НАВИГАЦИОННЫЕ МАЯКИ НА БАЙКАЛЕ

Фото 20 сент. 2022 г.

Фото и открытки Сергей Волков, за исключением старинных открыток

Порт с маяком в пос. Турка, восточный берег Байкала
29 июня 1899 г., на низменном мысе Голоустном был освящен и зажжен первый байкальский маячный огонь, устроенный в специальной деревянной будке, пристроенной к дому метеостанции. Через месяц, 30 июля, устраивается маяк в бухте Песчаной (труднодоступный мыс Большая Колокольня высотой 80 м; огонь был виден на 50 км. На старинной открытке видна деревянная лестница к будке с маяком на вершине скалы мыса Большая Колокольня. Во многих публикациях ошибочно указывают, что маяк на мысе Большая Колокольня был первым на Байкале, это неверно

Во многих современных публикациях ошибочно написано, что маяк венчающий Большую Колокольню является первым байкальским маяком, но это неверно. В 1895 году была создана Гидрографическая экспедиция Байкальского озера под руководством полковника Ф. К. Дриженко, которая в 1896 году начала рекогносцировочные работы на озере Байкал, и летом 1899 года экспедиция приступила к постройке «маячных огней» на озере. Первый маяк на Байкале, сооруженный благодаря деятельности гидрографической экспедиции Ф. Дриженко, исследовавшей озеро в 1896–1902 годах, был зажжен 29 июня 1899 г. над низменным мысом Большая Голоустная. Маячная комната была сооружена в 2-метровой надстройке над крыльцом, ранее построенного дома, метеорологической станции. Обязанности смотрители Голоустнинскаго маяка принял на себя наблюдатель этой станции. Маяк на Большой Колокольне появился месяц спустя.

Навигационные огни для ориентирования судов зажигали на Байкале и ранее. Самый первый 8-метровый маяк на Байкале был построен в 1761 г. по предписанию Сибирского губернатора Соймонова, который 30 апреля 1760 г. предписал Вульфу, иркутскому вице-губернатору, построить маяк на Байкале на Южном (Посольском) берегу, так как в 1759 г. в этом месте, которое служило якорной стоянкой, погибло много досчаников, принадлежавших частным судохозяевам. В документах говорится, что «на постройку маяка употребили 70 лесин. Маяк был из бревен, в виде конуса, высотой 3–4 сажени, с настилом наверху, на котором, на земляной насыпи, жгли дрова. На первый раз для сигнального костра было заготовлено 6 саженей дров. При южном ветре, когда досчаники не могли пускаться в плавание с северного берега, дров напрасно не жгли».

2 июля 1763 г. последовало высочайшее указание о немедленной постройке маяка около пролива Прорва.

В 1781 г. на Посольском берегу был построен новый казенный маяк. Высота его была 45 футов. В ясную погоду он был виден за 15 верст. Освещение его производилось с помощью фонаря, в котором жгли сало. Наблюдать за огнем постоянно назначалось два казака. 12 октября 1798 г. слюду вышибло ветром из фонаря и маяк сгорел.

Разворот из книги Э. Бутакова "Вокруг Байкала за 73 дня"

О подробностях сооружения маяка на труднодоступной отвесной скале можно прочитать в газете «Восточное обозрение» №44 за 27 февраля 1901 г.: «При выборе места для постройки маячной будки в бухте Песчаной наилучшим пунктом представлялась недоступная скала Большая Колокольня, разделяющая бухту Песчаную с бухтой Бабушкой. Поставленный там маяк, при громадной высоте огня в 376 фут, освещал бы все озеро в этой части на 50–верстном расстоянии.

Постройка этого маяка началась 19 июня 1899 года, огонь зажжен 30 июля, а все работы окончены 2 октября. Строительство маяка – ярчайший пример самоотверженности простого человека, матроса Трофима Сосновского. Высота Большой Колокольни достигала около 80 метров, и «для достижения вершины скалы являлось необходимым строить леса, поднимая их на высокую и очень крутую гору, и стоимость такой работы превысила бы все денежные средства, предназначенные для маяков». С помощью пороховых взрывов следовало, первоначально, очистить на скале площадку для маячной будки. Задачу решили без больших финансовых затрат. Трофим «вызвался взойти на отвесную скалу и исполнил это в течение трех часов с большим риском для собственной жизни. Он занес с собою тонкую веревку, спустивши которую начал поднимать необходимые для сооружения снаряды и инструменты», а затем в течение нескольких часов расчищал там площадку при помощи взрывов. Огонь этого маяка в ясную погоду был виден за 50 верст, что «можно объяснить только изумительной прозрачностью воздуха на Байкале».

Раньше на этом маяке горели обычные керосиновые фонари и для их зажигания смотритель маяка ежедневно поднимался наверх. До вершины скалы была построена деревянная лестница в 294 ступени. Керосиновые фонари вечером зажигали, а утром гасили. Позже была смонтирована автоматическая ацетиленовая горелка, эта горелка через каждые пять секунд давала яркую вспышку, хорошо видимую судоводителями за сорок-пятьдесят километров. Одного баллона хватало на два-три месяца при круглосуточных вспышках.

В журнале «Юная Россия» за 1917 год опубликован очерк А. Лытнева «По Байкалу» с рисунками автора. В нём написано: «Песчаная находятся в 90 верстах от села Лиственичного. Местность эта совершенно пустынна, жителей здесь нет, кроме только двух человек, которых судьба забросила сюда для спасения, быть может не одной сотни людей, бедствующих во время бурь на этом грозном «Святом море». Небольшая полукруглая бухта, с ярко золотистым песчаным берегом, имеет по сторонам два высоких шпиля гранитных скал – Большую и Малую Колокольни. На одной из них – северо-восточной, на самом верху устроен маяк. За ними вздымается мощный, лесистый Прибайкальский хребет. Заведующие маяком и метеорологической станцией Малиновские живут здесь только вдвоём. Эта, добровольно отрешившаяся от всего живого супружеская чета делает здесь незаметное, но в высшей степени полезное и ответственное дело. Жизнь этих симпатичных отшельников полна лишений и опасностей.

Маяк, на который приходится ежедневно подниматься Малиновскому, находится на большой высоте, а путь к нему довольно трудный и опасный не только в бури, но и в хороший летний день; а что же бывает в осенние снежные бури? Да ещё при 20–25 градусах мороза?

Маяк на мысе Большая Колокольня, архив А.М. Лавровой, 1949 г.

Я не раз поднимался с Малиновским на высокую скалу Большой Колокольни, куда ведет целая система деревянных лестниц: с перилами и без перил, наклонных и совершенно вертикальных, прикреплённых к отвесным скалам – всего более шестисот ступеней, крыш, лесных троп и дорожек. Когда мы шли по невысокому лесистому хребту – лестницами и лесными дорожками, то здесь идти было хорошо, но едва мы дошли до скал, как начались мытарства по лестницам разных наклонов и вертикально стоящих.

– Вот здесь-то и трудно бывает подниматься осенью, во время бурь, – говорит Малиновский. – Ветры бывают настолько сильны, что буквально срывают с лестницы, а маяк зажигать нужно и особенно во время бурь. Взбираясь по этим лестницам, я выработал особые приемы держаться руками за ступеньки, когда сильными порывами ветра срывает мои ноги и сбрасывает их с лестницы.

При этом он показал, как схватывается руками за ступеньки и висит в воздухе. Опасность ещё больше увеличивается, когда лестницы бывают обледенелыми.

– Но пока Бог милует, всё проходило благополучно, – сказал мой отважный спутник.

Прошли ещё несколько подобных лестниц и мы, наконец, поднялись на самый верх, где находятся фонарь и метеорологические приборы.

Под нависшей скалой, на маленьком выступе устроена небольшая деревянная площадка, которая висит над глубокой пропастью. Под самой же скалой стоит маленькая деревянная будочка, в которой и находится механизм вертящегося фонаря. Я не сразу решился войти на этот висящий над Байкалом балкон, а мой спутник смело подошел к перильцам балкона и, ободряя меня, сел на эти перила, а ногами захватился за деревянные перекладины».

Скала, где размещался маяк, Большая Колокольня, бухта Песчаая, 2022 г

Во многих современных публикациях ошибочно написано, что маяк венчающий Большую Колокольню является первым байкальским маяком, но это неверно. В 1895 году была создана Гидрографическая экспедиция Байкальского озера под руководством полковника Ф. К. Дриженко, которая в 1896 году начала рекогносцировочные работы на озере Байкал, и летом 1899 года экспедиция приступила к постройке «маячных огней» на озере. Первый маяк на Байкале, сооруженный благодаря деятельности гидрографической экспедиции Ф. Дриженко, исследовавшей озеро в 1896–1902 годах, был зажжен 29 июня 1899 г. над низменным мысом Большая Голоустная. Маячная комната была сооружена в 2-метровой надстройке над крыльцом, ранее построенного дома, метеорологической станции. Обязанности смотрители Голоустнинскаго маяка принял на себя наблюдатель этой станции. Маяк на Большой Колокольне появился месяц спустя.

Навигационные огни для ориентирования судов зажигали на Байкале и ранее. Самый первый 8-метровый маяк на Байкале был построен в 1761 г. по предписанию Сибирского губернатора Соймонова, который 30 апреля 1760 г. предписал Вульфу, иркутскому вице-губернатору, построить маяк на Байкале на Южном (Посольском) берегу, так как в 1759 г. в этом месте, которое служило якорной стоянкой, погибло много досчаников, принадлежавших частным судохозяевам. В документах говорится, что «на постройку маяка употребили 70 лесин. Маяк был из бревен, в виде конуса, высотой 3–4 сажени, с настилом наверху, на котором, на земляной насыпи, жгли дрова. На первый раз для сигнального костра было заготовлено 6 саженей дров. При южном ветре, когда досчаники не могли пускаться в плавание с северного берега, дров напрасно не жгли».

2 июля 1763 г. последовало высочайшее указание о немедленной постройке маяка около пролива Прорва.

В 1781 г. на Посольском берегу был построен новый казенный маяк. Высота его была 45 футов. В ясную погоду он был виден за 15 верст. Освещение его производилось с помощью фонаря, в котором жгли сало. Наблюдать за огнем постоянно назначалось два казака. 12 октября 1798 г. слюду вышибло ветром из фонаря и маяк сгорел.


[1] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 391. Л. 13

Дагарский маяк, фото из лоции Дриженко, 1908 г.

Постройка двух первых маяков летом 1899 года гидрографической экспедицией Ф. Дриженко не исчерпала всех денежных средств, выделенных на это нужное дело. Поэтому начальник экспедиции решил «немедленно приступить к устройству еще двух маяков: в устье реки Селенги – Харауз, где движение судов всегда очень оживленное, и в проливе Ольхонские ворота, где до тех пор в ночное время почти нельзя было пользоваться превосходными якорными стоянками в совершенно закрытых бухтах».

В результате к 1903 году на Байкале установили 10 маяков[1]:

– Голоустнинский (около устья р. Голоустная)
– на мысе Большая Колокольня, бухта Песчаная
– Харауз – в устье р. Селенги на правом берегу протоки Харауз
– на мысе Кобылья Голова, на юге острова Ольхон
– Туркинский – на горе Туркинской
– Горячинский – на мысе Тонком
– Ушканий на острове Большой Ушканий
– Котельниковский – на мысе Котельниковский
– Дагарский – устье Дагара на р. Верхней Ангары
– Душкачан – в устье Душканчана на р. Верхней Ангаре

Каждый маяк состоял из 15–20-метровой пирамиды с маячной будкой на ней. Согласно судоходным документам в 1907 г. по Бакалу ходило 13 пароходов и 37 непаровых судов.

Маяк на мысе Кобылья Голова, остров Ольхон

Маяк в Порту Байкал («Устьянский») считается самым старым из существующих маяков Иркутской области, изначально он был установлен на мысе Баранчук рядом с железнодорожным полотном станции. Позже сооружение перенесли наверх на гребень мыса, где он находится и сейчас. Высота маячного огня над землей – 8 м, внешний диаметр опоры-цилиндра ≈1,5 м; внутренний диаметр – 1,4 м, общая высота – более 10 м. Установлен на отметке примерно 130 метров над озером или ≈125 м от уровня железнодорожного полотна. К маяку со времени его установки на мысу ведет лесная дорога, пробитая из долины Малый Баранчик (от поселка Байкал). Раньше маяк работал на газе, смотритель подымался прямо от станции по деревянной лестнице, построенной на очень крутом, почти отвесном склоне мыса. Впоследствии к нему провели электричество, свет включался и выключался автоматически, посредством фотоэлементов, реагировавших на восход-заход солнца, а деревянную лестницу разобрали. Поэтому в свой «электрический» период жизни маяк не имел обслуживающего персонала. «Устьянский» маяк действовал до 1984 года. В настоящее время он входит в состав архитектурно-ландшафтного заповедника (в ансамбле Кругобайкальской железной дороги) и охраняется государством.

Сохранилась и аналогичная башня маяка Мысовой. Она расположена на окраине мыса в городе Бабушкин на восточном берегу озера (до 1941 года — Мысовск). Почти 80 лет маяк простоял заброшенным, в 1998 г. был отреставрирован по распоряжению нач. ВСЖД. 15 метровая лестница внутри маяка ведёт наверх на площадку, над которой раньше располагался медный колпак с фонарём. От маяка в п. Танхой после закрытия Байкальской переправы остался лишь каменный фундамент. Он находится на возвышении, неподалеку от старинных причалов порта. Маяки «Мысовой» и на станции Порт Байкал «Устьянский» выполнены целиком из металла, изготовлены из прочной сименс-мартеновской стали одновременно с легендарными ледоколами «Байкала» и «Ангара» в Англии кораблестроительной фирмой «Армстронг и К°».

Декоративный маяк в Листвянке построен на территори, примыкающий к турбазе "У озера". Регулярно зажигается в вечерние часы, 2022 г.

[1] ГАИО. Ф. 31. Оп. 3. Д. 391. Л. 13

Теги

Волков Сергей

Путешественник, действительный член Русского географического общества, писатель, фотограф, много лет путешествует по Байкальскому региону и Центральной Азии.