НАРОДЫ СИБИРИ: ПОРТРЕТЫ КРАСАВИЦ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ

Фото 23 нояб. 2023 г.

Фотографии Сергей Волков

Добро пожаловать на Байкал!
В моём фотоархиве есть отдельный каталог для этнографических фотографий. Часть из этих фотографий - событийно-репортажная, другая постановочная. Несколько занятных историй о их создании в конце публикации. Среди них есть фотографии друзей, а также совершенно случайных людей, прохожих, с которыми происходила мимолётная встреча, но если случался контакт, иногда получалась удачная фотография. 

"Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговорить со мною, почему бы тебе не заговорить со мною? Почему бы и мне не начать разговор с тобой?" / Уолт Уитмен. Тебе/

Почему бы нам не сделать фото?

НАРОДЫ СИБИРИ Каталоги фотоконкурсов. 2020 г. (+2021 г.)
Каталог фотоконкурса Иркутского областного отделения Русского географического общества и журнала «Иркутское фотографическое обозрение ИФО–ФОТО» 2021 г. Издательство Принт Лайн, Иркутск (+ предыдущий каталог 2020 г.). Каталог издан на средства гранта Общественной организации «Иркутское областное отд…

БУРЯТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

В обиходе сегодня не встретишь бурятскую национальную одежду, украшенную ожерельями и бусами из коралла, нефрита, нешлифованного янтаря, малахита или комплектами серебряных монет. Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви – эрмэг гутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца, связанные с космосом. Голубая ткань шапки — это небо, отделка из темного меха внизу символизирует Байкал. Дэгэл – национальный костюм, расшитый золотыми узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или три ряда атрибуты женских украшений, имеющих специальное назначение для ухода за кожей либо за ногтями.

Монгольская национальная одежда

Этнографический архитектурный музей "Тальцы", 47 км Байкальского тракта, Иркутск

В Бурятии в старину почти в каждом улусе жил мастер, будь то чеканщик или резчик по дереву. При дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы. Наиболее древним приемом бурятских мастеров была насечка серебром и оловом по железу. Изделия выполнялись в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни, золочения, зерни, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Обязательным элементом парадного украшения и мужчин, и женщин были ножи – хутага. Им приписывалась магическая функция оберега от всякого зла. Когда в семье рождался мальчик, у его изголовья сразу же клали нож. С ними связывалось представление о мужском духе – хранителе рода, поэтому его очень ценили, передавали от отца к сыну. Рукоять и ножны богато украшались серебряными накладками, нередко инкрустированными каменьями. Изготовлялись ножи с накладками из тонких серебряных пластин, украшенных изображениями драконов, львов, летучих мышей, «узла счастья».

Ёрдынская красавица 2017 г. - Шарина Василена, Республика Саха
Красавицы Ёрдынских игр

Ёрдынские игры – межрегиональный этнокультурный фестиваль, называемый в старину Ёрдойн наадан (Ёрдынские игры). Свое название игры получили от имени сопки Ехэ Ёрдо в долине р. Анги. У ее подножия, вплоть до XVII–XVIII вв., проводился крупный бурятский праздник.

Красавицы из Монголии на Ёрдынских играх
Разворот из альбома "На память о Байкале"
Круговой танец - ёхор вокруг священной горы Ехэ-Ёрдо. Фото Сергей Волков

К числу старинных предметов относятся и огнива – хэтэ. Они состоят из стального бруска-кресала и небольшого кожаного футляра для хранения кремня и трута. Для огнива брали кожу темного цвета, на которой ярко выделялись серебряные накладки. Наряду с ножом и огнивом непременной деталью мужского одеяния были подвески. Все украшения богато орнаментированы понятными каждому буряту символами. Отвага, сила, удача сопутствовали владельцу этих предметов.

Веками вырабатывался порядок, по которому женщина-бурятка носила украшения, соответствующие тому или иному возрасту. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Кроме того, несколько ниток кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Особое пристрастие бурят к дорогому камню – он поступал транзитным путем, его покупали у купцов, расплачиваясь скотом, – объясняется поверьем, что коралл приносит счастье.

Мороз - прогулке не помеха!
В гостях у Снежной Королевы

Проводы на новогоднюю работу
"Вырви глаз" для аппетита
Портрет таёжника у костра
Мы вместе сделали это!
На страже порядка. Молодая Россия

Многочисленны женские накосные украшения. У бурятки на концах кос были привязаны фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же украшенное насечкой кольцо. Кроме того, судя по старым фотографиям и сведениям пожилых людей, девушки и молодые женщины носили на всех пальцах, кроме среднего и большого, кольца и перстни.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы – гуу. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам. На круглых гуу узоры композиционно строятся почти по одной схеме: вписанное в круг стилизованное изображение дракона, «бесконечного узла счастья», или драгоценности – чинтамани. Квадратные гуу, как правило, в центре имеют чеканное изображение знака тибетского письма, а вокруг в ритмическом порядке располагаются восемь буддийских драгоценностей.

Казаки в Тункинской долине

СУРХАРБААН. Ежегодно в начале лета, как правило в первое воскресенье июня, проводится бурятский национальный праздник Сурхарбаан, что дословно означает «стрельба в сур», т. е. в кожаную мишень. Это время, когда сельское бурятское население свободно от хозяйственных работ: посев уже прошел, скот нагуливает жир, сенокос еще не начался. Праздник был установлен после Октябрьской революции в противовес устраиваемым в это же время ламским и шаманским молебнам обо тахилга, тайлаганам и хуралам с привлечением широкого круга верующих. В программу кроме стрельбы из лука входят и другие национальные виды спорта: конские бега и борьба. На празднике, который проходит при большом стечении народа, можно увидеть выступление фольклорных ансамблей в национальных бурятских костюмах. В программе выступлений обязательно присутствует бурятский национальный танец ёхор.

Золото Колчака!
Разворот фотоальбома "БайкалМоторШоу"
В песках Хонгорын-Элс, пустыня Гоби, Монголия
Детскийм океан удовольствий
Зимний портрет на фоне замёрзших наплесков байкальских волн, остров Огой, Малое Море
Наследники Чингисхана
ОЛЬХОНСКИЙ ШАМАН ВАЛЕНТИН ХАГДАЕВ
Текст и фото Сергей Волков ПУТЕШЕСТВИЕ С ШАМАНОМ Впервые мы встретились в конце 1980 гг. возле священной Шаман-скалы, одной из девяти святынь Азии, расположенной в сакральном центре Байкала на острове Ольхон. Шаман выполнял, понятные одному ему, древние обрядовые действия. Его фигура в национально…

До конца XVII в. в Прибайкалье не было государственных границ. Ко времени прихода русских в Сибирь в Прибайкалье проживали четыре основные племенные группы: булагаты, эхириты, хонгодоры и хори. Кроме этого на территории проживали многочисленные и разобщенные родоплеменные группы монголов, племена тюркского и тунгусского происхождения, известные их современникам под общим именем «лесные народы». Первые русские летописи называли «брацкими» народами. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби.

Гравированные изображения народов Сибири и Иркутска на рисунках XVII-XIX вв.
Текст Сергей Волков Ссыльный поляк Леопольд Немировский (1810-1883) по специальному разрешению генерал-губернатора Восточной Сибири В. Руперта был включен в качестве рисовальщика в 1844 году в экспедицию по Восточной Сибири и Камчатке. Его рисунки послужили иллюстрациями к альбому «Путешествие по В…

Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности. По данным самой первой из известных бурятских летописей «Балжан хатанай тухай дурдалга», в 1648 г. буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII–XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности – буряты. Предположительно название произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», по другой версии, от корня «бу» – «охотник, ловец соболя».

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.