ЧАРУЮЩИЕ МЕЛОДИИ СИРЕН В ПЕСКАХ ГОБИ

Статьи 16 дек. 2025 г.

Текст и фото Сергей Волков, Иркутск. Из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)

ЧАРУЮЩИЕ МЕЛОДИИ СИРЕН В ПЕСКАХ ГОБИ

       Монголия – это совсем рядом с моим родным Иркутском. Всего на расстоянии нескольких дней пути, находится знаменитая из древних преданий пустыня Гоби с фантастически красивыми ландшафтами и обширными барханными песками, ставшая мне знакомой как родные места. Сюда – в самые удалённые и труднодоступные места в общей сложности я совершил более двадцати гобийских экспедиций. Заалтайская Гоби – одно из самых безлюдных мест на планете, расположенная на самом юге Монголии, всегда манила нас своими знойными миражами и почти марсианскими пейзажами с нереально сочными красками, где обнажённая красная земля, в сочетании с насыщенной синевой небосводом и ослепительно белыми облаками, застывшими низко над землёй, приобрела для нас черты заветной местности, подобной мифической Шангри-Ла, и теперь часто снится ночами. Именно здесь, в разговорах у ночного костра, впервые прозвучали манящие названия – Шамбала и Белый остров. Какие невидимые вестники и чарующие звуки пустыни нашептали нам эти сказочные имена из древних легенд? Из глубины веков до нас дошли их мифы, повествующие о таинственных землях в глубинах Центральной Азии. Монголия – земля древних легенд и сказаний – Белый Остров, таинственная обитель восточных мудрецов, могущественная Империя Чингисхана. Где-то в Гоби, не явленные миру, сохраняются засыпанный песками «Золотой Храм» ясновидящего Эдгара Кейси, «капсула времени» Елены Блаватской, мудрое наследие Гобийской цивилизации германских ученых Эскарда и Карла Хаусхофера, как гласят легенды: «Много пророчеств везде закопано. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья Агарти».

                                               Пустыня… «это, по-моему, самое красивое

                                               и самое печальное место на свете»

                                                                       Антуан де Сент-Экзюпери

Пески Хонгорын-Элс - самые большие барханные пески в Монголии

 

Гоби – одна из величайших пустынь мира. Пустыня Гоби, расположенная в самом центре Азиатского материка, своей северной частью заходит на территорию Монголии, а южной распространяется на северные районы Китая. Непреодолимая полоса пустынь: Гоби, Алашань, Такла-Макан, разделяющая Азию на северную и южную, примерно по 40–42° северной широты, протянулась с севера на юг на 1259 км, с запада на восток на 2392 км. Суровые климатические условия сделали эти места непригодными для проживания человека, и эта выжженная солнцем бесплодная пустыня стала на долгие века границей обитаемого мира. Неподготовленного человека пугает масштаб раскалённых песчаных барханов и невыносимые условия выживания в пустыне. Не каждый решится углубиться в её безжизненные и безводные просторы.

Пустыня Гоби занимает площадь 1,5 млн км2, равную Аляске. Пустынные районы на протяжении вот уже 65 млн лет остаются практически безводными и неизменными. За столь долгое время свирепые ветры выдули тонны песка с поверхности и обнажили кости доисторических динозавров. Если внимательно смотреть под ноги можно без специальных раскопок, прямо на поверхности земли находить окаменелые фрагменты костей динозавров. Нам посчастливилось находить и держать в руках потрескавшиеся яйцо динозавра, собирать их окаменелые кости в ведра, найти загадочные каменные круги первобытных людей с отверстиями по середине, в развалинах – древние монеты и свитки с текстом, в пещерах загадочные буддийские закладки ца-ца, в горах – следы неизвестных древних поселений, в песках полузасыпанные основания протяженных стен из камня. Из-за своей недоступности эта местность в воображении людей наделялась необычными свойствами и заселялась фантастическими существами. Сегодня средневековые легенды о таинственных центрах мудрецов в Гоби воспринимаются как сказки, но до сих пор вдоль южной границы Монголии с Китаем в Заалтайской Гоби находится одно из самых незаселенных и диких мест на планете с нераскрытыми тайнами и загадками. Эта естественная граница обитаемого мира и сегодня остается чистой от присутствия человека, здесь нет поселений и юрт кочевников, люди избегают этих пустынных мест, а если случайно попадают, то надолго не задерживаются, летом воздух в песках раскаляется до невыносимой жары, зимой – сильный ветер и нестерпимый холод.

Пустыня Гоби. Пески Хонгорын-Элс

С древних времен эта местность была известна под именем пустыня Шамо. Пустыня Гоби – это самое таинственное и самое малонаселенное место мира. Среди стран мира в Монголии самая низкая плотность населения 1,8 чел./км2. Для сравнения страны с самой низкой плотностью населения: Суринам в Южной Америке – 2 чел./км2, Австралия – 2,3 чел./км2, а плотность населения в Южно-Гобийском аймаке Монголии (Умнеговь) в наши дни – 0,37 чел./км2, самая низкая в Монголии и одна из самых низких среди стран на планете.

В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3 % ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни (гамады) занимают огромные площади. Несмотря на засушливый климат, в пустыне встречаются кристально чистые водные источники и богатый животный мир.

Гоби около 40 млн лет оставалась сушей, не покрываемой морскими водами. Крупные внутренние водоемы с большими глубинами на юге Монголии были связаны с водоёмами Северного Китая и охватывали обширную территорию в центре Азии. Их исчезновение связывают с постепенным вздыманием всей территории, приведшей в последующем к возникновению пустыни Гоби. Любопытно, что в древних письменах Китая говорится, что в пустынном районе Центральной Азии, в предгорьях гор Куньлунь находится место рождения Ну и Кун – азиатских прототипов Адама и Евы. Именно в этом районе до недавнего времени находили больше всего останков самого древнего человека на Земле, что послужило рождению гипотезы о предположительном здесь месте зарождения человеческой расы. По оккультным данным, Центральная Азия является регионом, где существовали духовные центры всех рас. Безводная и непригодная сегодня для проживания человека центральная гобийская область упоминается в древних мифах как место, откуда началась наша цивилизация. Известны пророчества американского ясновидящего Э. Кейси и рассказ Е. Блаватской в «Тайной доктрине» о якобы, существовавшей в глубокой древности гобийской цивилизации, которая оставила «капсулу времени» у подножия сфинкса в Гоби. Следов этой мифической цивилизации науке найти так и не удалось, а вот песчаный сфинкс существует на самом деле.

Сфикс в Заалтайской Гоби, урочище Хэрмэн-Цав

Малоисследованные районы Гоби с древности населялись в рассказах неведомыми чудовищами, злобными демонами, невиданными сокровищами и кладами. До сих пор в Гоби «на слуху» рассказы о таинственном пустынном черве олгой-хорхое, выползающем на поверхность только в самые жаркие дни июня. Можно встретить очевидцев знающих лично монголов, побывавших в многолетнем плену у самок «снежного человека». Много рассказов о древних кладах. Об одной из таких легенд поведал Г.Н. Потанин: «В местности Онгон-Манхин, где высокие превысокие пески, двадцать ли на запад, 20 ли на восток, 20 ли на север и 20 ли на юг – все пески. Говорят, что среди них ветры выдувают части какой-то неведомой юрты, остов которой был сделан из серебра, кто возьмет обломок такой серебряной юрты, тот умирает»[1].

Одно из первых описаний Гобийской пустыни дал Марко Поло: «А пустыня, скажу Вам, Великая: в целый год, говорят, не пройти её вдоль. Всюду горы, пески, да долины; и нигде никакой еды. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он там и погибает. И вот ещё что: и днем люди слышат голоса духов и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане»[2].

В описании гобийской пустыни первые свидетельства единодушны.

Китайский путешественник в 500 г. н.э.: «Перед нами была пустыня, где много злых демонов и горячих ветров. Путешественники, которым приходится с ними встречаться, гибнут все до единого. Ни птицы не видно в воздухе, ни зверя на земле. Сколько не вглядывайся в пустыню, не узнаешь, как пройти через неё, и единственный указатель пути по ней – это высохшие кости на песке, погибших здесь путников. Почти постоянно слышится то резкий свист, то громкий крик, но когда начинают доискиваться причины этих звуков, то к ужасу своему не находят их. Часто случается также, что люди пропадают тут без следа, так как местность полна злых духов».

В ставку к Великому монгольскому хану в неизвестные для европейцев глубины Азии в XIII в. были направлены папой Иннокентием францисканские монахи Плано Карпини и Бенедикт Поляк, Людовиком Святым посланник Гильом Рубрук. Первые сведения о неизведанных странах были фантастичны: в глубине Азии существовали роскошные дворы ханов, в бескрайней пустыне обитали чудовища и загадочные жители. После этих первых европейских путешественников прошло около семи столетий. Многие знаменитые караванные тропы превратились в дороги, а на смену кочевым ставкам из войлочных юрт пришли городские поселения, но неизменной осталась бесплодная пустыня, протянувшаяся от юга Монголии до предгорий Куньлуня.

Заалтайская Гоби

Русский путешественник, один из первых исследователей Центральной Азии Н. Пржевальский в 1875 г.: «Алашанская пустыня (южная часть Гоби) на многие десятки, даже сотни верст, представляет одни голые сыпучие пески, всегда готовые задушить путника своим палящим жаром, или засыпать песчаным ураганом. Иногда эти пески так обширны, что называются монголами Тэнгэри – «небо». В них нигде нет капли воды, не видно ни птицы, ни зверя, и мертвое запустение наполняет невольным ужасом душу забредшего сюда человека. По дороге беспрестанно валяются кости лошадей, мулов и верблюдов. Над раскаленной почвой висит мутная, словно дымом наполненная атмосфера. Часто пробегают горячие вихри и далеко уносят столбы крутящейся пыли. Впереди и по сторонам путника играют миражи. Жара днем невыносимая. Солнце жжет с восхода до заката. Оголенная почва нагревалась до 63°, а в тени было не меньше 35°. Ночью также не было прохлады, но двигаться по этому пути можно было лишь ночью и ранним утром»[3].

Ученый-востоковед Ю.Н. Рерих: «Нам приходится искать объяснение в характере самой пустыни, которая оказывает странное, почти сверхъестественное влияние на каждого, кто хоть раз странствовал по ее просторам. Моряка всегда притягивает море, а у пустыни есть караванщики, которые снова и снова возвращаются к её обширным незабываемым просторам и свободе. Равнина, обширная как море, на которой сутками пути не встретишь никакой горки»[4].

Заалтайская Гоби. Пятая Гобийская экспедиция

Начиная с XIX века в неисследованные просторы Центральной Азии, одна за другой уходили экспедиции Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, Н.К. Рериха. Все экспедиции, организуемые Россией в Монголию и Китай, начинались из Иркутска или проходили через него. В дневниковых записях путешественников часто встречаются рассказы о древних исторических мифах, поверьях и запретах, связанных с верой в существование во внутренних областях Центральной Азии таинственного центра мудрецов, существовавшего с незапамятных времен «в охранительной изоляции песков Гоби». Исследователи Великих монгольских степей упоминают случаи, когда проводники отказывались вести экспедиции в «запрещенные местности в пределах Хангая и Гоби».

Начиная с Х в. необыкновенные чудеса мира удалённых стран стали описывать в особом жанре занимательной космографической литературы 'адха'иб – «Диковины суши и моря», где географические данные сочетаются с фрагментами мифов и фантастическими вымыслами. Своего наивысшего развития этот жанр достиг в космографиях XII–XIII вв., в книгах раннего средневековья встречается множество сказочных историй о песках гремучих, словно сирены завлекающие. Если идешь по ним – скрип раздаётся, если топнешь – ворчать, как собака, сердито будут, а при сильном ветре воют, как джины в пустыне. Никто не знает, кто это и откуда берется тот звук, о чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные араты не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса. В определенные дни песок необычайно скрипел, издавая звук ворчащей собаки, или начинал чисто звенеть, напоминая переливы флейты или звучания высоких нот органа. Говорят, что это происходит от перемещения песков.

Одни из них поют только ночью и в тихую погоду, другие оживают днем при сильном ветре или в сухую погоду издают самые разные звуки: от слабого писка до грохота, который будет слышан за несколько километров от бархана. У каждого из таких песков свой голос. Временами он напоминает звон, который сам собой раздается в ушах человека. В зависимости от целого ряда внешних условий звучание песков напоминает либо многоголосое людское пение, либо орган, либо духовые инструменты. Красота и глубина этих звуков издревле поражают людей. Этим объясняется возникновение ряда легенд и преданий. Одни из них приписывают пение песков сиренам, коварно зазывающим усталых путников в глубь пустыни, другие – колоколам погребенных песками городов, третьи – оргиям покойников, четвертые – барабанному бою невидимых джиннов пустыни.

По мнению очевидцев, звуки, издаваемые песками пустыни, значительно ниже, чем у прибрежных дюнных. Пески оживают перед сменой погоды и являются как бы природным барометром. Взятые образцы через короткое время перестают издавать звуки и при транспортировке теряют свою музыкальность. Причины и механизм звучания песка до сих пор остаются загадкой. Предполагается, что основной причиной пения могут являться особые условия электромагнитного взаимодействия песка и воздуха. Из-за трения песчинки заряжаются одноименными электрическими зарядами и начинают отталкиваться друг от друга, что и является причиной издаваемых ими «песен». Согласно последним исследованиям, для того, чтобы пески «запели», необходимы определенные условия: все песчинки должны быть круглыми диаметром от 0, 1 до0,5 мм, должны иметь в своем составе кремнезем, чтобы песок производил звуки, нужна определенная влажность.

В песках Хонгорын-Элс. Вторая Гобийская экспедиция

Раньше мы пересекали пески по сайру и выходили через сомон Сэврэй в Нэмэгэтинскую впадину. В этот раз решили поискать новый путь и обойти пески с запада, а затем где-нибудь через горы выйти для дозаправки прямо на юг в Гурвантэс (183 кмот Хонгорын-Элс). Западное направление дороги более тяжёлое, но живописней, её украшают обширные заросли высокоствольного зеленеющего саксаула. Наддувы песка и барханы часто перекрывают дорогу и полностью скрывают ее под непроходимым песком. Хотя мы и верно встали на дорогу, уже вскоре автомашины стали часто буксовать. Пришлось доставать доски и лопаты. Песок в этой местности оказался не плотным, на небольших подъемах машины вязли, так что проехать дальше становилось все труднее. Господство песка заметно распространилась на запад, автомобильный след был на удивление слабым. Тем не менее, мы долго шли по нему, пока с очередной горы не увидели новое возникшее в последние годы, безбрежное и непроходимое для автомашин песчаное море. Решили назад не возвращаться. Вперед была отправлена пешая разведка, и проезд в почти безнадежном тупике мы вскоре нашли.

Члены знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н. Рериха описывали места в Гоби, где неожиданно появлялись благоухающие запахи и доносилась музыка, местные араты отказывались вести дальше караван, по мнению Н. Рериха эти «запрещенные территории, были предвестниками границ священной Шамбалы». Палеонтолог и писатель И. Ефремов, во время палеонтологической экспедиции 1946 г. по Нэмэгэтинской впадине, отметил необычайно сильнейшее утомление глаз у всех участников экспедиции у гор Дулган-Хара, это явление осталось для них так и неразрешимым, нигде в других местах ничего подобного они не испытывали. Во время своих экспедиций мы также неоднократно сталкивались с необычными состояниями сознания и различными природными аномалиями, именуя их вестниками и пограничными знаками Шамбалы.

            Однажды мы отчетливо услышали великолепную ночную музыку в совершенно пустынном месте. Нам удалось на вторую ночь найти разгадку этого явления, но, возможно, аналогичный резонансный эффект от сильного ветра, для путешественников прошлого остался чудом, и послужил основой для последующих, удивительных рассказов о запретных невидимых территориях, как в свое время поющие пески породили мифы о демонах и обольстительных сиренах пустыни.

Ветер и песок способны создать природные чарующие и гипнотические ультразвуковые звуки. В особых атмосферных условиях в узких песчаных каньонах рождается свой голос и возникает своя мелодия. Временами он напоминает звон, который сам собой раздается в ушах человека. В зависимости от целого ряда обстоятельств звучание песков напоминает либо многоголосое людское пение, либо орган, либо духовые инструменты. В отдельные ночи ветер может рождать необыкновенно сложные мелодии, даже трудно поверить в их естественное происхождение, до того они красивые и гармоничные. Красота и глубина этих звуков издревле поражают людей. Этим объясняется возникновение ряда легенд и преданий. Одни из них приписывают пение песков сиренам, коварно зазывающим усталых путников в глубь пустыни, другие – колоколам погребенных песками городов, третьи – оргиям покойников, четвертые – барабанному бою невидимых джиннов пустыни.

На одной из ночевок, а было это в отрогах Арц-Богд-Уул, меня разбудила отчетливая чарующая музыка. Звучание напоминало этническую композицию для релаксации «Наска» Медвина Гудалла в стиле нью-эйдж, которую нам нравилось слушать в пути по бескрайними степными просторами, она была такой же мистической и мелодичной. На этом сравнения кончались. Музыка, звучащая в ночи, была бесконечно непрерывной и её источник неопределим – я проверил радио, радиостанцию. Всё было выключено, но музыка продолжала отчетливо звучать. Это было не гудение телеграфных проводов, это была настоящая мелодия. Сразу же вспомнилось описание в дневниках Н. Рериха отчётливого звучания музыки в пустыни, источник которой был не определим, – на заповедной границе с Шамбалой. Марко Поло в своей книге о чудесах мира упоминал о демонах пустыни, своими волшебными звуками сбивающих путников с пути.

Антена на кузове - музыкальный резонатор на ветру

Утром я спросил товарищей – не слышали ли они ночью музыку, и получил ответ от Алексея, который спал в палатке, что ему показалось, что я забыл выключить магнитофон и музыка всю ночь играла в моём автомобиле, другой считал, что ему – мерещится. Обсудив ночную музыку, мы практически поверили, что, вероятно, столкнулись с чудесным пением сказочных сирен из книги «Тысячи и одной ночи», если бы через два дня музыкальная история не повторилось вновь уже на другой стоянке. На этот раз дотошные поиски помогли определить источник необычного сильного звучания. Мелодичную гармонию звуков порождали при сильном ветре бортовые антенны, стоящие на магнитной подушке на металлическом кузове автомашин. Полутораметровый штырь, имеющий переменное конусное сечение по своей длине, пел как натянутая струна на ветру, рождая при этом чарующие звуки музыки. Когда антенны убирали внутрь салона – музыка исчезала. Как жаль, что эту мелодию нельзя было записать на магнитофон – она нам нашёптывала о Шамбале.

Участники Второй Гобийской экспедиции

[1] Г.Н. Потанин. Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. СПб.,1893 г., том 2, стр. 298.

[2] «Книга чудес» Марко Поло,1477 г. (М.,1997 г. стр. 227.).

[3] Н. Пржевальский. Монголия и страна тангутов. СПб.,1875 г., т. 1.

[4] Ю.Н. Рерих. По тропам Срединной Азии. Изд. «Агни»,1993 г., стр. 166.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.