МЫС РЫТЫЙ - ВОРОТА В МИР ДУХОВ

Статьи 22 февр. 2023 г.

Текст и фото Сергей Волков, за исключением с подписанным авторством

ЗАГАДКИ МЫСА РЫТЫЙ (ХЫР-ХУШУН)

Радуга - ворота открыты - заходите! Мыс Рытый, Северный Байкал. Фото А. Шевелёв

В северной котловине Байкала на западном берегу, напротив архипелага Ушканьи острова, практически на южной границе Байкало-Ленского заповедника расположен мыс Рытый, получивший широкую известность из-за дошедших до нас удивительных легенд и странных шаманских запретов на посещение этого места: «Ещё есть самое страшное и святое место, ущелье Хыр-Хушун, обиталище грозных духов ветра, кто их покой нарушит – долго не проживёт. Туда все огненные шары с Байкала залетают, а если скот в ущелье забредёт – его не ищут».

С бурятского языка название Хыр-Хушун, или в точной бурятской транскрипции Хээр-Хушун, переводится как «степной мыс» (пер. с бур. Хээр – степь, поле, необжитые места.  2 значение – гнедой конь). Это определение точно передает природные особенности мыса – 4 км в ширину и 2,5 км от берега до гор – чистая степь с реликтовыми травами и прекрасным пастбищем для скота. Однако домашние животные здесь никогда не паслись в период вегетации, и степной участок сохранил уникальные растительные сообщества реликтовых даурских степей, только далеко от берега там, где начинается узкое каменистое ущелье произрастают рощи высоких развесистых душистых тополей, совсем не характерных для смежных участков байкальского побережья, где преобладают хвойные леса из сосны и лиственницы. На самом мысе не растут деревья и нет никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение территории мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время, а значит, по поверью бурят, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом, ни один из местных жителей не соглашается, не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег. Рассказывают, что никто из местных жителей не решался пройти по мысу, если в соседних деревнях умирал человек. Обычно путники, которым нужно было пройти по мысу Рытому, заходили в деревню и интересовались, есть ли покойник, если ответ был положительным, человек разворачивался и не шел дальше. Запрет на прохождение мыса длился еще три дня после похорон.

Люди до сих пор старательно избегают его посещений, именуя его проклятым местом. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим и шаманские запреты на посещение священного мыса сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в ущелье, а их последующие рассказы о загадках этого места превратили ущелье р. Рита в главное аномальное место на Байкале.

В последние годы о мысе Рытый сложено немало нелепых историй, не имеющих никаких исторических оснований. Большая их часть выдумана современными блогерами и туристами, к тому же написаны они в своём большинстве как под копирку с одними и теми же ошибочными утверждениями, переписанными из одной сомнительной современной публикации в Интернете. Уфологии видят здесь светящиеся шары, журналисты – каменные пирамиды и «байкальский Стоунхендж», фантазеры – аномальную зону, остатки древней каменной палео-астрономической обсерватории и даже сказочные следы древнего города. В распространяемых публикациях в СМИ, есть занимательная информация о мысе Рытом – здесь зафиксировано аномальное магнитное поле, аномальная сила тяжести и аномальная толщина земной коры. В совокупности аномальных свойств (все НЛО, посещающие Байкал, заходят или выходят из ущелья пади Рытой, запретное место для людей, «палеообсерватория древней цивилизации» и т.д.) зона мыса Рытого прославилась на всю Россию, и стала знаменита подобно памирской аномальной зоне или аномальному Пермскому треугольнику на Урале.

Книга Эраста Бутакова "Мыс Рытый"
А. Бурмейстер, О. Костюнин. Тайны Байкала. Гневный мыс - Рытый
PDF Бурмейстер, А.. Костюнин, О. Тайны Байкала. Гневный мыс - Рытый. О самом аномальном месте на Байкале рассказ от выросшего в тех местах
Полный текст этой книги выставлен на этом сайте

16 июля 2007 года группа путешественников совершила проход (с одной ночевкой в каньоне) по ущелью реки Риты от мыса Рытого на Байкале до истока реки Лена, по итогам которого было впервые опубликовано одно из первых подробных литературных описаний маршрута. Среди участников группы был автор книг «Вокруг Байкала за 73 дня» Бутаков Эраст Юрьевич, который начал свой очерк о путешествии такими словами: «Каждый из нас, конечно, нервничал, когда мы подходили к мысу Рытому. В прошлом году, стоило нам ступить на этот мыс, нас «встретила» медведица с медвежонком. Ну, и это ещё не самое главное. Чего только не написали про этот мыс, а уж тем более про ущелье. Мы же парни грамотные, читать умеем, а там: инопланетяне, полтергейст, шаровые молнии, огни святого Эльма, огромные пчелы-убийцы, духи, база НЛО, медведи-людоеды, радиация, змеи или черви ядовитые, резко поднимающийся уровень воды и затопляющий практически всё V-образное пространство, и прочие неприятности всякие, которых никому не избежать, как ни старайся, и что, кто бы в ущелье не зашел, жить ему осталось максимум год (при условии, что он вообще живой оттуда выберется)! Причалили. Собрались выходить. Пи..ыкс! Трап вырвало, и он упал в воду! Как его вообще можно было вырвать – специально захочешь, не вырвешь. А тут, как игрушку – хлоп, и его «зализывают» волны. – Начинается – мыс Рытый!».

Через год Э. Бутаков добавил: «Я – боялся идти, но пошёл – не простил бы себе, если б они прошли, а я очканул! Пошёл! Прошел – перестал даже думать об этом – казалось, всё ничего страшного! Сейчас понимаю, какая дорогая цена! Не ходите – ну его нафиг!» (27.02.08). Нас пугали, что духи предков убьют всякого, кто зайдет в ущелье на мысе Рытый, - вспоминает Эрик Бутаков. – Может быть, в этом «шаманском проклятии» есть изрядная доля истины – ведь пока я был там, у меня дома умерла собака. Также погибли собаки и у двух москвичей, участвовавших в этой поездке. Шаманы сказали, что животные оттянули на себя нашу смерть. А человек, который зашел в ущелье самым первым из нас, не прожил и года: 23 февраля на рыбалке в Чивыркуйском заливе в 40-градусный мороз он сгорел в своем уазике…

На входе в ущелье р. Рита. Фото Э. Бутаков

Больших причин нарушать эти запреты нет и сейчас. Зачем, ради простого любопытства, заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища? Местное население верит, что шаманские заклятия действуют до сих пор, в этом легко убедиться, говорят они, если отследить судьбу людей, нарушивших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них заболели, преждевременно и скоропостижно ушли из жизни, поэтому люди перестали селиться на мысе и посещать его. Люди отмечают, что рядом с мысом регулярно образуется на льду опасная становая трещина, в которую удивительно часто попадают автомобили, напротив мыса случается выходит из строя техника, глохнут двигатели катеров, а в 2005 г. напротив мыса потерпел крушение вертолёт Ми-2, он упал в воду, а его винт – на пляж мыса. По местным обычаям сейчас даже нельзя проплывать мимо него, не почтив гневных духов.

Александр Бурмейстер, выросший в тех местах в своей публикации «Гневный мыс – Рытый» пишет: «Нашей машине ледовой разведки с февраля по апрель не раз приходится проезжать мимо мыса Рытый по льду Байкала. Каждую зиму здесь мы наблюдаем такую картину: стоит поломанная техника – мотоцикл, машина, коляска или сломанная рыбацкая будка. Видим следы аварий в щелях, откуда доставали провалившийся мотоцикл. Бывают совсем, с точки зрения механика, парадоксальные явления. Водители рассказывают причину поломки в сакральном месте так: машина или мотоцикл после мыса Рытый вдруг остановилась. Завести технику невозможно. Иногда исчезает искра на свечах и катушке зажигания, ломается электроника, у одной машины лопнули одновременно два колеса (это на голом льду Байкала). Бывают случаи, когда бензин перестаёт поступать по системе или выходит из строя двигатель. Если учесть, что движения по льду в этом районе почти не бывает, в день 1–2 машины и несколько мотоциклов, то картина потрясающая».

Мыс Рытый относится к сакральным местам Прибайкалья. Это наиболее сухой участок на северо-западном побережье Байкала. Конус выноса – самого большого на побережье Байкала, образованный р. Ритой, вдается в Байкал на 2,5 км. На наклонной голой поверхности мыса, беспорядочно изрытой водными потоками с гор, большое скопление глыб и валунов. Пересохшие рукава речки создают впечатление, что мыс изрыт узкими извилистыми оврагами. Здесь зарегистрированы следы старых мощных селевых выбросов в Байкал – грязекаменных потоков с валунами, деревьями и дерном. Отсюда и русское название этого мыса, обозначенное на карте Байкала, моря, составленной штурманом Пушкарёвым в 1786 г. как «Рытой Пади». Немецкий географ Карл Риттер в своём классическом труде «Землеведение Азии» (1879 г.), описывая мысы Байкала, сообщает: «24-й мыс Рытой-пади. Здесь находится глубокая пучина, где глубина Байкала, прямо на запад от Святого Носа считается неизмеримою». Некоторые запретные табу местного населения на посещение этой местности настолько поразили географа, что он счёл нужным отметить в своём труде: «Долина Хыр-Хушуна, как передаёт Черский, считается у местных бурят в высшей степени страшным и священным местом, так как в ней, по их мнению, проживают «очень сердитые» боги, посылающие все возможные бедствия за малейшее несоблюдение какой-либо из требуемых ими формальностей; гнев их проявляется, между прочим, и в виде штормов (с с.-з.), которыми, яко бы, целые стада овец и коров сносятся в Байкал. Это два брата, холостяки, Азрэ и Алмэ, сыновья божества Ухури хубунъ (хубунъ = сыновья). Из уважения и страха, внушаемого этими тенгриями (жителями небес или «жителями грома», как выражались онгурёнские буряты), долину Хыр-Хушун буряты могут пересекать только на её устье, по дороге, ведущей из Онгурёна в улус на мысе Покойников (11 верст к с.-в. от мыса Шартла); они пасут также свои стада на Хыр-Хушунском мысе, о том, однако, чтобы углубиться в горы вверх по этой долине, они боятся даже подумать, и никто из них не пойдёт туда даже для розысков сбежавшего скота. Если же в течении данного лунного месяца умрёт кто-либо из окрестных бурят, в таком случае сообщение между Онгурёном и Покойниками прерывается абсолютно до следующего новолуния, так как в это время нельзя оплывать Хыр-Хушун, если бы кто вздумал путешествовать в лодке, а обойти его горами, как это делается на Ольхоне (см. выше), здесь нет никакой возможности. Женщины, даже в обыкновенное время, не могут приближаться сухим путём: речка Хейрэм со стороны Онгурёна, а р. Анютха со стороны Покойников, составляют границу, перешагнуть которую не смеет ни одна бурятка, вследствие чего, им предоставляется один лишь водный путь между названными долинами».

Справа вверху виден конус мыса Рытый, Северный Байкал

Долина реки Рита, зажатая среди отвесных скал, с огромными валунами в русле, представляет собой царство камня – его здесь в изобилии, сильно перемешанного, иногда удивительно правильно расколотого, разных форм, цветов и размеров, оставляет весьма гнетущее впечатление. Аура рассказов-страшилок об этой местности непрерывно напоминает о себе гнетущей тишиной и тревожным ожиданием внезапного появления то ли медведей, то ли злых духов. Случается, что затылком буквально ощущаешь чей-то пристальный взгляд. Обернешься и никого нет! Русло реки труднопроходимо из-за россыпей крупных камней, но пройти по ущелью и выйти к истоку Лены можно за один день. В конце июня в верховьях ущелья Риты можно увидеть снег, а по пути вверх осмотреть отвесно падающие с бортов ущелья водопады. Первый из них находится примерно в трех часах пути от берега озера и представляет собой красивый водопад высотой примерно 30 м, отвесно падающий со скалы в долину реки Рита. Геологи обнаружили здесь месторождение полиметаллов, возможно, по этой причине в местности часто в землю бьют молнии.

Старожилы рассказывают, что даже бурятские шаманы избегали посещений мыса, а при необходимости его посещения строго соблюдали все правила шаманского обряда сасали барьха с брызганьем тарасуном и подношением духам местности жертвенного животного. Среди подробностей описания это обряда меня заинтересовало упоминание необходимости вырывания травы, с последующим затыканием её за пояс, чем-то неуловимо схожим с рассказами о необходимости оставлять его посетителями травяные стельки на мысе Рытый. Мотивы обрядовых действий, с вырванными травами на этом мысе, до конца непонятны, и объяснение этих действий к настоящему времени утрачено. В описании обряда говорится, что шаман обыкновенно шаманит у костра, изредка бросая в огонь богородскую траву для очищения участников обряда и привлечения духов местности, распространением благовоний воскурения, а буряты наливают в чашки несколько капель тарасуна. В это время жертвенного козла держат головою по направлению к входу в ущелье Риты, чтобы его душа после жертвы проследовала в нужную сторону. Шаман в конце своей молитвы произносит: сэк! – тогда все буряты, державшие чашки, тоже повторяют слова шамана «сэк!», при этом выплескивают тарасун в направлении входа в ущелье, потом тихо и осторожно бросают чашки, чтобы они встали вниз дном; после этого каждый из них вырывает траву и затыкает за пояс, это означает, что они «надели на себя колчан и лук», это называется «hадак ахаха». Обычай этот, по мнению бурятского учёного М.Н. Хангалова, сохранился от прежней зэгэтэ-аба, ныне буряты не носят колчана и лука на тайлганах, и это заменяется тем, что вырвут траву и заткнут ее за пояс. Вновь наполненные тарасуном чашки, после повторения обряда брызганья, бросают снова на землю, произнося: «төрук»! до тех пор, пока чашка не встанет правильно; если у кого чашка упадет вниз дном, вверх отверстием, то это хорошо, – это называется «төрук», если чашка упадет вверх дном, то это худо, значит нет «төрука». И только после благоприятного знака «төрук», когда чашка при бросании встанет дном вниз, считается, что духи приняли жертвоприношение и разрешили посещение земель мыса.

Местные жители беспрекословно выполняют древние табу, поскольку считается, что их несоблюдение может привести к тяжелым заболеваниям. Среди этих древних правил существуют и достаточно странные на взгляд современного человека требования: мыс категорически запрещается посещать женщинам, а мужчины после посещения мыса должны оставлять там «защитный колчан – hадак ахаха» - стельки из обуви (речь идёт о стельках из травы, собранной на мысе, а не о современных стельках в обуви). Последний запрет связан с табу – запрещается что-либо брать и выносить с мыса. Если посетителям мыса Рытый, приходилось при крайней необходимости в промокшую обувь набивать траву и делать стельки из неё, а так как эта трава выросла на священном мысе, с травяными стельками в обуви нельзя было оттуда уходить. Это общее правило для всех святых мест – ничего нельзя из них забирать, чтобы не навредить себе, можно делать только подношения. Аналогичный запрет известен при почитании шаманских обо – из них запрещается что-либо забирать.

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ. Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. У буддистов Монголии это Агарти – «запрещенная территория в центре Азии, в окружении охранительных песков Гоби». У жителей Тибета – загадочная и недоступная Шамбала, спрятанная от внешнего мира кольцом неприступных гор. На Урале – Пермский треугольник. На Байкале подобной запретной для посещений зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый бурятами, эвенками и тунгусами. Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд со знаменитой Cкалой-Шаманкой.

С феноменом мыса Рытого связаны рассказы местных жителей, что на этом месте в очень древние времена было поселение, о котором, однако, не сообщается ни в одном из существующих ныне научных источников. Якобы на земле мыса раньше были видны следы оросительных каналов и фундаменты городских построек. Зимой со льда в бинокль на самом деле можно рассмотреть искусственную каменную стену, о существовании которой до 2008 г. не знали даже в администрации Байкало-Ленского заповедника. Интересно отметить, что о ней нет никаких упоминаний и в подробном отчёте о посещении этой местности в 1880 г. И.Д. Черского, описавшего «особенные четырехгранные сооружения из каменных плит высотой 1,5 аршина, сложенные в виде кладки севернее пос. Онгурен, на гребне отрога Сонгол-хара (правый борт Тонгужирской долины)», но удивительным образом не заметившего каменную стену, протяжённостью свыше 300 м и высотой до 2 м, хорошо видимую невооружённым глазом с воды и берега, что наталкивает на мысль, что никакой стены в то время там не существовало.

Вход в ущелье реки Рита. Фото Э. Бутаков

Что касается, упоминаемых в отдельных рассказах, следов городских построек на мысе – их так никому не удалось разыскать. В дополнение немного мистики этой местности добавляют случайные фотографии радужных светящихся шаров и необычных аномалий с фиксацией искривления пространства, которые нельзя отнести к дефектам пленки или фотопечати. Объективы камер, в т. ч. и цифровых фотоаппаратов с завидной регулярностью фиксируют здесь необъяснимые аномальные феномены. В моей коллекции необъяснимых фотографий из этих мест есть также две со светящимися странными объектами, похожими на радужные призрачные мотыльки с крылашками, но эти объекты очень малы, малозаметны и могут быть просто отнесены к чудесам солнечных бликов на линзах фотоаппарата. Ради объективности, надо заметить, что все известные мне свидетельства об аномальных атмосферных явлениях над мысом Рытый исходят от людей склонных к мистике и уфологии, и чаще всего они не первичны, а основаны на свидетельствах к тому же неизвестных третьих лиц, которые, как обыкновенно утверждается точно что-то видели. Опросы реальных местных жителей, регулярно проводимые мной в ходе полевых работ на Северном Байкале, в т.ч. дежурных-наблюдателей с метеостанции на Большом Ушканьем острове, расположенной почти напротив мыса Рытый, и из окон которой прекрасно виден мыс с ущельем, не дали никакого результата, никто из опрошенных не смог вспомнить о случаях наблюдения аномальной активности неизвестного происхождения в атмосфере, и барражирующих над мысом огненных шарах неопознанной природы.

"Светлячки" в ущелье реки Рита. Фото Э. Бутаков

По данным «Энциклопедии чудес» Игоря Царева, в мире насчитывается более 500 достаточно мощных геоактивных зон – аномальных местностей, в которых отмечается активное специфическое воздействие сил неизвестной природы на человека. Это влияние может быть, как положительным (сакральное место), так и отрицательным (геопатогенная зона). В таких зонах наиболее высока вероятность наблюдения светящихся шаровидных объектов, случаев необъяснимых явлений в психике людей, галлюцинаций, вещих снов и т. д. В районах тектонических разломов коры и в зоне сейсмической активности достаточно энергично проявляется воздействие различных факторов на эволюцию биосферы и на человеческие сообщества. Ряд ученых высказали предположение, что тектонические разломы земной коры создают при особых условиях концентрацию геофизических полей различной природы, которые могут воздействовать на человека. Ущелье Риты характерно рядом аномальных и изменчивых физических характеристик, которые зафиксированы приборами, среди них основные, такие как: повышенная сейсмичность района, аномалии в магнитном поле, силы тяжести, непостоянство толщины земной коры, изменяющейся в районе ущелья реки Риты от Байкала к верховьям от 30 до 40 км.

Поперечный сброс ущелья реки Рита, (в структурной геологии) – разлом, по которому один блок земной коры опускается относительно другого, похоже в самом деле, обладает геопатогенными особенностями и поэтому с древних времен на его посещение местными жителями наложено табу. Особо надёжных точных научных данных, подтверждающих негативное воздействие этого, типичного для северного побережья Байкала, поперечного разлома на проживавших ранее в этой местности людей найти мне не удалось. В монографии геолога В.В. Ламакина «Неотектоника Байкальской впадины» о мысе Рытый есть небольшой абзац текста, подтверждающий наличие здесь поперечного сброса: «Когда разлом оказывается в напряжённом состоянии (вероятно возникновение землетрясения), он способен возбуждать геомагнитные поля. Возникают низкочастотные излучения, которые ощущают животные. Человек же не воспринимает эти излучения, однако начинает вести себя неадекватно – становится очень нервным, раздражительным.

На севере Байкала берег особенно густо раздроблен на мелкие тектонические глыбы, молодой Молоконский сброс, обращенный влево, имеет размах в 300–400 м. Сброс по Рытой пади еще больше по размаху – около 500 м, а соседний с ним Хайремский — около 700 м. Последние два неотектонических сброса, тоже обращенные влево, обрывают южную оконечность Байкальского хребта. Они находятся в расстоянии 9 км один от другого и размах их составляет вместе 1200 м. Замечательным свойством Поперечно-Байкальского пояса разломов является то, что составляющие его отдельные сбросы не обладают большой протяженностью. Ни один из них сам по себе не пересекает впадины целиком, а более длинные из них даже отклонены от поперечного направления.

Поперек северо-западного байкальского берега по ручью Хайрем проходит короткий сброс протяженностью (всего 8 км. Он обрывает с юга Байкальский хребет, высота которого рядом со сбросом равна 1615 м над уровнем Байкала. Чанчурские горы с южной стороны сброса ниже на несколько сотен метров».

В геопатогенных зонах человек, по наблюдению врачей, быстрее устает, стареет и умирает. По гипотезам ученых, возникновению геопатогенной зоны могут способствовать особенности местного рельефа: близость и расположение подземных тектонических разломов, пересечение водных подземных потоков, проходящих на разных уровнях под руслами высохших рек, радиоактивный фон местности, электрический потенциал атмосферы и т.д. На мысе Рытом обращают на себя внимание изрытая селем земля, сухие русла ушедшей под землю реки и часто наблюдаемые здесь аномально перекрученные ветви деревьев.

Наблюдения и опыт людей на протяжении нескольких поколений, которые проводят в одной и той же местности достаточно длительное время, выделяют из окружающего пространства как места силы, так и опасные для здоровья территории. В благодатных местах со временем возникают святилища, туда приходят молиться и просить у духов помощи; вторые, так называемые геопатогенные зоны, становятся проклятыми местами, запретными территориями для посещений. Мыс Рытый, по опыту проживавших там людей, оказался местом, где её жители чаще других болели и преждевременно умирали от неизвестных причин. Эта нехорошая народная молва создала мысу дурную репутацию, отчего он приобрел статус таинственного и загадочного.

Мыс Рытый. Фото Байкало-Ленский заповедник А. Ипполитов

РАДИАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ. Из анализа многочисленных рассказов очевидцев возникла гипотеза о возможном повышенном радиоактивном фоне в ущелье реки Риты. Первоначально в пользу этой версии говорили свидетельства о случаях заболевания после посещения этих мест, так, загадочно и надолго заболел участник экспедиции, в одиночку поднявшийся на близко расположенную к Байкалу вершину и некоторое время просто полежавший на голой земле. Он болел около года. Александр Бурмейстер, выросший в этих местах, также подтвердил, что все некогда постоянно проживавшие на мысе Рытом преждевременно умерли и сейчас уже никто не живет там. Деревянные дома полностью разрушились и заросли травой. Возникла даже гипотеза, что люди получали смертельную дозу радиации, транспортируя радиоактивную породу с золотом, которую якобы нашли в ущелье р. Риты. А легенды о проклятии специально придумали, чтобы отпугнуть возможных охотников за золотом.

Радиометрическая съемка здесь проводилась геологическими партиями предприятия «Сосновгеология» в конце 60-х годов прошлого века. Иркутский геолог В.В. Булдыгеров вспоминает: «Радиометры того времени (марка УР-4М) были далеки от совершенства. Вес их был около 4 килограмм, крепился он ремнями на груди. Датчик представлял собой трубку длиной больше метра, которая соединялась с радиометром шнуром длиной около полутора метров. Трубка со шнуром цеплялись за все, что только можно. Пробираться с таким радиометром сквозь кусты было весьма сложно».

В то время не было портативных дозиметров, и для работы прибора требовался целый рюкзак батареек, что могло быть поводом для выборочного замера радиоактивного фона на маршруте. Вместо батареек геологи предпочитали нести с собой больше тушенки, замеры производились не по всему маршруту, а выборочно. Поэтому геолог, который непосредственно работал в те времена в геологической экспедиции, порекомендовал ходить там с портативным современным дозиметром – так, на всякий случай. Опасения не случайны, например, недалеко от мыса Рытого зафиксирована радиоктивная жила на мысе Саган-Морян, где прибор зашкаливает. Замер радиационного фона, произведенный портативным дозиметром на выносах мыса Рытого, дает изменяющиеся показания в пределах от 0,25 до 0,35 мкР/ч, это примерно в два раза выше других смежных территорий побережья Байкала, но не превышает допустимой дозы в 0,5–0,6 мкР/ч.

Геологи подтвердили, что в глубине ущелья реки Риты есть проявления золота и полиметаллов, но повышенной радиации, способной смертельно облучить людей, там нет.

По мнению ботаника Байкало-Ленского заповедника, Надежды Степанцовой:

«И какая-то аномалия – повышенная радиоактивность или ещё что-то – там определенно есть. Потому что здесь образовался вид астрагала вследствие гибридизации двух родительских видов, относящихся к разным секциям. В обычных условиях гибридизация отдаленных видов не происходит. Я назвала его астрагал рытинский. Это узколокальный эндемик с ядром популяции на мысе Рытый, включен в Красную книгу Иркутской области».

Впечатляющий зеркальный раскол огромного каменного монолита. Фото Э. Бутаков

ШАМАНСКИЕ ПРЕДАНИЯ. Бурятский шаман В. Хагдаев, получивший пятое посвящение, и являющийся носителем местных древних преданий, рассказывает: «Много тысяч лет назад память о событиях в этих местах ушла в область степных преданий. Здесь захоронен Ухэр-нойон, владыка Северного Байкала и верховий реки Лена, отец семи ветров от мыса Рытого до северной оконечности Байкала. Ухэр-нойон вместе с сыновьями жил в ущелье. Это место было всегда особо почитаемо, грозно и опасно. Вибрации мыслеформ в этой местности проявляют себя до сих пор наиболее зримо, чем где-либо. На горьком опыте сотен поколений, когда люди внезапно умирали от посещения этого места, был объявлен запрет входить в ущелье. Этот запрет соблюдается и сейчас. Ни один бурят не войдет сюда по собственной воле. Когда два бурятских охотника соблазнились обилием белки и соболя в ущелье и, нарушив запрет, вошли в него, через год оба они умерли.

Ольхонские старики говорили мне 30 лет назад, что в этом месте сходилась граница территорий между землями охотничьими, пахотными и для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего соперничества за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятским родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, – и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений, – и остались на равнине мыса. Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки, однако в этой схватке так никто никого и не одолел. После битвы трех шаманов и трех богатырей это место стало проклятым. Битва разбудила дух захороненного здесь Ухэр-нойона, и на плодородную равнину скатился ужасный сель, перемешав всю землю с огромными камнями. Раньше была традиция через каждые три года ходить на мыс для проведения специального обряда жертвоприношения духу Ухэр-нойона, чтобы он смилостивился. В центре мыса было священное дерево, а на входе в ущелье – святилище. Только шаману дозволялось доходить до святилища. Шаманы молились черной ночью на перевернутом черном котле. Но преемственность этой традиции была нарушена, и теперь дух мстит всем людям, посещающим местность, где захоронено его тело. Не знаю, сохранилось ли святилище до наших дней. Уже давно там никто не был. Если пойдете туда, сойдя на берег, обязательно упадите на правое колено – это обряд почитания. Сварите кусок баранины, чтобы распространился ароматный запах. Мясо можете съесть, но кости не выбрасывайте, а сожгите их, разложив по форме тела. Если нет барана, произносите мысленно: «Мы на земле ваших обычаев делаем жертвоприношение чем есть. Извиняемся. Прости нас, непосвященных. Будьте осторожны, дух может прислать вам медведя или волка».

О разделении тунгусов и бурят упоминает также К. Риттер в «Землеведении Азии»: «Далее к востоку уже нет бурятскихжилищ; они сменяются тунгусскими. Многочисленное тунгусское племя, начиная с этого восточного угла байкальского озера, исключительно господствует на всем обширном пространстве гористой страны, изобилующей водами и лесами, до самого восточного берега Байкала. Здесь, у подошвы байкальских снеговых гор, тунгусы отделились от бурят; более дикий край заселен тунгусами».

Об этом событии упомянуто также в труде Н. Витсена (1700 г.): «Якуты напали на бурят и украли у них скот и домашний скарб, поэтому буряты собрались, напали на них и многих убили и увезли в рабство. Якуты тогда убежали, бросили свои жилища и поселились у истоков Лены, после чего они на лодках спустились вниз по реке до области тунгусов, где построили постоянные жилища в степях, в то время как тунгусы сами оставались жить в лесах. И это происходило больше 2-х столетий назад». (Восточная и Северная Тартария, т. 2. с. 837).

Другую легенду удалось услышать от работника Байкало-Ленского заповедника В. Трапезникова. Он рассказывает: «Было у Байкала три дочери. Первую, покровительницу вод небесных, звали Лена. Имя второй – Ангара. Ее ласкал и лелеял сам Байкал. Третью, хозяйку вод подземных, звали Ритой. В небесах здешних жил суровый бог Тэнгри. Было у него два сына: Азмэ, который правил молнией, и Алмэ, хранитель грома. И как это часто бывает, порешили однажды Байкал и Тэнгри старшую дочь Байкала выдать за Азмэ, а среднюю – за Алмэ. Сговор их услышал свободолюбивый ветер. Он знал, что Ангара мечтает об Енисее, а Азмэ и Алмэ все время вьются около загадочной Риты, и решил помочь братьям Азмэ и Алмэ самим распорядиться своей судьбой. В назначенное время он устроил светопреставление. С огромной скоростью ветер стал носиться по горам, круша все на своем пути. Небосвод затянуло тяжелыми тучами, в свисте ветра непрерывно грохотал Алмэ и швырял молнии Азмэ. Улучив момент, в шуме разбушевавшейся стихии Ангара и Лена кинулись наперегонки к своим возлюбленным. Ангара встретилась с Енисеем, а Анай, будучи обласканный Иликтой, не проявил решительности и опоздал на встречу с Леной. Гордая Лена не простила этого своему возлюбленному, и до самого океана она течет до сих пор под своим именем. Каждый год от обилия талых и дождевых вод в долинах Аная слышится могучий рев – это Анай просит прощения у Лены. Узнав о случившемся, Тэнгри страшно разгневался. Своей волей он навеки превратил братьев Азмэ и Алмэ в каменные утесы. Они стоят друг против друга, охраняя долину Хыр-Хушун, но им никогда не спуститься к красавице Рите. Когда в горах гремит гром и сверкают молнии, это братья стараются привлечь внимание озорной Риты. Но нет у нее ответных чувств. Слишком молода она и всю свою энергию тратит на озорство и шалости, скрываясь, не доходя до Байкала, под камнями и землей».

По старинным бурятским преданиям, два злых брата-холостяка Азмэ и Алмэ, которые считались бывшими «жителями грома», сыновьями небесного божества Ухури (Ухэр-нойона), способны наводить жестокие штормы на Байкале, сильные ураганы, сметающие в море стада коров и овец. По свидетельству исследователя Байкала И.Д. Черского, объехавшего Байкал в конце XIX в., приольхонские буряты очень боялись божественных братьев и пересекали долину только в самом устье реки, совершая при этом жертвенные приношения. Женщинам запрещалось появляться в этом месте, и они могли в случае необходимости только проплывать на лодке мимо, не ступая ногами на берег и не пересекая страшной долины.

В «Землеведении Азии» К. Риттера (1895) легенда о мысе Рытом записана так: «На мысе Рытом находится обитель братьев-холостяков Азмэ и Алмэ, жителей грома, сыновей божества Ухури-Тэнгрия. Эти духи-сыновья очень привередливы, за малое прегрешение насылают бедствия, штормы, сносящие в море целые стада коров и овец. Долину речки и сам мыс могут пересекать только на устье по тропе, о том, чтобы углубиться выше в горы, даже за ушедшим туда скотом, боятся даже подумать, это жертва божествам. В случае смерти кого из бурят в соседних улусах сообщение через мыс прерывалось до следующего новолуния. В это время мыс нельзя даже обходить в лодке. Женщины не могут даже приближаться к Хыр-Хушуну. Между Хейремом и Анютхэ не смеет пройти ни одна бурятка, только по воде». Иногда братья-духи принимают образ медведей, чтобы не пустить непрошенных гостей в свою священную обитель.

В самом деле, конус выноса реки Риты напоминает о бушевавшей здесь в прошлом неуправляемой стихии: изрытая селем степь, нагромождения огромных валунов, ушедшая под землю река. И как напоминание о ревнивых окаменелых братьях грома и молнии – непрерывная череда дождей в ущелье. В ущелье реки можно увидеть необычную группу скал – окаменевших грозных братьев Азмэ и Алмэ. Одна из стен скалы в самом ее верху имеет отрицательный угол. На ее вершине лежит огромный, размером с зимовье, камень, опасно нависающий над проходящими в ущелье.

Опасения шамана, что духи ущелья могут прислать непрошеным гостям волка или медведя, вполне реальны – следы медведей здесь встречаются часто. Побывавшие в ущелье отмечают чувство тревоги, будто кто-то непрерывно за ними наблюдает. Когда мы были в ущелье, под впечатлением таких рассказов, нам показалось также здесь неуютно, а когда на крупном камне, необычной кубической формы с плоскими гранями, разложили припасы и решили перекусить, нас внезапно атаковали, громко жужжащие очень большие пчелы, норовившие сесть на спину. Особенностью пчел было мохнатое тело, по свом размерам большее чем у шмеля, и два длинных усика, похожих на жало, наподобие ласточкиного хвоста, в конце туловища. Мы никогда ранее не встречали подобных пчёл, поэтому, когда они стали атаковать нас, стремясь конкретно сесть на наши спины, угрожающе поджимая под своё тело по направлению к нам свои длинные хвостовые усики, похожие на жало, мы были вынуждены встать спиной друг к другу, чтобы от них отмахиваться и прервали свой обед! После нашего рассказа об их нападении энтомолог, основываясь на нашем описании, назвал их безобидными рогохвостами, личинки которых живут в древесине, а самки имеют длинные яйцеклады, а не двойное «жало» на хвосте и они не нападают на людей. Местные жители сказали, что такие большие насекомые называются шершень. Их укус крайне болезненный, так что укушенный может от неожиданной боли даже упасть с лошади. Встречаются такие крупные шершни довольно редко, поэтому в шаманской традиции атака таких насекомых расценивается как дурной знак: «Это духи проявили себя. Наверное, вы не так разложили косточки жертвоприношения…». Определить род пчёл и правильно их назвать мы не сумели, были ли это шершни, медведки или осы мы не знаем, но их атака имела место в действительности, и они показались нам опасными, в итоге пришлось от них отступить. В довершение в ущелье начался проливной дождь, хотя было видно, что всего в нескольких километрах над озером светит солнце.

Мыс Рытый. Фото М. Зимин

В научной литературе о мифологии бурят можно найти сведения об Ухэр-нойоне – владыке ужасных ветров Северного Байкала и верховий реки Лена. У тунгусов и эвенков не только имена богов были другие, но и озеро называлось иначе не Быйгал, как именовали его буряты, а – Хэгды ламу (Большое море) и владыки Северного Байкала под таким именем в пантеоне их богов нет. Верховных божеств, так называемых тэнгриев, местопребывание которых находится на небе, у бурят-шаманистов было такое множество божеств (светлых – от 55-ти западных тэнгриев и темных – от 44), что до наших дней сохранились не все их имена, поэтому даже среди профессиональных этнографов нет единства в правописании их имён, места в иерархии и их соответствующих местопребываний на земле. Разобраться во всём этом очень сложно, но связь божества Ухэр-нойона с Рытой падью определённо есть.

Имя Ухэр-хара-тэнгэрин (в бур. транскрипции –yлхэйн ноёд) относится к восточным тэнгриям, которые считаются злыми и враждебно относятся к людям. В отдельных источниках это имя упоминается среди 13 небожителей, сыновьях верховных небесных божеств – тэнгриев, спустившихся на Землю вершить людские дела, однако в записанных шаманских призываниях этого имени среди 13 северных нойонов нет. Характерные для этого божества определения в последующем мифотворчестве бурят становятся свойственны другому персонажу, происходит подмена имени хозяина черного коня на новое имя – Ажирай бухэ (в бур. транскрипции – Yхэри хүбүүн Ажарай бухэ), сына Ухэр-нойона. После смерти силача Ажирай-бухэ, по некоторым данным реально проживавшем в XVII в., он был возведён своими сородичами за свои подвиги в сонм наиболее чтимых духов как покровитель бурятских воинов, и очень похоже, что в культе чёрного всадника в мифотворчестве бурят произошла подмена имени грозного отца Ухэр-нойона на имя его сына Ажирай бухэ. Согласно бурятским преданиям, Ухэр-нойона похоронили где-то в Рытой пади, а дух его сына стал ревностно охранять это место.

Первое упоминание о 13-ти северных нойонах приводится в «Истории происхождения одиннадцати хоринских родов» В. Юмсунова, который в главе «О шаманских верованиях» дал описание нойонов: «Они считаются сыновьями тэнгриев, имеющими местопребывание в горах острова Ольхона на Байкале, у рек и ручьев в горах по северному и южному берегам этого моря». Далее идет перечисление 13 нойонов:

1) сын Хана Хурмаста тэнгрия – Хан Гхото нойон;

2) жена Гхото нойона – Хан Зулмата нойон – гений-хранитель женщин;

3) охраняющий их хотон хозяин Хашаа – Хаан Боо нойон;

4) обучающий людей шаманскому искусству Хаан Боо нойон с крепким желтым луком;

5) Хаан Шубуу нойон, ходящий в виде беркута;

6) пребывающий на печеночно-черных скалах на севере Ольхона, стоящий на страже ужасов смерти бычеголовый сын лисицы Ажирай нойон;

7) Хуа Солбон, размахивающий огненно-красным мечом, стоящий на страже и не допускающий соединения подданных хаанов этого мира и Эрлен Номун хана;

8) пребывающий на горе Бархан Ундэр хозяин Баргузина – Хажир Сагаан нойон;

9) хозяин шаманского амитая – Агуй Буумал Нойон;

10) хозяин Нижней Ангары – Ама Саган нойон;

11) хозяин Иркута – Хаан Заргаша нойон;

12) хозяин узкой Лены – Эрдэмтэ сагаан нойон;

13) пребывающий на горе Мундарга Ундэр, в истоках Байкала, Бухэ нойон.

Как видно, из опубликованного упоминания о 13-ти северных нойонах, Рытой пади нет среди этого перечня присутственных мест, опустившихся на землю небожителей из бурятской мифологии, как и какой-либо другой территории Северного Байкала, которая принадлежала тунгусам, и где главенствовали совсем другие боги. В архивных записях и изданных научных текстах существует множество вариантов написания имён 13 небожителей и владык-эжинов местности. Если их кратко обобщить, то в общих чертах Ухэр-нойон призывается в бурятских шаманских обрядах как грозный дух, прислужник бога подземного мира Эрлик-хана, пребывающий в чёрных скалах горных ущелий, владыка ужасных ветров Северного Байкала, стоящий на страже ужасов смерти, владелец черного коня и черной повозки, грозное воинственное божество с чёрными глазами, которому совершают обряд жертвоприношения в ночное время и во время войн. Внешний вид, согласно его описания в шаманских призываниях, повергает в ужас, его представляют в образе получеловека, полубыка – чудовища с туловищем человека с большой бычьей рогатой головой, с чёрным-чёрным лицом и чёрными-чёрными глазами. Отсюда вероятно происходит и его имя «yлхэйн (Ухэр-нойон)», что в пер. с бур. означает – бык, крупный рогатый скот. Он настолько грозен и страшен, что имя его не произносят вслух, а обращаются к нему табулированным именем Хара моритон – «черный всадник», и он почитается бурятами как чужое, холодное, враждебное человеку гневное божество. Буряты избегали в прошлом произнесения вне обрядово-ритуального действа имен грозных духов и божеств, в особенности грозных. Это обстоятельство вызвано верой в то, что последние мгновенно появляются там, где было произнесено их имя, и в случае напрасного нарушения их покоя виновника подвергают наказаниям. В связи с этими выглядит нелепым утверждение, что мыс Хыыр-Хушун, мог именоваться также по имени грозного бога с бычьей головой Ухэр-Хушун в то время, когда имя этого бога по религиозным соображениям даже не произносили вслух. Это ошибка современных людей, не знакомых с бурятской традицией табулирования имён грозных духов. Следует также заметить, что у этих первых слов в наименование мыса «хыыр, хыр» и «ухэр, ухыр» – разные корни, не совпадающие по своему лексическому значению. Хыыр-Хушун – «Степной мыс», или по русскому – мыс Рытый никогда и нигде не именовался Ухэр-Хушун.

СЛЕДЫ НА ЗЕМЛЕ. В преданиях говорится, что на мысе Рытом жил владыка Северного Байкала со своими приближенными Ухэр-нойон. Этот рассказ подкрепляют свидетельства местных жителей, слышавших от своих отцов, которые в свою очередь узнали об этом от своих родителей, что в древние времена здесь было поселение людей. Остатки квадратных фундаментов, наполовину смытых селем, видели в конце 80-х гг. прошлого столетия на правом берегу реки Риты. О непонятном выложенном на земле квадрате 50´50 метров на вершине сопки, слева от реки Риты, упоминал в своем отчете геолог А. Бухаров, исследовавший это ущелье в 1967 г. Следы ирригационных старых канав с бортиками, выложенными камнями, обнаружены в южной части мыса. Некоторые из них проложены параллельно друг другу, и их следы на земле были прежде видны. Однако в силу разнообразных причин добраться до этих мест археологи так и не смогли.

Широкую известность получила, отчетливо видимая с воды, продольная извилистая искусственная стена на крутом склоне горы слева от реки Риты, предназначение которой для многих непонятно. Несмотря на многочисленные научные экспедиции в XIX–XX вв., ни упоминаний, ни описаний этой каменной выкладки нет ни в одном из географических описаний побережья Байкала, хотя их здесь побывало достаточно много. Интересно отметить, что о ней нет упоминаний в подробном отчёте о посещении этой местности в 1880 г. И.Д. Черского, описавшего все известные древние городища Приольхонья – Шибэтэ, Хоргой, даже расположенные в горах вдали от берега, «особенные четырехгранные сооружения из каменных плит высотой 1,5 аршина, сложенные в виде кладки севернее пос. Онгурен, на гребне отрога Сонгол-хара (правый борт Тонгужирской долины)», но удивительным образом не заметившего каменную стену, протяжённостью свыше 300 м и высотой до 2 м, хорошо видимую невооружённым глазом с воды и берега, что наталкивает на мысль, что никакой стены в то время там ещё не существовало.

Об отсутствие древних каменных сооружений и стен севернее Онгурёнской долины конкретно сообщается в очерке «Древние каменные сооружения» (1895 г.), опубликованной немецким геграфом Карлом Риттером, как дополнение параграфа 51 к своему фундаментальному труду «Землеведение Азии. Восточная Сибирь: Озеро Байкал» (1879 г.): «Не менее интереса представляют и древние сооружения из камней, расположенные вблизи берегов Малого Моря как на материке, так и на острове Ольхоне. Впервые они были найдены Черским в 1879 г. и описаны им, впрочем, только в общих чертах в отчетах его за 1879 и 1880 годы, причем, на его геологической карте показаны восемь мест нахождения этих сооружений – около рек Харгоя, Сармы и Онгурена, на материке; на мысе Имыл–галдаши, в бухте Загли; на островке Хыбин и на мысах – Харгойском и Шибэтском на острове Ольхоне. Подробное описание этих древностей, которые Черский подразделяет на: каменные стены, выкладки, маяки и жертвенники до сих пор не было им обнародовано, и мы воспользуемся им в настоящее время из его рукописных заметок. Описанные каменные стены и четырёхгранные сооружения в окрестностях Онгуренской долины, составляют крайний северо-восточный предел известного до сих пор распространения древних каменных сооружений около Байкала».

Нет упоминаний об этой заметной с берега протяжённой каменной кладки и в отчётах последующих научных экспедиций начала ХХ в. Б.Э. Петри, Н.Н. Агапитова, П.П. Хороших и др.

Особого интереса к ней вплоть до 2002 г. не проявляли и сотрудники Байкало-Ленского заповедника, на территории которого она находилась. Первая экспедиция смогла осмотреть ее только в 2005 г., после чего о ней появились сообщения в газетах. В кладке стены, по утверждению А. Бурмейстера, были найдены фрагменты керамики, предположительно отнесенной им к курумчинской культуре, однако на опубликованной фотографии находок представлены фрагменты осколков двух сосудов с разной стилистикой орнамента, как будто они из разных мест, что ставит под сомнение нахождение их внутри стены в одном месте.

С северной стороны мыса на земле сохранились пирамидальные груды камней, сильно напоминающие часто встречаемые в Монголии древние захоронения рядом с большими керексурами. Раскопок археологи здесь не проводили, но площадка с прямоугольной выкладкой камней и пятнадцатью вросшими в землю искусственно сложенными очень давно каменными пирамидами, вполне возможно, является древним захоронением. В удалении от берега в степи мыса встречаются заметные издалека каменные туры, расположенные на одной прямой поперек всего мыса. Они не похожи на шаманские обо, эти камни были сложены в кучи не столь давно, внутри некоторых пирамид хорошо сохранились основания не сгнивших деревянных столбов, каменные валуны еще не покрылись мхами и лишайниками и не вросли в землю, как это бывает с древними пирамидальными грудами камней. Всего вероятнее, их складывали еще не так давно местные жители в местах сенокоса и заготовки сена. Аналогичные каменные туры, а их там значительно больше чем в степи мыса Рытый, можно наблюдать на равнине в местности Зама, где буряты косили траву. Местные объясняют, что крупные камни традиционно собирают в кучи или длинные ряды специально, чтобы возле них больше наметало снега и гуще росла трава, можно было бы без помех косить траву, да и скоту пастись удобнее. Возможно также, что некоторые из них оставили геологоразведочные партии, работавшие в этой местности в 1947 г. и в 1967–1968 гг. Сохранился и широкий вездеходный след от берега в ущелье от транспортировки частей буровой вышки, которую устанавливали в середине ущелья для разведки месторождения олова и полиметаллов, а также поднимали в горы. Вряд ли эти современные каменные туры можно рассматривать как элементы «байкальского Стоунхенджа – палеообсерватории древних», как об этом написали московские журналисты.

Пирамидальный камень на мысе Рытый. Фото О. Берлов

Попытки найти связь со всевозможными следами от древних построек на земле звездному небу стали популярными среди современных исследователей всего аномального. Московский журналист Андрей Поляков, посетив Байкал, озвучил свою гипотезу о возможной связи каменных туров на байкальском мысе Рытый с палео-обсерваторией древней цивилизации, названной им «Байкальским Стоунхенджом». Вся степная поверхность мыса, площадью около 4 кв. км выложена каменными турами. По его мнению, днем туры чётко видны на расстоянии 250–500 метров, и чередуясь один за другим, создают протяжённые зрительные линии, направленные в сторону каменной стены. Визуальное совпадение возвышений каменных туров имеет чёткую ориентировку по сторонам света. Туры можно разделить условно на ориентированные по солнцу и звёздам, и на туры, ориентированные по топографическим объектам, что позволило ему предположить, что это остатки древней обсерватории. Насколько это верно, никто сказать не сможет, серьезных научных измерений на мысе не проводилось. На степной земле в удалении от берега на самом деле встречаются заметные издалека каменные туры, расположенные на одной прямой поперек всего мыса.

Наиболее заметным следом деятельности человека в прошлом на мысе Рытом является искусственная каменная кладка по кромке леса на довольно крутом склоне сопки, слева от реки Риты, сразу после выхода ее из ущелья. Линейная каменная кладка протянулась с северо-востока на юго-запад больше чем на 600 шагов (350–400 м), характерно что кладка проходит с набором высоты, а не горизонтально.

Из статьи иркутских археологов Д. Кичигина. А Коростелева «Археологические исследования в северо-восточной части Приольхонья» (2021): «Таким образом, обнаруженный нами объект явился еще одним археологическим монументальным строением, открывающим третий десяток подобных сооружений древности в Приольхонье. Стена берет свое начало на западе практически у обрыва, проходит по южному и юго-западному склонам первой из трех гор, ограждая ее верхушку, спускается в небольшой распадок и оканчивается лишь на западном склоне второй горы. Общая протяженность стены составляет около 500 м. В плане оградительная система представляет собой вытянутый с запада на восток зигзаг, состоящий из четырех практически прямых частей-сегментов. Соединения между сегментами плавные. Длина первого, второго и четвертого сегментов составляет примерно по 100 м для каждого. Протяженность третьего – около 180 м. Если первый и третий части-сегменты расположены в горизонтальной плоскости и проходят вдоль склона, практически не меняя высотных отметок, то второй и четвертый – пролегают больше в вертикальной проекции вниз или вверх по склону, ощутимо меняя показатели высоты. В целом, стена выглядит монолитом, однако во втором сегменте имеется единственный проход, шириной около 12 м. Сохранность стены и ее конструкция на разных участках сооружения неодинаковы. Это объясняется как временными причинами, так и качеством подручного строительного материала. Наиболее информативной является центральная часть оградительной системы (второй и третий сегменты). Здесь высота сооружения составляет 0,70–1,15 м, ширина – 0,90–1,20 м. Стена сконструирована из крупных и средних каменных плит, уложенных послойно друг на друга в один ряд. Длинными сторонами камни расположены, преимущественно, поперек общего направления стены. Самый большой камень, зафиксированный в конструкции стены, имеет размеры 1,65×0,48×0,15 м. Однако количественно преобладают камни средних размеров от 0,65×0,25 м до 0,30×0,15 м. Западная часть стены (первый сегмент) имеет среднюю высоту 0,40 м и ширину 0,60–0,80 м. Строительным материалом являются те же продолговатые каменные плиты. Однако такой мощной конструкции, фиксируемой в центральной части сооружения, здесь не наблюдается. Лишь незначительное количество камней стащено вниз по склону. Возможно, причиной тому является незавершенность строительных работ на этом участке сооружения.При визуальном осмотре каменной конструкции и оградительной территории, представленной верхушкой первой горы и северной частью распадка, нами не обнаружено каких-либо дополнительных каменных сооружений и перспективных площадок. Также не найден и датирующий археологический материал.

Относительно функционального назначения (оборонительное или сакральное) и датировки этих объектов на сегодняшний день единой точки зрения не существует. Мы полагаем, за неимением археологического датирующего материала, каменную стену Рытый I следует считать сакральным объектом и датировать ее в пределах I – нач. II тыс. н.э».

Затрудняюсь комментировать эти выводы археологов об оборонительных функциях стены и её древние датировоки, да и на каком основании её отнесли к археологическим объектам? При осмотре этого объекта на склоне отчётлива видна дорожная выемка, а в библиотеке Геологоуправления хранятся отчёты о проводимых здесь буровых работах в 1947–1948 гг., для подъёма по склону механизмов буровой и была построена эта дорога. В геологической партии числились бульдозер и гусеничный трейлер. Буровые работы велись также на склонах горы, наверху сохранилась торчащая из земли труба буровой вышки. Это типовая дорога с набором высоты и технологическим карманом для разворота транспорта, следы таких аналогичных дорог можно увидеть на фотографиях с Ботогольского рудника на склонах гор Восточном Саяна, подобные подпорные кладки из камней есть и на современной автомобильной дороге, проходящей по склонам гор на берегу Малого Моря.

Так называемая археологами, оборонительная стена ни от кого не защищает, её легко обойти по краям, но по дорожной выемке поверх неё можно поднимать в гору механизмы для буровых работ. Кроме того, ниже этой подпорной стенки можно обнаружить слабо просматриваемое, но всё-таки очевидное, продолжение следа дороги, серпантином уходящей вниз.   Трудоёмкость и объём этого труда наталкивает на ассоциацию с известными на Байкале объектами, и в первую очередь с подпорными стенками из камней, которые встречаются на современной автомобильной дороге по берегу Малого Моря. С внутренней стороны кладки камней, примыкающей к горе, образовалась ровная площадка, как полотно дороги, по которой и сейчас удобно ехать верхом. Высота развалившейся стены в настоящее время в основном не превышает метра, но местами она достигает 1,5 м. Большого количества скатившихся вниз камней не наблюдается, вероятно, раньше сооружение было примерно такой же высоты, а это значит, что никаких оборонительных функций не имело. Стены курыканских городищ построены иначе, они имеют оборонительный ров и возвышаются над землёй с обеих своих сторон, чтобы защищать оборонявшихся от стрел. Подпорная стенка на крутом склоне мыса Рытый, кажется стеной только с одной стороны – если смотреть на неё снизу, со стороны крутого склона, наверху она переходит в ровное и широкое полотно дороги, поднимающейся постепенно вверх. Выравнивание на крутых склонах необходимо для безопасного проезда машин с высоким центром тяжести без угрожающего им большого крена, например, гусеничного треловочника или трактора с бурильной вышкой. След серпантина, построенной здесь геологами дороги, отчётливо читается на прилагаемой фотографии, вполне очевидноно, что это не творение рук древних курыкан, а следы земляных работ по подготовке пути для подъёма на гору треловочного тягача с механизмами для бурения экспедиции «Сосновгеология» в конце 1946–1947 гг. Это точно такая же дорога, какие прокладывали геологи и которые видны до сих пор, с дельты реки Сарма – в гору для разведки залежей фосфатов, или серпантин дороги в горах над бухтой Заворотной, где добывали микрозернистый кварцит. Поставить точку в спорах о предназначении этой каменной выкладки могли бы геологические отчёты о местах проведения там работ по бурению, но найти к ним доступ пока не удаётся. На запрос ответил Устинов Виталий Иванович, известный геолог, выпускник Иркутского горно-металлургического института. Он и был начальником геологической партии Ольхонской экспедиции, в территорию работ который входит долина р. Рита и мыс Рытый: «Ему сейчас за 90, он общается только со старыми друзьями, одного из которых я попросила и передать Вашу просьбу. Он сказал, что видел эти сооружения. Они, на его взгляд представляют, действительно, подпорную стенку для грунтовой дороги, которую сделали исследователи-предшественники сразу после войны. Но, это не иркутяне, скорее – из Москвы, Ленинграда (по линии поисков радиоактивного сырья). В Иркутском территориальном геологическом фонде отчетов об этих работах он не видел».

На мой взгляд, это объяснение более реалистично, чем предположения о каменных следах «древних курыкан или огненном телеграфе древних с использованием специально для этого построенных каменных стен». Да и нужна ли на самом деле для сигнальных костров древних подобная протяжённая стена? Костёр разжигается и горит в любом месте, для него подпорная стена не нужна. Сакральное предназначение стены, как на многих байкальских мысах, вряд ли приемлемо, так как ее легко обойти человеку с севера и с юга, а проход в ущелье она вообще не закрывает. Высказывались гипотезы, что стена могла быть построена для облавной охоты. Сомнение в предназначении стены для охоты вызывает отсутствие каких-либо исторических свидетельств о строительстве каменных стен для облавной охоты в Восточной Сибири. В Монголии подобные сооружения для грандиозных облавных охот во времена Чингисхана строились, но в таежной Сибири такой способ не был распространен, население было рассредоточено, а на мысе Хээр-Хушун (во втором значении пер. с бур. – «необжитая местность») вообще в древности никто не проживал.

Поиски в долине Риты зафиксированного геологом А. Бухаровым в 1967 г. квадратного оконтуренного камнями на земле древнего сооружения не дали результата. В монографии И.Д. Черского приводится описание подобного квадратного сооружения, обнаруженного им севернее пос. Онгурен, на гребне отрога Сонгол-хара (правый борт Тонгужирской долины), в конце XIX в. Им были найдены: «особенные сооружения из каменных плит, четырехгранные постройки, сложенные в виде кладки или сруба с полостью в осевой части. Высота их не превышала 1,5 аршина. Здесь было найдено 3 подобные кладки, из которых лишь одна оказалась целой». Любопытно, что, хорошо зная подобный тип шаманских жертвенников – хан, И.Д. Черский отметил, что описанные находки в окрестностях Онгуренской долины составляют крайний северо-восточный предел известного до сих пор распространения древних каменных сооружений около Байкала. Не найденные пока квадратные сооружения на мысе Рытом, о которых рассказывают местные жители, расположены еще севернее описываемых И.Д. Черским.

УФОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕМА. Из опросов местных жителей явствует, что наибольшее количество аномальных световых явлений наблюдается в районе мыса Рытый в летний период. Здесь неоднократно регистрировались яркие светящиеся изнутри шары, плавно уплывающие в глубь ущелья, и загадочные блуждающие огни с красным свечением. Иркутские уфологи знают об этом месте и уже на протяжении нескольких лет регулярно летом специально ездят на мыс Рытый. У них даже, якобы, есть кинопленка с записью светящихся объектов, но делятся они этой информацией крайне скупо и неохотно. Либо что-то знают и не хотят говорить, либо говорить не о чем.

Существует гипотеза о возможном взаимодействии энергии Земли в местах разломов с солнечной энергией, которая особенно отчетливо проявляется в годы наивысшей активности Солнца. По наблюдениям уфологов, необычные световые явления подвержены закону цикличности и регулярно возникают в середине лета, в период высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. В это время можно наблюдать в небе отчетливые тени от облаков и высока вероятность наблюдения светящихся энергетических явлений и шаровых молний.

Поперечный разлом ущелья реки Риты, хорошо выраженный в рельефе, проходит практически перпендикулярно байкальскому рифтовому разлому. Наносы мыса Рытого находятся на самом краю подводного обрыва, на каждый шаг от берега глубина увеличивается на метр. Крутизна подводного склона здесь превышает 45 градусов. Каждую зиму от мыса Рытого на льду возникает сложная сеть становых трещин. Это одно из наиболее опасных мест на Байкале для ледовой проводки автомашин. Сочетание оперяющего разлома реки Риты и глубоководного рифтового байкальского разлома может быть причиной аномалий этого места. Экстрасенсы говорят, что ощущают большие пустоты под ущельем Риты, но подтвердить их утверждения инструментальным способом наука не в состоянии.

Из рассказов специалистов стало известно также о гравитационной аномалии на сопке, справа по течению реки, на выходе из ущелья реки Риты. Над мысом Рытым специалистами Сосновской экспедиции проводилась специальная гравитационная съемка с вертолета. Участники этого эксперимента утверждают, что показания приборов здесь были в десятки раз выше, чем обычно. Капитаны байкальских судов также обратили внимание на наблюдавшиеся напротив середины мыса аномалии: неправильные показания компаса и приборов спутниковой навигации (GPS), искажения при прохождении радиоволн. Это может быть свидетельством нахождения здесь крупных месторождений ископаемых или пустот, влияющих на окружающую природу и показания приборов. Геологами на самом деле были обнаружены в глубине ущелья скопления полиметаллов, но, по их мнению, их запасов недостаточно для возникновения подобных аномалий.  На мысе встречаются странные, обгоревшие изнутри или опаленные только с одной стороны одиночные древесные останки и толстый обугленный изнутри хворост. Впрочем, подобный обгоревший хворост встречается и на других участках байкальского побережья.

Неоспоримых доказательств, подтверждающих необычные свойства этого места, у наблюдателей нет, многие люди, ничего не испытавшие на себе после посещения или проживания на мысе Рытом, заявляют, что ничего аномального здесь не наблюдается. Единого мнения о природе геопатогенных зон среди ученых не существует. Предполагается, что поверхность всей Земли покрыта сеточной энергетической структурой, наподобие сетки Кюри, неблагоприятное воздействие которой усиливается в местах разломов земной коры и точках пересечения энергетической сетки. Об энергетическом поле Земли знали и древние народы, в Тибете оно было известно под именем глубинных демонов, а в Древнем Китае было запрещено строить жилище без биолокационной проверки местности и учета расположения близлежащих холмов, подземных потоков и полостей. По авторитетным заключениям специалистов, у 91% людей в геопатогенных зонах резко уменьшаются защитные функции иммунной системы. По гипотезе этих специалистов, губительное воздействие проявляется уже через 8 часов пребывания в зоне человека. Более продолжительное нахождение ведет к последующим заболеваниям, трудно диагностируемым современной медициной. Ни одна из существующих теорий: живого биополя Земли или излучения разломов – не дает ответа на вопрос: почему мыс Хээр-Хушун был проклят и почему это проклятие действует до сих пор? Но, как известно из пословицы, нет дыма без огня – на мысе Рытом до сих пор происходит что-то необъяснимое, но природа этого воздействия остается не понятной людям.

Вполне разумным может быть объяснение сотрудников Байкало-Ленского заповедника, неоднократно посещавших заповедное ущелье Риты. По их наблюдениям, узкое скальное ущелье становится чрезвычайно опасным в дождь, который здесь случается часто. В ущелье Риты собирается сток воды с большой горной водосборной площади, поэтому подъем воды в горной речке происходит стремительно, буквально на глазах. Путник, оказавшийся в это время в ущелье, будет заперт между отвесными скальными стенками и непроходимой вброд бурной рекой. Случается, что водный поток разрушительной силы несет крупные валуны и полностью затапливает ущелье в узких местах. Свидетельство этому – большие валуны, застрявшие среди стволов деревьев на высоте груди человека, только разбушевавшийся бурный поток мог забросить их так высоко над землей. К катастрофическому внезапному паводку добавляется ветер – горная невероятной силы, разгоняющаяся в глубоком, длинном и прямолинейном ущелье, как в аэродинамической трубе, до силы урагана. По этой причине ни один опытный капитан не причаливает для ночлега к берегу Рытого. В высокой траве степного мыса подстерегает другая опасность – популяция распространенной в этих местах ядовитой змеи, щитомордника. В верховьях ущелья, по которому нет тропы, русло перегораживают крупные валуны, сильно затрудняющие передвижение, а в тайге зверствуют комары медведи. Объективные природные свойства этой местности, вероятнее всего, и послужили причиной возникновения запрета на посещение опасного ущелья.

На самом краю мыса Рытого одиноко, среди голой степи растет священная группа тополей. Десять одинаковых развесистых молодых тополей компактно произрастают практически из одного центра, по периметру метрового круга, в середине которого в последние годы стало образовываться от редких посетителей и исследователей этого загадочного места груда камней, своеобразный прообраз будущего бурятского жертвенного обо. Чем больше поэтических и страшных легенд слагается о мысе Рытый, тем больше становится эта груда жертвенных камней на входе в мистический мир шаманских духов, особо почитаемого бурятами-шаманистами, священного мыса, ставшего мистическими главными воротами в аномальный мир Байкала.

В декабре 2013 г. на телеканале ТНТ было показано шоу «Миллион за НЛО». Победителем признан автор, нашедший в районе Тунгусского взрыва 1908 г. минерал, который в природе до этого не встречали, возможно внеземного происхождения (редкий сплав фердцилицида, выдерживающий температуру до 3000 градусов по Цельсию с элементом урана из таблицы Менделеева, не существующим на земле). По версии автора находки, уфолога-любителя Ю. Лавбина Тунгусский болид был сбит огненным шаром, но откуда он прилетел не сказал. В феномене взрыва над Тунгусской учёные пока не могут разобраться, ни одна из существующих гипотез – от падения ледяной кометы до глобального эксперимента американского учёного Н. Теслы с электричеством в ионосфере Земли не могут полностью объяснить все наблюдаемые в момент катастрофы атмосферные явления. К их числу относятся предшествующее дню взрыва над Тунгусской, наблюдаемое в Северном полушарии в течение недели аномальное свечение атмосферы и серебристые облака, а также свидетельства очевидцев о подлете к месту мощного взрыва огненных объектов с трёх разных направлений. Одно из них, как указывается в описаниях события свидетелями – тунгусскими охотниками, наблюдалось с подлётом с восточной стороны от Байкала, но откуда оно могло взяться? По одной из геофизических гипотез мощный выброс энергии произошёл по неизвестным науке причинам из недр Земли, тунгусские охотники могли наблюдать в небе «молнии Агды» – перемещение над линиями разломов, как по электрическим проводам, заряженные противоположными потенциалами сгустки плазмы, которые были притянуты гравитационной воронкой, расположенной над жерлом очень древнего и мощного Куликовского палеовулкана (был открыт из космоса в середине 1970-х.). Это жерло (диаметром около 10 км), к которому сходятся многочисленные литосферные разломы, говорят учёные, «совпадает с локальной гравитационной аномалией, эта же зона близка к глобальной геомагнитной аномалии». Геофизическая теория природы Тунгусского феномена может быть применена и к объяснению табулированных для посещения зон на Байкале. Не случайно с древних времен ущелье пади Рытой, где проходит ответвляющий разлом и куда залетают «огненные шары», была объявлена священной и запретной для посещения. Необычные световые явления в зоне поперечного сдвига на мысе Рытый подвержены закону цикличности и регулярно возникают в середине лета, в период высоких температур и наибольшего времени солнечной радиации. Связано ли появление светящихся изнутри шаров с взаимодействием напряжённости электромагнитного поля над линиями разломов и активностью солнечного излучения ученые пока сказать не могут. Природа регулярно наблюдаемых аномальных атмосферных явлений в этих местах полностью не раскрыта.

Художественное творчество людей, традиционно вплетается в мифотворчество о чудесах и диковинах мира, и уже через несколько поколений становится совершенно непонятным, где правда, а где вымысел. Вот как в мифах эвенков описано появление в небе стаи железных птиц – огненных стрел в день падения Тунгусского болида. Страшную катастрофу 1908 года эвенки объясняли местью шамана Маганкана осуществлённую стаей железных птиц Агды: «Раздвоилось Большое море на два озера. Эвенки слышали битву, слышали страшные удары, небо покрылось черными тучами, сверкала молния – это бог Агды катался по небу. Старик Василий из рода Шанягирь утверждал, что сам видел железных птиц, посланных на землю богом грома Агды, видел, «как они гремели, шумели, ударяли громко». Птицы Агды, как рассказывали эвенки – свидетели Тунгусского дива, «стукали много раз, сильно стукали. Агдыллян стукал, ангарский гром удары делал, таньга – пять ударов делал. Пактыркун – стрелял будто. Палил лес, лесины валил Учир. Одын (буря) – многоголовое чудовище без глаз, с огромными ртами, без хвоста – кончал, палил, валил лабазы. Кончали агды оленей, собак кончали, людей портили – три люди помирал совсем: Люрбуман, Иван Мачакугырь, брат Лючеткана, руку крошил и помер, шаман Уйбан сразу бучо, помер на Лакуре. Многие эвенки в момент катастрофы лишились сознания, получили увечья, были контужены сотрясением воздуха. Некоторые умерли от пережитого психологического потрясения».

Эта история обросла самыми невероятными подробностями, среди них есть и совершенно фантастическая версия об «огненных защитниках человечества», вылетающих со стороны Байкала навстречу Тунгусскому метеориту.

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.