КЬЮНГЛУНГ В ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКАХ. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статьи 29 авг. 2024 г.

Текст Сергей Волков

Подробнее в моей книге "Чистая земля Шамбалы". Заказ и отправка Авито

В июле 2018 г. начались масштабные раскопки, организованные Государственным управлением культурного наследия Китая (SACH) и Управлением культурного наследия Тибета, на древних археологических памятниках, расположенных в долине Сатледжа в префектуре Нгари. «Причина, по которой мы решили начать совместные раскопки в префектуре Нгари, включая Пиянг и Дунгкар, заключается в том, что этот район занимает важное место в истории Тибета. Префектура Нгари, расположенная в северной части плато Цинхай-Тибет, является ключевым местом, где сконцентрированы многочисленные крупные археологические объекты, связанные с некоторыми из самых ранних цивилизаций Тибета, включая культуру Шангшунга (1500 г. до н.э. – 645 г. н.э.)», – сказал Хо Вэй, руководитель Школы истории и культуры Сычуаньского университета и участник проекта. В ходе раскопок археологи обнаружили более 60 драгоценных артефактов, в т.ч., ставшие знаменитыми, золотые посмертные маски Шангшунга в гробницах Тхолинга, два бронзовых меча, первые шёлковые ткани в Тибете, пергаменты на растительной бумаге, написанные попеременно жидкими золотыми и серебряными чернилами, эти находки свидетельствуют о развитой цивилизации 2000 лет назад и торговых связях региона с его соседями в древние времена.

            К настоящему времени (2024 г.) опубликованы научные монографии на китайском языке профессоров Чжан Цзяньлиня, Хо Вэя, а также множество книг об истории и древностях Шангшунга других китайских авторов, совершенно неизвестных российскому читателю. Некоторые из этих новых книг доступны для покупки в китайском сегменте Интернет и перевода на русский язык в цифровом формате PDF. Трудностью в получении информации о древнем Шангшунге является сложность перевода бонских текстов и крайне скудная информация о результатах последних археологических открытий. Статьи о Шангшунге на английском языке стали регулярно появляться в 1998–2004 гг. Особенно много публикаций по этой теме было осуществлено американским тибетологом Винсентом Белецца. Первая книга на русском языке об истории Шангшунга, подробно освещающая изначальную добуддийскую традицию – религию бон: «Драгоценное зеркало древней истории Шанг-Шунга и Тибета» появились в 2008 г. Её автор – тибетский учёный Чогьял Намкай Норбу, опубликовал более 80 работ, которые были переведены на разные языки. Его фундаментальный труд в трёх томах, описывающей самые ранние источники тибетской цивилизации в царстве Шангшунг, – «Свет Кайлаша» был переведен на русский язык в 2013 г. В этом труде впервые подробно рассказано о царях Шангшунга, стране Олмолунгринг, тождественной Шамбале, и её столице – Кьюнглунг Нулкаре.       

            Это место подробно осмотрел в 1988 г. Намкай Норбу, в 2014–2015 гг. китайский профессор Чжан Цзяньлинь, научный руководитель археологических экспедиций Сычанского университета на Цинхай-Тибетском плато, осуществил здесь первые археологические раскопки. Американский тибетолог Дж. Беллецца описал Серебряный дворец гаруды в своих путеводителях по Тибету, опубликованных в серии Lonly Planet «Западный Tибет» в 1997, 1999, 2005 гг. О развалинах Кьюнглунга в Долине Гаруды, сообщали ранее в своих публикациях Свами Пранавананда, Дж. Туччи, Дж. Рейнольдс, и многие другие учёные-востоковеды. Одно из первых европейских исследований развалин Кьюнглунга осуществил в 1935 г. знаменитый итальянский востоковед Дж. Туччи.

Индийский исследователь-аскет Свами Пранавананда. До 1938 года на английском языке не было ни одного подробного описания Кайласа и Манасаровара. Первое упорминание Кьюнглунга оставил индийский исследователь Тибета, йог Свами Пранавананда, впервые отправившийся в святые места к Кайласу в 1928 г. Как отметил автор он был вторым за год индийцем, пересекшим границу для паломничества к Кайласу в 1928 г. Автор регулярно посещал эти места каждый год и оставался там на периоды от двух до шести месяцев. Свами, отправившийся в Гималаи главным образом для духовных практик, помимо вдохновения мистическим величием святых мест, смог на досуге составить точный и подробный отчет обо всем, что узнал во время своих путешествий. Его книга относится к числу малоизвестных российскому читателю произведений, она не переведена на русский язык. Благо, что нейросети теперь позволяют в индивидуальном порядке знакомиться с недоступными ранее для россиян источниками, никогда ранее не переведенными на русский. И таких книг много – на хинди, тибетском, китайском и др. языках, просто избыточное количество…

            Всего он совершил 23 обхода вокруг горы Кайлас и 26 вокруг озера Манасаровар, из которых 7 обходов были совершены зимой, когда поверхность всего озера была покрыта льдом. О Кьюнглунге в его книге есть фотография ещё целого двухэтажного здания на вершине утёса и следующие сведения: «Девять с половиной миль вниз от монастыря Гуругьям, расположенного на левом берегу Сатледжа, находится деревня Kll~unglun. Местность Khyu~lglung когда-то была огромной вулканической зоной и является интересным объектом для изучения с геологической точки зрения. Есть несколько домов, расположенных в пещерах, вырытых в огромном утёсе из тысяч тонн кальциевых отложений. Есть горячий источник возле моста, где образован прекрасный купол из сталагмитов и сталактитов. Перейдя мост на правый берег, вы увидите обширную область спекшейся глины, сформированную в огромные колонны, похожие на «руины форта». В этих шпилях было вырыто множество пещер, большинство из которых теперь заброшены. На вершине одного из утёсов находится монастырь Кьюнглунг, а на самой верхней макушке – древняя крепость. В этом монастыре есть 10 дабас (dabas ?). Есть изображения (images of Gomb'o and Jigje) в ченкханге (chenkhang), а в дуванге – изображения Chhuku Rimpochhe, Sange, and Chenresig. Здесь хранятся два доспеха, два железных щита и два кожаных щита of Zoravar Singh. Когда Кьюнглунг был в процветающем состоянии, все эти пещеры были заняты как монахами, так и домохозяевами. Сейчас несколько пастухов приезжают сюда на зиму и ранней весной. Автору дали понять, что монастырь был в процветающем состоянии между XII и XIV вв.»[1]. (Прим. авт.: Одно из предложений о 10 дабас, двух доспехах и кожанных щитах не совсем понятно, о чём идёт речь?).

            Книга Свами Пранавананды с разнообразной информацией о святых местах вокруг Кайласа интересна самыми первыми сведениями, ещё не искаженными последующими пересказами других людей. Содержательный текст богат историческими экскурсами, которых не найти в других изданиях о Кайласе и Манасароваре.

Итальянский тибетолог Джузеппе Туччи. Первое описание Кьюнглунга в европейских изданиях принадлежит перу итальянского востоковеда Дзузеппе Туччи, который совершил в 1935 году круговой обход озера Манасаровар и горы Кайлас и положил начало изучению истории, этнографии и культуры Тибета. В путевом дневнике экспедиции в Западный Тибет в 1935 г. Джузеппе Туччи пишет о Кьюнглунге: «Вечером прибываем в Кьюнглунг (4410 м), настоящее прибежище ведьм и чародеев. Глинистый полукруглый утес возвышается на несколько сотен метров над рекой; вода вырыла в нем гроты и пещеры, избороздила его на тысячу ладов, сотворив в многовековых трудах замки и колонны. Самые фантастические цвета перемежаются четко определенными слоями, наплывая друг на друга и смешиваясь в тончайшие оттенки желтого, зеленого, красного и белого. Все настолько странно, что кажется, будто ты живешь в волшебном мире, в который, словно из древних скитов, пещер и развалин гигантских разрушенных монастырей, явился, вызванный нашим присутствием, блуждающий сонм тавматургов и святых, обитавших в них прежде.

Начинаем исследование этого места; Оно кажется нам совершенно покинутым. Здесь много работы для меня и капитана Герси, который в наихудших световых условиях должен запечатлеть на фотопленке внушительные руины и сотни настенных росписей – все, что осталось от некогда одного из самых знаменитых мест Тибета, почитаемого как буддистами, так и последователями бонпо. Сейчас здесь нет уже ничего.

Два придела содержат фрески, относящиеся, возможно, к XVI веку; многочисленны скульптуры, а также тханки школы Гуге, одни развешаны по стенам, другие свернуты в свитки и разбросаны по углам. Еле видная тропинка вьется по самому обрыву отвесной скалы, временами змеясь по гротам и каменным лабиринтам, временами поднимаясь вверх по останкам ступеней. Она приводит нас к старому замку, от которого остались лишь треснувшие несущие стены, готовые рухнуть с минуту на минуту. В залах первого этажа высокие деревянные столбы и покрытые резьбой колонны.

С высоты замка мы видим на другом берегу реки наш лагерь, угнездившийся почти на самом гребне гигантской, белой скалы, отвесно спускающейся к Сатледжу. Находящиеся около нее серные источники до сих пор привлекают к себе толпы пилигримов, но уже, конечно, не так как ранее, когда Кьюнглунг был одним из святых мест не столько для буддистов, сколько для последователей бонпо, которые называли эту белую скалу, источающую чудесную воду – «Серебряный замок». До сих пор почти во всех молитвах и литаниях бонпо «Серебряный замок» Кьюнглунга упоминается как один из священных городов. Вполне возможно, что систематизатор философских доктрин бонпо Тонпа Шенраб родился именно здесь или жид и проповедовал в этом месте своё учение. Иначе трудно объяснить то почитание, которое школа бонпо все еще окружает это пустынное и почти совершенно забытое место.

Все исследованные нами храмы и руины восходят к самому началу буддийской проповеди в Тибете и еще раз выступают свидетелями религиозного устремления царей Западного Тибета и их последователей»[2].

Итальянский проф. Дж. Туччи[3] – мировой авторитет в области истории и культуры Индии и Тибета, автор знаменитой четырехтомной энциклопедии «Индо-Тибет», изданной в 1932–1941 гг. в Италии, и переизданной в Китае в 2009 г. под названием «Земля Будды Брахмы»[4] с современными комментариями и фотографиями. Ему принадлежит заслуга открытия в Кьюнглунге доббудийских храмов.

Тибетский учёный Намкай Норбу. Об исследовании Кьюнглунга можно также прочитать в книгах Намкай Норбу, который в 1935 г. сопровождал итальянского проф. Дж. Туччи в его экспедиции по Западному Тибету. В 1988 г. Намкай Норбу, основатель института Шанг-Шунг возглавил экспедицию в долину Гаруды и впервые посетил Кьюнглунг. Во время этого посещения был снят документальный фильм «Гора Кайлаш и потерянная страна Шанг-Шунг», он детально осмотрел развалины трехэтажного дворца резиденции короля и около 200 пещер-обителей рядом с ним. На кадрах кинохроники запечатлены моменты выемки из разных пещер большого количества древних манускриптов, обильно покрытых пылью, и комментарии Н. Норбу по их содержанию. В фильме можно увидеть также пещеру, усыпанную толстым слоем костей животных, фрагменты деревянных резных украшений, глиняные ца-ца, и найденную в ступе металлическую подвеску-гаруду. Впервые увидев этот пещерный город в 1988 г. Накай Норбу Ринпоче произнёс: «Я и представить себе не мог, что нечто подобное существует до сих пор. Я действительно был очень удивлён этим местом». Он первым идентифицировал эту «чудесную реальность» – Кьюнглунг со столицей Шангшунга. В своей книге «Свет Кайлаша»[5], опубликованной на русском языке в 2013 г. он пишет: «Существуют разные мнения относительно точного местоположения Серебряного дворца Гаруды – царской резиденции королей Шанг-Шунга, и я придерживаюсь непредвзятого мнения. На расстоянии однодневного пешего перехода от Тисе находится Khyung-lung dNgul-mkhar, место, где обрёл духовное достижение учитель Dran-pa Nam-mkha, называемая страной Наслаждения Победоносных, это родина всех видьядхар («держателей знания»). Каждая из скал там похожа на плотное скопление гаруд. У каждой тайной пещеры есть знак одного из пяти семейств, свастика, лотос, колесо, драгоценность и т.д. Все травы и деревья обладают силой [рождать] Пробуждение. Все реки и ручью обладают силой целебного нектара. Эта местность, освящённая присутствием мистических сил, является проходом, ведущим в 108 великих священных мест, приближаться к которым необходимо с твёрдым духом и сосредоточенным в медитации сознанием».

По его свидетельствам пещерный город в этом месте существовал до 1959 г., пещеры часто использовались тибетскими кочевниками для укрытий. Некоторые пещеры, имевшие вид часовен, были отнесены Намкай Норбу к добуддийскому периоду.

Российский профессор Ю. Захаров. В 2004 г. российский проф. Ю. Захаров, одним из первых российских туристов добился получения разрешения на посещение Кьюнглунга в долине Гаруды, и высказал предположение, что Кьюнглунг – столица Шамбалы. В 2006 г. опубликована книга Ю. Захарова «Найденная Шамбала». Вот как он описывает эти развалины: «Последняя точка древнего храма в старом Кьюнглунге указывает на начало старой тропы, ведущей в узкое ущелье, где натянуты молитвенные флаги лунг-та, а как известно их просто так вешать не будут – идем туда прямо по берегу реки. Странно, но ни один местный проводник ничего не знает (или не хочет говорить?) о существовании древнего города. Вскоре по обеим берегам с завораживающим видом красных скал начинают проступать прямо на линии берега горячие минеральные источники, понимаем, что цель близка. И точно – прямо перед нами ступы древней архитектуры, а за ним навесной мост через Сатледж, увешанный лунг-та. Если вы бывали в Турции в Памуккале, вы видели поражающие своей белизной сотообразные ячейки куда стекает минеральная вода, но если в Турции под напором туристов таких ванн осталось всего ничего, то здесь на горе точно такие же ванны с кристально чистой водой и белоснежной скорлупой соли стоят нетронутые временем и людьми. Особенно приятно погрузиться в воды холодного Сатледжа в месте, где бьют еще более сильные горячие источники – вода смешивается и можно принимать естественные термальные ванны! Подходим к входу в небольшую долину, за которой открывается потрясающий воображение древний город. Серо-красные скалы вздымаются на головокружительную высоту, а в дали проступают очертания серебристых скал, испещренных пещерами, вот почему серебряный дворец! На вершинах гор руины старых построек, людей нет. Вскоре в башне находим развалины, видимо алтарной комнаты с изображениями Будды и свастиками – сомнений нет, это то, что мы искали. Столица государства Шангшунг в долине Гаруды найдена!»

Немецкий путешественник Брюно Бауманн. Практически одновременно с группой российского проф. Ю. Захарова в 2004 г. осуществил 3-х дневное прохождение на катамаранах каньона Сатледжа немецкий путешественник Брюно Бумана и следом этим же маршрутом прошли спортсмены русского географического общества под руководством Сельвачева. Обе эти экспедиции сообщили о многочисленных неисследованных пещерных поселениях ниже по течению Сатледжа. Для детального осмотра у спортсменов не было времени, ряд пещерных городов был лишь сфотографирован с воды при стремительном прохождении мимо них на надувных лодках по бурной реке.

В апреле 2006 г. в Мюнхене была издана книга на немецком языке австрийского путешественника Брюно Бауманна «Серебряный дворец Гаруда. Открытие последней тайны Тибета», посетившего в 2004 г. Кьюнглунг. Автор описывает Кьюнглунг следующими словами: «Наш пристальный взгляд открывает с другой стороны каньона великолепные развалины. У нас перехватывает дыхание. То, что мы видим – больше, чем мы когда-либо могли ожидать. Величественная стена на правом берегу каньона Сатледжа образует в этом месте естественный амфитеатр. Его круговые стены формируют гигантский дворец из природных башен и зубцов. В центре амфитеатра возвышается своеобразный остров-утес, постепенно поднимающийся от реки на отвесную крутизну. Подобно обесцвеченным костям руины выделяются на фоне разноцветных утесов этого распада. Это отличительная черта от остальной части каньона Сатледжа проявляется в цвете – серебро, сияющее конгломераты, охваченные желтыми полосами и искусственными отверстиями подобно решету. На вершине утеса с его многочисленными пещерами, которые походят на окна, как на крыше красуется дворец, напоминающий неприступную крепость. Кто бы ни люди, которые создали здесь поселение, трудно найти лучшее место где-нибудь в мире... Более чем когда-либо, я убежден, что ключ к истории предбуддистов и тайне Шамбалы находится здесь в долине Гаруды». О своем путешествии он также рассказал в специальном репортаже, опубликованном в немецком журнале «Шпигель». Статья вышла под сенсационным заголовком: «Атлантида в Гималаях. Потерянный город в Тибете». На самом деле руины древней столицы Шангшунга Кьюнглунг были давно известны тибетологам…

Бауманн считается в Германии одним из лучших знатоков Тибета. Он написал 12 книг, посвященных этой горной стране, и снял несколько фильмов. Но картина, открывшаяся перед ним в долине Кьюнглунг, затмила прежние впечатления. «Именно так должен выглядеть райский уголок, сказочный Шангри-Ла, таинственный мир, в котором останавливается время», – говорит Бауманн. В фильме Бруно Бауманна о посещении им Кьюнглунг Нулкара, показанного по немецкому телевидению в 2006 г., присутствует фрагмент его интервью с ламой в кельи монастыря Гуругьям. На вопрос о местонахождении Шамбалы, лама говорит, что «это место ему хорошо знакомо – это долина Гаруды, Чуньлунь (Кьюнглунг), столица страны Олмолунгринг, бонское название которой тождественно европейскому названию Шамбала. Это одно и тоже место» – говорит лама.

Подтверждение сказанного ламой можно найти в следующем интервью:

Бруно Бауманн: Теперь, когда признано старшинство религии Бон в государстве Шанг-Шунг над Буддизмом, можно ли утверждать, что понятие буддийской Шамбалы вдохновлено бонским Олмолунгринг?

Чогьял Намкай НорбуЯ не знаю, чье понятие более древнее, но Олмолунгри, первоначально считалось местом, где Тонпа Шенраб давал учение и открыл много вещей. Это место называли Олмолунг или Олмолунгри. Позже это стало считаться чем-то вроде Шамбалы.

                     Американский тибетолог Винсент Белецца. Паспортизацию пещер и описание[6] замка в Кьюнглунге в 2001 г. осуществил американский тибетолог Беллецца. В отчёте он сообщает в основном о геометрии осмотренных помещений, разрешение на раскопки китайские власти ему не дали, датировки на возраст найденных материалов нет:

«Северный – верхний ярус здания содержит две большие комнаты. Западная комната 7,8 м на 6 м примыкает к пещере. На северной стороне этой комнаты есть углубление в формации, разделенной стеной на две основные части. Это углубление (ширина 3,2 м, глубина 2,2 м и высота 1,6 м), вероятно, было огорожено от остальной части западной комнаты. Функция этого уголка неизвестна. В обломках стены вокруг основания этой полости имеется фрагмент деревянного перекрытия, он использовался как связующее звено между слоями камня. Из этого деревянного фрагмента торчит железный шип длиной 10 см. Восточная комната в значительной степени рухнула и исчезла по вертикальным склонам откоса. В задней части восточной комнаты находится пещера (3,7 м на 3,3 м на 2,2 м). Поврежденный вход (1 м на 60 см) в эту пещеру находится в глинобитном фасаде. На юго-западной стороне пещеры находится грязевой и каменный очаг с единственной горелкой, а также берм вокруг кормушки для ловли пепла. Такие очаги до сих пор регулярно используются в Тибете. Этот очаг, имеющий только одну горелку, предполагает, что он не обслуживал многих людей. Потолок, как и большинство других пещер, почернел от дыма. В северо-восточной стене этой пещеры есть три ниши. Центральная ниша оштукатурена грязью, а ее отверстие образовано четырьмя самокольными блоками, которые также были оштукатурены, а затем окрашены в красную охру.

Нижний ярус замка. Каменная кладка в южной стене замка является одной из наиболее искусно выполненных в Кьюнглунг Нулкаре. Внешняя южная стена имеет максимальную высоту 8 м, а большая ее часть все еще превышает 5 м. В соединениях между плоскими блоками использовалось обильное количество строительного раствора, длина блоков в основном составляла от 30 до 70 см. Этот красноватый раствор имеет высокое содержание гравия. У основания южной стены есть два входа в нижний ярус замка. Западный вход ведёт в помещение, которое полностью рухнуло. Перемычка западного входа состоит из четырех деревянных балок, двух высеченных наружных и двух средних экземпляров в их естественной необработанной форме. Эти пиломатериалы имеют длину не менее 1,5 м. У восточного входа (1,2 м на 55 см) есть перемычка из шести пиломатериалов, пять из которых были обработаны. У восточного входа также есть деревянный косяк и подоконник. Он имеет доступ к небольшой комнате (1,3 м на 2,6 м на 3 м). В задней части этой передней комнаты вход (1 м на 60 см) выходит во вторую комнату (2,7 м на 2,4 на 1,8 м), врезанную в пласт. Функция этих двух секвестрированных комнат не известна. Во внутренней южной стене над нижним ярусом имеется отверстие для раструба, в которое была вставлена ​​балка пола среднего яруса. В другой части среднего уровня также есть идентичная дыра в раструбе. Единственный фрагмент круглого дерева, вероятно, использованный для крыши, все еще находится среди руин».

Китайский профессор Чжан Цзяньлинь. Из его книги «Страна тайн. В поисках утраченной древней цивилизации». 2019 г.: «Пещерные жилища Кьюнглунга были самой важной архитектурной формой того времени и были сконцентрированы в зонах I–IV. Среди них Зона II, расположенная в центре памятника, является наиболее густонаселенной: здесь находится 471 пещерное жилище, что составляет почти две трети от общего числа пещерных жилищ на всей территории. Эти пещерные жилища делятся на однокомнатные, двухкомнатные, многокомнатные и другие по форме, а их функции также относительно разнообразны. Большинство пещерных жилищ используются для жилых целей. В пещерных жилищах имеется множество ниш и печей. Внутренние стены пещер покрыты густой копотью. В некоторых пещерных жилищах можно увидеть целые каменные жернова. Есть только три пещеры, посвященные Будде, которые можно подтвердить. Судя по сохранившимся фрескам, они датируются не ранее XV века.

Единственное сохранившееся до наших дней здание буддийского храма – это квадратный буддийский храм площадью менее 30 квадратных метров, окруженный коридором в качестве пути поклонения. Однако в буддийском храме не сохранилось ни фресок, ни статуй. 23 пагоды расположены на относительно пологой платформе у подножия горы, относительно сконцентрированной в четырех местах. Большинство пагод обветшали, а фундаменты пагод все еще сохранились»[7].

              Суонан Таши, секретарь деревенского отделения деревни Кьюнг, рассказал журналистам, что до 1960-х годов жители деревни все еще жили в пещерах на этом месте. Более того, в таких пещерах раньше жили многие окрестные жители, пещерные жилища появились здесь как минимум две–три тысячи лет назад. Рядом с деревней Кьюнглунг есть примерно 250 пещер, высеченных в конгломератных скалах, а на вершине горы руины буддийского монастыря и дворца под названием Харце (Пик).

Современный внешний вид Кьюнга с металлической лестницей для туристов. Фото с сайта "Феномен Кайласа"

            Кьюнглунг Нулкар, бывшая столица Шангшунга, по мнению тибетского ученого Намкай Норбу являлась главным городом внутренней части Шангшунга, именуемой Олмолунгринг, название которой по бонским источникам тождественно Шамбале. Этот район еще мало изучен учеными, поэтому остается надежда найти именно здесь важные артефакты, которые возможно укажут на связь с Шамбалой, именно здесь она, согласно, письменных бонских свидетельств, находилась в древности.

ВЕЧНО ПЛАЧУЩИЕ ВОДЫ. УТРАЧЕННОЕ ЧУДО ТИБЕТА В КЬЮНГЛУНГ НУЛКАРЕ
Кьюнглунг Нулкар. Горячие источники в долине Гаруды, р. Сатледж 2006 г. Пересохли в 2010 г. Ранее каскад террасных ванн был заполнен гор. водой

Как, заметил французский мыслитель Рене Генон: «Земля Богов», место пребывания духовного центра, становится «Землей Мертвых», когда этот центр исчезает. Бонские ламы говорят, что сейчас переставший существовать духовный центр в Кьюнглунге, переместился на небо и стал скрытой землей, именно в нее уходят все умершие.

Кьюнглунг Нулкар в 2006 г. Фото автора


[1] Свами Пранавананда. Кайлас-Манасаровар. Калькутта, 1949 г., на англ яз. стр. 107 (автоперевод).

[2] Дж. Туччи. Святые и разбойники неизведанного Тибета. СПб.,2004 г., стр. 123.

[3] Джузеппе Туччи (1894–1984), известный итальянский ученый, востоковед с мировым именем, совершил 8 научных экспедиций в разные районы Тибета, 6 экспедиций в Непал, а также экспедиции в Сват в Пакистане, в Афганистан, в Иран. Им опубликованы фундаментальные труды, посвященные индийской и тибетской религии, культуре и искусству. Такие его книги, как: «Тибетские рукописные свитки», «Теория и практика мандалы», «История индийской философии» стали общепризнанной классикой мировой востоковедческой мысли. На русский язык в2004 г. впервые переведены две его книги: «Святые и разбойники неизведанного Тибета», СПб.,2004 г., «Религии Тибета», СПб.,2005 г.

[4] Дж. Туччи «Земля Будды Брахмы» под ред. Вэй Чжэнчжуна, Шанхайское изд-во, 2009 г., в 7 т., на кит. яз. Работа над переводом и дополнениями длилась 11 лет, в итоге китайское издание признано лучшей версией, превосходящей англ. и даже итал. оригинал. На русском языке книга не публиковалась, но можно купить PDF кит.

[5] Намкай Норбу. Свет Кайлаша. История Шанг-Шунга и Тибета. 2013 г., т.1

[6] Археология Тибета http: www.tibetarchaeology.com

[7] Чжан Цзяньлинь. «Страна тайн. В поисках утраченной древней цивилизации». 2019 г., на китайском яз.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.