К КРАЖЕ ЗОЛОТА НА СТАНЦИИ ЗИМА ПРИЧАСТНА ЧЕШСКАЯ ОХРАНА, 1919 г.

Статьи 17 окт. 2024 г.

Текст Сергей Волков

К КРАЖЕ ИЗ ЗОЛОТОГО ЭШЕЛОНА КОЛЧАКА ПРИЧАСТНА ЧЕШСКАЯ ОХРАНА

Единственная кража из золотого эшелона Колчака №62 по пути его следования из Омска в Иркутск произошла, после перехода в Нижнеудинске контроля над залотым эшелоном под чехословацкую охрану. Кражу 13 ящиков с золотой монетой "повесили" на русскую охрану, только потому что, отсутствие пломб было обнаружено на ст. Тыреть русской охраной в момент прибытия поезда на станцию. Русская охрана не стояла у вагона всю ночь, поезд ночью двигался на перегоне Зима - Тыреть. Поезд был задержан чехами на ст. Зима на пять часов и вышел оттуда в 2 часа ночи 11 января. Кража золота произошла в ночь с 11 на 12 января, когда поезд находился под ответственностью чехов. Поскольку ответственность за охрану золотого эшелона несли чехословацкие части, это породило слухи об их причастности к хищению. Начальник чешского караула капитан Эмр фактически отказался признать, что кража произошла на перегоне станция Зима – станция Тыреть, т.е. в зоне ответственности его караульной смены.

Всего имеется 18 актов по движению «золотого эшелона» из Омска в Иркутск. Все они пронумерованы (Акт №1, Акт №2, Акт №3,.. Акт №18), перерыва в нумерации актов нет. 12 января 1920 г часовой Жуков, по прибытию поезда на ст. Тыреть, заступил на дежурство у вагона № 566 027 золотого эшелона № 62 . на ст. Тыреть с 7 ½ часов утра и обнаружил отсутствие двух пломб.

Отправление из Зимы было задержано чехами и он ушёл со станции глубокой ночью. На перегоне Зима - Тыреть поезд нигде не останавливался. Сомнение в краже 13 ящиков на ходу поезда на отрезке 35-километрового ночного движения состава от ст. Зима (3934 км) до ст. Тыреть (4969 км) с навеской снаружи на дверь вагона в полной темноте третьей пломбы, чтобы была впоследствии видимость её целостности вызывает большое сомнение. Тяжёлые 60 кг ящики (каждый ящик весит около 3 ½ пудов, а их было 13 шт.) нельзя для кражи просто выбрасывать из вагона во время его следования по железнодорожному пути, их можно было скрытно выгружать только на длительных стоянках поезда, при этом для их подъёма и выгрузки необходимы усилия двух человек. Кража могла быть произведена только во время длительной стоянки и задержки чехами отправления поезда на пять часов в Зиме, когда сопровождающим работникам Банка было запрещено выходить из вагонов для повторной проверки пломб перед отправлением поезда в 2 часа ночи.

Эта версия даже не рассматривается чешскими историками, хотя имеются архивные документы, указывающие на кражу золота в Зиме, а не в Тырети.

В подтверждение причастности русской охраны к караже в Тырети чешскими историками публикуются сомнительные свидетельства: "Этот нерешенный вопрос, возможно, достиг своего частичного разрешения в апреле 2012 года, когда мне было адресовано письмо господина Иржи Несета, в котором он описал память своего деда Эмиля Кукса. В тот день его и его русского друга поставили под стражу у остановившегося поезда. В какой-то момент командир отряда российской гвардии попросил их пойти на помощь. Кукс оказался в конце поезда, где на снегу лежали деревянные ящики. Рассказывает Эмиль Кукс: «Тяжелые ящики погрузили на сани и, к моему удивлению, повезли в лес. У меня было плохое предчувствие по этому поводу. За сгоревшим домом в земле была вырыта большая яма, в которую поместили шесть ящиков. Одну из них открыл русский офицер, и, к моему удивлению, она была полна золотых монет. Солдаты уже сильно окрепли от алкоголя и были очень веселы. Яма была засыпана и замаскирована руинами дома и валявшимся вокруг хламом. В конце концов все засыпало снегом. Был разведен большой костер и обильно выпиты водка и шнапс. Через некоторое время пришел мой русский друг и рассказал, что подслушал разговор командира с двумя охранниками, где он приказал убить меня как свидетеля ограбления. Друг сказал, что напоит их по-настоящему, и мне следует воспользоваться этим и убежать. Все происходило на станции Тыреть" ( Брадлерова. Солдаты или бизнесмены. Прага, 2019 г. - с. 334).

Опубликованное "доказательство" на мой взгляд, полная чушь. Хотел бы я посмотреть, как на январской промёрзшей земле на утреннем морозе в полной темноте на скорую руку вырывается глубокая яма для сокрытия ШЕСТИ ящиков! Когда и за сколько часов, и могли ли на самом деле реально выкопать её русские охранники, если по актам кража была обнаружена сразу же в момент прибытия поезда на станцию Тыреть в 7 час. 30 мин?

Из дела о краже золота следователя Соколова: "Кругом обкраденного вагона /ст. ЗИМА/ была только чешская охрана и сам обкраденный вагон находился рядом с вагоном, в котором ехал Эйр и офицерский состав охраны".

В Иркутском областном архиве хранится дело о краже золота судебного следователя по особо важным делам Соколова от 13 февраля 1920 г. Документы этого дела не вошли в изданный в 2017 г . в Иркутске сборник "Из истории золотого запаса адмирала Колчака. Из фондов Государственного архива Иркутской области", поэтому остаются малоизвестными историкам. Этот документ, вероятно, совершенно не известен чешским историкам, поэтому версия о краже золота чешской охраной ими вообще не обсуждается. За прошедшие сто лет с даты его составления, согласно сопроводительной пустой карточки просмотров, этим архивным документом никто не интересовался, советские и российские историки никогда и нигде о нём не упоминали, а обнаружили его в архиве лишь в 2020 г. На семи машинописных страницах дела следователь Соколов обобщил собранные им сведения и приходит к заключению, что кража произошла в поезде, принятым под полную охрану чешским командованием, когда возле вагонов не было русской охраны, с «ведома и согласия [чешской] военной охраны». В документе приводятся важные подробности, как чехи предварительно переставили вагоны в составе, так что рядом с вагоном, где была совершена кража, оказался вагон с чешской охраной, на ст. Зима, поезд загнали на путь между двумя чешскими эшелонами и взяли вагоны с золотом под усиленную исключительно чешскую охрану, так что никто из посторонних не мог близко приблизиться и что-либо наблюдать со стороны, а после вечерней стандартной процедуры проверки пломб служащими Банка, которую по установленному распорядку проводили на каждой остановке при смене часовых, чешское командование задержало отправку уже осмотренного и готовящегося к движению поезда ещё на пять часов до полной темноты, до 2 часов ночи, запретив при этом служащим Банка и всем русским выходить из вагонов. Этого времени чехам хватило, чтобы скрытно перегрузить 13 ящиков с золотой монетой из охраняемого ими золотого эшелона в вагоны чешских эшелонов, стоящих вплотную на соседних путях. Процитирую этот малоизвестный документ[1] почти целиком.

 ДЕЛО О КРАЖЕ ЗОЛОТА СУДЕБНОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ОСОБО ВАЖНЫМ ДЕЛАМ СОКОЛОВА от 13 февраля 1920 г.   

«Препровождаю при сём справку о положении дела о краже золота, сообщаю, что всё, что можно было сделать по делу в Иркутске, сделано. Остальные следственные действия по делу останавливаются за невозможностью выехать из Иркутска в сторону Нижне-Удинска или невозможности исполнить их в виду того, что на Востоке дорога пока закрыта.

…По делу допрошены чины Банка, Государственного контроля и случайные лица, ехавшие с поездом: Арбатский, Кулябко, Денисов и другие, осмотрены документы, касающиеся перевозки золота, состава поезда, изменений состава поезда за дорогу от Омска до Иркутска. Данными этими установлено следующее: Поезд с золотыми слитками стал спешно грузиться в Омске в конце октября 1919 г., 7 ноября 1919 г. погрузка была закончена и тогда же начальником эшелона был назначен инженер Арбатский. При погрузке золота имел между прочим место такой случай: 31 октября 1919 г. чиновнику Маслову для перевоза в банк было вручено 150 мешков с золотом, доставлено было только 149 мешков, составлен протокол, написанный карандашом, и этим всё кончилось. Мешков с золотом было на сумму 60000 руб. номинальной стоимости. Всё золото было погружено в 29 простых товарных вагонов, вагоны давались изношенными, их пришлось спешно чинить, в эти вагоны было всего погружено 1678 мешков и 5154 ящика, в которых было 194 ящика со слитками, 3 с вырубками, остальное золото в монетах Российского чекана, полноценных и изношенных в обращении. Ящики были простые деревянные, обитые полосками железа, ранее на них были положены сургучные печати, но они обсыпались, в ящики укладывалось монетой по 60000 руб. по номинальной стоимости, золото в слитках складывалось в ящики в деревянных опилках и вес ящиков был разный, в мешках была сложена только монета. В Омском банке было золото в монетах иностранных всего на сумму 40577839 р 36 к, но эта монета была отослана во Владивостокское отделение Банка ещё в марте и июле 1919 г. Общий вес золота, погруженного в 29 вагонов в октябре–ноябре 1919 г. был около 21520 п 15 ф 22 зол 75 дол с укпоркой 29542 пуда на сумму 454510445 р. 29 коп. из расчёта 5 р 50 коп. за золотник.

Поезд с золотом был выпущен со ст. Омск в дорогу 11 ноября 1919 г. 14 ноября поезд дошёл до разъезда Кирзенский на 1024 версте Омской ж/д, здесь ввиду неправильного выпуска поездов произошло крушение, в котором поезд с золотым запасом потерпел крушение. Пострадало 147 человек из них 15 было убито. Один вагон с золотом совсем разбит, 4 вагона испорчены, почему золото было перегружено в другие вагоны, также простого товарного типа. Затем поезд в дороге ещё имел несколько перегрузок золота и на Ново-Николаевске был дан один вагон американского типа, в который было перегружено золото из двух вагонов полностью и частью взято золото из особо перегруженных. На каждый случай перегрузки золота имеются акты, удостоверяющие, что всё золото было перегружено полностью. Таким образом с Ново-Николаевска поезд с золотом отправился, имея не 29, а 28 вагонов. Вообще поезд двигался очень тихо и имел продолжительные остановки, согласно распоряжению Колчака поезд с золотым запасом не мог отставать от поезда Колчака или опережать его не более, как на один перегон и это было одной из причин тихого хода поезда. На ст. Илинской было перегружено в вагон Колчака 20 ящиков с золотой монетой из вагона №759488 – 23 декабря 1919 г., 3 января 1920 г. на ст. Нижне-Удинск золото это в 20 ящиках было возвращено обратно в тот же вагон поезда с золотым запасом и в акте об этом обозначено, что золото обратно было принято без внутреннего осмотра, перевеской. До Нижне-Удинска поезд шёл под русской охраной, состоящей из 360 солдат при 8 офицерах под начальством капитана Ермохина. В Нижне-Удинске русская охрана была заменена чешской под командованием капитана Блага, причём золото было передано под охрану чехам по особому акту, в котором значится, что капитан Блага для проверки наличности укупоренных мест с золотом проверил эту наличность путём подсчёта двух вагонов на выборку, по подсчёту на наличность укупорок соответствовали документам на золото. До Нижне-Удинска поезд с внешней стороны осматривался дежурными чиновниками. Особых актов о таких осмотрах не составлялось, докладывали лишь начальнику эшелона, что по осмотру ничего подозрительного не обнаружено. Вагоны из Омска шли без замков на дверях вагонов, петли накладок на дверях были замотаны проволокой к концам таковой было приложено по две свинцовых пломбы щипцами Контроля и Банка. На ст. Нижне-Удинск, после принятия поезда, Благой по его распоряжению были ещё повешены пломбы на каждой двери на веревочных также свинцовых щипцами Банка. По принятию Благой поезда под охрану порядок осмотра вагонов остался прежним и никаких новшеств не вводилось, было условлено, что русской охраны около вагонов с золотом не будет, так как желательно чтобы охрану несла какая-нибудь одна национальность и русские охранники скомпрометировали себя в Нижне-Удинске тем, что, уходя от поезда, унесла имущество и деньги, принадлежащие командиру состава охраны. Перед отходом поезда из Нижне-Удинска Блага заявил, что дальнейшая охрана будет под начальством капитана чеховойск Эмра. Капитан Эмр сам осмотрел пломбы на вагонах, убедился лично в их целостности, затем стал переставлять поезд, в результате чего вагоны с чинами Банка и служащими были поставлены в хвост поезда, вагоны с золотом в голову поезда, между теми и другими поставлены вагоны с чешскими солдатами и один вагон с русскими солдатами, среди вагонов с золотом был поставлен вагон классный №709, в котором поместился Эмр и офицерский чешский состав охраны. Выяснить значение и нужду Блага Эмра, который сразу же изменил без видимой причины порядок охраны, переставил поезд, так что из соседнего с его вагоном в поезде вагона №566027 стало возможным кража золота свыше 40 пудов.

…Прибыл поезд на ст. Зима, здесь вечером перед отходом поезда дежурный чиновник Колпаков со счётчиком Холодным осматривали поезд и нашли, как они удостоверили при допросах на следствии свидетелями, пломбы на вагонах в целостности, поезд стоял между поездами с чешскими эшелонами, из коих часть ушла со станции вперёд поезда с золотым запасом.

На ст. Зима поезд особенно усиленно охранялся чехами, постороннему человеку к поезду невозможно было подойти, русская кондукторская бригада стала на тормозных площадках с солдатами чехами перед самым отходом поезда, дорогой не позволяли кондукторам смотреть по сторонам поезда, они должны были стоять только на средней площадке тормозной у рукоятки тормоза. На промежуточной станции между Зимой и Тыретью поезд почему-то долго простоял.

…Вышел со ст. Зима около 2 часов ночи. На ст. Зима по удостоверению Арбатского к ним вечером почему-то зашёл чешский офицер и спросил осмотрен ли поезд, заявив, что поезд скоро должен пойти, в действительности поезд простоял 5 часов и в это время производство осмотра поезда не могло быть проведено, из-за боязни, что осматривающие отстанут от поезда, ибо отправление поезда в целом при Эмре зависело от чешского командования, начальник эшелона Арбатский лишён был всякой самодеятельности по отмене и отправке поезда.

…Таким образом установлено, что кража золота произошла между ст. Зима и Тыреть, явно на месте стоянки, так как совершить кражу в пути во время движения поезда нельзя было ввиду того, что злоумышленники не смогли бы по-прежнему завернуть снятую проволоку, привесив веревочку с пломбой к поезду в щель, при условии, что на каждой тормозной площадке стояли чешские солдаты. Вернее всего кража имела место на ст. Зима и золото, с ведома и согласия военной охраны, могло свободно быть передано в проходящие эшелоны потом беспрепятственно увезено в сторону Иркутска. Выяснилось, что с виду целая как будто пломба на веревочке была сорвана, потом подвешена опять, держалась только потому, что оборванный конец веревочки был плотно вдавлен в пломбу в расширенное отверстие в пломбе. Кругом обкраденного вагона была только чешская охрана и сам обкраденный вагон находился рядом с вагоном, в котором ехал Эйр и офицерский состав охраны. Украдена золотая монета, а не слитки, на каждом ящике помечено, что в ящике и какого достоинства монета, разобраться во всём этом злоумышленникам нужно было время. К поезду посторонним допуска не было и не могло быть особенно ввиду удостоверенного свидетелями особенно строгой охраны 11 января на ст. Зима».

Обстоятельства этого происшествия дополняются свидетельством банковских служащих. Из докладной записки начальника «золотого» эшелона Государственного банка А. Д. Арбатского, 18 января 1920 г.:

«Следует также отметить ряд обстоятельств, при коих союзническая охрана приняла и сопровождала золото от Нижнеудинска и до Иркутска, а именно: 1) 4 января с. г. золото было принято командиром чешского ударного батальона капитаном Блага, причем поезд был тогда же пересоставлен, с заменой теплушек русской охраны теплушками чешской охраны Вагон, из коего совершено хищение золота, стоял рядом с вагоном № 709, в котором поместился начальник охраны Эмр и другие офицеры и солдаты {чешской} охраны… 5) Вечером 11 января в вагон № 201 явился представитель чеховойск и, указав, что в скором времени наш поезд должен идти, спросил, произведена ли вечерняя поверка пломб и вагонов. Свой вопрос он мотивировал тем, что он опасается, как бы опять, как и на ст. Тулун, чины Г[осударственного] банка несвоевременной проверкой не задержали бы отправку поезда. Получив указания, что поезда осмотрены, этот представитель удалился. Однако поезд со ст. Зима ушел еще очень нескоро, а именно поздно ночью, когда, можно думать, и произведена кража. Поезд на ст. Зима стоял между двумя чешскими эшелонами. Если бы чины Г[осударственного] банка не были введены в заблуждение о времени отхода поезда, то ночью, перед отходом его, пломбы были бы осмотрены, как это обычно делалось, еще раз, но здесь из опасения, что поезд уйдет, чины Г[осударственного] банка эту ночь не выходили из вагонов»[2].

Вопрос о краже чехословацкими легионерами золота из эшелона Колчака до сих пор остаётся без ответа. Приведённый выше документ из Иркутского архива с подробностями об обстоятельствах этой кражи заставляют усомниться в полной непричастности к ней чехословацкой охраны и их командира.

Чешские историки из-за отсутствия подобных документов избегают темы колчаковского золота и всячески отвергают причастность к краже чехословацких легионеров, однако в 2005 г. в Чехии была опубликована первая научная работа (Univerzita Karlova v Praze Filozofická fakulta Ústav hospodářských a sociálních dějin Daniela Brádlerová Banka československých legií v letech 1919 – 1938. 2005 г.) - диссертация об истории чешского Легиобанка, где впервые был опубликован с ссылкой на архивные источники балансовый отчет Легиобанка на апрель 1920 г., в котором отражена стоимость золота, поступившего из России на сумму более 1 500 000 крон. В своем валовом балансе по состоянию на 30 апреля 1920 года BČL указала золото на сумму более 1,5 миллиона чешских крон, а к июлю из Сибири прибыло еще 133 кг золота.

В 2019 г. доктор философии, Карлов университет, Прага, Даниэла БРАДЛЕРОВА развила тему своей диссертации от 2005 г. о финансовой деятельности чехословацких легионеров на российской земле и опубликовала первую книгу (Даниэла БРАДЛЕРОВА, Солдаты или предприниматели? Хозяйственная и финансовая деятельность чехословацких легионов во время их анабасиса в России и Сибири, Прага, 2019, 430 стр.) на чешском языке, содержащую главу (7.1 Ukradli legionáři carský poklad a zradili admirála Kolčaka?) — о российском золоте на балансе Легиобанка в 1920 г. Я написал автору книги письмо, если получу ответ, дополню этот текст.

Если взять приблизительный курс валют и цены 1914- 1919 гг. , когда 1 кг золота = 3280 австро-венгерских крон, получится условно: 1,5 млн крон : 3280 = 457 кг + 133 кг в июне = 590 кг, что с учётом весьма приблизительного оценочного арифмитического расчёта оказывается весьм близким к стоимости похищенных 13 ящиков (780 кг). Также, на основании опубликованного валового баланса Легиобанка можно сделать вывод, что никаких тонн похищенного российского золота, о котором так часто бездоказательно упоминают многие российские историки, на балансе Легиобанка в 1920 г. не было. На балансе банка, согласно банковских документов числится (Финансовое управление, Банк Čs. легионов, Валовой баланс на 30.4.1920, к. 5.) около 600 кг золота неясного происхождения, о котором нет подробной информации и способе его приема на баланс банка. Все документы пропали без вести.

Банк Чехословацких Легионов был создан 22 ноября 1919 года в Иркутске. 20 ноября 1919 г. были составлены проекты устава, а через два дня (22.11.1919) указом № 9 862 передали политическому уполномоченному Богдану Павлу разрешение на создание акционерного общества под названием Banka Czechoslovak Legions.

ЗОЛОТО КОЛЧАКА
PDF Золото Колчака. Чехословацкие легионеры. Американский экспедиционный корпус в Сибири (1918–1920). , 2021. - 384 с.

Подробнее о чехословацких легионерах в Сибири в моей книге. Можно купить печатную версию на Авито


[1] ГА ИО…, Ф. 242, о. 3, д. 86.

[2] РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 16. Д. 53. Л. 34–36 об.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.