«CAMEL TROPHY СИБИРЬ-USSR – 90». СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Статьи 19 мая 2021 г.

Текст и фото Сергей Волков. Кадры кинохроники Сергей Волков и частично пресс-центр Camеl Тrophy-90. Размер фотографий можно увеличить при нажатии на них мышкой.

«CAMEL TROPHY СИБИРЬ-USSR – 90». СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В конце 80-х гг. у организаторов экспедиции Camel Trophy родилась идея использовать интерес к перестройке в СССР и провести экспедицию в наиболее диких местах Сибири. История CamelTrophy началась в 1980 г., когда 3 немецких экипажа на джипах Jeep Wrangler преодолели более 1000 миль по бразильским девственным лесам Трансамазонии. Пережив массу невероятных приключений, они с помощью телевидения и газет стали знамениты на всю Европу. За короткое время эта чисто немецкая экспедиция приобрела широкую известность в Европе и превратилась в знаменитое и популярное международное событие. За право участия в приключенческих экспедициях CamelTrophy на национальных отборочных соревнованиях боролись миллионы желающих. Ежегодно команды из разных стран мира собирались на основном событии Camel Trophy, каждый раз в новом месте – в высокогорных лесах Папуа – Новой Гвинеи, тропических джунглях Трансамазонии, в сердце Африки или в безлюдных массивах Северной Австралии. Основной идеей первых проводимых экспедиций было совместное преодоление препятствий и прохождение сложного маршрута по бездорожью единой командой – только вместе, помогая друг другу, можно дойти до финиша. Экспедиции Camel Trophyсобирали вместе людей из разных стран, близких по духу, – искателей приключений, а когда таких людей собирается много в одном месте, такое событие обречено на успех и становится незабываемым.

В 1990 г. Camel Trophy был впервые проведен в Северном полушарии, в Сибири. Пробег прошел под названием Camel TrophySiberia USSR-90. После 10-ти лет борьбы с бездорожьем в тропических лесах Camel Trophyзабрался в сибирскую тайгу. Он стал первым международным автопробегом такого размаха в Советском Союзе и дал заметный толчок к развитию джиперского движения и автомобильных клубов 4 × 4 по всей стране. До сих пор приключенческая экспедиция «Camel Trophy Сибирь-USSR – 90» на 32 специально подготовленных к пробегу автомашин «Лендровер – Дискавери» по тайге через Лену от Братска до Иркутска по размаху проведения и широте освещения в мировой прессе остается непревзойденной в России. Пробег в Сибири собрал самое большое количество участников из разных стран. Впервые за десятилетнюю историю Camel Trophy в мероприятии участвовало 16 команд, а количество аккредитованных журналистов из разных стран мира превысило 300 человек.

За рубежом писали: «Это соревнование было задумано как крупнейшее и самое замечательное событие в 11-летней истории Camel Trophy. Шестнадцать команд из шестнадцати стран будут участвовать в первом крупнейшем автособытии, которое впервые будет проводиться в Советском Союзе, они пройдут 1000 миль через негостеприимные таежные леса в самом центре Сибири. Camel Trophy должен набирать силу в 90-е годы. Начнет он с пробега «Байкал-СССР» и с 1000 миль перестройки! Советские люди придают большое значение организации события Camel Trophy на их земле. Они рассматривают это событие как знамя международных отношений и возможность привлечь внимание всего мира к красоте озера Байкал». Выступая на старте в Братске, руководитель экспедиции Camel TrophySiberia USSR – 90 майор Королевских военно-морских сил в отставке шотландец Иан Чапмен говорил: «Camel Trophy не представляет собой обычных ралли или гонок, это приключенческая экспедиция». В воспоминаниях участников и очевидцев Camel Trophy остался мужским по духу приключенческим событием, хотя с течением времени концепция проведения и дух самого мероприятия кардинально изменились. По мере увеличения финансирования знаменитого пробега производителями спортивного снаряжения возрастала рекламная составляющая соревнований, с каждым годом увеличивалось количество так называемых специальных заданий, в которых использовалось рекламируемое снаряжение.

Среди коллекционеров в настоящее время стали престижными памятные значки и спортивные трофеи Camel Trophy. На интернет-аукционах были выставлены трофеи российских участников международных соревнований Camel Trophy, среди которых присутствовали лоты с подарочными автомобильными номерами, использованными во время Camel Trophy, фирменные значки членов команды и даже уже представляющие коллекционную ценность сами машины – ветераны легендарных экспедиций.

По условиям соревнований в CamelTrophy не могли участвовать профессиональные гонщики. Отбор участников проходил только среди любителей. Никто из победителей соревнований не получал никаких денежных призов, основная движущая сила – дух поиска приключений. Единственная награда всем участникам пробега в финале события – медная табличка на память с надписью на английском языке: «Ты сделал это». Основной идеей Camel Trophy в первые годы было коллективное прохождение маршрута. Лишь дружба, чувство товарищества и готовность каждого работать в команде позволяют конвою преодолевать лишения в пути. Был введен специальный приз за сплоченность команд, ставший самой значимой традиционной наградой всех последующих соревнований.

С 1983 г. соревнования стали проводиться на машинах марки «Лендровер-90», а с 1987 г. – на этих же машинах, но оснащенных турбодизельными двигателями («Лендровер-110»). Начиная с 1990 г., с пробега «Сибирь-USSR-90», экспедиции проводились на новых машинах «Лендровер – Дискавери» с турбодизельным двигателем мощностью 113,3 л.с. «Дискавери» – полноприводный автомобиль массой 2008 кг (без приспособлений), специально оборудованный для путешествий вне автомобильных дорог, он имеет специальную усиленную подвеску, мощный двигатель, лебедку, гидроусилитель руля, воздухозаборник двигателя вынесен высоко вверх, и поэтому машина может двигаться даже по глубоким бродам.

Символический старт пробега по Сибири с одной машиной прошел на Красной площади в Москве, а затем самолетом Ан-124 «Руслан» из Лондона в Братск были доставлены 33 автомобиля, для участников соревнования – модели «Лендровер –Дискавери», для машин сопровождения – модели Defender. Второй самолет Ан-124 приземлился в Братске с интервалом 30 мин. Он был полностью загружен продуктами, напитками, пивом и спиртным для банкетов и фуршетов. Чтобы показать масштаб события, достаточно заметить, что для возможности посадки в аэропорту Братска «Руслана» с автомашинами на борту пришлось специально сносить двухэтажное здание рядом с рулежкой, самолеты с таким размахом крыльев до этого в Братске никогда не садились.

Организационными вопросами пробега в Иркутской области занималась Восточно-Сибирская внешнеэкономическая ассоциация «Байкалит», единственная в то время организация с правом Внешнеэкономической деятельности в области. Вся организационная работа легла непосредственно на плечи директора организационно-технической фирмы А. Панцевича, ныне генерального директора «Toyota-центр Иркутск». Это была сложная работа. Мероприятие такого уровня впервые проводилось не только в Иркутской области, но и во всей России. Приходилось согласовывать во многих инстанциях как маршрут, так и программу события. Даже первоначальное название пробега «Camel TrophyБайкал – 90» вызвало несогласие властей после выступления иркутского писателя В. Распутина, что негоже священное имя Байкала связывать с рекламой американских сигарет. Затем к протестам подключились активисты «зеленых», выступавшие против пробега по Прибайкальскому национальному парку. По согласованию с областной администрацией мероприятие было срочно переименовано в «Camel TrophyСибирь – 90», но часть отпечатанных типографских материалов и экспедиционной одежды с лейблами «Байкал» все-таки осталась и использовалась в дальнейшем на основном мероприятии. Так в историю этот пробег и вошел под двумя названиями: в официальных буклетах последующих лет под названием «Сибирь-90», а в статьях журналистов и на памятных значках – под именем «Байкал-90».

Работы по подготовке проекта начались за год до основного мероприятия. Решение о месте проведения каждого события принимаются более чем за год вперед. Официальная разведкоманда Camel Trophy посещает выбранные места с тем, чтобы получить все необходимые разрешения, осмотреть альтернативные возможности маршрута, утвердить вопросы транспортировки, снабжения и организации события.

Как говорят организаторы пробега: «Нельзя просто посадить 16 команд в машины «Лендровер – Дискавери», показать им направление на Восточную Сибирь и пожелать доброго пути». Сразу после окончания соревнований «Амазонка-89» в Иркутск были переброшены шесть машин, участвовавших в соревнованиях в Трансамазонии, для проведения разведки в Сибири. Предполагалось, что маршрут пройдет вокруг Байкала, по его побережью, но после изучения возможных вариантов маршрутов организаторы пробега пришли к мнению о невозможности такого путешествия – на побережье северного Байкала никаких дорог нет и возможностей для проезда машин тоже нет. Было принято решение стартовать из Братска и через Лену пройти по глухим таежным дорогам на Байкал.

Сначала разведку предполагаемого маршрута провели с вертолетов. Интересно отметить, что финансирование мероприятия было настолько мощным, что облеты производились одновременно на двух вертолетах и с приглашением многих ответственных лиц. Маршрут по долине Большой Речки через тайгу Прибайкальского национального парка с выходом на Иркутское водохранилище и по берегу Малого Моря больших сложностей не представлял. Но вот решить, каким путем выйти с Лены на берег Малого Моря, оказалось непросто.

Автомобильной дороги здесь нет. После воздушной разведки был принят к разработке маршрут прохождения вверх по руслу реки Б. Тарели от реки Лены. Сверху тайга казалась непроницаемым ковром буйной зеленой растительности, напоминающим амазонские джунгли. Труднопроходимость маршрута была очевидна с высоты – никаких дорог здесь не было. Однако при наземной разведке команде на шести машинах удалось пройти намеченным с воздуха маршрутом прямо по руслу реки. Иан Чапмен, вернувшись в Лондон, заявил: «Там будут чрезвычайно труднопроходимые отрезки пути, где потребуются труднейшая работа и знаменитый дух сплоченности команд соревнований Camel Trophyдля того, чтобы провести колонну по всему маршруту. Однако «Байкал-СССР – 90» не будет таким бесконечным увязанием в грязи, как амазонская экспедиция прошлого года. Поверхность будет самая разнообразная. Песок, хороший гравий, плохой гравий, пробеги через лес, каменистые участки пути и т. д.».

Разведка маршрута на автомашинах оказалась значительно тяжелее основного мероприятия. Она проходила в конце июня – начале августа, после летних дождей по разбухшим от грязи таежным дорогам. Одна из машин перевернулась. Ехать часто приходилось с использованием лебедок, и, чтобы избежать подобных тяжелых испытаний, организаторы пробега решили основное мероприятие провести на следующий год в сухое время – в начале лета, в мае – июне.

Кадры с видеоплёнки S-VHS, фильм Сергея Волкова

В конце мая 1990 г. в Братск прибыл чартерный рейс Ту-154 с участниками пробега. Впервые на территории Иркутской области проходило мероприятие такого масштаба, никогда ни до этого, ни в последующие годы ни одно из спортивных мероприятий или праздников не собирало столько иностранных корреспондентов. На предстартовом митинге на центральной площади Братска в начале экспедиции А. Панцевич говорил: «Эта экспедиция обречена на успех. Это мировое событие стало самым заметным в начале перестройки в СССР». На официальной церемонии старта в Братске на переполненном стадионе были организованы показательные выступления машин и представление всех шестнадцати экипажей.

Задолго до начала церемонии на стадион прибыли все команды участников для подготовки своих машин к экспедиции. По правилам соревнований, каждый экипаж сам заботится о приготовлении еды и о том, как проведет ночь. Все необходимое машины везут с собой в расчете на автономное существование в течение всего пробега. Машины были заранее, еще в Англии, полностью укомплектованы необходимым снаряжением, инструментом и продуктами, так что участникам нужно было просто переложить свои личные вещи в приготовленные герметичные чемоданы «Пеликан», которых было 8 штук на машину, из расчета – по два на участника. На маршруте эти чемоданы можно было использовать как плавсредство, и даже однажды употребили для пересечения канавы, подкладывая их под колеса.

Не обошлось без казусов. За два дня до старта при распаковке доставленных грузов оказалось, что при погрузке в Германии были забыты весла для каноэ, за исключением одного комплекта. В авральном порядке были подняты все специалисты Братского ЛПК. На деревообрабатывающем комплексе не нашлось ни подходящей древесины, ни мастеров, способных взяться за изготовление весел. Оказалось, что для подобных весел нужна высушенная по специальной технологии древесина, которую после длительных поисков удалось найти только на мебельной фабрике. Весла делаются из клееной древесины и имеют сложную структуру, так как цельное дерево (массив) не обеспечивает необходимой прочности и геометрии. За одни сутки удалось найти мастера, способного изготовить по образцу 16 комплектов фирменных весел. Руководитель CamelTrophy И. Чапмен был просто поражен высоким качеством дубликатов и скоростью их изготовления. Так сибирские умельцы смогли спасти от фиаско международное соревнование на каноэ.

На церемонию старта пришло посмотреть множество горожан, стадион был переполнен. Под приветственные крики и аплодисменты зрителей на поле поочередно выходили национальные команды с флагами своей страны. «Дефендеры» сопровождения прошлись паровозиком в сцепленном состоянии по полю, продемонстрировали способность переезжать через толстые бревна, и наконец под маршевые мелодии оркестра и воодушевленный комментарий: «Самый крупный в истории Camel Trophyстартовал» – машины с флагами на капотах под непрерывные автомобильные гудки, шум от барражирующего над ними вертолета и приветственный рев трибун колонной ушли со стадиона.

Вблизи Братска, на Братском водохранилище, были организованы специальные 2-дневные состязания (так называемые Special task), которые включали маршрутное прохождение на время с соревнованием по снятию запасного колеса, перевозке его по навесной веревке через овраг и обратной установке на автомобиль, бег с напарником на 300 мс бревном на плечах, фигурное вождение между вешками. Еще одни специальные таски проводились в конце пробега на Малом Море, где организовывались соревнования по спортивному ориентированию, ночным гонкам на автомобилях по легенде, и изматывающая гонка на надувных каноэ.

Между этими двумя специальными состязаниями на Братском море и на Байкале было 10 главных дней Camel Trophy, когда конвой уже без журналистских фотокамер пробивался по таежным дорогам и по руслам сибирских рек к Байкалу. Первые дни после паромной переправы на Братском водохранилище трудностей было мало, грунт таежных дорог был твердым, и конвой быстро набирал километры, команды начали даже выражать сомнения, будут ли настоящие трудности, но на второй день пути начались сырые таежные дороги по заболоченной местности. Особенно тяжело пришлось конвою перед пос. Качугом, в долине р. Эльды была сплошная грязь. Дополнительно к грязи изматывающим испытанием для всех участников стали тучи агрессивных комаров и мошки, буквально атаковавшие конвой. От летающей и жалящей мошкары не помогало никакое импортное средство, единственным эффективным спасением была отечественная «Дэта». Грязь размолачивалась колесами колонны до глубокой колеи. Первые машины еще как-то с натягом могли пройти, но уже третья–четвертая гарантированно садились на раму. Особенно трудно приходилось тяжело груженным автомобилям поддержки. Машины буквально по 50 метров рывками протаскивались по глубокой колее с помощью лебедок и мускульной силы участников конвоя и садились вновь в очередной жидкой грязевой ловушке. Там, где было возможно, задние автомобили колонны объезжали разбитую колею прямо по лесу, заламывая бамперами молодые деревья. Грязные участки проходились без жалости к подвеске. На большой скорости машины, высоко подпрыгивая на ухабах, лихо падали в лужи, обильно разбрызгивая по сторонам грязь. После таких нагрузок кузова и подвески большинства автомобилей начинали жалобно скрипеть. По маршруту движения оказалось множество полноводных бродов, которые было под силу преодолеть только машинам с выведенным воздухозаборником над капотом двигателя. При прохождении бродов вода полностью заливала капот и временами доходила до уровня стекол. Самым эффектным моментом для видеосъемки стала переправа через Лену, когда колонна «Лендровер – Дискавери» с зажженными фарами пересекала широкую реку. На стоянке на берегу Лены отличилась японская команда, сумев поймать на спиннинг большого тайменя. После пос. Качуга, там, где дороги кончились, при подъеме по руслу реки Б. Тарели машина с английским экипажем полностью нырнула и провалилась в подводную яму. Для англичан особенно болезненным оказалось попадание в воду всех отснятых видеокассет. Подъем по руслу реки Б. Тарели, до водораздельного перевала перед Байкалом оказался самым сложным испытанием, дороги на этом маршруте из-за большого количества глубоких бродов нет до сих пор. На перевале, к удивлению многих участников, обнаружился лед, сохранившийся с зимы.

На побережье Малого Моря, на берегу залива Мухур, были проведены еще одни специальные задания, на которые вертолетами из Иркутска были привезены аккредитованные журналисты. В четкой организации событий дня все было устроено для удобства работы журналистов – даже конвой не начинал движения, пока многочисленные представители прессы не выпьют утреннюю чашечку кофе. На Большой Речке – на финише для журналистов были организованы еще одни специальные задания, главным в которых была эффектная демонстрация возможностей машин преодолевать глубокие водные препятствия. Но по непонятным причинам они были смазаны выступлением «зеленых» и предписанием Прибайкальского национального парка по приостановке соревнований (маршрут гонок был проложен якобы по руслу нерестовой реки, на самом деле это река, из которой брался гравий). Дети с плакатами Stop Camel Trophy, «Для БЦБК Байкал – лоханка для слива сточных вод, для «Кэмел-Трофи» – реклама для сбыта вредной продукции яда-никотина», «Святой Байкал не место для рекламы фирмы, наживающейся на здоровье» не могли даже объяснить журналистам против чего они протестуют, а их появление рядом с дымящейся поселковой километровой безобразной свалкой было неуместным.

Но этот небольшой инцидент никак не повлиял на праздничное настроение финиша с традиционным шампанским и шуточным купанием участников пробега в парадной одежде в ангарской воде. Всем весело, а главное – привлекательно для кинооператоров и фотографов. Эту составляющую мероприятия никогда не упускали организаторы. Всегда и везде главным было удобство для работы прессы и продуманный сценарий события. Кульминацией финиша стал «мальчишник» – заключительный эмоциональный банкет в ресторане «Интурист» для участников, прессы и приглашенных. На сервированных столах лежали традиционные металлические таблички каждому участнику с надписью на английском языке: «Ты сделал это».

Camel Trophy дал мощный толчок для развития внедорожных клубов в России. Среди людей, кто испытал атмосферу событий Camel Trophy, много тех, кто объединился в последующие годы. По инициативе российских участников мероприятия Camel Trophy – 91 в 1992 г. в Москве рождается Russian Off-road Center, известный в настоящее время под названием «Клуб 4х4». С 1996 г. на Кольском полуострове стали проводиться «Арктик-трофи», которые продлились до 1999 г. С 1997 г. иркутяне, организаторы и очевидцы «Camel Trophy Байкал – 90» объединились в гобийскую команду и стали ежегодно проводить экспедиции на внедорожниках от Байкала до Гоби. Эта практика сохраняется до настоящего времени. К 2021 г. состоялась уже 20-Гобийская экспедиция, количество пройденных километров по Монголии превысило 80 000 км, а в составе предыдущих экспедиций принимали участие граждане Швейцарии, Австрии, Италии и Литвы.

20 лет спустя – БАЙКАЛ ТРОФИ 2010

Прошло 20 лет. В Интернет-сообществе на форумах внедорожных клубов стала обсуждаться идея в честь 20-летия легендарного пробега повторить его маршрут. Непосредственным организатором и разведкой предстоящего маршрута выступил иркутянин Александр Масасин (иркутский внедорожный клуб ALL ROAD CLUB «Terrano»). На призыв возродить дух приключенческих экспедиций откликнулись ветераны Camel Trophy из различных городов России и искатели приключений, которым близок вкус авантюризма и экстрима.

Идея повторить достижение Camel Trophy и выйти на Байкал с верховий Лены на берег Байкала неоднократно обсуждалась в сообществе джиперов, но никому так и не удалось до этого собрать команду единомышленников для прохождения этого сложного маршрута. Разведка пути выявила такие трудности для прохода автомашин, что в среде джиперов распространилось убеждение – машины с командами Camel TrophyСибирь-90 буксировали на бездорожье Газ-66 или их переносили на подвеске под вертолётом. С большим скепсисом к нашему намерению проехать на Байкал через долину р. Иликта отнеслись и местные жители, философски замечая, что многие пытались, но никому это не удавалось сделать. Однако мы вместе в 2010 г. сделали это! Для истинных джиперов это событие, вошедшее в историю под новым брендом «Экспедиция по бездорожью Baikal Trophy 1990–2010. Двадцать лет спустя» примечательно ещё и тем, что пройденный этап, был последним непокорённым внедорожниками участком и теперь позволяет замкнуть маршрут для трофи-рейдов вокруг всего озера Байкал. Среди патриотов автомашин марки Ленд Ровер бытует утверждение: «Эта машина утонет там, куда другие не доедут», что и произошло во время основного мероприятия.

Единственная награда всем участникам пробега CamelTrophy в финале события была медная табличка на память с надписью на английском языке: «Ты сделал это», по предложению Байкал Трофи в 2010 г. был использован другой девиз: «Мы вместе сделали это».

Фотоальбом «Экспедиция по бездорожью Baikal Trophy 1990–2010. Двадцать лет спустя» смотреть по этой ссылке:

МАРШРУТАМИ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ
Фотоальбом рассказывает о прохождении на автомашинах в 2010 и 2015 гг. сложногомаршрута по руслу реки Правая Иликта из бассейна реки Лена на озеро Байкал, покоторой в 1643 г. вышли на Байкал первые русские землепроходцы. Здесь до сих порнет дороги. Экспедициям ”Байкал-Trophy” было не просто пре…

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.