КУЛЬТ 13 СЕВЕРНЫХ НОЙОНОВ (АРЫН 13 НОЕД)

Статьи 1 сент. 2023 г.

Текст и фото Сергей Волков

В древних бурятских преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба по просьбе людей, страдающих от болезней и голода, вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Самый главный из них, старший и могущественный Хан Гхото-нойон (Хото-баабай),у кудинских бурят (булагатов) он относится к восточным хатам, является братом Эрлен-хана – владыки царства мёртвых и верховного судьи в загробном мире, избрал местом пребывания остров Ольхон в центре Байкала.

В разных источниках и у разных авторов перечень 13 северных нойонов (Арын 13 Ноед) отличается друг от друга, все исследователи единодушны только в первых пяти-шести именах, во главе которых находится Хан Хото-баабай – сын верховного божества Хормусты-тэнгри, главы западных 55 тэнгриев, небесный отец Гэсэра. В ряде современных публикаций появилось ошибочное утверждение, что возглавлял 13 северных нойонов прародитель бурят, божество в образе быка Буха-нойон (в т.ч. в прилагаемой ниже статье Э.М. Цыденова, где написано: «Так, возглавляющего 13 хатов – Буха-нойона считают своим прародителем булагаты»), это неверно, в сохранившихся перечнях, спустившихся на землю божеств, он числится последним в списке, а главой был сын самого верховного божества Хана Хормаста-тэнгрия – Хан Гхото-нойон, который по самому факту своего царственного рождения от Верховного божества, не мог находиться в подчинении кого-либо из сыновей других божественных тенгриев, стоящих рангом ниже.

Самый главный из них, ставший царём всех земных шаманов Хан Хото-баабай избрал местом пребывания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Ама Сагаан-нойон (Ама Белый господин), старший сын мифического родоначальника бурят божества Буха-баабая, спустившегося на землю с неба и принявшего облик сивого быка, стал хозяином Ангары и выбрал для себя присутственное место на Шаман-камне, выступающего из воды на середине незамерзающего и всегда стремительного истока Ангары.

Скала Шаманка. Образу Хан Хото-баабая приписывают орлиный нос и царственные рога

Имена всех 13 северных нойонов – сынов божественных тэнгриев, спустившимися, согласно бурятских мифов, по просьбе людей для помощи с неба, и выбравшими различные места проживания, сохранились в шаманских призываниях и легендах. Среди них есть Эмнэг Сагаан-нойон, ставший хозяином реки Иркут.

Первое упоминание о 13-ти северных нойонах приводится в «Истории происхождения одиннадцати хоринских родов» В. Юмсунова, который в главе «О шаманских верованиях» дал описание нойонов: «Они считаются сыновьями тэнгриев, имеющими местопребывание в горах острова Ольхона на Байкале, у рек и ручьев в горах по северному и южному берегам этого моря». Далее идет перечисление 13 нойонов:

1) сын Хана Хурмаста тэнгрия – Хан Гхото-нойон;

2) жена Гхото нойона – Хан Зулмата-нойон – гений-хранитель женщин;

3) охраняющий их хотон хозяин Хашаа – Хаан Боо-нойон;

4) обучающий людей шаманскому искусству Хаан Боо-нойон с крепким желтым луком;

5) Хаан Шубуу-нойон, ходящий в виде беркута;

6) пребывающий на печеночно-черных скалах на севере Ольхона, стоящий на страже ужасов смерти бычеголовый сын лисицы Ажирай-нойон;

7) Хуа Солбон, размахивающий огненно-красным мечом, стоящий на страже и не допускающий соединения подданных хаанов этого мира и Эрлен Номун хана;

8) пребывающий на горе Бархан Ундэр хозяин Баргузина – Хажир Сагаан нойон;

9) хозяин шаманского амитая – Агуй Буумал-нойон;

10) хозяин Нижней Ангары – Ама Сагаан-нойон;

11) хозяин Иркута – Хаан Заргаша-нойон;

12) хозяин узкой Лены – Эрдэмтэ Сагаан-нойон;

13) пребывающий на горе Мундарга Ундэр, в истоках Байкала, Бухэ-нойон[i].

Хан Хото-баабай

Прибайкальские буряты сыновей тэнгэриев называют хатами и делят их на западных и восточных. М.Н. Хангалов и В.А. Михайлов к западным хатам относят Буха-нойона и его девять сыновей: 1) хозяин истока Ангары Буга сагаан-нойон, с женой Хуга сагаан-хатун; 2) хозяин Мохона – Монгото зарин; 3) хозяин Кяхты – Хилма-нойон; 4) хозяин Тунки, или Торской степи – Китаран зарин, или Мульма-нойон; 5) хозяин Иркута Эмнэк сагаан-нойон; 6) хозяин Турана – Тульма-нойон; 7) хозяин Александровского завода – Ута сагаан-нойон; 8) Хозяин Хужари – Хурба зарин, или Хомхо зарин; 9) хозяин Шабарты – Шарга-нойон.

К восточным хатам относят: 1) Эрлен-хана; 2) его писарей; 3) заведующего темницей Эрлен-хана – Эрью хара-нойона; 4) хозяина острова Ольхон – Хан Хото-баабай, брата Эрлен-хана; 5) хозяина черного коня – Ажирай-бухэ[ii].

На Бурхан мысе острова Ольхон в 2012 г. установлены 13 сэргэ в память о божествах бурятского народа – Буха-нойон, Ажирай-нойон, Ангарын эзэн Ама Сагаан-нойон, Бөө Ехэ Найжа Бүхэ Шара Нагарай ахай, Һотон нойон, Эрхүүгэй эзэн Эмниг Сагаан нойон, Хашаагай эзэн Хаан Заргаша-нойон, Хаан Шубуун-нойон, Сэлэнгын эзэн Бүхэ Баатор нойон, Бэлиг Биюү Бишүү Заарин Дуурисха, Баргажанай эзэн Бата Сагаан-нойон, Байгалай эзэн Бахар Хара нойон, Далайн эзэн Дальжар Хара-нойон.

Летом 2023 г. я наблюдал как одна из буряток, после подношения, низко поклонилась, и затем встав на коленки, медленно проползла на них между центральными столбами, где было всех больше привязанных лент, туда и обратно, как через символические врата, так что кончики свисающих до земли ритуальных лент – залаа касались и погладили её тело от головы до пяток, вероятно, это был эпизод просительного обряда, чтобы снизошла благодать 13 ноёнов и сбылось загаданное желание. Что она просила у божеств я не узнал.

У бурятского народа культ 13-ти северных нойонов занимает очень важное место, их считают покровителями всех жителей Байкальского региона, верховными божествами этнической Бурятии, от их воли зависят благополучие и здоровье людей, скота, плодородие почв, богатство водоемов и многое другое. В прежние времена все племена и рода, живущие вокруг Байкала, искали покровительства 13-ти божеств-нойонов, делали им регулрные жертвоприношения.

Место, где просят помощи у небесных божеств

Для просмотра статьи в формате PDF кликните по изображению обложки:

[i] Юмсунов В. История происхождения одиннадцати хоринских родов // Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995 г. – с. 56.

[ii] Хангалов М.Н. Собр. соч. Т. 1. Улан-Удэ, 1958 г. – с. 305, 315.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.