ИКОНОГРАФИЯ ШАМБАЛЫ
Текст Сергей Волков
Легенда о Шамбале имеет отражение в буддийской иконографии. В Тибете, Непале, Индии, Монголии, Бурятии можно встретить разнообразные тханки Шамбалы, картины и скульптуры ее многочисленных правителей, живописные полотна с изображением грядущей шамбалинской войны. Все они созданы сравнительно недавно в XIX–XX вв. и отражают мифический образ Шамбалы из буддийского учения, а не реальную историяескую землю. Никакая другая священная страна, даже такая известная, как «Страна дакинь» – Уддияна в долине реки Сват, не удостоились такой чести увековечивания в художественных образах на буддийских тханках в таком разнообразии.


12 апреля 2018 г. в Ланьчжоу открылась 10-я выставка произведений искусства Китая, на которой была продемонстрирована самая большая в мире окрашенная в серебро тханка «Царство Шамбала», имеет высоту 2,3 метра и длину 3,6 метра. Агентством по сертификации мировых рекордов (WRCA) официально признана «крупнейшей в мире серебряной тханкой».
На буддийских тханках[1] Шамбала традиционно изображается в виде восьмилепесткового круга или круглой сферы, парящей над поверхностью земли, в окружении двух колец из неприступных снежных гор. На бонских – изображается в виде квадрата. Замечу, что бонский Олмолунгринг – «Длинная долина» Сатледжа на снимках из космоса находится в окружении подобных снежных гор.
Внутренняя часть сферы, изображаемая на тханках Шамбалы, совпадает по своей форме с Колесом учения (санскр. Dharmacakra – одна из восьми благих эмблем, представляет собой единство всех вещей) – мандалой, состоящей из восьми спиц и поделенной на восемь симметричных секторов. Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» заповеди Будды Шакьямуни: 1 – Праведное воззрение. 2 – Праведное мышление. 3 – Праведная речь. 4 – Праведное поведение. 5 – Праведный образ жизни. 6 – Праведное усилие. 7 – Праведное осознание. 8 – Праведное созерцание. В плане земля Шамбалы точно повторяет форму Колеса учения, это символизирует, что сама земля Шамбалы является источником знания. Считается, что после принятия посвящения в Калачакру и достижения успехов в ее практике, жители страны, а следом и местность приобрела чудесные свойства, поэтому посещение священной земли Шамбалы сулит всяческие блага и способствует совершенствованию йогической практики.
Связь Шамбалы с учением Калачакры («Колесо учения») подчеркивается и в изображениях правителей Шамбалы, именуемых «Держателями Колеса», которые держат в руках металлический круг из кованного золота – мандалу[2] Колеса учения. На изображении 7-го Калкина Шамбалы (Восточный Тибет, XVIII в.) в левой руке правителя находится мандала, в точности повторяющую иконографическую форму страны Шамбалы. Подобные металлические круги-мандалы можно увидеть и в руках Владык Шамбалы других династий и первых правителей Тибета (бронзовая статуэтка короля Тисонг Децэна, Тибет, XIV в., тханка 25-й Калкин Шамбалы). Указание, что Владыка Шамбалы является Держателем Колеса учения есть и в тибетоязычных текстах.
Шестой панчен-лама написал шесть коротких стихотворений, предназначенных для ежедневного чтения и медитации:
«К северу от Индии лежит легендарная Шамбала,
С драгоценным камнем – городом Калапой – в центре,
Там в ее центре, сидит на троне,
Усыпанным самоцветами,
Словно верхом на волшебном летучем коне,
Рудрачакрин, Грозный Держатель Колеса»[3].
Описание металлической мандалы в 1887 г. сделал русский исследователь Монголии А. Позднеев: «Мандала – это ничто иное, как металлическое блюдо, кованное из золота, серебра, или из меди. Особенность его состоит в том, что на нем выковывается изображение всего мира в том виде, в каком существует он по понятиям буддийской космологии. Таким образом, в самой середине мандалы (в подражание существованию посредине всего мира) выковывается возвышение, знаменующее гору Сумеру. Гора Сумеру, по космологии буддизма, состоит из четырех драгоценностей, а именно вся восточная сторона состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, а северная из золота. Согласно этому ламы по четырем сторонам возвышения, делаемого на мандале и долженствующего изображать гору Сумеру, вставляют отдельные кусочки серебра, ляпис лазури, яхонта и золота. Далее на четырех сторонах круга таким же точно образом делаются изображения четырех больших тибов (большая часть, остров) и восьми малых»[4].

Количество изображений на старинных живописных холстах Шамбалы не столь велико, как, например, распространенный сюжет в буддийской иконографии чистой земли – Сукхавати, рая Будды Амитабха[5], который в классе чистых земель по буддийской традиции относится к самому высшему. Кроме высшего разряда чистых земель (преддверие нирваны) в буддийской иконографии широко представлены изображения различных небесных стран – райских земель Будд прошлого, настоящего и будущего. Отличие чистых земель высшего порядка – их нахождение далеко от планеты Земля, по представлению буддистов, перерождение в этих землях делает невозможным возврат на землю и освобождает из круга перерождений. Шамбала, где сохраняется и практикуется изначальное учение Калачакры, относится к классу священных земель, из которых возможен последующий возврат к земной жизни.
В буддизме в древности были разработаны, необычные для того времени на взгляд современников представления о множественности обитаемых миров и многомерности пространства, к разработке подобной концепции только сейчас приближается современная квантовая физика. Среди многомерного пространства, по представлению буддистов, особое место занимают «Чистые земли». Считается счастливым перерождение в одной из чистых стран. В зависимости от индивидуального восприятия верующего облик таких миров может изменяться. Другими словами, воспринимаемых воображением верующего райских земель, бесчисленное множество, столько же, сколько самих воспринимающих и способов их восприятия. Существуют миры различных божеств, будд, миры бодхисатв, асуров, дакинь, миры людей, животных, духов, жителей ада, нечистые миры и т.д.
К высшему разряду чистых земель относится небесная «Страна счастья и блаженства» (Сукхавати) – райская земля будды Амитабха, расположенная в особом измерении в западном направлении от земли, в которой обитают лишь совершенные. В системе «пяти будд» в искусстве Амитабха изображается красным цветом, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лотосом в руках. Он изображается в центре композиции в двухэтажном павильоне, украшенным штандартами из разноцветного шелка. У буддистов Махаяны эта высшая райская земля подробно описана в трактате «Описание рая Сукхавати».
У каждого буддийского божества имеется свой райский мир. Тушита – «Чистая земля бодхисатв», в которой пребывают бодхисатвы[6] на десятой стадии духовного роста, до того, как становятся полностью «Совершенно просветленными». По буддийскому канону в раю Тушита вокруг центра изображается восемь великих бодхисатв. В раю Тушита в настоящее время пребывает бодхисатва Майтрея[7], ожидая времени своего перерождения в Кетумани и обретения «Наивысшего полностью совершенного просветления». Это должно случиться по предсказанию в недалеком будущем, когда воинство Шамбалы очистит мир от невежества и зла, после чего Майтрея придет на землю, как Будда грядущего. Это предсказание о роли Шамбалы в установлении на земле «золотого века буддийского Учения», связанного с приходом Майтреи, является ключевым в легенде о Шамбале и традиции изображения священной земли – Шамбалы, откуда на землю приходит воинство во главе с двадцать пятым Владыкой Шамбалы – «Гневным держателем колеса».
Юрий Рерих, рассказывая о Будде грядущего, знакомит читателей с тибетской легендой, рассказанной Фа Сяном, китайским паломником V в. н. э.: «Он передал нам легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая будет лежать спрятанной до тех пор, пока не настанет время воплощения Майтреи. Но не только чаша ожидает времени прихода грядущего Будды: в горах Куккутапада, близ Гайи, лежит тело Кашьяпы, сохраняющего монашеские одежды Гаутамы Будды. Когда Майтрея произведет свое явление в этот мир, он расколет гору чудесным образом и получит от этого святого одежду последнего Будды. Эти легенды Майтрея ясно отражают веру в то, что грядущий Будда придет, чтобы продолжить учение Шакьямуни»[8]. Его отец, русский художник Николай Рерих, хорошо знакомый с легендами о Шамбале и чаяниями буддийского мира, посвятил серию своих картин Владыке Майтреи. Образы бодхисатвы Майтреи, вырезанные в скалах, часто встречаются в Западном Тибете. Среди бронзовых скульптур бодхисатвы Майтреи выделяются своей выразительностью и художественным совершенством работы выдающегося монгольского скульптора Дзанабадзара.
Считается что, восприятие чистых земель возможно только для истинно верующих, полностью очистивших свою карму благими делами и помыслами. К чистым землям относились и некоторые земные страны, среди которых называют на первом месте страну Богов – Уддияну и на втором месте Шамбалу – хранительницу комментариев на сутры Калачакры. Первую страну – Уддияну, ученые в настоящее время единодушно определяют в средней части долины реки Сват (Пакистан), а Шамбалу в долине Сатледжа.
Иконография чистых земель может быть предметом отдельного исследования. Буддийские художники изображают эти земли строго по канону, в котором имеет значение каждая деталь, символ, цвет, геометрия и изображаемые детали. Например, Абхирати – чистая земля, рай будды Акшобьи изображается с зигзагообразной оградой лазурного цвета. Поталака – рай бодхисатвы Аволакитешвары с зигзагообразной оградой розового цвета. Кхечари – рай Ваджрайогини изображается в радужной оболочке с храмом на шестиугольном основании. Шесть концентрических кругов, символизируют шесть элементов: землю, воду, огонь, ветер, пространство и сознание.
Самые ранние тексты (тантры) ваджраяны[9] («Алмазной колесницы»), в традиции которой впоследствии было разработано представление о чистой земле относятся к V–VI вв. По преданию Амитабха – «Беспредельно сияющий Будда» – один из главных будд в махаяне и ваджраяне дал обет создать «землю Будды». Его имя упоминается в сутрах I–II вв. Примерно с VI в. получают распространение живописные символические изображения мандалы, представляющие собой сложную графическую схему устройства мира, в центре которой изображалось главное божество, а вокруг большое число других божеств. Мандалы предназначались для медитации. Размышление о мандале и визуализация исходящих от нее сил позволяет ощутить присутствие божества. Наиболее ранние изображения Рая Высшего Будды обнаружены в Дуньхуане (Китай) и датированы IX в. Искусствоведы отмечают необычайную распространенность иконографии райских земель в буддийской живописи в последующие века. Особое распространение этот сюжет в буддийской живописи получил в XVII–XX вв. По живописному канону в центре изображался восседающий на троне в золоченом храме Будда, вокруг которого размещаются другие божества, функции которых имели множество толкований. Райский пейзаж обычно обозначен золотым внешним кругом с радужными краями, внутри которого размещается райская сфера, как правило парящая над землей среди многоцветных облаков. В центре райской сферы размещался великолепный храм с позолоченной крышей, за которым находились деревья, сверкающие драгоценностями. Вокруг храма – обилие пышных цветов, лотосы, символизирующие чистоту и пруды с райским птицами. На некоторых тханках можно встретить изображения восьми благих эмблем буддизма, искусно вписанных в декор храма.
Буддийские тханки выполнялись на льняной или хлопчатобумажной ткани, а для особо важных изображений иногда на шелке. Ткань для тханки грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела, после чего тщательно полируется с обеих сторон. Используемые пигменты в живописи тханки – это непрозрачные минералы, как, например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать тханку более стойкой. Нарисованную художником тханку, вшивают в парчовое обрамление, которое выполняет важную магическую функцию – символизирует космические врата. После этого опытный лама совершает обряд освящения. Символическое изображение буддийских понятий и мифов на тханке служит источником образов для визуализации буддийским монахом во время медитации. Когда практикующие созерцают нарисованную мандалу, дух покидает физическое тело и входит в мандалу для практики.



Традиционное изображение Шамбалы в окружении снежных гор. Тханка Шамбалы, XIX в.
Наиболее известные китайские и тибетские тханки Шамбалы в основном датируются XVII – началом XX вв. Из девятнадцати старинных изображений Шамбалы, которые мне удалось найти в альбомах буддийского искусства, две датированы – XVIII в., остальные семнадцать – относятся к концу XIX – началу XX вв. На основании этих изображений, трудно сделать правильный вывод, изображалась ли Шамбала на живописных полотнах раньше этого времени, и ответить на вопрос в каком веке появились первые изображения Шамбалы проблематично. В «Синей летописи» (1478 г.) царство Шамбала описывается как реальное земное государство, в одном ряду со страной Уддияной, можно предположить, что еще в начале XV в. Шамбала не имела черт мифической страны. Самые ранние буддийские тексты о Шамбале, ставшие доступными для исследований, относятся к XVIII в. Одним из самых известных описаний пути в Шамбалу считается сочинение панчен-ламы VI, написанное Лобсаном Балданом Ешеем в 1775 г., когда царство Шамбала уже давно исчезло, и память о дороге туда в памяти людей стерлась.
Карта Олмолунгринг в бонском монастыре Гуругьям, Западный Тибет
На тханке Шамбалы принято изображать вверху изображения линию учителей, которые распространяли учение Калачакры, в центральной части – образ Шамбалы и в нижней – священную войну. В центре – владыка Шамбалы, восседает в своем дворце, окруженный восемью лепестками, символизирующие провинции страны с городами. Фигуры, показанные наверху, слева направо: Будда Амитабха, Калачакра с супругой, Будда медицины и шестой панчен-лама, автор самого популярного путеводителя в Шамбалу.
В центре, окруженным еще одним внутренним кольцом гор, лежит Калапа – столица Шамбалы. К востоку и западу от города находятся два красивых озера в виде полумесяца и ущербной луны, наполненных драгоценными камнями. К югу от Калапы находится прекрасный парк сандаловых деревьев, называемый Малайя (прохладная роща). Здесь первый Владыка Шамбалы построил огромную мандалу, мистический круг, воплощающий суть тайных учений, хранящихся в этом царстве, и символизирующий трансцендентальное единство разума и вселенной. К северу возвышаются десять каменных гор с святилищами.
В центре чудесного оазиса, окруженного непроходимыми пустынями и горами со снежными вершинами, лежит скрытая от посторонних глаз долина, с озером, и с островом посередине этого озера. В центре долины озеро с островом Священной земли, что объясняет одно из наименований Царства Богов: «Остров Шамбала». Согласно буддийскому учению, для того, кто достигает этой великолепной долины, спрятанной среди высоких гор, колесо воплощений останавливается, и он входит в нирвану. На живописных тханках центральный храм, где восседает Владыка Шамбалы, отделяется от сообщества практиков цепью гор, которые в свою очередь защищены от окружающего мира еще большими неприступными горами. Шамбала изображается изолированной от внешнего мира неприступными горами. Символика неприступных гор, или радужный золотой круг на тханке, подчеркивает разделительную границу между мирами – земным планом Бытия и небесным миром Будд, границу между знанием и невежеством. Шамбала, прежде всего – символ духовного просветления. Монахи искали Шамбалу не ради обретения в ней покоя и справедливой жизни, как, например, искали Беловодье русские крестьяне, а с целью получения знаний. Считалось, что в Шамбале Калачакра-тантра получила наивысшие развитие практики.

Царство Шамбалу изображают чаще в виде круга, редко в форме квадрата, но в обоих случаях страна изображается, поделенной на восемь внутренних и одну центральную область. Центральная, девятая область – самая главная и сокровенная, отделена от восьми других областей и в ней размещается дворец правителей Шамбалы. Общая композиция мандалы Шамбалы отчетливо выявляет три уровня: внешний – мир людей (земной план) и небо, внутренний – защищенный радужной оболочкой и отделенный от поверхности земли воздушным океаном и водой (мир знаний – Учение), и самый внутренний – сакральный (источник знаний – Будда). Одна из возможных визуализаций тханки Шамбалы может быть связана с понятием о трех драгоценностях: Будда, Дхарма (Учение), Сангха (Община)[10]. Три уровня мандалы Шамбалы – центральное сокровенное место, средняя внутренняя область и внешнее пространство имеет множество аналогий в мировоззрении центральноазиатских народов. Это три мира – верхний, средний и нижний. Это три приближения духовного пути в буддизме – самоотречение, трансформация и реализация (карма, реинкарнация, освобождение от кармы). Три поворота Колеса учения. Три этапа просветления Будды: «В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни. Во вторую ночь он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон. В последнюю ночь ему открылись четыре священные истины: знание страданий, источник страданий, освобождение от страданий и путь освобождения от страданий»[11]. Тройное деление – внешняя, внутренняя и центральная (самая внутренняя) области имеет и древнетибетская страна Олмолунгринг. Специальное исследование тройственности мандалы выполнили американские ученые Джон Фуджак и Патриция Динкелакер[12], которые отметили «взаимное проникновение и взаимное наложение всех трех духовных путей». Ими рассмотрено три поворота Колеса учения, адресованное трем группам людей, содержащее три уровня учения. И даже выполнена работа по сравнению тханки Шамбалы с планом Мекки, Каабой, где находится священный Черный Камень. При некоторой фантазии можно увидеть аналогии тханки Шамбалы и с планами древних протогородов, имеющих в плане круговую форму с двумя выделенными зонами, как и в Шамбале, самой внутренней и внутренней. Около двадцати древних уральских поселений Страны городов, в т.ч. Аркаим, имеют все в плане круглую форму. На плане этих поселений видно четкое разграничение на изолированную центральную и внутреннюю части протогорода.
Для медитации на мандалу Шамбалы и вхождения внутрь мандалы существует множество путей. В зависимости от подготовленности ученика и его знаний три уровня мандалы и восемь секторов могут восприниматься по-разному. Восемь секторов могут символизировать восьмеричный путь в буддизме. Для других медитирующих главным может оказаться символика девяти точек – девятиэтажная гора в основании храма Владыки Шамбалы, символизирующая девять миров и девять путей к просветлению, полноту и завершенность учения или девять точек, из которых строится мандала Шамбалы и свастика. Символика девятки присутствует на всех известных тханках Шамбалы. Даже на такой оригинальной тханке, где Шамбала представлена не в обычной проекции (Падмасамбхава). На буддийской тханке изображен утёс, в виде отвесного неприступного острова, который имеет девять отчетливых вертикальных ребер. Остров отделен водой реки от земли, но связан мостиком и дорогой с материком, по которой двигаются в Шамбалу и обратно монахи.
В буддийских легендах рассказывается о йогинах, которые в состоянии медитации или во сне посещали Шамбалу и возвращались обратно с физическими объектами – экзотическими фруктами и цветами, неизвестными ранее на земле, а также просыпались в своих кельях со страницами священных текстов в руках, которых у них до медитации в руках не было[13]. Во время своих медитативных практик отшельники налагали на местность, где жили, образ воображаемой священной земли, таким способом Шамбала находилась прямо там, где они жили и молились. Шамбала нарисована, парящей над поверхностью земли, уже в другом пространстве-времени. Сфера Шамбалы, окруженная кольцами радуги или радужной оболочкой, неприступными горами и кольцом воды, поделена на восемь секторов, подобных цветку лотоса – буддийскому символу чистоты. В центре изображается храм с Владыкой Шамбалы, сидящем на троне, перед которым расположены еще две или одна золотистые сферы, так называемые «тигле» – светящиеся радужные сферы с трехмерной и двухмерной мандалой Калачакры.
В восьми лепестках-провинциях видны жители, практикующие Калачакру, они надежно защищены от внешнего мира круговой цепью неприступных гор или непреодолимой энергетической радужной сферой. Вокруг сферы Шамбалы, парящей над землей, изображен внешний мир. Внизу – на земле происходит сражение войска Шамбалы с невежественными «лоло» (чужеземцами, иноверцами), а вверху изображения, на небе, восседают главные буддийские Божества. Калачакра, характеризует Шамбалу, как «область покоя», которая расположена за границами привычного мира, где-то в другом пространстве. Как говорят сами буддисты, Шамбала будет восприниматься таковой, какова фантазия самого воспринимающего. По определению ученого из Бурятии А. Стрелкова: «В традиционных описаниях Шамбала изображается идеальной буддийской страной. Ее форма подобна восьмилепесткомому лотосу: центральный город Калапа расположен в «чашечке цветка» – на круглом высокогорном плато, с которого по восьми направлениям сходят ледники и потоки воды, разделяя всю местность на «восемь лепестков». Охвачена страна покрытой не тающими ледниками кольцевой горой. На каждом из восьми лепестков расположено по двенадцать городов. В общей сложности лепестковых городов – девяносто шесть, поэтому Шамбалу называют также «Страна девяносто шести». В каждом из этих городов есть свой царь, и все они подчиняются царю Шамбалы, правящему в центральном городе»[14].

Тханки Шамбалы XIX–XX вв. Шамбала изображена парящей над землей, внизу на земле происходит сражение. В центре битвы – стреляющие пушки. Тибетский художник рисует современную тханку
Описание Шамбалы варьируется в зависимости от духовной позиции каждого. По буддийским представлениям «ее вид меняется в зависимости от кармы наблюдателя». Внешний вид Шамбалы на уроках Калачакры описывается по следующей традиции: «Внешне Шамбала имеет круглую форму и окружена горами со снежными вершинами. Внутри у нее форма расцветшего лотоса с восемью лепестками. В центре, подобно сердцевине лепестка, возвышается большой пик сияющей белизны. На севере расположен дворец, в котором обитают Святые Правители, или Держатели Каст. Этот дворец более обширен, чем дворец Индры. У него четырехугольная форма, и он имеет четыре двери. На наружных стенах изваяны из коралла танцующие богини. Здание имеет девять этажей, над которым развивается знамя, представляющее колесо дхармы. Три ограды, окружающие дворец, оттеняют его красоту. Здание покрыто золотой черепицей, откуда свисают украшения из жемчуга и бриллиантов. Рисунки, украшающие верхнюю часть наружных стен, – серебряные, а карнизы – из бирюзы.
Окна дворца из ляпис-лазури, тогда как двери и перекладины украшены изумрудами и сапфирами. Дворец имеет навесы, золотые знамена и покрыт крышей из драгоценностей и кристаллов, собирающих тепло, тогда как пол покрыт охлаждающими кристаллами. Столбы и перекладины в яшме. Дворец содержит невообразимые сокровища, такие, как ваза неисчерпаемых богатств, корова, выполняющая все желания, не посеянная жатва и дерево, которое удовлетворяет просьбы. В трех окружающих зонах обитает восемь богов, восемь Нагов, десять Покровителей Указаний, девять Великих разрушителей, восемь высших Планет, двадцать восемь Созвездий и т.д. Все изображено многочисленными символическими изображениями»[15]. На изображении Шамбалы можно рассмотреть «невообразимые сокровища, такие, как ваза неисчерпаемых богатств, дерево, которое удовлетворяет просьбы».
По предсказанию на земле должно будет произойти сражение с иноверцами во время правления двадцать пятого Калкина Шамбалы – Рудрачакрина. Согласно традиции школы гелукпа панчен-лама I Лобзанг Гьялчен (1570–1662) перевоплотится в Рудрачакрина и возглавит воинство Шамбалы в битве с варварами, одержит победу, после чего на земле воцарится золотой век буддийского Учения. Предводитель войск Шамбалы изображен на синем коне внизу в центре тханки. В тибетско-монгольском буддизме синим цветом с зеленым нимбом изображается «Держатель ваджры», один из главных будд ваджраяны «изначальный Будда» – Адибудда, но всего вероятнее, что это изображение 25-го Владыки Шамбалы. Одновременное присутствие Владыки Шамбалы и в своем дворце и на поле боя не противоречит буддийской логике, «совершенные», а именно таким является 25-й Калкин Шамбалы могли одновременно находиться в разных телах. Согласно предсказаниям индусов, возглавить войска Шамбалы должен будет Калки Аватар – «Аватар на Белом Коне», согласно северным буддистам – Майтрея, согласно браминам – Вишну. В индуизме это пророчество звучит так: «Небеса разверзнутся, и в конце Кали-юги Аватар появится восседающим на молочно-белом коне, с воздетым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного истребления нечестивых, обновления «творения» и «восстановления чистоты». Таким образом, истоки шамбалинской войны прослеживаются и в индийских мифах.
При внимательном изучении подробностей живописных военных баталий, бросается в глаза стреляющая пушка на колесах. Изображение пушки на тханке Шамбалы не единично, так из 17 доступных для анализа китайских и тибетских танок, стреляющая пушка присутствует на пяти из них, причем расстрелянные из этой пушки иноверцы, превращаются в пар, который тонкой струей перетекает через кольцо гор в сферу Шамбалы. Следовательно, и само изображение Шамбалы это уже современные представление о древнем мифе, и оружие уже может соответствовать представлениям художника во время написания полотна.
На тханках современных тибетских художников грядущая война Шамбалы с силами зла изображается с применением современного оружия. Монастырь Сэргомпа, Тибет
В музее религии, в монгольском храме Эрдэнэ-Дзу, построенном на развалинах монгольского Каракорума хранится интересное изображение Шамбалы XVIII в. Полотно на шелке размером 50 см на 1 метр создано черной краской путем оттиска с деревянного штампа. Надпись на тибетском переводится как «Шамбала». В центре рисунка расположено изображение храма у подножия, которого находятся две квадратные тибетские мандалы высших миров. На троне восседает царь Шамбалы. Вокруг храма изображены мирные города с цветущими садами и табуны домашних животных. На рисунках видны мудрецы, проповедующие слушателям тайные учения. По периметру эту картину процветающего государства традиционно окружает круглая цепь гор со снежными пиками. С внешней стороны гор, внизу рисунка многочисленные воины с обнаженными мечами ведут кровопролитную и непрерывную битву с силами зла. Рисунок выполнен в монгольской рисовальной манере с большим количеством жанровых сцен и действующих персонажей – сцепившихся воинов, наступающей конницы, лучников, борющихся и дерущихся с саблями и копьями воинов. Вверху на тханке по традиции изображены восседающие на облаках боги, невозмутимо наблюдающие за происходящей битвой на Земле.
017 Можно побольше на полстраницы или маленькое 1/8. Подпись: «Мандала –дворец Калачакры» или «Трехмерная башня Шамбалы», начало ХХ в., Музей истории Улан-Удэ
+ Лхаса Трехмерная мандала Калачакры построена на основе Сутры Калачакры.
Он был построен во времена пятого Далай-ламы и отреставрирован в 1680 году.
В середине всей мандалы находится очень красивый и сложный павильон в форме павильона, сделанный из меди, дерева и почвы. Поверхность башни инкрустирована 2279 бирюзой и жемчугом, 5168 красными кораллами, 3235 янтарем, 7419 лазуритами и стеклянными бусинами, а также 1896 хрустальными камнями. Вся мандала изысканна и роскошна.
В Музее истории в Улан-Удэ в экспозиции демонстрируется картина начала ХХ в. связанная с Шамбалой под названием «Мандала-дворец Калачакры» или «Трехмерная башня Шамбалы», на ней изображен дворец Калачакры в Калапе, столице Шамбалы. По преданию царь Шамбалы Сучандра (санскр. – Прекрасная луна) по тибетскому летоисчислению в 878 г. до н.э. построил в роще Малая (санскр. – Прохладная) в столице Шамбалы городе Калапе (санскр. – Части, составленные вместе) трехмерную мандалу Калачакры. Согласно сохранившимся описаниям дворец был окружен прекрасным садом и в этом саду на священном месте располагалась Калачакра-мандала.
В центре картины, внутри сферы, образованной радугой с солнцем и луной, нарисован трехэтажный дворец с венчающей башней. Дворец окружен пятью оградами – из разноцветного радужного сияния, алмазного (ваджра), слогового (биджа), водного и в виде орнаментированного золотого обруча. По углам дворец защищен изображениями двойных ваджр[16] – символа несокрушимости и твердости. Символически мандала, по трактовке специалистов по буддизму, представляет мандалу тела, речи и ума наивысшего Калачакры в виде божеств стадий посвящения, слогов-биджа и эмблематических атрибутов[17].
В буддийской иконографии наряду с тханками Шамбалы распространены изображения Калкинов – правителей Шамбалы, они имеются в музеях Китая, Тибета, Бурятии (датируются XVIII – началом XX века). С царя Сучандры начинается линия царей Шамбалы, практикующих Калачакру. Он сам и шесть следующих за ним носят титул Дхармараджа (санскр. – Царь-закон), и все вместе известны как семь Дхармараджей Шамбалы. Под этим титулом в древнеиндийской культуре обозначался идеальный правитель, царь – законоустроитель. Калкин Рудрачакрин – двадцать пятый и последний владыка Шамбалы, который по предсказанию должен возглавить воинство Шамбалы и одержать победу над варварами, изображен в гневном виде с красным цветом тела, с зажатой в правой руке ваджрой.
Властелин Шамбалы представляется идеальным правителем. Индийский философ Н. Зиммер отмечает, что: «Идея Универсального правителя имеет корни в до арийской Индии. Как буддийский символ он несет в себе значение Духовного Верховенства»[18]. При переводе на тибетский язык термин Калкин был заменен на термин Ригдан, и теперь Владыка Шамбалы на русском языке именуется в различных изданиях терминами или на санскрите, или на тибетском языке.


Мандала Высших Миров, Иволгинский дацан. Бурятия
Мандала высших миров располагается в специальном закрытом помещении. Существует запрет демонстрировать изображение мандалы в доступных для непосвященных помещениях храма. Это много смысловая картина для целей медитации, изображается с помощью цветного песка геометрическими фигурами и диаграммами со сложной символикой по буддийским канонам. Мандала символизирует вселенную и используется в медитации для расширения сознания. Визуализация этой сакральной Вселенной, возможна только при глубокой медитации в измененном состоянии сознания и не имеет ничего общего с картинами материального мира. Из пустоты с помощью визуализации мандалы вызывается образ «медитативного Будды». Считается, что Шамбала также невидима для простых смертных, только через продолжительную медитацию можно прийти к сакральному образу мандалы Шамбалы.
Образ райской земли распространен во многих культурах мира. Вывод знаменитого французского мыслителя, традиционалиста Рене Генона[19] о существовании истинной «Святой Земли», прототипа всех других «Святых Земель», духовного центра, которому подчинены все остальные, сформулирован следующими словами: «В настоящий период нашего земного цикла, то есть в Кали-Юга, эта «Святая Земля», охраняемая «стражами», скрывающими ее от взглядов непосвященных, обеспечивая при этом некоторые связи с внешним миром, на самом деле является невидимой, недоступной, но только для тех, кто не обладает необходимыми качествами, чтобы туда попасть. Следует ли рассматривать ее расположение в определенной области буквально или в качестве символа, или одновременно имеет место и то, и другое? На этот вопрос мы ответим просто, что для нас сами географические, как и исторические факты, обладают, подобно всем другим, символической ценностью, что между тем ни в коей мере не лишает их присущей им реальности, так как они остаются фактами, но наделяют их, кроме этой непосредственной реальности, еще и высшим значением»[20].
В конце XX в. тибетские художники создали новое самое протяженное живописное полотно в мире. Тибетская «Великая тханка» – картина-свиток длиной 618 метров, шириной 2,5, а весом около тонны, для написания которой потребовалось 4 года и более 300 художников, выставлена в пекинском Историческом музее. Это полотно уже вошло в Книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная тибетская тханка. Чтобы «наскоро» просмотреть ее, нужно потратить шесть-восемь часов, детальное же знакомство, предупреждают экскурсоводы-тибетцы, потребует около двух месяцев. Свиток, который смело можно назвать тибетской энциклопедией, включает сотни сюжетов и схем, он отразил космогонию тибетцев, их представления о происхождении мира, развитии жизни на Земле. Есть изображение Шамбалы – прекрасной страны среди снежных гор, обители мудрости и святости, оказаться в которой можно лишь благодаря долгому духовному самосовершенствованию. Многие фрагменты тханки доступны лишь посвященным лицам. Это мандалы – схематические планы, в которых зашифрованы сакральные знания, веками копившиеся в монастырях.
В отличие от Шамбалы бонская земля Олмолунгринг, тождественная в бонских текстах Шамбале, имеет вполне конкретную земную прописку в верховьях реки Сатледж (Сита) и хорошо известна бонским ламам и большинству современных тибетологов. При распространении буддизма, когда повсеместно местные божества, духи и священные горы покорялись ламами и получали новые имена, также новые имена приобретали и земли. Возможно, что изначальная реальная земля Олмолунгринг, изображаемая бонцами в виде квадрата, превратилась усилиями буддийских лам в недоступную и невидимую Шамбалу, скрытую от людей в другом пространстве и времени, и изображаемую в дальнейшем на буддийских тханках в виде круга?

Подробнее о Шамбале и Тибете
[1] Тханка (танка, тхангка – тибет. свиток) – священная живопись на холсте, реже на шелке. Тханка используется буддийскими монахами как источник образов своих визуализаций при медитации.
[2] Мандала – символическое изображение Вселенной. Одной из форм мандалы – является металлический круг из кованого золота, серебра или меди. На самой середине круга выковывается возвышение, символизирующую гору Меру, вокруг по буддийской космологии изображаются материки. На круг при жертвоприношении насыпают зерна и драгоценности, и дары подносят на круге-мандале божеству или чевствуему лицу.
[3] Это место взято из одной из семи молитв Шамбхале, написанных Шестым Панчен-ламой в конце 1920-х гг.
[4] А. Позднеев. «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства Монголии»1887 г., стр. 96.
[5] Амитабха – «Бесконечный свет», «Беспредельно сияющий Будда» – один из главных будд в Махаяне и Ваджраяне, имя которого упоминается в сутрах I–II вв. В его мифологическую семью входят два важнейших образа буддизма – Будда Шакьямуни (земное воплощение Амитабхи) и бодхисатва Авалокитерашвара (идеал махаянского сострадания). Согласно тибетскому учению о живых воплощениях, панчен-ламы являются воплощениями Амитабхи.
[6] Бодхисатва – тот, кто достиг совершенства, позволяющего стать Буддой, но остается в сансаре для осуществления помощи всем живым существам в их совершенствовании на буддийском пути освобождения.
[7] Майтрея – «Тот, Кто есть Любовь» – просветленное существо, бодхисатва, которого Шакьямуни назвал буддой будущего мирового периода.
[8] Ю. Рерих. Тибетская живопись. М., 2000 г. – с. 64.
[9] Ваджраяна – «Колесница Ваджры. Молниеподобная колесница. Алмазная колесница. Алмазный путь» – третье направление в буддизме, в котором духовное и текстовое наследие Хинаяны и Махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, мифологией и ритуалами.
[10] В ваджраяне это – (1) «драгоценный Учитель Будда», (2) «драгоценное Учение», (3) «драгоценная община».
[11] Религии мира. БЕЛФАКС.1994 г.
[12] John Fudjack and Patricia Dinkelaker. The Enneagram as «Triple Mandala».
Part II – The Third «Turning of the Wheel of the Teachings», <DIV align=left>1999 г.
[13] Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов. М.,2002 г.
[14] А. Стрелков. Приближение к Шамбале.2004 г.
[15] Эндрю Томас. Шамбала – оазис света. М.,1992 г., стр. 140.
[16] Ваджра – гланое оружие могущественного Индры: «молния, громовик или перун, как палица бога Индры», «алмаз» – в буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, «Просветления». «Алмаз» – символ неразрушимости, чистоты и превосходства тантрического учения. Изображения ваджры распространены в иконографии Индии, Ирана, Ближнего Востока.
[17] Иконография Ваджраяны. М.,2003 г., стр. 107.
[18] H. Zimmer. Philosophie of India. Bollingen,1951 г.
[19] Рене Генон (1886–1951 гг.) – выдающийся французский мыслитель, традиционалист, исследователь Традиции. В своих работах резко критиковал оккультизм, теософию и антропософию. В дальнейшем перешел в ислам, принял арабское имя Абдул-Вахид Яхья и переехал жить в Каир. Его произведения, выполненные в академическом стиле, отличаются глубиной проработки тем /«Кризис современного мира», «Символы священной науки», «Царство количества и знамения времени» и др./
[20] Рене Генон. Царь Мира. Журнал «Вопросы философии»1993 г., №3.