ПЕРВЕНЕЦ АНГАРСКОГО КАСКАДА – ИРКУТСКАЯ ГЭС
Текст сост. С. Волков из статей отца Н. Волкова
ПЕРВЕНЕЦ АНГАРСКОГО КАСКАДА – ИРКУТСКАЯ ГЭС
Из записных книжек моего отца, с аккуратно подшитыми вырезками его газетных публикаций, спецкора газет «Правда» и «Труд» о строительстве Иркутской ГЭС (1953 –1956 гг.): «…С крутого левобережья Ангары в районе деревень Кузьмиха и Малая Разводная хорошо видна обширная строительная площадка первенца Ангарского каскада – Иркутской ГЭС. Совсем недавно пришли сюда первые гидростроители, но как неузнаваемо преобразились эти некогда тихие и девственные места! …На скальном основании, опущенном на 20 м ниже уровня реки, завершается укладка фундаментной плиты ГЭС. В этом месте – рассказывает начальник строительства Андрей Ефимович Бочкин – реку перегородит плотина общей протяжённостью 2654 м. Она поднимет уровень Ангары почти на 30 м …С гордостью рассказывают на стройке о «ледовом» походе шагающего экскаватора № 6. После зимнего паводка многие гравийные карьеры оказались подо льдом. Было принято решение выводить шагающие экскаваторы с берега прямо в русло текущей реки и заготавливать необходимый грунт со дна»» (Газ. «Правда», 27 октября 1954 г.)
«Строящаяся ныне Иркутская гидроэлектростанция по выработке электроэнергии займёт третье место после крупнейших в Советском Союзе Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций. Необычен строительный материал плотины: она сооружается из смеси гравия с песком, которые добываются непосредственно на строительной площадке со дна реки. По инициативе кандидата технических наук т. Ремезникова зимняя укладка суглинка с наступлением холодов стала вестись «мокрым способом». На рабочих участках плотины устраиваются прудки, наполненные водой. Мёрзлый суглинок отсыпается в воду и быстро в ней оттаивает. Так была решена сложная техническая задача укладки суглинистого ядра плотины». (Газ. «Правда», 11 января 1955 г.)
«28 мая, 1956 г. Покорение сибирской реки. Эту картину с затаённым дыханием наблюдали многие строители Иркутской ГЭС. Тяжелогружёный автосамосвал, за рулём которого сидел один из лучших шоферов стройки т. Максимов, уверенно въехал на понтонный мост. Развернулся на нём и, попятившись к нижней его кромки, сбросил в воду первые кубометры камня. Вслед за ним на мост въехали ещё два десятка самосвалов. В воздух поднялись фонтаны брызг. На восьмиметровую глубину реки были сброшены первые партии камня. Будто эхом пронеслось по стройке радостная весть: «Перекрытие Ангары началось!» (Газ. «Труд», 29 мая 1956 г.)
«9 июля, 1956 г. Штурм Ангары. Вдохновенный труд шоферов и механизаторов, чёткая организация движения машин на дорогах позволили разгружать на мосту от 300 до 400 машин в час. Но чем интенсивнее становилась отсыпка камня и грунта, тем больше неистовствовала река. Чтобы точно знать, как идёт отсыпка, гидрологи то и дело выводили на бушующую стремнину свой маленький катер и тщательно вымеряли глубину и расход воды» (Газ. «Труд», 11 июля 1956 г.)
«10 июля, 1956 г. Ангара покорена. Строители Иркутской ГЭС одержали победу над легендарной Ангарой: сегодня они сомкнули земляные дамбы. Река нехотя замедлила свой бег и, подчиняясь воле человека, пошла по новому руслу – через здание ГЭС. Сбросив в реку 35 тысяч кубометров грунта, 12 тысяч кубометров камня и около 3,5 тысяч кубов из бетона весом от 4 до 5 тонн, сибирские гидростроители навсегда разлучили ангару со своим старым руслом. …Это случилось в самый ответственный момент штурма, когда разбушевавшаяся река стала уносить камень и строители стали сбрасывать в воду многотонные кубы из бетона. Безоблачное небо вдруг потемнело. Грянул ливень. Один из разрядов молнии ударил в токоприёмное устройство экскаватора «УЗТМ №2». Машина вышла из строя. Одновременно была повреждена линия, питающая площадку, где грузились бетонные кубы. Однако бригада электриков под проливным дождём в короткий срок исправила повреждения». (Газ. «Труд», 12 июля 1956 г.)
«Пущен первый агрегат Иркутской ГЭС. 29 декабря в 1 час 37 минут первая турбина Иркутской ГЭС приняла промышленную нагрузку. Великая сибирская река окончательно покорилась человеку и отдала часть своих сил на службу богатейшему таёжному краю. Первенец ангарского каскада гидростанций подключен к системе Иркутскэнерго и дал ток промышленным предприятиям Иркутска, Ангарска. Усолья-Сибирского и Слюдянки, а также электрифицированному участку Восточно-Сибирской железной дороги». (Газ. «Труд», 30 июля 1956 г.)
«Вторая турбина Иркутской ГЭС дала ток. 31 декабря 1956 г. Встреча нового года совпала у иркутских гидростроителей с пуском второго агрегата. Таким образом, первая очередь Иркутской ГЭС, предусмотренная правительственным заданием, вступила в эксплуатацию и успешно подключена к системе «Иркутскэнерго». (Газ. «Труд», 1 января 1957 г.)
КАК ХОТЕЛИ ВЗОРВАТЬ ШАМАН-КАМЕНЬ В ИСТОКЕ РЕКИ АНГАРА
На крупной конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири, проходившей в августе 1958 г. в Иркутске, был озвучен проект инженера «Гидроэнергопроекта» Николая Григоровича «Улучшение гидроэнергетической характеристики р. Ангары путём сооружения прорези в истоке».В докладе предлагалось использовать 30 тысяч тонн взрывчатки для подрыва Шаман-камня, мешающему стоку Ангары, и углубить русло реки, что, по его мнению, увеличит мощность Иркутской и Братской ГЭС на 15 %. По расчетам, от мощного линейного взрыва образовалась бы расщелина глубиной 25 метров, шириной 100 м, длиной около 7 км. Проект инженера Григоровича вызвал бурное обсуждение среди учёных и в прессе. Против него решительно выступили профессор-байкаловед М.М. Кожов и директор Байкальского лимнологического института Г.И. Галазий. Окончательную точку в этой борьбе за Байкал поставили учёные-геологи, которые заявили, что взрыв 30 тысяч тонн аммонита в устье Ангары приведёт к абсолютно непредсказуемым последствиям сейсмического характера. Ниже стенограмма прений по этому проекту.
Справка из статьи «Первенец Ангарского каскада: 60 лет Иркутской ГЭС» (официальный портал Иркутской области)
«Иркутское водохранилище заполнялось в течение семи лет. В зоне затопления и подтопления Иркутского водохранилища оказалось 138,6 тыс. га., в том числе 32,3 тыс.га земель, используемых в сельском хозяйстве, более 200 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск-Листвянка и железнодорожная линия Иркутск-Михалево-Подорвиха-Байкал. Всего в период строительства ИГЭС было переселено 3,3 тыс. дворов, 17 тысяч человек. Промышленные предприятия перенесены на новые места, а взамен старых поселков построены новые».