ДУНГКАР. ПЕЩЕРА МАНДАЛ – ПОРТАЛ В НИРВАНУ (ШАМБАЛУ)
Текст Сергей Волков, Иркутск. Глава из новой книги "Здесь была Шамбала" (2026 г.)
ДУНГКАР. ПЕЩЕРА МАНДАЛ – ПОРТАЛ В НИРВАНУ (ШАМБАЛУ)
Если и существуют контактные точки для перехода между мирами, то пещера мандал в гротовом комплексе Дунгкар в Западном Тибете – самое подходящее место для пространственно-временного портала в Шамбалу. Только надо вспомнить как им пользоваться. Ничего подобного нет больше ни в одной пещере Тибета и гималайских горах. Всё пространство пещеры пронизано магией геометрического узора многоцветных мандал – они занимают полностью все четыре стены и даже нарисованы на потолке, если в этом месте правильно прозвучат звуки буддийской мантры, то сознание медитирующего отправляется в нирвану (Шамбалу).

Дунгкар (Dung dkar) называют вторым Дуньхуаном, гигантский гротовый комплекс на высоте около 4030–4120 метров, в пещерах которого находится множество прекрасно сохранившихся буддистских фресок, возраст которых превышает тысячу лет (X–XIV вв.). Несмотря на свою историческую значимость, многие из пещер в округе Занда до сих поростаются малоизвестными.
Здесь находится самая удивительная пещера с буддийскими фресками мандал, обнаруженная на сегодняшний день в Китае. Пещерные гротовые комплексы в Дунгкаре и Пиянге были заново открыты в 80-е гг ХХ века, хотя их ранее посещал в августе 1935 г., итальянский тибетолог Джузеппе Туччи. Когда из-за обвалов песчаных стен открылись эти красочные пещеры, первыми открыли этот кладезь, богато наполненный разнообразными артефактами, местные пастухи, которые успели разграбить все ценное, остались одни фрески на стенах. И только спустя время о находке стало известно государству. В 1994 г. их исследовали археологии Сычуаньского университета, в 2013 г. пещеры с фресками были включены в национальный список по охране ключевых культурных реликвий. Теперь гроты охраняются, и в них могут попасть только учёные по специальному разрешению, посещение туристов ограничено.



В китайском путеводителе об этом уникальном историческом памятнике написано: «Эти храмы являются одними из древнейших и самым интересным буддийским сооружением в Западных Гималаях, однако их общая история до сих пор не отражена в исторических работах, а фрески в пещерах с повествованием о жизни Будды находятся в начальной стадии детального изучения. Эти фрески в пещерах очень редки в Тибете и даже по всей стране. Они отличаются от фресок, найденных в Лхасе, Шигадзе и других местах. Они сохраняют большое количество подробностей исторических костюмов персонажей, узоров и форм. Их исследовательская ценность и изысканность не меньше чем фрески Дуньхуана», – представил Хань Синган, человек, отвечающий за проект копирования и воспроизведения фресок Alibaba.





В 2003 году был запущен проект копирования и воспроизведения фресок «Гроты Дункгар – Пиянг» в масштабе 1:1 с целью архивирования находящихся под угрозой исчезновения культурных реликвий. Команда проекта наконец решила скопировать фрески на четырех стенах самого представительного грота Донга № 2. В научном заключении проекта говорится; «Каждая фреска занимает площадь 28 квадратных метров. Помимо обычных изображений с сюжетами о жизни Будды, бодхисаттв, защитников дхармы, монахов, апсар, статуй жертвователей и других буддийских изображений, фрески гротов Дунгкар также содержат рисунки животных, растений, узоры лотоса, различные пагоды. Самым особенным является то, что на фресках изображены драконы, фениксы, львы, слоны, лошади, коровы, овцы и т. д. Некоторые животные не являются местными для плато Али. Как и в случае с гротами в Индии, Дуньхуане и Синьцзяне, наиболее распространенной темой фресок здесь является летающее небо, красочное и милое. Поскольку цвета фресок в гротах Донгга и Пиянг получены из минерального сырья, они могут сохраняться в течение длительного времени и никогда не тускнеют. Поэтому цвета фресок в пещерах и сегодня остаются яркими. Масштаб пещер и изысканные фрески полностью сопоставимы с руинами Гуге. Они весьма своеобразны. Самые изысканные и удивительные фрески в гротах Дунгкара включают различные многокрасочные тантрические мандалы больших размеров.
За последние 10 лет в проекте приняли участие в общей сложности 26 художников и экспертов. После чрезвычайно сложной работы, такой как отбор оригинальных образцов и внешнее воспроизведение, недавно были завершены четыре репродукции фрески в масштабе 1:1.
Хань Синган сказал, что эти копии станут основой для реставрации фресок Дунга–Пиянга в будущем, и в то же время они смогут лучше продемонстрировать великолепную древнюю культуру Шангшунг внешнему миру: «В будущем с помощью этих копий каждый сможет лучше познать великолепную древнюю культуру Шангшунг».



Предварительные исследования показывают, что храм в Дунгкаре является одним из восьми главных храмов, построенных в период Ринчен Зангбу династии Гуге. Он был построен в Х веке и когда-то был важным культурным центром королевства Гуге. Чтобы защитить эти два чуда, пещеры Дунгкара и Пиянг в настоящее время закрыты для публики».
К северу от пещер Дунгкара расположен комплекс гротов Пиянг, который также представляет собой масштабные руины, состоящие из храмов, замков, гротов и пагод. На склонах горы находится около 1000 пещер. Хотя некоторые из них рухнули, общий масштаб больше, чем в Дунгкаре. В августе 1935 г., итальянский тибетолог Джузеппе Туччи, посетивший это место, записал в своём дневнике: «Ни в каком другом гомпа Западного Тибета я не восхищался таким количеством шедевров искусства, которые могли бы составить заслуженную гордость наших лучших музеев. Почти все эти статуи могут быть датированы не позднее XII–XIII века и имеют бенгальское происхождение. На многих из них сзади имеются санскритские надписи, в чем я лично мог убедиться в нескольких случаях. На стенах великолепные живописные композиции, которые если и не относятся к самым древним, определенно могут войти в ряд наиболее совершенных и искусных из встреченных мною в Западном Тибете… Работа настолько точна, цвета настолько ярки, рисунки настолько разнообразны, что потолок кажется покрытым нежнейшими вышитыми тканями. Даже в Цапаранге или Толинге я не восхищался более изысканными произведениями искусства; очевидно, эти фрески Дунгкара являются настоящими шедеврами живописи Гуге в ее полной зрелости».

Подпись фото: Среди них сохранились лишь несколько из первоначальных 12 глиняных статуй в Пещере 2. Осталось всего несколько фрагментов, но форма пещеры и фрески относительно хорошо сохранились, особенно Это трехмерная структура с четырьмя концентрическими цилиндрами, расположенными друг над другом на вершине пещеры[1]. Царство дхармы на фреске на потолке пещеры Донгга № 2. эта мандала принадлежит Ваджрному миру. Фреска на потолке пещеры Донгга № 2 показывает положения Будд в мандале Царства Дхармы. Вера Манджушри и паниндийская культура, популярные в регионе, главный приоритет технических исследований Из таблицы 2 видно, что фресковые надписи часто являются прямыми отрывками. Направление пещер во второй зоне меняется с севера на юг, с востока на запад, с небольшим U-образным распределением. Всего здесь 145 пещер. Третья область начинается от дна долины, поворачивая на запад до самого западного конца руин Пиянг, и насчитывает в общей сложности 247 пещер.

Одна из пещер в Дунгкаре, с большими фресками от пола до потолка на всех стенах, получила персональное название «Пещера мандал». Для выполнения подобной росписи стен детализированными огромными мандалами Калачакры необходим кропотливый труд на протяжении долгого времени, и буддийские мастера, глубоко понимающие суть этого учения. Пещерный комплекс в Дунгкаре являлся самым крупным для своего времени – по оценке учёных в пик расцвета здесь могло насчитываться около 4000 обитаемых пещер. Возможно, что именно сюда и шли многочисленные паломники, желающие разрешить свои сомнения в понимании трудных моментов учения Калачакры. О ключевом значении этого района в древности свидетельствует и масштабы пещерных поселений: количество пещер во «Входных вратах долины Кьюнг» Кьюнглунг Нулкаре – 742, в столице Цапарангге – 879, Дунгкаре – сохранилось до наших дней около 2000 пещер. Археологические раскопки, начатые в Тхолинге и Дунгкаре в 2019 г. подтверждают, что в XI–XII вв. это были самые значимые религиозные центры в Западном Тибете. С 1999 по 2001 год факультет археологии Сычуаньского университета и Бюро культурных реликвий Тибетского автономного района раскопали ряд царских гробниц недалеко от памятника Пиянг Донгга в округе Занда. Радиоуглеродное датирование древесной щепы, обнаруженной в гробнице, показало, что возраст гробницы составлял от 2100 до 2700 лет назад.
ПРИЛОЖЕНИЕ (внизу по ссылке): научная статья о пещерах Дунгкар - Пиянг на английском языке с большим количеством фотографий

[1] Фреска Ю Цзы Зай Мандала - Ян Ляо 廖旸 To be Subdued or/and to be Assimilated: The Hindu and pan-Indian Deities in the Pantheon of Dharmadhātuvāgīśvaramaṇḍala painted on the Ceiling of Dungkar Cave 2
