БАЙКАЛ. ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОГО ОЗЕРА
Вышел из печати новый фотоальбом "БАЙКАЛ. ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОГО ОЗЕРА", Иркутск, 2021-2022 г. В альбоме собраны лучшие фотографии 13 фотографов о святынях и самых красивых местах Байкала. Фотографии сопровождает краткий текст о главных легендах Великого сибирского озера. Ниже можно пролистать цифровую версию предыдущего альбома "На память о Байкале", которая отличается от новой печатной "БАЙКАЛ. ЛЕГЕНДЫ ВЕЛИКОГО ОЗЕРА", изданной в 2022 г. объёмом 112 стр., форматом 250 на 165 мм, часть фотографий из предыдущего альбома повторяется в новом альбоме, однако его структура и содержание улучшены и значительно обновлены, плюс добавлено большое количество новых интересных фотографий. Увеличен также формат издания. Новую печатную версию можно приобрести в книжном магазине "Антей" в центре Иркутска (Карла Маркса, 20) или в иркутской книготорговой сети ПродалитЪ. Для иногородних читателей альбом доступен через почтовую доставку Авито, млжно найти по названию этот альбом на Авито и сделать заказ.
Научно-справочный атлас Российской академии наук «Байкал». «Байкал – уникальное озеро на нашей планете. В его фауне представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. По количеству видов организмов Байкал намного превосходит не только другие континентальные водоемы Палеарктики, но и такие моря, как Азовское, Белое, Балтийское. Лишь немногие большие озера мира, например Каспий, Танганьика, Охридское, приближаются к Байкалу по некоторым особенностям биоты, но ни одно из них не может соперничать с ним по богатству и разнообразию видов» (1993).
В. ПУТИН, президент Россиииз приветствия в честь 75-летия Иркутской области. «Настоящей жемчужиной Сибири и бесценным богатством России является озеро Байкал» (2012).
Лимнологический институт. «Байкал стал признанной международной лабораторией исследования изменений природной среды и климата, биологического видообразования, гидрохимии и химии атмосферы. Состояние экосистемы озера в целом не отличается от того, каким оно было в начале промышленной революции в Сибири в 1930-е годы, хотя на отдельных прибрежных участках акваторий регистрируются локальные загрязнения» (2007).
М. ГРАЧЁВ, академик. «Если говорить спокойно и правдиво, Байкал в целом совершенно как новенький. Ни один вид не исчез, зато открыто много новых. Вода не изменила своих качеств, но есть отдельные зоны загрязнения, одна из них – около БЦБК» (2012).
Г.Ю. Верещагин, директор Байкальской лимнологической станции Академии наук СССР (1930—1944). «Байкал является не только самым глубоким в мире озером, но и самой глубокой в мире впадиной среди суши. Однако, самой замечательной особенностью природы Байкала являются не размеры, а его исключительная древность» (1947).
Конвенция ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия. «Природа Байкальского региона представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда Земли и понимания его биологической и геологической эволюции, что полностью соответствует понятию «мировое природное наследие» (1972).
А.П. ОКЛАДНИКОВ, академик. «Величественное озеро Байкал – внутреннее море Азиатского материка – драгоценная жемчужина нашей планеты. Она занимает особое место не только в природе, но и в историческом прошлом народов Азии. Байкал, образно выражаясь, можно назвать колыбелью многих племен и народов древности... Отсюда во времена великого оледенения вышли предки индейцев Северной Америки» (1974).
С.Г. САРКИСЯН, профессор, географ. Из книги «Байкал» (1955): «Кто видел Байкал, тот навсегда сохранит в памяти величественные картины этого озера, обрамленного высокими хребтами. Многоликий Байкал по-разному представляется проезжающим. Одни запоминают его тихим и спокойным, с голубой зеркальной гладью вод; другие – яростно бросающимся на гранитные скалы белыми от пены валами волн; третьи видят Байкал присмиревшим от бурь и волнений, скованным тяжелым, гулко трескающимся от мороза льдом… В тихую погоду Байкал совершенно иной. Летом случаются дни, когда на водной поверхности нет ни одной морщинки ряби. Тогда в ней, как в гигантском зеркале, отражается далекое нежно-голубое небо, отчего кристально чистая байкальская вода становится еще прозрачнее и светлее»).
«Легендарное, воспетое в песнях многих народов озеро Байкал представляет собой поистине одно из величайших творений природы. и величавая Все здесь необычайно и своеобразно – и величавая суровая необычайно природа и своеобразно окружающих– озеро горных хребтов, и необозримые просторы студеных и бурных вод, и головокружительные глубины, столь редкие у озер, и пресная прозрачная вода, в которой живут эндемичные виды животных и растений морского облика».
Б.И. ЛЕБЕДИНСКИЙ. Заслуженный деятель искусств России, мастер-гравер байкальского пейзажа, из предисловия к своему альбому графики «Байкал» (1966 г.): «Довелось ли вам побывать на Байкале и воочию полюбоваться этим чудом природы? Он прекрасен, наш Байкал! О красоте озера-моря, о вольной силе его и своенравии недаром слагают легенды и поэмы, песни и стихи. В само название его люди издревле вложили величавый, гордый смысл: Байкал – Золотое озеро по-алтайски, Огненное озеро – по-бурятски, Богатое озеро – по-якутски.
Н.Г. СПАФАРИЙ, посол русского царя в Китае. «Байкальское море неведомое есть ни у старых, ни у нынешних землеописателей, потому что иные мелкие озера и болота описаны, а про Байкал, которая толикая пучина есть никакое воспоминание нет… А погодье по Байкалу, что в чаше, окружен каменными горами, будто стенами, и нигде не отдыхает и не течет, опричь того, что от него течет Ангара река. В Байкал впадают большие реки, мелкие и иные многие, а по краю, на берегу, везде камень и пристанища немного, наипаче на левой стороне, едучи от реки Ангары, и оттого разбивают суда часто. А рыбы в Байкале всякой много, и осетры, и сиги, и иные всякие, и зверя нерпа в нем есть же много. Только жилья немного около Байкала, опричь немногих тунгусов, которые питаются рыбой, потому что близ Байкала пашенных мест нет, и живут по рекам в зимовьях промышленные люди зимою. А лес около Байкала есть, кедровник большой, и на нем орехов много, и иной лес есть. А вода в нем зело чистая, что дно виднеется многие сажени в воде, и к питию зело здрава, потому что вода пресна» (1675).
ИСБРАНТ ИДЕС, посланник русского правительства в Китай
«Вода в этом озере пресная, но такая же чистая и зеленая, как и в океане; в нем водится много морских собак [тюленей], которые вылазят в отверстия во льду и на некоторое время показываются над водой. Они все черные и без шерсти, как те, которые водятся в Белом море. В озере также много рыбы, осетров, щук, которых там ловят, причем некоторые бывают так велики, что каждая рыба имеет весом до 200 немецких фунтов» (1692).
Н.Я. БИЧУРИН [Иакиниф] «Путешествия по Сибири»: «Жители Восточной Сибири наименовали Байкал морем, единственно по его обширности, но он не имеет ни одного из качеств, свойственных морям. Вода в нем пресная, светлая, весьма холодная. Периодических приливов и отливов, также стремления вод в одну которую либо сторону, никогда в нем не бывает. В Байкале находятся две только вещи, общие ему с морями: тюлени, которых здесь называют нерпами и бодяга, которую в Иркутске называют морскою губкою. Она растет в Байкале по каменьям, на глубине трех и четырех сажень, и в бурную погоду прибивается к берегам».
А.П. ЧЕХОВ, писатель. «Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины» (1894).
В.Г. РАСПУТИН, писатель. «У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал... Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества» (1990).
«Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное» (1991).
«Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь...»
ПАУЛО КОЭЛЬО, бразильский писатель о посещении Байкала во время своего сибирского путешествия по Транссибирской железной дороге.
«День выдался ясный, солнечный и очень ветреный. На дворе поздняя весна, но прибрежная галька перемешана с ледяным крошевом. Я натянул несколько свитеров и все равно трясусь от холода. И все же первой моей мыслью было: «Боже, я дома!» Передо мной простиралось озеро, такое огромное, что противоположный берег почти не виден. Рыбачья лодка скользит по прозрачной водной глади на фоне заснеженных гор, чтобы к вечеру возвратиться на сушу. Я стараюсь вобрать в себя весь этот миг без остатка, ибо знаю: вернуться сюда мне не суждено. И поэтому дышу как можно глубже, желая унести с собой эту красоту. – В жизни не видел ничего прекраснее…»(2006)
И. СЕВЕРЯНИН, русский поэт Серебряного века, стихотворение «Байкал»
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал.
От пристани к пристани плыли.
Был вечер. Был холод. Был май.
Был поезд, – и мы укатили
В том поезде в синий Китай.
Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть – не значит узнать
(1929)
Для просмотра книги в формате PDF кликните по изображению обложки: