ЧТО ТАКОЕ ШАМБАЛА
Текст Сергей Волков. Готовится к изданию "Здесь была Шамбала" в 2026 г. Вступление (текст в стадии разработки)
001 (вставка фото без подписи, как в «Чистой земле Шамбалы», маленький размер со спичечный коробок, 1/8 стр.)

Шамбала – таинственная идеальная страна в буддизме и легендах разных народов. «Здесь нет ни печали, ни усталости, ни тревоги, ни голода, ни тревоги; жители освобождены от всех недугов и боли и живут в непрерывном наслаждении десять или двенадцать тысяч лет». Загадка местонахождения легендарной Шамбалы и ее поиски увлекли меня на многие годы. Начались они в начале 1990-х гг. в экспедициях по пустыне Гоби, где я впервые под звёздным небом у костра, с жарко пылающим сухим саксаулом, услышал о таинственной стране восточных мудрецов, надёжно спрятанной от непрошенных гостей, где-то в охранительной изоляции гобийских песков, или окружённой кольцом неприступных гималайских снежных гор, а закончились на Крыше мира в Западном Тибете в долине Гаруды мифической реки Сита, которую разные исследователи не могли найти долгие годы, высказывая самые невероятные и диаметрально противоположные предположения, что этой рекой может являться река Сырдарья, протекающая на север, или Тарим – на восток, или Брахмапутра – на юг. Сначала мне посчастливилось найти, незамеченное ранее исследователями, описание гималайской реки Сита у хорезмийского географа Абу Рейхана Бируни. Этой рекой оказалась тибетская река Сатледж. Затем найти ещё другие важные свидетельства в других письменных источниках. Среди множества придуманных людьми мифов о вымышленной буддийской стране существуют конкретные указатели её местоположения на карте мира, говорящие о её земной прописке. Чтобы убедиться в правильности исторических описаний и своих предположений, а попутно опровергнуть еще одно утверждение, что Шамбала не может быть найдена на этой планете, я сложил рюкзак, сел в самолет и с двумя друзьями вылетел в Китай, чтобы проникнуть в Тибет и посетить легендарную землю. С большими приключениями, совсем несвойственными XXI в., без знания китайского языка и без китайского пропуска – пермита мы тайно проникли в Тибет на попутных грузовиках с западного направления через Али, где были вынуждены заплатить штраф за нелегальное проникновение, и после длительных переговоров и объяснений, получили вожделенные пропуска в запретную Долину Гаруды, до которой, как это не парадоксально звучит, оказывается можно доехать практически на обычном рейсовом автобусе, который ходит до населённого пункта, расположенного в нескольких километрах от пещерного города…
За двадцать пять лет путешествий по Центральной Азии мне удалось собрать много сведений о земной Шамбале – реальном забытом гималайском княжестве, организовать и провести двадцать экспедиций по всей Монголии (1990–2022 гг.), пересечь пустыню Такла-Макан в Китае, исследовать пещерные города в Западном Тибете, побывать на Памире. Экспедиционные маршруты по труднодоступным и малопосещаемым необычным местам, которые нам посчастливилось застать в первозданном состоянии, ещё до наплыва в эти места большого потока туристов, позволили испытать романтику открытий, найти там удивительные следы далёкого прошлого и редкие артефакты. С годами накапливалось всё больше полевого материала, анализируя который, стали понятны путанные описания пути в Шамбалу из буддийских дорожников и заблуждения отдельных исследователей, пытавшихся определить её возможное местоположение. Стало совершенно ясно, что первоначально в XI–XII вв. на старинной карте мира это было реальное место, расположенное севернее Индии за гималайским хребтом, куда часто ходили паломники и купеческие караваны, но со временем это княжество забылось, и его по религиозным соображениям стали представлять чисто мифическим царством, переместившимся на небеса, куда можно попасть исключительно лишь путём постижения духовных практик Калачакры. Начиная примерно с ХI–XII вв. в Тибете начинает широко распространяться буддийский миф о Шамбале, который полностью сформировался, усилиями буддийских проповедников, уже к XII веку. В буддийском учении Калачакра её считают Чистой землёй, особым раем, предназначенным для тех, кто находится на пути к просветлению: «Всякий, кто достигнет Шамбалы или родится там, уже не может упасть в более низкое состояние существования и достигнет нирваны либо в этой жизни, либо очень скоро после неё. Ламы добавляют, что Шамбала – единственная из чистых земель, которая существует на земле»[1].
Познакомившись с огромным массивом источников с различными сведениями о легендарном княжестве Шамбала, я стал думать, что скрывшееся во тьме веков мифическое царство буддистов находится ближе, чем многие думают. О её земном местонахождении просто забыли. Люди охотнее верят в скрытую от глаз небесную Шамбалу, чем в реально найденные руины её столицы. В поисках мифической Шамбалы, начиная со средних веков XX столетия, ламы и авторы многих опубликованных книг неоправданно отодвигали её местонахождение всё дальше от Тибета на север: сначала в горы Куньлунь – «страну Бессмертных», потом в Среднюю Азию и Сибирь, затем на берег Северно-Ледовитого океана и даже на Северный полюс. В истории такое случается, как, например, легендарная земля Баргуджин-Токум предков Чингисхана перемещалась в представлении людей от Барабинской степи из Западной Сибири, сначала на восточный берег Байкала, а затем на Чукотку[2]. Чистая земля Шамбалы всё это время находилась рядом с Кайласом. После завоевания Шангшунга тибетскими войсками и распада племенного союза память о княжестве Шамбалы, куда ещё в конце первого тысячелетия ходили торговые караваны, у тибетцев была утрачена. В бонских монастырях сохранились ранние тексты, в которых говорится, что Олмо, Крайний Шангшунг тождественнен буддийской Шамбале. Согласно карте, хранящейся в монастыре Гуругьям он располагался южнее Кайласа на реке Сита, но уже с XVI– XVII вв. в знаменитых буддийских дорожниках в Шамбалу ламы обобщали все известные им сведения и описывали путь туда, ссылаясь исключительно на содержание своих мистических снов, и домысливали, что она возможно находится в Сибири или на другой планете. Поэтому бесполезно пытаться отождествить упомянутые в дорожниках старинные, уже исчезнувшие географические названия, к тому же, возможно, неправильно переведённые с забытых языков, с современными на картах. Описываемая география мало соответствует физическому миру, в повествование включены объекты, наблюдаемые в процессе глубокой медитации, озарениях и снах, так как тяжёлый путь в Шамбалу (высокие снежные перевалы, холод, голод, дикие звери, злобные духи и демоны) сопровождался обязательными специальными обрядами визуализации и сосредоточения на цели достижения в пути. Реальные объекты, видения из сна и озарения объединены в одном тексте, поэтому он недоступен для дешифровки. Попасть физически в Шамбалу из подобного сновидения лам вряд ли возможно, но можно найти местность, где располагалось Шамбала в древности – реальное место, ушедшее в легенду, ставшее прообразом небесной Шамбалы.
Кьюнглунг Нулкар – пещерный город в Западном Тибете стал конечной точкой в этом многолетнем поиске. Серебряный дворец Гаруды, так переводится это название, «Первоначальное святое место» в окружении термальных серных источников произвёл на меня неизгладимое впечатление. Это не просто пещерный комплекс – это священное место просветлённых махасиддхов, к которым шли за комментариями Калачакры. Здесь родился также прославленный учитель бон Дренпа Намкха, его рождение, согласно летописей, произошло в стране Олмо, название которой в учении бон тождественно Шамбале. Если верить бонским текстам, хранящимся в местных храмах, Кьюнглунг Нулкар и есть та самая прародина священной Шамбалы, которую долгое время ищут историки. До меня здесь побывало совсем немного западных исследователей, доступ в этот приграничный с Индией район Тибета был закрыт китайскими военными. Причиной закрытия этого района стали военные базы, размещённые здесь после Индо-китайского пограничного конфликта – вооружённого столкновения между Индией и Китаем, начавшемся в1962 году, из-за спорного региона Аксай-Чин. После снятия запрета в 2004 г., сюда сразу же устремились любители приключений из разных стран. Увиденное в долине Гаруды так потрясло их, что австрийский путешественник Бруно Бауманн назвал этот найденный пещерный город «Атлантидой в Гималаях, последней открытой тайной Тибета», а тибетский профессор Намкай Норбу, одним из первых высказал предположение, что Кьюнглунг – найденная столица последнего короля Шангшунга. В конце 1990-х гг. были сделаны переводы новых бонских текстов из которых стали известны подробности истории Кьюнглунга – последней столицы королей Шангшунга.
В 2006 г. в числе первых европейских исследователей, сразу после снятия запрета китайских военных властей на посещение долины Гаруды в верховьях Сатледжа, мне с друзьями удалось посетить это малоизвестное место и подробно исследовать древние пещерные руины Серебряного дворца Гаруды – Кьюнглунг Нулкара, уверенно отождествляемые сейчас со столицей Шангшунга, и даже возможно с буддийской Шамбалой. Чтобы полнее ощутить ауру этого легендарного места, мы провели здесь в полном одиночестве незабываемые, насыщенные яркими впечатлениями, полных пять дней, с упоением исследуя труднодоступные пещеры и много фотографируя. Нам сильно повезло, после утомительных переговоров в PSB по получению пермита (специального китайского пропуска с большой круглой красной печатью) мы получили разрешение на посещение этого, ранее закрытого для иностранцев, места. В то время эти руины никого не интересовали, автомобильной дороги к ним не было, они ещё не были отражены в путеводителях и не приобрели популярности как, например, уже ставшие широко известными, руины в Гуге. Ночевали мы без палаток, на полу заброшенных пещер, наблюдая за ярким звёздным небом, точно также как его древние жители. На многие возникшие вопросы об истории этого места не было никаких ответов, и лишь после возвращения домой, по прошествию почти двух десятилетий, появились первые научные публикации об этом удивительном месте.
После приобретения известности пещерный город Кьюнглунг Нулкар частично потерял свои особые чудесные качества и превратился в обычное красивое эккурсионное место, доступное для всех желающих. Сюда проложили асфальтированную дорогу, а для поъёма на вершину к кирпичному королевскому замку возвели лестницы с ступеньками. Но мы застали заброшенные руины города ещё неизвестными для мира, с занесёнными пылью реликвиями, артефактами и бумажными пергаментами на полу в пещерах, с ещё не пересохшими рядом с городом горячими источниками, и без металлических лестниц с перилами для туристов.
На момент нашего посещению Кьюнга в 2006 г. информации о нём было крайне мало, само истороическое существование Шангшунга оспаривалось и его зачастую относили к мифам. Лишь спустя десятилетия, после первых китайских археологических экспедиций и потрясающих находок, подтвердивших существование здесь древней культуры Шангшунга, появились первые книги и научные монографии, значительно расширившие представления об истории добуддийского Тибета. К началу 2025 г. на китайском и английском языках опубликованы десятки книг об исследовании Шангшунга. Ни одна из них пока не переведена на русский язык, но они доступны для ознакомления на языке оригинала в цифровом формате на англоязычных и китайских рессурсах.
По возвращению домой об этом путешествии я написал книгу «Тибет. На крыше мира», изданную московским издательством «АСТ» дважды в 2008 и 2011 гг. С момента первой публикации этой книги прошло более 15 лет. За это время было опубликовано много новых научных данных по результатам китайских археологических исследований на Цинхай-Тибетском плато, доказавших раннее процветание Шангшунга до начала возникновения истории Тибета, в научный оборот введены переводы, неизвестных ранее бонских текстов, в которых в частности упоминается Серебряный дворец Гаруды, а появление современных машинных переводчиков ИИ, с возможностью качественного перевода со всех языков, теперь позволяет легко знакомиться с большим массивом научных статей и PDF-книгами, изданными на английском, китайском и др. языках. Особенно много научных статей по этой теме опубликовано в калифорнийской социальной сети для учёных Academia.edu[3]. Пришло время обновить текст. Собственно, я и не прекращал работу над ним. В 2020 г. я издал в Иркутске обновлённую и значительно расширенную редакцию книги под названием «Чистая земля Шамбалы. Тибет на крыше мира»[4]. Появившиеся интересные дополнительные сведения побудили меня в третий раз полностью переписать и обновить первую редакцию текста с учётом введённых в научный оборот новых знаний. Похоже, что существует особая магия неразрывной личной связи с знаковыми для человека местами посещений, для одних таким местом силы и притяжения становится священный Кайлас, для меня знаковым символом Шамбалы стал Серебряный дворец Гаруды, куда очень похоже состоялось главное путешествие в моей жизни. В новой книге – дополнения по этой теме, интерес к исследованию которой сохраняется все эти годы. Я часто вспоминаю дни и ночи, проведённые в заброшенных пещерах Кьюнглунга, и всё больше убеждаюсь, и ощущаю, что это то самое место, искомое долгие годы многими неутомимыми поисковиками – Входные Врата в Шамбалу.
Для большинства людей Шамбала по-прежнему остается символом духовных исканий, до сих пор не найденным мифическим царством просветленных мудрецов, расположенным где-то за пределами нашего физического мира, достигнуть который могут только чистые помыслами и сердцем. В действительности все это не совсем правильно, вполне возможно, что местность Шамбуган (Шамбала, состоящая из 96 княжеств) уже давно найдена в долине Сатледжа и известна сейчас под названием королевство Гуге. Именно в этом главном месте в истории распространения буддизма в Тибете образовалось в древности королевство, где буддизм получил государственную поддержку и было возведено в XI–XII вв. 108 буддийских монастырей. Прекрасно сохранившиеся пещерные города и буддийские храмы здесь сконцентрированы в колоссальном количестве. Это – ключевой район для поиска легендарной земли мудрых махатм. В долине Сатледжа также процветал древний Шангшунг, об истори которого учёным известно меньше.
В статьях энциклопедий можно прочитать: «Шамбала – мифическая страна, находится севернее реки Сита (местоположение неизвестно) в окружении восьми снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В народных легендах Тибета и Гималаев Шамбала – своего рода рай на земле; это страна могущественных Махатм, или Великих Мастеров, которые управляют судьбами человечества. Хотя такое место в мире, которое представляет Шамбалу, и может существовать, оно не является реальной землей из некоего мифа. Считается, что Шамбала не может быть обнаружена на этой планете или даже в другом дальнем мире. Точное географическое положение Шамбалы не установлено, и существует множество теорий, например, что она находится в Центральной Азии к западу или северу от Тибета, монголы полагали, что она находится в горной долине на юге Сибири, европейцы искали её в Гималаях, а тибетцы, наооборот, были уверены, что она находится где-то в Европе. В тибетском буддизме Шамбала – таинственное идеальное царство, обитель Ваджрапани и Амитабхи, которое, как считается, приведет верующих к золотому веку в будущем. Разные культуры по-разному понимают местоположение Шамбалы. Где находится Шамбала? Это вековая тайна, легенда, которая существует уже тысячи лет». Осмелюсь утверждать, что многое, от начала до конца в этих определениях неверно.
Начнем с того, что будет ошибочным считать страну мифической, если в официальной «Синей летописи» тибетского буддизма говорится, что в Шамбалу в XI–XIII вв. свободно ходили паломники вместе с купеческими караванами, и путь в которую описан в специальных «Дорожниках в Шамбалу». Да и как может быть страна, подарившая миру Калачакру не существовать на самом деле. Реальность существования Шамбалы подтверждалась странниками и монахами, приносящими из Шамбалы священные буддийские рукописи. Количество подобных текстов из Шамбалы настолько значительно, что далай-лама XIV однажды заметил: «Если такое множество текстов Калачакры прибыли из Шамбалы, как может страна быть только фантазией?»
Свидетельства об ее местоположении в древности имеются в бонских текстах, карты этой страны до сих пор висят на стенах бонских монастырей, точно известно, что находилось это царство в правой части реки (верховьях) реки Сита. Правильно определив местонахождение реки Сита, можно точно определить где находилась Шамбала в древности.
В этой книге рассказывается о поисках Шамбалы – мифического, тибетского рая, чистой земли буддистов. Свою точку зрения, не всегда совпадающую с общепринятыми убеждениями, я в тексте по возможности максимально подкрепляю многочисленными цитатами и точными ссылками на первоисточники, чтобы сомневающиеся читатели могли самостоятельно обратиться к этим книгам. Правильное правописание тибетских географических названий и исторических имён на русском языке отредактировать в ряде случаев сложно, многих из них нет в орфографическом словаре, а их фонетическая транскрипция, основанная на произношении, вносит искажения и разночтения, что затрудняет понимание о каком месте идёт речь. Большинство тибетских топонимов имеют различные варианты написания и транслитерации. Я старался использовать в тексте официальные картографические названия (Указатель географических названий на русском языке) и перепроверять в сомнительных случаях их с помощью нейронной сети Алиса АI.
Неисчерпаемы тайны земли – загадки запретных территорий в охранительной изоляции пустыни Гоби, таинственные обители восточных мудрецов в гималайских пещерах, загадочная связь всего этого с прародиной человечества на Белом острове, да мало ли, причин для новых и новых путешествий! Научные исследования со временем смогут объяснить многие загадки истории. Но пока этого не произошло, остаются неразгаданными тайны, есть повод для новых экспедиций, приключенческий дух и романтика которых доступны всем желающим и в наши дни!
Увлекательных Вам путешествий,
с пожеланием найти свою Шангри-Ла
Сергей Волков
002 Слева на всю страницу, как стр.8 в «Чистой земле». Рваная тханка, как на файле PDF, поверх изображения надпись: В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДАРНОЙ ШАМБАЛЫ
История загадочной страны, в которую могли проникнуть только «те, чьи помыслы безупречно чисты», и тайна ее местонахождения до сих пор будоражит воображение и манит исследователей. Упоминание о Шамбале, святой земле высочайшей мудрости и блаженного счастья, можно встретить в научных трудах востоковедов и в дневниках путешественников по азиатским просторам, в теософских трудах и в древних буддийских книгах Тибета. О Шамбале спорят мистики, много пишут последователи Н. Рериха, говорят известные религиозные деятели.
Шамбала – это слово сразу вызывает в памяти образы скрытой чудесной земли с могущественными махатмами которые управляют судьбами человечества, летающими тибетскими йогинами и таинственными пещерами с уснувшими в них атлантами. Чего только не было написано и выдумано о Шамбале за долгие годы творчества писателей и различного рода сочинителей. Практически все современные искатели приключений, побывавшие в Тибете, в своих рассказах считают обязательным традиционное упоминание мифа о Шамбале, а все более-менее значимые первые исследовательские экспедиции в Тибет, совершенно не имевшие цели поиска этой легендарной страны, усилиями журналистов, теперь объясняются лишь исключительно поисками этой чудесной земли. Так произошло, например, с известной экспедицией нацистов в 1939 г. под руководством Э. Шеффера, в дневниках которого в действительности Шамбала даже не упоминается, и с Центрально-Азиатской экспедицией Н. Рериха, шедшей в Лхасу с дипломатическими целями, а не для поисков Шамбалы. Интересно привести перечень эпитетов, которыми в различных сочинениях награждается Шамбала, которую из множества превосходных эпитетов называют «Страной тысячи имён»: это и «Страна бессмертных», «Царство магов», «Страна Великих Мастеров», «Потаенный центр мира», «Духовный центр мира», «Оазис космической культуры», «Наследие исчезнувшей цивилизации», «Источник древней мудрости», «Шарнир времени», «Страна Великого Белого Братства», «Место трёх тайн», «Твердыня Великого Знания», «Обитель света», «Оазис света», «Затерянный рай на земле», «Чистая земля среди чистых земель», «Мир гармонии и совершенства, где все человеческие мечты становятся явью», «Запрещенная территория в центре Гоби», «Хорошо организованная община мудрецов в сердце Азии», «Шамбала – центр счастья и место цели», «Место невоброжаемого изобилия и покоя», «Земля блаженства», «Совершенный мир», «Самое священное слово Азии – Шамбала». Такое множество эпитетов не может быть случайным. Шамбалу считают духовным центром мира, увидеть который может только тот, кто обладает очищенным осознанием йога и желает этого с чистыми помыслами. У людей разное видение – кто истинно верует, тот обязательно увидит Великую страну небесной благодати.
Для многих эта таинственная страна стала символом духовных исканий, расположенная где-то за пределами нашего физического мира царством, достигнуть которого могут только чистые помыслами и сердцем. Узреть её могут только продвинутые йоги в четвёртом измерении, недоступном для зрения обычных людей. Однако многие ученые полагают, что у легендарной Шамбалы есть вполне реальный прообраз – долина Гаруды с многочисленными пещерными городами, протянувшаяся на Цинхай-Тибетском плато по верхнему руслу реки Сатледж, протекающему между Гималаями и хребтом Гандисе. В течение долгих лет Тибет был закрыт для иностранцев. Неудивительно, что об этой горной стране сложено столько чудесных историй. В начале XX в. было широко распространено убеждение, что где-то в спрятанных от мира горных гималайских долинах живут сверхлюди, обладающие силами и знаниями, намного превышающими известные западной науке, оттуда они тайно руководят судьбами мира. Рассказы первых исследователей, которых ламы старались не подпускать близко к своим тайнам, создали образ Тибета как загадочного мистического святилища, защищённого высочайшими горами на Земле. Мистическая аура окружает Тибет и в наши дни, когда он уже полностью открыт для туристов со всего мира, а к древним пещерным комплексам проложены асфальтированные дороги.
В представлении тибетцев Шамбала – единственная из чистых земель, которая существует на земле. Достичь таинственной и скрытой Шамбалы или родиться в ней – равносильно достижению нирваны при жизни.
Тибетский лама Кьябдже в современной книге «Свобода жизни и смерти», согласно буддийской доктрине о недосягаемости и скрытности Шамбалы для простых людей, пишет: «Шамбала – это физическое место на той же планете, что и мы, но, поскольку её технологии значительно превосходят наши, её обитатели сумели скрыть всё своё царство, сделав его недоступным, невидимым и неизвестным для нас. Даже наши самые передовые радары и спутниковые системы не могут её обнаружить».
Легенда о Шамбале – неразрывно связана с Калачакра-тантрой и значима в буддизме из-за своей связи с будущим. Предсказано, что воинство Шамбалы выиграет последнее сражение на Земле с силами зла и невежества, после чего на землю из чистой страны Тушита[5] придет Будда грядущего – Майтрея (санскр. – «Тот, кто есть любовь») по всей земле распространится учение Калачакры. Наступит счастливая эра буддийского учения – Золотой век всеобщего процветания и блаженства. Сюжет о грядущем сражении сил добра и зла получил широкое распространение, таким образом, Шамбала стала достоянием всего человечества. Миф о земле всеобщего счастья и Владыках Шамбалы – «Грозных Держателей Колеса» оказался востребованным в разное время совершенно разными людьми по национальности и своей культуре: сначала буддийскими верующими, потом русскими староверами, позднее известными теософами, мистиками разных школ и направлений, искателями приключений, различными авантюристами и романтиками-мечтателями. Традиция мифа, несмотря на кажущуюся разнородность людей, соприкасавшихся с Шамбалой, не прерывалась более тысячелетия. Культ Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит на буддийских территориях Центральной Азии – в Тибете и в Монголии, где в его честь отлито множество великолепных бронзовых статуй, которые в настоящее время украшают коллекции музеев и действующие буддийские храмы.
Майтрея – бодхисатва 9 уровня, просветленное существо уровнем Превосходной Мудрости, которого Шакьямуни назвал Буддой будущего мирового периода. В иконографии буддийского искусства, где каждый изображённый жест и предмет имеет определённый символизм, Майтрея изображают в разных позах сидящем на троне или белом коне, стоящем в полный рост на круглом основании, символизирующим бутон цветка лотоса с округлыми лепестками цветов по периметру. Его стройная фигура традиционно окрашена в золотистый цвет, волосы аккуратно уложены тугими заплетёнными прядями на голове в объёмный пучок (шишка), и спереди украшены изображением ступы, символизирующую в буддизме чистую природу ума и Просветление. Правая рука согнута в локте и направлена к зрителю открытой ладонью в жесте дхармачакры (буддийской проповеди, дарующей благо), когда большой и указательный палец при соединении образуют кольцо. Левая рука держит сосуд с амритой (тиб. bum pa) с узким носиком. Кувшин (сосуд, украшенный драгоценностью) в буддийских символах также – одна из 9 благих эмблем, означающая священное хранилище скрытых сокровищ.
Даже сейчас в начале XXI века можно подвергнуть анализу составляющие сюжета изначального мифа о Шамбале, проследить его эволюцию и внесение последующих дополнений современниками, и в итоге, отсеяв все современные домыслы, вернуться к исходному содержанию самого мифа. Казалось бы, что мистическая Шамбала, какой ее представляли еще несколько столетий назад, будет и дальше оставаться в таком же качестве. Но сначала, проявилось верное знание о местонахождении священной страны Уддияны, которую, как и Шамбалу, раньше относили к мистическим странам, затем учёные признали Шангшунг, а теперь постепенно и Шамбала, как синоним бонской Олмолунгринг, становится понятнее и реальней. Территориально ее все увереннее определяют вблизи Кайласа в долине Сатледжа, в Западном Тибете, и факты, о которых будет рассказано в этой книге, говорят в пользу этой версии. Среди множества гипотез возможного местонахождения Шамбалы доминирует буддийское представление об ее небесном расположении в другом пространстве-времени, куда могут попасть только чистые сердцем. Наряду с этим широко распространенным среди буддистов представлением существуют также многочисленные исторические указания на реальное существование в древности княжеств Уддияна и Шамбала. Об этом можно прочитать в бонских и тибетоязычных рукописях. Вполне возможно, что последующие исследования ученых внесут дополнительные уточнения и история Шамбалы будет полностью раскрыта, но пока Шамбала, подобно мифу об Атлантиде, остается для многих легендарной страной, и на ее поиски на Крышу мира по-прежнему устремляются романтики.
Считается, что жители страны Шамбала в результате йогической практики и изучения Калачакры стали могущественными и мудрыми, и даже сама местность приобрела чудесные свойства. Согласно традиционным представлениям Шамбала единственное место, где сохраняется в исконном изложении первоначальная Калачакра-тантра. Впервые Шамбала становится известной в связи с проповедью в Индии Буддой Шакьямуни царю Сучандре в 878 г. до н.э. по тибетскому летоисчислению. По мнению современных европейских историков, проповедь этой доктрины относится по исправленной долгой концепции – 483 (±3) г. до н.э. или короткой – 380 (±30) г. до н.э. Сидхартха Гаутама, позднее прозванный Буддой Шакьямуни родился около 560 г. до н.э. В возрасте 35 лет под деревом бодхи в местечке, ныне известном как Бодхгая, он достиг полного просветления, и умер в возрасте 80 лет, т.е. исходя из этих дат, передача тантры Калачакры царю Сучандре могла действительно состояться, как указано в долгой концепции, примерно в 483 г. до н.э. В летописях сказано, что «для помощи жителям девяносто шести областей своей страны царь Шамбалы Сучандра отправился в Индию и попросил учение Калачакры у Будды. Поэтому Калачакра имеет особую связь с Шамбалой».
Чтобы правильно понять, причины выделения европейцами Шамбалы из всего класса чистых земель буддизма, следует напомнить о доминирующих научных представлениях конца XIX–ХХ вв. В то время, были распространены представления об Атлантиде и полой Земле, процветала теософия и спиритизм, существовала вера в сохранившиеся от предыдущих цивилизаций хранилища тайных знаний. Тибет был закрыт для посещения европейцев с 1793 г. и поэтому представлялся идеальным местом, где могли существовать духовные центры мудрецов. В появившихся публикациях об исследованиях Центральной Азии, среди прочего, говорилось и о загадочной Шамбале. В восприятии европейцев Шамбала скоро стала одним из таких сокровенных духовных центров, скрывающим в себе наследие и мудрость предыдущих цивилизаций. Отрывочные сведения о, хранившемся в духовных центрах, эзотерическом знании, которое дает человеку полную власть над миром, стали поводом для поиска Шамбалы многочисленными искателями приключений. Хотя в самом Тибете, согласно «Синей летописи» буддизма в Тибете, среди перечисленных святых мест на первом месте значилась Уддияна, а Шамбале отводилась второстепенное значение.
Специалисты знают: в глубинных, изначальных сюжетах любого мифа обязательно лежит какое-то рациональное ядро. В мифе о Шамбале – это сведения о том, что жители этой страны достигли больших успехов в практике Калачакры, поэтому в Шамбалу стремились попасть буддисты-практики, чтобы разрешить свои сомнения в изучении самых сложных тантр Калачакры. Мы не знаем точно, где находилась Шамбала в древности, но археологи и учёные определили ключевой район, в котором самая высокая концентрация буддийских памятников в Западном Тибете. Это территория древнего королевства Гуге, именно сюда и в Уддияну стремились попасть верующие для изучения Калачакры. В 2004 г. в 40 км от Цапаранга – столицы тибетского королевства Гуге, был обнаружен неизвестный ранее обширный комплекс Дунгкар с более чем 2000 пещер. В одной из пещер, получившей название «Пещера мандал» можно увидеть прекрасно сохранившиеся на стенах огромные 4-метровые мандалы Калачакры. Стены пещер, расположенных одна над другой, хранят самые древние в Западном Тибете изображения Будды и первых правителей Шангшунга. Все стены и потолок пещеры покрыты цветными фресками. Ничего подобного нет больше нигде в Тибете.
Распространение знания сдерживалось закрытостью для непосвященных Калачакра-тантры, остающейся чрезвычайно сложной для восприятия и в наши дни. Публичное обсуждение этого учения по традиции не приветствуется, а тайный эзотерический смысл передается только в процессе обучения от учителя ученику в устной форме. Неразглашение сокровенного знания, является одним из существенных аспектов тантры и многих других эзотерических традиций. Причина такого требования заключается в том, что, раскрывая тайны непосвященным, человек попусту растрачивает энергию, может навлечь неприятности на тех, кто не готов к восприятию, и самое, главное, может получить нежелательные кармические последствия для самого себя, если будет необдуманно распространять знания среди недостойных и неподготовленных людей. По этой причине европейцы первоначально получили лишь смутное представление о Шамбале и Калачакра-тантре.
003 На следующем развороте страниц после разворота с фото 002. Нечетная страница, справа – колонка изображений логотипов книг, ниже стопка книг о Шамбале cкомпоновать из 004-01 – 004-10. + на левой странице Вверху – статуэтка по контуру.
Большинство письменных источников, содержащих описание Шамбалы, являются тибетоязычными. Согласно традиции о соблюдении тайны, написаны эти тексты «сумеречным языком» (сандхья-баша[6]). Сумеречный язык отличается красочностью метафор, скрывающих истинное значение от непосвященных. Лама Анагарика Говинда, посвященный буддийской тантры, по этому поводу пишет: «символический язык не только служит защитой от профанации сакрально посредством интеллектуального любопытства, ложного толкования йогических методов и психических возможностей невеждами и непосвященными, но является следствием того, что средствами, обыденной речи невозможно высказать высшее проявление духовного опыта. Неописуемое состояние, понятное лишь посвященному или практику, может быть выражено лишь иносказательно, посредством аналогий и парадоксов»[7].
Тем не менее, несмотря на строжайшие тайны, знание о Шамбале в Центральной Азии, в первую очередь среди тибетцев, получило широкое распространение и нашло свое отражение, как в летописях, так и в буддийском искусстве. Известны – тибетские, китайские, монгольские и бурятские, живописные тханки Шамбалы на шелке, изображающие эту священную страну совершенно одинаково: в виде 8-лепестковой страны, окруженной снежными горами. В центре этой страны высится драгоценный дворец Калапа и на троне восседает Владыка Шамбалы. Созданы эти произведения буддийского искусства в основном в XVIII–XIX в. по буддийским канонам и отражают мифические представления о чистой земле Шамбале.
Попробуем разобраться, что в этом мифе было изначально, а что принесено фантазией современных авторов.
Таинственная азиатская Шамбала, подобно Атлантиде из диалогов греческого мудреца Платона, породила множество противоречивых мнений и споров среди ученых и читателей. Уже в средние века, ее местоположение, стало загадкой. Шамбалу пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Священную страну искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. Из Тибета на север на ее поиски отправлялись буддийские паломники, а с севера на юг, из Туркестана и Алтая в это же время двигались в поисках «обетованной земли» русские староверы. Проблема таинственного царства в центре Азии нашла отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. О великих махатмах Шамбалы сообщали Е. Блаватская и Рерихи, благодаря этому знание о Шамбале было распространено далеко за пределами Азии. По большому счету, если бы не поэтические очерки Н. Рериха и идея Е. Блаватской о Белой Ложе гималайских махатм европейцы, вряд бы так широко заговорили о Шамбале.
004 Репродукция картины Рериха в ширину полосы 1/2. Подпись: Картина Н. Рериха «Тангла песнь о Шамбале», 1943 г.
Знаменитый русский художник и мыслитель Н. Рерих в очерке «Сердце Азии» писал: «Если будет произнесено здесь самое священное слово Азии – Шамбала, вы останетесь безучастны. Если то же слово, будет сказано по-санскритски – «Калапа[8]», вы также будете молчаливы. Если даже произнести здесь имя великого Владыки Шамбалы – Ригден-Джапо[9], даже это громогласное имя Азии не тронет вас. Но это не ваша вина. Все сведения о Шамбале так рассеяны в литературе. На Западе нет ни одной книги, посвященной этому краеугольному понятию Азии»[10]. С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала стала классическим примером одной из загадок Центральной Азии. Несмотря на многочисленные письменные свидетельства, никому так и не удалось найти никаких подтверждений реального существования Шамбалы в прошлом. Княжество Шамбала не входило ни в одно реальное государство, из чего делают вывод, что Шамбала является мифическим, а не историческим образованием. Ни в тибетских, ни в индийских, ни в китайских административных хрониках нет достоверных упоминаний о реальном государстве Шамбала как политическом субъекте. Нет ни монет, ни печатей, ни дипломатических документов, которые бы подтверждали её существование. Этой страны не оказалось на древней карте мира, среди известных учёным реальных исторических стран, в то время, как например, Уддияна исторически документированный регион, где процветало буддийское учение имеет конкретную локализацию, подтверждённую археологией и текстами. Таинственное царство Шамбала севернее Индии не оставило о себе конкретных археологических следов на земле, хотя существовавшие в X–XI вв. одновременно с ней буддийские монастыри королевства Гуге с живописными фресками в Алчи и Того (сейчас в Индии), Тхолинге и Дунгкаре прекрасно сохранились до наших дней. Имена её царей не совпадают с известными из официальной тибетской истории династиями царей. Возможное отождествление Шамбалы с изначальной землёй бона Олмолунгрингом – внутренней частью Шангшунга (600 г. до н.э. – VII в.), вступает в противоречие с частыми упоминаниями, что Шамбала была, страной где все жители приняли буддийское учение Калачакра (формирование Калачакры-тантры происходит в X–XI вв.), а в это время Шангшунг уже потерял своё могущество и был подчинён Тибету, но удивительным образом совпадает со временем забвения имени страны Олмолунгринг, исповедующий бон, и распространением в Тибете буддийского мифа о Шамбале.
Буддийский монастырь, существовавший в средние века в Кьюнглунге был полностью разрушен во время китайской Культурной революции. Пещерный комплекс Кьюнглунга по количеству пещер (более 250) значительно уступает пещерному комплексу в Дунгкаре, где по оценке археологов их насчитывалось в период процветания около 4 тыс., поэтому очень трудно определить главный духовный центр. Вероятно, если Шамбала существовала как реальное место и соотносилась с страной Олмолунгринг, то это на самом деле была протяжённая территория, протянувшаяся от Кьюнглунга по долине Сатледжа до Цапаранга и далее.
Авторитетный немецкий исследователь бона Хельмут Хоффман, автор книги «История Западного Тибета» писал: «Страна Шамбала, несомненно, находится вне Индии, и, по всей вероятности, первоначально это была реальная область, но со временем ее стали считать чисто мифическим царством». С течением времени Шамбала стала отождествляться в тантрическом буддизме с чистой землей, к перерождению, в которой стремятся все истинные буддисты. Многие духовные учителя (включая современных тибетских лам и теософов) подчёркивают, что Шамбала – не физическое место, а состояние сознания или духовный центр, доступный лишь тем, кто достиг определённого уровня просветления. О Шамбале стали говорить, как о месте, расположенном в другой реальности или в другом измерении, доступном для взора лишь духовно развитыми личностями. Учение о духовной сфере Шамбалы заняло центральное место в тайной тибетской доктрине Калачакры. Поиск духовной сферы Шамбалы (особого качества духа) является конечной целью всех учеников Калачакры, постичь суть, которой можно лишь, достигнув просветленного состояния души, через сложные медитативные практики.
Считается, что попасть в Шамбалу могут только избранные, истинно верующие буддисты, прошедшие предварительное очищение и добившиеся определенных успехов в религиозных практиках. Многочисленные поиски Шамбалы в Гималайских горах ни к чему не привели, поэтому принято считать, что Шамбала в настоящее время стала невидимой и переместилась в иной мир, но мудрецы Шамбалы по-прежнему поддерживают связь с избранными ими представителями человечества.
Среди ученых-востоковедов нет единого мнения о Шамбале, как древнем царстве, реально существовавшем в прошлом. Сегодня это остаётся полем для дискуссий и требует научного подтверждения. Заброшенные пещерные города Шангшунга, в частности его столицу – Кьюнглунг в долине Сатледжа пока невозможно с уверенностью соотнести со столицей Шамбалы. Там не найдено никаких памятных стел с надписями подтверждающих эту гипотезу, тем не менее многие факты указывает на то, что этот пещерный город – претендент номер один в списке возможных древних прописок Шамбалы.
В противовес гипотезе ученых, в представлении религиозных мистиков Шамбала недоступна для посещения и размещается в смежном пространстве, в другом измерении. Так, что же в действительности скрывается под названием «тайного центра всего мира» и «невидимого правительства всего человечества» в этом азиатском мифе? Что же такое Шамбала – миф или историческая реальность?
Большинство исследователей ХХ века считали легендарный тибетский рай мудрецов – Шамбалу мифическим царством, не являющейся реальной исторической страной, которую нельзя обнаружить на нашей планете. Путешествие в Шамбалу – духовное, а не физическое, объясняли они. Шамбала невидима для духовно неподготовленных людей и лежит на границе физической реальности, подобно шарниру времени, соединяющему физический мир и мир запредельный. Попасть в нее могут только чистые сердцем, продвинутые йогины в совершенных снах и видениях. Однако, переводы бонских текстов, осуществленные в последние годы, говорят о Шамбале, как о реальной земной стране в прошлом. Последователи бон, древней добуддийской религии Тибета, заявляют, что в действительности Шамбала – это Олмолунгринг, Первоначальное Святое Место, родина их первого великого учителя Шенраба, источник их учения, которая в древности располагалась вокруг горы Кайлас, священной как для индусов, так и буддистов. Главные духовные религиозные центры находились здесь во время процветания и могущества империи Шангшунг (приблизительно – с 600 г. до н.э. до VII в.) сначала в бонском Кьюнглунге, затем после его разрушения и упадка, главный духовный центр после распространения буддизма в Тибете переместился в буддийский монастырь Тхолинг западного тибетского королевства Гуге (866–1635 гг.). Этот район, протянувшийся от тибетского Кьюнглунга до Гуге по долине Сатледжа с большим количеством слабо изученных пещерных городов вероятнее всего и стал прообразом легендарной Шамбалы. На хронологической шкале время процветания легендарной Шамбалы может быть отнесено предположительно к периоду XI–XII вв. Маркерами времени её существования являются летописные упоминания Уддияны и Шамбалы как реальных стран, которые посещали торговые караваны и паломники в VII–XI вв., а также достоверные исторические факты о дате распространения доктрины Калачакра в древнем Тибете.
Чистая земля Шамбала, также как полярная гора Меру, это – знакомые многим образованным людям слова и понятия, но недостижимые в действительности объекты на физическом плане нашей Земли. Достичь их можно только в своём воображении, практикуя Калачакру. Цель этого духовного поиска на пути к себе – перерождение в чистой земле, где все счастливы и не существует болезней и страдания. В крайне тяжёлых высокогорных условиях существования подобные размышления о чудесной земле помогали выживать глубоко религиозным тибетцам. Они верили, что когда-то очень давно жители Шамбалы, по мере успехов в процессе постижения Калачакры, стали сиддхами – йогинами, достигшими сверхобычных способностей. Вследствие этого их страна (спрятанная долина) обрела духовную чистоту и стала недоступной (невидимой) для обычных людей, хотя и находилась ранее где-то в нашем мире. В итоге длительного развития мифотворчества слава и величие реальной древней страны уже в средние века переплелись с вымышленной. Олмолунгринг – длинная долина Сатледжа, ставшая колыбелью добуддийской цивилизации Шангшунга, после своего исчезновения и забвения, по мнению тибетцев переместилось на небо и стала прообразом небесной Шамбалы. В бонских текстахутверждается, что Олмолунгринг тождественна Шамбале. Легенда, возникшая в новой доктрине – буддийском учении Калачакра в 1027 г., превращает Шамбалу в обширную страну с 96 княжествами, её столичный город Калапа, согласно сакральной географии, в которой перемешаны реальные географические объекты и вымышленные, располагается южнее Великой Снежной («Владыка гор» – Кайлас). Для убедительности мифа в средние века буддийскими учёными сочиняется хронология царей Шамбалы, удлиняющая историю её существования вплоть до эпохи Будды Шакьямуни, поэтому ни одно из имён легендарных царей Шамбалы нельзя найти в существующих тибетских хрониках о реальных исторических царских династиях. Согласно этому списку, в наше время Шамбалой правит Ригдан XXI Анируддха (санскр. – «Беспрепятственный», тибетский перевод имени – Магагба). Воцарился в Шамбале в 1927 г., будет править 100 лет. Однако, где он сейчас правит и существует ли он вне буддийской доктрины – большой вопрос.
Сами тибетцы уже забыли о древних географических названиях и считают, что Шамбала, если и находилась в Тибете, то сейчас скрылась во времени и если искать ее, то нужно идти из Тибета на север – в таинственные горы Куньлунь, в Монголию, Синьцзян (северо-западная провинция Китая) или даже в Россию. Некоторые тибетцы думают, что для поиска недосягаемой страны нужно отправиться еще дальше на север. Споры о возможном точном месторасположении Шамбалы не утихали до последнего времени. Однако при всем этом разноречивом хоре разных мнений, если поинтересоваться о Шамбале у знающих бонских лам непосредственно в Тибете, то они вам покажут то место, которое раньше именовалось Олмо, Крайний Шангшунг, известной на западе под именем – Шамбала. Для них нет никакой тайны Шамбалы, да сейчас она скрылась, как все исчезнувшие во времени древние страны и переместилась на небо, но ее следы на земле сохранились до сих пор. А если внимательно вчитаться в переводы древних текстов, можно обнаружить массу незамеченных ранее точных указателей местоположения Шамбалы. Остаётся только разводить руками и удивляться разнообразию придуманных фантазий о всесильной Шамбале до сих пор управляющей миром.
Объективно разобраться, в опубликованных на сегодняшний день, версиях и определениях Шамбалы достаточно сложно, в разнообразии толкований уже утеряно подлинное первоначальное значение. На английском и русском языках издано огромное количество книг и статей о Шамбале. В современном Тибете многие ламы, не имея доступа к новейшим научным публикациям и результатам археологических исследований, обладают менее полной информацией о Шамбале, чем западные читатели. Их представления о мифической стране лишены системности, содержат противоречия и выдают определённую путаницу в трактовках.
В поисках правильных ответов мне пришлось перечитать всю доступную по этому вопросу литературу, услышать массу противоречивых мнений, во время своих экспедиций по Центральной Азии встречаться с монгольскими, бурятскими, непальскими и тибетскими ламами. При этом я убедился, что буддийские ламы часто не знакомы с бонскими текстами, а бонские ламы не хотят знать буддийских, и все они совершенно не интересуются и не знают современных научных работ по истории и археологии Тибета. Очень часто ответы лам свидетельствовали о довольно узком и специфическом знании, не выходящем за пределы их религиозных школ. В Иволгинском дацане, ответы лам на вопросы о Шамбале чаще всего сводились к общим формулировкам, подобным высказыванию непальского ламы Пима Рангрига Дордже, с которым я долго беседовал. Он вырос в Западном Тибете, рядом с горой Кайлас, но совершенно ничего не смог рассказать о Шангшунге и ее древней столице Кьюнглунге, которая находится недалеко от места его рождения. О Шамбале он сообщил только стереотипную формулировку, известную со слов далай-ламы XIV: «Сколько людей, столько мнений. Каждый выбирает версию, которая ему ближе. Каждой дхарме (учению) свое время, когда она появляется на свет. Сейчас Шамбалы нет, скоро в определенное время она проявится. Сейчас вы ее не увидите и не услышите, но, когда ее время настанет, она проявится физически». Распространенный стереотип о мудрых буддийских ламах, к которым долго идут в горные обители для получения ответов на самые сложные вопросы, на деле оказался ложной выдумкой журналистов. Их знание целиком и полностью базируется на религиозных догмах, и чаще всего ограничивается результатами лишь изучения исключительно только буддийских сутр. Многие ламы длительное время проживают в уединении и полной изоляции от внешнего мира в своих затерянных в горах монастырях, не выезжая далеко за пределы монастырских стен. Там нет библиотек с книгами и Интернета. Они могут достичь духовного просветления путем практики медитации, и в религиозных вопросах по буддизму им нет равных. Однако, лишенные многих достижений западной цивилизации – современных электронных средств общения, и возможности знакомиться с новейшими научными публикациями, в вопросах истории своей страны их ответы бывают ошибочными.
По мере перевода тибетских и бонских текстов на русский язык в научный оборот были введены новые исторические хроники, и сейчас уже очевидно, что миф о Шамбале получил наибольшее первоначальное распространение в Индии и Тибете. Он был связан с реальной земной Шамбалой, расположенной в гималайских горах севернее Мадхьядеша, который в прошлом находился в среднем течении Инда.
В «Махабхарате» упоминается селение Самбхала, место появления десятого аватара Вишну. В буддийской традиции (особенно в тантрическом учении Калачакры) Шамбала превратилась в идеальную страну, где правит царь Сучандра и сохраняется высшее знание.
До первой публикации Н. Рериха очерка «Шамбала» в 1930 г., кратко упоминала о «баснословной Шамбале» в своих трудах Е.П. Блаватская, основательница Теософского общества, которая дала следующее определение в «Теософском словаре»: «Шамбала – исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в индийских пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает ее в Гималаях»[11]. Однако в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватская определяет местоположение Шамбалы в другом месте – в Гоби и называет ее «ныне «баснословная» Шамбала в пустыне Гоби». Прекрасно написанные очерки Н. Рериха о мифах Азии, после проведения Центрально-Азиатской экспедиции 1923–1928 гг., вызвали повышенный оккультный интерес, так началась великая эра Шамбалы в западной литературе. Сейчас количество опубликованных пересказов о потаённых гималайских долинах и чистой земли Шамбале на разных языках мира так велико, что вымысел писателей переплетается с историческими фактами, и воспринимается как подлинная история. У истоков распространения мифа о Шамбале на Западе в первую очередь стоят русские теософы Е. Блаватская, А. Безант, Н. Рерих, Е. Рерих, позже – их последователи. Даже мировой бестселлер Эндрю Томаса «Шамбала – оазис света», опубликованный впервые в 1977 г. на английском языке в Лондоне под английским псевдонимом написал наш соотечественник, ученик Н. Рериха – А.П. Бонча-Томашевский.
В очерке «Шамбала Сияющая» в поэтической форме изложены основные сведения о Шамбале известные Н. Рериху: «Когда Вы читаете много книг о Шамбале, частично переведенных на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Если ты знаешь, что Шамбала находится здесь, на земле, если ты знаешь, что все может быть достигнуто здесь, на земле, тогда и вознаграждение придет здесь, на этой самой земле и в этом воплощении»[12].
057 и 058 сгруппировать на развороте на разных страницах, маленькие 1/8. Текст 057: Традиционное изображение Шамбалы на старинных тханках. Тибет Текст 058: Современная тханка Шамбалы. Китай
Древние мудрецы говорили, что поиски сферы знаний Шамбалы, благодатно влияют на карму любого живущего, а за сознательное и постоянное устремление к высотам Шамбалы человеку воздается уже при жизни. Буддисты говорят, что Учение Шамбалы, настолько священно и высоко, что даже незначительная крупица знания Шамбалы, сама по себе благодатна, и может кардинально изменить жизнь человека. Считается, что Шамбала (Sham-bha-la) – единственная из Чистых стран, которая доступна для посещения, это не запретная страна, но попасть в нее могут лишь те, кого позвали, и кто обладает сверхъестественными силами, так как дорога туда трудна и опасна. Шамбала может восприниматься и современными людьми, готовыми для восприятия, благодаря медитации в определённых святых местах, имеющих связь с этой великой местностью. Этому способствует древняя практика «хождения» – паломничество к святым местам, медитация в пустынной местности в уединении, которое с древних времен является необходимой частью мистического обучения, посещение буддийских святынь и изучение Калачакры-тантры. Считается, что без глубокого знания Калачакры-тантры попасть в Шамбалу невозможно.
Как получить правильные ответы, чтобы найти дорогу в Шамбалу, и где ее искать – в Тибете, в Гоби, в горах или в пустыне? Отвечают: «Путь Шамбалы укажет Вам дорогу, когда начнете искать, двери откроются». Еще ламы говорят: «Мы не считаем, возможным дискутировать на темы наших убеждений. Если вы хотите, чтобы Шамбала была, мы это подтвердим. Если хотите, чтобы ее не было, мы подтвердим это также. Ваши убеждения – это ваши убеждения, мы согласимся с ними в любой трактовке. Но если вы изучаете нашу историю, обучаетесь в нашем учебном заведении, будьте любезны, принимать то, что говорим мы. Либо прекратите процесс обучения в нашей школе».
[1] Э. Бернбаум. Путь к Шамбале. М.,2005 г., с. 18–19.
[2] Подробнее С. Волков. Легенды и предания Ольхона. Иркутск, 2024 г.
[3] Платформа насчитывает более 250 миллионов пользователей и содержит более 50 миллионов научных статей по различным дисциплинам.
[4] Волков С. Чистая земля Шамбалы. Тибет. На крыше мира. Иркутск, 2020 г. – с. 224.
[5] Тушита (санскр. – «радостный»), в буддийской мифологии блаженный мир, чистая земля, где обитают бодхисатвы; им управляет Майтрея.
[6] Шри Свами Рама – наследник традиции гималайских мудрецов в книге «Жизнь среди гималайских йогов» М.,2002 г., с. 13, пишет: «Гималаи – страна, где был рожден Сандхья Баша. Некоторые современные филологи пытались перевести и истолковать слово «Сандхья Баша» как «язык сумерек». Фактически, тот путь, которым меня учили этому языку, всецело отличен от того представления, которое имеют по этому поводу современные писатели. Это чисто йогический язык, счастье говорить на котором доступно лишь некоторым йогам, мудрецам и адептам. В философском и идеалистическом смысле язык Сандхья Баша очень похож на санскрит, поскольку каждое слово в нем вытекает полным значением из своего корневого звука. Сандхья Баша – язык, предназначенный для обсуждения лишь духовных вопросов, его словарный запас не дает возможности обсуждения деловых вопросов этого мира».
[7] Anagarika Govinda. Foundations of Tibetan Mystcism. London: Rider,1969 г.
[8] Калапа (санскр. Kalapa, «Части, составленные вместе») – название города, столицы Шамбалы, а не страны.
[9] Термин Калкин (санскр. Kalki) – идеальный Правитель, заменен в тибетских переводах на термин Ригдан (тиб. Rigs ldan). В тибетских переводах 25-й правитель /Калкин/ Шамбалы носит имя Рудракалки (санскр. Raundrakalki). В иконографии Ваджраяны имя 25-го Калкина принято переводить как: Рудрачакрин. Имя, используемое Н. Рерихом – «Ригден-Джапо» – перевод с тибетского языка имени 25-го правителя Шамбалы и, вероятно, возникло от тибетского Rigs-ldan Drag-po, что в переводе с тибетского означает «кулика Свирепый (обладающий Колесом)».
[10] Н.К. Рерих Избранное, М.,1990 г., с. 157.
[11] Е. Блаватская. «Теософский словарь».1892 г., (М.,1998 г.).
[12] Н. Рерих. Шамбала сияющая. М.,1991 г., с. 29.