в 1930-х годах, но не превышало сотен индийцев в год. В 1949 г. индийский исследователь Тибета Свами отмечал, что каждый год от 50 до 200 паломников, молодых и старых, детей и женщин, из Индии посещают эти священные места. Религиозные паломничества на гору Кайлас и Манасаровар были разрешены Китаем после оккупации Тибета в 1950–1951 гг. В книге Джона и Энн Спенсера «Мистические и священные места мира» о священной горе Кайласе сообщается следующее: «Китайские власти разрешили паломничество на Кайлас индийским паломникам в количестве не более 200 человек. С 1984 г. на Кайлас был разрешен доступ и представителям других национальностей, в т.ч. европейцам»[2].

Граница для паломников была закрыта после китайско-индийской войны с 1962 по 1981 г. С момента возобновления паломнического маршрута из Индии в 1981 году число индийских паломников, отправляющихся на ежегодную ятру, значительно выросло, и достигло почти 29 тысяч паломников из Индии и Непала в 2019 г. Затем паломничество было вновь приостановлено на три года с 2020 года из-за пандемии COVID-19. Маршрут был вновь открыт в 2023 году по новым правилам с кратным повышением визовых сборов. Индийским паломникам проходить через Непал в Тибет китайские власти запретили, установив квоту в несколько сотен человек, поэтому непальские турфирмы предложили альтернативные воздушные туры, и организовали для индийских паломников с 2024 г. специальные авиарейсы вдоль границы, чтобы желающие могли поклоняться вершине с высоты 8 тыс. метров из иллюминаторов самолёта без посещения Тибета.


Всего 176 туристов забронировали поездку на Кайлас из Непала на 2024 г.
О количестве российских туристов, ежегодно совершающих кору вокруг Кайласа в наши дни, данных найти не удалось, но в одной из китайских статей говорилось, что в прошлые годы их было больше чем индийцев. С учётом того, что китайцы запретили индийцам посещать Кайлас трудно сопоставить цифры, похоже, что россиян на коре бывает совсем немного, от нескольких сотен до тысячи в год. Количество иностранных туристов на коре по китайским данным 2022 г. оценивается от 2 тыс. до 10 тыс. в разные годы. Если появятся достоверные данные о российских туристов я дополню ими текст, но пока их найти не удалось.
В статье индийского учёного Субхаш Шарма «Видение Кайласа: Вдохновение для преодоления разрыва между наукой и духовностью» есть интересное размышление о необычных свойствах Кайласа: «Гора Кайлас обладает чудесной целебной силой благодаря «рассеиванию света», когда солнечные лучи падают на заснеженную гору. Эти лучи создают естественное целительное излучение. Когда люди испытывают эти «божественные вибрации», они чувствуют себя помолодевшими и вдохновленными. Возможно, такой целебный эффект не ощущается в такой степени в других горных хребтах. Возможно, это связано с уникальным расположением горы Кайлас. Такие природные целебные свойства приводят к «лучевой терапии» и тем самым оказывают чудесное воздействие на людей. Это укрепляет веру в божественную силу горы Кайлас – Царства Шивы»[3].
Люди, верящие в божественную силу горы Кайлас, пытаются каждый по-своему понять и объяснить необычные видения, испытываемые ими во время медитаций на коре вокруг Кайласа. Особенно яркие видения, приходящие в фазе поверхностного сна, отмечены многими восходителями на горные вершины. Они характерны для прерывистого, короткого и неглубокого сна в условиях высокогорья после высоких дневных физических нагрузок на организм, кислородного голодания на большой высоте, а также связаны с личными духовными размышлениями и медитациями накануне сна. Уникальное сочетание свойств местности, таких как её священность, труднодоступность, природная красота и первозданность, также способствует очищению и трансформации духовного сознания. Объяснить простыми словами яркие и необычные сновидения о прошлых жизнях, нечеловеческие образы и т.д., приходящие во сне именно в этом месте, люди зачастую не могут, связывая это с божественным проявлением Шивы – с «эталонной энергией мандалы Кайласа, квантовым скачком в духовном развитии».


А вот как паломничество к святым местам объясняет индийский йог Свами Пранавананда: «Когда благовоние сжигается в определенном месте, и даже после того, как оно исчерпано, его аромат распространяется по окрестностям и распространяется на более короткий или более длительный период в зависимости от качества благовония. Если кто-либо входит в эту атмосферу, он подвергается воздействию этого аромата. Аналогично, атмосфера в тех местах, где махатмы, риши, йоги и мудрецы живут или жили в прошлом, полна тонких вибраций их тапаса (tapas – «в йоге, внутреннее состояние огня Кундалини»). Так же, как поле магнитной силы образуется вокруг магнита, аналогично образуется поле духовных вибраций в тех местах, где жили мудрецы и совершали тапас. И так же, как каждая частица железа, которая попадает в магнитное поле, притягивается и подвергается его влиянию, так и ум каждого человека, который попадает в духовную атмосферу, притягивается и подвергается его влиянию духовно, осознанно или неосознанно в той или иной степени или иным образом. Большинство мест паломничества индусов считаются священными из-за богатства чудесных духовных вибраций, которые пронизывают эти места. В книге под названием «Шаттва» (Sh~ddha Tattvn), причина святости или святости тиртхи или мест паломничества описывается следующим образом: Считается, что тиртхи (санскр. – «святые места в индуизме») освящены или считаются святыми благодаря великой эффективности земли, воды и огня и тому факту, что там жили t~zanis или мудрецы. Человек, лишённый каких-либо духовных тенденций, не может воспринимать или чувствовать воздействие духовных вибраций, существующих в определённом месте»[4].
Учитель тантры Гленн Муллин отмечает: «Во многих тантрических сочинениях говорится о многочисленных местах скопления силы, расположенных на этой планете – магических местах, где пересекаются поля золотоносных энергий различных измерений и разные реальности накладываются друг на друга. Это мистические местности, и переживания посетивших их зависят от уровня духовной и кармической зрелости паломника».

13 чортенов Дригунг Кагью в скальной нише на высоте 5793 м. По свидетельству йога Свами Пранавананды в 1928 г. их было 19.
Считается, что там, где махасиддхи практиковали в прошлом, чтобы ощутить чудесные духовные вибрации святых мест, необходимо оставаться и медитировать не менее трёх дней. В местах силы люди действительно могут ощущать духовное озарение, особенно когда есть сильное намерение его получить, однако спящие в этом месте, в одной палатке паломники, видят разные сны. Что у людей в голове, то им и снится, другими словами полёт в Шамбалу увидят во сне только те, кто о ней слышал и её действительно ищет. Чужие сны вряд ли могут содержать полезную информацию, она непроверяемая по другим источникам, странно, что содержанию снов придаётся такое значение в отчётах побывавших паломников на Кайласе.
Российский популяризатор и организатор туристических поездок на Кайлас А. Редько, администратор сайта «Феномен Кайласа» и автор большеформатной фото-книги на русском языке о Кайласе[5] совершил 17 кор вокруг этой горы. Он также подтверждает необычные свойства местности на Кайласе и отмечает, что нигде более в мире не испытывал подобной глубины медитации, как на Кайласе. Очень много различной полезной информации о Кайласе собрано на его сайте "Феномен Кайласа".


Автор книги "Тибет-Кайлас" А. Редько
У него существует своя версия о природе воздействия священного Кайласа на человека.
В 2014 г. в Москве в Центре Рериха была проведена первая международная конференция с участием учёных из 8 стран по теме «Феномен Кайласа и его роль в космической эволюции человека». Впервые была предпринята попытка научного осмысления феномена Кайласа и его энергоинформационного воздействия на людей. Участники конференции согласились, что ученые, философы, путешественники идут к истине разными путями, применяя различные способы постижения реальности. Религиозные паломники достигают единства с Богом чистотой намерений и внутренним духовным озарением. Многообразие эзотерических, мистических и научных подходов к осмыслению явления «Видение Кайласа в духовном развитии человека» поможет в будущем правильно объяснить этот природный феномен. Таких ежегодных конференций состоялось уже больше семи, и с каждой новой дискуссии, терминология её участников становится всё более непонятнее.

Участник этих конференций А. Редько верит во внешнее воздействие на психику человека каменных зеркал мандалы Кайласа, на сайте «Феномен Кайласа» публикует: «Ранее мы писали об уникальной трещине на Южном Лице Кайласа, которая является проекцией Млечного Пути и Галактического Центра. Важная роль в функционировании мандалы Кайласа как планетарно-космического энергоинформационного Устройства принадлежит трещине на южной грани горы, рассекающей Южное лицо Кайласа на две части… Понимание вибрационных чисел важно для вхождения в резонанс с определенными энергиями Кайласа. Галактические линзы Кайласа работают как некое Устройство, принимающее и трансформирующее энергоинформационные потоки, исходящие из ГЦ через Солнце, до частотного диапазона, приемлемого для восприятия Землей и человеком». Мягко говоря, очень странный текст, хотя и подобное мнение интересно. Как спиральная галактика, в которой находится Земля и Солнечная система, может соотноситься с линейной трещиной-проекцией на Южном лице Кайласа, а сама гора уже рассматривается даже не как искусственная пирамида Э. Мулдашева, а некое гипотетическое планетарно-космическое устройство, принимающее энергию из Галактического Центра? Кто и как это установил? А почему бы, не заявить, что это «Устройство» получает энергию непосредственно из черной дыры или, например, изнутри самой горы, где, как «известно», в секретных пещерах хранится генофонд человечества?

Ещё совсем недавно в середине ХХ века описывали традицию поклонения горе более понятным языком – следами духовных практик почитаемых мудрецов древности в этой местности. Йог Свами: «Вечно покрытая снегом вершина Священного Кайласа невероятной красоты и знаменитости, безупречный замысел Природного искусства, самой завораживающей и всепобеждающей красоты, обладает вибрацией высшего порядка с духовной точки зрения». В XXI веке акцент с изначальной духовности местности сместился на исследование её внешних характеристик – геометрии скал и т.д.

Ограниченное число людей, склонных к нетрадиционным способам получения информации, верят в психотропное воздействие от установок предшествующих цивилизаций, спрятанных внутри искусственной пирамиды Кайласа. Порой они сочиняют откровенные вымыслы о своём путешествии. Одни с калькулятором в руках высчитывают расстояние от Кайласа до Северного полюса и египетских пирамид, находя в этих цифрах скрытый сакральный замысел неведомых никому предшественников современного человечества. Другие очевидцы утверждают, что в пещерах горы Кайлас лично видели законсервированный в хрустальных капсулах в состоянии сомати, генофонд избранных представителей человечества. Автор книги «От кого мы произошли» Э. Мулдашев, как указано в исходных данных – не научно-популярного, а литературно-художественного произведения, сообщает, что гора Кайлас – искусственная пирамида, построенная атлантами (?), в пещерах которой, в состоянии высшей формы медитации – сомати, сохраняется генофонд человечества со времен атлантов (?). Он якобы даже побывал в одной из таких пещер (?). Оказалось, что объявленная Э. Мулдашевым мистическая высота Кайласа в 6666 м, это не правильная цифра (по данным Роскартографии – 6638 м, по данным китайской геодезической службы – 6656 м). Упоминание о спящих гигантах в хрустальных гробах внутри Кайласа, подвешенных на металлических цепях как в подземельях Лхасы, похожи на фантазии тибетского ламы Лобсанг Рампы, книги которого стали мировыми бестселлерами. Под этим псевдонимом публиковал книги об эзотерике и мистике британский публицист Сирил Генри Хоскин, который на самом деле никогда не был в Тибете, его произведения продукт литературного творчества. Что касается подземелий внутри Кайласа, наука о них ничего не знает, да и сама гранитная порода в основании горы не способствует развитию здесь природного карста. Подземелья Кайласа – литературно-художественный вымысел, а не научный факт…

В 2003 г. опубликован роман популярного на западе писателя Дж. Редфилда «Тайна Шамбалы», написанный в форме вымышленных диалогов автора с ламами, роман убеждает читателей в особой духовной роли Шамбалы в развитии человечества. Свою лепту в сочинение сказочных вымыслов вносят и современные авторы, особенно прославился в России своими книгами о посещении в Тибете несуществующих «пещер-сомати и зеркал времени в Городе богов» уфимский офтальмолог Э. Мулдашев. В октябре 2006 г. экспедиция RATT (Russian Adventure Trаvel Team), организованная Русским географическим обществом при поддержке «Комсомольской правды» под руководством Александра Сельвачева прошла вокруг Кайласа по местам, описываемым Э. Мулдашевым. В серии статей, опубликованных в газете «Комсомольская правда», сделан такой вывод: «Эрнст Рифгатович попросту обманывает своих читателей, – говорит Сельвачев. Мы все тщательно отсняли и картографировали. И я готов утверждать это даже в суде». Экспедиция сделала вывод, что нет абсолютно никаких свидетельств существования «Города Богов», «Каменного лазера», «Врат в Шамбалу», «Долины смерти», «Зеркала Ямы», «следов искусственной постройки атлантами горы Кайлас еще в допотопные времена» – все эти места Мулдашев описал очень подробно, но на самом деле они не существуют.
Тяга к тайнам, присущая большей части человечества, выражается в том, что многие наивные читатели охотно верят всему написанному и опубликованному, даже если это литературно-художественное произведение. Мне приходилось встречать наших соотечественников у подножия Кайласа, спрашивающих: «А где здесь можно увидеть Город Богов?».
Нет никакой научной ценности и полезной информации в совершенно бессмысленных математических манипуляциях с различными цифрами и расстояниями, сравнение линейных размеров граней пирамидальной вершины Кайлас с расстояниями до Стоунхенджа, Северного полюса или до Луны, сопоставление с расположением звёзд на небе, результат нулевой, примерно такой же если заняться сопоставлением случайных зданий и расстояниями между ними на карте какого-либо города. Природа божественной Благодати, которую испытывают истинно верующие при посещении храмов с чудодейственными иконами, никак не зависит от геометрии стен храма и взаимного расположения в нём икон. Это прежде всего результат религиозной веры от чистого сердца, а не от внешнего воздействия стен храма.
С научной точки зрения выглядят весьма сомнительно заключения экспертов, никогда в своей жизни не посещавшим Тибет, о находящихся пустотах искусственного происхождения внутри Кайласа. Это странное заключение сделано экспертом с помощью запроса ответов у вращающихся биолокационных рамок над фотографией этой вершины. Я решил проверить опубликованное в книге «Тибет – Кайлас» заключение эксперта (фотокопию документа прилагаю). Взял в руки такие же биолокационные рамки и фотографию Кайласа, и стал задавать невидимым махатмам вопросы о пустотах внутри горы, мои рамки охотно подтвердили, что внутри горы ощущается наличие пустот, только там не спят в хрустальных гробах атланты или древние лемурийцы, а в подобных пчелиным сотам, с подвешенными вместо лестниц металлическими цепями между этажами, затаился, скрытый заклятием город, откуда должно выйти волосатое войско Шамбалы на последнюю битву с силами зла, о котором упоминается в сутрах Калачакры: «из Кайласа выйдет войско», так как тибетцы уверены, что Шамбалу охраняют снеговики, то очевидно что это – центральное подземное логово всех гималайских йети, волосатые самки которых – дальновидцы-алмаски и возглавят войско. Такой ответ дали мне вращающие рамки. Можете проверить сами.
Просто удивительно, что фантастические вымыслы, становятся столь популярны в наше время, когда доступно просто избыточное количество авторитетных научно-популярных изданий о Кайласе, изданных на множестве языков в разных странах. Почему-то только исключительно российские авторы, тиражируют гипотезы о феноменах искусственной пирамиды Кайлас – каменных зеркалах времени, долинах смерти, «телохранилищах» атлантов в пещерах, каменных барельефах в форме лиц, замедлении времени и искривлении пространства, омоложении и старении в долинах, и прочего в стиле теософских сочинений, популярных в конце ХIX в. в России. В книгах изданных на других языках о подобных фактах не упоминается. Туристы совершают трудную, самую высокогорную в мире, кору вокруг Кайласа, чтобы увидеть эти чудеса собственными глазами. В действительности ничего этого нет, это обычная горная вершина, получившая статус священной, как японская Фудзияма, или греческий Олимп. Никаких подземных лабиринтов и энергетического комплекса древних цивилизаций, несмотря в среднем на 60 тыс. проходящих по коре паломников в год, здесь не обнаружено, тщательно исследованы и сфотографированы все маломальские углубления.
Участники нашей экспедиции в Кьюнглунг-Нулкар. Кирилл Павлов совершил одиночную кору, а я лишь проехал её начало на мотоцикле с непальским проводником
Правда и фантастические вымыслы со временем настолько переплетаются, что порой удачно придуманные мифы становятся чрезвычайно популярны, и вместо естественного природного, особо священного объекта в воображении людей возникает искусственная пирамида.
Кайлас, священное обиталище Богов – отдельная горная вершина с древних времен является объектом поклонения местного населения и, чем больше у подножия молятся, тем священней и известней она становится. Вершина горы рассматривается как некая духовная цель, тибетские ламы говорят: «Когда взберетесь до вершины горы, продолжайте взбираться дальше». Чем больше паломников идет к подножию Кайласа, тем больше рассказов о диковинах этого места, тем более он становится священным и почитаемым.


О магическом воздействии горных вершин на душу человека упоминают многие паломники. В книге Дж. Снеллинга «Сакральная гора» говорится: «Священная гора Кайлас выделяется на фоне этого элементарного ландшафта своей неотразимой и сверхъестественно симметричной вершиной. Отвесные стены горизонтально напластованных обломочных горных пород образуют монументальное основание в несколько тысяч метров высотой, которое венчается конусом из чистого льда. Правильность форм горы такова, что она выглядит так, как будто она была высечена рукой человека, или, точнее, сверхчеловека: в сущности, руками богов. Кайлас часто сравнивают с великим храмом, собором, или ступой – одним из характерных буддийских памятников, известных в Тибете под именем чортены. Аналогия имеет почти неизменную религиозную подоплёку, так как, очевидно, Кайлас обладает силой некоторого магического воздействия на душу человека; в прошлом это воздействие подтверждалось как упрямыми исследователями, так наиболее впечатлительными паломниками»[6].

Из геологического описания Кайласа: «Ровные линии священной горы в значительной мере обязаны своим формированием толще необыкновенно массивных обломочных пород, которые швейцарская геологическая экспедиция в 1936 году назвала «обломочные породы Кайласа». Несмотря на принадлежность к палеогеновому периоду, они представляют собой очень прочные скалы, хорошо литифицированные (имеющие сцепление между частицами) кремнистым цементом. Их открытая толщина составляет 2000 м. Несмотря на то, что их вершина не видна, они формируют единую цельную пирамиду горы Кайлас. Массивное напластование – характерная особенность обломочных пород. Монолитный блок, не имеющий крупных напластований толщиной более 300 м, формирует отвесные стены северной половины каньона Лха Чу на западной стороне Кайласа»[7]. Подножие вершины – яншаньский гранит, а над ней – слой эоценовых конгломератов и песчаников мощностью до 2000 метров. Подножие горы Кайлас находится на высоте 4500 метров над уровнем моря, а перепад высот до вершины составляет чуть более 2100 метров. Этот перепад высот не самый выдающийся среди множества вершин Тибета.
Если подойти объективно и визуально сравнить Кайлас с другими знаменитыми вершинами мира, согласно проведённым опросам (аудитория опрошенных более 1 млн чел) в пятёрке лидеров нет Кайласа: «Королева красоты» среди гор – Альпамайо в горном массиве Кордильера-Бланка, самая красивая гора в мире – Маттерхорн в Швейцарии, упоминаемый еще в персидской мифологии – Демавенд в Иране, Стетинд в Норвегии, самая живописная гора Аргентины – пик Фицрой в Патагонии. Следует заметить, что никто в мире не пытается в геометрии этих гор искать скрытый смысл, как это делают на Кайласе отдельные энтузиасты. Посмотрите на фото этих вершин, рассмотрите удивительные остроконечные скальные пики с вогнутыми поверхностями в Антарктиде на Земле Королевы Мод, удивительно изящную горную вершину «Пик Парабола» в природном парке «Ергаки» (Западный Саян), и убедитесь, что природа может творить чудеса, без участия мифических камнерезов-атлантов.




Слева направо: вверху - пик Фицрой в Патагонии, Маттерхорн в Швейцарии, внизу - Земля Королевы Мод в Антарктиде, пик Парабола в Западном Саяне
Великий медицинский лама Западного Тибета Тенцинг Вандра говорит: «Кайлас – это просто гора. Обычная гора, и ничего более. Просто с древнейших времен вокруг нее произошло так много историй, сложено много легенд, что Кайлас обрел такую ауру. И люди видят в Кайласе то, что хотят видеть, особенно люди впечатлительные. Одни встречают Шиву на тропе коры, другие, как видите, представителей загадочных цивилизаций. Но на самом деле это просто овеянная многими легендами гора. Кайлас, например, связана с великим йогином Миларепой, который мог становиться невидимым, и взлетал на Кайлас».
[1] https://kathmandupost.com/money/2024/03/22/kailash-manasarovar-yatra-tourism-industry-fears-wipeout-this-year-too
[2] Джон и Энн Спенсер «Мистические и священные места мира». М.,2003 г., стр. 214.
[3] Субхаш Шарма. «Видение Кайласа: Вдохновение для преодоления разрыва между наукой и духовностью». Южный экономист, 1 ноября 2009 г., декан Индийской академии бизнеса Бангалор и Большая Нойда.
[4] Свами Пранавананда. Кайлас-Манасаровар Калькутта, 1949 г., на англ яз., с. 5.
[5] Редько А., Балалаев С. Тибет – Кайлас. Мистика и реальность. М., 2009 г.
[6] Snelling J. The sacred Mountain – The complete guide to Tibet’s mount Kailas. – Delhi, 1990.
[7] Тони Уолтем. Кайлас: геология священной горы.