Фото Сергей Волков, также использованы отдельные фото Пресс-центра ралли (они подписаны)
Фоторепортаж с самой сложной гонки на Евразийском континенте Международное ралли Шёлковый путь-2025, стартовавшей в Иркутске 12 июля. На старт вышел 101 экипаж из 15 стран. Общая протяжённость маршрута по России и Монголии 4792 км, из которых 2,5 тысячи скоростные участки. В 2019 г. в Иркутске также проходил старт этого ралли. Фотографии об этапах гонки по России и Монголии 2019 г. - в конце этой публикации
В Международном ралли Шёлковый путь 2025 г. принимают участие представители 15 стран, включая Россию, Беларусь, Монголию, Китай, Казахстан, Испанию, Швейцарию, Германию, Канаду и другие. Допуск к старту получили 101 экипаж на различных видах техники: мотоциклах, квадроциклах, внедорожниках и грузовиках. На Шёлковом пути нет случайных людей, это спортсмены, ценящие скорость и адреналин в крови. Каждый день - сюрпризы. В "Шелковом пути" принимают участие представительницы прекрасного пола, а также несколько пилотов с протезами, которые управляют мотоциклами, модифицированными для их удобства (например, задний тормоз перенесен на руль). 12 июля 2025 г. Полуостров Чертугеевский. Перый этап: Кольцевой спецучасток юбилейного 15 ралли Шёлковый путь в Иркутске. Руководитель и пилот белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович: «Участок очень интересный для пролога. Это на самом деле в последнее время большая редкость, пролог техничный, красивый, зрелищный, есть и скоростные места, есть и техничные, есть где поработать и получить удовольствие»Действующий чемпион ралли в зачете грузовиков Дмитрий Сотников: «Очень удивлен был атмосферой, очень много было зрителей, давно такого не припомню, чтобы прямо толпы людей, которые кричат, визжат. Очень много отзывов услышал. И в целом получили удовольствие, потому что трасса [для пролога] очень динамичная, со сменой темпа, с коварными местами, что адреналин зашкаливает. Я думаю, что сегодня все пытались и зрелищно, и быстро проехать»
"Эта трасса – узкая полоска между Ангарой и пропастью карьера. Иссушенная солнцем глина, покрытая коварной пылевой пудрой, буквально убивает сцепление. Один неверный маневр – и гонщик потеряет не только секунды, но и контроль над машиной" (РЕН ТВ). Справа фото автор: Пресс-центр ралли
На старт в зачёте Grand Tour вышел 31 экипаж, в том числе и несколько международных. Наш экипаж # 517 на Tank 300 Конюхов - Меликов занял 15 место, середина турнирной таблицы, но мы совершили самый эффектный прыжок на трассе! Все 4 колеса в отрыве. Фото ВКонтакте со стр. КонюховКогда тяжёлые грузовики на большой скорости с мощным рёвом двигателя проносятся мимо, явственно ощущается дрожь земли и облако пыли накрывает фотографа...Замечу, что трасса 8-километрового пролога в Иркутске на официальном ролике отличается от фактической. Похоже, что для захватывающей и зрелищной кольцевой гонки со скоростными участками и трамплином она была видоизменена ради удобства обзора для зрителей. Через день мы специально попытались по ней проехать на внедорожнике 4WD, но вместо зафиксированных участниками пяти гоночных минут на Прологе, плутали по ней около часа с пробуксовкой в глубокой вязкой колее с лужами, после прошедшего дождя (хорошо, что не увязли и не сели полностью на раму), и остановками для фотографирования
В самом деле на трассе на повороте есть место с ловушкой для неопытных гонщиков, буквально в 1-1,5 метрах от дороги кромка 5-ти метрового обрыва над водой, представляющая реальную опасность при мокрой и скользкой дороге в дождь на больших скоростях для тяжёлых грузовиков. От прохождения здесь большегрузов на высокой скорости остались сломанные молодые деревья, водители видимо инстиктивно прижимались к обочине дороги, противоположной обрыву. На большом брифинге для журналистов руководитель Проекта Международное ралли «Шелковый путь» В. Чагин так прокоментировал близость этого обрыва к кольцевой трассе: "Это тест на собранность и максимальное сосредоточенность на трассе, кто не сумеет пройти, не готов к участию в Шёлковом пути, на его маршруте будут участки ещё сложнее"
Вид с трассы Пролога на противоположный берег, рассмотреть который участники гонки вероятнеее всего не успели. Фотография примечательна тем, что накануне гонки 11 июля на воду был спущен трёхэтажный плавучий четырёхзвездочный отель - круизный лайнер «Баргузин", но вряд ли кто из экипажей автомобилей, максимально сосредоточенных на прохождении трассы вдоль кромки обрыва смог его заметить на противоположном берегу
Екатерина Жаданова – чемпионка Европы и бронзовый призер "Шелкового пути" прошлого года: "Трасса такая закрученная довольно, битая, и этот так называемый "бетон", хорошо укатанная земля, там очень скользко на поворотах"
12 июля 2025 г. Полуостров Чертугеевский. 1 этап юбилейного 15 ралли Шёлковый путь в Иркутске. 8 км динамичной трассы с трамплином. Несмотря на то, что парковку накануне увеличили на одну треть, на все машины зрителей её не хватило и дорогу на въезд были вынуждены перекрывать, на что руководитель Проекта Международное ралли «Шелковый путь» В.Г. Чагин был вынужден извиниться за неудобство перед иркутянами и пошутить: "Все билеты, как говорится, были проданы, хотя они и были бесплатными".
Слева: рекордный прыжок команды КАМАЗ-мастер под управлением Богдана Каримова на 21 метр . Фото Пресс-центра ралли
Ралли Дакар. Одна из самых сложных и престижных гонок в мире - ралли Дакар третий год из-за сложной геополитической ситуации остаётся без участия российский и белорусских команд. Иностранные СМИ пишут: "Без российских КАМАЗов Дакар здорово обеднел и интерес к гонке значительно снизился". Министр спорта России Михаил Дегтярев в выступлении на церемонии старта юбилейного 15 Международного ралли Шёлковый путь в Иркутске: "Ни о какой изоляции и речи быть не может. участвуют – 15 стран. В недружественных странах следят внимательно за тем, как развивается наш автоспорт. Боятся как огня и "КамАЗов" наших, и наших гонщиков"Говорят участники пролога: "Динамичная трасса со скоростными участками, трамплином и опасными местами на расстоянии пяти метров над кромкой обрыва над Ангарой. На прологе хочется ехать быстро, но были места, где можно потерять больше, чем выиграть. Поражает количество зрителей, они стоят вдоль всей трассы, как живой коридор. От такого количества зрителей эмоции зашкаливают, их невозможно получить в каком-либо другом месте. Хочется проехать для зрителей быстрее и быстрее..."
С 2015 г. — Руководитель Проекта Международное ралли «Шелковый путь». В ралли-рейдовых кругах получил прозвище «Царь Дакара»[1] (иногда просто «Царь»)[2]. Владимир Чагин: «Сегодня Иркутск стал центром притяжения любителей автомобильного спорта, любителей ралли-рейдов. Уверен, что сегодняшний день и следующие за ним послужат импульсом для развития технических видов спорта в Иркутской области. В наше время — время стремительного совершенствования промышленности и технологий — это очень важно и поможет в дальнейшем развитии.
В. Чагин: "Этот путь изменит Вас навсегда. Это - российский Дакар. Это круто... Такой разнообразной по природным ландшафтам трассы больше нигде не увидешь. В караване ралли 1,5 тыс. участников"
Команда «LADA Sport Авто Финанс» подготовила для ралли «Шелковый путь» этого года два новейших внедорожника Niva Sport Turbo. В гонке принимают участие две новейших, специально подготовленных раллийных Нивы, в конструкцию которых внесено много новшеств, в. т.ч. специально разработанные сплавы металлов и композитных материалов. Успешные доработки, после испытаний в этих реальных и тяжёлых гонках, будут постепенно переноситься в массовое производствоЛегенда российского автопрома - Нива остаётся популярной среди иностранных гонщиков. На Дакар-2024, в котором не участвовали российские команды, два экипажа под №№ 731 и 740 испанской команды BXS Motorsport вышли на старт на НивахНа стартовом подиуме Нива в категории Гранд-тур, совместного китайско-российского экипажа (первого в истории гонок Шёлковый путь), пилот - Хунин Хоу, штурман-переводчик Александр Бондаренко. Хунин Хоу: "Первая машина на которой я ездил была Нива, затем я был пилотом в китайской команде на грузовике, а сейчас вновь пересел на любимую мной Ниву".Организаторы Международного ралли «Шелковый путь» приглашают любителей автомобильного спорта принять участие в Международном ралли «Шелковый путь» 2025 года за 9600 евро и проехать по следам Великого шёлкового пути на собственных внедорожниках с официальными всеми наклейками ралли в специальной категории Гранд тур. подробности участия опубликованы на официальном сайте мероприятия. + За 160 тыс. р можно заказать пакет фотосъёмки своей машины от 100 фото за время гонки, ежедневно от 5 до 10 фотографий с правом передачи прав третьим лицам
Самая большая категория участников - троадиционно "Мото". Иван Ли, автогонщик из Санкт-Петербурга под номером 71. Фото Пресс-центраТоржественное начало Большого Брифинга участников ралли Шёлковый путь в зале Иркутского академического драматического театра им. П.П. Охлопкова, 12 июля 2025 г.
Площадь Графа Сперанского в центре Иркутска на один день стала центром притяжения для поклонников автоспорта и приключений — в субботу, 12 июля состоялась церемония торжественного старта 15-го издания Международного ралли «Шелковый путь 2025». Впереди — маршрут протяжённостью 4 811,6 км по территориям России и Монголии, и самая интересная борьба ещё предстоит. В общей сложности к старту допущен 101 экипаж, а в караване гонки представители 15 стран.
Показательный пример стойкости и силы духа. Пожелаем удачи мужественному Евгению Оголу, Санкт-Петербург под номером 29. Он участвует в Международном ралли Шёлковый путь на мотоцикле, без правой ноги с протезом. Фото Сергей Волков, 11 июля 2025 г. Накануне старта, Иркутск.
Торжественное вручение наград в зале Иркутского академического драматического театра им. П.П. Охлопкова по итогом пролога 12 июля 2025 г. По результатам пролога в лидерах экипаж команды КАМАЗ-мастер под управлением Богдана Каримова, которому ассистировали Дмитрий Никитин и Айдар Бигашев. За лучший прыжок (пролетел 21 метр) и лучшее время (0:05:43,6) «камазовцы» получили два специальных приза — два Кубка Белого тигра, воплощающих символ Международного ралли «Шелковый путь», изготовленные по инициативе АО «Байкалкварцсамоцветы» из местного минерала — офикальцита.Зрелищная церемония старта ралли Шёлковый путь собрала полную площадь зрителей в центре Иркутска
Иркутские зрители на площади графа Сперанского, Иркутск. 12 июля 2025 г.
Губернатор Иркутской области И.И. Кобзев и руководитель проекта Международное ралли "Шёлковый путь" с членами штаба по организации этого мероприятия на стартовом подиуме в Иркутске, 12 июля 2025 г.
Благодарные зрители на Прологе, Иркутск. 12 июля 2025 г.
Спецучасток №3 от Байкала к Гусиному озеру, 14 июля 2025 г. Финиш 14 июля — в селе Харгана Селенгинского района, где пройдут выступления творческих коллективов и фестиваль национальных видов спорта
Три главных столпа СМИ: TV, PHOTO, MEDIA
12 июля 2025 г. в Иркутске вновь стартовало Международное ралли «Шелковый путь». У иркутского региона уже есть опыт организации международного внедорожного ралли. В 2019 году в гонке приняли участие 97 спортивных экипажей, из них 54 внедорожника и 16 грузовиков, 27 мотоциклов и квадроциклов. В Иркутск приехали пилоты и команды мирового уровня из 36 стран. В 2015 г. из– за сложной геополитической ситуации - из 15 стран. Задействовано более 1,5 тысячи человек и свыше 350 транспортных средств. Спортсменам так понравился Иркутск, что они неоднократно просили повторить старт здесь. Гонка летом 2025 г. проходит снова на территории двух стран – России и Монголии, повторяя частично маршрут прошлой гонки. Первая часть проходит в Иркутской области. Далее участники отправятся через Республику Бурятия в Монголию и вернутся в Россию. Финишируют участники ралли в Горно-Алтайске 22 июля. Ниже фотографии с Шёлкового пути 2019 г., и приуроченной к дате проведения этого ралли, фотографии 20-Гобийской экспедиции 2019 г. иркутян на юг Монголии в Хэрмэн-Цав на машинах марки Toyota из команды поддержки российской команды Toyota Международного ралли Шёлковый путь 2019.
Фото Пресс-центра со скоростных участков ралли "Шёлковый путь"
Аналогичные фото с престижной гонки Дакар-2024 г. (4724 км, участвовали 778 спортсменов, которые использовали 137 мотоциклов, 153 автомобиля в разных категориях, 46 грузовиков, 10 квадроциклов, 80 классических машин и 10 машин класса Dakar Future)
Есть повод вспомнить о том, как проходил старт в Иркутске в 2019 г., этап по Монголии, и приуроченная ко времени проведения ралли наша 20-я Гобийская экспедиция, смотрите ниже, на страницах истории - в фотоподборке отдельных фото из моего архива.
4 июля 2019 г. Подготовка автотранспорта к старту
Пресс-конференция организаторов ралли для СМИ, 2019 г. Иркутск
Шоу начинается
7 июля 2019 г. 1 день ралли. Ночёвка в Байкальске
Принимающая сторона 7 июля - Генеральный директор " Гранд Байкал" (Гора Соболиная) Григоров Виктор Владимирович
Слева внизу: памятное фото с пятикратным победителем ралли-марафона «Дакар» - катарским автогонщиком Аль-Аттии Нассером
Командные машины 20-Гобийской экспедиции - официальные гости ралли "Шёлковый путь"
Через неделю, после Улан-Батора наши командные машины Гобийской экспедиции уйдут далеко на юг в сторону от маршрута ралли "Шёлковый путь", в необжитые пески Заалтайской Гоби
Техники готовят машины ко второму дню соревнований практически всю ночь
Второй день соревнований. Скоростной участок по таёжной дороге дороге через Хамар-Дабан из Бабушкина на Гусиное озеро. Первыми на трассу выезжают дежурные машины медицинской помощи, затем мотоциклисты, легковые автомашины и последними стартуют грузовики
На финише собирается огромное количество машин с зрителямиФиниш 2-го этапа, Гусиное озеро, Бурятия
9 июля. Въехали в Монголию
Площадь перед аэропортом Чингисхан в Улан-Баторе стала для Шёлкового пути местом первой ночёвки в Монголии
Наш экспедиционный лагерь в аэропорту "Чингисхан"10 июля. Машины Гобийской команды из лагеря ралли "Шёлковый путь" (аэропорт Чингисхан) стартуют на юг МонголииХархорин. Монастырь Эрдэнэ-Дзу
В конце 80-х гг. у организаторов экспедиции Camel Trophy родилась идея использовать интерес к перестройке в СССР и провести экспедицию в наиболее диких местах Сибири. История CamelTrophy началась в 1980 г., когда 3 немецких экипажа на джипах Jeep Wrangler преодолели более 1000 миль по бразильским девственным лесам Трансамазонии. Пережив массу невероятных приключений, они с помощью телевидения и газет стали знамениты на всю Европу. За короткое время эта чисто немецкая экспедиция приобрела широкую известность в Европе и превратилась в знаменитое и популярное международное событие. За право участия в приключенческих экспедициях CamelTrophy на национальных отборочных соревнованиях боролись миллионы желающих. Ежегодно команды из разных стран мира собирались на основном событии Camel Trophy, каждый раз в новом месте – в высокогорных лесах Папуа – Новой Гвинеи, тропических джунглях Трансамазонии, в сердце Африки или в безлюдных массивах Северной Австралии. Основной идеей первых проводимых экспедиций было совместное преодоление препятствий и прохождение сложного маршрута по бездорожью единой командой – только вместе, помогая друг другу, можно дойти до финиша. Экспедиции Camel Trophyсобирали вместе людей из разных стран, близких по духу, – искателей приключений, а когда таких людей собирается много в одном месте, такое событие обречено на успех и становится незабываемым.
КПП "Монды". Государственная граница на фоне г. Мунку-Сардык
Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.