Перевозка Чехословацкого корпуса из России 1919-1920 гг. (PDF, русск. - машинный перевод + чешск. - оригинал)
PDF журнала "Легионерское направление" 2020 г., Чехия, специальный номер к 100-летию возвращения последних корабельных транспортов из России
О событиях Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке написано настолько много, что всего не перечитать. В своих воспоминаниях бывший министр снабжения правительства Колчака И.И. Серебрянников пишет: «Под натиском красных белые армии адмирала Колчака начали отступать в глубь Сибири к границам Китая и Персии. Это отступление, по глубине трагизма и драматизма событий, его сопровождавших, может быть признано одним из потрясающих моментов новейшей истории мира. Здесь произошло много невозможного, невообразимого, случилось много легендарного... Художественное изображение этого великого отступления и событий, последовавших за ним, может быть по силам лишь гениям литературы, равным Гомеру или Льву Толстому. Историческое исследование этого момента русской истории может заполнить десятки томов». Несмотря на то, что действительно о событиях 1919–1920 гг. написано и издано огромное количество работ, легионерская тема Чехословацкого корпуса в Сибири – Анабазис их долгого и сложного пути домой на русском языке представлена крайне скупо. Вся обширная легионерская литература, воспоминания очевидцев сибирских событий с редкими историческими фотографиями, издана исключительно на чешском языке и на русский большинство из этих книг никогда не переводились. Мне кажется это даже странным, ведь вмешательство чехословацких войск во внутренние дела России имело решающее значение в свержение большевистской власти в 1918 г., а также и в успехе восстания эсеров против правительства Колчака в январе 1920 г. В цифровых чешских библиотеках сейчас размещены сотни книг с воспоминаниями чехословацких легионеров, практически неизвестные российским читателям, но имеющие важное историческое значение и дополняющие картину важнейших событий Гражданской войны. Архив чехословацких легионеров был собран и перевезён в Чехословакию, благодаря деятельности историографа Ф. Штейдлера.
Франтишек Штейдлер[1] – первый историограф армии Чехословакии. 1 мая 1918 года он был вызван из Барнаула в штаб Восточного фронта в Иркутск, где начал свою деятельность историком и архивариусом Чехословацкой армии. Как заведующий историческим отделом штаба войск Чехословацкой республики в России (с 27 июня 1919) издал инструкцию, которая должна была направлять историко‑архивную работу в армии Чехословацкой республики в России. Благодаря этому даже в очень тяжелых условиях боев и перемещений удалось собрать многие документы о передвижении чехов и словаков в России. Этот фонд стал основой архива Чехословацкого армейского корпуса в России. Благодаря настойчивой и энергичной работе Штейдлера удалось собрать почти все важнейшие документы о легионах в России, создать большой фонд фотографий и кинохроники, которые впоследствии вошли в состав фондов так называемого «Мемориала Освобождения» в Праге. На материалах этого фонда в Чехии опубликовано большое количество книг, богато иллюстрированных историческими фото. Одно из подобных интересных изданий, юбилейный номер легионерского журнала с большим количеством редких исторических фотографий, посвящённый перевозке Чехословацкого корпуса морским транспортом из Владивостока на родину, переведённое на русский язык с помощью автоматического перевода, смотрите ниже. Оригинал журнала на чешском языке доступен для скачивания по адресу:
Масштабная переброска 56-тысячной чехословацкой армии в 1919–1920 гг. из России на родину, через полмира по южному маршруту и кругосветное путешествие через Тихий океан и Америку, протяжённостью почти 30 тыс. километров, не имеет аналога в военной истории. Она была именована термином Анабазис от греч слова anabasi – идти назад. Этот термин использовал греческий поэт Ксенофонт в названии своего самого известного произведения «Анабазис», посвященного военному походу 10 000 греческих солдат-наемников на войну в Персию и особенно их трудному и долгому возвращению домой после поражения в битве при Кунаксе. В чешской литературе о легионерах термином «анабасис» называют, по аналогии с древнегреческой поэмой, сложный и длинный путь чехословацких легионеров по Сибири к Владивостоку и далее морем на родину, связанный с борьбой и преодолением препятствий. Рудольф Медек, автор пятитомной эпопеи о легионерах, назвал одну из книг – «Anabáze» (1927) – «Анабазис».
Первый официальный транспорт, итальянский пароход SS Roma, с 139 инвалидами, ранеными и пожилыми чехословацкими легионерами отплыл из Владивостока 15 января 1919 года. Последний 36-й транспорт, американский корабль USAT Heff, с 720 чехословацкими легионерами и 451 гражданским отплыл 2 сентября 1920 года.
Большинство транспортов, их было на этом маршруте двадцать восемь, шло южным маршрутом около 2 месяцев вокруг берегов Китая и Индии к Красному морю и Суэцкому каналу к Средиземному морю. Первые корабли отправились в Неаполь и Марсель, а затем в Триест, Италия. Меньшая часть легионеров отправилась домой по-другому – кругосветному 3-месячному маршруту. Из Владивостока через Японию через Тихий океан в Америку отправилось шесть транспортов. Затем по железной дороге из Ванкувера через Канаду или из Сан-Франциско через США до Атлантического океана и снова на корабле в один из портов Франции, Италии или Германии. Три транспорта совершили путешествие из Владивостока через Панамский канал и далее через Атлантический океан в Европу. Всего за 1 год и 8 месяцев на 42 транспортах из России было перевезено 67 730 человек, в том числе 56 459 военнослужащих и 11 271 гражданское лицо. Из России не вернулось 4 112 человек – погибших и пропавших без вести в 1914-1920 гг.
[1] F.V. Stеidlег. Československé hnuti na Rusi «Památník odboje», Praha, 1921, str. 85–86.
Для просмотра издания в машинном переводе на русский и в оригинале на чешском в формате PDF кликните по изображениям обложек: