ЛЕГЕНДА О ВОИНАХ ЧИНГИСХАНА, ДОШЕДШИХ ДО ОЛЬХОНА

Статьи 4 мар. 2021 г.

ЛЕГЕНДА О ВОИНАХ ЧИНГИСХАНА, ДОШЕДШИХ ДО ОЛЬХОНА

Существует легенда о воинах Чингисхана, перешедших Байкал по сухому перешейку или льду на остров Ольхон. Монгольские воины, согласно легенде, остановились табором на мысе Кобылья Голова и оставили после своей стоянки огромный таган – железный обруч на ножках, служащий подставкой для чугунного котла при приготовлении пищи прямо на огне, на нём – чугунный чан с пробитым дном и конской головой. По верованиям монголов чаши и сосуды, используемые в погребальных обрядах, не могли более использоваться живыми, они приводилась специально в негодность после погребального пира, чтобы они навсегда остались у духов умерших. Была ли это похоронная процессия, прибывшая из монгольских степей на остров, где по утверждению бурятского историка А. Тиваненко находился вход в подводно-подземное царство мёртвых и куда специально привозили именитых ханов (Их-Хориг – «Великий запрет», земля предков, где хоронили всех монгольских ханов), большой, очень большой дискуссионный вопрос, но из-за упоминания об оставленном монголами огромном чане на острове Ольхон (железными изделиями в XIII в. дорожили и без весомой причины их никогда и нигде не оставляли ), со временем возникла легенда о могиле Чингисхана в пещере Скалы-Шаманки на острове Ольхон (потому, что там есть особо почитаемая бурятами пещера), в ущелье реки Сарма (потому, что вход в ущелье перегорожен каменной стеной, а из него вырывается шквальный и самый ужасный на Байкале ветер), на ольхонском мысе Саган-Хушун (потому. что «при виде этой величественной картины приходят в смятение чувства и жалкует ум» – это достойное место для покойствующего Чингисхана, в Баргузинской долине (потому, что название долины созвучно легендарной земле монгольских первопредков – Баргуджин-Токум).

Единственный, известный первоисточник, на основании которого возникли все эти легенды, дополненные впоследствии многочисленными оригинальными подробностями, является классический труд «История Сибири», впервые опубликованный в 1750 г. немецким историком академиком Г. Миллером, названным за свой знаменитый труд «отцом сибирской истории». В первом параграфе своего сочинения, ставшего итогом долговременного путешествия с 1733 по 1743 г., «отец сибирской истории» пишет: «Сибирь стала известна России, не говоря уже о других европейских странах, не более 200 лет тому назад. Жители Сибири с древнейших времен больше старались прославить себя оружием, нежели описанием своих деяний. В ней не процветали ни науки, ни искусства, да и умение писать большей частью было мало распространено. Поэтому легко рассудить, что о древнейших событиях этой громадной азиатской страны трудно рассказать много достоверного или основанного на проверенных фактах.

Легенда о монголах дошедших до острова Ольхон

По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятными, так как первые завоеванные Чингисханом земли – Китай и Тангут – лежат поблизости»[i].

Вслед за Г.Ф. Миллером эту легенду воспроизвел в своих трудах другой известный исследователь Сибири И.Е. Фишер: «Среди озера Байкал лежит остров Ольхон, где на горе стоит будто таган, а на нем большой котел; из чего заключают, что великий Чингисхан доходил с войсками до этих мест».

В «Землеведении Азии» (1894 г.) об этой «басне» записан следующий комментарий: «Народные монгольские предания связывают с этим островом воспоминание о своем древнейшем герое – Чингисхане, и повествуют, что он располагал стан свой на этом острове Далая, о чем конечно монгольская история умалчивает. Российский историограф Миллер не смог, однако, никак подтвердить это предание свидетельством бурят. Георги также ничего не узнал об этой басне со времен Карла Риттера».

Получивший известность, благодаря опубликованной легенде о котле Чингисхана с конской головой, мыс Хорин-Ирги (Кобылья Голова) отделяет на севере залив Хул от Малого Моря. Это соседний залив с бухтой Загли, глубоко вдающийся в сушу. В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур (от бур. нухэн – «дыра, яма»), напоминающее своим контуром сердце. По цвету вода в озере желтее, чем синяя вода залива, берега безлесные. На это озеро не садятся водоплавающие, а в теплой воде озера кишат разнообразные насекомые и личинки, своим обилием «живности» отпугивая от купания туристов, словно на его дне захоронено нечто ужасное. Озеро соответствует своему названию – «Озеро в яме», оно расположено в глубоком воронкообразном понижении рельефа. Вполне возможно, что в старину озеро в форме сердца, как большинство примечательных природных объектов, имело местную легенду о своем происхождении, которая теперь забыта и могла звучать примерно так (литературная реконструкция от автора): «В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур (от бур. нухэн – «дыра, яма», т.е. вход в подземно-подводный мир мертвых), напоминающее своим контуром сердце Великого Завоевателя мира, на дно этой дыры монголы, когда прибыли на ольхонский мыс Хорин-Ирги (название это созвучно монгольскому Их-Хориг –«Великий запрет») опустили золотой трон с покоящимся на нём Чингисханом, после чего раскопали перешеек и заполнили яму водой из Байкала, так образовалось это озеро, а вода пожелтела в нём от несметного количества драгоценностей, захороненных вместе с Чингисханом, доказательство сказанному – внезапное возникновение ураганного ветра из ущелья Сарма, когда тревожат имя великого монгольского хана». Подчёркиваю, что это полный авторский вымысел, который со временем после перепечаток и дополнений, становится народной легендой.

Озеро Нуку-Нур (от бур. нухэн – «дыра, яма»

Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова отвесной расщелиной шириной около 4 м и стенками высотой до 10 м до самой поверхности воды, через которую летом можно проплыть на лодке, и напоминает, если смотреть с гребня мыса, гриву лошади с опущенной в воду головой. Со стороны пролива Ольхонские Ворота с воды, двугорбый мыс скорее похож на спину верблюда, чем на гриву лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья, не удобен и для стоянки табором, более удобные места с широкими пологими берегами находятся на пологом побережье в глубине залива. Когда на мысе в начале ХХ в. решили построить дом для смотрителя маяка, для него не нашли ровного места, пришлось возводить его на выносных сваях на крутом обрывистом южном склоне мыса. Свое название мыс получил, вероятней всего, из-за схожести с профилем гривы лошади с опущенной в воду головой.

Подтверждения в исторических летописях легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Нет никаких сведений о зимних походах монголов по льду Байкала, что кстати было бы весьма проблематично сделать, лошади без специальных подков с шипами и дикие копытные животные не могут передвигаться по гладкому льду, они падают и не могут встать. В XVII в. очевидцы и участники ледовых переправ через Байкал сообщали, что верблюдам, шедшим по льду, привязывали своего рода сапоги, хорошо подкованные снизу. В феврале 1920 г. из Большого Голоустного начался переход Русской армии (отступающие каппелевцы) по льду Байкала на восточный берег на ст. Мысовая (Бабушкин), расстояние в этом месте составляет 48 км. Генерал-лейтенант К. Сахаров в книге «Белая Сибирь» так описывает переход через Байкал: «Тяжело было идти по Байкалу. Изнеможенные длительным переходом лошади, кованные на обычные подковы без шипов, падали на скользком льду и больше не вставали. При переходе через Байкал на гладком льду крупный конь со старыми подковами, вёзший сани с гробом Каппеля, стал часто падать, и, обессилев, отказался подыматься. По свидетельству проходящих этой ледовой переправой на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300-ми павшими и брошенными лошадьми. Удержаться на скользком льду могут только хорошо подкованные лошади и быки».

Легенда о посетивших остров Ольхон монгольских воинах напоминает вымышленные средневековые рассказы о чудесах и фантастических походах Александра Македонского до границ обитаемого мира, куда на самом деле он не доходил. В сюжете легенды о монголах отражена традиция приписывать Чингисхану все более-менее значительные события глубокой старины и развалины сооружений, о происхождении которых уже забыли. Чан с конской головой, оставленный по легенде на этом мысе, пример более позднего народного фольклорного творчества. Интересно отметить, что в ХIX веке жители Ольхона были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения курыканами в V–X вв.

Мыс Кобылья Голова, остров Ольхон

На карте Монголии, в её южных районах, обозначена протяжённая стена с географическим названием Вал Чингисхана. В народных монгольских легендах говорят, что эту стену построили по приказу Чингисхана: «В то время ханская невестка не могла ехать на глазах у всех вместе с ханом-батюшкой. Поэтому Чингисхан, когда ему нужно было ехать с невесткой в дальний путь, чтобы соблюсти обычай и отправить невестку скрытно от себя, заставил тысячи людей построить огромную стену из земли. По одну ее сторону ехал Чингис, а по другую – невестка»[1]. Этот искусственный земляной вал (китайцы называли его Чанчен – «Длинная стена») с колоссальным объёмом выполненных земляных работ виден из космоса (сейчас по нему, как по готовой дорожной насыпи, местами проходит автодорога), по выводам учёных он не имеет никакого отношения ни к Чингисхану, ни к Великой Китайской стене. Радиоуглеродные исследования, найденного саксаула, в глине возведённой стены, показали, что она была построена, как пограничный рубеж эпохи киданей (империя Ляо), на западном участке в IX, а на восточном – в VI веке, т.е. задолго до возникновения Монгольской империи и рождении Чингисхана.

К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду об захоронении Чингисхана в Баргузинской долине, она основана лишь на рассказах современного местного населения, в которых упоминается, что у подножия священной горы Барагхан-Уула располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители, якобы, находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для возникновения легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» (внутреннее море), под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашида ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, до Байкала. Хотя в «Сокровенном сказании» и нет на сей счет указаний, но ряд историков считает, что Баргуджин-Токум – это определенно Баргузинская долина, хотя на самом деле это неверно, об этом подробно говорится в главе «Поиски земли предков – Баргуджин-Токум».

В книге Марко Поло, первом описании земель Монгольской Империи и Внутренней Азии, указываются горы Алтай, как место погребения всех монгольских ханов. На основании опубликованного свидетельства Марко Поло на средневековых картах появились надписи. «Карта Тартарии или Царства Великого Хана» из атласа Абрахама Ортелия, г. Антверпен, 1570 г. содержит надпись с легендой: «Гора Алтай, где похоронены все императоры Тартарии. Она была описана царем Малой Армении Хайтоном I (1213-1270 г.) под именем Белой».

О том насколько неверным могут быть современные информаторы и народные сказания, показателен пример Баргузинской долины, где во время полевых исследований пять местных жителей в разных деревнях уверенно показали на пять разных соседних сопок, где как говорили им старики (бабушки) находится могила Чингисхана. Точно такие же рассказы можно услышать в Тункинской долине, Забайкалье, Внутренней Монголии, Казахстане и т.д. Конечно, для многих жителей Баргузинской долины сопричастность родной местности к легендарным именам прошлого согревает душу, но объективности ради, надо заметить, что Баргузинская долина мало схожа с описанием протянувшейся до Скифского океана страной монгольских предков – Баргуджин-Токум. Никаких свидетельств о посещении Чингисханом острова Ольхон на Байкале историки не нашли, а его сын Джучи, никогда не ходил покорять лесные народы на Байкал, покоренные им лесные народы проживали далеко от сибирского озера в верховьях Енисея.

ПОИСКИ МОГИЛЫ ЧИНГИСХАНА

Восемь веков назад, в 1206 году, Темучин, сын Есугэя-багатура, потомок рода Борджигат, был единогласно избран каганом монголов и получил прозвище Чингисхан, что означало «Великий хан». Несмотря на множество исторических хроник и летописей, описывающих жизнь и деяния Чингисхана, достоверных сведений о Великом хане сохранилось немного. «Своим» Чингисхана числят сразу несколько народов – монголы, буряты, китайцы, японцы и казахи. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты – голубые глаза и светло-рыжие волосы. По образному замечанию историка Льва Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения». И, добавим мы, заканчивая местом его захоронения.

Многие мечтают отыскать гробницу Чингисхана. Утверждают, что великий воитель покоится либо в степях Монголии, либо в Китае, либо в Казахстане. Некоторые же ученые предлагают поискать легендарную могилу на территории России, на Байкале, в долине Баргузина...

По распространенной версии, Чингисхан умер в 1227 году во время похода на Тангутское государство (Центральная Азия). В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны, полученной в бою, от продолжительной болезни после падения с лошади, от удара молнии, от руки плененной тангутской ханши. Согласно легенде, воитель повелел похоронить его у некой горы Бурхан-Халдун, местонахождение которой остается загадкой до сегодняшнего дня. Интерес к поискам места захоронения Чингисхана подогревают и многочисленные легенды о несметных богатствах, якобы спрятанных в гробнице. Родилась даже шутка: если могила Чингисхана будет найдена, цена на золото в мире сразу упадет.

Итак, согласно преданию, Чингисхан был похоронен на родовом некрополе Их-Хориг у горы Бурхан-Халдун. В глубокой гробнице Великий хан сидит на золотом троне...

Для того чтобы могилу не нашли и не осквернили, были приняты особые меры предосторожности. После того как саркофаг с телом Чингисхана опустили в гробницу, ее видимые следы сровняли с землей и по этому месту прогнали несколько раз гигантский табун лошадей.

По другой версии, могила была устроена в речном русле, для чего реку на время перекрыли. Затем дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло. А всех, кто участвовал в погребении и мог запомнить место, впоследствии умертвили.

В сборнике летописей персидского историка Рашида ад-Дина говорится: «В Монголии есть большая гора, которую называют Бурхан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам - бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булук-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Халдун будет шесть дней пути».

В «Сокровенном сказании» монголов говорится, что их предки кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-Халдуне. Современные исследователи текста склоняются к версии, что речь может идти о горах Хэнтэйского нагорья в Монголии, в частности о массивной центральной вершине Хан-Хэнтэй. Но так ли это, многие сомневаются, даже сами монголы. Подъехать к этой вершине по непроходимому болотистому торфянику очень сложно, не говоря уж о том, чтобы прогнать там табун лошадей. По версии немецкого историка Герхарда Фридриха Миллера, название Бурхан-Халдун в переводе может означать «Божья гора», «гора, где поставлены божества». Рашид ад-Дин указывал на то, что на Бурхан-Халдуне потомок Чингисхана Тимур якобы сделал изображения покойных предков и построил капище. Но военных походов восточнее Иртыша Тимур никогда не совершал, соответственно, он вряд ли стал бы устраивать капище на Хан-Хэнтэе в Монголии, которую сегодня пытаются отождествить с Бурхан-Халдуном.

Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун, никто сегодня не может. И тем не менее интенсивные поиски продолжаются.

По официальной версии «Сокровенного сказания» по пути на тангутское государство Чингисхан упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел: «Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226 г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-хатун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дыбы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение[2]… Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.)».

В «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина о смерти Чингисхана сообщается следующие: «Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни, Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию, смерть скрыли»[3].

У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой. В книге Марко Поло Чингисхан изображён с седой бородой с характерной русской 3-лепестковой железной короной на голове и с характерным русским мечом, вместо изогнутой монгольской сабли в руке.По словам Марко Поло Чингисхан осадил крепость Канги. Именно здесь он получил смертельную рану в колено. Художник изобразил его падающим на руки солдат, а чтобы лучше передать эффект смертельного удара, направил стрелу прямо в сердце императора. У Джувейни и в летописи Алтан Тобчи – «от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат», от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, в татарской летописи Абулгази – заколот острыми ножницами во сне пленённой молодой тангутской принцессой во время первой брачной ночи, у Плано Карпини – «от поражения ударом грома согласно Божественному приговору». По другой легенде, в пересказе Э. Хара-Давана она звучит так: «По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Аналогичную версию легенды рассказывает Н. Карамзин в «Истории государства Российского» (1811 г.): «Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боялась казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол»[4]. Это свидетельство Н. Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири» написанной немецким историком, академиком Г. Миллером в 1761 г.: «Известно, как рассказывает Абулгази[5] о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-Гол, то есть женская река. Степь при Хатун-Голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-Талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-Калдин»[6]. Г. Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулгази и «Золотую летопись».

По преданию Чингисхан был похоронен в глубокой гробнице, сидящем на золотом троне, на родовом кладбище Их-Хориг («Великий запрет») у горы Бурхан-Халдун, в истоках реки Онон (в оригинале текста: река Ургун). Он восседал на золотом троне Мухаммеда, привезенного им из захваченного Самарканда. По обычаю, похорон великих ханов, как пишет Джувейни: «были отобраны сорок луноликих девиц, красивых наружностью и веселых нравом, приятных для глаз красотой и с прекрасными очами, грациозных в движениях и изящных в неподвижности – из числа тех, что «награда тем, которые богобоязненны», из родов эмиров и нойонов, украшены драгоценностями и орнаментами, одеты в красивые платья и дорогие наряды и вместе с отборными лошадьми отправлены туда, где они соединятся с его духом». Чтобы могила в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения Великого хана по степи прогнали несколько раз многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, впоследствии умертвили, тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии умертвили тоже.

В сборнике летописей персидского историка Рашид-ад-дина говорится: «После Чингисхана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингисхана в местности, которую называют Буркан-Халдун. Из детей Чингисхана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положены в упомянутой местности. Другие же потомки Чингисхана, вроде Джочи, Чагатая, Угэдэя и их сыновей, погребены в другом месте. Утверждают, что однажды Чингисхан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Ему весьма понравилась свежесть и зелень этого дерева. Чингис провел часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада. В этом состоянии он сказал эмирам и приближенным: «место нашего последнего жилища должно быть здесь!» После того как он скончался, то поскольку они слышали когда-то от него эти слова, то в той местности, под тем деревом, и устроили его великое заповедное место. Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно». В другом месте рукописи: «В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех местах живут племена тайджиутов. Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булук-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Бурхан-Халдун будет шесть дней пути». В «Сокровенном сказании» монголов говорится, что их предки кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-Халдуне. Современные исследователи текста склоняются к версии, что речь может идти о горах Хэнтэйского нагорья в Монголии, в частности о массивной центральной вершине Хан-Хэнтэй. Но так ли это, многие сомневаются, даже сами монголы. Подъехать к этой вершине по непроходимому болотистому торфянику очень сложно, не говоря уж о том, чтобы прогнать там табун лошадей. Рашид-ад-дин указывал на то, что на Бурхан-Халдуне потомок Чингисхана Тимур сделал изображения покойных предков и построил капище: «Тимур-хан сделал изображения покойных предков (Чингисхана), там жгут постоянно фимиам и благовония (на Бурхан-Халдуне). Камала (его брат) тоже построил там для себя капище». Но военных походов восточнее Иртыша Тимур никогда не совершал, соответственно, он вряд ли мог бы устраивать капище на Хэнтэй-Хан-Уул в Монголии, которую сегодня пытаются отождествить с Бурхан-Халдуном.

Географические названия времен Монгольской империи за многие века полностью изменились, и с точностью сказать, где находится гора Бурхан-Халдун никто сегодня не может, современные исследователи выдвигают 9 разных гипотез возможных мест захоронения Чингисхана. По версии академика Г. Миллера, основанной на рассказах сибирских «мунголов», гора Бурхан-Халдун в переводе может означать «Божья гора», «Гора, где поставлены божества», «Гора – бог опаляет или бог всюду проницает» – «священная гора Чингиса и его предков, гора-избавительница, которой Чингис, в память своего спасения в лесах этой горы от лютых врагов завещал во веки веков приносить жертву, находилась в местах первоначальных кочевий Чингиса и его предков по реке Онону»[7].

Согласно летописей Рашид-ад-дина, останки Угэдэй-хана находятся «в запретном месте на горе, весьма высокой, на которой лежит вечный снег. С этой горы берут начало реки, которые впадают в реку Ирдыш. От той горы до Ирдыша два дня пути». Возможно, и могилу Чингисхана следует искать не в Монголии, а где-то рядом с Иртышем?

Китайские. монгольские и турецкие учёные называют три местности в трёх странах, где, по их мнению, захоронен Чингисхан: гора Бурхан-Халдун в Монголии, местность Чиннян-гу в области Шаньси КНР, гора Чингиз в Казахстане, версий о возможном месте захоронения Чингисхан на Байкале у них нет.



[1] Монгол ардын домог (Монгольские народные легенды) (на монг. яз., составитель Ц. Олзийхутаг, Улаанбаатар, 1989 г., стр. 9).

[2] Сокровенное сказание. М., 2002 г., стр. 142.

[3] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М., 2002 г., кн. 2., стр. 258.

[4] Карамзин. История государства Российского. М., 1991 г., т. 2–3, стр. 636.

[5] Абулгази – хорезмийский автор, родился в Ургенче в 1605 г.

[6] Г. Миллер. История Сибири. Ленинград. 1937 г., стр. 172.

[7] Г. Миллер. История Сибири. М., 1937 г., стр. 471.  


[i] Миллер Г. История Сибири. М., 1937 г., стр. 170.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.