БУРХАН-ОНГОН. КАПИЩЕ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЭЖИНОВ
Текст и фотографии Сергей Волков
БУРХАН-ОНГОН. КАПИЩЕ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЭЖИНОВ
В 6 км южнее бухты Песчаная, там где вершины Прибайкальского хребта вплотную приближаются к кромке берега, образуя на крутых склонах, хорошо заметные издалека, «курумники, каменные реки сползающие вниз» – каменные россыпи больших чёрных глыб с одиночными лиственницами среди них, находится одна не очень приметная вершинас обнажением белоцветных камней и с великолепной солнечной маряной – редким для этой буйной таёжной местности с непролазным буреломом и вековыми кедрами, свободным пространством на южном склоне вершины, совершенно лишенном древесной растительности, куда любят выходить погреться на солце и в поисках своеобразной степной растительности обитатели леса. Известковый налет, разрушающихся от влаги и солнечных лучей камней, привлекает на эту солнечную Сагаан-маряну – «Белая поляна» оленей, которые регулярно выходят сюда за солью лизать камни. Много раз при подлёте на вертолёте к этой вершине мы наблюдали одну и туже картину – пара оленей разбегается в стороны с нашей вертолётной площадки. Вокруг этой лысой горы в буреломе тайги встречается много следов диких животных и мест их лежки. Именно возможность посадки здесь вертолета и стала в последующем целой историей с множеством имен и родила новую байкальскую легенду.
С этой вершины с отметкой высоты 1083 м в верховьях ручья Шумилиха открывается шикарная панорама на одно из самых известных и выразительных мест на озере, – правильный песчаный полуовал бухты Песчаная, в обрамлении монументальных скальных колоколен, столетие назад их ещё сравнивали с часовнями.
Это идеальное место для уединения и созерцания великолепия природной красоты, на сколько хватает взгляда, внизу, в обрамлении скал-колоколен и горных хребтов на горизонте, с севера на юг протянулась бескрайняя большая вода, где-то очень далеко-далеко переходящая в синеву неба. Подобные места любили выбирать для духовных практик и медитации отшельники-монахи. Действительно обзорная точка здесь шикарная для любого времени суток, любоваться отсюда, переменчивым состоянием атмосферной стихии и её палитрой красок, можно бесконечно долго, мистическим образом заряжаясь при этом умиротворением и силой, у природы есть подобные любимцы – природные места силы, где сочетание специфического проявления местности благоприятно влияют на человека. Считается, что такие места обладают особой энергией, способствующей восстановлению баланса сил и физическому исцелению организма, и очень похоже, что статуя Бурхан-онгона не случайно поставлена в этом месте. Особенно величественная и красочная картина возникает в момент восхода солнца над озером – это визитная карточка на моих фотографиях с этого места. При этом я заметил странную закономерность, каждый раз в наших небольших группах оказывались люди, которые накануне просили их разбудить на рассвете, но ранним утром не могли выйти из глубокого сна и встать на ноги, даже если их сильно трясли и настойчиво будили голосом, получается, что гора допускала к восходу только тех, у кого было сильное намерение. При всех наших посещениях горы ранним утром наблюдался характерный сильный горный ветер, иногда он был такой силы, что спальник, накинутый на поясницу, чтобы согреться и защититься от пронизывающего холодного ветра, держался, прижатым напором воздуха к спине, просто навесу. Так совпало, или духи вняли моей просьбе, но не выдержав напора этого ветра, оторвавшего на видеокамере чехол с микрофона, я обернулся и громко закричал: «Хватит, уже!» и ветер внезапно стих…
Найти эту вершину среди десятка подобных без проводника трудно, здесь нет тропы, подходы осложняет крутой склон с живыми камнями, скопление клещей по всегда затенённому и сырому глубокому распадку ручья Шумилиха, а на последнем этапе – изматывающий и угнетающий участок труднопроходимого, по-настоящему сказочного бурелома с многочисленными следами оленьих лёжек и медвежьми следами. Но все эти испытания трудного подъёма оправданы – на этой вершине я нашёл для себя место необычной энергетики и силы, генерирующие проявление безмолвного знания, загадочные символы и яркие осознанные сновидения, видящие именуют подобные места вратами с мир сновидений, местом силы, с которым у человека возникает незримая связь, куда он неоднакратно возвращается в своих сновидениях. Сложилось так, что я построил там капище для бездомных эжинов, установил деревянную статую Бурхан-онгона, а затем как оберег-талисман заказал себе фигурки копий этого онгона из дерева, гипса, гагата, зелёного и светло-молочного нефрита, а изображение Бурхан-онгона стало визитной карточкой всех моих изданий о Байкале, обо всём этом рассказ ниже. На эту вершину я поднимался в разные годы много раз с разных сторон, чаще с друзьми, а иногда в одиночестве ночуя у костра без палатки под звёздами и наблюдая рассвет над озером. В отличие от других святых мест на озере, история которых уже через одно поколение людей оказалась противоречивой и часто не точной, а имена некогда почитаемых эжинов – владык местности были забыты и безвозвратно утрачены, историю этого капища я могу рассказать предельно точно и в деталях.
Возраст деревянного истукана над бухтой Песчаная не столь древен, но вокруг него уже успели возникнуть народные легенды, об одной из них мне было любопытно услышать от местных жителей пос. Большое Голоустное, со слов охотников, побывавших в тех местах, они поведали мне о наличие страшного бурятского шаманского святилища в горах над бухтой Песчаная, посещать которое они избегают, по их рассказам «якобы» буряты установили там шаманского идола и проводят там тайно языческие обряды.Сказывают следующее: «Если от Песчаной бухты пройти по горам на север, на вершине одной горы есть языческое шаманское место с вытесанной из лиственницы примитивной статуей идола, высотой пять локтей, у её подножия – побелевшие от времени черепа диких зверей, на груди – даровница, кто туда папироску или монетку положит, тому удача на охоте сопутствовать будет. Неведомо, как сие волшебство исполняется. Если подле той статуи ночь провести – будущее грезить можно, только ветра сильные по утру мешают проснуться, и не каждому дано из глубокого сна выйти, чтобы восход солнца с той горы узреть».
На вершине горы установлен деревянный идол высотой в 2 метра, его даже можно увидеть в бинокль с воды, если знать куда смотреть. Такие деревянные тотемные столбы, языческие идолы, именуемые в «Истории Сибири» Г. Миллером, ныне забытыми словами, – «шайтан, болван» в древности стояли на сибирских капищах в специально оборудованных местах. Поклонение идолам из дерева и камня, а также отдельным шаманским скалам, своим внешним видом напоминающих облик людей, поэтому считавшихся олицетворением божеств, было широко распространено у северных самоедов, иртышских остяков, тунгусов, да и у всех остальных сибирских лесных народов, поэтому немецкий историк Г. Миллер в своём труде о Сибири именует их – «идолопоклоннические народы». Он отмечает: «Когда они бежали из Пермской земли в отдаленные местности – на реку Обь и там искали защиты для своих старых верований. У этих обских остяков найдено много идолов, про которых они рассказывают, что эти идолы привезены ими из Пермской земли. Как известно, остяки еще в недавнее время, после того как их привели в христианскую веру, тщательно скрывали своих важнейших идолов, и спустя многие годы о них нельзя было получить какие бы то ни было известия». Хорошо сохранились на землях Алтая, Тувы, Казахстана и Монголии только каменные изваяния высотой от 1 до 4 метров, именуемые каменными бабами.
Большинство больших сибирских идолов, изготовленных из брёвен высотой до 5–7 метров до нашего времени не сохранились, хотя есть и редкие исключения. Древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура – Большой Шигирский идол (Свердловская область) первоначальной высотой 5,3 метра, изготовленный из лиственницы в XI тысячелетии до н.э. и найденный в 1890 г. в торфянике на глубине 4 метров, по последним оценкам, достигает возраста 11 600 лет.
Возраст деревянного истукана над бухтой Песчаная не столь древен, но вокруг него уже успели возникнуть народные легенды, об одной из них мне было любопытно услышать от местных жителей пос. Большое Голоустное, со слов охотников, побывавших в тех местах, они поведали мне о наличие страшного бурятского шаманского святилища в горах над бухтой Песчаная, куда не стоит ходить. Парадокс только в том, что эту статую я устанавливал лично сам тридцать лет назад, и за это короткое время современное капище, сооружённое нами для бездомных байкальских эжинов, превратилось в овеянное легендами бурятское святилище. Туда даже сводили с познавательными целями сводный детский отряд с руководителем-историком, и они тщательно собрали все «исторические артефакты», которые мы специально завозили туда на вертолётах – черепа рогатых яков, привезённые нами из Монголии, большой дырявый чугунный чан, однажды найденный нами на равнине дельты реки Большая Голоустная, все черепки глиняной посуды, кандалы и кованные гвозди начала XX века, а также все металлические монеты с жертвенного камня. Очень хочется узнать, что историк мог рассказать детям по поводу всех этих находок.
Чествование хозяев местности бывает эффективным только при правильном порядке действий, который определяет шаманская треба (свод правил действий шамана при жертвоприношении). К ним относятся выбор правильного времени и места для обряда, правильное соблюдение порядка ритуала и очерёдность призывания духов, от низших – к высшим. Важно не просто правильно назвать имена всех духов-хозяев местности и Богов верхнего мира, но и обратиться к ним на том языке, который они понимают (бурятский язык и др.). Большое значение отводится соблюдению точных обрядовых правил: каким видом (конь, козёл или баран) должно быть жертвенное животное и какой масти, белой или чёрной, чем брызгать, в каком направлении и сколько раз, какие благовония и когда бросать в огонь? Правильное соблюдение действий обряда может обеспечить лишь специально обученный хранитель традиции – шаман или языческий жрец. Проводить специальные обряды непосвящёнными запрещалось, поэтому при визитах в гости к Бурхан-онгону мы, как правило, ограничиваемся подношением монет, традиционно брызгаем во все стороны света и трём мирам, выпрямляем статую (обычно она наклоняется от постоянного ветра) и наводим порядок в обо, заменяя истрепанные ветром цветные ленты на сэргэ. Обычно хватает времени похода только на одну ночёвку, но если хотите, чтобы врата сновидений открылись для духов местности, надо провести здесь несколько ночей.
История Бурхан-онгона, так мы назвали изготовленного деревянного идола (шайтана), началась в июле 1991 г. Несколькими годами раньше, в 1988 г. мы создали первый туристический кооператив «Байкал-тур» в Иркутской области, часто принимали иностранных туристов и журналистов, регулярно арендовали для экскурсионных полётов вертолёты Ми-8, после нескольких посадок вертолётов с туристами на песчаный пляж в бухте, оказалось что песок губителен для лопастей вертолёта, и посадки на пляж запретили, поэтому появилась идея сделать вертолётную площадку высоко в горах с видом на бухту и украсить это место деревянной статуей, чтобы туристам было интереснее. Обыкновенно экскурсионные полёты проводились вдоль кромки берега на небольшой высоте, чтобы было лучше видно берег, но однажды с Ольхона я возвращался вдоль берега на патрульном самолёте лесопожарной службы, который летел на большой высоте и увидел в иллюминатор лысую гору на Приморском хребте севернее бухты Песчаная, где можно было бы подготовить вертолётную площадку. Потом мы сделали сначала облёт этой горы с очередной группой туристов на Ми-8, затем на лёгком Ми-2 совершили там посадку, выложили посадочный квадрат из камней и прикрепили длинный флагшток с флагом на вершине кроны, рядом растущего дерева, чтобы при посадке видеть направление ветра. Затем появилась точная копия идола, изготовленного московским скульптором по рисункам в альбоме археологических древностей Алтая и Сибири. Так возникло это святилище-капище для всех бездомных эжинов Байкала. Но этому предшествовала удивительная цепь событий.
В древности подобные идолы предназначались для вселения в них особо почитаемых духов. Они устанавливались в священных местах и были широко распространены на территории Сибири. Это было время, когда местные жители и духи гор, лесов и рек жили в согласии. Но затем среда привычного обитания духов была разрушена человеком, шаманская вера в них подорвана, а вместе с ней ушли в забвение и подобные культовые идолы. Без онгонов и молитв байкальские эжины стали бездомными, поэтому для них мы решили сделать большой деревянный онгон.
В верховьях ручья Шумилиха находится лысая безымянная вершина с обнажением белоцветных камней. Известковый налет, разрушающихся от влаги и солнечных лучей камней, привлекает на эту солнечную Саган-Маряну – «Белая поляна», южный (на солнцепёке) склон горы, лишённый древесной растительности, среди густой кедровой тайги оленей, которые регулярно выходят сюда за солью лизать камни. Много раз при подлёте к этой вершине мы наблюдали одну и туже картину – табун оленей разбегается в лес с нашей вертолётной площадки. Вокруг этой лысой горы в буреломе тайги встречается много следов диких животных и мест их лежки. Это единственное место в окрестностях бухты Песчаной, где на Приморском хребте есть свободная от тайги относительно ровная поверхность, на которую может сесть вертолет. Отсюда открывается исключительно эффектный вид на бухту Песчаную, особенно на восходе солнца. Именно возможность посадки здесь вертолета и стала в последующем целой историей с множеством имен и родила новую байкальскую легенду.
Летоисчисление от рождения идола началось в июне 1991 г., когда, коротая вечер у ночного костра на берегу Ольхона, один из нас обратил внимание на внушительную толщину бревна под сидевшими туристами. «Вот бы из него сделать статую, как на острове Пасхи!» – воскликнул он. Бревно, окатанное волнами Байкала, было слишком большим и длинным, чтобы мечтать забрать его с собой на катер, да и скульпторов среди нас не было. Однако с этого момента начинается череда удивительных совпадений. Утром, когда все спали, я пошел в брошенный поселок и, к своему удивлению, натолкнулся на двух бурят. Вспомнив о вчерашнем разговоре у костра, я спросил, есть ли у них бензопила. Удивительно, что она у них оказалась, и еще удивительней, что они сразу же согласились отпилить метра три самой толстой части бревна. Дальше всему начинанию сопутствовала удача. Бревно общими усилиями шести человек с помощью канатов и бурлацких усилий было загружено на палубу катера. В Иркутске мы не успели его выгрузить, и следующая группа с японскими телевизионщиками отплыла на Чивыркуйский залив вместе с этим бревном на катере. Мы рассказали им, что собираемся из этого бревна, омытого водами Священного озера, сделать деревянного идола для всех бездомных эжинов Байкала. Японцы на это понятливо покивали головами, но промолчали, вернувшись к теме этого разговора лишь на заключительном банкете накануне своего отъезда в Иркутске. Они сказали, что им очень интересна идея изготовления идола для бездомных духов и они хотели бы изменить сценарий своего фильма, чтобы в следующий свой приезд снять, как японские дети, едущие в гости к первому Президенту СССР Б.Н. Ельцину останавливаются на берегах Великого Сибирского озера уже не на один день, как планировалось первоначально, а на несколько дней, при этом они заселяются в пионерском лагере, где находят друзей среди российских сверстников, вместе с ними и скульптором изготавливают деревянного идола, а затем устанавливают его в горах при помощи вертолёта на берегу Байкала. Подходящая площадка для его установки была найдена вскоре внезапно весьма примечательным и необычном образом. В те годы было возможным бесплатно улететь с Ольхона на попутном патрульном самолёте Ан-2 пожарной охраны лесов, что я однажды и сделал. Он летел выше, чем мы обычно выполняли экскурсионные полёты на вертолётах, и с его борта была замечена безлесная вершина, куда мог осуществить посадку вертолёт, которую ранее мы никогда не видели из-за полётов на низкой высоте вдоль пляжей озера.
Так под эту идею было совершенно случайно получено финансирование от японской телекомпании NTV для оплаты перевозки еще не изготовленной статуи в горы на вертолете. Оставалось найти скульптора и воплотить задуманное в жизнь. Удача улыбнулась и на этот раз. После единственного телефонного звонка возникла кандидатура московского скульптора-монументалиста, желавшего приехать на Байкал отдохнуть. После коротких переговоров, он вскоре прилетел в Иркутск вместе с научной монографией, в которой были рисунки древних сибирских идолов-онгонов. Московского скульптора вместе с бревном мы доставили на мыс Кадильный и оставили на неделю в палатке. По рисунку из привезенной им монографии была изготовлена точная копия древнего онгона. Статуя была освящена сначала по шаманскому обряду практикующим бурятским шаманом, а затем случайно оказавшимися в эти дни на кордоне мыса Кадильного американскими туристами-буддистами. Затем на вертолете ее подняли в горы. Японские и русские дети, взявшись за руки, стояли рядом с установленным Бурханом на горе и махали руками. Японцы все это старательно засняли, и через год облет этой статуи я видел в японском ролике с рекламой фирмы Sony. С тех пор Бурхан-онгон зажил своей жизнью. Иногда я прилетал к нему с туристами на вертолете, иногда мы привозили на гору черепа животных, один раз доставили большой чугунный бурятский чан и старинные кандалы. Рядом с деревянным идолом Бурхан-онгона соорудили обо со столбами-сэргэ, так что со временем это место стало весьма экзотическим. Однажды мы даже поднялись пешком на гору встретить рассвет на Бурхан-онгоне вместе с этно-музыкальной группой «Белый острог», для этого наверх занесли гитару и флейты и сняли фильм «Музыка для Бурхана». Восход был потрясающим. Свирепый ветер оторвал микрофон у меня на видеокамере, веретенообразные облака стремительно перетекали через Прибайкальский хребет; любопытно, что на восходе смогли проснуться и встать только два человека из группы. Затем было еще несколько пеших приходов и ночевок на горе, причем всегда ночевки сопровождались сильнейшим ветром и яркими сновидениями. И опять на рассвете мало кто мог проснуться, как будто это место силы принимало не всех. Несколько раз мы наблюдали рядом с онгоном изюбрей с ветвистыми рогами, почему-то олени явно любят это место.
С момента установки онгона прошло 16 лет. В октябре 2007 г. мне захотелось проведать Бурхан-онгона и обязательно провести на горе ночь. Компанию мне составил мой друг Алексей, вместе с которым мы однажды путешествовали на мыс Рытый, обросший легендами и вымышленными историями. Однако подлинное место силы, я убежден, находится у Бурхан-онгона на Приморском хребте, достаточно там просто переночевать, погрузиться в феноменально необычное сновидение, как правило повторяющиеся в этом месте при каждом его посещении, внезапно как по будильнику проснуться, когда ночной шквалистый ветер внезапно стихает, и суметь встать на рассвете до восхода солнца. В традиции центральноазитского шаманизма вершины гор, как находящиеся ближе к небу, всегда выбираются для поклонения небожителям и хозяевам местности, на вершинах гор, в уединённой местности, видящие передают тайные знания из уст в уста своим ученикам, медитируют и проводят специальные ночные духовные практики ретрита. Термин – «Место силы» часто использовал в своих книгах американский писатель Карлос Кастанеда, автор 12 книг-бестселлеров, посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания». Местом силы он называет, найденное при помощи «видения» и полученных символичных знаках, такое место, где ощущается прилив сил, обычно оно находится на самой высокой точке холма или на вершине горы, откуда открывается бесконечная протяженность величественной земли, где человек встречается с силами, способствующими раскрытию секретов безмолвного знания. Это определение достаточно полно соответствует всем критериям святилища на вершине горы с байкальским Бурхан-онгоном.
Из-за крупных камней и мелкого дна катер не смог пристать к берегу, и нам пришлось высадиться прямо в воду. Оставив нас на необитаемом берегу, катер сразу ушел в бухту Песчаную, и мы остались вдвоем перед подошвой отвесной горы. До темноты оставалось 2,5 часа, за это время мы собирались подняться на гору без тропы по крутому склону с камнями. Предыдущий маршрут подъема, несколько лет назад по долине ручья Шумилихи, занял у нас около 5–6 часов. Он проходил в начале лета, и там было множество клещей, так что в итоге мы просто полезли в лоб на крутые скалы, лишь бы не поймать на себе клеща, и потеряли много времени. Намеченный нами новый маршрут подъема был более пологим, если, конечно, угол наклона в 45º, периодически возникающий перед глазами, можно считать пологим. При этом кроме спальника и палатки наверх надо было доставить семь литров воды на два дня пути и окантованный металлом кейс с фотоаппаратурой. За три часа пятнадцать минут, до полной темноты, нам удалось подняться. Как обычно, на подходе к Бурхан-онгону мы спугнули оленя. Его массивное темное тело с треском скрылось в чащобе. Тайга здесь настоящая – с могучими кедрами и лиственницами, цветными мхами и сплошным покрывалом бадана, зарослями багульника в рост человека и кедровой паданкой под ногами, так что без проблем можно играючи собрать полный рюкзак спелых шишек.
Сбросив рюкзаки на кромке леса, уже в сумерках приближаемся к статуе Бурхан-онгона. Она заметно почернела от времени, накренилась и стоит наклонно, как Пизанская башня. Рядом нет ни одного из семи черепов жертвенных животных, нет и привезенных ранее чугунного котла и кандалов. Побывавшие здесь туристы не побоялись шаманских заклятий и стащили эти реликвии. Существует правило: «Никто не имеет права забирать у духов подношения, иначе духи будут жестоко мстить. В обо можно только класть, брать что-либо запрещается». Древний человек свято соблюдал эти заповеди, современный человек о них забыл, однако нет необходимости нарушать их и сегодня.
Вероятно, особенности рельефа способствуют возникновению в этом месте устойчивого ночного ветра, или духи проявляют так свое присутствие. Горная – так называют западный ветер, который возникает при перетекании теплого воздуха через Приморский хребет к холодному Байкалу. Даже кроны всех деревьев на этой горе имеют ярко выраженную флагообразную форму, ветви вытянуты от постоянных сильных ветров в сторону Байкала. Эта очередная ночевка у Бурхан-онгона не стала исключением. Шквалистый ветер ревел в кронах деревьев всю ночь, временами его звук был сопоставим с ревом авиационных двигателей, причем в его повторяемости не было ритмичности морского прибоя, ревущий шум внезапно нарастал и, когда достигал, казалось, своего апогея, внезапно усиливался еще в несколько раз, заставляя безудержно трепыхаться тент палатки, надежно упрятанной в самой гуще леса. Зато момент рассвета был безмятежным и тихим. Мы поправили онгон, установив его вновь вертикально, и дополнительно для устойчивости обложили крупными камнями. Сделали подношения и много фотографий и, попрощавшись с Бурхан-онгоном, двинулись в сторону бухты Песчаной по тайге.
Тропы по Кедровому перевалу нет. Идти приходится по густой тайге без видимости Байкала, иногда по крутым склонам с камнями, густо заросшими мхами, так что не видно, куда наступаешь. Передвигаться с рюкзаком трудно, но другого пути нет. Можно спуститься прямо к Байкалу по гребню горы с крутым курумником, но спускаться здесь небезопасно и тяжело. При движении по Кедровому перевалу необходимо чутьем угадать правильное направление в чаще леса, не потерять при движении высоты и не упереться в обрывистое ущелье, сэкономить силы, чтобы их хватило до конца дня. Найти скалы, на которых я был лет десять назад, и откуда хорошо видна бухта Песчаная нам так и не удалось. Они остались где-то внизу, когда мы шли по густой тайге Приморского хребта. Чтобы неожиданно не столкнуться с медведем, мы старались шуметь и периодически громко окликали друг-друга. Гребень хребта не везде ярко выражен, и его ровная вершина густо заросла кедровым лесом – не видно ни Байкала, ни близко расположенных скал на склонах. Сфотографировать бухту Песчаную получилось только через девять часов пути, в конце дня оказалось, что мы уже находимся на траверсе Малой Колокольни. Часов в семь вечера решили спускаться к Байкалу и еще часа два буквально сползали по крутому ущелью вниз, так что к Малой Колокольне вышли в полной темноте.
Поход по таежным дебрям к Бурхан-онгону оставил щемящее чувство и желание вернуться сюда снова, помог добавить несколько новых слов к уже опубликованной ранее современной легенде, которая в сегодняшней редакции гласит: «Однажды на берегу острова Ольхон ночью было найдено выбеленное байкальскими водами необычно гладкое бревно. Находке сопутствовало видение, что из этого бревна нужно сделать для всех бездомных эжинов побережья нового деревянного онгона.
На рассвете восемь человек, выполняя предначертанное, с трудом подняли бревно и погрузили на катер. Долго путешествовало оно вдоль западного берега Байкала, внимая тайным голосам байкальских ветров и обещая скорый приют бездомным эжинам. Лишь через 7 дней его древесины коснулись резцы скульпторов из Иркутска и Москвы, которые по археологическим изображениям еще через 7 дней сотворили точную копию древнего идола. Когда статую первый раз поставили для осмотра, над Байкалом в тумане раздался протяжный, похожий на пароходный гудок, звук. Рядом случайно оказались буддисты, которые исполнили буддийский ритуал освящения с сандаловыми палочками. Чуть позже все участники ритуала перенесли Бурхан-статую в вертолет и поднялись высоко над Байкалом, чтобы установить ее в заранее выбранном труднодоступном месте на вершине одной из прибайкальских гор. На горе, куда садился вертолет, как бы в ожидании священного ритуала, стояли два изюбря. А когда статую бережно установили на каменистой макушке горы, выглянуло солнце, и вновь раздался необычный протяжный звук. Место, выбранное для установки онгона, оказалось природным местом силы, где духи проявляют свою мощь и сейчас. Не все могут встать на восходе и прикоснуться к Бурхану, но тем, кому это удается, духи передают свое благословение и силу!» Так легенда обрела новую жизнь. Я еще после этого несколько раз поднимался в разные годы и по разным маршрутам в гости к Бурхану, каждый раз ощущая незримую связь с этим местом силы.
Маршрут для поклона Бурхан-онгону требует двух дней. К труднодоступной вершине горы нет тропы, взбираться прямо вверх от берега по живой осыпи из крупных камней утомительно, с собой нужно нести воду и спальные принадлежности.
От бухты Песчаной до впадения в Байкал ручья Шумилиха идут 6,5 км по хорошей тропе, затем еще немного по галечному и каменистому пляжу с двумя прижимами, обходить которые надо вброд по колено в воде. К озеру река скатывается по каменистым уступам, создавая сильный шум. Отсюда и ее название. Дальше троп нет. Подъем по долине р. Шумилихи до ее истока с последующим траверсом горы (1187 м) до одной из ее крайних вершин без леса, где установлена деревянная 2-метровая статуя, по крутым каменным осыпям с живыми камнями, обильно укрытыми толстым покровом разнообразных мхов и лишайников до Бурхан-онгона (4 км) занимает больше 3–5 часов. Идти вдоль ручья приходится по сильно заросшей местности. Особую неприятность доставляют таежные клещи, их в долине Шумилихи очень много. Осенью в долине ручья много черной смородины. Тропы здесь нет. Долина узкая, идти по руслу ручья из-за глыб камней, поваленных деревьев, густого кустарника тяжело, приходится карабкаться по её крутым склонам, где много леса, бурелома и каменистых гамад, что сильно затрудняет передвижение.
К отметке 1083 м можно выйти по гребню Приморского хребта от перевала Кедровый за 7–8 часов от бухты Песчаной. На этом пути мало подъемов и спусков, но нет и тропы – сплошной бурелом. Иногда встречаются звериные тропы и следы старой заросшей тропы, которую плохо видно. В некоторых местах можно выйти на край скал, откуда открывается красивый вид на бухту Песчаную, но можно и пройти совсем рядом, не заметив их в густой тайге.
В октябре 2014 г. при подъёме к Бурхан-онгону по таёжному склону с левой стороны ручья Шумилиха на высоте 906 м группа туристов из Ангарска случайна натолкнулась на воронку с отверстием в густом лесу. Крутой вертикальный вход, для преодоления которого потребовалась страховка верёвкой, вёл в просторный подземный зал, имеющий три ответвления. Так рядом с вершиной Приморского хребта, где установлена статуя Бурхан-онгона, была обнаружена новая разветвлённая подземная система вертикально-горизонтального типа, получившая название пещера Шумихинская. При исследовании пещеры были обнаружены ходы в рост человека, вертикальные и горизонтальные узкие лазы, красивые натёчные кальцитовые образования на стенах, зимующие летучие мыши, а в самых дальних углах пещерной системы – мумифицированные останки кабарги и скелет медведя с черепом.
Изображение байкальского Бурхан-онгона стало персональным оберегом-амулетом на всех моих книгах байкальской тематики, и сначала у меня дома появились изготовленные на заказ копии статуи Бурхан-онгона из дерева и керамики, потом из гагата, а сегодня к ним добавились нефритовые зелёный и цвета молочной кости Бурхан-онгоны, особенно приятные на ощупь и способствующие установлению связи с этим памятным для меня местом на Байкале.